Вы здесь

Предложения со словосочетанием "познание действительности"

Предложения в которых упоминается "познание действительности"

Право в этом последнем смысле относится не к области существующего, а к области долженствующего существовать; оно состоит из понятий и положений, которые служат не для познания действительности, а для оценки её.
Под знанием мы понимаем результат познания действительности, проверенный в процессе практической деятельности и удостоверенный логикой.
Метод в широком смысле представляет собой способ познания действительности, изучения явлений природы и общественной жизни, достижения какой-либо цели.
Различия между «большим» и «малым» дискурсами, конечно, нельзя понимать таким образом, будто первый являет собою «чистую теорию», отстранившуюся от политической злобы дня, тогда как второй — некую сумму идеологических верований (или внушений), оторванных от теоретического познания действительности.
Язык — это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.
Понятие о возможности иллюзорного существования возникает в процессе познания действительности (по мере его усложнения).
Научное мировоззрение создаёт основу для правильной ориентации человека в мире, выбора направлений и средств познания действительности и её преобразования.
Сотканный из комплексов и амбиций, маленький человек, однако, уже прочно стоит на пути познания действительности.
Какие бы конкретные задачи ни ставила практика перед наукой, решение этих задач может быть осуществлено лишь по достижении наукой определённого соответствующего уровня, определённых ступеней развития самого процесса познания действительности.
При помощи сигналов и письменных знаков язык отражает результаты познания действительности.
Под методологией в широком смысле этого слова материалистическая философия понимает систему идей, теоретических представлений о познании действительности.
Литература создаёт возможность особого познания действительности, преломлённой в воображении писателя.
Выход на стадию синтезированного решения проблем криминалистической методики, стремление к разработке целостной теоретической модели на основе философского всеобщего метода познания действительности создают теоретические предпосылки для выявления и устранения недостатков в функционирующей системе методико-криминалистических знаний.
Философия — это наука как определённый вид эмпирического и теоретического познания действительности, имеющий дело с особыми понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями.
Она зависит от достигнутого уровня познания действительности и его практического освоения.
Модели познания мира и его преобразования как совокупность накопленных методов теоретического познания действительности и способов практического решения различных проблем.
Вместе с тем, противореча самому себе, он призывал руководствоваться при расследовании преступлений принципом «от метода совершения преступления — к методу его раскрытия», указывая, таким образом, на общий путь познания истины в процессе доказывания, который в криминалистически интерпретированном виде основывается на всеобщем методе познания действительности — одном из основных элементов диалектической логики.
Если рациональные идеальные конструкции, отчуждённые от живой действительности и живого человека, могут стать основой тоталитарно-догматических программ переустройства мира, то представление о рациональности, акцентирующее точное «трезвое» познание действительности «как она есть», «без иллюзий и субъективности», достаточно легко вписывается в конформистское сознание и становится также, как и в ситуации с догматистско-авторитарным сознанием, средством его самоутверждения и самооправдания.
Отмеченная черта выражает самую суть логического способа познания действительности, характеризуемого тенденцией к «статизации» её различных объектов исследования.
Мышление — процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, результатом которого является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта (содержания ощущений, представлений, восприятия).
Напротив, правильно выбранный метод способствует эффективному познанию действительности.
Безусловно, познание действительности требует от исследователя определённого уровня знаний этой действительности.
Таким образом, можно говорить об абсолютной истине в узком смысле слова — знании, которое не опровергается при дальнейшем развитии человеческого познания действительности, и в широком смысле слова — никогда не достигаемый предел нашего познания, исчерпывающее знание всего мира.
Любая форма научного познания действительности есть в конечном счёте лишь некая модификация или, точнее сказать, форма собственно человеческого познания, а не какое-то эксклюзивное, с налётом магического таинства священнодействие.
Упор отдельных авторов на то, что идеальный тип только вспомогательный инструмент познания действительности, представляется несколько двусмысленным.
Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий.
Однако минус на минус даёт плюс — отсутствие логики и интуиции, соединяясь между собой, порождают совершенно оригинальный тип познания действительности — мистический.
Так как уголовно-процессуальная деятельность связана с познанием действительности, то теория доказательств, доказательственное право и практическая деятельность органов предварительного расследования и суда основаны на теории познания (гносеологии).
Образ — это особый способ воспроизведения и познания действительности.
Спецификой теоретической социологии является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности.
Что же требуется суду: навыки конкретного лица, процесс познания действительности на основе имеющихся знаний лица, знание, как таковое, о явлении, процессе, существующее в социуме на данный момент?
Знание — 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; 2) обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении; 3) инструмент организации деятельности на различных структурных уровнях организации людей.
Знание, по определению, — есть верное отражение действительности в мышлении человека, «проверенный практикой результат познания действительности».
Первым последовательно модернистским художественным направлением был кубизм, заменивший принцип познания действительности средствами искусства формальным экспериментаторством.
Решающим оказывается категорический отход лингвистического поворота от позитивизма, до 1960-х годов сводившего познание действительности к количественно выражаемым данным.
Системно-комплексный (многосторонний) метод познания действительности, сконструированный философами и политологами и проникший в юриспруденцию и политэкономию в середине прошлого века, оказался не только применимым, но и полезным.
Диалектика как искусство аргументации, наука логики служит для всех наук эффективным инструментом познания действительности (Краткая философская энциклопедия.
Деятельность в контексте общей теории управления состоит из двух элементов: познание действительности и управление действительностью.
Базовые основы индивидуального мировоззрения, дающие объективные представления об устройстве и единстве действительного мира, человеческий индивид получает из знаний, которые собраны и сохранены обществом, в процессе своего существования, ибо человеческий индивид не способен в одиночку проделать ту огромную научно-исследовательскую работу по познанию действительности, которую проделало человечество за время своего существования.
Таким образом, познание действительности заканчивалось знаниями индивида, которые ограничивались в силу физических и умственных способностей индивида.
Учёные утверждают, что познавательная деятельность в процессе обучения соотносится с движением обучаемых от незнания к знанию, от неумения к умению, от случайных наблюдений к системе познания действительности.
Знание есть «проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий» 2, фиксируемое в форме знаков естественного и искусственного языков.
В XIX веке масштабное развёртывание социальных исследований обусловлено социально-экономическими, политическими, духовными потребностями и логикой развития самого научного познания действительности.
В общеупотребимом значении методология — учение о методах, способах познания действительности.
Если речь идёт о процессе познания события преступления, то это форма отражения самого события преступления и оставленных им следов как реальных явлений, частей действительности, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения.
Возможна различная степень истинности познания, но познание всегда будет тем правильнее, чем достовернее идеи будут соответствовать действительности, потому что даже самые простые и самые очевидные идеи есть не что иное, как соответствие простейшему и очевиднейшему в действительности.
Дуализм мира действительности и мира ценностей (того, что есть, и того, что должно быть) учёный объявлял «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу религиозных ценностей.
Выясним для этой цели коротко то отношение, которое наша теория познания устанавливает между трансцендентным долженствованием и изучаемой специальными науками действительностью.
Надо повторить при этом, что, признавая выставляемую закономерность лишь дающею первое приближение к истине, нельзя ручаться за полную точность выводимых следствий, но тем не менее над ними следует остановиться для того, собственно, что очень часто, особенно за последний век, числами, так сказать, баловались, не заботясь о приложении полученных выводов к каким бы то ни было жизненным явлениям, а моей заветною мыслью служит то соображение, что математический разбор явлений действительности тогда только служит для надлежащего уяснения предмета и для истинного познания вещей, когда он не только выводится из действительных данных, но когда в то же время он и даёт следствия, непосредственно с действительностью связанные и представляющие для неё свой интерес.
Драматическое необходимо рассматривать не только как форму отражения объективной действительности, но и как то, что может существовать наряду со всеми другими вещами само по себе и быть формой познания подобно тому, как итальянское кино (неореализм) стремится тесно сблизить два понятия — жизнь и зрелище, — чтобы первое поглотило второе.
Овладеть всеми методами познания достаточно сложно: они так же многообразны, как и окружающая нас действительность.
Выше схематически обрисованные этапы, через которые проходит путь взаимодействия собственно сравнительного и абстрактно-аналитического способов изучения объектов, воспроизводят по сути дела имеющийся в социально-историческом познании последовательный процесс обобщения исторической действительности и использования добытых теоретических знаний для достижения определяющей целевой установки исторической науки — воспроизведение объектов исследования в присущем им специфическом, локально данном своеобразии.
Умненькие дети, как правило, отличаются ещё и тем, что в раннем возрасте им предоставлялись (да и впоследствии продолжают предоставляться) обширные возможности для активного, действенного познания окружающей действительности.
Современный этап развития науки привнёс новое в познание экономической действительности.
Тем не менее они служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности.
Из этого следует, что познание — сложный процесс, включающий различные формы субъективного освоения объективной действительности.
Эмпирический познающий субъект в познавательном процессе образует понятия, а понятия представляют из себя уже переработанную в известных формах действительность, и наш вопрос о научной обработке материала превращается в методологическую проблему: задачу отыскать те формы, в которые укладывается научное познание, и определить их отношение к прежде упомянутым формам — категориям.
Потребность в познании выступает как общая потребность — в ориентировке (познание мира как целого), и как частная — желание познать специфические явления действительности.
Действительность в объекте зависит от познания субъекта, познание же зависит от действительности в самом субъекте, от характера его существования.
Благодаря этому свойству природы человек через внешние рецепторы может воспринимать окружающую его действительность, в результате чего происходит процесс познания человеком мира (мироощущение) и в сознании человека появляется субъективный образ объективного мира.
Нонконформист-поэт и потребитель-буржуа: вот полюса социума, два крайних варианта бессознательного приспособления к действительности; бунт — это вполне адекватная и эффективная форма того же приспособления, но никак не познания (альтернативы приспособлению): это форма выражения крайнего недовольства, за которым непременно последует более совершенное по духу и букве приспособление.
Заблуждение является искажённым отражением действительности, оно затрудняет наше познание, но это неизбежный момент познания.
Тем самым игра не просто приумножает искусственные временные мирки, куда можно убежать от действительности, но расширяет границы мыслимого, открывает новые смысловые горизонты и становится одним из путей познания мира.
Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.
Уже поэтому без необходимых и свободных оснований нельзя отождествлять наше познание с самой исторической действительностью.
Господствующая на сегодня парадигма познания — неясная, неэффективная, регрессирующая — теснит и искажает действительность, препятствуя осознанию прошлого и незамутненному взгляду в будущее.
Мышление признано высшей ступенью человеческого познания, это обобщённая ориентация в конкретных ситуациях действительности, так как отражает предметы и явления действительности.
Общий характер этой эпохи — наивный, непосредственный реализм мышления, которое не спрашивает себя о возможности и условиях познания и для которого сами идеи, сами концепции его, обладают не подлежащей сомнению действительностью и достоверностью, облекаются в конкретные, телесные, стихийные образы: «сущее» мыслится в виде тела или вещества, и сами «числа» пифагорейцев являются протяжёнными материальными величинами.
Это означает, что в содержании политического сознания наряду с объективными результатами познания существующей социально-политической действительности присутствуют и субъективные представления участников политики о ней.
Познание явлений объективной действительность осуществляется не ради познания, а для практики.
Категории в философии — предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.
Методом науки уголовного процесса, прежде всего, является диалектика как общий для всех отраслей знания способ познания объективной действительности.
Ведь если сама действительность, выступающая объектом науки, существует вне и независимо от сознания познающего её субъекта, то становление и развитие этой науки, её предмет определяются именно общественным субъектом познания, выделяющим на основе определённых потребностей ту или иную сторону в познавательном объекте и изучающим её соответствующими методами и средствами.
Упростить воззрительный материал, охватить в познании непосредственную действительность, сделать необозримое обозримым — в этом заключается логическая сущность естественно-научного понятия.
Использование философских методов познания экономической действительности в современной экономической науке следует признать абсолютно неприемлемым.
Такая концепция согласуется со структурой процесса познания, исследования фактов действительности, в основе которых три вида средств: органы чувств, мышление и технические средства.
Во все времена по-разному философы отстаивали свою самостоятельность и своё противление мировой данности, говоря, что цель их познания — свобода, а не природа, дух, а не материя, ценность, а не действительность, смысл, а не необходимость, сущность, а не являющееся.
Методология планирования — это совокупность приёмов исследования с целью познания и преобразования действительности.
Не собираясь подвергать сомнению существование объектов, действующих на наши органы чувств, кубисты вместе с тем из элементарной гносеологической грамотности ограничивали своё знание внешнего мира образами, которые его предметы вызывают в человеческом уме, хотя не понимали того, что познание этих «образов» действительности и есть познание самой действительности.
Раскатова, который предлагает при выявлении сущности принципов права иметь в виду следующее: 1) правовой принцип — всегда не только начало, основанное на констатации, не только средство внутренней саморегуляции, а прежде всего — требование нормативного характера; 2) каждый принцип отражает уровень познания, степень овладения той или иной закономерностью правовой действительности и отношение к ней; 3) правовые принципы в высшей степени диалектичны по своей природе: единство объективного и субъективного, возможности и действительности; 4) принципы права выражают противоположные тенденции происходящих общественных процессов; 5) они служат формой единства и сосуществования противоположностей, средством разрешения противоречий.
На разных этапах становления человеческой мысли, к каким бы феноменам действительности ни обращалось познание, оно вынуждено было обращаться к феномену человеческой личности и пытаться найти ответы на вопросы о месте человека в мире, его происхождении, предназначении, достоинстве, смысле существования, роли в истории, его уникальности и типичности, в том числе и на вопросы о том, как прошлое, настоящее и будущее определяют жизнь человека, границы его свободного выбора.
Если значение общения в познавательной и эмоциональной сфере с возрастом убывает, то общение в процессе познания себя и социальной действительности на протяжении жизни не теряет своей значимости.
Результат познания окружающей действительности в систематизированной форме выражается в различного рода учениях, концепциях и доктринах.
При наблюдении речь идёт о познании явлений, внешней стороны действительности, которая открывает путь к познанию внутренней сущности исследуемых явлений.
Действительность и в этом смысле была бы и неинтересна для нас с точки зрения научного познания, и не под силу нам.
Принятие на веру любых теорий — исключительно не продуктивный путь в познании социально-экономической действительности.
Эти принципы формируют стиль восприятия действительности и мышления, модель поведения в обществе, побуждают человека к активным действиям в познании самого себя, окружающего мира и самосовершенствованию в нём.
Важнейшей задачей развития мышления ребёнка является формирование у него таких форм познания предметов и явлений окружающей действительности, которые отражали бы существенные признаки, связи и взаимоотношения между ними, что является предпосылками для формирования обобщённых представлений и элементарных понятий.
Методологическую основу дидактики представляет теория познания, занимающаяся источниками, закономерностями, формами и методами познания окружающей действительности.
Это приводит дальше к установлению предпосылок, основных понятий, методов и теорий научного познания и в конце концов к критическому уяснению всего целого нашего знания, — и только это уяснение открывает взгляд на высшие принципы природной и духовной действительности.
Она также включает в себя активное познание человеком окружающей его действительности, овладение навыками коллективной работы, развитие необходимых коммуникативных способностей.
Познание — 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.
Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения (рефлексии) реальной действительности в сознании человека.
Однако идеологизированный, классовый подход к познанию и явлениям окружающей действительности не позволяет объективно оценить противоречивую действительность.
Эстетика, например, выясняя задачи искусства и рассматривая вопрос о том, может ли искусство отражать действительность, как это утверждает натурализм, или и в нём есть известная доля переформирования действительности по известным нормам и идеалам, должна при решении этого вопроса прибегнуть к теории познания.
Дедукция представляет собой способ исследования, при котором познание экономической действительности осуществляется путём движения мыслительного процесса от общих положений к частным и более конкретным.
Но за различием имён скрывается и различие действительности: тот глубокий антагонизм, которым проникнуты все отношения науки и философии, показывает, что и в самом деле есть две независимые области, куда разум несёт свои приобретения, и что, следовательно, единства познания не существует.
Хотя признать его сознательным диалектиком нельзя, у него история исполняет роль методологического ключа познания современной ему действительности.
Формулирование данного понятия — сложный процесс, который основывается на философской интерпретации понятия всеобщего метода познания объективной действительности в криминалистической методике.
Мы же дадим свою формулировку: миф — это непрерывный процесс познания, структурирования и наделения смыслом окружающей действительности, а также определение в ней себя.
Это примирение может быть достигнуто лишь путём познания того положительного, в котором вышеупомянутое отрицательное исчезает, становясь чем-то подчинённым и, будучи преодолено отчасти благодаря сознанию того, что? в действительности оказывается конечною целью мира, отчасти благодаря сознанию того, что эта конечная цель осуществлялась в мире и что в конце концов зло не отстояло своего значения наряду с этою конечною целью мира.
Диалектический метод является всеобщим методом познания окружающей нас действительности и составляет методологическую основу науки уголовного процесса.
Вместе с тем, когда исследователи употребляют понятие «теория», то прежде всего, видимо, имеют в виду обобщённую систему научных знаний, научное объяснение сущности объекта и предмета научного познания, гипотезу исследования, систему принципов и методов познания, помогающих более чётко и глубоко познать социальную действительность или выявить определённую идеологию социального действия, основные правила или законы «социозащитной» и «социопомогающей» деятельности.
Прихожан (1997, 1998, 2000) страх понимается как своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношении к ней.
Познание совершается, по их убеждению, посредством чувственного соприкосновения с действительностью, а также путём понимания воспринятого чувствами.
Основной идеей педагогики как науки является теория познания (отражение действительности в сознании человека).
Это примирение может быть достигнуто лишь путём познания того положительного, в котором вышеупомянутое отрицательное исчезает, становясь чем-то подчинённым и, будучи преодолено отчасти благодаря сознанию того, чт? в действительности оказывается конечною целью мира, отчасти благодаря сознанию того, что эта конечная цель осуществлялась в мире и что в конце концов зло не отстояло своего значения наряду с этою конечною целью мира.
Каждое из них связано с определённым способом восприятия информации субъектом уголовной юрисдикции; каждое из них обусловлено определённым методом познания человеком объективной действительности.
На этой основе зарождались и развивались простейшие научные методы, пробивались первые ростки рационалистического научного познания окружающей человека действительности.
Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории и образцов организации практической политической деятельности.
Отчуждённые от многообразной, многокрасочной действительности с её противоречивыми тенденциями и от живых людей в полноте их реального существования, идеальные конструкции рационального познания при определённых социальных условиях превращаются в догму, которая выступает в качестве «идеального плана», программы, проекта тотального преобразования действительности — общества, людей, природы.
И так как на самом деле вся действительность, низшая, равно как и высшая, духовная, составляет лишь две стороны одной и той же основной сущности, то невежественный в области низших познаний по большей части останется также невеждой и в высших вещах.
Миф определим как непрерывный процесс познания, структурирования и наделения смыслом окружающей действительности, а также определение в ней себя.
Конструктивистский подход обусловлен тем, что эпистемологи пришли к осознанию недостаточности понимания познания как отражения действительности и когнитивной деятельности как простой, пассивной адаптации к окружающей среде.
К новым научным результатам следует отнести новые теории и методы познания, новые закономерности, принципы, правила и модели, а также теоретическое и экспериментальное явлений реальной действительности.
Теория познания, которая лежит в основе познавательной деятельности человека, и практическая деятельность убедительно свидетельствуют, что в ходе расследования и рассмотрения дела можно установить обстоятельства дела в соответствии с действительностью, то есть отыскать объективную истину в уголовном процессе.
Захарова, страх — это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней.
И именно, изучая механику (на приличном уровне, конечно) можно лучше всего усвоить метод рациональной науки и понять, что такое есть научное познание и вообще человеческое познание и как оно соотноситься с описываемой им действительностью.
Понятия и категории политологии выступают в качестве обобщённого результата познания политической действительности, в них отражаются специфические признаки, стороны и свойства политических явлений, а также наиболее существенные отношения и закономерные связи между ними.
Экономическое мышление, являясь одной из важных характеристик субъектов производственных отношений, хозяйственных связей, представляет собой процесс познания человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, сложившихся экономических отношений, осознания своего места в них, освоения норм рационального хозяйствования и поведения, прогнозирования хозяйственных событий, выработку соответствующих образов целесообразной деятельности.
Закон единства и борьбы противоположностей в богоборчестве является одним из основных законов диалектики, выражающим источник самодвижения и развития явлений природы и социально-исторической действительности, выступающим и как всеобщий закон познания, и в материалистической диалектике занимает центральное место, являясь сутью, «ядром» диалектики (Философско-энциклопедический словарь.
Логическое различение обоих порядков, тем не менее, возможно и необходимо, ибо, как это подробнее будет доказано ниже, всякое познание обусловлено возможностью обособлять подлежащий изучению объект, извлекать его из облекающих его наслоений и выделять из тех соединений, в которых он наблюдается в действительности.
Большинство учёных, исходя из теории познания и её основного положения о познаваемости мира, считают, что и в уголовном судопроизводстве все явления действительности могут быть познаны, истина установлена и любое преступление может быть раскрыто.
Научное познание, нацеливаясь на объективное исследование действительности, должно быть строго адекватно её изменениям.
Многие научные принципы, приёмы и способы познания социальной действительности, выработанные социологией, относятся к общенаучным методам.
Объект познания есть фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя.
Теоретико-методологической основой исследования послужил общенаучный диалектический метод познания социальной и правовой действительности.
Наука права есть поэтому наука нормативная, подобно логике, которая учит нас не тому, что объекты представляют собой в действительности, а только — как их следует мыслить, чтобы получить чуждое внутренних противоречий познание.
Наглядность информации о событии преступления означает такие её количество и качество, которые бы позволили любому субъекту уголовного преследования (и познания в целом) построить модель происшествия, адекватно отражающую событие преступления как компонент реальной действительности.
Это чувственное познание, неадекватное действительности, приводящее к заблуждению, но содержащее в себе элемент истины.
Для того чтобы схемы понятий наполнялись жизненным содержанием и в сети разума уловлялась действительная, а не воображаемая рыба, надо, чтобы познание имело орган такого удостоверения действительности, чувство реальности, которая не разлагается на отдельные признаки вещи, но их связывает собой в бытии.
В диалектико-материалистической философии познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический, социально и культурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности.
Эти формы присущи всей действительности как в отдельных её видах, так и в общем: опыт без «мышления», с точки зрения теории познания, немыслим.
Отражение человеком всего многообразия предметов и явлений окружающего мира и представляет собой познание объективной действительности.
Эти сведения могут служить и объектом познания, и ресурсом пополнения информационной базы: с одной стороны, сведения могут быть получены в результате исследования окружающей действительности и приобщены к уже существующей объективной системе знаний о мире, а с другой — быть объектом поиска, производимого конкретным потребителем для достижения его целей.
Стремление разделить окружающую действительность на составные части, затем пересчитать эти части, наклеить на них ярлыки и разложить по полочкам убивает и сводит на нет весь процесс познания.
Просветители способствовали тому, чтобы и чувственное отношение человека к действительности стало предметом разумного, или научного, познания.
Действительность — безгранично разнообразна, непрестанно изменяющаяся, непрерывна в научном и художественном познании.
Что же касается познания, то под ним принято подразумевать сам процесс отражения действительности в сознании человека.
Применение понятия «истина» позволяет в первую очередь исследовать вопросы доказательственного права и процесса познания независимо от того, что законодатель, формулируя нормы процессуального права, отказывается от этого понятия, которое позволяет теоретически описать возникающие в процессе проблемы установления реальной действительности.
Психологи отмечают важность игры для познания предметной и социальной действительности, интеллектуального, профессионального, эмоционально-волевого и нравственного становления и развития личности.
Это раздвоение должно быть отнесено на счёт нашего понимания действительности, на счёт форм познания эмпирического познающего субъекта.
Теоретическая политология ориентируется на познание сущностных сторон политических явлений и создание целостной научной картины политической действительности.
Психософия, обеспечивая последовательность анализа, даёт нам непретенционный взгляд на действительность, которая представляется теперь не какой-то не зависимой от нас «объективностью» (относительно которой всегда будет непонятно — доступна она для познания или нет), а реальностью, которую человек способен познавать, но несколько по-иному, в сравнении, например, с растением, клеткой или квантом.
Познаваемая действительность меняется от экзистенциального качества человека и от отношений человека к человеку, то есть познание носит социальный характер.
Они основываются на предположениях о природе действительности и о процессах человеческого познания.
Под объектом науки принято понимать реально существующую, познаваемую часть действительности, под субъектом же подразумевается тот, кто осуществляет целенаправленное познание и преобразование объекта.
Наука, опираясь на социологические методы познания объективной действительности, развивает уголовно-правую теорию и правоприменительную практику, используя возможности сравнительного правоведения, изучая зарубежный опыт применения уголовно-правовых норм в борьбе с преступностью и передового опыта законодательной техники, используемой для разработки уголовно-правовых запретов, способов и форм ответственности и наказания за нарушения соответствующих уголовно-правовых запретов применительно к российской действительности.
С одной стороны, усталость является предлогом для ослабления усилий, отхода от чего-либо, для формирования пресыщения, но с другой стороны — это помощь в совершении великих открытий и познании окружающей действительности.
Процесс мышления протекает на основе практической деятельности из чувственного познания человека и даёт возможность юристу познать скрытые стороны объективной действительности.
Объект — это часть действительности, нуждающаяся в социологическом познании.
Теория доказательств основывается на теории познания (гносеологии), которая раскрывает общие законы отражения объективной действительности в сознании людей и закономерности развития процесса познания.
В современных условиях накопленные знания об элементном составе права позволили перейти к качественно новому этапу познания права, анализу процессов и взаимодействий внутри права в целом, определяющих совокупную эффективность его действия на окружающую действительность.
Иначе говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями.
Мы уже говорили, что единственную действительность с точки зрения теоретико-познавательного идеализма представляет опытный, эмпирический мир, и естественные науки представляют не фотографию действительности, а только её объяснение; они изменяют её, стремясь сделать её обозримой, доступной нашему научному систематическому познанию.
Все эти закономерности и тенденции расширяют и углубляют познание людьми экономической действительности и самих себя, постепенно делают познание адекватным законам объективного мира.
Однако оно возможно и стало действительностью, чему способствовали громадные технические и практические успехи названного познания.
Посредством использования имеющихся знаний и навыков человек изучает окружающую действительность (методы научного познания бытия).
Философское познание не может быть лишь пассивным, послушным отражением бытия, мира, действительности — оно должно быть активным, творческим преодолением действительности и преображением мира.
Такая позиция приводит к выводу о том, что основная сущность процесса глобальных социальных изменений недоступна прямому познанию, проявляясь в действительности лишь отдельными свойствами, отражая, с одной стороны, сложившуюся необходимость, с другой — уровень становления участвующих в процессе субъектов и объектов и их возможности осознания собственной системности.
Объединение природных потенциалов двух форм цивилизаций обогатит и ускорит процесс дальнейшего познания окружающей действительности.
Потребности и установки человека определяют избирательность восприятия и мышления, пристрастность процесса познания мира, давая о себе знать, когда их влияние на действительность становится слишком заметным.
Значение общения в процессе познания себя и законов социальной действительности (познание других людей, особенности взаимодействия, взаимоотношений между людьми) не уменьшается на протяжении жизни.
Всякий метод познания характеризуется следующими основными свойствами: во-первых, состоит из нескольких последовательных этапов процесса научного познания; во-вторых, данный целенаправленный процесс направлен на получение истинных, доказательно-обоснованных и подтверждённых практикой обновлённых знаний об определённом предмете (объекте) действительности; в-третьих, научное исследование предполагает использование целого комплекса средств, приёмов и правил познания, адекватно отражающих специфику предмета (объекта познания).
Возникающая в процессе исследования теория — это не только система обобщённого знания, но и метод познания, поэтому теоретический объект каждой науки выступает также и в виде определённого способа описания действительности, обоснование которого является делом не только данной теории.
А так как в практическом осуществлении целей познания речь может идти только об индивидуальном, эмпирическом субъекте, то единственной действительностью оказывается непосредственный эмпирические мир.
Методы экономической теории представляют собой способы, приемы, инструменты познания человеком экономической действительности и воспроизведение её в качестве познанного результата в научных категориях, законах, моделях, графиках, формулах, символах и т.
Лишь с начала XX века учёных стал волновать вопрос об объективности научного познания и о соответствии научных гипотез действительности.
Это не стиль ещё и потому, что он индивидуален для каждого автора, который по-своему выражает познания окружающей его действительности.
Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности, а также законов развития как общества, так и природы.
Представляется, что дальнейшее приращение знаний в области данного раздела криминалистики может быть достигнуто лишь через интерпретацию в ней соответствующих философских понятий всеобщего метода познания объективной действительности, о котором речь пойдёт ниже.
Огромное значение имеет положение марксистской теории познания о принципиальной познаваемости любых явлений, в том числе и коренящихся в действительности возможностей.
Формируясь в процессе онтогенетического развития и взаимодействия с окружающей социальной действительностью, жизненные ориентиры являются важнейшим фактором целостного развития подростка как личности и субъекта деятельности (труда, познания, общения).
Мышление — активный процесс отражения объективной действительности в понятиях, суждениях, теориях, составляющий высшую ступень человеческого познания.
Естественные науки как раз и представляют собой классический образец такого познания и в наиболее полной форме реализуют свою способность раскрывать законы природы, которые мыслятся как связь явлений действительности.
Расширение общения обогатило процесс познания окружающей действительности и обучение ближних на основе обобщённого опыта с помощью рационализированных способов передачи информации.
И наоборот, метафизики, претендуя на познание истинной действительности, будут вынуждены вмешиваться в компетенцию естественных наук, как я в кратких чертах постараюсь показать дальше, и приходить с ними в серьёзный конфликт, потому что объект метафизики не поддаётся достаточному обособлению от объекта положительных наук.
Теория познания увязывает воедино познаваемость экономической действительности, виды знания, движущие силы познавательной деятельности и социально-экономическую практику.
В действительности эта обусловленность и ограниченность познания и глубже и серьёзнее.
Методология — учение о принципах и способах научного познания фактов, закономерностей и механизмов исследуемой действительности и её преобразования.
Названные авторы, находясь в плену заблуждений относительно понятия общего метода расследования, не смогли разглядеть в нём частное по отношению к общему — к понятию всеобщего метода познания объективной действительности, понять структуру познавательного цикла, которая едина в любой деятельности, в том числе в расследовании любого преступления.
Научное исследование направлено на получение объективно-истинного знания об определённом аспекте действительности, которое исключает с точки зрения результата субъективный, личностный контекст познания.
Мышление — высшая ступень познания человеком действительности.
Государственно-правовые закономерности составляют основу теории государства и права потому, что без их познания невозможно деятельное преобразование окружающей действительности и политико-правовое упорядочение общественной жизни.
Таким образом, поскольку дело касается предмета познания, естествознание не знает и не должно знать такого исключения из эмпирической действительности, которое находилось бы вне его компетенции.
При этом подходе вначале мыслью исследователя создаётся «система», а затем на её основании конструируется якобы экономическая действительность, вместо того, чтобы эту действительность класть в основу познания и систематизации реально существующих исторических фактов и явлений.
Рационалисты, как и эмпирики, видели в познании выражение мировой действительности.
МЫШЛЕНИЕ — это психологический процесс отражения наиболее общих свойств и отношений объектов и явлений окружающего мира, познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
Однако применительно именно к процессу познания оно никогда, во-первых, не отражало потребительского мотива в качестве ведущего и, во-вторых, всегда свидетельствовало о двух гносеологических корнях единого процесса, конечной целью которого являлось освоение всего развивающегося поля материальной и духовной действительности.
Познание начинается с отражения окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное знание о действительности.
Иностранный туризм — лучшая форма познания какой-либо страны и её жителей, поскольку представление о ней, полученное из книг, радио, кино, телевидения, часто не соответствует действительности.
В отличие от науки идеология как особая форма отражения социальной действительности в основном сориентирована не на предмет познания, а на его использование в интересах определённой социальной группы.
Это вера в силу человеческого познания, в его разносторонность, с одной стороны, и желание понять действительность, жизнь в её целом, с другой.
Индукция представляет собой исследование, при котором процесс познания экономической действительности совершается путём логически обоснованного выведения череды единичных понятий (суждений) из предыдущих понятий (оснований), что позволяет в итоге сформулировать общие положения.
Известно, что судебное познание, как одна из форм исследования уголовно-правовой действительности, опосредовано психикой ряда лиц, участвующих в установлении истины по уголовному делу.
Для этого необходимы постоянные интенсивные контакты ребёнка сначала с миром взрослых, а потом и с обществом сверстников (впрочем, контакты со взрослыми для ребёнка важнее: до 3 лет они влияют на развитие почти исключительно, до 11 — 12 лет — преимущественно), а также возможности совершать активные действия, направленные на познание и преобразование окружающей действительности.
Такие мыслители-теоретики отмечаются нами не к юбилейным датам, а в силу актуальности их открытий, трудов, доктрин для познания нашей действительности, для нахождения адекватных решений новейших проблем, избежания неверных проектов и даже прогнозирования неких контуров будущего.
Таким понятием является понятие общего метода расследования преступлений как результата объяснения философского всеобщего метода познания объективной действительности в криминалистической науке, сущность которого заключена в формуле «идти от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике».
Я не навязываю художественной литературе задач «краеведения», этнографии, но всё же литература служит делу познания жизни, она — история быта, настроений эпохи, и вопрос о том, насколько широко охватила она действительность свою, — этот вопрос может быть поставлен.
На это — в поучение обоим — следует заметить, что, во-первых, объект и представление — это одно и то же; во-вторых, бытие наглядных предметов — это именно их действие, и именно в последнем заключается действительность вещи, а требование бытия объекта вне представления субъекта и бытия действительной вещи отдельно от её действия вовсе не имеет смысла и является противоречием; поэтому познание способа действия какого-нибудь воспринятого объекта исчерпывает уже и самый этот объект, поскольку он — объект, то есть представление, так как сверх того в нём ничего больше не остаётся для познания.
Мы желаем нашим читателям скорее прийти к истинному познанию того, чем они в действительности являются.
Свобода — 1) это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира; 2) это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.
Владение теорией научного познания (гносеологией), даёт докторантам не только широту взгляда на реальную действительность, но и раздвигает горизонты науки.
Во-вторых, эти две составные части (ибо предполагается, что они находятся между собою в отношении составных частей и познание составляется из них механически или, в лучшем случае, химически) находятся согласно этому воззрению в следующем иерархическом отношении: объект есть нечто само по себе завершённое, готовое, могущее для своей действительности вполне обойтись без мышления, тогда как мышление есть, напротив, нечто ущербное, которому ещё предстоит восполнить себя в некоторой материи, и притом оно в качестве мягкой неопределённой формы должно сделать себя соответственным своей материи.
Здесь же следует отметить, что качественный анализ как метод познания экономической действительности позволяет ответить на все возникающие вопросы, познать все основные характеристики, свойства, черты, объективные законы развития и закономерности общественного производства.
Основой научного познания общества и научного управления обществом является строго объективная информация о действительности, притом информация не об отдельных поступках и действиях, но о процессах, о состоянии общественных институтов и отношений.
Педагогическая методология обеспечивает фундаментально — достоверный подход к специфике познания любых объектов и явлений педагогической действительности.
Выводы отдалённого прошлого давно уже отвергнуты самим развитием криминалистической науки, которое показало, что при решении проблемы общего метода расследования преступлений следует идти другим путём — исходить из философского понимания процесса познания объективной действительности, которое заключается в формуле: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике».
Но накопленный огромный пласт знаний так же, как и в исторической науке, разбросан среди многочисленных социологических школ, которые по-разному смотрят не только на средства познания, но и на сам предмет социологии — на общество, по-разному оценивают социальную действительность.
При проведении исследований были применены современные методы и подходы научного познания правовой действительности.
Первые мыслительные процессы возникают у ребёнка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами, в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающей действительности.
Познание явлений прошлого в предварительном расследовании осуществляется по универсальным законам диалектико-материалистической теории отражения, так как в своей сущности и в конечном результате любое познание всегда есть отражение действительности.
Метод представляет собой способ исследования, познания объектов действительности.
Кроме того, необходимо также выделить часто нефиксируемый, но очень существенный уровень структуры теории социальной работы — уровень философских предпосылок, содержащий общие представления о действительности и процессе познания, выраженные в системе философских понятий.
Процесс познания окружающей действительности для него не ограничивается только умственной деятельностью.
Наши чувства, наша система познания, восприятия действительности — как хитрофокусное стекло, сквозь которое можно видеть невидимую иначе картину мира.
Если нет убедительного ответа на вопрос, как наше познание соотносится с описываемой им действительностью, то чего стоит остальная философская болтовня, пытающая убедить нас, что эта действительность есть такая или сякая и поэтому мы должны жить так или сяк?
Тем не менее сравнение принадлежит к числу универсальных методов познания, особенно широко оно применяется в научном исследовании политической действительности.
С помощью одних происходит познание окружающей действительности — это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи.
И потому, как ни велики её заслуги в области познания этой действительности, но наряду с этим она, помимо своего желания, создаёт множество предрассудков, которые закрывают доступ к высшим реальностям.
Первое резко противоречит всякому историческому познанию, допуская, что изолированный, ещё совершенно не тронутый культурой человек может с ясным сознанием цели создать то, что в действительности является результатом лишь накопленного тысячелетиями знания.
Суть их подхода заключается в том, что сравнительный метод существует как один из способов познания окружающей действительности и практической деятельности и «применяется и в правоведении, и в юридической практике».
Этот критерий состоит в том, чтобы содержание познания правильно соответствовало действительности.
Второй — к осмыслению того, что эта взаимосвязанная система методов, применяемых в расследовании, разрабатывается в полном соответствии со всеобщим методом познания объективной действительности, т.
Мы должны искать новых заместителей, которых мы найдём, отказавшись от традиционного, ложного понятия познания и заменив его новым, более отвечающим действительности и научно-физическим требованиям.
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигаются познание и преобразование окружающей действительности.
Субъект проявляет себя в условиях окружающей действительности, представленной через объект действия и познания.
Действительность, открываемая нам в её рациональном познании, такова, какова она есть, и поэтому остаётся только понять и принять её, приспособиться к ней определённым образом и существовать в её рамках.
Но данное основание не даёт уже никакой возможности для понимания науки в целом как определённого специфического явления, общей функции, которую она выполняет, безотносительно к тому, обращена ли она к познанию природы или социальной действительности.
Оценка результатов на основе критерия потенциальной значимости необходима для мотивации интеллектуальной деятельности, направляющей труд исследователей и разработчиков на поиск наиболее значимых, «прорывных», революционных результатов, переворачивающих устаревшие основания науки, меняющих представления об окружающей действительности, раскрывающих горизонты реальности, утверждающих новые методы познания.
Стремление к познанию, к истине, как верному, соответствующему предмету отражению действительности, является одной из основных ценностей, лежащих в основе образования, воспитания, становления, социализации личности.
Таким образом, в философическом познании этой указанной величины соприменены силы фатуральной действительности, то есть нереальности и сверъхестества.
На современном этапе развития теории познания (особенно в отечественном варианте) начинает преобладать представление о том, что познание как отражение действительности и познавательная деятельность хотя и связаны, но не синонимы.
То, что эмпирический реализм называет объективной действительностью, обращается с точки зрения теории познания в задачу познания.
Познание человеком окружающего мира, природной и социальной действительности обеспечивает ему большую свободу и раскрывает широкие горизонты творчества.
Но что в плане познания социальной действительности даёт ассоциация политической философии с силами сопротивления даже тогда, когда такая ассоциация возможна?
Однако представления эти, с одной стороны, тяготеют к форме обобщенно-типической, возникают на основе художественного познания конкретной действительности и потому оказываются не менее ценны и значимы, чем философское познание и обобщение.
Мысли — это первый уровень познания окружающей действительности, а идеи — более высокий.
Действительность развивается свободно от прошлого к будущему, а познание следует в обратном направлении лишь с мнимой необходимостью.