Вы здесь

Психология страхов дошкольников. Глава 1. Теоретические подходы в изучении проблемы детских страхов в психологии (В. Г. Колягина, 2016)

Глава 1

Теоретические подходы в изучении проблемы детских страхов в психологии

Еще с давних времен проблема детских страхов привлекает к себе внимание различных специалистов: врачей, педагогов, философов, социологов, психологов. Ряд теорий происхождения религии, восходящих в античной философии (Демокрит, Лукреций, в новое время – Юм, Гольбах, Фейербах и др.) рассматривают чувство страха как причину возникновения религиозных представлений и верований. Философы-экзистенционалисты М. Хайдеггер, С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и П. Тиллих считают тревогу и страх неотъемлемыми атрибутами человеческого существования. Кьеркегором было введено различие между обычным страхом-боязнью, и неопределенным, безотчетным страхом, тоской, метафизическим страхом, предметом, которого является ничто и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом. У Хайдеггера страх открывает перед «экзистенцией» ее последнюю возможность – смерть.

В зарубежной психологии проблема страхов постоянно находится в поле зрения ученых и практиков (В. Амен, К.Е. Изард, М. Раттер, Й. Раншбург, В.С. Ротенберг, Ч.Д. Спилбергер, Дж. Тейлор, А. Фрейд и З. Фрейд, Х. Хекхаузен, Б. Шелби, Г. Эберлейн, Э. Эриксон, К.Г. Юнг). В зарубежных психотерапевтических школах было совершено много попыток разработать техники устранения и предупреждения страхов.

Так как проблема страхов тесно связана с психосоматическими и психическими заболеваниями, то она представляет активный интерес со стороны медиков (психиатров, психотерапевтов, неврофизиологов, невропатологов).

В России тема «детских страхов» долгое время была закрыта, так как рассматривалась за рубежом преимущественно с психоаналитической точки зрения, и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Количество публикаций на данную проблематику у нас очень немногочисленно и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Отечественные работы исследователей: Э.Г. Абакарова, В.А. Ананьева, Л.С. Акопян, В.М. Астапова, Г.М. Бреслав, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Б.Д. Карвасарского, В.Р. Кисловской, В.В. Ковалева, Е.Б. Ковалевой, Б.И. Кочубей, В.В. Лебединского, В.Л. Леви, Макшанцева Л.В, Ю.М. Миланич, В.М. Минаевой, Е.В. Новиковой, Р.В. Овчаровой, М.А. Панфилова, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковской, О.В. Талипиной, Г.А. Тапилиной, О.В. Урунтаевой, Ю.Л. Ханина, М.И. Чистяковой, И.Г. Швец, посвященные проблеме возрастных страхов и детской тревожности, представляют для нас особый интерес.

В психологическом словаре А.В. Петровского (1990) понятию «страх» дается следующее определение – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова (1996) страх называют отрицательной эмоцией, возникающей в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищающим его ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.) В современных исследованиях А.И. Захарова (1982, 1986, 2004) и А.М. Прихожан (1997, 1998, 2000) страх понимается как своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношении к ней. Страх, как отмечает А.И. Захаров, является неотъемлемым звеном в эволюции человеческого рода, так как предотвращал опасные для жизни «безрассудные и импульсивные действия человека» Страх, таким образом может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности.

Оценивая вклад в понятие феномена «страха» необходимо отметить работы физиологов, невропатологов и психиатров (В.Н. Мясищева, И.П. Павлова, С.Т. Шатского, В.И. Гарбузова, А.С. Спиваковской, А.И. Захарова). Известный физиолог И.П. Павлов (1949) считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте само сохранения, носит защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте дыхания и пульса, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего, потенциально травмирующего стимула. Такими стимулами или раздражителями могут стать боль, испуг, болезнь, конфликты и неудачи. Профессор А.И. Захаров (1986) различает две угрозы, имеющие «универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер», – это смерть и крах жизненных ценностей. В своих исследованиях ученый (1982, 1986, 2004) подчёркивает социальную природу и условно-рефлекторный характер страха. Само чувство страха, отмечает А.И. Захаров, появляется непроизвольно, помимо воли ребенка, и сопровождается выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса.

Понимание опасности, её осознание формируются в процессе приобретенного жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные, индифферентные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. В этом случае авторы говорят о появлении у детей «психотравмирующего опыта» (А.И. Захаров, 1982) или «отрицательного эмоционального опыта» (Г.А. Урунтаева, 1996). Таким образом, психологическое заражение ребёнка страхом от окружающих происходит в ходе его непроизвольного обучения со стороны родителей соответствующему типу эмоциональных реакций.

Необходимо отметить, что страх, как и другие неприятные эмоции (гнев, стыд, дистресс), не является однозначно опасной и вредной для ребенка эмоцией. Каждая, даже негативная эмоция, выполняет свою определенную функцию. Эмоция страха имеет определяющее значение для психического развития ребенка. По мнению А.И. Захарова, страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Как отмечает В.В. Лебединский (1990), страх выполняет «охранную функцию»: защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, обеспечивает самосохранение, регулирует и строит его поведение. В случае нормального психического развития детские страхи становятся важным звеном в регуляции поведения ребенка, и, по мнению психиатра Б.Д. Карвасарского (1982, 1985), имеют положительное адаптационное значение. Переживания страха необходимы для полноценного функционирования психики, так как она нуждается не только в позитивных эмоциях, но и в неприятных переживаниях. Следовательно, страх выполняет стабилизирующую, охранительную, регулирующую и адаптационную функции в процессе эмоционального развития и формирования личности ребенка. Детские страхи представляет собой неотъемлемое явление нормального процесса психического развития и социальной деятельности ребенка.

Анализ многообразия эмоциональных трудностей у детей позволил авторам разработать классификации детских страхов. Рассмотрим традиционную классификацию видов страха у детей (В.М. Астапов, Г.М. Бреслав, А.И. Захаров, В.В. Ковалев, В.В. Лебединский). Возрастные страхи встречаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их эмоционального и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов:

• наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предостережение от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;

• большое количество запретов со стороны родителей или полное предоставление свободы ребенку;

• конфликтные отношения между родителями;

• эмоциональное заражение страхами от сверстников и взрослых;

• психические травмы типа испуга.

Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избеганием объекта страха, а также всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний ребенка, внутреннего психологического конфликта.

В общем виде страх условно делится на ситуационно и личностно обусловленный (А.И. Захаров, 1995). Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей обстановке (например, при стихийном бедствии, пожаре, наводнении, внезапном появлении собаки). Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его тревожной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуационно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются между собой в зависимости от опыта межличностных отношений.

Страх также бывает реальным и воображаемым, острым и хроническим (А.И. Захаров, А.М. Прихожан). Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности. Острый страх обычно кратковременный и обратимый, не затрагивает глубоко ценностные ориентации ребенка, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Кроме того, данная форма страха имеет защитное значение, поскольку позволяет ребенку избежать соприкосновения с объектом своего страха. Ребенок в состоянии хронического страха, как правило, испытывает трудности в контактах с незнакомыми людьми. Ему трудно начать разговор; легко возникает замешательство и торможение при внезапных вопросах, в конфликтных ситуациях. Общение такого ребенка становится избирательным, «эмоционально неровным и ограниченным старым кругом привязанностей». Хронический страх находит отражение во всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его эмоциональное самочувствие и осложняя взаимоотношения с окружающими людьми.

Несмотря на то, что страх – это интенсивно выражаемая эмоция, поэтому в психологической науке выделяют обычный или естественный и патологический уровни страха (А.И. Захаров, 1986, 1995; В.В. Ковалев, 1979; Р.В. Овчарова, 1996; А.М. Прихожан, 1997).

Естественный уровень представляют возрастные страхи, которые могут встречаться у детей, находящихся на любой стадии развития. Более того, «свои», нужные страхи есть у каждого возраста, однако частота их проявления особенно возрастает среди дошкольников. Предпосылками к их возникновению Р.В. Овчарова (1996) называет:

• наличие страхов у родителей;

• тревожность в отношениях родителей с ребенком;

• избыточное предохранение ребенка от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;

• большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализованные угрозы всех взрослых в семье;

• отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков;

• конфликтные отношения между родителями;

• психические травмы, испуг;

• психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми, чаще с родителями.

Возрастные страхи имеют временный, переходящий характер, и если к ним правильно относиться, понимать причины их возникновения, то страхи чаще всего исчезают бесследно. В этом и состоит настоящее чудо детства: в том, что ребенок, как правило, «быстро вырастает из своих страхов», и причина этого лежит в развитии у детей мощных внутренних механизмов психологической защиты.

Противоположный патологический уровень занимают невротические страхи (А.И. Захаров, В.В. Лебединский, Р.В. Овчарова). Страхи являются невротическими, если: препятствуют общению, тормозят развитие личности, способствуют возникновению психосоматических заболеваний, приводят к социально-психологической дезадаптации и к аутизму. Патологические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами страха. В том или ином аффективно ослабленном виде они встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей. Патологическими страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Обращаясь к дифференциальной диагностике, А.И. Захаров выделяет существенные отличия патологического уровня страха от естественного уровня:

Конец ознакомительного фрагмента.