Вы здесь

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье. Глава IV. Основы компенсирующего воспитания в семье детей с ограниченными возможностями здоровья (А. Г. Московкина, 2015)

Глава IV. Основы компенсирующего воспитания в семье детей с ограниченными возможностями здоровья

4.1. основные положения коррекционной работы

В процессе проведения коррекционной работы в условиях семьи необходимо соблюдать права ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка: право на образование, направленное, прежде всего, на развитие личности, умственных и физических способностей человека, воспитание уважения к правам человека в свободном обществе, в частности, к праву ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Включать в коррекционные занятия всех, в том числе и самых тяжелых детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

При оценке динамики продвижения ребенка сравнивать его не с другими детьми, а, главным образом, с самим собой на предыдущем уровне развития.

Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.

Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности, на которые можно опереться в педагогической работе.

Диагноз и прогноз должны быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное деонтологическое условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.

При проведении коррекционно-развивающего обучения важно усиливать и развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы, помогая ему осознать свою самоценность, развить чувство самоуважения с учетом реального осознания своих трудностей и проблем.

Разрабатывать динамичную индивидуальную коррекционно-развивающую программу для каждого ребенка совместно с родителями. Стимулировать умственное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности. Постепенно, но систематически включать ребенка в оценивание своей работы.

Учить ребенка осуществлять перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, выполнять задания с проявлением творчества и изобретательности.

При разработке специальной методики дошкольного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями необходимо: опираться на общие закономерности возрастного развития как в условиях нормативного развития, так и в условиях патологии. Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению: создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности. Осуществлять коммуникативную направленность обучения. Строго индивидуализировать обучение. Всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликацию и т. п.

Относиться к родителям детей как к партнерам при организации различных форм лечебно-коррекционного процесса.

В коррекционной работе использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности – предметно-практическую, игровую, элементарно-трудовую, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности дошкольного этапа развития:

• Разрабатывать различные методики с учетом возраста, особенностей развития и структуры нарушения.

• Соблюдать принцип ранней стимуляции психомоторного развития.

• Оказывать квалифицированную психотерапевтическую поддержку родителям.

• Помогать близким взрослым создать развивающую комфортную семейную среду для ребенка.

• Создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.

• Формировать адекватные взаимоотношения в родительской и детско-родительской семейных подсистемах.

• Соблюдать принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции с привлечением специалистов разного профиля.

• Соблюдать принцип сотрудничества во взаимоотношениях специалистов с родителями и детьми, являющимися партнерами в коррекционном процессе.

• Соблюдать принцип учета интересов в работе с семьей, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве.

4.2. Задачи сотрудничества специалистов с семьей ребенка с ОВЗ

Главной задачей специалистов при их взаимодействии с семьей больного ребенка является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. Только в этих случаях выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

Специалисты информируют родителей и обсуждают с ними результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка. С самого начала знакомства необходимо определить желание и готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей и объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, потребующему от них немало времени и усилий. Не только дети, но и родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую. В неблагополучных семьях организация сотрудничества с родителями является особенно трудной задачей.

При разработке индивидуальной программы реабилитации, прежде всего, необходимо ознакомить родителей с особенностями заболевания ребенка.

Родители и специалисты в процессе воспитания «особого» ребенка ставят перед собой коррекционные задачи, соответствующие возрасту ребенка.

Известно, что в процессе развития ребенка отмечается взаимовлияние функциональных систем. Особенно это влияние выражено в раннем возрасте. Так, на первом году жизни психическое развитие малыша тесно связано с развитием его сенсорных и моторных функций. Поэтому развитие сенсомоторных функций в процессе эмоционально-положительного взаимодействия ребенка с матерью составляет основу формирования у него всех психических функций: речи, внимания, памяти, целенаправленной деятельности, эмоциональной сферы, мышления и сознания.

Сенсомоторное воспитание направлено на развитие органов чувств и моторики малыша одновременно.

Развитие зрительного сосредоточения и прослеживания предметов ведет к появлению у малыша положительных эмоций – первой улыбки, первых голосовых реакций.

При этом маме следует радовать малыша, обогащать его световыми впечатлениями, показывая игрушки разного цвета, подвешивая их над кроваткой. Для привлечения внимания ребенка к игрушке взрослый приводит ее в движение, потряхивая и перемещая в пространстве.

У некоторых детей с нарушениями в развитии, особенно при внутреннем косоглазии поле зрения может быть сужено. Такой ребенок привыкает пользоваться ограниченным полем зрения. В этих случаях с помощью игрушек у ребенка следует стимулировать недостаточные движения глазных мышц, располагая игрушки и яркие предметы в направлении дефектного движения и активизируя развитие этого движения.

Уже в конце первого года жизни малыша следует знакомить с формой, величиной и цветом предметов, обучать его простым предметным действиям.

Для психического развития ребенка важное значение имеет взаимосвязь развития действий с предметами и речи. Известно, что действенный анализ и синтез предшествует развитию речи и словесному способу познания, однако в формировании представлений уже необходимо участие речи.

Отставание в развитии речи приводит к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов.

При воспитании ребенка необходимо учитывать особенности его поведения в кризисные периоды.

К возрасту трех лет речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка. К трем годам ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», то есть возможность выделения себя из окружающего мира.

В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Попытки же родителей относиться к нему как к малышу вызывают у него чувство протеста. Если родители упорно подавляют самостоятельность ребенка, у него формируется упрямство и стремление все делать наоборот, впоследствии становящиеся правилом.

Особенности поведения ребенка в этот период развития во многом зависят от отношения к нему взрослых. Упрямство и негативная форма поведения направлены в первую очередь против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком и особенно если они чрезмерно его опекают, чаще это мать или бабушка.

Этот этап развития рассматривается как кризис трех лет. На этом возрастном этапе формируется особое психологическое новообразование – обособление себя от окружающих, что имеет важное значение для личностного развития ребенка.

Вместе с тем у детей с особыми проблемами в развитии в этот период наиболее резко проявляются психопатологические нарушения. Например, обособление себя от окружающих может принимать болезненный характер у детей с ранним детским аутизмом (РДА). Не случайно, что это отклонение в развитии наиболее ярко манифестирует в возрасте трех лет.

4.3. Задачи родителей в коррекционном процессе

Задачи родителей в коррекционном процессе зависят от возраста ребенка. В возрасте 0–3 года родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью эмоционально-теплого общения, тактильных стимулов, зрительных и слуховых стимулов. В игровой форме производится стимуляция двигательной активности, речевой активности, развития пространственной ориентировки и схемы тела. Мать ведет дневник наблюдений, организует охранительный режим для ребенка.

В возрасте 3–4 лет у ребенка развивают внимание, память, мышление, речь, общую и мелкую моторику, формируют навыки общения и расширяют круг общения, формируют навыки самообслуживания и гигиены, организуют ролевые и сюжетно-ролевые игры, привлекают детей к труду, расширяют представления ребенка об окружающем мире, организуют его отдых, выбирают детское дошкольное учреждение и участвуют в организации совместной работы с его специалистами. Родители организуют охранительный режим для ребенка и ведут дневник наблюдения.

В возрасте 5–6 лет родители ребенка совместно со специалистами готовят ребенка к школе, организуют его режим дня. Ребенок участвует в распределении и обсуждении обязанностей. Родители формируют у ребенка трудовые навыки и приучают его к самостоятельности. Родители совместно со специалистами выявляют и развивают интересы и творческие способности ребенка, продолжают расширять представления ребенка об окружающем мире, ведут дневник наблюдения.

Основными задачами родителей – участников реабилитационных программ – являются:

• создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

• обеспечение своевременного приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;

• постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдения;

• овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;

• овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;

• участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;

• родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка посильную игровую деятельность; при посещении ребенком детского учреждения родители продолжают с ним работать.

Помощь в воспитании и обучении родители получают у специалистов, ведущих ребенка. Кроме того, они могут обратиться в консультативные группы, лекотеки, службы ранней помощи, которые организуются при специализированных детских садах, реабилитационных центрах. Основными задачами таких групп являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей, оказание психотерапевтической помощи. Основная форма организации – индивидуальные занятия и занятия малыми группами с обязательным присутствием родителей.

4.4. Обследование детей с ОВЗ и составление программ воспитания в семье

Прежде чем приступить к коррекционной работе с ребенком, необходимо выявить, какими знаниями, представлениями и умениями в пределах данной темы он владеет и какие проблемы у него имеют место.

Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения тщательно обследуют ребенка и составляют этапную индивидуальную программу обучения. На начальной стадии обучения большинство заданий можно и нужно выполнять в процессе повседневного ухода за ребенком.

Для того чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:

• предлагать ребенку короткие задания, стараясь делать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;

• начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;

• сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;

• оценивать навыки самообслуживания в соответствующей обстановке;

• привлекать членов семьи к оценке сформированных навыков;

• помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут вам проследить динамику достижений;

• стараться проводить оценку достижений ребенка в развитии в виде интересной игры;

• включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Таким путем у ребенка легче может появиться интерес к занятиям;

• составлять план занятий примерно на 2–3 недели с помощью педагога. В процессе обучения могут возникнуть определенные трудности, к которым родители должны быть готовы. Например, когда ребенок может, но не хочет выполнять задания. В таких случаях ребенка необходимо, прежде всего, научить подчиняться требованиям взрослых.

Известно также, что наиболее часто невыполнение заданий может быть связано с нарушениями внимания.

Предлагается три главных ступеньки, преодолевая которые ребенок учится концентрировать внимание:

1. Концентрация внимания на человеке – обычно путем поддержания зрительного контакта.

2. Концентрация внимания на предмете или звуке.

3. Концентрация внимания на предмете одновременно с другим человеком (так называемое «совместное внимание»). Развитие совместного внимания имеет важное значение для психического развития ребенка. Без этого навыка ребенок не научится овладевать социальными навыками и навыками общения, а также в дальнейшем и навыками тонкой моторики и общения.

Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребенку объясняют, что он должен делать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Для выяснения фактического уровня знаний ребенка может проводиться вопросно-ответная беседа. В дальнейшем, в ходе коррекционных занятий, знания и представления будут уточняться.

Каждому ребенку, особенно если он имеет тяжелые нарушения речи, моторики, поведения, необходимо помочь найти адекватные способы общения со взрослым путем игрового контакта; малыша необходимо заинтересовать обследованием, усложнение заданий следует подбирать так, чтобы это не требовало от ребенка новых форм ответных реакций. Формы и характер ответных реакций не должны влиять на общую оценку уровня умственного развития ребенка. Методы обследования следует обязательно подбирать с учетом нарушения. Так, детям с речевыми нарушениями можно давать многие задания с помощью показа, не требуя от них речевого ответа.

При обследовании детей с повышенной нервной возбудимостью. негативизмом, агрессивным или импульсивным поведением вступление с ними в контакт может оказаться невозможным. В этих случаях используется метод наблюдения за поведением и игрой ребенка на специально подобранном для него материале.

Следует учитывать, что у некоторых детей с ранним органическим поражением мозга, например у детей с гидроцефалией, непродуктивность в игровой деятельности и при выполнении специальных заданий может быть связана с повышенной психической истощаемостью и, в связи с этим, с низким мотивационным уровнем. Ответы этих детей могут отличаться большой неравномерностью. Поэтому эти дети нуждаются в дозированном по времени обследовании, в стимуляции к выполнению задания, похвале, одобрении. При обследовании детей раннего возраста желательно присутствие матери.

Индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения в семье ребенка составляются совместно специалистами и родителями.

Примеры краткосрочных программ.

Индивидуальная программа воспитания, обучение Вити Д. 3-х лет.

Диагноз: Задержка речевого и психического развития.

Результат обследования: ребенок ходит самостоятельно достаточно уверенно, но не прыгает, не развита тонкая ручная моторика. Говорит отдельные слова, понимает обращенную речь. Родителей больше всего волнует отставание в развитии речи.

Программа для родителей включает в себя развитие общей и речевой моторики.

Необходимо развивать общие движения, учить прыгать, ходить, опираясь на пятку, затем на носок. Стоять на одной, на другой ноге, сохранять равновесие, развивать моторику рук. Формировать пальцевый захват мелких предметов. Использовать различные игры со звукоподражанием (кто как кричит).

Для стимуляции речевого развития необходимо обогащать пассивный словарь: учить показывать в альбоме фотографии близких. В книжках показывать предметы, которые называет взрослый. Развивать и закреплять навыки самообслуживания. Формировать и стимулировать предметно-игровую деятельность.

Учить выделять «большой» и «маленький». Формировать предметно-игровые действия. Развивать интерес к сюжетным играм.

Важно, что успех лечебно-педагогической, коррекционно-развивающей работы определяется не только дифференцированностью подхода к каждому ребенку с учетом возраста, специфики отклонений в развитии, соматического, неврологического и психического развития, но и учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, использованием личностно ориентированного и деятельностного подходов.

4.5. Контроль за эффективностью контакта родителя с ребенком на довербальном этапе

Для того чтобы помочь родителям установить эффективный контакт с ребенком на довербальном этапе развития, следует обратить внимание на следующие моменты:

• ждет ли родитель сигнала от ребенка (плач, гуление) перед тем как удовлетворить его потребности;

• следит ли родитель за взглядом ребенка и называет ли предмет его интереса;

• имитирует ли родитель звуки и действия ребенка;

• изменяет ли слова в разговоре, затем ждет ответа (вербального);

• меняет ли родитель ситуацию, играя с ребенком (без слов), совершая действия с игрушками;

• объясняет ли родитель сигналы ребенка как желание общения, например: ребенок протягивает руки, родитель спрашивает: «Ты хочешь на ручки?»;

• использует ли родитель бессловесные указания, чтобы добиться ответа, например: мимикой лица, изменяя голос;

• бывает ли родитель иногда требовательным, общаясь с ребенком.

При общении на вербальном уровне важно выяснить:

• дает ли родитель только одно указание на каждое задание;

• дает ли родитель ребенку время на ответ по каждому заданию, прежде чем вмешаться;

• если ребенок не отвечает, повторяет ли родитель указание, а затем физически помогает ребенку выполнить его;

• если ребенок отвечает правильно, реагирует ли родитель улыбкой, прикосновением и/или разговором с ребенком, обсуждая положительно проделанное задание;

• даются ли указания в простой и ясной форме или они сложны;

• моделирует ли родитель нужное поведение во время разговора и/или игры с ребенком;

• соответствуют ли используемые материалы заданию и возрасту ребенка;

• подкрепляет ли родитель внимание ребенка во время и между заданиями;

• меняет ли родитель выражение лица и интонацию при разговоре с ребенком.

Информация для родителей.

Приступая к занятиям с ребенком, прежде всего родителям следует посоветоваться с профессионалами – педагогом и врачом-психоневрологом, чему, прежде всего, учить ребенка. Основная задача обучения определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза.

4.6. Режим для ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

У детей с отклонениями в развитии обычно наблюдается более низкая работоспособность ЦНС, поэтому они прежде всего нуждаются в достаточной продолжительности сна. От 1 года до 3–4 лет ребенок должен спать не менее 14–15 часов в сутки.

Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности ЦНС этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна может увеличиваться. В этих случаях решать вопрос о продолжительности сна следует только с врачом.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья крайне важно, чтобы все промежутки дня между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами, а также специальными занятиями были заняты доступной и интересной для них деятельностью.

Дети с отклонениями в развитии часто отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Они хуже, чем здоровые сверстники, приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды и, прежде всего, к температурным и атмосферным изменениям.

Воспитание ребенка с нарушениями в развитии неразрывно связано с укреплением его здоровья. Прежде всего следует наладить режим его сна и питания. Не следует приучать ребенка спать на руках у матери. Это допустимо в самых исключительных случаях. например, когда малыш болен. Укладывать ребенка спать следует в одно и то же время. Если у него с большим трудом вырабатывается биологический ритм «сон – бодрствование» и он не спит ночью, а предпочитает спать днем, попробуйте не укладывать его днем. Перед ночным сном с ребенком полезно погулять, поиграть в спокойные, тихие игры; не следует перед сном возбуждать его ласками, дарить новые игрушки, читать новые книжки. Играть лучше в одну и ту же игру или читать хорошо знакомую и любимую им книжку. Взрослый, который укладывает малыша спать, должен быть как можно более спокоен.

Малыша с двигательными нарушениями, особенно с детским церебральным параличом, следует переворачивать во сне с одного бока на другой. Если ребенок спит на животе, его голова должна быть повернута в сторону. Если это не так, необходимо следить, чтобы ночью он не спал на животе.

Если малыш спит больше нормы, не волнуйтесь, помните, что его нервная система очень слабая и нуждается в отдыхе.

Если у ребенка судороги, матери следует быть к нему особенно внимательной во время ночного сна; хорошо, если кто-то из членов семьи спит с малышом в одной комнате.

Некоторые дети с отклонениями в развитии могут, не просыпаясь, кричать по ночам, иногда даже вставать и ходить по комнате.

Если эти состояния довольно регулярны, то есть возникают в одно и то же время после засыпания и особенно если в это время ребенок мочится, родителям обязательно следует посоветоваться с врачами, поскольку в этих случаях может потребоваться специальное лечение.

При кормлении больного ребенка следует обратить внимание на то, как он усваивает различные виды пищи. Некоторые дети, отстающие в психомоторном развитии, могут иметь различные врожденные нарушения обмена веществ, в связи с чем они не усваивают различные продукты, например, молоко, сахар, белковую пищу. Во всех этих случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачу и строго придерживаться назначенной им диеты.

При изменении погоды, особенно атмосферного давления самочувствие многих из них ухудшается: они становятся более беспокойными, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, у некоторых из них пропадает аппетит, появляется вялость, сонливость. Поэтому особенно важное значение имеет укрепление их общего здоровья. Одним из таких способов является закаливание организма, которое необходимо начинать с раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от характера заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей первых лет жизни осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода за ребенком. Детей постепенно приучают к длительному пребыванию на свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облегченной одежды. Как средства закаливания применяются обтирания, обливания.

Солнечные ванны как средство закаливания для детей с ранним органическим поражением ЦНС в первые годы жизни применять не рекомендуется. Это связано с тем, что у многих из них имеется склонность к повышению внутричерепного давления, иногда повышенная судорожная готовность и возбудимость ЦНС.

Для всех детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеют специальные занятия по развитию их моторики, особенно по развитию координации движений, функции равновесия, по коррекции прямостояния, ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.

У многих детей с отставанием в развитии нарушен ритм выполнения движений. Это особенно часто наблюдается у детей с двигательными и речевыми расстройствами. Поэтому важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные задания под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику ребенка, но и активизирует его внимание, повышает эмоциональный тонус ребенка, соответствует его речевому развитию.

У детей с нарушениями в развитии обычно недостаточно развиты такие физические качества, как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому с ними крайне важно выполнять специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения и способствующие развитию физических качеств. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами и игрушками. Малыша важно как можно раньше научить захватывать различные по объему, форме и весу предметы, манипулировать ими, а также узнавать их на ощупь с закрытыми глазами.

Если ребенок вялый, малоподвижный, не стремится к самостоятельной деятельности, его надо постоянно заинтересовывать, стимулировать к игре и двигательной активности, предлагая доступные для него задания. Детям с повышенной отвлекаемостью полезно предлагать задания, требующие организованности и выдержки.

4.7. Развитие навыков самообслуживания

Очень важно для воспитания и социализации больного ребенка развитие у него навыков самообслуживания. Поскольку у всех детей с ограниченными возможностями здоровья с трудом формируются тонкие ручные навыки, необходимые при самообслуживании, для их развития требуются специальные занятия, проводимые в несколько этапов. На самом первом этапе ребенка надо обучить умению произвольно брать и отпускать предметы, перекладывать их из руки в руку, соразмерять двигательные усилия в соответствии с размером, весом и формой предметов.

Для того чтобы ребенок научился самостоятельно есть, он должен подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и тоже подносить его ко рту, брать ложку и самостоятельно есть (вначале ему предлагается густая пища), затем он должен научиться держать кружку и пить из нее. Ребенку с нарушениями, чтобы овладеть всеми навыками, следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Следует убрать хорошую посуду, которую жалко, используйте небьющиеся чашки и тарелки. Затем постепенно приучайте малыша пользоваться вилкой, ножом. Не забывайте об эстетике, когда сервируете стол.

Для того чтобы ребенок освоил навыки одевания, следует научить его сначала расстегивать большие, потом мелкие пуговицы, правильно ориентироваться в одежде. Многие дети долго путают в одежде «зад» и «перед», изнаночную и лицевую стороны, в обуви – правый и левый ботинки, долго не могут научиться застегивать крючки, молнии, зашнуровывать ботинки. Все эти навыки следует тренировать в игровой деятельности. А после того как они закрепятся, переносить в жизнь самого ребенка. После подобных занятий у ребенка, как правило, появляется стремление к самостоятельной деятельности. Правда, он еще очень неловок и медлителен. Нельзя сердиться на него. Нужно потерпеть, и постепенно ребенок овладеет простейшими навыками самообслуживания.

Но во всех случаях важно не упустить момента, когда малыш начинает проявлять активность в одевании ли, в еде ли. Вначале взрослый выполняет некоторые действия вместе с ребенком, комментирует их. Правда, свою помощь взрослый должен строго дозировать с учетом возможностей ребенка.

Ребенка следует как можно раньше приучать к порядку. Перед сном он должен аккуратно положить белье на стульчик, поставить тапочки около кроватки, а перед этим убрать игрушки на место.

4.8. Развитие сенсорных функций и различных видов памяти

В преодолении и предупреждении отставания в развитии ведущая роль принадлежит сенсорному воспитанию и развитию игровой деятельности ребенка. Сенсорное воспитание является основой развития познавательной деятельности, оно создает у малыша необходимые предпосылки для формирования высших психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.

Целью сенсорного воспитания является развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятие позы и движений) при ограничении движений глаз из-за различных форм косоглазия, нарушений фиксации взора, ограничения поля зрения и других расстройств, связанных с патологией зрительной и зрительно-моторной системы.

Кроме того, у детей с нарушениями умственного развития недостаточность зрительного восприятия определяется малой психической активностью, отсутствием интереса к окружающему. Во всех случаях необходимы ранние коррекционные упражнения.

Уже на первом году жизни малыша родителям следует всячески содействовать накоплению ребенком сенсомоторного опыта. Все сенсорные функции малыша следует развивать в тесной взаимосвязи с формированием двигательных навыков, стремясь к тому, чтобы развивалась целостная интегративная деятельность – сенсомоторное поведение, которое составляет основу интеллектуального и речевого развития.

Для детей с отставанием психомоторного развития необходимо как можно раньше стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая этот процесс с моторной активностью. Прежде всего малыша следует обучить комплексному обследованию окружающих предметов с привлечением зрения, слуха, движений рук. Это осуществляется в процессе повседневного ухода.

Необходимо отметить следующие особенности проведения коррекционной работы по сенсорному воспитанию малыша – это этапность и последовательность. Безусловно, это правило относится ко всем видам коррекционной работы, но мы его рассмотрим на примере сенсорного воспитания. У родителей всегда возникает вопрос: «С чего начать?». Естественно, оптимальным вариантом является начало лечебно-воспитательных и коррекционных мероприятий с первых месяцев жизни ребенка. Но, к сожалению, отклонения в развитии не всегда диагностируются так рано. Чаще всего они выявляется к 2–3 годам жизни. На этом же возрастном этапе, как уже отмечалось выше, основной проблемой, которая волнует родителей, обычно является отставание речевого развития. Однако при обследовании ребенка часто выявляется несформированность самых начальных этапов сенсорного развития. Поэтому коррекционная работа, прежде всего, должна строиться с учетом не только возраста малыша, но и уровня сформированности той или иной функции, а также уровня сенсомоторного развития в целом.

Поэтому с ребенком 2–3 лет иногда может возникать необходимость начинать коррекционную работу по сенсорному воспитанию с самых начальных этапов, которые здоровый ребенок проходит в первые месяцы жизни. Это, как правило, относится и к стимуляции развития других функций.

Таким образом, если ребенок находится на самом начальном этапе развития сенсорных функций, то его, прежде всего, обучают произвольной фиксации взгляда как на перемещаемых, так и на неподвижных предметах (игрушках), его побуждают к более длительному сосредоточению на предмете и лице говорящего. Учат осматривать предмет, выделяя в нем существенные признаки. Затем предлагают задания по словесной инструкции, при условии понимания речи, например, найти глазами окно, дверь, ту или иную игрушку.

На следующем этапе ребенка учат различению цветов. Известно, что уже на первом году жизни ребенок способен отличить один цвет от другого. Однако установление связи между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит значительно позже. Так, в процессе специального обучения ребенок в начале третьего года при нормальном развитии различает и называет четыре цвета: красный, синий, желтый и зеленый. К моменту поступления в школу должен различать и называть все основные цвета.

Если ребенок отстает в развитии, то упражнения в различении и называний цветов следует проводить систематически и в разнообразной форме.

Родителям следует помнить, что особенно полезными для малыша являются упражнения в быту, в жизненной ситуации. Так, в процессе одевания, раздевания взрослый называет цвет одежды, обуви, при знакомстве с предметами окружения он называет их цвет.

Важно, чтобы малыш не только механически усвоил названия цветов, но и на основе дифференциации цвета научился производить начальные умственные операции – обобщать. Для этого его надо научить подбирать предметы, одинаковые по цвету, распределять их по этому признаку.

Полезно проводить также специальные дидактические игры (или игры-занятия). Так, если малыш совсем не знает цветов, то ему предлагается игра с цветными шариками. Цель этой игры – научить ребенка различать цвета и понимать их название. Вначале взрослый играет с ребенком, используя шарики одного цвета (красные, затем синие), они вместе их катают, подбрасывают. Затем проводится игра с красными и синими шариками одновременно. В такой игре ребенок по инструкции взрослого должен выбрать и покатать красный или синий шарик. Взрослый берет красный или синий шарик и просит ребенка выбрать «такой же» катать вместе с ним. Игры повторяются, пока ребенок не научится выбирать из двух цветов нужный по просьбе взрослого.

Затем ребенку подбирают игры, способствующие формированию простых умственных операций на основе знания цветов. Ребенку дается коробка с 8-10 шариками двух цветов и две коробки такого же цвета, как и шарики, и он должен разложить шарики в коробки соответствующего цвета. Затем ему дают эти же шарики, окрашенные в два цвета, которые складываются в общую коробку. Затем на стол ставят две пластмассовые тарелки таких же цветов, как и шарики. Взрослый на глазах у ребенка берет красный шарик, кладет его в красную тарелку, затем дает синий шарик ребенку и просит его положить в соответствующую по цвету тарелку.

Постепенно на различном игровом материале, в том числе картинках, ребенка учат группировать предметы по цвету, форме и величине.

Для этого малыша прежде всего необходимо научить различению простых геометрических фигур и их размеров.

Следует помнить, что все игры-занятия по различению геометрических фигур не только тренируют зрительное восприятие и внимание, но и способствуют развитию пространственных представлений.

Если у малыша совсем отсутствует представление о форме предмета, то игры-упражнения начинаются с различения формы шара, круга и их размеров (большой – маленький). Для этого родителям нужно иметь ящик, в стенке которого имеются отверстия большого и маленького размера, с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, чтобы шарики не могли пройти через меньшие отверстия. При этом взрослый поясняет: «Вот большой шарик (шарик дается ребенку, и он ощупывает его), а вот маленький (также предоставляется возможность ощупать шарик)». После этого ребенок закрывает глаза и ему в руку вкладывается один из шариков. Ребенок должен угадать, какой шарик у него в руке. После этого ребенку дается задание – положить большой шар в большое окошко, а маленький – в маленькое.

Также в играх у ребенка развивают возможность различать формы шара и куба, круга и квадрата, затем добавляется треугольник, овал и другие геометрические фигуры. На начальном этапе таких игр-упражнений малыш знакомится с одной стороной, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, используемые шары и кубики тоже двух размеров.

Познакомившись с формами и размерами шара и куба, малыш знакомится с отверстиями на коробке. При этом у него на данном занятии развиваются элементарные навыки переноса: шар – отверстие круглой формы – окошко, куб – отверстие квадратной формы – квадрат. Взрослый предлагает малышу опустить в коробку большой шарик и большой кубик и спрашивает: «Куда ты будешь опускать шарик? В какое окошко?» – «Правильно, вот в это окошко опусти шарик. А теперь опусти кубик. Покажи, куда надо опустить кубик?» – «Правильно, вот сюда!» Затем ребенок выполняет это задание самостоятельно.

После этого ребенка учат опускать большой шарик в большое окошко, маленький – в маленькое.

Затем ребенку для различения предлагаются новые геометрические фигуры. Полезно использовать игру «Почтовый ящик», а также специальные доски с прорезями различной формы и величины и соответствующие фигурки к ним. Ребенка путем соотнесения учат помещать в каждую прорезь соответствующую фигурку. Закрепление понятий «большой», «маленький», а также узнавание различных геометрических форм закрепляется в различных играх-упражнениях на конструктивную деятельность.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно полезны игры с разборными игрушками, так как в них не только формируется представление о величине предмета, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные ориентировки. Это специальные игры – вкладыши в виде набора коробок, вложенных одна в другую, это подбор крышек к коробкам разного размера, игры с матрешками, пирамидками и т. д.

На следующих этапах ребенку предлагаются кубики и разрезные картинки сначала из двух, а затем из четырех частей. Широко следует использовать игры со строительным материалом. В этих играх у детей развивается представление о форме, величине и объеме предметов, формируются целенаправленная деятельность и пространственные представления.

Организуя игру малыша, лучше, чтобы взрослый играл вместе с ним. При этом необходимо учитывать, что ребенок должен сохранять самостоятельность и проявлять активность.

На всех занятиях с ребенком педагог и родитель уделяют специальное внимание развитию памяти малыша.

Работа по развитию памяти способствует формированию и закреплению образов предметов и явлений окружающей действительности, что имеет важное значение для дальнейшего формирования обобщенных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Педагогу и родителям в процессе наблюдения за ребенком, а также в процессе специальных коррекционных занятий необходимо определить преобладающий вид памяти. Это имеет важное значение, так как для более эффективной начальной коррекционной работы педагог может опереться на ведущий вид памяти, постепенно стимулируя развитие и других ее видов. При достаточно развитой памяти ребенок в состоянии закрепить адекватные образы восприятия предметов и явлений окружающего мира, что имеет важное значение для его умственного развития.

4.9. Развитие познавательной деятельности. Речи и навыков общения

Для развития познавательной деятельности ребенка преддошкольного и дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных сенсорных функций, а также специальное умственное воспитание. При этом важно учитывать возрастные закономерности и механизмы умственного развития здорового ребенка.

Умственное воспитание ребенка следует осуществлять в процессе различных видов его продуктивной деятельности. Важное значение имеет планомерное ознакомление его с окружающим путем специального формирования у него целостного восприятия и представления о явлениях окружающей действительности. В процессе ознакомления у ребенка формируется целостное представление об окружающем мире.

Важными формами мышления дошкольника являются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Сформированность этих видов мышления имеет важное значение в общем процессе умственного развития ребенка. Родителям и педагогам важно помнить, что для развития мышления ребенка важное значение имеет его практическая деятельность, в процессе которой и развиваются наглядно-действенные формы мышления.

Особенностью этого вида мышления является его неразрывная связь с практической деятельностью ребенка. По мере формирования наглядно-действенного мышления формируется возможность соотнесения условий задачи с ее требованиями, что является одним из важных показателей умственного развития. При отставании умственного развития такого соотнесения не происходит, поэтому педагогу и родителям необходимо специально развивать у ребенка различные формы предметно-практической деятельности.

Важнейшей задачей развития мышления ребенка является формирование у него таких форм познания предметов и явлений окружающей действительности, которые отражали бы существенные признаки, связи и взаимоотношения между ними, что является предпосылками для формирования обобщенных представлений и элементарных понятий.

Формирование понятий очень важно для успешной подготовки ребенка к обучению в школе. Педагог и родители должны научить ребенка выделять существенные признаки предметов; уметь делать простые обобщения. В настоящее время показана важная роль ранних стадий развития и раннего обучения для психического развития ребенка. Однако в каждом конкретном случае для решения вопроса о времени начала школьного обучения ребенка необходима консультация специалистов (педагога, врача-психоневролога, психолога, педиатра).

Для развития речи и навыков общения важное значение имеет подражание. Поэтому ребенка важно научить подражать взрослому при выполнении им различных движений. Ребенку говорят: «Делай, как я». Затем его просят выполнить различные действия по словесной инструкции, таким путем развивают понимание обращенной речи и функцию подражания. В процессе совместной со взрослым игровой деятельности ребенок учится повторять слова и действия взрослого. Так его учат подражать действиям губ, произнося цепочки слов «мо – мы», «то – ты – ту» и т. п. Считается, что в раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к усвоению языка.

Для реализации этого обобщения важное значение имеет эмоционально-положительное взаимодействие «мать-ребенок». Известно, что отдаление ребенка от матери в данном возрасте может быть одной из причин задержанного доречевого и речевого развития ребенка. К факторам риска речевых нарушений относится семейная отягощенность патологией речи. Известно, что именно речь родителей, особенно матери, становится образцом речи для речевого развития ребенка. У детей раннего возраста особое значение имеет стимуляция развития понимания обращенной речи и функций подражания.

Речь возникает при наличии определенных предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Речь возникает только при общении взрослого с ребенком. При этом ведущее значение имеет эмоционально радостное общение ребенка с матерью или заменяющим ее лицом. При этом значение имеет так называемый метод «разрабатывающего взаимодействия» и дифференцированные способы развития коммуникативного поведения у детей раннего возраста, предложенный Н. Н. Школьниковой.

Автором было показано, что именно мать или заменяющее ее с самого рождения лицо обладает специфическими аффективными возможностями развития ребенка и, прежде всего, развития его речи и коммуникативного поведения. Это связано с тем, что диада мать – ребенок на ранних этапах онтогенеза развивается как функциональная саморегулирующаяся биологическая система.

В основе взаимодействия диады мать – ребенок лежит актуализация биологических инстинктивных программ коммуникативного поведения ребенка и матери.

Родителям следует иметь в виду, что детские вопросы являются важным показателем интеллектуального и коммуникативного развития ребенка. Выделяют два типа детских вопросов, связанных с уровнем умственного и речевого (коммуникативного) развития ребенка.

Первый этап начинается с появления назывательной (номинативной) функции речи и связан с развитием номинативно-назывательной функции речи. На этом этапе формируется возможность обозначения окружающих предметов. При этом ребенок постоянно начинает задавать вопросы типа «Это что?». В этот период (около двух лет) происходит совместно стимулирующее развитие мышления и речи.

На втором этапе (возраст 4–5 лет) у ребенка начинают формироваться причинно-следственные связи, возникают вопросы типа «Почему?». Появление этих вопросов связано с расширением познавательных интересов ребенка. Кроме коммуникативной развивается и познавательная функция речи. Следует иметь в виду, что генетически первой и ведущей деятельностью является общение со взрослым. Оно возникает у детей в первом полугодии жизни.

4.9.1. развитие игровых навыков

Известно, что ведущей формой деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста является игра, в связи с чем родителям и специалистам, работающим с ребенком, следует особое внимание обратить на стимуляцию игровой деятельности. Известно, что игра у здорового ребенка развивается поэтапно. На первом этапе игры ребенка являются действиями с определенными предметами – это предметные игры, которые развиваются на основе предметно-манипулятивной деятельности. При этом для малыша самой первой «игрушкой» является он сам. С помощью рук он начинает узнавать собственное тело, а с помощью рта он исследует свои руки. С первых месяцев жизни он рассматривает все, что его окружает, он вытягивает руки и смотрит на них, приближая их к лицу. Все его поведение направлено на исследование и познание окружающего. В возрасте 4–8 мес. у ребенка развивается возможность узнавания знакомых предметов на расстоянии и захватывания их с участием большого пальца и конечных фаланг других. Родителям следует учить ребенка в процессе совместной игры исследовать предметы путем повторных проб с ними, в том числе и проб с их опорожнением и наполнением.

Родителям следует научить ребенка пить из чашки, пользоваться ложкой. С этой целью полезно проводить игры-упражнения с наливанием и выливанием воды. Ребенку полезно предлагать игрушки, в захватывании которых необходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных (игрушки на ниточках). Постепенно развивают манипулятивную деятельность и тактильно-осязательное восприятие. На этом же этапе необходимо стимулировать все представленные выше навыки, проводить активные игры с малышом. При этом важно научить ребенка одновременно держать два предмета и манипулировать ими.

На первом этапе игровые действия носят в основном подражательный характер.

На втором этапе игровое действие в большей степени соответствует реальной действительности, более четко разделяются функции, наблюдается логическая последовательность действий, отражающих реальную действительность.

На третьем этапе действия становятся еще более разнообразными, их логика и характер определяются взятой на себя ролью. В игре начинает использоваться специфическая ролевая речь.

Наконец, на четвертом этапе содержание игры включает в себя выполнение действий, отражающих отношения с другими людьми, роли которых выполняют другие участники игры. Наблюдается тесная связь ролевых функций, речь четко выполняет ролевую функцию. Характерна четкая последовательность игровых действий, отражающих реальную последовательную логику событий.

В игре развиваются различные виды взаимоотношений между детьми, которые определяются сюжетом и содержанием игры, что имеет важное значение для развития коммуникативного поведения и личности.

Наконец, в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать новый тип игры – игра с правилами. В этих играх уже более четко определена основная задача, отмечается более четкое соотнесение сюжетно-ролевого содержания с правилами. Особые группы игр с правилами составляют подвижные игры, например «Кошки-мышки».

К играм с правилами относятся так называемые дидактические игры. В этих играх детям предлагается решение определенных умственных задач, представленных в игровой форме. Эти игры развивают познавательную деятельность ребенка, формируют у него познавательную активность.

Известно, что многие дети с отклонениями в развитии и различными заболеваниями центральной нервной системы не умеют играть, что еще более задерживает их психическое развитие. Следует иметь в виду, что непродуктивность игровой деятельности, и даже игры совместно со взрослым, может быть обусловлена повышенной психической истощаемостью малыша и в связи с этим низким уровнем мотивации. Поэтому мать должна стимулировать и побуждать ребенка к игре. Важное значение имеет похвала и одобрение действий ребенка. Если при виде игрушек ребенок самостоятельно не играет, взрослый начинает играть вместе с ним. При этом взрослый прежде всего воспитывает у ребенка интерес к игрушкам, играя вместе с ним, заинтересовывает его в контакте. Важно воспитывать у ребенка адекватность игровых действий в соответствии с игровым материалом.

Упрощенный процесс обучения протекает следующим образом.

1. Ребенку дается инструкция, что он должен сделать.

2. Если необходимо, ему оказывается помощь.

3. Ребенку дают понять, что он сделал хорошо.

Важное значение имеет одобрение, чтобы похвала не потеряла своего побуждающего действия, ребенок должен хорошо представлять себе, за что его хвалят.

Главное правило – выражать свое одобрение самым естественным образом. Похвала – это самая естественная и самая доступная форма поощрения. Похвала стимулирует деятельность ребенка. Но в некоторых случаях слишком частая похвала может стать привычной и потерять свою стимулирующую способность. Чтобы этого не произошло, следует разнообразить формы похвалы. Разными способами следует дать понять малышу, за что его хвалят. Это особенно важно для детей более старшего возраста. Следует выделять похвалу особой интонацией и научить ребенка ценить похвалу. Поощрения должны стать естественной частью общения между родителями и детьми.

Таким образом, начальное обучение ребенка в семье начинается в игре. Обучение представляет собой трехступенчатый процесс (до, во время, после). Каждый этап следует планировать.

Важное значение для психического и личностного развития ребенка и подготовки его к школе имеют специальные игры – упражнения на конструктивную деятельность. Они особо важны для детей с двигательными расстройствами, для которых также используются игры с разборными игрушками.

Спектр предлагаемых ребенку игр достаточно широк: это игры-драматизации, игры с предметами, настольно-печатные, словесные и др. Но во всех случаях игра является важнейшим фактором развития и организации жизни ребенка.

Синдром стереотипных игр. Стереотипные игры возникают у детей в условиях социальной и эмоциональной депривации. У детей с синдромом госпитализма он наблюдается уже на первом году жизни, но особенно ярко он проявляется в возрасте после 1–1,5 лет. Проявления синдрома сходны с гиперкомпенсаторными депривационными играми в сочетании с некоторыми проявлениями аутистических стереотипических игр. Депривационная игра состоит из однообразных двигательных стереотипии – раскачиваний, подпрыгиваний, вращений, перебираний пальцами, кручения головой. Эти действия могут сменяться игрой с неигровыми предметами даже при наличии игрушек. Характерно, что игра происходит на фоне пониженного настроения без эмоционального оживления. Депривационная игра проявляется в виде выраженной задержки формирования игровых навыков. Характерной чертой этой игры является ее принципиальная обратимость при изменении ситуации.

Психотерапевтическая роль игры. Особо важное значение имеет развитие игры ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Направляя игру, родители учат его элементарным нравственным нормам поведения, помогают ему войти в коллектив здоровых детей. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопонимание, взаимопомощь стали привычными формами поведения ребенка с нарушениями в развитии. Все проводимые с ребенком занятия должны активно воздействовать не только на интеллектуальную, сенсомоторную и речевую сферу, но также и на его эмоции. С этой целью следует широко использовать различные музыкальные занятия или музыкальное сопровождение при проведении тех или иных занятий. Хорошо известно благоприятное влияние музыки на многих детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно на детей с синдромом Дауна, при детском аутизме. Часто прогресс в развитии такого ребенка начинается в процессе проведения с ним музыкальных занятий. К музыкальным занятиям очень восприимчивы дети с гидроцефалией и синдромом Ретта.

При этом немалую роль играет настрой ребенка, его эмоциональное состояние. Поэтому жизнь малыша надо наполнить красотой природы, игрой, сказками, музыкой. Все это даст толчок к практическому освоению мира.

4.9.2. помощь ребенку в совершенствовании двигательных функций и ориентации в пространстве

Двигательные нарушения в той или иной степени выраженности наблюдаются у всех детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно в первые годы их жизни.

Малыш хотя и передвигается самостоятельно, ходьба его длительное время может быть недостаточно устойчивой. Родители в этих случаях длительное время водят его за руку, ограничивают его двигательную активность. Это приводит к тому, что у ребенка крайне медленно обогащается двигательный опыт, что еще больше задерживает совершенствование у него функций равновесия.

Родителям следует всячески содействовать самостоятельности и активности ребенка в ходьбе и других моторных навыках. Им необходимо помогать моторному развитию ребенка и проводить специальные упражнения по развитию равновесия, например:

1. Ребенок стоит на коленях, руки вытянуты вдоль туловища. слегка отведены и повернуты наружу. По команде взрослого он переносит вес тела с одного колена на другое. При этом он не должен садиться на пятки, а его руки не должны касаться пола. В качестве помощи взрослый может использовать поддержку ребенка за локтевой сустав на той стороне, на которую перенесен вес тела.

2. Ребенок сидит на полу без опоры рук. Для того чтобы избежать опоры на руки, ему можно дать игрушки. Поднимая стопы от пола и легко сгибая ноги, ребенок должен сохранять исходную позу и не падать назад. Взрослый следит, чтобы ноги ребенка были отведены и повернуты наружу.

Для тренировки равновесия используются также следующие приемы: взрослый слегка подталкивает ребенка, который сидит на стуле, стоит на коленях или четвереньках, при этом он должен сохранять равновесие, не используя рук для поддержки.

Важное значение имеет тренировка равновесия при ходьбе: малыша учат ходить по прямой дорожке, намеченной мелом или выложенной шнурками по полу (ширина 20 см); перешагивать препятствия (канат, палочка высотой не более 10 см, линии).

Детей с более развитыми моторными навыками следует учить ходить по извилистому шнуру (1,5–2,0 м), между двумя линиями, шнурами, рейками, расстояние между которыми 20–30 см, не наступая на них. Затем малыша учат пройти по доске, положенной на пол (ширина доски 20–30 см), и сойти с нее; или встать на шнур, на четвереньки, опираясь ладонями и ступнями («как медведь»), пройти до конца, выпрямиться и сойти со шнура. Чтобы малыш не смотрел себе под ноги, в конце доски или шнура, по которому он идет, на уровне глаз, но не выше, помещается какой-либо ориентир – игрушка, флажок или шарик.

Важно научить ребенка подниматься на различные предметы и спрыгивать с них.

Все упражнения на равновесие проводятся в интересной для ребенка игровой форме с применением различных предметов и игрушек.

Тренировка равновесия не только увеличивает двигательный опыт ребенка, она также способствует развитию мышечных ощущений, на основе которых формируется контроль над произвольными движениями. Поскольку мышечные ощущения у детей с отклонениями в развитии в первые годы жизни слабые, большую часть упражнений по развитию движений желательно проводить перед зеркалом.

У детей с ограниченными возможностями здоровья в первые годы жизни часто наблюдается неправильная установка стоп, плоскостопие. Для развития правильной опорности стопы и укрепления ее свода полезна ходьба по ребристой доске, вдоль каната (босиком). Дети наступают на канат таким образом, чтобы пятки находились на полу, а передний край стопы – на канате, передвижение осуществлялось боковым шагом. Полезна также ходьба по гимнастической лестнице.

Для развития зрительно-моторной координации и моторики рук важное значение имеют специальные игры, при которых ребенок должен прокатить мяч и попасть в «воротики» или бросить его в ящик или в корзину.

Для тренировки навыков попадания в цель на прогулке полезно проводить специальные игры-упражнения по бросанию мячей, мелких камешков и других предметов в ямки, канавки.

Ребенка следует научить ловить и бросать мяч, попадать в цель, перебрасывать мяч через сетку, закидывать в кольцо, сбивать мячом кегли, ударять мячом о землю правой и левой рукой.

Специальные упражнения на развитие ориентации в пространстве проводятся в несколько этапов. На первом этапе взрослый выполняет упражнения с мячом, флажками и другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: «Мяч вверх, мяч вниз». Ребенок наблюдает за взрослым, затем, наблюдая за действиями взрослого, он начинает подражать ему. Затем взрослый выполняет упражнения перед зеркалом молча, ребенок копирует и проговаривает их. Затем ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции.

Следует выполнять специальные упражнения по перемещению в пространстве. Взрослый на полу рисует белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии пальцем на доске рисует и обводит мелом ребенок.

Важное значение в развитии пространственных представлений имеет восприятие и воспроизведение формы предметов. Эти упражнения проводятся также поэтапно. Вначале ребенок ощупывает различные по форме предметы. Затем обводит пальцем контуры этих предметов, нарисованных на доске или в тетради; затем копирует изображения простых геометрических фигур. После этих подготовительных упражнений у ребенка формируют пространственные представления с помощью рисования, конструирования, в игре и других видах деятельности. Малыша следует также научить специальным приемам сенсорного обследования и узнавания предметов с обязательным подключением движений рук, то есть ребенок ощупывает предмет и узнает его на ощупь каждой рукой. Одновременно вводятся слова, обозначающие качества предмета. Для их освоения ребенка учат сравнивать предметы, противоположные по свойствам. Например: тяжелый с легким, твердый с мягким и т. п. Следует иметь в виду, что качества и свойства предметов только тогда приобретут для ребенка определенную значимость, когда они будут включены в результативную практическую деятельность и игру.

4.9.3. занятия по развитию речи и подготовка руки к письму

Для закрепления и активизации словаря важное значение имеют игры-упражнения по описанию предметов, отгадыванию загадок, различные дидактические игры, а также повседневное общение с ребенком. Оно направлено на расширение словаря и развитие грамматического строя речи. Ребенка знакомят с новыми предметами, их словесными обозначениями и полученные представления закрепляют в процессе игровой деятельности. Занятия по развитию речи проводят поэтапно. В их основе лежит обучение составлению различных видов предложений с постепенными усложнениями их синтаксической структуры. С ребенком постоянно разговаривают о том, что он видит в данный момент. Если он говорит неправильно, его не перебивают и не поправляют. Взрослый лишь повторяет эти слова несколько раз правильно. Для этого используют специальные игры-занятия, во время которых взрослый просит ребенка называть предметы, действия и изображения на картинках.

Для формирования предпосылок обучения чтению и письму развивают умение отвечать на вопросы по самостоятельно прочитанным предложениям, соблюдать в устной речи и при чтении пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце простого предложения, выразительно прочитать выученное наизусть стихотворение, а также заучивать стихотворения наизусть, умение воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку. Учат рисовать простые иллюстрации к рассказу или сказке. Подготавливают к обучению письму.

Прежде всего ребенка следует научить умению правильно сидеть и держать ручку (карандаш), ориентироваться в тетради, замечать разлиновку и всегда начинать писать слева направо. Затем ребенка учат правильному написанию букв и дифференциации сходных: л-м, т-п, и-ш, ц-щ, г-к, г-п, г-р, л-ч-м, н-к. Развивают моторику пальцев рук, тренируют тонкие дифференцированные движения пальцев рук при помощи следующих упражнений:

• ребенок разглаживает лист бумаги ладонью правой, затем и левой руки;

• соединяет концевые фаланги выпрямленных пальцев рук;

• учится противопоставлению большого пальца остальным;

• сгибает пальцы каждой руки одновременно и поочередно;

• поочередно противопоставляет первому пальцу остальные. Проводится также ряд подготовительных упражнений с карандашом. Ребенка обучают правильному удержанию карандаша как при письме, тремя пальцами. Важно научить ребенка слежению глазами за движением пишущей руки. Вначале его учат ставить несколько точек на листе бумаги, следя, чтобы рука не сдвигалась и не напрягалась. Затем учат проводить черту сверху вниз, на то расстояние, на которое можно это сделать без движения кисти.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные принципы коррекции нарушений в развитии.

2. Какие направления коррекционной работы в семье являются основными?

3. Какие приемы используют родители, обучая ребенка с ограниченными возможностями здоровья навыкам самообслуживания?

4. Какое значение имеет игра в развитии ребенка? Развитие навыков игровой деятельности в семье, воспитывающей «особого» ребенка.

5. Значение режима дня и питания для детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.

Конец ознакомительного фрагмента.