Вы здесь

Обществознание. Человек и общество (Г. Г. Дедурин, 2014)

© Дедурин Г.Г., 2014

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

Человек и общество

1. Природное и общественное в человеке.

2. Мировоззрение. Его виды и формы.

3. Виды знаний.

4. Понятие истины, её критерии.

5. Мышление и деятельность.

6. Потребности и интересы.

7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

8. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

9. Основные институты общества.

10. Понятие культуры.

11. Формы и разновидности культуры.

12. Наука. Основные особенности научного мышления.

13. Естественные и социально-гуманитарные науки. Методы научного познания.

14. Образование, его значение для личности и общества.

15. Религия.

16. Искусство.

17. Мораль.

18. Понятие общественного прогресса.

19. Многовариантность общественного развития (типы обществ).

20. Угрозы и глобальные проблемы современности.

1. Природное и общественное в человеке

Человечество – уникальное явление в развитии жизни на нашей планете. Сама сущность человека биосоциальна, т. е. он неотъемлемая часть природы, неразрывно связанная с обществом. Человек может существовать только в единстве биологического и социального начал.

Вопрос о природе человека, его происхождении, деятельности, смысле его жизни, взаимоотношении с окружающим миром является наиболее значимым в системе знаний об обществе. В XIX в. были предприняты первые научно обоснованные попытки объяснения происхождения человеческого рода – антропогенез. Согласно общей теории антропогенеза появление человека стало возможным в результате сложного, комплексного процесса, осуществлявшегося под воздействием факторов биологического и социального характера.

Признаки, присущие человеку как одному из множества других людей, называют индивидными.

Индивид – общая характеристика человека. Индивидом он является от рождения, потому что ряд отличительных признаков человека определяется генетически.

Индивидуальность – уникальность каждого человека, комплекс его неповторимых характеристик. Она подчёркивает социально значимые черты, присущие отдельному человеку, выражая его непохожесть на других, неповторимость его психики и личности: внешний облик, манера поведения, характер и т. д. Лишь в сравнении с другими членами общества можно выявить собственную индивидуальность.

Личностью называют социально и духовно развитого человека, который выражает особые, свойственные только ему общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие качества, проявляемые во время какой-либо деятельности. Когда говорят о личности, имеют в виду социальную индивидуальность и уникальность человека. Она формируется в процессе его воспитания и деятельности, в неразрывной связи с конкретным обществом и его культурой.

Природа


Взаимосвязь


Основные теории происхождения человека:

• научная (путём эволюции);

• творения или религиозная (создан высшими силами – Богом);

• внешнего вмешательства или паранаучная (жизнь занесена внеземными цивилизациями).

2. Мировоззрение. Его виды и формы

Духовный мир человека формирует его мировоззрение.

Мировоззрение – целостное восприятие природы, общества, человека, оказывающее воздействие на формирование системы ценностей и идеалов, которой руководствуется личность, социальная группа, общество. Различают обыденное, или житейское мировоззрение, религиозное и научное.

Научное мировоззрение основывается на достижениях науки и научной картине мира. Обыденное мировоззрение опирается на жизненный опыт, при этом формирование взглядов происходит стихийно и, как правило, без опоры на данные науки. В основе религиозного мировоззрения – религиозные учения. Оно игнорирует научные достижения, будучи обращенным на удовлетворение духовных потребностей человека.

Мировоззрение зависит от уровня знаний и развития науки; от проблем, возникающих перед людьми; от непосредственных условий и качества жизни; от личного опыта.

Основные формы мировоззрения:

мифология – эмоционально-символическая форма общественного сознания, сочетающая фантастическое и реалистическое восприятие окружающего мира;

религия – форма мировоззрения, основанная на вере людей в сверхъестественное. Включает комплекс моральных норм и типов поведения, обряды, культовые действия и предусматривает объединение людей в рамках религиозных организаций;

философия – особая форма познания мира, основанная на системе научно-теоретических знаний о всеобщих законах и принципах бытия.

3. Виды знаний

Знание – особая форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Наличие знаний предоставляет людям возможность рациональной организации собственной деятельности и облегчает решение разнообразных проблем, возникающих в её процессе.

Выделяют следующие виды знаний:

• обыденное (житейское) – формируется в ходе повседневной жизнедеятельности, определяет характер взаимоотношений людей между собой и с окружающим миром;

• народная мудрость – накопленный поколениями людей опыт жизнедеятельности народа;

• научное – выражается в законах развития природы и общества, сформулированных учёными, основывается на эмпирической (полученной путём опытов, наблюдений) или теоретической (посредством абстрактных умозаключений) доказательной базе;

• мифологическое (религиозное) – в образной форме отражает представления людей о мире, человеке, сверхъестественном, не требует доказательной базы;

• паранаучное – знания о тайных силах природы и психики человека, а также отношениях, которые наука пока ещё затрудняется объяснить. Это телепатия, ясновидение, психокинез и т. п.

Все виды знаний имеют отличия друг от друга как по форме, так и по содержанию, иначе говоря, существуют относительно независимо.

Автором знаменитой фразы «Знание – сила» является Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – известный английский философ, основоположник эмпирической школы в науке.

4. Понятие истины, её критерии

Человеку свойственно стремление к постижению истины.

Истина – соответствие знания предмету познания. Одним из основных критериев истины следует считать объективность, т. е. тождественность реальному объекту, вне зависимости от воли и желаний познающего субъекта – человека, т. к. она представляет собой адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее объект познания в том виде, в каком он существует сам по себе, вне сознания.

Следует не забывать и о том, что истина всегда относительна и представляет собой неполное знание, за пределами которого всегда остается ещё неизведанное людьми. Этим обусловлен ещё один критерий истины – процессуальность, т. е. бесконечность познания, выражающаяся в постоянном накоплении новых знаний об окружающем мире. В том случае, если в каком-либо объекте знание является исчерпывающим, это абсолютная истина. Универсальным критерием истины считают практику – интегрированность объекта познания в деятельность человека (эксперимент, подтверждающий истинность гипотезы).

Среди других критериев истины учёные отмечают конкретность, противопоставление заблуждению, очевидность, здравый смысл, логическую правильность. Постичь истину возможно только в случае систематического получения и накопления знаний.

Абсолютная истина – целостное, постоянное знание о любом предмете либо явлении. В реальности она является малодостижимой.

Критерий истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить её от заблуждения.

5. Мышление и деятельность

Получение и накопление знаний сделало возможным наличие у человека мышления.

Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, подразумевающий познание сущности вещей и явлений, установление закономерностей в отношениях между ними.

Мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Наиболее сложной формой переработки информации является деятельность мышления. Мыслительная деятельность человека предполагает решение различных мыслительных задач, раскрывающих сущность чего-либо.

Мыслительная операция – способ мыслительной деятельности, благодаря которому человек может решать мыслительные задачи. Примерами мыслительных операций могут служить анализ и синтез, сравнение, конкретизация, классификация, абстрагирование, обобщение и др.

Составляющими человеческого мышления являются суждения и умозаключения. Умозаключения могут быть индуктивными (от частного к общему), дедуктивными (от общего к частному), по аналогии (от частного к частному). Результаты познавательной деятельности фиксируются в форме понятий, которые представляют собой результат обобщения опыта людей, являясь высшей ступенью познания окружающего мира.

В зависимости от места в процессе мышления слова, образа и действия, а также их соотношения между собой, выделяют три типа мышления:

1) конкретно-действенный (практический);

2) конкретно-образный (художественный);

3) абстрактный (словесно-логический).

Важным качеством личности является её способность к деятельности.

Деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира.

Цель деятельности – осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Например, писатель сначала мысленно составляет фабулу своего произведения, а затем реализует свой замысел на бумаге.

Средства – приёмы и способы действий, деньги и приспособления для осуществления деятельности.

Результат – конечный итог, завершающий деятельность.

Деятельность может носить самый разнообразный характер. Детские игры – одна из первых форм деятельности человека. Взрослые люди работают, т. е. занимаются трудовой деятельностью. Также к видам деятельности можно отнести учёбу, общение.




Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях.

Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, с помощью которого получают новые знания о предметах или явлениях.

6. Потребности и интересы

Характер жизнедеятельности человека определяется его потребностями и интересами.

Потребность – состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек старается преодолеть. Потребности людей можно систематизировать, объединив их в несколько групп:

• биологические (физиологические) – их удовлетворение позволяет нам существовать как биологическому виду;

• потребности в безопасности (экзистенциальные) – направлены на то, чтобы максимально обезопасить жизнь;

• социальные – общение, достижение успеха, взаимодействие, взаимоподдержка;

• духовные – дружба, любовь, творчество, самовыражение, самоутверждение.

При формировании мотивов деятельности человека ключевая роль принадлежит интересам.

Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. Интересы человека чаще всего определяют его род деятельности, профессиональное призвание. Учёные выделяют пять групп профессий:

• «человек – природа» (биологи, химики, агрономы, физики);

• «человек – техника» (инженеры, конструкторы, шофёры, токари);

• «человек – человек» (учителя, врачи, юристы, социологи, политологи);

• «человек – знаковая система» (программисты, лингвисты, филологи);

• «человек – художественный образ» (актёры, художники, композиторы).

Интересы классифицируются либо по их носителям (личностные, коллективные, государственные), либо по направленности (экономические, политические, социальные, духовные).

7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

В социально-политической и духовной жизни общества, каждого конкретного человека важное место занимает проблема свободы, её осознания и ответственности, которую она за собой влечёт. Существуют разные подходы к трактовке понятия «свобода».

Свобода – это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Общество, которое может предоставить возможность такого выбора, называется свободным.

Вся история философии свидетельствует о наличии тесной взаимосвязи между понятиями «свобода» и «необходимость».

Необходимость представляет собой объективно данные индивиду условия существования. Человек не может обладать абсолютной свободой. Невозможно, живя в обществе, полностью абстрагироваться от него. Степень свободы каждого человека определяется уровнем развития и характером того общества, членом которого он является. Однако главным ограничителем свободы человека являются не какие-либо внешние силы, а моральный выбор того или иного человека.

Моральный выбор формируется под воздействием системы ценностей каждого конкретного человека. Иными словами, это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям. Модель морального выбора поведения определяет свобода, которая создаёт основания для выбора человеком целей и средств, направленности собственных поступков.

Сущность морального выбора ёмко передал известный немецкий философ Эрих Фромм (1900–1980): «Человек не волен выбирать – иметь или не иметь идеалы, но он волен выбирать между разными идеалами».

8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

В социальных науках общество определяют как динамичную саморазвивающуюся систему, способную одновременно, даже при существенных изменениях, сохранять свою суть и качественную определённость. Основными подсистемами общества являются: экономическая, социальная, политическая и духовная.

Экономическая подсистема включает основные отрасли народного хозяйства (промышленность, аграрный сектор), отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмен готовой продукцией и её распределение.

Социальная подсистема состоит из слоев и классов, классовых отношений, наций и национальных отношений, семейно-бытовых отношений, воспитательных, медицинских учреждений и др.

Политическую подсистему отождествляют с государственной властью, политическими партиями и движениями, отношениями, возникающими в результате использования власти в интересах определённых социальных групп.

Духовная подсистема – это наука, нравственность, религия, искусство, а также учреждения и организации, действующие в этих сферах, деятельность людей соответствующей направленности.

Выделяют три типа обществ: традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное (именуемое также технологическим или информационным).

Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества. Именно они показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет.

9. Основные институты общества

Основу любой общественной системы составляют социальные институты.

Социальные институты – сформировавшиеся с течением времени устойчивые формы организации совместной деятельности, регулирующиеся с помощью норм, обычаев, традиций. Их цель – удовлетворение первостепенных жизненных потребностей. Главными социальными институтами современного общества являются:

• институт семьи и брака – ориентирован на выполнение воспроизводства членов общества и осуществление их первичной социализации;

• политические институты, особенно государство, – связаны с обеспечением законности, следованием правилам и стандартам. К данной категории социальных институтов, помимо государства, можно отнести политические партии, избирательные кампании, вооружённые силы, правоохранительные органы и др.;

• экономические институты (собственность, рынок, фирма и т. д.) регулируют производство и распределение благ и услуг, занимаются денежным обращением и др. Также они реализуют потребность в средствах существования: пище, одежде, жилье.

• институты образования, науки и культуры – нацелены на поиск, усвоение и распространение знаний, культурных и социальных ценностей. Они выполняют функцию социализации индивидов, защищая систему ценностей, принятых в обществе;

• институт религии – удовлетворяет потребности, возникающие в процессе решения духовных проблем, поисков смысла человеческой жизни.

Социальные институты имеют явные (воспитание подрастающего поколения) и латентные (формирование среды общения) функции.

10. Понятие культуры

Культура – разновидность креативной, творческой деятельности человека, способ приумножения и передачи человеческого опыта от одного поколения к другому, его оценивание и осмысление. Наличие культуры позволяет выделить человека из природы и открыть новые возможности для его развития.

Общепринятым является деление культуры на материальную и духовную. Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Она имеет сложную структуру и включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творчество.

Каждый народ сохраняет и воспроизводит собственные культурные традиции, ритуалы, обычаи. Однако учёные выделяют и ряд элементов, характерных для всех культур – культурные универсалии (правила воспитания детей, грамматический строй языка, религиозные заповеди и др.).

Культура выполняет целый ряд важных функций:

• приспособление к окружающей среде;

• накопление, сохранение и передачу ценностей культуры;

• регулятивную, как в отношении общественной жизни, так и деятельности отдельного человека;

• социализирующую и коммуникативную.

Материальная культура – сфера материально-практической деятельности человека, выраженная в объективно-предметной форме и включающая в себя культуру производства, быта, физического бытия человека.

11. Формы и разновидности культуры

На протяжении всего существования человеческого общества формировались, развивались и затухали разнообразные культуры. В современном мире наблюдается взаимопроникновение культур, их интернационализация, т. е. создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Особую ценность имеет народная культура. Она представляет собой наиболее устойчивую часть национальной культуры, своеобразный источник развития и хранилище традиций народа.

Важным этапом в развитии духовной культуры стало её деление на массовую и элитарную.

Массовая культура популярна среди широких слоев населения. Как правило, она состоит из таких явлений, как быт, индустрия развлечений (спортивные соревнования, музыкальные фестивали), периодика, телевидение, Интернет и т. п.

Наполнение массовой культуры происходит за счёт ежедневных происшествий и событий, устремлений и потребностей, актуальных для большей части населения. Для массовой культуры характерна высокая степень коммерциализации, т. к. её содержание является предметом потребления, способным приносить прибыль.

Элитарная культура – высокая культура, противоположность массовой культуры. Воздействуя на сознание воспринимающего субъекта, сохраняет присущие ему особенности и обеспечивает смыслообразующую функцию. Эта форма культуры ориентирована на тип сознания, который готов к активной созидательной деятельности и творческому поиску. Она рассчитана на незначительное число потребителей, готовых воспринимать сложные по форме и содержанию произведения.

Народная культура – это культура, которая создаётся народом и бытует в народных массах.

12. Наука. Основные особенности научного мышления

Наука – одна из форм человеческого познания, систематизированные достоверные знания, раскрывающие закономерности в развитии природы, общества и человека.

Движущей силой науки являются учёные, их знания, способности и опыт. Наука это также научные учреждения (Российская академия наук, государственные институты и др.). Наука немыслима без специального оборудования и методов научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. п.). Она говорит на особом языке знаков, символов, математических уравнений, химических формул. Целью науки является получение научных знаний, которые обосновывали бы научную картину мира.

Основными критериями научности знаний выступают обоснованность утверждений, достоверность и объективность полученных результатов, системность исследований, развитость понятийного аппарата, проверяемость, высокий уровень обобщения.

Ключевыми функциями науки являются познавательная и практически-действенная. В соответствии с тем, какую функцию выполняют те или иные науки, их подразделяют на фундаментальные (теоретические постулаты) и прикладные (преобразующая деятельность).

Для современной науки характерны такие черты, как универсализация, всеохватность, сочетание дифференциации и интеграции исследований, приближение науки к потребностям развивающегося общества.

Функции науки в современном обществе: познавательно-объяснительная, мировоззренческая, прогностическая, социальная, производственная.

Типологически научные исследования подразделяют на теоретические и эмпирические (осуществляемые опытным путём).

13. Естественные и социально-гуманитарные науки. Методы научного познания

Научные дисциплины, образующие систему науки в целом, условно принято разделять на следующие отрасли знаний:

• естествознание (науки, изучающие природу: биология, география, геология);

• социально-гуманитарные науки (в блоке социальных наук изучается общество, поведение людей: социология, политология, экономика; в блоке гуманитарных – дух, их предметом является культура: история, философия, антропология, культурология);

• технознание (науки, изучающие влияние законов физики и химии на работу технических устройств).

Предметом естественных наук является природа, исследуемая физикой, химией, биологией, астрономией и другими дисциплинами.

В качестве цели для естественных наук рассматривается изучение и правильное применение законов природы, что может помочь избежать разрушительных последствий человеческого вмешательства в природу.

В центре социально-гуманитарного знания человек и его деятельность. Науки этого цикла занимаются исследованием потребностей, интересов, ценностных ориентации и целей отдельных индивидуумов и социальных групп. Их задача состоит в обнаружении, описании и раскрытии сущности человека, его взаимодействии с другими членами общества и окружающим миром.

К основным методам научного познания относят:

• эмпирические (наблюдение, эксперимент, классификация, измерение). Больше применяются в естественных науках и технознании;

• теоретические (единство исторического и логического, от общего к частному и наоборот, формализация, математизация). Характерны для социально-гуманитарного цикла;

• универсальные, или общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование).

14. Образование, его значение для личности и общества

Образование – результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.

В современной России формулируется общенациональная образовательная политика. Её главная задача состоит в соответствии отечественного образования мировым стандартам, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности, общества, государства. Основы государственной образовательной политики изложены в Федеративном законе РФ «Об образовании». Для современного человека всё большее значение приобретает непрерывность образования, основой которой является самообразование.

Значение образования в условиях современного общества чрезвычайно велико. С его помощью осуществляется подготовка рабочей силы различного квалификационного уровня. На образование возложена миссия формирования свободной личности. Получение качественного образования может стать решающим фактором для карьерного роста и других социальных перемещений.

От уровня образования, качества человеческого потенциала напрямую зависит способность нашего государства конкурировать с ведущими мировыми державами.

Основные структурные элементы системы образования в Российской Федерации:

• дошкольное образование (ясли, детские сады);

• начальное, основное и среднее общее образование (школы, гимназии, лицеи);

• начальное, среднее и высшее профессиональное образование (ПТУ, училища, колледжи, техникумы, институты, академии, университеты);

• дополнительное образование (его получению способствует деятельность домов творчества, институтов повышения квалификации, курсы и т. д.).

15. Религия

В качестве одного из основных регуляторов духовной жизни человека выступает религия.

Религия – особая форма осознания мира, основанная на вере в сверхъестественное. Она включает комплекс моральных норм и поведенческих типов, а также обряды, культовые действия. Для последователей той или иной религии характерно объединение в организации (церкви, религиозные общины).

Главными признаками религии являются вера, культ и стремление верующего человека согласовать свою жизнь с божественными заповедями.

На протяжении всей истории человечества религиозные взгляды постепенно менялись. Можно выделить три основных этапа этого процесса:

1. Ранние религиозные воззрения, связанные с обожествлением животных и сил природы, почитанием духов (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, шаманизм).

2. Формирование национальных религий, составляющих основу религиозной жизни отдельных народов, наций (индуизм, иудаизм и др.).

3. Возникновение мировых религий, имеющих последователей среди людей разных национальностей и ориентированных на всё человечество (буддизм, христианство, ислам).

Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций:

• создание религиозной картины мира и помощь в осмыслении места в нём человека;

• восполнение ограниченности, зависимости, бессилия людей перед непознанным и необъяснимым;

• упорядочивание в соответствии с религиозными канонами помыслов, стремлений людей, их деятельности;

• стимулирование развития отдельных культурных основ – письменность, книгопечатание, искусство;

• обеспечение сохранности и приумножения религиозных культурных ценностей с обязательной передачей накопленного наследия от одного поколения к другому;

• сплочение общества либо больших социальных групп: единоверцев, народов и др.;

• легитимизация некоторых общественных порядков. отношений, норм как должного или утверждение незаконности какой-либо их части.

Конституция Российской Федерации для всех граждан страны выступает в качестве основного гаранта свободы совести, свободы вероисповедания. Это подразумевает, что любой человек имеет право на собственные религиозные взгляды либо на их отсутствие (атеизм). Граждане России наделены конституционным правом свободного выбора, следования и распространения религиозных и иных убеждений, в случае, если они соответствуют законам государства.

С целью сохранения стабильности в России, где представлено множество религиозных конфессий, жизненно важно поддерживать межрелигиозный мир. Отношения между религиозными объединениями, государственными институтами и гражданами регулируют правовые нормы. В их основе – конституционное положение о том, что Российская Федерация – светское государство. Это значит, что никакая религия не может считаться государственной и обязательной, а все объединения религиозной направленности имеют равное положение перед законом и отделяются от государства.

Вера – специфическое восприятие действительности или воображаемых объектов, явлений, не требующее доказательств для оценки их достоверности и истинности. Она является центральным стержнем всех религий, играя роль своеобразной психологической установки для верующих. Внешней формой проявления веры является культ.

Культ – систематизированный набор действий религиозного значения, характер которых определяется отношением верующих к объекту их поклонения. К примеру, молитвы, поклоны, крестное знамение, различные обряды.

16. Искусство

Важной составляющей духовной жизни принято считать искусство.

Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, которое может проявляться в различных жанрах (живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, танцы, кинематограф и пр.). Особенностями искусства является доминирование чувственного начала при восприятии окружающего мира, его субъективность (восприятие того или иного явления сквозь призму творца) и образность.

Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях.

Форма существования искусства – художественные произведения, обладающие видовой и жанровой определённостью.

Главная задача искусства заключается не в созидании красоты ради извлечения удовольствия эстетического характера, а в освоении действительности с помощью художественных образов.

В отличие от науки, искусство отражает действительность не в понятиях, а в художественных образах, что является его существенным отличием от науки.

К основным функциям искусства относят:

• общественно-преобразующую;

• воспитательную;

• эстетическую;

• художественно-концептуальную;

• утешительно-компенсаторную;

• предвосхищающую;

• внушающую;

• гедонистическую;

• познавательно-эвристическую.

17. Мораль

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – совокупность правил поведения, возникших на основе представлений людей о таких категориях. как добро и зло, справедливость и несправедливость, хорошее и плохое. Выбор и следование данным категориям предопределяется как внутренними убеждениями человека, так и воздействием на него мнения окружающих.

Главные моральные нормы выражены в общечеловеческих духовных ценностях. Они определяют, какие поступки человек должен (либо не должен) совершать: обращайся к другому так, как хочешь, чтобы обращались к тебе; уважай старших; не убивай; не лги; не воруй; не завидуй; не клевещи и др.

Мораль реализует себя с помощью таких понятий, как «добро», «долг», «совесть». Понятие «добро» отражает наше стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем совокупность вещей и явлений, направленных на улучшение жизни, нравственное развитие личности, совершенствование общества. Высшими проявлениями добра являются мир и любовь, любовь не только к конкретному человеку, человечеству, выраженная в гуманизме, но и к Родине, проявляемая в гражданственности и патриотизме.

В процессе исторического развития мораль играет в обществе чрезвычайно важную роль. Она выполняет в отношении поведения человека регулятивную функцию, являясь жизненным ориентиром для личности, стремящейся к саморазвитию и совершенствованию. На основе моральных качеств человека формируется его нравственный облик. Мораль позволяет консолидировать людей в самых разных ситуациях.

Главными моральными принципами являются гуманизм (человеколюбие), справедливость, милосердие, терпимость.

18. Понятие общественного прогресса

Развитие общества базируется на идее прогресса (от лат. progressus – движение вперёд).

Общественный прогресс – это комплекс всех поступательных изменений общества, его развитие от простых форм социального взаимодействия к сложным, переход от примитивного уровня к более совершенному. Прогресс не всегда поступателен, в развитии общества могут быть периоды как длительного застоя, отсутствия какой-либо динамики развития – стагнация, так и отката общества на более примитивный уровень – регресс.

Противоречивость прогресса состоит в том, что совершенствование в одних областях может повлечь потери в других сферах. Если для одних социальных сил прогресс в определённой сфере может приносить выгоду, то для других играть отрицательную роль.

Общество может развиваться как поступательно, т. е. эволюционным путём, так и революционным, предполагающим стремительный качественный скачок в общественном развитии. В современных научных исследованиях теория эволюционного развития общества не противопоставляется теории качественных скачков. По мнению учёных, эти теории не только не противоречат, но и вполне органично дополняют друг друга.

К гуманистическим критериям прогресса относят:

• среднюю продолжительность жизни человека;

• уровень детской и материнской смертности, состояния здоровья;

• уровень образования;

• степень развития разных культурных сфер;

• ощущение гармонии и удовлетворения жизнью;

• гарантии прав человека;

• характер отношений с природой и др.

19. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

В современном обществознании принято выделять, в соответствии с уровнем развития, три типа обществ: традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное (технологическое или информационное).

Традиционное общество предполагает господство сельского натурального хозяйства, ручного индивидуального труда, сословной иерархии при замкнутости социальных структур, преобладание монархических форм правления при отсутствии политических свобод, господство традиционных религиозных ценностей на фоне чрезвычайно низкого общеобразовательного уровня масс.

При переходе к индустриальному обществу происходят значительные перемены. Основным фактором производства становится капитал. Само производство характеризуется широким применением механизмов и технологий, основанных на использовании научных достижений, труд стандартизируется. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, тогда как численность городского населения возрастает. Для социальной структуры характерно классовое деление, укрепление средних слоев общества, мобильность и открытость социальных групп. В политической жизни индустриального общества отмечается рост политических свобод, равенство граждан перед законом, демократические преобразования. Религиозные ценности традиционного общества уступают место вере в прогресс, науку, личный успех. Формируется массовая культура, распространению которой способствует массовая грамотность и образование.

Наиболее высоким уровнем развития характеризуются постиндустриальные общества (современные США, Япония, Германия и др.). В роли основного фактора производства выступают знания. Осуществляется автоматизация производства, компьютеризация общества. Резко повышается творческое начало в труде, так как теперь особое значение приобретает не количество затраченного труда, а его качество. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров. В социальной структуре наблюдается стирание классового деления, возрастает численность среднего класса. Дальнейшее развитие демократических традиций в управлении государством, многообразие политических сил приводит к созданию сильного гражданского общества. Стоит отметить особую роль науки, образования и информации, непрерывность в образовании.

Также общества могут делиться на дописьменные и письменные, простые и сложные (исходя из числа уровней управления обществом; степени его дифференциации).

Постиндустриальное общество – общество с преобладанием инновационных технологий, обеспечивающих высокую производительность промышленности. Для него характерно наличие развитой индустрии знаний, с высокими показателями в ВВП высококачественных и инновационных услуг, чему способствует присутствие конкуренции во всех видах общественной деятельности.

Эволюция – постепенные поступательные изменения в развитии общества. Эволюционный путь развития не принимает резких перемен, полного отказа от общественных отношений, доминировавших ранее.

Реформа – это властное действие, имеющее целью внести изменения в отдельные сферы, стороны общественной жизни, которое обусловлено желанием придать обществу стабильность.

Революция – кардинальные, качественные изменения во всех или в большинстве сфер жизни общества, которые затрагивают основы существующих общественных отношений.

20. Угрозы и глобальные проблемы современности

На современном этапе развития общество столкнулось с проблемами, которые имеют глобальный характер, иначе говоря, дальнейшее развитие человеческого общества находится в прямой зависимости от их разрешения.

Истоки глобальных проблем кроются в активном преобразующем характере деятельности человека, а также в противоречиях и конфликтах, приобретающих общемировой характер из-за растущей взаимозависимости человечества.

Российские и зарубежные учёные выделяют несколько основных групп глобальных проблем человечества:

• отказ от войн и поддержание мира на нашей планете;

• преодоление последствий экологических катастроф;

• противодействие стихийным бедствиям, наркомании, терроризму;

• поиск эффективных методов лечения наиболее опасных заболеваний;

• выравнивание демографической ситуации;

• помощь развивающимся странам;

• разрешение продовольственной проблемы;

• изучение космоса и глубин Мирового океана.

Наличие глобальных проблем указало на взаимозависимость стран и регионов. Процессы глобализации ещё более актуализировали её.

К основным направлениям разрешения глобальных проблем относят: формирование нового планетарного сознания, воспитание в человеке гуманистических принципов; вывод международного сотрудничества на качественно новый уровень; наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете и др.

Глобализация – процесс комплексного сближения стран и народов в различных сферах деятельности, сопровождающийся усилением взаимовлияний и взаимозависимости между ними.


Многообразие и единство человеческого общества