Вы здесь

Деловое общение в государственном аппарате. Тема 2. Индивидуальный ассессмент государственного служащего (Л. С. Вечер, 2015)

Тема 2. Индивидуальный ассессмент государственного служащего

Основные понятия темы. Психика. Структура психики. Мозг. Сознание. Самосознание. Самооценка. Личность. Темперамент. Характер. Способности. Деятельность. Индивидуальный ассессмент.

2.1. Психика и мозг человека

Индивидуальный ассессмент ориентирован на реальную оценку качеств человека, их профессиональные и психологические особенности, на выявление потенциала развития.

Психика – это субъективное отражение человеком предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Можно выделить четыре крупные группы психических явлений (рис. 2.1.):

1) психические процессы;

2) психические свойства;

3) психические состояния;

4) психические образования.

Психический процесс – психическое явление в динамике (имеет начало, развитие и конец), проявляющееся в виде реакции. Конец одного психического процесса связан с началом нового. Поэтому в состоянии бодрствования человека психическая деятельность непрерывна. Начало психического процесса может быть обусловлено воздействием внешних или внутренних раздражителей. К психическим процессам относят ощущения, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь.

Психическое состояние – относительно устойчивый уровень психической деятельности, определившийся в данное время и проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния возникают под воздействием окружающей обстановки и физиологической природы человека. К психическим состояниям относят: сосредоточенность или рассеянность, активность, апатию, вдохновение и др.

Психические свойстватипичные для данного человека устойчивые образования, определяющие количественно-качественный уровень его поведения и деятельности (направленность личности, темперамент, характер, способности). Психические свойства формируются под воздействием природных и социальных факторов.

Психические образованияосвоенный человеком способ систематизации результатов познавательной деятельности, способ выполнения действия, обеспечиваемых совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Психические процессы, свойства, состояния и образования обеспечивают выполнение основных функций психики:

отражение окружающего мира;

регуляция поведения и деятельности человека.


Рис. 2.1. Мир психических явлений


Психика человека является функцией мозга – составной частью нервной системы. Нервная система обеспечивает связь всех органов тела между собой и организма в целом – со средой.

Полушария головного мозга в определенной степени специализированны. В зависимости от того, какое полушарие является доминирующим, проявляются отличия в психике, способностях человека (табл. 2.1).


Таблица 2.1

Основные функции полушарий


Наука ищет ответ на вопрос: «Почему женщина не может думать, как мужчина?». И исследователи уже предложили несколько интересных возможных ответов, например, мужчина и женщина отличаются друг от друга небольшим расхождением в строении мозга, вследствие чего полученная информация обрабатывается ими по-разному. Психические процессы можно исследовать с помощью специальных тестов.

Сознаниевысшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигаются познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания:

формирование целей деятельности;

предварительное мысленное построение действий;

предвидение результата;

• разумное регулирование поведения и деятельности.

Сознание включает ряд важнейших компонентов: совокупность знаний об окружающем мире; постановку жизненных целей и задач; самосознание и отношение человека к другим людям и окружающему миру. Когда человек находится в состоянии бодрствования, он осознает все, что с ним происходит.

Самосознание – исторически более поздний и хрупкий продукт развития психики человека. Оно предполагает осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание помогает человеку сохранить себя и свое «Я», а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира. Представление о себе (самосознание) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание.

Самопознание начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Самопознание по типу «Я и другой человек» сохраняется у человека на всю жизнь, носит эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нем. На более высоком уровне сравнения по типу «Я и Я» человек должен научиться оценивать свои качества, поступки, сопоставлять, каким он был вчера и какой он сегодня. Здесь помогают методы самонаблюдения и самоанализа.

Самооценка — определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, вырабатываемое на основе самопознания. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также осознание своего места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения личности. Она выявляет оценочное отношение человека к самому себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. д. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек становится для самого себя особым объектом познания.

Основными средствами самооценки являются самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность оценивает себя, свои возможности, качества, свое место в обществе, достигнутые результаты, взаимоотношения с окружающими. Самооценка зависит от развитости рефлексии, критичности, требовательности к себе. Когда говорят о самооценке, как правило, подчеркивают ее результат: адекватная она или неадекватная, завышенная или заниженная, высокая или низкая. Важной основой самооценки являются принятые в обществе социальные и нравственные нормы, традиции, обычаи. В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный (знания о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение) и эмоциональный (отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение).

Самооценка связана с потребностью человека в самоутверждении, а также со стремлением найти свое место в жизни, утвердиться в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Под влиянием оценки окружающих у нас постепенно складываются собственное отношение к себе и самооценка своей личности, кроме того, мы начинаем оценивать отдельные формы своей активности: общение, поведение, деятельность, переживания. В методике самооценки содержатся четыре набора качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности.

При адекватной самооценке субъект правильно сопоставляет свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально оценивать свои неудачи и успехи, ставит перед собой осуществимые цели. К оценке достигнутого он подходит со своими мерками, но, кроме того, думает о том, как отнесутся к этому другие люди – товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной оценки своих качеств, поведения, деятельности. Оптимальной является самооценка «высокий уровень», «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Однако самооценка может быть и неоптимальной (чрезмерно завышенной или слишком заниженной).

При завышенной самооценке формируется неправильное представление о себе, создается слишком идеализированный образ своей личности, своей ценности для окружающих, человек переоценивает свои возможности. В таких случаях он игнорирует неудачи ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Отмечается острое эмоциональное неприятие всего, что нарушает такое представление о себе. Реальная действительность воспринимается в искаженном виде, отношение к ней становится неадекватным (чисто эмоциональным), рациональное звено оценки полностью выпадает. Справедливые замечания такой человек расценивает как придирки, а объективную оценку результатов своей работы – как несправедливо заниженную. Невозможность достигнуть успеха представляется ему следствием чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от его действий. Человек с завышенной, неадекватной самооценкой не хочет признавать, что все его неудачи – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, отсутствия способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, основной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если высокая самооценка меняется в соответствии с реальным положением дел (увеличивается в случае успеха и снижается при неудаче), это может способствовать развитию личности, так как человеку приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной (ниже реальных возможностей личности). Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваясь решением обыденных задач. Они слишком критически относятся к себе.

Неоправданно высокая или заниженная самооценка нарушает процесс самоуправления, искажает самоконтроль. Особенно это заметно в общении, когда люди с завышенной или заниженной самооценкой становятся причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного, неуважительного отношения к другим, из-за слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, из-за проявления высокомерия и зазнайства. Люди не замечают, что оскорбляют других своим высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерно критического отношения к себе. Такие люди очень требовательны к себе и окружающим, не прощают другим ни одного промаха, склонны постоянно подчеркивать чужие недостатки. Они считают, что действуют из лучших побуждений, но на этой почве возникают конфликты. Когда в людях видят только плохое и постоянно указывают на это, возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Такое состояние, как аффект неадекватности, возникает потому, что люди с завышенной самооценкой пытаются оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к ухудшению отношений с окружающими. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаясь на должной высоте, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в собственных глазах, исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворена, отпадает необходимость изменить ее. Это не самый лучший способ поведения. Слабость такой позиции вскоре обнаруживается. Неизбежно возникают конфликты с людьми. Аффект неадекватности – это психологическая защита, которая становится временной мерой, поскольку не решает главной задачи: не изменяет неоптимальную самооценку, являющуюся причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита хороша как средство решения простейших задач, но она не помогает приблизиться к главным, стратегическим целям, рассчитанным на всю жизнь.

Формирование оптимальной самооценки зависит от справедливости оценки конкретного человека окружающими. Особенно важно помочь личности изменить неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Самовоспитание — это процесс самоуправления, нацеленный на осознанное изменение своей личности. Процесс самовоспитания зависит от уровня развития самооценки. Средства самовоспитания и приемы воздействия на собственную личность очень разнообразны.

2.2. Личность человека

Личность – это человек, рассматриваемый как сознательное, разумное существо, обладающее речью, способностью к трудовой деятельности и находящееся в определенных отношениях с другими людьми.

Английский философ-материалист середины XII в. Томас Гоббс дал такое образное определение личности: «Личностью является тот, чьи слова или действия рассматриваются как его собственные».

Личность характеризуется пятью потенциалами:

познавательным (гносеологическим) – это объем и качество информации, которой располагает личность;

ценностным (аксиологическим) – приобретенная в процессе социализации система ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах;

творческим – полученные личностью и самостоятельно выработанные умения и навыки, способности к деятельности;

– коммуникативным – мера и формы общительности, характер и прочность контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми;

художественным – уровень, содержание, интенсивность художественных потребностей и то, как личность их удовлетворяет.

Начиная с немецкого психолога Вильгельма Штерна, категория личности изучается как целостное понимание человека с учетом его индивидуально-психологического начала.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, которые можно рассматривать в разрезе четырех подструктур:

биологической – возрастные, половые, иногда патологические свойства психики, врожденные свойства и типы нервной системы (темперамент, задатки, простейшие потребности);

психологической – индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления), чувств и воли;

подструктуры социального опыта – знания, умения, навыки и привычки;

подструктуры направленности личности – влечения, желания, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы.

Можно сделать определенные шаги по изучению своей личности. Прежде всего изучить своей темперамент.

Темперамент[1] – это индивидуально-психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения.

Каждый вид темперамента имеет свои положительные стороны и свои недостатки, исправить которые практически невозможно, так как особенности темперамента связаны с различием типов высшей нервной деятельности. Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

И. П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности (ВНД) и сопоставил их с классическими типами темперамента:

I тип: сильный – уравновешенный – подвижный – сангвиник;

II тип: сильный – неуравновешенный – подвижный – холерик;

III тип: сильный – уравновешенный – инертный – флегматик;

IV тип: слабый – неуравновешенный – инертный или малоподвижный – меланхолик.

Типология высшей нервной деятельности – физиологическая основа античной классификации темпераментов. Динамическими проявлениями активности темперамента являются следующие показатели (табл. 2.2).


Таблица 2.2

Показатели динамических проявлений активности темперамента


Сангвиник характеризуется высокой активностью, эмоциональностью, экспрессивностью (выразительностью) поведения. Могут развиться трудности сосредоточения внимания, некоторая поверхностность эмоциональных переживаний.

Холерик также характеризуется высокой активностью с преобладанием возбуждения, резкости, яркости эмоциональных переживаний. Легкость перехода от гнева к веселью, неуравновешенность, вспыльчивость. Может развиться агрессивность или талант оратора и полководца.

Флегматик имеет сниженную активность во внешней деятельности, но высокую выносливость, работоспособность. Поведение невыразительное, ровное. Может развиться леность, безразличие или хладнокровие, выдержка, верность, преданность, постоянство.

Меланхолик является менее выносливым, с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки. Обладает хорошей концентрацией внимания, тревожностью, выражающейся в высоком чувстве ответственности и неутомимости. Имеет способность к наблюдению, систематизации, сопереживанию, глубоким и длительным эмоциональным переживаниям, что может проявиться в злопамятности или поэтическом даре.

Нет худших или лучших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены на их разумное использование в конкретной деятельности.

Множество самых различных свойств личности связано с относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека. Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках. Каждый человек имеет характер – комплекс свойств, отличающих его от других людей. Нет двух людей, у которых были бы совершенно одинаковые характеры.

Характер (от греч. charakter – печать, чеканка) – совокупность существенных, устойчивых психических свойств человека как члена общества, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки.

Характер взаимосвязан с темпераментом. Темперамент явля ется врожденной биологической основой характера (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев). Характер – сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. В зависимости от типа темперамента одни черты приобретаются легче, другие труднее.

Характер не только испытывает влияние темперамента, но и сам оказывает воздействие на его свойства:

под влиянием характера человек направленно учится регулировать проявления отдельных свойств темперамента – в результате длительной целенаправленной работы над этими свойствами они могут частично измениться;

маскирует свойства темперамента – динамика поведения в некоторых типичных ситуациях начинает зависеть не от темперамента, а от мотивов и отношений личности.

Черты характера – те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. В структуре характера выделяют две группы черт:

первая группа – черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, склонности, идеалы, цели) и систему отношений к окружающей действительности;

вторая группа – интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Черты характера можно классифицировать по различным признакам (табл. 2.3).


Таблица 2.3

Классификация черт характера


Черты характера взаимосвязаны и относительно устойчивы, что дает возможность прогнозирования поведения человека. Многообразие черт характера обеспечивает направленность личности на всестороннее познание, на преобразование себя и окружающего мира.

За последние годы в практической психологии сформировалось представление о наиболее ярких (акцентуированных) характерах, которые могут учитываться в жизненных ситуациях, в трудовой деятельности для выработки верной линии поведения, общения и взаимодействия с ними. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Определить тип акцентуации можно с помощью специальных психологических тестов.

Ценность личности определяется не только тем, что она представляет собой в данный момент, но и заложенными в ней возможностями дальнейшего развития и совершенствования.

Мастерство общения лицом к лицу часто находится в прямой зависимости от того, как государственный служащий умеет оценивать свои способности, возможности влиять на других людей, осознавать свои преимущества и недостатки. Чем адекватнее он осознает реальное положение дел в этой сфере деятельности, тем успешнее он решает свои основные задачи по управлению. К сожалению, как показывают наши наблюдения, в этой сфере взаимодействия у нас далеко не все благополучно. Данная проблема не снята с повестки дня и зарубежного менеджмента, хотя там в этом плане предпринимаются постоянные усилия.

Для понимания источников этих трудностей следует обратиться к рассмотрению одного из важнейших компонентов личности – «Я – образа». У каждого человека есть свой «Я – образ», т. е. представление о самом себе. Это совокупность психологических установок, ценностных ориентаций, чувственных наклонностей, взглядов на различные стороны жизни. В «Я – образе» выделяют описательный и оценочный аспекты. Первый указывает на совокупность свойств присущих индивиду. Второй содержит суждения о положительных и отрицательных сторонах своей личности: «Я плохой» или «Я хороший», «Мне сопутствует удача» или «Я неудачник» и т. д. «Я – образ» индивида поддерживает его стойкую самооценку. Вступая с кем-либо в общение, человек заранее ориентирует свое поведение на созданные «Я – образом» шаблоны. По заранее заготовленному материалу отбирается поступающая к человеку информация, создается система отношений к собеседнику. Каждый из нас в связи с этим имеет тенденцию воспринимать или отрицать, брать целиком или искажать информацию о чем-либо. Мы видим мир и поступаем так, как «велит» нам наш «Я – образ».

2.3. Профессиональные способности государственного служащего

Управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

В Республике Беларусь в 2003 г. подготовлен и утвержден квалификационный справочник «Государственные должности государственных служащих», который служит основой при разработке должностных инструкций государственных должностей и обеспечивает единство при определении должностных инструкций обязанностей государственных служащих и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Каждого сотрудника государственного аппарата Республики Беларусь характеризует некоторая совокупность признаков, определяющих его как профессионала и как личность. Это – профессиональная компетентность, административные организаторские способности, умение ставить цели и достигать их, творческая активность и эрудиция, уровень психологической совместимости в коллективе, общественная активность, уровень ответственности и трудовой дисциплины, способность к самоорганизации и самоанализу, моральная устойчивость, отзывчивость по отношению к людям и др.

В Великобритании предъявляются следующие квалификационные требования к личности государственного служащего:

понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных особенностей и стилей работы, овладение способами увеличения эффективности управления;

способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

ораторские способности и умение выражать свои мысли;

владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;

способность налаживать отношения, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;

способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;

умение оценивать и повышать не только знания, но и практические навыки.

В системе управления США (исследование, проведенное Институтом Гэллапа) выделяют пять основных требований, гарантирующих успех в работе управленца:

здравый смысл;

знание дела;

уверенность в своих силах;

повышение общего уровня развития;

способность доводить начатое дело до конца.

В связи с этим выделяют ограничения, которые мешают реализации возможностей управленца (концепция ограничений). Определив области, в которых государственный служащий не компетентен, можно сосредоточить внимание на развитии и совершенствовании соответствующих способностей.

В обобщенном виде требования, предъявляемые к личности управленца, можно представить в следующем виде:

умение управлять собой;

четкие и ясные личные цели;

динамичное личное развитие;

способность принимать решения;

творчество в работе;

способность влиять на людей;

понимание специфики управленческого труда;

высокие организаторские способности;

• способность обучать;

способность формировать и развивать коллектив.

Для оценки своих личных ограничений в управленческой деятельности можно использовать интегральный тест, разработанный М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом. Тест поможет реалистично оценить ваши сильные и слабые стороны, уяснить актуальные цели личного роста.

Контрольные вопросы

1. Что такое психика? (Дайте определение.)

2. Какова структура психики? (Ее составляющие.)

3. Что такое сознание?

4. Какое определение личности человека вы можете дать?

5. Что такое темперамент?

6. Какие типы темперамента вы знаете?

7. Что такое характер?

8. Что такое акцентуации характера?

9. Что такое способности?

10. Каковы профессиональные способности менеджера?

Тесты

1. «Психика и мозг человека»

1. Из перечня типов характеристик высшей нервной деятельности выделите характеристики, свойственные I типу высшей нервной деятельности:

1) сильный;

2) слабый;

3) уравновешенный;

4) неуравновешенный;

5) подвижный;

6) инертный.


2. Выделите характеристики, свойственные II типу высшей нервной деятельности:

1) сильный;

2) слабый;

3) уравновешенный;

4) неуравновешенный;

5) подвижный;

6) инертный.


3. Выделите характеристики, свойственные III типу высшей нервной деятельности:

1) сильный;

2) слабый;

3) уравновешенный;

4) неуравновешенный;

5) подвижный;

6) инертный.


4. Выделите характеристики, свойственные IV типу высшей нервной деятельности:

1) сильный;

2) слабый;

3) уравновешенный;

4) неуравновешенный;

5) подвижный;

6) инертный.


5. Из перечисленных функций укажите присущие левому полушарию:

1) хронологический порядок;

2) речевая активность;

3) конкретное пространство;

4) видение мира мрачным;

5) детальное восприятие.


6. Из перечисленных функций укажите присущие правому полушарию:

1) черчение карт, схем;

2) эмоциональная активность;

3) видение мира веселым, легким;

4) запоминание образов, узнавание лиц;

5) текущее время.


7. Биологический фактор, влияющий на формирование личности, определяет такие свойства личности, как:

1) знания;

2) способности врожденные;

3) задатки;

4) навыки;

5) темперамент.


8. Укажите определение понятия «личность»:

1) индивидуально-психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения;

2) совокупность существенных устойчивых психических свойств человека как члена общества, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки;

3) совокупность свойств, которые служат условием успеха в определенной деятельности;

4) человек, рассматриваемый как сознательное разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности и находящееся в определенных отношениях с другими людьми.


9. Укажите свойства высшей нервной деятельности, соответствующие сангвинику:

1) сильный;

2) слабый;

3) уравновешенный;

4) неуравновешенный;

5) подвижный;

6) инертный.


10. Укажите свойства высшей нервной деятельности, соответствующие холерику:

1) сильный;

2) слабый;

3) уравновешенный;

4) неуравновешенный;

5) подвижный;

6) инертный.


11. Укажите свойства высшей нервной деятельности, соответствующие флегматику:

1) сильный;

2) слабый;

3) уравновешенный;

4) неуравновешенный;

5) подвижный;

6) инертный.


12. Укажите свойства высшей нервной деятельности, соответствующие меланхолику:

1) сильный;

2) слабый;

3) уравновешенный;

4) неуравновешенный;

5) подвижный;

6) инертный.

2. «Каков ваш склад мышления»

Внимательно прочитайте вопросы и предлагаемые варианты ответов. На каждый вопрос найдите наиболее подходящий для вас ответ либо поставьте прочерк. Предлагаемый тест основан на исследовании выборки более 2000 человек. Он поможет вам узнать, насколько у вас мужской склад мышления и насколько женский.


1. Вы слышите тихое мяуканье. Можете ли вы сразу же показать, где находится кошка?

а) если подумаю, то могу;

б) могу показать сразу;

в) не знаю.


2. Легко ли вы запоминаете только что услышанную мелодию?

а) легко, могу пропеть часть ее;

б) запомню, если она простая и ритмичная;

в) для меня это трудно.


3. Вам звонит человек, которого вы до этого встречали несколько раз. Можете ли вы узнать его голос в первые секунды разговора, пока он еще не представился?

а) могу, для меня это несложно;

б) узнаю, по крайней мере, в половине случаев;

в) узнаю реже, чем в половине случаев.


4. Вы находитесь в компании нескольких супружеских пар. У двоих из них роман. Сможете ли вы это определить?

а) практически всегда;

б) в половине случаев;

в) редко.


5. На небольшой вечеринке вы были представлены пяти незнакомым людям. Если на следующий день кто-нибудь упомянет в разговоре их имена, легко ли вам будет вспомнить их лица?

а) вспомню большинство из них;

б) вспомню некоторые;

в) скорее всего, не вспомню вовсе.


6. Легко ли вам давались правописание и сочинения в школе?

а) давалось легко;

б) легким было что-то одно;

в) и то, и другое с трудом.


7. Вы заметили место для парковки машины, но для того чтобы припарковаться, вам придется дать задний ход и буквально втиснуться в него. Какими будут ваши действия?

а) поищу другое место;

б) осторожно припаркую машину там, где решил;

в) не раздумывая, дам задний ход и припаркую машину.


8. Вы провели три дня в незнакомой деревне и кто-то просит вас показать, где север.

а) скорее всего, не смогу;

б) если подумаю, то смогу;

в) сразу скажу.


9. Вы находитесь в приемной зубного врача. Насколько близко можете вы сесть к представителю своего пола, не ощущая неловкости?

а) на расстоянии меньше 15 см;

б) от 15 до 60 см;

в) дальше, чем на 60 см.


10. Вы зашли поболтать к новому соседу. В квартире тихо, но где-то капает вода из крана. Ваши действия?

а) сразу же замечу этот звук, но постараюсь не обращать на него внимание;

б) если замечу, то, наверное, скажу об этом сразу;

в) это меня совсем не раздражает.


Ключ к тесту

Для того чтобы подсчитать баллы, воспользуйтесь следующими формулами.

Для мужчин:

а) +10 баллов;

б) +5 баллов;

в) –5 баллов.

Для женщин:

а) +12 баллов;

б) +5 баллов;

в) –5 баллов.


За каждый вопрос, оставленный без ответа, минус 5 баллов. Большинство мужчин набирают от 0 до 60 баллов. Большинство женщин – от 50 до 100 баллов. Пограничный случай – от 50 до 60 баллов – показывает, что для вашего мышления равно характерны мужские и женские черты. Мужчины, набравшие меньше 0, и женщины, набравшие больше 100 баллов, имеют склад мышления, резко отличный от противоположного пола. У мужчин, набравших 60 баллов, может проявляться склонность к женскому типу мышления; у женщин, набравших меньше 50 баллов, может проявляться склонность к мужскому варианту мыслительных процессов.

3. «Оценка своей социально-коммуникативной компетентности»

Познакомьтесь с возможными особенностями поведения человека, его привычками и взглядами. Решите, согласны вы с ними или нет. Если согласны, то поставьте напротив каждой ситуации знак «+», если не согласны, то знак «—». Отвечайте, пожалуйста, по порядку, не пропуская ни одной ситуации и не стараясь произвести «лучшее» впечатление. Здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Вы облегчите себе работу, если будете давать первый ответ, который приходит вам в голову.

1. Если в разговоре неожиданно возникает большая пауза, мне часто ничего не приходит на ум, чтобы спасти ситуацию.

2. Мне досадно, что другие более удачливы, чем я.

3. Мне приятно, если я должен высказывать свое мнение по какому-то делу, не зная, что другие думают об этом.

4. Я быстро теряю самообладание, но также быстро опять беру себя в руки.

5. Человек с неясным или гнусавым произношением раздражает меня.

6. На вечеринке, в кругу малознакомых людей, я тоже могу внести вклад в то, чтобы вечер удался.

7. Я еще не достиг той должности, которую заслуживаю по результатам моей работы.

8. Я смущаюсь, когда меня представляют известному деятелю, потому что не знаю, что он обо мне подумает.

9. Я могу так рассвирепеть, что, например, бью посуду.

10. Я часто пасую перед трудностями прежде, чем возьмусь за дело.

11. В отпуске я редко знакомлюсь с другими людьми.

12. Я не люблю быть в центре внимания.

13. Если я сам не могу принять решение по важному личному вопросу, то действую по совету пожилого уважаемого человека.

14. Если я прихожу в ярость, то разряжаюсь, выполняя такую физическую работу, как, например, рубка дров.

15. Я придаю большое значение тому, что другие обо мне думают.

16. Мне легче тогда, когда мне говорят, что нужно сделать, чем в том случае, когда я сам должен руководить.

17. Мне трудно подружиться с кем-нибудь.

18. В большинстве случаев я всегда вижу вначале хорошие стороны человека или дела.

19. Принимая решения, я спокойно взвешиваю все «за» и «против».

20. Время от времени я теряю терпение и свирепею.

21. Я с удовольствием берусь за такие задания, при которых другие люди находятся в моем подчинении.

22. Я легко отказываюсь от намерения, если другие об этом невысокого мнения.

23. В обществе я могу непринужденно беседовать с людьми, которых я никогда не видел.

24. У меня нет настоящих друзей.

25. Я часто вижу сначала плохие или слабые стороны человека или дела.

26. Мне было бы приятно, если бы другие восторгались мной.

27. У меня часто бывает плохое настроение.

28. Мне лучше, если я могу присоединиться к мнению других.

29. В целом я спокоен; меня нелегко вывести из себя.

30. У меня редко бывают гости.

31. Я чувствую себя ущемленным, когда других повышают в должности.

32. В решительных ситуациях зачастую внутреннее беспокойство заставляет меня принимать быстрое решение.

33. Я присоединяюсь к мнению моего трудового коллектива, как правило, лишь тогда, когда большинство его одобрит.

34. Меня редко приглашают в гости.

35. Как правило, я отношусь к людям скептически и недоверчиво.

36. Я с удовольствием хожу на карнавал или другие веселые празднества.

37. Чаще всего я уверенно гляжу в будущее.

38. На производственных совещаниях я охотнее присоединяюсь к мнению начальства.

39. В поездках я почти никогда не беседую с попутчиками.

40. Меня угнетает, если я должен откладывать принятые решения.

41. Я охотно даю указания.

42. Если в моем трудовом коллективе возникают разногласия, я держусь в стороне.

43. Если я здорово рассвирепею, то часто теряю самообладание.

44. Чаще всего я нахожу, что жизнь стоит того, чтобы жить.

45. Я охотно провожу свой досуг с друзьями или в группах по интересам.

46. Меня тревожит то обстоятельство, что я не знаю, что меня ждет в жизни.

47. Если я хорошо подумаю, то я скорее склонен что-то критиковать, чем признавать.

48. Мне нравится, когда другие делают то, что я от них требую.

49. Мне, не нравится, когда в книгах или фильмах действие в конце остается незавершенным или кончается иначе, чем я ожидал.

50. Я – оптимист.

51. Часто у меня проскальзывают замечания, которые я лучше всего проглотил бы.

52. Мне трудно установить контакт с людьми, если они не знают друг друга.

53. Когда я в ярости, то говорю неслыханные вещи.

54. Я скучаю, когда другие веселятся.

55. Чаще всего я нахожу бессмысленным преследовать личные цели: все равно получается иначе.

56. Я избегаю общения с людьми, мнение о которых у меня не сложилось.

57. У меня нет никаких особенных интересов, так как мне ничто по-настоящему не доставляет удовольствия.

58. Часто я не могу совладать со своим раздражением и бешенством.

59. Я – коммуникабельный и открытый человек.

60. Я стремлюсь превосходить других.

61. По отношению к другим я отзывчив и обязателен.

62. Я везде быстро завязываю знакомства.

63. Ежедневные трудности часто лишают меня покоя.

64. Прежде чем высказывать свое мнение, я сначала проверяю, что об этом думают другие.

65. Неожиданный гость часто бывает для меня некстати.

66. На должности, соответствующей моим претензиям, я мог бы по-настоящему развернуться.

67. Я считаю, что лучше никому не доверять.

68. Я могу хорошо настроиться на неожиданный визит.

69. К сожалению, я отношусь к тем, кто часто приходит в бешенство.

70. Я редко бываю в подавленном, плохом настроении.

71. Я легко теряю хладнокровие, когда на меня нападают.

72. Я думаю, что популярность меня бы не тяготила.

73. Я могу во всех сторонах жизни найти что-то хорошее.

74. Часто я сам отказываю себе в исполнении желаний, чтобы избежать разочарований.

75. Я лучше примирюсь с чем-то, чем дам дойти делу до спора.

76. Я редко нахожу нужные слова, когда мне кого-нибудь представляют.

77. Я не люблю еще раз обдумывать решения.

78. Я редко могу по-настоящему радоваться.

79. Мне не трудно внести оживление в общество.

80. Если что-то мне не удается, я думаю, что в следующий раз получится лучше.

81. Мне нравится, когда другие просят у меня совета.

82. Я буду лучше сам по себе, тогда мне не придется разочаровываться.

83. Я не люблю дел, решение которых предоставляют будущему и выжидают, как они будут развиваться.

84. При хороших известиях я всегда боюсь, что при ближайшем рассмотрении в деле окажется загвоздка.

85. К новым коллегам я чаще могу привыкнуть спустя лишь длительное время.

86. Часто я высказываю угрозы, к которым не отношусь всерьез.

87. Когда меня несправедливо критикуют, я скорее с этим соглашаюсь, чем защищаюсь.

88. Часто я, не подумав, говорю что-то, а потом раскаиваюсь.

89. Меня беспокоит, что я не знаю точно, что другие обо мне думают.

90. Когда на меня наваливаются события, на которые я не имею влияния, то я люблю сюрпризы.

91. Я чаще всего признаю правоту других, хотя и не разделяю их мнения.

92. Я радуюсь общению.

93. Для меня обременительно, если мой распорядок дня нарушают непредвиденные события.

94. Я быстро капитулирую, если что-то не удается.

95. Мои будни в целом интересны и занимательны.

96. Непредвиденные события чаще всего приводят меня в замешательство.

97. Когда мне кто-то что-то обещает, я опасаюсь, что это не будет выполнено.

98. Мне не нравится, что я по статусу должен выполнять распоряжения людей, которые меньше меня понимают.

99. Неловкую ситуацию, в которую кто-нибудь попадает, я могу обыграть таким образом, что другим это не бросится в глаза.

100. Часто я нервничаю из-за кого-нибудь.

101. Мне хочется знать заранее, кто будет на званом вечере, на который я приглашен; и как он будет проходить.

102. Я избегаю критиковать своего начальника, хотя иногда это необходимо.

103. Меня беспокоит, когда у друзей, к которым я приглашен, я встречаю незнакомых людей.

104. Часто я слишком быстро сержусь на других.

105. Когда со мной начинает разговор незнакомый человек, я часто не знаю, что я должен сказать.

106. При неудачах я, как правило, боюсь за свой авторитет.

107. Я часто сомневаюсь в своих способностях.

108. Я охотно стал бы знаменитостью.

109. Я часто чувствую себя как пороховая бочка перед взрывом.

110. Мне неприятно, когда мой супруг(а) приглашает гостей без моего ведома.

111. Когда я получаю новое задание, то часто думаю, что я его не осилю.

112. Я охотно беседую с другими людьми, когда предоставляется возможность.

113. Я не утаиваю своего мнения.

114. Я думаю, что другие относятся ко мне предвзято.

115. Я охотно пробую что-то, когда с самого начала неизвестно, какой будет исход.

116. Мне нравится, когда мне дают почувствовать, что без меня нельзя обойтись.

117. Я могу втянуть в разговор незнакомых людей.

118. По сравнению с произведенной мной работой я должен заслуживать большего признания.

119. Мне трудно вести беседу с незнакомым человеком.

120. Мои чувства легко оскорбить.

121. Чаще всего мне трудно сделать выбор из нескольких вещей или возможностей.

122. Со знакомыми, которых я долго не видел, я неохотно заговариваю первым.

123. Я склонен во время спора говорить громче, чем обычно.

124. Чаще всего я придерживаюсь пословицы: «Смелость города берет».

125. Я охотно вошел бы в круг людей, которые принимают важные решения.

126. Я склонен к тому, чтобы или быстро осуждать, или защищать людей.

127. Если бы я мог повторить свое становление, то я бы быстрее достиг того положения, которое сегодня мне еще не дано.

128. Я могу припомнить, что как-то раз был так взбешен, что взял первую попавшуюся мне вещь и разгрыз или разбил ее.

129. Я, как правило, придерживаюсь принципа: сначала подумай, потом сделай.

130. Я должен бы больше делать для того, чтобы найти то признание, которого я заслуживаю.

Ключи к тесту

1. Социально-коммуникативная неуклюжесть:

1+, 6–, 11+, 17+, 23–, 24+, 30+, 34+, 36–, 39+, 45–, 52+, 59–, 61–, 62–, 65+, 68–, 76+, 79–, 85+, 92–, 99–, 103+, 105+, 110+, 112–, 117–, 119+, 122+ (29 вопросов).

2. Нетерпимость к неопределенности:

5+, 8+, 13+, 19–, 32+, 40+, 46+, 49+, 56+, 77+, 83+, 89+, 90–, 93+, 96+, 101+, 115–, 121+, 126+, 129– (20 вопросов).

3. Чрезмерное стремление к конформности:

3–, 15+, 16+, 22+, 28+, 33+, 38+, 42+, 64+, 75+, 87+, 91+, 102+, 113– (14 вопросов).

4. Повышенное стремление к статусному росту:

2+, 7+, 12–, 21+, 26+, 31+, 41+, 48+, 60+, 66+, 72+, 81+, 98+, 106+, 108+, 116+, 118+, 125+, 127+, 130+ (20 вопросов).

5. Ориентация на избегание неудач:

10+, 18–, 25+, 27+, 35+, 37–, 44-, 47+, 50–, 54+, 55+, 57+, 67+, 70–, 73–, 74+, 78+, 80–, 82+, 84+, 94+, 95–, 97+, 107+, 111+, 114+, 124– (27 вопросов).

6. Фрустрационная нетолерантность:

4+, 9+, 14+, 20+, 29–, 43+, 51+, 53+, 58+, 63+, 69+, 71+, 86+, 88+, 100+, 104+, 109+, 120+, 123+, 128+ (20 вопросов).


Нормативы


Примечание: СКН – социально-коммуникативная неуклюжесть; НН – нетерпимость к неопределенности; К – конформность; ССР – стремление к статусному росту; ИН – избегание неудач; ФН – фрустрационная нетолерантность.

Подсчитайте число совпадений в ваших ответах с ключом и сравните с нормативами.

Задания

1. «Ваша самооценка»

Каждый человек имеет свои представления о наиболее ценных качествах личности. На них люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы больше всего цените в людях? У каждого человека об этом свои представления, поэтому не совпадают и результаты самовоспитания. Каковы ваши представления об идеале человека? Разобраться в этом поможет задание, которое нужно выполнить в два этапа.

Этап 1. Разделите лист бумаги на четыре равные части (клетки), обозначьте каждую римской цифрой I, II, III, IV. Ниже приведены четыре набора слов (1–4), характеризующих положительные качества личности. Внимательно прочитайте слова из первого набора качеств. Выпишите в столбик (I) наиболее ценные для вас качества вместе с номерами. Затем также следует выписать ценные качества из 2–4-го набора (столбики II, III, IV). В итоге должно получиться четыре набора идеальных качеств.

Для того чтобы добиться одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим их толкование.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Набор 1. Межличностные отношения, общение

1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.

2. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

3. Заботливость – мысль или действие, внимание, проявленное по отношению к людям; попечение, уход.

4. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

5. Коллективизм – способность осознанно подчинять личные интересы общественным, готовность к взаимопомощи, взаимопониманию.

6. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.

7. Общительность – способность легко входить в общение с другими, склонность к общению.

8. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.

9. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

10. Отзывчивость – готовность откликнуться на чужую беду.

11. Откровенность – открытость, доступность для людей.

12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.

13. Радушие – сердечное, ласковое отношение, гостеприимство, готовность чем-нибудь услужить.

14. Совместимость – взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, удовлетворенность процессом взаимодействия.

15. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

16. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.

17. Тактичность – чувство меры, умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

18. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.

19. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, своего долга.

20. ЧУТКОСТЬ – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

Набор 2. Поведение

1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и к самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.

2. Гордость – чувство собственного достоинства.

3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.

4. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

5. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

6. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.

7. Настойчивость – упорство в достижении целей.

8. Порядочность – честность, неспособность совершать плохие и антиобщественные поступки.

9. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

10. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

11. Самокритичность – стремление объективно оценивать свое поведение, умение рассматривать свои ошибки, недостатки и делать выводы.

12. Самостоятельность – способность действовать без чужой помощи, своими силами.

13. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

14. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться чьему-либо давлению, непоколебимость, устойчивость.

15. Уверенность – вера в правильность своих поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

16. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

17. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.

18. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

19. Энергичность – решительность, активность в поступках и действиях.

20. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем. Набор 3. Деятельность

1. Аккуратность – соблюдение во всем порядка, исполнительность.

2. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

3. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой работе.

4. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.

5. Деловитость – знание дела, предприимчивость.

6. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

7. Исполнительность – старательность (хорошее выполнение заданий).

8. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

9. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

10. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

11. Понятливость – умение быстро понять смысл чего-либо, сообразительность.

12. Последовательность – умение выполнять задания, действовать в строгом порядке.

13. Работоспособность – умение много и продуктивно работать.

14. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

15. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

16. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.

17. Точность – умение действовать в соответствии с заданием, образцом.

18. Трудолюбие – любовь к труду, общественно-полезной деятельности, требующей напряжения.

19. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

20. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

Набор 4. Переживания, чувства

1. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.

2. Бодрость – ощущение полноты сил, энергии.

3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.

4. Взволнованность – мера переживаний, душевное беспокойство.

5. Восторженность – подъем чувств, восторг, восхищение.

6. Душевность – искреннее дружелюбие, расположение к людям.

7. Жалостливость – чувство жалости, склонность к состраданию.

8. Жизнерадостность – ощущение радости, отсутствие уныния.

9. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.

10. Милосердие – готовность помочь, простить другого из сострадания, человеколюбия.

11. Нежность – проявление любви, ласки.

12. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

13. Свободолюбие – стремление к свободе, независимости.

14. Сдержанность – способность удерживать себя от проявления чувств.

15. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.

16. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.

17. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.

19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.

20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Этап 2. Среди качеств личности, выписанных вами из 1-го набора, найдите такие, которыми вы реально обладаете. Обведите их номера кружком. Теперь можно перейти ко 2-му набору качеств, затем к 3-му и 4-му.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитайте количество выписанных вами реальных (Р) и идеальных (И) качеств, а затем вычислите их процентное соотношение:




Результаты сопоставьте с оценочной шкалой (табл. 2.4).


Таблица 2.4

Психодиагностическая шкала

2. «Адаптация» (Вопросы для самоанализа лицам, впервые назначенным на государственные должности)

I. Открытые и невысказанные ожидания с различных сторон

1. Что ожидают от вас ваши начальники?

Высказано открыто: ___________________________________________________

Не высказано: ____________________________________

2. Что ожидают от вас ваши сотрудники?

Высказано открыто:_______________________________

Не высказано:

3. Что ожидают от вас ваши коллеги?

Высказано открыто:___________________________________

Не высказано:

4. Что ожидают от вас ваши посетители?

Высказано открыто:___________________________________

Не высказано:

5. Что ожидает от вас ваш предшественник?

Высказано открыто:_______________________________

Не высказано:

6. Что ожидает от вас ваша семья?

Высказано открыто:___________________________________

Не высказано:

7. Что вы ожидаете от себя?

Высказано открыто:___________________________________

Не высказано: ____________________________________

8. Какие ожидания я хотел бы проверить поточнее?

1. _____________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

2. _____________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

3. _____________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


II. Отношения с ключевыми фигурами

1. С кем мне нужно сотрудничать, чтобы достичь того, к чему я стремлюсь?

___________________________________________________

___________________________________________________

2. Какой точки зрения они будут придерживаться и что будут думать о моих намерениях?

___________________________________________________

___________________________________________________

3. Кто сможет помешать моему намерению или направить меня по ложному пути? Кто будет так затронут тем, к чему я стремлюсь, что может помешать моим намерениям?

___________________________________________________

___________________________________________________

4. В чем заключается основа моей власти и влияния? Как я могу еще больше расширить свое влияние, чтобы найти поддержку для своего решения?

___________________________________________________

___________________________________________________

5. Какие отношения я должен завязать, чтобы достаточно быстро получать информацию о событиях в организации?

___________________________________________________

___________________________________________________


III. Анализ ситуации

1. Что говорят сотрудники об организации или о своем подразделении?

___________________________________________________

___________________________________________________

2. Какие привычки сотрудников бросились вам в глаза в первые дни?

___________________________________________________

___________________________________________________

3. О чем рассказали вам в первую очередь?

___________________________________________________

___________________________________________________

4. Кто был вам представлен как ключевая фигура?

___________________________________________________

___________________________________________________

5. Кто с кем общается? Кто с кем нет?

___________________________________________________

___________________________________________________

6. Есть ли в общении такие привычки, как прерывание собеседника, высказывание критических замечаний или замалчивание проблем?

___________________________________________________

___________________________________________________

7. Как говорят о посетителях и о других подразделениях?

___________________________________________________

___________________________________________________

8. Кто обладает информацией и как ею пользуются?

___________________________________________________

___________________________________________________

9. Какое значение имеют статус и власть?

___________________________________________________

___________________________________________________

10. Каково настроение людей?

___________________________________________________

___________________________________________________

11. Как объясняют причины успеха и трудностей?

___________________________________________________

___________________________________________________

12. Есть ли определенные принципы руководства и как к ним относятся?

___________________________________________________

___________________________________________________

13. Какие инновационные проекты, стратегии и преобразования имели место в последнее время?

___________________________________________________

___________________________________________________

14. Кто отвечает за осуществление нововведения?

___________________________________________________

___________________________________________________

15. Поддерживаются ли новые идеи, есть ли готовность к преобразованиям?

___________________________________________________

___________________________________________________

16. Чему уделяется большее внимание – целям или текущим делам?

___________________________________________________

___________________________________________________

17. Устраиваются ли творческие обсуждения, формируются ли по собственной инициативе специальные группы для решения определенных проблем и (или) имеются ли побуждения извне?

___________________________________________________

___________________________________________________

18. Перечислите важные инновационные начинания за последние два года.

1. ____________________________________________

2. ____________________________________________

3. ________________________________________

19. Каковы три сильные стороны вашего нового подразделения, на которые вы могли бы положиться в трудных ситуациях.

1. ____________________________________________

2. ____________________________________________

3. ________________________________________

20. Чем ваши сотрудники особенно гордятся?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

21. Какой потенциал ваши сотрудники еще не выявили?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Если ответы на поставленные выше вопросы не слишком обнадеживают, ищите выход. Он есть всегда.


IV. «Ландшафт целей»

1. Какие цели поставили перед вами руководители?

___________________________________________________

___________________________________________________

2. Какие цели вы для себя уже сформировали?

___________________________________________________

___________________________________________________

3. Какие цели не должны выпасть из поля зрения?

___________________________________________________

___________________________________________________

4. Какие из ваших целей направлены на сохранение стабильности функционирования?

___________________________________________________

___________________________________________________

5. Какие цели установлены вами в интересах коллектива и отдельных сотрудников?

___________________________________________________

___________________________________________________

6. Какие из ваших целей уже нашли понимание?

___________________________________________________

___________________________________________________

7. Какие цели вы можете поставить на более отдаленный срок?

___________________________________________________

___________________________________________________

8. Какие цели вы бы выбрали, если бы должны были ограничиться тремя – пятью целями?

___________________________________________________

___________________________________________________

9. Какие цели вы могли бы объединить в доступную для понимания подчиненных концепцию?

___________________________________________________

___________________________________________________


V. Климат преобразований

1. Насколько велика вера сотрудников в свои способности?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

2. Что я знаю об их сильных сторонах?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

3. Какие сильные стороны нужно срочно развивать?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

4. Какие проекты могут способствовать развитию сильных сторон?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________


VI. Инициирование преобразований

1. Настроены ли подчиненные на преобразования?

Да, нет Что еще я должен сделать для этого

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

2. Имеются ли совместно с ними выявленные проблемы?

Да, нет Что еще я должен сделать для того, что бы выявить их?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

3. В каких временных рамках я нахожусь, с точки зрения подчиненных?

(Слишком рано__. Вовремя__. Слишком поздно)

4. С какой ведущей проблемы я могу дать «стартовый выстрел»?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

5. Кого я должен привлечь к «стартовому выстрелу»?

1. _____________________ 1. _____________________

2. _____________________ 2. _____________________

3. ___________________ 3. ___________________

4. _____________________ 4. _____________________

6. Знаю ли я суть мероприятий, которые должны быть осуществлены сразу же после «стартового выстрела»?

Да, нет Что еще я должен сделать?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

7. Обладаю ли я способностью охватить сразу все проблемы?

Да, нет Что я могу отложить на более поздний срок?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

8. Кто возьмет на себя ответственность за непрерывный процесс мероприятий по преобразованию?

Мероприятие 1: _________________________________

_________________________________

Мероприятие 2: _________________________________

_________________________________

Мероприятие 3: _________________________________

_________________________________

9. Как я обеспечу обратную связь в отношении хода и результатов мероприятий по преобразованию?

1. ________________________________________________

2. ___

3. __

10. Кто возьмет на себя ответственность за соблюдение срока непрерывного процесса преобразований?

Срок 1:___________________________________________

Срок 2:


VII. Символы и ритуалы

1. Какими я вижу взаимоотношения между подчиненными и руководителем, т. е. между «верхом» и «низом»?

________________________________________________________

2. Какие формы подготовки решений я предпочитаю?

3. Как мне даются решения?

4. Каковы мои главные ценности?

5. Какого отношения к себе я ожидаю от своих сотрудников?

_______________________________________________

6. Какие намечаемые преобразования с трудом дадутся подчиненным или вступят в противоречие с прежними привычками?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

7. С помощью каких установившихся процедур можно создать хорошую базу для намеченных преобразований?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

8. Как я могу ясно продемонстрировать взаимосвязь между моим видением перспективы и установившимся мировоззрением подчиненных?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

9. Какие прежние мировоззрения войдут в противоречие с моими намерениями и должны быть изменены?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________