Вы здесь

Дидактика. Конспект лекций для студентов педагогических вузов. Тема 1. Введение в дидактику (И. В. Юкина)

Тема 1. Введение в дидактику

1. Понятие о дидактике

В переводе с греческого «дидактикос» означает «поучающий». Дидактикой называется общая теория обучения. Это особая часть педагогики, изучающая закономерности общего процесса образования и воспитания в обучении. Целью дидактики является разрешение целого ряда проблем в теории.


1. Установление целей и задач теории. Это важно потому, что без них обучение не будет полноценным.


2. Анализ процесса обучения и открытие его закономерностей.


3. Обоснование принципов и правил обучения, опираясь на закономерности.


4. Определение содержания обучения. Сюда входит в первую очередь отбор того материала, который ученик обязан усвоить, а также выбор практических упражнений, которые помогут закрепить эти знания.


5. Конкретизация базисных суждений о формах организации обучения.


6. Разъяснение учителям методов обучения, способов, как различными путями достичь основной цели – качественного обучения учащихся.


7. Характеристика материальных средств, с помощью которых выполняются задачи обучения.


Здесь следует уточнить, что дидактика занимается общими проблемами обучения, не затрагивая особенностей каждого отдельно взятого предмета.


Как уже отмечено выше, дидактика является неотъемлемой частью педагогики. За основу дидактика берет основные положения, сформулированные в рамках педагогики в общей теории образования. Почему она основывается на уже изученных фактах?


Во–первых, потому что они считаются основополагающими для всех воспитательно–образовательных наук. Но это не единственные задачи, стоящие перед дидактикой. Ко всему прочему цель дидактики – самостоятельное исследование проблем образования и воспитания, а значит, и обучения. В связи с этим ее начинают рассматривать не как часть педагогики, а в качестве самостоятельной педагогической дисциплины.


Самой главной функцией дидактики остается научное обоснование практики обучения. В тесной связи с дидактикой находятся методики преподавания, цель которых – конкретное обучение по отдельным учебным дисциплинам. С одной стороны, методики берут за основу обучения какие–то теоретические наработки дидактики, а с другой стороны, дидактика использует исследования методик в качестве материала для своей работы.


Дидактика тесно взаимосвязана с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и пр. Методологическую основу дидактики представляет теория познания, занимающаяся источниками, закономерностями, формами и методами познания окружающей действительности. Этим занимается и философия. С социологией дидактику роднит то, что первая изучает законы функционирования и развития общества, социальные отношения – все то, что интересует дидактику.

2. История развития дидактики

Дидактика, как и многие другие науки, развивалась исторически. Это зависело от того, на каком этапе развития находилось человеческое общество.

Первые дидактические мысли были высказаны еще очень давно, в античную эпоху. Известно, что уже в Древней Греции и Древнем Риме были созданы довольно развитые образовательные системы. Большое внимание воспитанию подрастающего поколения уделялось в Спарте. Однако обучение там имело несколько другое направление, чем сейчас. Будучи в течение трехсот лет мощной военной державой, Спарта нуждалась в сильных, дисциплинированных и выносливых воинах, поэтому большая часть времени отдавалась обучению молодого поколения военному делу и физической подготовке.

Когда ребенок достигал семилетнего возраста, для него начинался новый, серьезный этап в жизни. Обучение длилось 12 лет и закачивалось, когда человек достигал 19–летнего возраста. Проводилось оно в специальных военизированных лагерях. Причем участвовали в нем не только мальчики, но и девочки. Помимо военного дела, детям преподавали основы чтения, письма и счета. Ученики должны были во всем походить на своего учителя, повторять то, что делал он. Причем в лагере существовала очень строгая дисциплина, а за неподчинение сурово наказывали. Более того, обязательным условием для учеников было почитание и уважение старших.

Для активизации и стимулирования деятельности учащихся постоянно проводились различного рода состязания и учебные походы. Однако главной особенностью обучения в Спарте была все–таки военизированная направленность. Вот почему в истории такую систему обучения стали называть спартанской.

Совсем другая ориентация была в афинской системе образования. Она направлялась на всестороннее развитие человека. Люди стремились к совершенству и красоте. Как и в Спарте, обучение в Афинах начиналось с 7 лет, но продолжалось лишь до 16 лет, сначала в школе и гимнасии, а затем в университетах. Однако не всякий мог пойти учиться, потому что школы не были бесплатными. Но те, кто мог себе это позволить, обучались по индивидуально–групповым программам. На одного учителя приходилось до 20 и более учеников. Причем они были совершенно разного возраста.

Существовало два типа школ:

– мусические;

– гимнастические.

В свою очередь мусические школы делились на школы грамматиста и кифариста. В первом типе школ детей обучали чтению, письму и счету. Однако тогда применялись довольно примитивные методы: ученики лишь копировали действия учителя. Затем были многочисленные упражнения. В результате обучение длилось 3 года. Письму обучались при помощи восковых табличек и стило (железной или костяной палочки с острием на конце). Чтобы обучить ребенка счету, применялись так называемые абаки – древние счеты греков и римлян. Абак – это доска с углублениями, в которые во время вычислений клали маленькие камешки.

Чтению обучали при помощи стихотворений и различных произведений древнегреческих поэтов и писателей. Популярностью пользовалось чтение наизусть поэм и мифов.

В школе кифариста детей учили пению, музыке и игре на кифаре, флейте, лире и др. Как только юноша достигал 12–летнего возраста, он поступал учиться в гимнастическую школу. Тогда она носила название «палестра». В ней дети могли заниматься параллельно обучением в грамматической школе. Здесь же обучали военному делу и уделяли внимание физическому воспитанию мальчиков. Учителями были так называемые педотрибы. Они находились на службе у государства. В обязанности педотрибов входило слежение за правильностью соблюдения государственных правил и законов в процессе обучения.

Гимнастические школы дети заканчивали в 16 лет. К этому времени мальчики уже умели выполнять разнообразные физические упражнения, знали правила борьбы, бега, могли метать диск и копье, прекрасно плавали, ездили верхом, управляли колесницей и свободно могли участвовать в различного рода спортивных состязаниях. После обучения в гимнастической школе мальчики по желанию продолжали свое обучение в университете. Однако опять–таки это могли себе позволить только юноши из состоятельных семей. В университете обычно преподавал какой–нибудь известный философ, оратор или софист. Вокруг себя они объединяли группу юношей и обучали их своим премудростям.

Что касается методов обучения, то преимущественно они были практическими. Сюда можно отнести запись речей, упражнения в их написании, анализ их образцов.

Наряду с университетами существовали и гимнасии, считавшиеся государственными школами философского направления. Среди самых известных следует назвать эпикурейскую и стоическую гимнасии. В них использовались различные приемы и формы учебной работы.

В отличие от других школ в афинской изучали отдельные учебные предметы – в зависимости от специализации учителя. Ученикам преподавалась грамматика, арифметика, диалектика, риторика, музыка, гимнастика и др., причем обучали этим предметам как индивидуально, так и в группах. Среди древнегреческих философов, чьи педагогические труды дошли до нас, были Аристотель, Демокрит, Сократ, Плутарх, Платон. Ими высказывались различные мысли, касающиеся обучения детей, и предлагались альтернативные способы их обучения.

По именам некоторых видных философов древности названы школы. Так, от Пифагора берет начало пифагорейская школа. В этой школе использовался так называемый «акроаматический» способ обучения. Сущность его состояла в том, что ученики должны были полностью подчиняться своему учителю. В этой школе был установлен строгий режим дня. Основными предметами, которым Пифагор уделял внимание, были математика, геометрия, философия, медицина и музыка. Пифагор использовал метод поучений и изречений, т. е. ученикам предлагались для заучивания афоризмы, которые они должны были применять и в дальнейшей жизни.

Другой известный философ, Сократ (ок. 470—399 гг. до н. э.), предложил свой метод обучения, который впоследствии получил название «сократовский». Иногда этот метод называют «сократовская, или эвристическая, беседа». Основывался он на вопросно–ответной системе обучения. Сократ, беседуя с каждым учеником, стремился подвести его к противоречию в своих рассуждениях, после чего путем индукции вел к верному суждению. Важную роль в этом методе играли последовательность, систематичность и логика вопросов, задаваемых учителем и дающих возможность получить новые знания. Словом, Сократ не только давал новые знания, но и развивал в своих учениках логическое мышление.

Согласно сократовскому методу обучение должно проходить в две стадии, одна из которых – основная. Здесь изучаются этика и поведение в обществе, а также те предметы, которые пригодятся человеку для освоения будущей профессии. Перед учителем стоит определенная цель, а именно – пробуждение душевных сил ученика.

Сократовский метод нашел свое применение и в ходе дальнейшего развития дидактики.

Еще одним известным философом, оставившим свой след в науке, был Платон (427—347 гг. до н. э.). Будучи основателем Академии в Афинах, он преподавал в ней и стал основоположником школы философов. Его произведения содержат ряд высказываний о том, какой должна быть система образования и воспитания. По его мнению, как только ребенок родится, его следует отдавать в общественные воспитательные дома. В этих домах он должен оставаться до 7 лет. После этого его следует отдать в школу для обучения чтению, письму, счету и игре на музыкальных инструментах. Как только детям исполнится 12 лет, они переходят учиться в гимнастическую школу, где огромная роль отводится физической подготовке. С 16 лет они изучают арифметику, геометрию, астрономию. В 18—20 лет каждый юноша обязан пройти военную подготовку.

Дальнейшему обучению наукам должны уделять внимание только те молодые люди, кто имеет к этому склонность. У них следует развивать мышление и обучать их философии, что является подготовкой к управлению государством. Вот что пишет о методах обучения сам Платон: «Способ преподавания не должен быть насильственным, ни одну науку свободный человек не должен изучать как раб». По мнению философа, огромную роль в обучении следует уделять игре. Платон называл ее естественным видом деятельности, который необходимо применять для получения знаний, практических умений и навыков и развития их познавательных интересов. Для Платона предметами, которые имели особое значение, были гимнастика, риторика и философия.

Последователь Платона – Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Будучи его учеником в течение 20 лет, Аристотель в дальнейшем сам стал наставником. Как известно, он был учителем Александра Македонского. Философ говорил о трех составных частях воспитания:

– физическом;

– нравственном;

– умственном.

По мнению Аристотеля, воспитание должно быть направлено на гармоничное развитие личности человека. Он должен быть частью природы и сочетать физические, нравственные и умственные качества. Философ стал автором первой возрастной периодизации. Согласно ей существует три периода жизни:

– до 7 лет;

– от 7 до 14 лет;

– от 14 до 21 года.

По мнению Аристотеля, до 7 лет ребенка необходимо воспитывать в семье, где он учится говорить, рассказывать сказки и рассказы, закаляется, физически развивается. Но уже в 5 лет ребенка необходимо подготавливать к школе. С 7 лет мальчиков следует отдавать в государственные школы. Основные предметы в таких школах – гимнастика, чтение, письмо, счет, рисование. Особое внимание Аристотель уделял музыке, так как считал, что она является основой эстетического и нравственного воспитания.

Что касается детей взрослого возраста, то им требовалось уделить должное внимание математике, астрономии, литературе, истории, философии, музыке. По мнению Аристотеля, «детей следует обучать общеполезным предметам не только в интересах получаемой от этого пользы – таково, например, обучение грамоте, – но и потому, что благодаря этому обучению можно сообщить им целый ряд других сведений».

Образование в государственных школах должно состоять из четырех основных частей:

– подготовительной, в которой дети осваивают письмо, чтение, грамматику, арифметику, элементарную логику, рисование, музыку, гимнастику;

– основной, включающей историю, астрономию, математику, метафизику, философию;

– практической, базирующейся на освоении нравственных норм, законов, правил поведения;

– творческой, создающейся на изучении риторики, политики и предметах профессиональной подготовки.

Аристотель напрочь отказывался использовать вербальные методы, отдавая предпочтение практическим. Словом, Аристотель внес огромный вклад в дальнейшее развитие педагогики.

Древний Рим заимствовал у Греции не только культуру, но и систему обучения. В то время существовало три вида школ: элементарная, грамматическая и ораторская. Военную подготовку римляне проходили в легионах и школах всадников. Для детей высшего сословия создавались коллегии юношества, где их готовили для государственной службы.

На первом этапе обучения в элементарной школе, начиная с 7 лет, учились все дети: как мальчики, так и девочки. Здесь приобщали к чтению, письму и счету. Обучение носило индивидуальный характер. Риторские школы готовили общественных деятелей, политиков и ораторов. Будущие политики обучались у самых известных ораторов и государственных деятелей. Основными предметами в таких школах были основы ораторского искусства, греческая и римская литература, математика, геометрия, астрономия, юриспруденция, философия. Большое внимание уделялось и практическим занятиям по риторике. Применялись учебные пособия. К ним относились различные трактаты по ораторскому искусству, римскому праву, военному делу и т. д.

Одним из самых известных педагогов эпохи Римской империи был Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35—ок. 96 гг.). Им была основана первая государственная ораторская школа. Известный труд знаменитого оратора – сочинение под названием «О воспитании оратора», где он изложил систему своих педагогических воззрений о том, каким надо быть оратору. По мнению Квинтилиана, обучение ребенка нужно начинать с самого рождения. Самое первое, чему необходимо научить малыша, – это говорить, одновременно развивая его память. Именно эти две составляющие являются основой для дальнейшего обучения.

Квинтилиан считал, что уже к 7 годам ребенок должен знать греческий и латинский языки. Словом, чем раньше начнется обучение, тем лучше. Для начального образования прекрасно подходит игра как естественная форма освоения знаний. Квинтилиан предпочитал индуктивный метод обучения. Он полагал, что обучение в школе должно быть доступным для всех граждан. Занятия должны проводиться коллективно, небольшими группами. Квинтилиан предпочитал принцип соревновательности среди учеников. Он утверждал, что можно «поддерживать усердие» детей, «придавать больше охоты к учению». На начальном этапе обучения должны изучаться такие предметы, как грамматика и стиль, мораль, начала математики и музыка. Сам процесс обучения Квинтилиан делил на три стадии:

– подражание;

– теоретическое наставление;

– упражнение.

По мнению Квинтилиана, основными дидактическими приемами являются:

1) чтение литературных произведений с намеренными ошибками в стиле и грамматике. При этом школьники должны не только выявлять их, но и исправлять;

2) приемы развития точной памяти;

3) заучивание наизусть специально подобранных образцов речей и размышления над ними.

Квинтилиан оставил свой след в дидактике. Его сочинение под названием «О воспитании оратора» долгое время применялось как учебник. Только в период Средневековья о нем позабыли.

Сильно изменилась ситуация с периода Средневековья. Теперь всестороннее развитие личности уже не имело такого значения, как в эпоху античности. С возникновением христианства появилось огромное количество христианских школ, среди которых были приходская, монастырская, соборная, или епископальная. Приходские школы основывались при храмах. В них можно было получить начальные, элементарные знания. Здесь преподавали чтение, письмо, счет, чтение на латинском языке, церковное пение. Учителями в то время были дьяконы.

Монастырские школы были открыты для всех: как для мирян, так и для будущих священников. Обычно монастырские школы появлялись при больших монастырях. Они были тесно связаны с епископальными школами, но практически ничем не отличались от приходских, во всяком случае, что касается предметов, тут тоже учили риторике, грамматике и религиозной философии.

В епископальных школах обучались как клирики, так и миряне. Здесь обучали таким предметам, как грамматика, риторика, диалектика (начала теологии), арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

В эпоху позднего Средневековья появились и другие школы, а именно – придворные, рыцарские и ремесленные. В придворных школах преподавали чтение, письмо, счет, составление деловых бумаг, географию, историю, естествознание. В рыцарских делали упор на обучение молодых людей из богатых семей верховой езде, плаванию, фехтованию, владению копьем, охоте, игре в шахматы, стихосложению, языкам и благочестию. В 7 лет мальчик в этой школе считался пажом, а через 7 лет он становился оруженосцем. Только тогда, когда юноше исполнялся 21 год, он становился рыцарем и получал меч.

Существовали в то время цеховые, или ремесленные, школы, которые готовили ремесленников. Ремесленники были трех видов: ученики, подмастерья и мастера. Здесь учили не только профессиональной деятельности, но и основам чтения, письма и счета. В качестве методов использовались показ, объяснение, повтор и подражание.

В эпоху Средневековья предпочиталась индивидуальная форма учебы. Ребенок становился воспитанником монаха, священнослужителя, ремесленника и т. д. Использовался вербальный метод обучения. Большое внимание уделялось изучению Библии и другой подобной литературы. Рассматривались и теологические сочинения. Монахи учили своих воспитанников, что только через Бога можно познать и небесный, и земной миры.

Огромное внимание уделялось развитию памяти учеников. По мнению учителей, именно она играла роль в познании законов Священного Писания, церковных канонов и теологических сочинений. В связи с этим ученики очень много учили наизусть и декламировали. Поскольку памяти уделялось особое внимание, использовались различные приемы запоминания.

Человека воспитывали в страхе перед Божьим гневом. Господа нужно было почитать и постигать, только так можно было достигнуть истины и веры. Здесь можно процитировать слова из Священного Писания: «Начало премудрости – страх Господень». В качестве учебных пособий при обучении грамоте использовали так называемый «абецедарий», а также трактаты философов раннего христианства. Рассматривалось и творчество Аристотеля. Счету обучали при помощи пальцев, косточек и абака.

К ХII в. относят создание нового религиозного, философского направления под названием «схоластика». Яркой фигурой в схоластике был Фома Аквинский. Схоласты открывали городские школы и университеты. В то время существовало два типа школ: школы счета, в которых можно было получить элементарное образование, и латинские, считавшиеся школами повышенного типа.

И в тех и в других школах процветало механическое заучивание материала, часто неосмысленное.

Университеты в то время носили изолированный характер. Их устройство во многом сохранилось до наших дней. Во главе университета стоял ректор, имевший духовный сан. На должность его избирали. Преподаватели, имевшие ученые степени докторов и магистров, распределялись по факультетам. Сначала студенты получали степень бакалавра, а через несколько лет и степень магистра. Как только студенты получали степень бакалавра, они могли и дальше учиться на одном из старших факультетов – на теологическом, юридическом или медицинском. Здесь обучение длилось в течение 8, а то и 10 лет. После него студент получал докторскую степень. Обучение в университетах проходило в виде лекций и диспутов. На лекции учитель зачитывал книгу и давал к тексту собственные комментарии. После лекции студенты сообща обсуждали прочитанное. Каждую неделю магистр проводил со студентами диспуты по пройденному материалу. Экзамены были устными.

В период Возрождения ситуация изменилась: нужны были образованные люди, поэтому система образования пересматривается. Существовали три ступени образования:

– элементарные школы;

– учебные заведения общего образования, куда относились городские школы, гимназии, колледжи. В них, помимо тех предметов, которые были раньше, появились также география, литература, механика и история;

– университеты и академия.

Вновь возникла потребность в изучении греческого языка. Стал расширяться круг предметов, поэтому понадобились так называемые учителя–предметники.

В колледжах ученики делились по уровню подготовки на 7 классов. Такую модель колледжа назвали парижской. Обучение проходило фронтальным методом. С ростом влияния иезуитского ордена появляется большое количество иезуитских школ. Здесь существовали новые формы организации учебного процесса и использовались новые методы обучения, направленные на основательное усвоение знаний. В таких школах изучались грамматика, риторика, латинский язык, философия. Не менее важную роль играли религиозное воспитание и физическая подготовка.

Что касается России, то система образования стала развиваться с принятием христианства. Произошло это в конце Х в. В те времена школы существовали при храмах. Обучение было в основном религиозным. В человеке воспитывались стремление к истине и вера в Бога. Обучение грамоте было тесным образом связано с изучением Священного Писания. Книги в то время не издавались, а присылались из Византии. Переводились они с греческого языка. Тексты книг постоянно переписывались и заучивались. Учебными книгами были Псалтырь, часослов и азбука. В школах обучали чтению, письму и пению. Грамота изучалась на церковно–славянском языке. Учителями были либо дьяки, либо обычные миряне. Таких мирян называли мастерами грамоты.

Правила воспитания детей были изложены в одном из первых отечественных педагогических учений, созданном В. Мономахом («Поучение Владимира Мономаха детям»). Мономах был уверен, что главная цель обучения – воспитать человека в страхе Божием, приучать точно исполнять обряды православия. Мономах полагал, что человек должен получить не только религиозное воспитание, но и готовиться к военной службе, а также к управлению народом.

Во времена нашествия татар дети обучались в монастырях. Здесь им преподавали грамоту, чтение и книжное рукоделие, церковное песнопение и молитвы.

Книгопечатание появилось на Руси лишь в XVI в. в Москве. После этого здесь стали печататься как обычные, так и учебные книги. В 1631 г. в Киеве появилась Киево–Могилянская академия. В ее структуре выделялись 8 классов, которые подразделялись на 3 отделения:

– четырехлетнее младшее;

– двухлетнее среднее;

– старшее.

В младшем отделении преподавали арифметику, славянский, греческий, латинский и польский языки, катехизис и пение. В среднем отделении обучали премудростям риторики и пиитики. В старшем в содержание обучения были включены такие предметы, как философия и богословие. Эта академия стала первым высшим учебным заведением.

К XVII в. в России открылись новые типы учебных заведений, к которым относились славяно–латинские школы при Андреевском и Чудовом монастырях, школа промышленного учения при Спасском монастыре. В 1687 г. в Москве открылась славяно–греко–латинская академия. В дальнейшем в этой академии учился М. В. Ломоносов. Академия была создана для защиты православной веры от посягательств со стороны западных религиозных реформаторских течений. В этой академии преподавались семь свободных искусств, древние языки, славянский, немецкий и французский языки. Использовались схоластические методы обучения, когда учитель читал текст, а ученики запоминали его.

В 1725 г. в Санкт–Петербурге был открыт университет. Это положило начало некоторым нововведениям в системе образования. В Москве в 1755 г. славяно–греко–латинская академия превратилась в духовную академию.

В эпоху Возрождения было решено отказаться от индивидуальной системы обучения, поскольку она устарела и не могла удовлетворить возросшие потребности общества. На передний план вышла новая форма обучения. Так появилась классно–урочная система образования. Изобретена она в Голландии Д. Силом. С 1374 г. она стала применяться в школах. Ученики распределялись по классам.

Теорию Сила развил Я. Штрум в 1537—1582 гг. В то время он был ректором школы в Страсбурге. Постепенно она распространилась и в других цивилизованных странах.

Становление дидактики, как видим, происходило крайне медленно, особенно на ранних этапах формирования общества. Это напрямую зависело от способностей человека к учению. Существует такая точка зрения, согласно которой эта способность развивалась вместе со способностью изготавливать более совершенные орудия труда. На процесс обучения существенное влияние оказывали и другие факторы, например рост производства, торговля и т. д.

Постепенно у человека появились все условия для возникновения теории обучения. Первые попытки систематизировать эту теорию были сделаны в XVII в. Яном Амосом Коменским (1592—1670). Он стал автором огромного труда под названием «Великая дидактика». Значение его исследований неисчерпаемо. Именно ему принадлежит мысль – «учить всех всему». Коменский вывел некоторые принципы и правила обучения детей. В то время существовало жестокое противостояние между феодальным обществом и представителями нового поколения, выдвигавшими революционные идеи в области науки и философии. Тогда Коменским и была создана дидактика, воплотившая в себе все новые идеи. Более того, дидактика продолжила на практике осуществлять воспитание и обучение детей.

Но у Коменского был один недостаток. Несмотря на новые тенденции и свежие мысли в области дидактических исследований, он не смог избежать влияния религиозной идеологии. В основном свою работу Коменский основывал на трудах своих предшественников и на исследованиях английского философа Френсиса Бэкона (1561—1626). По мнению Коменского, человек является неотъемлемой частью природы, поэтому в первую очередь он подчиняется ее законам. На тот момент развития общества это было очень смелым утверждением. Но, тем не менее, ему удалось развить эту мысль.

Коменскому удалось вывести ряд закономерностей, или основоположений (термин Коменского), природы, являющихся общими для каждого отдельного человека и играющих важную роль в воспитании и обучении. Коменский считал, что главная задача дидактики – раскрытие естественного порядка вещей в ходе обучения, который способствует достижению успеха. Дидактика, по мнению Коменского, должна изучать способности учеников к познанию и изыскивать для этого различные способы, соответствующие данным знаниям и способностям.

Коменскому принадлежит ряд открытий, одно из которых – обоснование процессуального характера обучения. По мнению исследователя, усвоение знаний – это процесс долгий, а не мгновенный. Его нельзя сравнивать с зеркальным отображением. Дело обстоит гораздо сложнее. Коменский справедливо указывает на то, насколько важно чувственное восприятие вещей в обучении. Отсюда он делает вывод, что главным источником знаний человека являются ощущения. В связи с этими выводами Коменский предлагает учить детей не словесными методами и из книг, а посредством наблюдений за окружающим миром и вещами, методом овладения знаниями причинных связей. Огромное место в процессе обучения Коменский предлагает отводить развитию органов чувств. Со временем, считал он, дети станут более тонко чувствовать и наблюдать окружающий мир.

Несмотря на то, что это был совершенно новый путь развития дидактики, не обошлось без ряда серьезных недостатков. Во–первых, чувственное познание никоим образом не способно привести к истине, а во–вторых, вещи рассматриваются здесь односторонне. Словом, чувственное восприятие не может быть взято за основу обучения. И все же, несмотря на ряд существенных недостатков, с исторической точки зрения труд Коменского очень важен для развития дидактики как науки. Дело в том, что ему удалось раскрыть две стороны обучения:

– объективную, т. е. сами законы обучения;

– субъективную, а именно практическое применение этих законов.

Коменский заложил основы как теории обучения, т. е. дидактики, так и искусства преподавания. Он первый, кто в своей работе по дидактике разграничил цели и задачи обучения, поскольку стремился создать теоретическую основу для рассмотрения дидактических вопросов.

Более того, его заслуга состоит и в том, что исследователь создал учебные пособия, учебники, а также разработал методы обучения не только наукам, но и языкам. Все это было применено на практике и повысило успех обучения. К тому же Коменский повлиял на других исследователей в этой области, благодаря чему их деятельность оказалась весьма плодотворной.

И все же теория и практика сильно расходились, в связи с чем в большинстве случаев во многих школах традиции остались средневековыми. Обучение оставалось все таким же словесно–книжным, приветствовалось механическое заучивание текстов, которые в большинстве случаев были религиозного содержания. Все учение состояло в том, чтобы дословно заучить порой непонятные тексты и уметь точно воспроизвести их. В цене в то время были покорность, смиренность и исполнительность. Не позволялось самостоятельно и свободно высказывать свои мысли, причем это не только не поощрялось, но считалось в крайней степени греховным.

Итак, отличительными чертами этой концепции обучения были авторитарность, догматизм, пассивность учащихся и отрыв от жизни. Но в связи со стремительным развитием капиталистических отношений и выдвижением на первый план передовой буржуазии понадобилось коренным образом пересмотреть ставшую неактуальной концепцию обучения. Так, заявила о себе необходимость создать новую, более совершенную систему обучения, которая даст возможность подготовить поколение, способное существовать в новых социальных условиях.

Самым главным вопросом, который интересовал выдающихся мыслителей и педагогов, оставался вопрос об искоренении догматизма и деспотизма в воспитании молодого поколения, а также о развитии детской активности. Одним из исследователей этого направления был Жан–Жак Руссо (1712—1778), ставший ярким борцом за просвещение народа и за свободное развитие каждого человека. Ему же принадлежит и идея всемирной активности человека.

Руссо критиковал современное ему школьное обучение за то, что ребенок не может развиваться всесторонне, он скован, обучение носит оторванный от жизни характер. Руссо предложил кардинально новый способ обучения, согласно которому удовлетворялись запросы и потребности каждого школьника. По его концепции никто не имеет права в угоду подготовки ребенка к новой жизни лишать его удовлетворения потребностей и интересов. По мнению мыслителя, хорошую основу для собственного развития ребенок получит лишь в том случае, если с самого детства будет заниматься тем, что ему интересно и имеет большое значение в современной ему жизни. Так он сможет умственно развиваться. Более того, он считал, что науки нужно не просто преподавать, а сделать все возможное, чтобы ребенок полюбил их. Значит, необходимо найти для него такие методы, с помощью которых он охотно начнет изучать науки, параллельно в нем будет развиваться и вкус к приобретению знаний.

Интерес к наукам, считал Руссо, у ребенка разовьется в том случае, если связывать их со всем окружающим миром, т. е. важно ориентировать его на окружающие вещи и явления. Ребенок, если он внимателен, будет не только воспринимать, но и рассуждать над тем или иным явлением.

Таким образом, делает вывод Руссо, истинное обучение ребенка должно вытекать непосредственно из его жизни. В связи с этим настоящими учителями Руссо называет чувствование и опыт детей. Определив основные идеи своей концепции, Руссо пришел к следующим выводам:

– ребенок самостоятельно определяет линию своего учения и развития;

– ребенок познает окружающий мир чувственно, исходя из жизненного опыта.

Но эта концепция имела ряд существенных недостатков. Во–первых, Руссо не разработал теорию обучения; во–вторых, ему не удалось раскрыть способы реализации на практике этих идей в учебных заведениях. Тем не менее, влияние мыслителя было очень велико. Его идеи дали возможность ученым пойти дальше и усовершенствовать теорию и методику обучения школьников. Особенно последователям Руссо понравились его идеи о взаимосвязи обучения и жизни ребенка, о том, что нужно изучать природу детей и развивать их творческие способности, а также готовить их к труду.

Несмотря на ряд недостатков, теория Руссо нашла свое продолжение в работах других исследователей в этой области. Одним из таких продолжателей был швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827). Его дидактические исследования тесным образом связаны с педагогическими. По мнению Песталоцци, высшей целью воспитания является стремление «пробуждать дремлющие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах». Для решения этой задачи Песталоцци предложил три главных средства:

– культуру сердца;

– нравственное развитие;

– развитие ума (расширение круга наблюдений и приведение их в логические связи, знакомство с языком для выражения логических связей).

Самым главным путем воспитания Песталоцци считал обучение. Сначала человек должен получить общее образование, а затем уже специальное. Целью обучения исследователь считал воспитание человечности и трудолюбия, гармоническое сочетание способностей и сил индивида.

Тесным образом с обучением, считал Песталоцци, связана психология. Он был твердо уверен в том, что сумел выделить главный принцип обучения, а именно – его наглядность. Как утверждал исследователь, любой предмет, доступный восприятию, имеет три признака: название, число и форму. Исходя из этого, Песталоцци считал, что у ребенка необходимо развивать как наблюдательность, так и способность к дару речи, счислению и измерению. По мнению ученого, главной целью дидактики является не стремление дать ребенку различные знания, а развитие в нем способностей восприятия и наблюдательности. Его метод, как видим, основывается на наглядности и естественной последовательности.

Говоря о вкладе Песталоцци в развитие дидактической мысли, следует прежде всего обратить внимание на то, что его интересовала психика ребенка.

Последователями Коменского, Руссо и Песталоцци были А. Дистервег и другие мыслители Запада, жившие в период с XVII до первой половины XIX вв. Что же касается российских исследователей, то значительный вклад в развитие дидактической мысли внесли А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой.

К началу XIX в. педагогика накопила огромное количество знаний, которые, несмотря на свою обширность и разносторонность, не были приведены к единой концепции и четкой систематизации. В это же время в России происходили грандиозные изменения, как в экономике, так и в культурной жизни. В связи с этим стали выдвигаться принципиально новые идеи, связанные с развитием образования в стране. Требования к школе стали более прогрессивными. Перед педагогикой как наукой были поставлены новые цели и задачи.

Несмотря на то, что активизацию развития этой науки относят к началу XIX в., уже в XVIII в. педагогическая мысль совершенствовалась достаточно интенсивно. Одним из тех, кто занялся этой проблемой, был М. В. Ломоносов (1711—1765). Он стал автором разработки дидактики гимназии и университета.

Еще один русский мыслитель обосновал идею о необходимости исследовательского начала в обучении. Ее автором стал Н. И. Новиков (1744—1818). Отличительной чертой развития русской дидактической мысли является то, что ученые–философы большое внимание уделяли личности самого ребенка, свято веря в задатки и возможности его натуры. Именно поэтому в этот же период возникла идея о возможности самообразования ребенка. Одним из тех, кто достаточно широко и подробно развил эту мысль, был П. Г. Редькин (1808—1891). Вот что он говорил: «Старайтесь воспитывать так, чтобы ваш воспитанник не имел со временем нужды в вашем воспитании, т. е. чтобы он постепенно все более и более приобретал способность быть собственным своим воспитателем».

Большой вклад в развитие русской дидактики внесли Н. Г. Чернышевский (1828—1889) и Н. А. Добролюбов (1836—1861). Ими разработаны идеи цельного философского материализма в дидактике. Они предлагали воспитывать в человеке борца, революционера и довольно сильно критиковали современное им школьное образование. В связи с этим они предлагали строить его на качественно новых основаниях. По их мнению, в школе должны давать реалистичные и трезвые понятия о тех или иных вещах и прививать молодежи твердые убеждения. Такое обучение, считали мыслители, должно быть мощным средством как умственного, так и нравственного развития человека.

Еще одним выдающимся исследователем в этой области был К. Д. Ушинский (1824—1870). Ему принадлежит мысль о создании новой педагогики, основой которой должна стать переработка всего научного богатства, опыта и теорий народов. Тщательно изучив все концепции по этому вопросу, он пришел к выводу, что нет определенной концепции, которая может стать фундаментом обучения. В каждой из них он нашел какие–то несоответствия и недостатки. И Ушинский решил самостоятельно вывести универсальную педагогическую концепцию. Результатом грандиозной работы стал труд под названием «Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология».

Свою монографию Ушинский основывал на материалистических взглядах, взяв за базу чувственный опыт и источник знаний. Ушинский признавал, насколько значительным был вклад материалистов, в частности Гегеля, в развитие педагогики. Тем не менее, он подверг жесткой критике вульгарный материализм. Свою концепцию он строил на идеалистических позициях.

Ушинский сделал ряд важных выводов и решил несколько серьезных дидактических проблем. По мнению исследователя, именно воспитание является главной категорией педагогики. Заключается оно в том, чтобы дать человеку деятельность, которая не только наполнит его душу, но и станет целью жизни. Причем эта цель должна быть гармонично связана с природой индивида. А основным законом человеческой природы Ушинский назвал стремление к деятельности.

Словом, Ушинский делает еще один вывод: ребенок входит в науку только тогда, когда достигает нужного уровня научного развития. Целью же дидактики является взаимодействие науки и интеллекта ребенка.

Ушинский, изучив процессы психического развития и воспитания ребенка, смог обосновать сущность обучения. Ему принадлежит значительный вклад в развитие теории образования.

В это время уже существовали две основные концепции сущности образования. Первая рассматривала обучение с точки зрения получения определенного багажа полезных знаний. Согласно этой концепции главным являлось усвоение фактической информации. Эту теорию назвали теорией материального образования. Существовала и другая концепция, согласно которой сущность обучения заключалась в развитии умственных способностей школьников. К таковым прежде всего относятся мышление, восприятие, развитие памяти, воображения, внимания и т. д. Эту теорию назвали теорией формального обучения. Каждая теория определяла свой круг вопросов, методы обучения и способы побуждения детей к учению.

Ушинский тщательно изучил обе концепции и сделал соответствующие выводы. Во–первых, что касалось формальной концепции: развитие формального ума в том виде, как он понимался раньше, не могло происходить. Он мог развиваться только в случае усвоения реальных знаний. То есть ум нельзя развить без усвоения знаний, так как он является прекрасно организованным сознанием.

Словом, Ушинский утверждал, что ум не может развиваться без знаний, равно как и знания нельзя приобрести, не обращая внимания на ум. Все это, считал ученый, противоречит совершенствованию сознания человека. Исходя из всего этого, Ушинский делает важный вывод: «Изощрять рассудок вообще есть дело невозможное, так как рассудок, или, лучше сказать, сознание, обогащается только а) приумножением фактов и б) переработкою их».

В рамках изучения этого вопроса интересно рассмотреть и позиции еще одного исследователя в этой области – И. Ф. Гербарта (1776—1841). Он сделал ряд открытий как в педагогике, так и в дидактике. Несмотря на реакционность концепции этого исследователя, рассмотреть ее все же стоит.

По мнению Гербарта, существует педагогика как наука и педагогика как воспитание. Он предлагал сделать ее философской наукой. Что касается содержания педагогики, то оно составляет стройный порядок теорем, объединенных в одно целое. По мнению ученого, представления – это первичный элемент духовной жизни. В связи с этим Гербарт определил два акта умственной деятельности:

– углубленное, или сознательно четкое понимание единичного, в то время как школьник находится во власти переживаний нового явления;

– осмысливание, т. е. размышление, смысл которого заключается в выявлении и объединении отдельных частей, взаимодействующих и объединяющихся в единое целое.

Гербарт рассматривал эти акты и в состоянии движения, и в состоянии покоя. Исходя из этого, он сделал вывод, что существуют четыре этапа процесса усвоения явлений и предметов:

– углубление в состояние покоя, или ясность;

– углубление в состояние движения, или ассоциации;

– осмысливание в состоянии покоя, или система;

– осмысливание в состоянии движения, или метод.

Однако такая трактовка обучения имеет ряд серьезных недостатков, которых нельзя не заметить. Позиция автора этой концепции слишком идеализирована и сводится к необъективным, замкнутым в себе действиям. Изложение его теории не систематизируется и не является связанным. По мнению Гербарта, основой обучения школьников должен быть интерес. Он является не только средством, но и целью обучения.

Но, несмотря на ряд существенных недостатков теории обучения Гербарта, ему принадлежит и ряд заслуг. Например, на первый план своей дидактики ученый выдвигает важные проблемы. Тем не менее научную дидактику ему создать все–таки не удалось.

Кратко рассмотрев развитие дидактической мысли, следует отметить, что уже к середине XIX в. эта наука была представлена рядом концепций, различных по своей методологии. Причем были даны различные решения важнейших проблем дидактики. Одно из самых главных положений в дидактике было сформулировано Дистервегом. Он считал, что образование и развитие не приходят к человеку самостоятельно и не даны ему изначально. Достигает их он в процессе собственной деятельности и собственными силами. Из внешнего мира он получает лишь возбуждение. Еще одним важным заявлением является мысль о том, что дидактика может развиваться, только опираясь на психологические данные. Эта мысль принадлежит П. Ф. Каптереву. Так что понятно, почему становление дидактики как науки обусловлено ее историческим развитием.

3. Структура дидактики

Что касается структуры дидактики, то она включает в себя 7 разделов.

Первый раздел дидактики дает сведения о содержании всего образования и обучения. Сюда же принято включать учебные планы и программы.

Второй раздел рассматривает процесс обучения с точки зрения разных дидактических систем в рамках педагогики и в какой–то степени психологии.

Третий раздел изучает законы и закономерности процесса обучения, а также те принципы, которые вытекают из этого обучения.

Четвертый раздел посвящен методам обучения и его средствам.

В пятом разделе исследуются формы организации и осуществления учебного процесса.

Шестой раздел рассматривает методы контроля результатов обучения.

Сравнительно молодым является седьмой раздел дидактики. Особое внимание в нем уделяется технологиям и системам обучения. Он рассматривает как традиционные, так и новаторские методики и приемы обучения.

4. Основные понятия дидактики

Существует несколько основных понятий, или категорий, дидактики. Рассмотрим каждую из них более подробно. Первой важной категорией является образование. Образованием принято называть целенаправленный процесс и конечный результат приобретения способов деятельности, познавательных навыков и научных знаний. Процесс их формирования базируется на мировоззрении и нравственных качествах личности, а также на результате развития творческих способностей.

Исследователей дидактики интересует образование, накапливаемое в результате обучения. Но интересно им и самообразование. Более того, хотя и существуют другие источники образования человека, например кино, телевидение, социальная среда, дидактов они все–таки не привлекают.

Не менее важным в дидактике является и обучение. Обучением называется целенаправленный процесс познания окружающего мира в результате взаимодействия школьника и учителя при достижении определенных целей образования. Высшей целью обучения и воспитания является всесторонне развитая личность. Иными словами, должны быть развиты как умственные, так и физические способности. Как правило, школьное обучение осуществляется на уроках, хотя есть и другие варианты, например внешкольная и внеклассная работа. Обучение тесным образом связывает два важнейших процесса: преподавание и учение.

Третьей категорией дидактики принято считать преподавание. Это процесс деятельности учителя в рамках обучения. Целью преподавания является передача школьникам необходимых навыков, знаний и умений. Долгое время дидактику не интересовал сам процесс учения, внимание уделялось лишь рассмотрению преподавания.

Еще одно дидактическое понятие – учение. Учением принято называть познавательную деятельность школьника в период обучения. Процесс познавательной деятельности может осуществляться в результате самообразования. Однако дидактикой оно не совсем полно изучено. Интересен тот факт, что процесс учения интересует не только дидактику и педагогику, но и психологию. Несмотря на такое тщательное и всестороннее изучение дидактики, процессу учения не уделяли должного внимания на протяжении долгого времени. Лишь в XX в. этой проблемой всерьез заинтересовались исследователи. Связано это с зарождением науки под названием «педология».

Принципы обучения – это еще одна категория дидактики. Здесь рассматриваются основополагающие требования, которые возникают в рамках рассмотрения законов и закономерностей обучения. Более того, обучение оптимально лишь в том случае, если будут соблюдаться его принципы. Таких принципов в дидактике довольно много. Но много не означает хорошо. Это является лишь признаком неизученности самого понятия. В качестве примеров дидактических принципов можно назвать принципы доступности, наглядности, прочности и многие другие.

Важной категорией в дидактике считаются закономерности обучения. Ими принято считать связи следствий с причинами, образующиеся между процессом обучения и социальными процессами, отдельными составляющими обучения.

Знания – это еще одно понятие дидактики. Знаниями принято называть научные факты, понятия, схемы, образы, правила, законы, теории, которые нашли свое отражение в сознании и сохранились в памяти учащегося. Обычно говорят о нескольких видах знаний: эмпирических и теоретических. Первые человек приобретает из опыта, а вторые появляются в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений как между предметами, так и между явлениями.

Не менее значимой категорией в дидактике считают умения. Умениями называют способы применения приобретенных знаний и жизненного опыта на практике. Умения можно сформировать при помощи упражнений.

Одно из присущих для дидактики понятий – это навыки, т. е. действия, которые выполняются человеком почти автоматически, поскольку они доведены до абсолютного совершенства. Навыки человек приобретает в результате постоянного повторения. Одними из основополагающих навыков, формирующихся на начальных этапах обучения, принято считать беглое чтение, счет, письмо, решение задач и выполнение измерений.

Форма обучения – не менее значимая категория в дидактической системе. Формой обучения называют способ внешней организации процесса обучения. Это урок, лекция, семинар, факультатив, экскурсия, домашняя работа и т. д.

Категорией дидактики считается и технология обучения, являющаяся своеобразной системой приемов, способов и шагов. Последовательность их выполнения призвана обеспечить как наилучшее решение задач обучения, так и развитие личности каждого школьника.

Не менее значимым понятием считается и сама дидактическая система. Ею называют совокупность методов, выделяющихся по некоторым признакам, а также средств и процессов, направленных на обеспечение всеобъемлющего и полноценного образования. Такую систему отличают определенные особенности, обеспечивающие внутреннюю целостность структуры, содержание обучения, его методы и формы.

Все перечисленные понятия тесно взаимосвязаны. Но они являются и самостоятельными элементами всей дидактической системы. Категории дидактики носят исторический характер. Связано это прежде всего с потребностями общества, изменяющимися в соответствии с его развитием и формированием самой дидактики.

5. Дидактические системы

Одним из самых основных понятий в дидактике является понятие системы. Дидактическая система – система взаимосвязанных признаков, к которым принято относить цели обучения, принципы его организации, содержание, организационные формы, а также методы обучения.

В дидактике принято рассматривать три различные системы. Во–первых, здесь следует говорить о дидактике И. Гербарта, во–вторых, о дидактической системе Д. Дьюи, а третьей дидактической системой является современная. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Дидактика И. Гербарта появилась в XIX в. В науке ее иногда называют традиционной дидактикой. При создании «научной системы педагогики» Гербарт ориентировался на основные теоретические положения психологии и этики. По мнению исследователя, главное, на что должны ориентироваться педагоги, – воспитание в человеке высокой нравственности. Чтобы достичь этого, необходимо организовывать такое обучение, которое будет воспитывать человека.

Школа должна развить в учащихся их интеллектуальные способности, а воспитание – это дело семьи. Чтобы сформировать морально сильную личность, необходимы:

– правильное педагогическое руководство;

– дисциплина и обучение.

Руководство школы должно следить за тем, чтобы ученики были постоянно заняты делом. Его задача – контролировать организацию их обучения, развитие как физических, так и интеллектуальных способностей. Чтобы в школе были строгая дисциплина и порядок, необходимо вносить требующиеся ограничения, запреты и телесные наказания, но с осторожностью и с умеренностью применять их. Структура процесса обучения, по И. Гербарту, представляла собой четырехуровневую систему:

– уровень ясности;

– уровень ассоциации;

– уровень системы;

– уровень метода.

В современной дидактике эти уровни соответствуют таким понятиям, как изложение, понимание, обобщение и применение. То есть процесс обучения осуществляется по следующей цепочке: представления – объяснение – понятия – обобщение.

Благодаря дидактической системе И. Гербарта удалось наилучшим образом организовать учебный процесс в школе, а деятельность учителя была упорядочена и рационализирована. Такая дидактическая система давала возможность не только организовать, но и систематизировать деятельность учителя, используя при этом психологию и этику. Однако, несмотря на многие положительные моменты в этой дидактической системе, ее критиковали. Недостатками многие исследователи считали то, что в ней большое внимание уделяется вербальным методам обучения, осуждалась также пассивность учеников, которым предлагались уже готовые знания без использования их умственной деятельности. Критиковалась дидактическая система и в связи с ее оторванностью от потребностей и интересов школьника. По мнению большинства исследователей, такое обучение подавляло учеников, не давало возможности проявить свои творческие способности и самостоятельность.

Эта дидактическая система уже давно устарела и не отвечает современным педагогическим требованиям, но продолжает использоваться во многих учебных заведениях стран Запада.

Дидактическая система Д. Дьюи абсолютно противоположна созданной ранее дидактике Гербарта. Д. Дьюи критиковал современную ему систему обучения и говорил, что традиционная школа строит процесс обучения таким образом, чтобы ученики получали уже готовые знания. В то же время для нее не имеет значения, развито мышление школьника или нет. Современная дидактическая система, считал Д. Дьюи, не в состоянии учитывать потребности и интересы школьников, поэтому совершенно не подходит для использования в учебных целях.

Д. Дьюи в конце XIX—начале XX вв. предложил принципиально новый подход к обучению. Он стал основателем прогрессистской школы, где основной упор делался на интересы детей. Большое внимание в своей дидактической системе Д. Дьюи уделял развитию интеллекта, чувств, воли школьников. Они имели прекрасную возможность творчески самовыражаться. Исходя из этого, некоторые исследователи называют дидактическую систему Д. Дьюи прогрессистской, педоцентристской, или обучением через делание.

Д. Дьюи принадлежит разработка основных положений дидактической концепции школы нового типа. Ее разработка связана с проведенным в Чикагской экспериментальной школе педагогическим экспериментом. Эта школа была создана исследователем в 1895 г. Дидактическая система Д. Дьюи строилась на концепции так называемого «полного акта мышления». Д. Дьюи был уверен, что решение жизненных проблем напрямую зависит от познания и знаний, усвоенных человеком. Средством же борьбы за существование на Земле Д. Дьюи называет мысль.

Мышление способствует накоплению и расширению опыта человечества. Мышление для него – всегда решение проблемы. Поэтому, считает Д. Дьюи, перед нами должна стоять цель – развивать умственные способности и всесторонние умения ребенка. Обучение должно строиться на разнообразии занятий конструктивного характера. С помощью таких занятий, полагал исследователь, можно активизировать мышление и познавательную деятельность школьников. Что же касается процесса обучения, то его структура должна быть максимально приближена к научной, поисковой деятельности. Процесс обучения призван носить проблемный характер.

Д. Дьюи предлагал использовать практические и теоретические методы обучения. По его мнению, такие методы дают возможность отражать самостоятельную поисковую деятельность учеников. Дидактическая система Д. Дьюи построена на организации активной деятельности ученика. Учитель же должен наблюдать за процессом обучения и помогать преодолевать возникающие затруднения, а при необходимости проводить консультации для школьников.

Однако, хотя дидактическая система Д. Дьюи ориентировалась на развитие в человеке мышления и творческих способностей, она вызвала в свой адрес ряд важных замечаний. По мнению некоторых критиков, обучение по этой системе в конечном итоге приведет к потере систематичности и последовательности в содержании учебного материала, так как сам материал создается спонтанно, т. е. в зависимости от сиюминутных интересов школьников.

Случайный отбор материала приводит к тому, что учитель не может его в достаточной степени переработать, следовательно, возникают большие затраты учебного времени. Учитель уже не является руководителем и организатором, он лишь наблюдатель учебного процесса. В итоге это приводит к снижению уровня обучения. И тем не менее, несмотря на все выявленные недостатки, дидактическая система Д. Дьюи даже сейчас весьма популярна. Более того, она взята за основу в американской системе образования.

Первые разработки современной дидактической системы состоялись во второй половине XX в. Это стало важным шагом на пути преодоления проблем и недостатков в дидактических системах как И. Гербарта, так и Д. Дьюи. Несмотря на то что разрабатываться она начала уже давно, в своем окончательном построении она пока не завершена. И все же она многое изменила в современной системе обучения в школе.

Современную дидактику отличает ряд особенностей.

Во–первых, цель обучения здесь заключается как в приобретении знаний, так и в общем развитии школьников, формировании их интеллектуальных, художественных, трудовых умений и навыков.

Во–вторых, процесс обучения в такой дидактической системе рассматривается как двусторонний процесс, которым управляет сам учитель. Управляя учебным процессом, учитель должен сочетать его с активностью, инициативой и самостоятельностью учеников.

В–третьих, содержание обучения должно находить свое отражение в учебных планах, программах и школьных предметах. Должны также учитываться интересы и потребности самих учащихся.

Развитие современной дидактической системы продвигается довольно медленно, через преодоление негативных явлений, накопленных школой в эпоху коммунизма. Этот процесс носит название демократизации. Специалисты в этой области пытаются преодолеть формализм и бюрократизм и устремить свой взгляд к личности школьника. Активно идет гуманизация учебно–воспитательного процесса.

Гуманизация – создание условий, необходимых для гармоничного развития личности учеников. При этом учитываются его познавательные и духовные потребностей и интересы. Необходимо следить и за тем, чтобы стиль, который использует в работе учитель, был в таких условиях демократическим.