Вы здесь

Предложения со словосочетанием "поведение субъекта"

Предложения в которых упоминается "поведение субъекта"

Известно, что в нормативной системе обособляются обязывающие нормы, регулирующие активное поведение субъектов общественных отношений, а также нормы, запрещающие и управомочивающие, соответственно возлагающие на лиц пассивные обязанности воздерживаться от совершения определённых действий или дозволяющие их носителям совершение активных действий.
Верования практически всегда выступают мерилом добропорядочного поведения субъекта, уровня его законопослушания.
Во-вторых, юридическая ответственность включает в себя как минимум две стороны: государство и правонарушителя, поскольку основанием юридической ответственности является поведение субъекта, выходящее за рамки правовых установлений.
Поскольку охранительное обязательство и процессуальное правоотношение — это формы реализации заинтересованными лицами разных по природе субъективных прав — материального права на защиту и процессуального права на обращение в суд за защитой, то и объектами их выступают соответственно поведение субъектов охранительного обязательства (прежде всего, действия правонарушителя по удовлетворению требований потерпевшего) и поведение субъектов процессуального правоотношения (процессуальные действия лиц, участвующих в деле, и суда).
Активное поведение субъекта, желающего использовать право, предполагает совершение данным субъектом определённых процессуально обусловленных организационных действий, которые вызваны необходимостью соблюдения и выполнения соответствующей юридически значимой процедуры.
Третью стадию механизма правового регулирования отличает то, что здесь при должном поведении субъектов права осуществляется реализация субъективных прав и обязанностей, отвечающая модели, установленной правовой нормой, а при отклонении от предписанного поведения начинает действовать гражданско-правовая ответственность как определённая и важная подсистема механизма правового регулирования.
Обращает на себя внимание, что если о понятии юридической ответственности как некоего правового явления, исходящего от системы норм, предусматривающих юридическую ответственность, и реализующегося в поведении субъектов, существует обилие точек зрения, различные подходы к исследованию, то этого нельзя сказать о понятии института юридической ответственности.
Преступление как общественно опасный акт виновного поведения субъекта является следствием и проявлением определённых антисоциальных качеств личности.
Применяется в виде разъяснений, обсуждений, поощрений и обоснований поведения субъекта.
Поведение субъектов уголовного процесса, имеющих личный интерес в исходе дела (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик), регулируется посредством предоставления им прав.
Юридическое значение категории «содержание информационного отношения в сфере предпринимательской деятельности» состоит в определении меры, в установлении границ реализации возможного и должного поведения субъектов этих отношений.
Во-вторых, преступление — это общественно опасное виновное поведение субъекта, совершённое под контролем его сознания и воли, когда виновный сознавал общественно опасный характер своего поведения и предвидел его вредные последствия, но тем не менее совершал это деяние, или не предвидел опасных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Поведение субъекта по отношению к другим лицам определяется его собственным поведением.
Некоторые авторы под этими методами понимают способ юридического воздействия на поведение субъектов права, выражающийся в комбинации дозволения, предписания, запрета, т.
Как говорилось во введении, право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность физических и юридических лиц по использованию природных объектов для ведения хозяйственной деятельности и удовлетворения экономических, экологических и иных потребностей граждан, организаций, общества и государства и определяющих модель поведения субъектов природопользования.
Это может быть обусловлено тем, что поведение субъекта в неимущественной сфере противоречит их интересам, или какими-либо другими причинами.
В ряде случаев в результате определённого поведения субъекта корпоративного правоотношения появляется юридический факт, имеющий для субъекта определённые правовые последствия.
Во-вторых, установив определённые правила поведения, субъекты уже обязаны строго соблюдать их.
Преступление это общественно-опасное поведение субъекта, оно является следствием присущих этому субъекту антисоциальных качеств, которые и выступают в качестве «непосредственной» причины всех преступлений, ибо именно они определяют сущность преступления, как виновного общественно опасного деяния.
Правовое регулирование осуществляется путём создания правил поведения субъектов общественных отношений, которые государство считает нормой (нормальными).
Поэтому поведение субъекта, совершающего те или иные действия в неимущественной сфере, направлено на устранение окружающих лиц от вмешательства в определение им своего поведения по своему усмотрению.
Данные парадигмы основаны на понимании целостности социокультурных процессов, в то же время акцентируют внимание на случайности, интуиции, как влияющих на поведение субъекта и возникновение областей нового.
Право — это система общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.
Если бы не существовало стремления других лиц воспрепятствовать поведению субъекта в неимущественной сфере или если бы не существовала объективная возможность такого стремления, не складывались бы и соответствующие общественные отношения.
Хропанюк отмечает, что в теории права правовое регулирование рассматривается как государственное регулирование общественных отношений путём установления норм права, направляющих поведение субъектов права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества в данный исторический период в определённой сфере жизнедеятельности общества и государства.
Санкцию можно представить в качестве охранительной нормы прямого действия, регламентирующей поведение субъектов права на случай совершения правонарушения.
Однако в ряде случаев нормы-стимулы реализуются при соблюдении двух обязательных условий: должное поведение субъекта, позволяющее применить к нему стимулирующую норму, и использование данной нормы компетентным органом или должностным лицом в результате оценки возможности применения данной нормы к субъекту.
Иначе говоря, регулирование деятельности подразумевает регламентацию поведения субъекта, в то время как осуществление деятельности есть её исполнение, реализуемое самим субъектом.
Следовательно, соблюдение изначально предполагает в определённой степени пассивное поведение субъекта, а исполнение — активные действия субъекта права.
Прежде всего обращает на себя внимание множественность факторов (большей частью объективно неблагоприятных), воздействующих на поведение субъектов этих преступлений и существенно осложняющих развитие цепи причинности.
Из приведённого выше определения права на создание объединения следует, что реализация этого права является всегда активным поведением субъекта, поскольку заключается в совершении действий, направленных на создание соответствующего объединения.
Она неразрывно связана с определёнными правовыми последствиями для субъектов права, поэтому при исследовании проблем юридической ответственности неизбежно приходится рассматривать сами последствия неправомерного (а в случаях, предусмотренных в законе, и правомерного) поведения субъектов.
Результаты маркетинговых исследований наиболее важны для руководства, а также принятия предпринимательских и маркетинговых решений, для устранения или снижения неопределённости внешних и внутренних условий поведения субъектов маркетинговой системы.
Однако, говоря об активном поведении субъекта при использовании права, т.
Исходя из этой конструкции, к предметному содержанию принципа политического многообразия есть основания отнести совокупность основных идей и начал, определяющих сферу политических отношений, подлежащих нормативно-правовому регулированию; круг субъектов регулируемых политических отношений; метод, используемый для ассемблирования поведения субъектов политических отношений; права и обязанности субъектов политических отношений; юридические последствия за ненадлежащее использование прав и невыполнение обязанностей субъектами политических отношений.
Авторы этих исследований обоснованно утверждают, что невозможно объяснить преступное поведение субъекта каким-либо одним обстоятельством, фактором.
Связано это с тем, что то или иное поведение субъекта может быть направлено лишь на внешние для него предметы, в отношении которых он может совершать какие-либо действия в целях удовлетворения своих интересов.
Исследуются нравственные ценности, принципы, убеждения, поведение субъектов административно-правовых отношений.
В пункте 10 данного постановления разъяснено, что при решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений; в отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утверждённые данным актом, в частности типовые, примерные положения.
Одна, руководствуясь своими соображениями, может считать, что данное уголовное правоотношение включено в её систему социальных связей, а другая, исходя из своих интересов, может полагать, что такое поведение субъекта тяготеет к её системе.
Отсюда вытекает и их характеристика в качестве определённых требований к системе юридических норм, а не к реальному поведению субъектов правоотношений.
Наряду с обязанностью правомерного поведения субъект получает содействие, помощь, поддержку со стороны общества и государства.
Объектом правоотношения принято считать поведение субъекта, его волю и волеизъявление.
Но нас в данном случае интересует только один аспект — социальная сущность преступления как общественно опасного акта виновного поведения субъекта.
Принцип — основное, исходное положение теории, правило поведения субъекта управления в какой-либо сфере деятельности или правило поведения личности.
Право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность физических и юридических лиц по использованию природных объектов для ведения хозяйственной деятельности и удовлетворения экономических, экологических и иных потребностей граждан, организаций, общества и государства и определяющих модель поведения субъектов природопользования.
Таким образом, субъективное право и юридическая обязанность представляют собой конкретный вид и меру поведения субъекта общественного отношения.
Учитывая, что этот метод является преобладающим в гражданском праве, в области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами.
Императивные нормы требуют безоговорочного подчинения («государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом»), диспозитивные предусматривают возможность выбора вариантов поведения субъектами корпоративных правоотношений («финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом»).
Нормы права устанавливают общую программу поведения субъектов в предусмотренных законом ситуациях, иначе говоря, определяют круг субъектов правоотношений, их правовое положение, юридический режим объектов права, основания возникновения, изменения, прекращения правовых связей, а также меры, обеспечивающие надлежащее осуществление прав и исполнение обязанностей.
Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает беспрепятственное и спокойное пользование каждым своими правами, гарантирует свободу поведения субъекта права внутри этих пределов.
Они обеспечивают должное или желательное поведение субъектов регулируемых административным правом отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия.
Разнообразные аспекты понимания права лишь подтверждают признание за нормативной составляющей механизма социально-правового регулирования значения одного из факторов, определяющих то или иное поведение субъектов общественных отношений.
Субъективная обязанность — мера должного поведения субъекта гражданских правоотношений.
Основными критериями тут выступают юридическое положение субъектов по отношению друг к другу, особенности метода правового регулирования, преобладание императивности или диспозитивности в поведении субъектов и др.
Таким образом, изучение и функционирование политики возможно в трёх основных направлениях: через структуру власти, её институты, нормы, организации (это направление отражает термин polity); через функционирование институтов, политические изменения, динамику политических процессов (это направление адекватно термину policy); через политическое поведение субъектов, их мотивацию, установки, ценностные ориентации, что характеризуется термином politics.
Благосостояние государства во многом зависит от состояния его экономики, от способности государственных структур регулировать производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, устанавливать приемлемые и общие для всех правила поведения экономических субъектов.
Поэтому дорожно-транспортное правонарушение есть, в отличие от происшествия, правовая категория, направленная на обозначение любого противоправного и виновного поведения участников дорожного движения либо субъектов эксплуатации транспортных средств.
Уголовная ответственность конкретного субъекта возникает за совершение им преступного деяния, но только потому, что подобный поступок, будучи общественно опасным, в определённой мере является следствием и выражением личности данного индивида, и для того, чтобы выработать у него новые, более или менее стойкие внутренние детерминанты социального поведения, чтобы предупредить совершение им нового преступления.
Следовательно, познавательная функция предполагает, во-первых, не только изучение поведения хозяйствующих субъектов на микро — и макроуровнях, но и исследование системы экономических отношений в целом, формирование систем и категорий, т.
Обычно, когда говорится о человеческой деятельности, подразумевается поведение отдельных человеческих индивидов, иначе говоря, индивидуальных субъектов действия.
Поэтому сущность этих отношений заключается в устранении субъектом осуществляемого помимо его воли воздействия всех других лиц на свободу его активного поведения в неимущественной сфере, не направленного на те или иные нематериальные блага.
Для каждого из таких субъектов характерны своё видение предприятия в целом, а также определённые органические особенности восприятия, интерпретации, переработки и использования информации, относительно устойчивые черты поведения.
Как правило, субъект применяет физическое насилие для подавления или устрашения; для того, чтобы заставить другое лицо вести себя определённым образом; либо, не принуждая потерпевшего к какому-либо конкретному поведению, направляет усилия лишь на удовлетворение своей потребности в насилии по различным мотивам, таким как месть, ревность, хулиганские побуждения, корысть и др.
Так, в ситуациях сотрудничества, где субъекты играют роль партнёров и спарринг-партнеров, их деятельность подчинена социально-ориентированной установке тренера, положениям этического кодекса спортсмена и другим, от которых нецелесообразно отходить, основной задачей при этом выступает приспособление к заданной модели поведения, побуждающей контролировать психоэмоциональный внутриличностный протест и иные негативные эмоциональные проявления.
Норма банковского права — это санкционированное государством общеобязательное, социально определённое правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере регулирования и осуществления банковской деятельности, закрепляющей права и обязанности субъектов соответствующих правоотношений.
Подобная возможность действительно может быть утрачена, если изменяется окружающая субъекта обстановка или изменяется сам субъект, о чём свидетельствуют его безупречное поведение и честное отношение к труду.
Как правило, посредством названных норм законодатель (если речь идёт о нормах, содержащихся в законах) или иной орган, уполномоченный на принятие нормативных правовых актов или индивидуальных правовых актов, стремятся заинтересовать, мотивировать определённую категорию субъектов в совершении соответствующих действий, в определённом поведении.
Функциональный способ толкования опирается на знание обстоятельств, условий, в которых действует толкуемая норма и используется преимущественно для применения норм, включающих оценочные элементы или предоставляющие субъекту свободу выбора того или иного варианта поведения.
Генезис трансценденции субъекта коллективной мыследеятельности за пределы сложившейся формы совместной работы и вообще способов его жизнедеятельности не может быть объяснён на основе причинно-обусловленного поведения, но является актом свободы.
Между тем, как было отмечено выше, в юридической психологии воздействие на человека определяется как процесс передачи информации от субъекта воздействия посредством различных методов и средств, отражение этой информации в психике данного лица, способной вызвать реакцию, которая проявляется в его поведении, деятельности, отношениях и состояниях, становясь доступной для восприятия воздействующим посредством «обратной связи».
Только через переживание личной значимости тех или иных достижений осознаётся ценность как позиция, ценность как самодвижение, ценность как стратегия поведения, при которой субъект деятельности непременно верит в себя.
Иначе говоря, в подобных ситуациях ценности передаются должностному лицу не «просто так», не за «симпатию», и не за абстрактное «общее благоприятное отношение», а за вполне конкретные акты поведения должностного лица, которые, возможно, в момент передачи взятки не оговариваются, но вытекают из характера взаимоотношений между субъектами и отчётливо осознаются обеими сторонами сделки.
Роль права может состоять лишь в фиксации правил игры путём предоставления субъектам формальных и абстрактных возможностей поведения, реализация которых оставлена на усмотрение самих субъектов.
Специфика этой функции, пишет он, состоит, во-первых, в том, что она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, в том, что она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; в-третьих, в том, что является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве, так как способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.
Совершенно естественно принцип солидарности нашёл своё отражение и в том, что при заключении договора соответствующим субъектам предписывается строго определённое поведение под страхом привлечения к ответственности в виде возмещения убытков в случае отклонения от него.
Значит, для того чтобы раскрыть процесс перехода от живой, но ещё не обладающей психикой материи к материи живой и вместе с тем обладающей психикой, требуется исходить не из самих по себе внутренних субъективных состояний в их отделенности от жизнедеятельности субъекта и не из поведения, рассматриваемого в отрыве от психики или лишь как то, «через что изучаются» психические состояния и процессы, но нужно исходить из действительного единства психики и деятельности субъекта и исследовать их внутренние взаимосвязи и взаимопревращения.
Таким образом, градация правил социального поведения международного уровня производится в том числе и посредством обращения к категории «субъект права».
Изложенная марксистско-ленинская детерминистическая концепция поведения позволяет сделать очень важный, на наш взгляд, для криминологии вывод: если конкретный субъект поступает определённым образом, то в данный момент, при наличии именно этих обстоятельств, характеризующих окружающую среду и все внутренние детерминанты, поведение, в том числе и преступное, является необходимым следствием указанного, очень сложного детерминирующего взаимодействия (внешние воздействия, опосредствованные внутренним содержанием личности).
По-видимому, именно для того, чтобы как-то скомпенсировать и оправдать все сложности и неудобства, причиняемые субъекту его поисковым поведением, оно и оказалось так тесно связанным со здоровьем.
Причём для оценки риска (как обоснованного, так и необоснованного) анализ психического состояния субъекта, возможных изменений сознания тесно связан с исследованием внешней ситуации: в частности, скоротечности развития событий, помех выбору оптимального решения в результате, например, эмоционального поведения окружающих, обстановки, мешающей восприятию показаний приборов, требований вышестоящих должностных лиц и пр.
Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определённых политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Вместе с тем следует отметить, что речь идёт о возможности поведения всегда конкретного вида и меры, которые установлены в диспозиции нормы права, а не о любом поведении по выбору субъекта, т.
Право как система общеобязательных правил поведения рассчитано не только на сознательное восприятие и безусловное выполнение субъектами.
Обязательным элементом любого правоотношения являются его субъекты — управомоченный субъект, как носитель дозволенного поведения, с одной стороны, и правообязанный субъект, как носитель должного, необходимого поведения, — с другой.
Инкультурация превращает индивида в умелого субъекта, способного к осуществлению многообразных форм деятельности и поведения в родной ему культуре.
Таким образом, сравнение различных правовых систем с целью выявления «худших» и «лучших» из них представляется «неуместным», ибо во всех корреспондирующих общностях право на протяжении неопределённо долгого периода, так или иначе, осуществляет своё основное предназначение — регуляцию социального поведения; оказывает упорядочивающее воздействие на общение субъектов.
Прежде всего, это детерминистическая концепция преступного поведения, исходящая, в частности, из того, что преступление — не результат злой воли субъекта, а необходимое следствие определённого детерминирующего комплекса, результат сложного взаимодействия личности со средой, в котором решающее значение имеют отрицательные социальные качества субъекта преступления, сложившиеся в силу действия неблагоприятных факторов нравственного формирования.
Детальная разработка в теории уголовного права понятия, признаков и проблем опосредованного причинения позволяет обосновать уголовную ответственность субъектов, которые умышленно сформировали у соответствующих лиц (не подлежащих ответственности) мотивацию совершить общественно опасные действия и, в сущности, управляли (манипулировали) их поведением.
Субъект определяет содержание властных отношений через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти: 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
Административно-правовая норма представляет собой установленное и санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределённый круг субъектов и рассчитанное на многократное применение.
Под культурой понимается процесс, средства и результаты деятельности субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) по осмыслению, созданию и сохранению тех социальных явлений, которые он, ориентируясь на определённые социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, оценивает как наиболее важные, значимые, т.
Как видим, в одних случаях меры уголовно-процессуального принуждения предназначены для обеспечения надлежащего, соответствующего предписаниям процессуально-правовых норм поведения определённых субъектов уголовно-процессуальных отношений, в других — призваны обеспечить получение и исследование доказательственного материала.
Личность должна иметь право знать правила поведения, которые предписаны правом, выполнять эти правила, не опасаясь наступления для себя вредных последствий, а также требовать ото всех окружающих её субъектов, в том числе и судов, соразмерения их действий с правовыми предписаниями.
Применяются также восстановительные меры административно-правового воздействия на поведение участников земельных правоотношений, которые выражаются в возложении на субъекта обязанности восстановить существовавшее до нарушения фактическое положение.
С. Е. Великанова, Земельное право. Ответы на экзаменационные билеты, 2009
Центральный элемент двигательной культуры — идеалы, смыслы, нормы и образцы поведения, а также соответствующие знания, интересы и потребности, ориентируясь на которые субъект (индивид, социальная группа, общество в целом) позитивно оценивает технику выполнения движений, их целесообразность и эстетичность.
При этом само правомерное поведение выступает выражением свободы и ответственности субъекта, а подход к юридической ответственности только с позиции обязанности представляется нам несколько однобоким.
Субъект толкования, систематизировав правовую действительность (сущее), целенаправленно воздействует на её отдельные стороны посредством разъяснения правил должного поведения и применения интерпретированных им норм к конкретным юридическим фактам и правоотношениям.
Объединение (как результат соответствующего поведения людей) начинает рассматриваться не как совокупность составляющих его субъектов, а приобретает статус самостоятельного образования, организационным выражением которого выступают его органы.
Караяни считает, что «под войной можно понимать такой вид конфликта между субъектами политики, при котором они осознают себя участниками военного противоборства и стремятся модифицировать поведение друг друга применением или угрозой применения средств вооружённого насилия».
Эта культура проявляется в поведении, взаимодействии, восприятии себя во внутренней среде и по отношению к субъектам окружающей среды.
Регулятивные правоотношения опосредствуют правомерное поведение всех субъектов по осуществлению предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей, задают параметры позитивного развития процесса организации и осуществления форм прямого волеизъявления граждан.
Отличаются они друг от друга значением воли субъекта общественного отношения в процессе реализации масштаба поведения, заложенного в правовой норме.
Всякое властное отношение предполагает в качестве непременного условия выражение в какой-либо форме субъектом власти своей воли, обращённой к тому, от кого ожидается определённое поведение.
У субъектов права есть субъективные права — мера дозволенного поведения, и юридические (правовые) обязанности — мера должного поведения.
Соединение разных подходов заставляет учитывать, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в её процессе, имеют две стороны — объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства).
В течение некоторого времени субъект неосознанно оттачивает именно те действия, которые максимально подходят к его биомеханической модели и типу поведения.
Студентам рекомендуется уяснить вопросы конституционной ответственности соответствующих субъектов за юридически значимое поведение в установленном порядке, ибо они должны действовать в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в случае отклонения — претерпевать определённые лишения.
Эта собственная ответственность и рефлексивный самоконтроль субъекта действия определяют его свободу в рациональном отношении к миру, свободу выбора им линии поведения, которая противостоит всякого рода автоматизму внешней детерминации, когда субъект выступает пассивным реципиентом воздействующих на его ментальность сил (автоматизм непосредственной инстинктообразной реакции, действия по привычке, по штампу, под влиянием традиции и авторитета и пр.).
Иными словами, власть есть волевое отношение между двумя субъектами, при котором один из них — субъект власти — предъявляет определённые требования к поведению другого, а другой — в данном случае это будет подвластный субъект или, что одно и то же, объект власти, — подчиняется распоряжениям первого.
Пределы осуществления семейных прав ограничены, во-первых, требованиями закона: субъект семейных правоотношений, осуществляя своё право, может выбрать один из вариантов поведения, предусмотренных законом (так, в брачный договор не могут быть включены положения, регулирующие личные неимущественные отношения между супругами, — п.
В зависимости от масштаба изучаемых экономических явлений выделяют макроэкономику, охватывающую экономические явления в стране или регионе в целом, и микроэкономику, занимающуюся поведением отдельных экономических субъектов (производителей и потребителей) в конкретных рыночных ситуациях.
Долг, совесть, честь и достоинство — наиболее специфические нравственные понятия, обращённые к субъекту нравственного поведения — личности, и характеризующие состояние её моральности.
Какие-то удачные находки и решения, действительно являющиеся объективно целесообразными, помогающими успешно решать стоящие перед субъектом деятельности задачи, очень часто создают иллюзию рационального поведения там, где имеют место другие типы ориентации в реальности и адекватной к ней адаптации.
Возможность не в том смысле, что модель поведения может реализоваться или не реализоваться на практике в силу своей идеальности (физическая осуществимость), а в том, что субъект сам определяет, реализовать ему или не реализовать своё субъективное право (юридическая способность субъекта, которой он наделяется правовой нормой).
Манипуляция как средство подчинения основывается на способности субъекта осуществлять скрытое воздействие на поведение подвластного субъекта.
Согласно диалектико-материалистической концепции поведение человека детерминировано, причём в процессе детерминации участвует и сама личность действующего субъекта.
Назначение экономической теории состоит, во-вторых, в том, что она изучает рациональное поведение хозяйствующих субъектов.
Целью правовых норм является подчинение воли субъекта государственной воле, целью же нравственных норм является приведение поведения человека к уровню требований нравственного сознания общества.
Новое отношение к себе — это свидетельство того, что ребёнок всё более осознаёт себя субъектом собственных переживаний, собственных действий, прежде всего учебных, наконец, субъектом собственного поведения.
Преодолевая посредством рефлексии над «краевыми условиями» проблемной ситуации стихийную включенность в неё субъекта, каковая, собственно, и предопределяет отмеченный выше автоматизм внешней детерминации ментальности субъекта, делая предметом рассуждения идеальный план деятельности в контексте реальности проблемной ситуации, рациональное сознание необходимым образом оказывается связанным с альтернативностью выбора линии поведения, различных стратегем действия, позволяет наметить контуры пространства возможной вариабельности поведения.
Совместный анализ причинно-следственных связей, побуждающих юных спортсменов применять защитные стратегии, и разработка вероятностных алгоритмов поведения позволяют ориентировать субъекта взаимодействия на модель адекватного реагирования.
Таким образом, эффективные правовые нормы должны обеспечивать такое воздействие на правосознание участников регулируемых общественных отношений, которое приведёт сами эти общественные отношения к необходимому состоянию через ожидаемое поведение индивидов и их коллективных образований (с позиций целей, поставленных управляющим субъектом, т.
Признание виновности лица в совершении общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, означает не абсолютную произвольность его поведения, а то, что именно данное лицо являлось субъектом этого деяния и что действовало (бездействовало) оно с определённым психическим отношением к им совершаемому.
Консолидация позволяет субъектам правового регулирования не просто ориентироваться в массе законов и подзаконных актов, но и получить точное указание о том, каким из них и в какой форме надлежит руководствоваться при определении своего правозначимого поведения.
Как видим, данная норма, адресованная определённой категории субъектов административно-правовых отношений (пешеходы), предлагает возможный вариант поведения.
Содержанием трудового правопорядка является правомерное поведение всех субъектов трудового права.
При разработке международного договора процесс согласования воль его субъектов проходит две обязательные стадии: 1) согласование воль государств относительно содержания правила поведения (содержание договорных норм); 2) согласование воль государств относительно признания данного правила поведения юридически обязательным для государств — участников договора.
Цель совместной активности может быть новой как для одного, так и для нескольких субъектов, требования к взаимодействию также могут не совпадать с оптимальной моделью личного поведения, но в основу деятельности заложено сотрудничество.
Учёт «другого» заставляет менять свою собственную стратегию, поскольку действие происходит не в чистом поле, а в достаточно агрессивной среде, где есть субъект с активным поведением, направленным на создание помех, причём максимального свойства.
Если же должностное лицо принимает незаконное вознаграждение, заведомо понимая, что оно даётся за определённое служебное поведение (как правомерное, так и неправомерное), то здесь имеется посягательство на указанные общественные отношения и субъект должен нести ответственность за взяточничество.
Императивные нормы — жёстко формулируют правила поведения сторон, не позволяя субъектам правоотношений самим устанавливать правила, менять или корректировать то, что предусмотрено в нормативном акте.
Это выгодно для центральной власти, но здесь также есть риск, так как субъект власти нижнего уровня стремится, как правило, выйти из-под опеки центра и нередко диктовать свои правила поведения.
Личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага; человек — субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей среды, — в своём поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона; этот закон априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен.
Но речь идёт не о территории, на которой распространяются те или иные законы, формы политической жизни и нормы поведения, а о поле повседневности, в которой наши представления занимают различное положение по отношению к объектам, идеям, восприятию субъектов, близости-дальности ощущений, направленности действий и мотивов.
Необходимость их принятия объясняется тем, что несамоисполнимые международные договоры, как правило, имеют общий характер и определяют известные рамки, масштабы поведения, в пределах которых сами государства устанавливают права и обязанности субъектов национального права.
Сущность диспозитивного метода состоит в том, что законодатель использует по отношению к субъектам права дозволение, как правило, предусматривает несколько вариантов поведения для субъектов, выбор возможного поведения.
Виновность лица означает, что в совершение общественно опасного деяния включилась личность субъекта преступления как разумного существа, способного сознавать и правильно расценивать фактическое и общественное значение того, что он делает, а также руководить своим поведением.
Поэтому в качестве объекта гражданского правоотношения выступает поведение его субъектов, но не всякое, а направленное на различного рода материальные и нематериальные блага.
Диспозитивность в бюджетных отношениях следует рассматривать как предоставление субъектам бюджетных отношений относительной самостоятельности в выборе поведения в рамках бюджетного законодательства.
Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать своё поведение в рамках налогового правоотношения.
Разница здесь заключается лишь в содержательных акцентах: если органичность предполагает главным образом естественную «вплетенность» обычно-правового правила поведения в гуманитарную нормативную систему, то свойство социальной адекватности имеет своим преимущественным значением поведенческое соответствие между практикой общественной жизни, реальными возможностями соответствующих субъектов социального бытия и имеющимся юридическим правилом.
Нужно, конечно, иметь в виду, в реальной действительности в принципе имелась объективная возможность и противоположного, в частности непреступного поведения, ибо совершение данным лицом преступления — не рок, не изначальная предопределённость, не необходимость как закономерность развития этого субъекта.
Аналогичный вопрос допустим применительно к любым субъектам, приобретающим возможность определять в имущественных отношениях поведение других лиц.
Внимание социолога привлекает прежде всего поведение социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом), социальная деятельность людей.
Юридическая ответственность как целостное правовое явление выполняет регулятивно-статическую функцию, является образцом (конструкцией) прежде всего ответственного и должного поведения, изложенного в нормах права, на что и ориентирует субъектов права, и поэтому является базовой.
Прогностические заключения на основе определения степени общественной опасности субъекта о возможном будущем его поведении в связи с применением тех или иных мер воздействия производят судебно-следственные органы, принимая решение о прекращении уголовного дела с передачей его в товарищеский суд, комиссию по делам несовершеннолетних или передавая виновного на поруки (ст.
Регулятивная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам право совершать определённые действия или воздерживаться от них по своему желанию: дают возможность самим выбирать наилучший вариант поведения в данных конкретных условиях, в рамках нормы.
Центральным элементом этой культуры являются идеалы, смыслы, нормы и образцы поведения, а также соответствующие знания, интересы и потребности, ориентируясь на которые субъект (индивид, социальная группа, общество в целом) оценивает те или иные аспекты, функции тела как ценность и предпринимает определённые действия для их формирования (коррекции) в нужном направлении.
При этом цель считается достигнутой и если лицо, отбывшее наказание, не совершит вновь преступления, так как боится наказания, и если субъект осознал упречность своего предыдущего поведения, т.
Управляющее воздействие — это воздействие субъекта управления на объект управления с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения, действий.
Каждая из названных форм непосредственной демократии по своей сути является комплексным социально-политическим институтом, и они реализуются их субъектами через воздействие в пределах возможного и должного поведения на возникновение, изменение и прекращение общественных отношений.
Шаблон поведения: жить в гармонии с собой и миром (принимать мир таким, каким он есть, воздерживаться от оценок, суждений, осуждений, оправданий, сожалений, чувства вины, осознавать нераздельность — отсутствие разделения мира на объект и субъект, руководствоваться принципом отражения, вырабатывать правила техники безопасности будущего, осознавать, что самый эффективный путь трансформации реальности состоит в изменении самого себя, и только глубинная работа над собой позволяет обрести настоящую свободу действий — «свободу для» исполнения своего предназначения).
Причём не только в статике (в системе согласованных, принятых субъектами наднационального общения в качестве общих моделей поведения, правил взаимодействия в той или иной области международных отношений), но и в динамике (в многообразии конкретных правоотношений и их участников).
Разумеется, говоря о прогнозировании, мы имеем в виду предсказание не вообще всех актов жизнедеятельности того или иного человека, а прежде всего такого поведения, которое глубоко затрагивает интересы общества и субъекта, в результате чего последний в большинстве случаев руководствуется в выборе поведения не случайными факторами, а принципиальными жизненными позициями, личностными особенностями, взглядами, идеалами, установками.
Особенности политического поведения заложены в самой природе политики — они определяются установлением политических отношений между субъектами не только с совместимыми, но и с противоположными интересами, суждениями и направлением активности.
Такое поведение указанного субъекта можно объяснить и «общим результатом существования и действия правовой системы, системы воспитания, образования, общественного мнения», и страхом перед угрозой наказания, и здравым смыслом, но в любом случае эти действия будут не чем иным, как соблюдением права, соблюдением правовых предписаний, соблюдением правовых запретов.
Субъектами права воздерживаться от вступления в объединение являются субъекты права вступать в соответствующие объединения, поскольку о воздержании от какого-либо поведения можно говорить лишь в том случае, если у рассматриваемого лица есть возможность осуществить соответствующее поведение.
Правовая норма, предусматривающая юридическую ответственность, является образцом, конструкцией правомерного поведения физических и юридических лиц, публичных субъектов и их уполномоченных органов и должностных лиц.
Отношение социального субъекта к тем или иным явлениям может проявляться (это видно уже на примере ценностного отношения) не только в определённом состоянии сознания социального субъекта, но и в его реальных действиях, поступках, поведении, которые являются индикаторами, объективными интегральными показателями реального (а не просто желаемого, декларируемого) отношения человека к тем или иным явлениям окружающей его действительности.
Однако, несмотря на то, что такой способ действия более опасен, чем обман и злоупотребление доверием, тайное введение одурманивающих веществ также является исключительно физическим насилием, поскольку для достижения результата субъект не задействует никаких информационных средств, используя поведение самого потерпевшего, пребывающего в неведении.
Значит, прогноз индивидуального преступного поведения как вывод о большей или меньшей вероятности совершения субъектом преступления, и следовательно, о его общественной опасности всё же возможен?
При исследовании на полиграфе отсутствует и подавление воли субъекта (как, например, при гипнозе), поскольку лицо остаётся абсолютно свободным в своём волеизъявлении и ничем не принуждается к изменению линии своего поведения, а «дискомфорт», связанный с намерением скрыть или изменить известное, присутствует и при обычном допросе, когда выбирается подобная линия противодействия.
Кроме того, государственная властность индивидуального предписания, содержащегося в правоприменительном акте суда, предполагает, с одной стороны, возможность применения принудительной силы государства по отношению к любому субъекту, уклоняющемуся от исполнения указаний суда, а с другой — право любого субъекта определять своё поведение с учётом обязательного характера акта судебного правоприменения, вступившего в законную силу.
В любом случае субъект не только сообщает о грядущих событиях, но и толкует их, изменяя поведение объекта.
При таком подходе объектом правоотношения признаётся поведение его участников, а объектом права именуются материальные или нематериальные блага или процесс их создания, по поводу которых субъекты вступают в юридические отношения, осуществляют субъективные права и исполняют субъективные обязанности.
Таким образом, телесная (соматическая, физическая) культура имеет сложную структуру, включает в себя не только социально сформированные и позитивно оцениваемые физические кондиции человека, но и другие социокультурные феномены (идеалы, нормы, образцы поведения, знания, средства деятельности, интересы, потребности, ценностные ориентации её субъектов, социальные институты и отношения и т.
Субъект обязан не совершать правонарушения и следовать той модели поведения, которая сформулирована в правовых нормах, а в случае её нарушения у него возникает обязанность претерпеть правоограничения, предусмотренные санкцией нарушенной нормы.
Если исходить из представлений об общественной опасности как способности преступного деяния вносить вредоносные изменения в содержание охраняющего и охраняемого общественных отношений, то мы должны согласиться с тем, что содержание этих вредоносных изменений никак не может зависеть от умысла или неосторожности, целей и мотивов поведения действующего субъекта.
Сформулированный таким образом запрет не предполагает наличия какого-либо субъективного права ввиду отсутствия активного поведения его субъекта и соответственно общественного отношения между тем, чья частная жизнь охраняется, и всеми окружающими его лицами.
Воплощением единства объективного и субъективного методов изучения и объяснения процессов, происходящих в кадровой политике, служит метод научно-практического эксперимента (способ получения информации об изменениях в поведении и деятельности субъектов и объектов кадровой политики, обусловленных воздействием на них некоторых управляемых и контролируемых факторов).
На наш взгляд, правы те авторы, которые считают, что финансово-экономические отношения всегда реализуются в форме правовых отношений, поскольку: во-первых, финансовые отношения — это продукт финансовой деятельности государства, и трудно предположить, чтобы оно (по крайней мере, в современный период) осуществляло её неправовыми средствами; во-вторых, государство является обязательным субъектом любого финансового отношения, и невозможно представить себе, каким образом, кроме правового, можно установить статус в этом отношении столь крупного субъекта, каким оно является; в-третьих, какими, спрашивается, средствами, кроме правовых, государство может осуществлять регулирование поведения своего контрагента по отношению к себе и как в этом случае могут выглядеть его односторонне-властные предписания, имеющие принудительную силу; в-четвёртых, финансы выражают право собственности государства на определённые денежные средства.
Избирательные и референдумные правоотношения как главный элемент механизма правового регулирования осуществления форм непосредственной демократии фиксируют круг субъектов, на которых в соответствующий период распространяется действие отдельных норм законодательства по выборам, референдуму, отзыву выборного лица и роспуску выборного органа; определяют юридическую структуру поведения, которому должны и могут следовать субъекты избирательных и референдумных правоотношений; являются условием для возможного приведения в действие соответствующих юридических средств обеспечения прав избирать и быть избранным, права на участие в референдуме и корреспондирующих им обязанностей иных участников процессов по осуществлению форм прямого волеизъявления граждан.
Прежде всего следует обратить внимание на то, что власть как отношение между двумя субъектами есть результат действий, которые производят обе стороны этого отношения: одна — побуждает к определённому поведению, другая — осуществляет его.
Поскольку результат противоправного поведения не является необходимым основанием семейно-правовой ответственности, то в семейном праве возможно «усечённое понятие вины, когда она включает только психическое отношение субъекта к своему противоправному поведению».
Ситуацию нельзя считать причиной антиобщественного поведения ещё и потому, что одна и та же объективная ситуация по разному отражается, воспринимается, расценивается различными субъектами в силу их нравственных и психических особенностей.
Поведение окружающих лиц в принципе способно помешать субъекту совершать те или иные действия в неимущественной сфере.
Конституционные нормы определяют меру поведения социальных субъектов, меру их прав и обязанностей и меру государственного регулирования общественных отношений.
Итак, рациональность прежде всего связана с основанным на адекватном понимании проблемной ситуации, в которой находится субъект действия, сознательным управлением собственным поведением.
При этом указанная возможность заданного поведения будет иметь место только при наступлении определённых условий (юридических фактов), указанных в гипотезе правовой нормы, а не по усмотрению самого субъекта.
Суть этого отношения состоит в побуждении одними социальными субъектами к поведению других в желательном для себя направлении с помощью использования своего авторитета, социальных и правовых норм, орудий организованного насилия (армия, полиция, суды, тюрьмы), экономических (налоги, штрафы, льготы), идеологических, эмоционально-психологических и иных средств влияния.
Норма права — это установленное государством общеобязательное, формально определённое правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.
Только через конкретного субъекта сказываются в преступном поведении все факторы, создающие объективную возможность совершения преступлений в данном обществе, и обстоятельства, условия непосредственной обстановки, в которой находится данный человек.
Из определения предмета экономической теории следует, в-четвёртых, что она изучает рациональное хозяйствование и поведение хозяйствующих субъектов в смешанной экономике.
К социальной инфраструктуре относят систему образования, сложившиеся в экономике модели поведения хозяйствующих субъектов, образ жизни.
При этом субъект в рассматриваемом общественном отношении устраняет только такое воздействие посторонних лиц на свободу своего поведения в неимущественной сфере, которое осуществляется помимо его воли.
Существенными признаками социальной связи являются, во-первых, обязанность определённого поведения соответствующих субъектов и, во-вторых, общественно полезный характер деятельности.
Анализ тенденций развития смыслового контекста переживаемых психологических ситуаций, после завершения которых у субъектов деятельности преобразуется точка зрения на вопрос «Роль моего поведения в совершенствовании социальных взаимодействий», выявляет определённую динамику.
Мотивы не только то, что побуждает к определённому поведению, но и то, ради чего оно совершается, в чём его внутренний смысл для действующего субъекта.
Однако далеко не каждая возможность преступного поведения, имеющая основание в самой антиобщественной или нравственно противоречивой сущности личности, превращается в действительность, то есть далеко не каждый и не при любых обстоятельствах подобный субъект совершает преступления.
Путаясь в огромном бессистемном массиве законодательства, испытывая постоянные затруднения с определением подлежащих применению актов, субъекты правоотношений не будут иметь возможности полноценно и системно строить своё поведение на основе требований и принципов права.
Понимание того, что субъект столкнулся с «ситуацией риска» и ему предстоит выбор из нескольких альтернативных вариантов поведения, называется «осознанием риска».
Лучина, выраженные в самой общей форме нормы-принципы носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в них установлениями должны соотносить своё поведение, свою деятельность любые социальные субъекты.
Автономия воли как источник права заключается в возможности субъектов договора избрать любую модель поведения, никому не известную, никем не опробованную, абсолютно новую для данной правовой системы.
При этом социальная среда (представленная педагогами школы, тренерско-преподавательским составом детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР), учащимися, юными спортсменами и другими субъектами деятельности) либо поддерживает это развитие (задавая возможность проявления творческой инициативы учащегося-спортсмена, поиска верных путей методом проб и ошибок, осваивания способов и стилей поведения и деятельности), либо создаёт некие препятствия, с той или иной степенью успешности преодолеваемые подростком.
Столь же дискуссионной в литературе является правовая оценка случаев получения должностным лицом материальных ценностей от подчинённых по службе или иным образом зависящих от него субъектов, когда конкретное ответное поведение должностного лица не оговаривается.
Для реализации данных стимулов необходимо сочетание двух условий: определённое поведение заинтересованного субъекта (например, продолжительная и безупречная служба в органах и учреждениях прокуратуры) и надлежащая оценка его поведения.
Иными словами, такая рыночная ситуация характеризуется абсолютным совпадением всех экономических интересов, которые определяют поведение каждого субъекта рыночных отношений: производителей, покупателей и посредников.
Следовательно, «равенство правовых возможностей» означает, что вся система общеобязательных правил поведения фиксирует равную правовую меру для каждого субъекта права.
Речь в данном случае идёт преимущественно о правилах поведения, разрабатываемых субъектами внешнеэкономических сделок на основе соглашения между ними и закрепляемых в соответствующих контракта.
Её основными функциями являются: 1) функция целеполагания, воплощающаяся в определении стратегических целей и перспектив политического развития общества; 2) интегративная функция, ориентированная на консолидацию социально-политических сил, достижение динамической стабильности существующего в стране общественно-политического строя; 3) регулятивная функция, направленная на упорядочение политического поведения и политических отношений в государстве; 4) защитная функция, ориентированная на защиту суверенитета и территориальной целостности страны, существующего в ней политического строя; 5) функция политического руководства страной, существующими в ней социальными действиями, отношениями и социальными институтами, сердцевину которых составляет государство; 6) представительская функция, связанная с выявлением, чётким определением и конкретным воплощением политических интересов и целей различных субъектов политических отношений; 7) функция политической социализации, направленная на усвоение индивидами социального опыта, идеалов, ценностей и норм политической культуры, стандартов политического поведения и приобщения их к политической деятельности; 8) функция легитимизации политической власти, т.
Бихевиористская схема: стимул — реакция непригодна для объяснения человеческого поведения, ибо она игнорирует промежуточное и вместе с тем центральное звено — личность действующего субъекта.
Речь идёт, таким образом, во-первых, о субъективной оценке ситуации рискующим лицом, а во-вторых, об «оценке этой оценки» правоприменителем, который исходя из формулировки закона проверяет версию о том, что рискующий субъект имел необходимые и достаточные основания для выбора именно данного варианта поведения, поступил осмотрительно, а не опрометчиво.
Экономическое мышление, являясь одной из важных характеристик субъектов производственных отношений, хозяйственных связей, представляет собой процесс познания человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, сложившихся экономических отношений, осознания своего места в них, освоения норм рационального хозяйствования и поведения, прогнозирования хозяйственных событий, выработку соответствующих образов целесообразной деятельности.