Вы здесь

Предпринимательская деятельность. Глава 1. Понятие предпринимательской деятельности (Э. А. Арустамов)

Глава 1. Понятие предпринимательской деятельности

1.1. Предмет, метод и задачи курса «Предпринимательская деятельность»

Определение предмета предпринимательской деятельности в сфере сервиса связывает его с изучением действий людей, направленных на получение дохода в процессе оптимального выбора и использование ресурсов на всех стадиях расширенного воспроизводства (для производства, обмена, распределения и потребления товаров, услуг). Учитывая эти обстоятельства, предметом курса «Предпринимательская деятельность» является изучение таких основных последовательных действий предпринимателя, как выбор форм и методов организации хозяйственной деятельности.

Структуру предмета составляют следующие элементы:

сущность и особенности предпринимательской деятельности;

система, обеспечивающая эффективное функционирование и развитие предпринимательских структур;

процесс построения связей между субъектами и объектами рыночной экономики;

экономические основы предпринимательства в сфере сервиса;

организационно-правовые формы предпринимательства и их особенности;

плановая, организационная, финансовая, инновационная деятельности;

расчет затрат и результатов предпринимательской деятельности;

этические нормы предпринимательства в сфере сервиса.

Особенности курса заключаются в его практической применяемости и комплексном характере, поскольку данный курс:

опирается на действующее законодательство;

носит прикладной практический характер;

связан с другими экономическими курсами: «Теория организации»; «Основы экономики»; «Маркетинг»; «Менеджмент»; «Экономика предприятия»; «Бухгалтерский учет»; «Этика».

Итак, предпринимательская деятельность – это наука о законах, которые управляют, с одной стороны, отношениями экономической собственности между разными субъектами предпринимательской деятельности и наемными работниками, а с другой – действиями предпринимателей в оптимальном выборе ресурсов для производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Методологической базой теории предпринимательской деятельности является набор специальных инструментариев, с помощью которых данная дисциплина изучает свой предмет. К ним относятся:

системный подход, который предусматривает комплексную характеристику основных звеньев предпринимательской деятельности (производственной, ценовой, товарной, сбытовой) в их единстве и взаимной обусловленности, внутренней противоречивости. При этом основным фактором является цель предпринимательской деятельности;

логический подход направлен на выявление строгой последовательности основных мероприятий в деятельности предпринимателя от зарождения предпринимательской идеи до присвоения предпринимательского дохода;

принцип противоречия – любое действие предпринимателя связано с необходимостью решать противоречивые проблемы. Например, установленные предприятием завышенные цены на изготовленные им товары вступают в противоречие с его торговой и сбытовой политикой или авторитарные методы управления отрицательно влияют на рост производительности труда наемных работников;

метод анализа предусматривает разделение целого на отдельные составные части и анализ каждой из них, после чего наступает этап синтеза, т. е. комплексной характеристики целого на основе знаний, полученных на предыдущем этапе;

метод абстракции означает отказ от несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных постоянных связей.

Основными задачами дисциплины «Предпринимательская деятельность» являются подготовка к практическому осуществлению задуманной предпринимателем цели, понимание сущности предпринимательской деятельности, ее видов, типов предпринимательства, свойств и функций, субъектов предпринимательской деятельности, рассмотрение структуры и методики создания собственного дела, бизнес-планирования, а также его финансового и кадрового обеспечения.

Освоение данной дисциплины позволит сформировать необходимые умение и навыки поиска «ниши» своей деятельности в сфере предпринимательства в условиях рыночной конкуренции.

1.2. Виды предпринимательской деятельности

Среди многих факторов социально-экономического прогресса в большинстве стран мира важную роль в современных условиях играют предпринимательство и субъекты, которые его осуществляют – предприниматели. Выяснению сущности предпринимательства, основных черт предпринимателя мировая экономическая наука уделяет внимание на протяжении почти трех столетий. Тем не менее понятие «предпринимательство» (как и все другие экономические категории) постоянно пополняется элементами нового содержания, что определяет необходимость его систематического изучения.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

А предпринимательство – это самостоятельное организационно-хозяйственное новаторство на основе использования различных возможностей для выпуска новых товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта и т. д., что ведет к постоянному обновлению хозяйственной системы или ее элементов для получения прибылей и реализации собственных целей предпринимателя.

Основу предпринимательства составляет частная собственность, т. е. собственность, которая не только принадлежит отдельным субъектам, но и может быть использована для извлечения прибыли.

К основным принципам предпринимательства относится:

свободный выбор деятельности;

привлечение к предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков, потребителей выпускаемой продукции, установление цен в соответствии с затратами производства с соблюдением действующего законодательства;

свободный наем работников;

привлечение и использование материальных, финансовых, трудовых, природных и других ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;

свободное распределение прибыли, которая остается после обязательных платежей, и др.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть физические и юридические лица, граждане РФ и иностранных государств.

Объектом предпринимательской деятельности является товар, продукт или услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения.

К важнейшим признакам предпринимательства следует отнести:

самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов (любой предприниматель свободен в принятии решений по любому вопросу в рамках правовых норм);

экономическую заинтересованность (получение максимально возможной прибыли);

хозяйственный риск и ответственность.

В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет ряд функций. Определяющую роль имеет общеэкономическая функция, которая обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынка. Деятельность субъектов направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей, с учетом спроса и предложения, конкуренции, стоимости товаров и других факторов. Здесь предпринимательство является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода.

Важнейшей является ресурсная функция – эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства: трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, капитал, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

Предпринимательству как новому типу экономического хозяйствования свойственна новаторская функция – содействие процессу развития новых идей (технических, организационных, управленческих и др.), осуществление опытно-конструкторских разработок, создание новых товаров, предоставление новых услуг.

Другими важнейшими функциями предпринимательства являются:

социальная – возможность каждого дееспособного человека быть собственником, проявлять свои индивидуальные таланты и способности;

организаторская – принятие предпринимателем самостоятельного решения об организации собственного дела, изменение стратегии деятельности предприятия, внедрение новых форм и методов организации производств;

хозяйственная – наиболее эффективное использование имеющихся трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов;

личностная – самореализация предпринимателя как личности через достижение своей цели.

Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему выше указанных функций.

Предпринимательская деятельность может быть классифицирована по различным признакам: виду или назначению, количеству собственников, формам собственности, организационно-правовым и организационно-экономическим формам и т. д.

Учитывая направленность предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, выделяют следующие виды предпринимательства:

производственное;

коммерческо-торговое;

финансово-кредитное;

консультативное.

Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, указанные ее формы взаимно увязаны и дополняют друг друга.

Наиболее важным является производственный вид предпринимательства, где осуществляется процесс производства конкретных товаров, работ и оказание услуг для их дальнейшей реализации (продажи) потребителям. Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в сфере материального производства, оно подразделяется в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности на промышленное, строительное, сельскохозяйственное. Соответственно выделяют предпринимательство по подотраслям, например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, в станкостроении и т. д.

Производственное предпринимательство не является абсолютно самостоятельным (независимым от других видов предпринимательской деятельности), его организация требует значительных затрат, но от его развития зависит экономический рост и уровень социального общества.

Для осуществления производства предприниматель должен прежде всего определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг оказывать и для кого эти товары (услуги) будут производиться.

Для выявления потребности в товаре он вступает в контакт с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными предприятиями. Завершением переговоров служит аферта, которая, по сути, представляет собой протокол о намерениях. После согласования всех вопросов организации поставки заключается контракт между предпринимателем и будущими покупателями товаров. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск.

Осуществление производственной предпринимательской деятельности (Дп) связано с денежными затратами, которые можно рассчитать по формуле:


Дп = Др + Дм + Дс + Ди + Ду,


где Др – денежные средства, необходимые для оплаты наемных работников;

Дм – денежная оплата стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии и т. д.;

Дс – денежные расходы, связанные с приобретением основных фондов (здания, сооружения и т. д.);

Ди – денежная оплата приобретаемой информации;

Ду – оплата услуг сторонних организаций (строительные работы, транспортные услуги).


Для начала производственной деятельности предпринимателю необходимо иметь стартовый капитал. При отсутствии или недостаточности стартового капитала предприниматель может взять кредит в коммерческом банке, заключить договор лизинга или обратиться к другим видам финансирования.

Эффективное осуществление хозяйственной деятельности предприятия характеризуется финансовыми результатами. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития любого предприятия.

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. От размера прибыли, полученной предприятием, зависит развитие материально-технической базы, формирование оборотных средств, выполнение обязательств перед бюджетом, платежеспособность предприятия, доходы собственников, решение социальных возможностей и т. д.

В процессе анализа результатов работы предприятия применяются различные значения прибыли.

Валовая прибыль формируется путем вычета из выручки от реализации товаров, работ, услуг (без учета НДС, акцизов и т. п. налогов и обязательных платежей) себестоимости этих реализованных товаров, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов).

Прибыль (убыток) от реализации (продаж) формируется как разность между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами (материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты).

Прибыль (убыток) до налогообложения находится как разность между прибылью от реализации (продаж) и следующими видами доходов (расходов):

проценты к получению и уплате;

доходы от участия в других организациях;

прочие операционные доходы и расходы;

внереализационные доходы и расходы.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности формируется путем вычета из налогооблагаемой прибыли налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей.

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль или непокрытый убыток) рассчитывается как сумма балансовой прибыли и чрезвычайных доходов за вычетом чрезвычайных расходов.

Рассматривая сущность прибыли, следует отметить такие ее характеристики:

прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т. п.;

прибыль представляет собой форму дохода предприятия;

прибыль является в определенной мере платой за риск осуществления производственной деятельности. Угроза банкротства может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов и т. п.). Но при прочих равных условиях можно выйти из кризисного состояния путем капитализации полученной прибыли, может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды;

прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие.

Общую финансовую оценку деятельности производственного предприятия определяет показатель рентабельности, рассчитываемый как отношение остаточной прибыли к полным издержкам производства.

Наиболее активным фактором экономического развития страны становится инновационное предпринимательство. Это особый вид деятельности, имеющей целью получение прибыли, создание и активное распространение инноваций во всех сферах экономики страны. Такое предпринимательство базируется на поисках новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, научных разработок, рынков сбыта, материалов, форм управления, диверсификации) и создания нового инновационно ориентированного предприятия. Мотивом развития инноваций на предприятии является стремление снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить прибыль в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Коммерческо-торговое предпринимательство. Связано с реализацией произведенной продукции, доведением ее до потребителя на основе купли-продажи. Оно выполняет товарно-денежные и торгово-обменные операции на основе соглашений по купле-продаже или перепродаже товаров и услуг. Эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к изменяющимся потребностям, так как непосредственно связана с конкретными потребителями. Для развития этого вида предпринимательства необходимы два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Коммерческо-торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.

Различают несколько видов торговли. Внутренняя торговля включает розничную (стационарная, посылочная и передвижная), оптовую (закупочная, распределительная торговля, торговля по производственным связям), рыночную и биржевую (организованные рынки). Внешняя торговля – импортную, транзитную и экспортную.

За последние годы появился новый вид торговли – виртуальная, через глобальную компьютерную сеть Интернет (WEB-торговля).

Прибыль каждого отдельного торгового предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местного), что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа «Богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.

Финансово-кредитное предпринимательство. Основано на том, что предметом купли-продажи в этой сфере деятельности выступают ценные бумаги (акции, облигации и т. д.), валютные ценности и национальные деньги (российский рубль). Это специализированная область предпринимательской деятельности. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и др. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и Минфина России. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками.

Кредитные организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выданной Банком России, и являются юридическим лицом, образуемым на основе любой формы собственности, и имеют право:

привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

размещать привлеченные средства от своего имени и за свой счет;

открывать и вести банковские счета;

осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц; проводить инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;

обеспечивать кассовое обслуживание физических и юридических лиц; осуществлять переводы денежных средств, выдачу банковских гарантий, депозитарное хранение ценностей.

Банк – особое финансово-кредитное учреждение, которое аккумулирует денежные ресурсы (ценные бумаги) и выпускает их, предоставляет в кредит финансовые ресурсы, контролирует денежное обращение и оказывает платежно-расчетные услуги.

Основными ступенями современной банковской системы выступают Центральный банк и сеть коммерческих банков.

В зависимости от форм собственности выделяют государственные, частные, акционерные, кооперативные, муниципальные, смешанные (объединяющие государственный капитал с другими формами), межгосударственные банки.

По функциям и характеру выполнения операций различают эмиссионные, коммерческие, инвестиционные, сберегательные, ипотечные, инновационные, земельные, венчурные, универсальные, внешнеторговые и другие банки.

Совокупность разных видов банков и банковских объединений в их взаимодействии и взаимосвязи образуют банковскую систему. В эту систему входят и специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые осуществляют кредитование отдельных сфер и отраслей народного хозяйства. К ним принадлежат инвестиционные банки, кредитные союзы, страховые компании, пенсионные фонды (негосударственные), инвестиционные компании и др.

Коммерческий банк – это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющие прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Ряд крупных коммерческих банков страны являются уполномоченными по финансированию ведущих отраслей экономики – это системообразующие банки, функции которых возложены Центральным банком Российской Федерации.

Лизинг – долгосрочная аренда основных фондов, которая предусматривает возможность их последующего выкупа арендатором. В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 130-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм проявления этого нового кредитного инструмента, но все-таки можно привести еще одно определение Европейской федерации национальных ассоциаций по лизингу оборудования (Leaseurope): «Лизинг – это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности».

Лизинг различают оперативный, финансовый и возвратный.

Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имущества многоразового использования на срок по времени короче его экономического срока службы. Он характеризуется небольшой продолжительностью контракта (до 3–5 лет) и неполной амортизацией оборудования за время аренды. После истечения срока оборудование может стать объектом нового лизингового контракта или возвращается лизингодателю. Обычно в оперативный лизинг сдается строительная техника (краны, экскаваторы и т. д.), транспорт.

Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта (от 5 до 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Фактически финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки. По истечении срока действия финансового лизингового контракта лизингополучатель может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также купить объект лизинга по остаточной стоимости (обычно она носит чисто символический характер).

Возвратный лизинг заключается в продаже промышленным предприятием части его собственного имущества лизинговой компании с одновременным подписанием договора об его аренде. В такой операции только два участника: арендатор имущества (бывший владелец) и лизинговая компания (новый владелец). Такая сделка дает возможность предприятию получить денежные средства за счет продажи средств производства, не прекращая их эксплуатацию, и использовать их для новых капитальных вложений. Рентабельность данной операции будет тем выше, чем доходы от новых инвестиций больше суммы арендных платежей. Операции возвратного лизинга вызывают уменьшение баланса предприятия, так как они ведут к изменению собственника имущества.

Так как часто лизинговой компании не хватает собственных средств для осуществления лизинговых операций, то она может привлекать их. Такая операция получила название лизинга с дополнительным привлечением средств. Арендодатель берет долгосрочную ссуду у одного или нескольких кредиторов на сумму до 80 % стоимости сдаваемых в аренду активов, причем арендные платежи и оборудование служит обеспечением ссуды.

В последнее время получила распространение практика заключения соглашения между производителями оборудования и лизинговыми компаниями. В соответствии с этими соглашениями производитель от лица лизинговой компании предлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помощью лизинга. Таким образом лизинговая компания использует торговую сеть поставщика, а поставщик расширяет границы сбыта продукции.

По объектам сделок лизинг подразделяется на лизинг движимого и недвижимого имущества. При лизинге недвижимости арендодатель строит или покупает по поручению арендатора и предоставляет ему использование в коммерческих и производственных целях. Контракт заключается обычно на срок, меньший или равный амортизационному периоду объекта, арендатор несет все риски, расходы и налоги во время действия контракта.

По отношению к арендуемому имуществу можно выделить договор чистого лизинга, когда дополнительные расходы по обслуживанию арендуемого имущества берет на себя арендатор, и договор полного лизинга, по которому арендодатель берет на себя техническое обслуживание и другие расходы, связанные с использованием объекта сделки.

По методу финансирования различают срочный лизинг, при котором осуществляется одноразовая аренда, и возобновляемый, при котором договор лизинга продолжается по истечении первого срока контракта.

Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ перед обычной ссудой:

лизинг предполагает 100 %-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно было бы около 15 % стоимости покупки оплачивать за счет собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества лизингополучателю либо позже;

гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Особенно это относится к мелким и средним предприятиям;

лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предлагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге лизингополучатель может рассчитывать на поступление своих доходов и выработать с лизингодателем соответствующую, удобную для него схему финансирования;

риск устаревания оборудования целиком ложится на лизингодателя. Лизингополучатель имеет возможность постоянного обновления своего парка оборудования;

лизингополучатель может использовать сразу гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке. Временно высвобожденные благодаря лизингу деньги он может использовать на другие цели;

преимущества учета арендуемого имущества и др.

Недостатки:

если оборудование взято в финансовый лизинг и оно с течением времени устарело до окончания действия лизингового договора, то лизингополучатель продолжает платить арендные платежи до конца контракта;

в случае выхода оборудования из строя платежи производятся в установленные сроки, независимо от состояния оборудования;

при оперативном лизинге риск устаревшего оборудования ложится на лизингодателя, который вынужден брать за это большую плату с лизингополучателя.

Факторинг – специфический вид банковских услуг, которые предоставляются коммерческими банками или специализированными факторинг-фирмами своим клиентам по выкупу требований (право на получение долгов) с их должников-клиентов и частичной оплате этих долгов (в объеме 70–90 %) еще до наступления срока их оплаты.

Сумма, которая остается (10–30 %), за исключением процентов за услугу, выплачивается клиенту после того, как банки или факторинг-фирмы получат все долги с должников.

Основные преимущества факторинга: уменьшение риска невозврата долгов, сокращение сроков выплаты основной их суммы, следовательно, ускорение кругооборота капитала и др.

Страховая деятельность. Страховая деятельность осуществляется страховыми компаниями (организациями) в соответствии с законодательством и гарантируют страхователям возмещение ущерба при возникновении риска потерь имущества, здоровья, жизни и др. Страхование бывает добровольное (имущественное, личное и др.) и обязательное (медицинское, социальное, транспортное, автогражданской ответственности и др.). Страховая компания дает определенную гарантию страхователю получить компенсацию при наступление риска в их деятельности. Страховое предпринимательство является одним из наиболее рисковых видов деятельности и осуществляется на основе договоров имущественного или личного страхования. По договору страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор, причиненные убытки.

В предпринимательской сфере актуальным является страхование форвардных сделок и фьючерсов от неблагоприятного изменения цен – хеджирование.

Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий (организаций) и индивидуальных предпринимателей. Аудит бывает внутренний и внешний. Этой деятельности присущи признаки: самостоятельность, риск, направленность на систематическое получение прибыли, зарегистрированность. При этом аудиторы должны руководствоваться принципами независимости и конфиденциальности.

Под фондовой биржей понимается организационно оформленный рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения на ценные бумаги. Здесь проводятся котировки их цен.

Консультативное предпринимательство. В настоящее время, когда экономическая ситуация и деятельность отдельных предприятий претерпевают существенные изменения и постоянно возникают новые проблемы, необходимы высококвалифицированные специалисты, которые могут дать советы по проблеме – стратегии развития предприятия. Эти специалисты, дающие советы по вопросам своей специальности, получили название «советующие» (от лат. consultants, consultantis). В зарубежной практике платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг.

Консалтинговые услуги могут осуществляться в виде консалтинговых проектов (выявление проблем, разработка решений и их осуществление) и в форме разовых советов. Консультант должен соответствовать проблеме клиента. Решающим фактором, определяющим престиж консалтинговой фирмы, служит ее успешная, результативная предыдущая деятельность.

Методы консультирования могут быть различными: экспертное (консультант самостоятельно осуществляет диагностику и разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению), процессное (консультант вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения), обучающее (консультант проводит у клиента лекции, семинары, разрабатывает для него учебные пособия, предоставляет всю необходимую информацию для возникновения идей и выработки решений). На практике, как правило, применяется сочетание всех трех методов.

В интересах клиента необходимо применять мониторинг, который поможет определить, в правильном ли техническом направлении идет консультант и обеспечивает ли он нужное количество и качество вводимых ресурсов, каковы отношения с персоналом, является ли консультант настоящим профессионалом и сможет ли он достичь согласованных с ним целей.

1.3. Субъекты предпринимательской деятельности

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) субъектами предпринимательской деятельности могут быть дееспособные физические лица – иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации. Для выполнения уставных положений предпринимательской деятельностью могут заниматься и коммерческие организации.

Физическое лицо – это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью единолично, не принимая статус юридического лица.

В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной за коном экономической деятельности. По статье 60 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности только с 18 лет.

Индивидуальные предприниматели – это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. Физические лица вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только с момента государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Основной чертой, характеризующей индивидуального предпринимателя, является полная имущественная ответственность по всем обязательствам.

К индивидуальным предпринимателям относятся:

индивидуальное предприятие, основанное на частной собственности физического лица и исключительно на его труде;

семейное предприятие, основанное на собственности и труде граждан – членов одной семьи, которые живут вместе;

частное предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина, с правом найма рабочей силы;

глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица (фермер).

Для организации индивидуальной предпринимательской деятельности необходимо выполнить ряд условий.

1. Зарегистрировать предпринимательскую деятельность в государственном органе по месту жительства. Государственная регистрация должна осуществляться регистрирующим органом в день представления документов либо в трехдневный срок со дня получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается (высылается по почте) бессрочное свидетельство о регистрации его в качестве предпринимателя. В заявлении, подаваемом в регистрирующий орган, указываются все виды деятельности, которыми индивидуальный предприниматель будет заниматься и которые не запрещены законодательством. Если впоследствии индивидуальный предприниматель намеревается осуществлять виды деятельности, не зафиксированные в свидетельстве, он обязан осуществить перерегистрацию в установленном порядке. Для занятия определенными видами деятельности индивидуальному предпринимателю необходимо получить лицензию или квалификационный аттестат. Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя оформляется в трех экземплярах, один из которых остается в регистрационном органе, второй выдается предпринимателю, а третий должен быть направлен в налоговый орган по месту жительства физического лица. Это свидетельство необходимо предъявлять по требованию налоговых или иных органов, осуществляющих контроль за предпринимательской деятельностью.

2. Встать на учет в налоговом органе. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) индивидуальный предприниматель должен встать на учет в налоговом органе по месту жительства в течение 10 дней после государственной регистрации. При постановке на учет предпринимателю присваивается идентификационный код налогоплательщика (ИНН). При необходимости налоговый орган выдает индивидуальному предпринимателю справку о постановке на учет в налоговом органе для открытия в банке или ином кредитном учреждении расчетного счета.

3. Открыть в банке расчетный счет.

4. Встать на учет в органах обязательного медицинского страхования.

5. Встать на учет в органах Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР).

6. Получить лицензию на осуществление лицензируемых видов деятельности.

Юридическое лицо – предприятие, организация, учреждение, которое выступает единым самостоятельным носителем прав и обязательств.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ признаки юридического лица состоят в том, что это – организация (организованное объединение лиц), которая:

имеет обособленное имущество;

отвечает этим имуществом по своим обязательствам;

может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;

несет обязанности;

выступает в качестве истца и ответчика в суде;

имеет самостоятельный баланс, смету и открывает собственный расчетный счет в коммерческом банке.

Юридические лица действуют на основании учредительных документов – устава или учредительного договора или того и другого.

Юридические лица могут быть:

коммерческие, основной целью которых является извлечение прибыли из своей деятельности;

некоммерческие, не преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (общественные или религиозные организации; социальные, благотворительные и иные фонды; некоммерческие партнерства и др.).

Организационно-правовые формы – это формы объединения людей для осуществления их хозяйственной деятельности в рамках определенной структуры, имеющие законодательное закрепление этих форм. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности установлены ГК РФ, а механизм создания и функционирования – федеральными законами и подзаконными актами.

К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций:

хозяйственные товарищества и общества;

производственные кооперативы;

государственные и муниципальные унитарные предприятия.

На рисунке 1.1 представлена структура существующих форм организационно-правовой деятельности в предпринимательстве.

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли уставным капиталом.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Их участниками могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности.

Вкладчики (коммандитисты) не имеют право голоса в управлении делами товарищества, но имеют право знакомиться с финансовой деятельностью и получать прибыль в пределах сумм сделанных вкладов.

Хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с уставным капиталом, разделенным на доли учредителей в соответствии с их вкладом. Видами хозяйственных обществ являются:

общество с ограниченной ответственностью (ООО);

общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

акционерное общество (АО).


Рис. 1.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов в предпринимательской деятельности


Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Число участников не должно превышать 50 человек. Учредительные документы – учредительный договор и устав. В том случае, если общество организуется одним участником, его учредительным документом является устав.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью складывается из номинальной стоимости долей его участников. Согласно вступившему в силу 1 января 2009 г. новому закону об ООО, размер уставного капитала общества должен быть не менее чем 10 000 руб. Размер уставного капитала ООО и номинальная стоимость долей участников определяются в рублях. Уставный капитал ООО определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Общество с ограниченной ответственностью учреждается, функционирует и ликвидируется в соответствии с положением, установленным ГК РФ и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество может быть добровольно ликвидировано или реорганизовано по единогласному решению всех участников.

Акционерное общество – организационно-правовая форма функционирования и развития предприятий, компаний, развивающих предпринимательскую деятельность на основе уставного фонда, разделенным на определенное количество акций одинаковой нарицательной стоимости, а участники несут ответственность по обязательствам общества только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество формирует свой капитал путем выпуска и продажи ценных бумаг (акций) с целью получения прибыли. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих акционеров. Акции могут покупаться и продаваться на фондовом рынке, это позволяет перемещать капиталы из неэффективных отраслей в более перспективные.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми:

открытое акционерное общество (ОАО) – общество, которое проводит открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществляет их свободную продажу на фондовом рынке с учетом требований федерального законодательства. Акционеры ОАО могут реализовывать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено. Учредители акционерного общества обязаны сформировать уставный капитал общества, который определяет минимальный размер имущества организации, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного капитала ОАО – 100 000 руб.;

закрытое акционерное общество (ЗАО) – общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (среди работников данной организации). Если в открытом акционерном обществе акции распространяются путем купли-продажи, то в закрытом акционерном обществе – в форме распределения между учредителями, их не могут распространять путем открытой подписки, покупать и продавать на фондовой бирже. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50 человек. В случае превышения указанной численности ЗАО должно в течение года преобразоваться в ОАО. Минимальный размер уставного капитала ЗАО составляет 10 000 руб. Размер уставного капитала и номинальная стоимость акций общества определяются в рублях.

Акции могут быть обыкновенные – с правом голоса на общем собрании акционеров и привилегированными – без права голоса на общем собрании. Владельцы акций имеют одинаковый объем прав, и по этим акциям они получают дивиденды – часть прибыли общества. В ЗАО акционер может усилить свое влияние путем приобретения большого числа акций, называемое контрольным пакетом (50 % плюс 1 акция), что дает ему возможность контролировать общее собрание акционеров.

Значительную роль в экономической системе выполняют кооперативы, которые реализуют в своей деятельности кооперативные принципы. Особое место в предпринимательстве занимают кооперативы производственные, потребительские, сельскохозяйственные, кредитные, жилищные.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 107 ГК РФ).

Производственные кооперативы образуются по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее пяти человек. Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Число членов кооператива, внесших паевой взнос, но не принимающих личного участия в деятельности кооператива не может превышать 25 % числа членов кооператива, принимающих активное трудовое участие в его деятельности. Размер паевого взноса членом кооператива устанавливается уставом и может быть внесен в виде денег, ценных бумаг и иным имуществом, допускаемым законом (природные ресурсы, земля, строения, здания и т. д.). Паевые взносы образуют паевой фонд кооператива, который определяет размеры его имущества и к моменту государственной регистрации кооператива члены кооператива должны внести не менее 10 %. Паевой фонд должен быть сформирован в течение первого года деятельности кооператива.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по долям, в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию только на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В зависимости от прав, предоставляемых учредителем предприятия, унитарные предприятия бывают:

предприятие, основанное на праве полного хозяйственного ведения, которое создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом является устав. Уставный фонд такого предприятия должен быть оплачен полностью до государственной регистрации. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества;

предприятие, основанное на праве оперативного управления, которое образуется по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредительным документом является устав, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Малые предприятия могут создаваться в различных организационно-правовых формах.

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами критериях (показателях). Наиболее общими критериальными показателями являются средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Однако основным показателем является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве, транспорте – 100 человек;

сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60 человек;

оптовой торговле – 50 человек;

розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Малые предприятия могут функционировать в любой отрасли хозяйства, выполнять несколько видов деятельности, самостоятельно выбирать выпускаемую продукцию и распоряжаться прибылью.

Кроме коммерческих организаций существуют и некоммерческие организации, которые не ставят своей целью получение прибыли и распределения ее между участниками. К ним относятся:


потребительские кооперативы – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Размер паевых взносов определяется учредительным документом – уставом. Члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность (ответственность по долгам, когда одно лицо отвечает по долгам другого) по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Полученные доходы от предпринимательской деятельности распределяются между членами потребительского кооператива в соответствии с законом и уставом;


общественные и релъигиозные организации (объединения) – добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей в установленном законом порядке. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Члены общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники и организации не отвечают по обязательствам;


фондом признается не имеющая членства коммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяется уставом, утверждаемым его учредителями. Фонд может быть ликвидирован, если его имущества будет недостаточно для осуществления его целей или в случае уклонения фонда от целей, предусмотренных уставом и т. д.;


учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества;


ассоциации и союзы – объединения, которые могут создаваться по договору между коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности и защиты общих имущественных интересов. Эти объединения являются некоммерческими организациями.

1.4. Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести следующие:

1. Корпорация – организация, созданная для защиты интересов ее участников; может служить формой профессионального объединения или государственного управления. В условиях глобализации создается особый вид международных квазикорпораций – транснациональные корпорации (ТНК).

2. Концерн – форма объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов. Является более «жесткой» по сравнению с другими формами объединения, поскольку часть прав членов концерна делегируется коллегиальному органу управления. Предприятия связаны между собой договорами и капиталом. Каждый из участников номинально сохраняет статус юридического лица, при этом может являться дочерней компанией или филиалом головного предприятия.

3. Картель – форма объединения, основывающегося на соглашении о регулировании вопросов производства и сбыта товаров, найма рабочей силы, образования цен и др. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

4. Консорциум – временное или постоянное образование, возникшее в результате соглашения между несколькими банками или промышленными предприятиями и объединениями для проведения определенных финансовых операций по размещению займов или акций либо осуществление единого проекта с целью получения прибылей.

5. Синдикат – объединение предприятий с целью совместной организации коммерческой деятельности. Входящие в синдикат предприятия сохраняют хозяйственную и юридическую самостоятельность.

6. Трест – форма объединения предприятий, при которой они теряют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность и действуют по единому плану. Для треста характерна высокая степень централизации управления.

7. Финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала нескольких юридически независимых предприятий и организаций, зарегистрированных на федеральном уровне.

8. Холдинг – юридическое лицо, акционерная компания создаваемая крупными предприятиями с целью управления дочерними предприятиями через систему участия, владения контрольным пакетом акций. Различают чистый холдинг, созданный специально для контроля и управления, и смешанный холдинг – для управления и предпринимательской деятельности.

Таким образом, перед объединениями предпринимателей стоит проблема выбора той или иной формы для наиболее эффективного осуществления своей деятельности.

1.5. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательской деятельности

Чтобы предпринимательская деятельность стала эффективной и стабильной, необходимо создать комплекс условий во всех сферах общественной жизни: экономике, праве, социальной сфере и т. д., благоприятствующих развитию этой деятельности.

В экономической сфере к таким условиям относятся:

наличие и разнообразие типов и форм собственности, которые признаны действующим законодательством равноправными и могут конкурировать между собой в борьбе за рынки сбыта, сферы приложения капитала и т. д.;

стабильная, научно обоснованная экономическая политика государства;

государственное регулирование экономики;

рациональная внешнеэкономическая политика, защита отечественного товаропроизводителя;

развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;

наличие и доступность денежных средств;

наличие платежеспособного спроса (возможности покупки тех или иных видов товаров);

наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы;

физическая или географическая обстановка (комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий) и др.

К экономическим условиям примыкают социальные условия формирования предпринимательской деятельности:

приобретение товаров в соответствии с вкусами, модой и нравственно-религиозными нормами;

условия труда и уровень заработной платы;

организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности (подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей, а также преподавателей, готовящих эти кадры);

надлежащий уровень этики и культуры предпринимательства;

создание консультационных центров по вопросам управления предприятиями.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. В число условий сферы права входят:

эффективная и стабильная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность;

развитое антимонопольное законодательство и наличие действенных механизмов его реализации;

эффективная защита интеллектуальной собственности (изобретений, патентов, лицензий и др.);

упрощенная процедура регистрации предприятий;

сокращение форм отчетности и контроля за деятельностью предприятий;

налоговое законодательство, основанное на приоритете стимулирующих принципов.

При наличии указанных условий предпринимательство опирается на определенные принципы деятельности:

свободный выбор деятельности;

привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

самостоятельное формирование своей деятельности, а также выбор поставщиков и потребителей продукции, установление цен;

свободный наем работников;

использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других ресурсов, не запрещенное или неограниченное законодательством;

свободное распоряжение прибылью, которая остается после внесения обязательных платежей;

самостоятельное использование предпринимателем части выручки и т. д.

Для успешной деятельности предпринимателей необходимо создать определенный комплекс перечисленных выше условий, что даст им возможность воплощать в жизнь основные принципы хозяйствования. Каждое предприятие должно при этом строить свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, основными из которых являются самоокупаемость и самофинансирование.

1.6. Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия

Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы и требующих принятия решений, направленных либо на их устранение, либо на приспособление к ним. Устойчивая предпринимательская среда характерна для процедурного бизнеса. Неустойчивость среды интуитивного бизнеса резко сужает возможности для получения предпринимателем прибыли и делает бизнес крайне рискованным.

Всю предпринимательскую среду делят на две части: внутренняя и внешняя.

Внутренней предпринимательской средой фирмы называются ситуационные факторы внутри самой фирмы. Внутренние факторы являются в основном результатом управленческих решений, но не все может контролироваться с помощью управленческих решений. К внутренним факторам относят цели, структуру, технологию и людей.

Под внешней предпринимательской средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать на нее значительное влияние и поэтому требующие управленческих решений.

К факторам прямого воздействия относят следующие.

1. Макроэкономическое состояние экономики:

уровень, структура предложения и спроса на товары;

структура, избыток или недостаток рабочих мест;

объемы, структура доходов населения и фирм;

уровень дохода на инвестиционный капитал, структура спроса и предложения на финансовом рынке.

2. Инфраструктура бизнеса – система институтов и их взаимосвязей, с помощью которых бизнес получает возможность устанавливать деловые взаимоотношения:

производственная инфраструктура – транспортные средства, линии электропередачи, связи и др.;

рыночная инфраструктура – услуги по распределению, реализации, хранению, доставке товаров (оптовые и розничные продавцы, магазины, товарные биржи и система посредников, биржи труда и др.);

финансовая инфраструктура – оказание финансовых услуг, банки, кредитные, инвестиционные учреждения, страховые компании;

информационная инфраструктура – система учреждений, оказывающих услуги по сбору и предоставлению специализированной информации, консалтинговые, аудиторские, инжиниринговые фирмы; маркетинговые исследования юридические).

К факторам косвенного воздействия относятся:

политика государства. На условия ведения предпринимательской деятельности большое влияние оказывают изменения в политике государства. Особенно важными являются налоговая, денежно-кредитная политика, политика поддержки предпринимательства и т. д.;

социально-культурная среда. К социальной инфраструктуре относят систему образования, сложившиеся в экономике модели поведения хозяйствующих субъектов, образ жизни. Большую роль играют также нравственные и религиозные нормы, отношение населения к работе и т. д.;

правовая среда. Является важным фактором, обеспечивающим условия функционирования предпринимательской деятельности. Она включает в себя законы, регулирующие предпринимательскую деятельность; процессуальные механизмы реализации законов; особенности неформальных, традиционных норм права бизнеса.

В предпринимательской среде основным участником является предприниматель. В практике известны различные типы предпринимателей, рассмотрим их.

Единоличный предприниматель – создатель и руководитель собственного дела. Он, как правило, сочетает в одном лице и предпринимателя, и собственника, и менеджера. Такой тип предпринимателей типичен для периода интуитивного бизнеса. В развитых рыночных экономиках предприниматели-одиночки сохраняются в рамках малого бизнеса, людей, самостоятельно организующих небольшое семейное дело, людей свободных профессий (адвокаты, консультанты). В таблице 1.1 представлены сильные и слабые стороны единоличного предпринимателя.


Таблица 1.1. Сильные и слабые стороны единоличного предпринимателя


В периоды появления новых отраслей бизнеса и переломные моменты развития процедурного бизнеса потребность в таком типе предпринимателя возникает в рамках процедурного бизнеса. К такому типу предпринимателей можно отнести Генри Форда, создавшего массовый автомобиль, Билла Гейтса, который стоял у истоков современных компьютерных программных продуктов.

Предприниматель-менеджер в рамках большой организации. Это типичный предприниматель периода рационального бизнеса. Как правило, он не является собственником фирмы. По своему положению он близок менеджеру, работающему за вознаграждение. Прибыль для него является вознаграждением за принятие на себя риска. Предприниматель такого типа работает в команде других менеджеров-предпринимателей с жестким разделением труда. Широкую известность получил опыт Ли Яккоки, предпринимателя-менеджера, занимавшегося реорганизацией компании «Крайслер». Придя на работу в эту компанию, он определил размер своего жалованья в один доллар в месяц. В качестве вознаграждения в случае успеха ему был установлен бонус как процент от прибыли. К концу года его доход составил один миллион долларов. У этого типа предпринимателей есть свои сильные и слабые стороны (табл. 1.2).


Таблица 1.2. Сильные и слабые стороны предпринимателя-менеджера


Определенные экономические черты модели предпринимателя задают требования к социально-психологическим особенностям людей, которые обеспечивают предпринимательский успех. Например, социально-психологический портрет типичного предпринимателя, по мнению австрийского и американского ученого-экономиста, социолога и историка экономической мысли Й. Шумпетера, представляет собой:

особый взгляд на вещи, воля и способность выделять наиболее важные моменты действительности и реально их оценивать;

способность идти в одиночку, не боясь неопределенности и возможного сопротивления;

способность воздействия на других людей (иметь авторитет и уметь заставить повиноваться).

К основным чертам современного предпринимателя относят:

новаторство;

способность к обоснованному риску;

информированность, образованность;

способность систематически наблюдать и планировать;

целеустремленность (уверенность в себе, способность убеждать других);

способность работать в коллективе (способность устанавливать связи, вовлеченный в рабочие контакты, ответственный человек).

Существуют значительные различия в психологических и личных характеристиках предпринимателей. Во многом это определяется уровнем развития рыночной системы и бизнеса. Определенный отпечаток накладывают и традиции предпринимательства.

1.7. Проблемы функционирования и развития малого и среднего предпринимательства

В Российской Федерации предприятия малого и среднего бизнеса сталкиваются с большими трудностями. К основным проблемам предприятий можно отнести следующие.

1. Финансирование. Развитие малого бизнеса затруднено в первую очередь вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса:

профессиональные инвесторы не могут финансировать малый бизнес, так как стоимость транзакции по финансированию предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно оставляет более 200 тыс. дол., что существенно превышает потребность в финансировании малого предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс. дол.;

масштабы малого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;

банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;

лизинг технологического оборудования также малодоступен как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20–30 % от стоимости оборудования. Одним из распространенных источников финансирования малого бизнеса в развитых странах является франчайзинг (Mac Donalds, печать и фото-сервис Kodak или Fuji, сети заправочных станций), когда предприниматель приобретает не только технологию, но также торговую марку и типовые стандарты ведения бизнеса, которые помогают действовать, не совершая типичных для новичков ошибок;

недоступность финансирования для малых предприятий приводит к криминализации малого бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры.

2. Низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой:

многие предприниматели терпят неудачу из-за отсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом;

представители малого бизнеса обычно имеют недостаточные знания в области финансов и бухучета, что приводит к ошибкам, а часто и к нарушениям.

В свою очередь малый бизнес в Российской Федерации обладает некоторыми отличительными особенностями от предпринимательства за рубежом. Наиболее значимыми из них являются:

совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на конкретную продуктовую модель развития;

стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга;

общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;

неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Поддержка малого бизнеса должна осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;

создание льготных условий использования субъектами малого бизнеса государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого бизнеса, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого бизнеса, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

После того как мы проанализировали основные проблемы в предпринимательстве и их причины, можем сделать вывод о необходимости точного определения причин конкретной проблемы и ее зависимости от финансово-хозяйственного положения предприятия (компании) в целом. Причины возникновения проблем в предпринимательстве представлены в табл. 1.3.


Таблица 1.3. Причины возникновения проблем в предпринимательстве


Окончание


Практика предпринимательской деятельности с российскими и иностранными компаниями подтверждает принципиальную необходимость ведения постоянного мониторинга текущей деятельности предприятия.

Создание системы адекватного управленческого учета с точки зрения оперативности и полноты получаемой информации является другим необходимым условием постоянного мониторинга состояния компании. Такая система позволит руководству компании получать информацию в таком формате и объеме, которые необходимы:

для своевременной диагностики причин проблемы;

для выработки точного плана своевременного исправления этой проблемы.

Основным фактором, оказывающим влияние на процессы становления партнерства, барьерных ограничений, взаимодействия бизнес-структур, является государство, ему принадлежит приоритетная роль в социализации производственных отношений с учетом требований социально-этической концепции маркетинга.

Среди наиболее значимых барьеров, препятствующих реализации социальной концепции бизнеса, можно назвать экономические (налоговая, кредитная, инвестиционная политика). Их влияние выражается в неплатежах, ограничениях по спросу, в высоком уровне инфляции, финансовой нестабильности. Наиболее значимые ограничения в предпринимательстве приведены в табл. 1.4.


Таблица 1.4. Виды ограничений в предпринимательстве


Существенными являются также административные барьеры (нормативно-правовые), что для отечественных производителей выражается в системе регистрации, порядке ввоза, квотировании.

Далее необходим анализ организационных барьеров, связанных с недостаточной развитостью рыночной инфраструктуры, относительно низким уровнем организованности и открытости рынка капитала, инвестиционных товаров и технологий. Барьеры структурного характера возникают вследствие создания альянсов между уже существующими структурами в результате их вертикальной и горизонтальной интеграции. И наконец, барьеры неформального характера, которые обусловлены недобросовестной конкуренцией и криминальными факторами.

Основные систематизированные факторы привлекательности российского рынка, которые способствуют его развитию и которые можно использовать в качестве стимулов социальной реструктуризации, показаны в табл. 1.5.


Таблица 1.5. Систематизированные факторы привлекательности российского рынка


Окончание


Способность руководства предприятий к постоянному мониторингу и не только приносит положительный эффект для текущего управления, но и приводит к повышению степени доверия к этой компании со стороны основных заинтересованных сторон – помимо акционеров, это прежде всего кредиторы и потенциальные инвесторы/партнеры.

Предпринимательский успех зависит от многих факторов. К ним относятся разработка обоснованного бизнес-плана, внедрение новых технологий, предвидение рисков, организация работы коллектива, предпринимательский талант руководителя, продуманные и своевременные управленческие решения.

При разработке и принятии управленческих решений предприниматель должен прежде всего реализовывать цели фирмы. Обобщенной характеристикой решения является его эффективность, т. е. достижение цели. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.

При приятии рационального предпринимательского решения можно выделить следующие этапы:

определение проблемы;

формулировка ограничений и критериев принятия решения;

определение альтернатив;

оценка альтернатив;

выбор альтернативы;

реализация и контроль за выполнением решения.

Следует также обратить внимание и на то, что результаты всех этапов разработки и принятия решений в значительной мере зависят от личности того или тех, кто участвовал в их подготовке. Руководители по-разному реагируют на существование и серьезность проблемы и диагностируют ее. Это, в частности, зависит от места работы, должности, опыта, личных пристрастий, сложившихся в коллективе отношений.