Глава II. Понятие и виды охранительной функции уголовного права
2.1. Понятие охранительной функции уголовного права
1. В философии под функцией понимается отношение двух (групп) объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого. Применительно к социологическим явлениям функция определяется как «роль, которую определенный социальный институт (или частный социальный процесс) выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов. Например, функции государства, семьи, искусства и т. д. относительно общества».[27]
Из приведенного определения следует, что составить представление о функции того или иного явления можно лишь при использовании системного подхода к его изучению.
Как обоснованно отметил Д. А. Керимов, системный подход к познанию явлений ориентирует любое исследование, во-первых, на обнаружение составных частей (компонентов, элементов) системной целостности; во-вторых, на выделение специфических качеств каждой из частей; в-третьих, на аналитическое изучение связей, отношений и зависимостей частей между собой; в-четвертых, на обобщение частей в их качественной определенности и взаимодействии, раскрывающем свойства системы как единого целого; в-пятых, на познание функционального назначения, роли и эффективности воздействия системы (и каждый ее части) на среду и обратного воздействия среды на систему.[28]
Из приведенных определений функции и требований системного подхода к изучению явлений следует, в частности, что функция социального института – это роль, которую он выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации, и что исследование функций социального института предполагает такое обобщение всех элементов системы, которое, во-первых, раскрывает присущую ей качественную определенность и, во-вторых, позволяет обнаружить функциональное назначение как системы в целом, так и каждой из составляющих ее частей.
2. Для того чтобы понять, что представляет собой функция уго ловного права, необходимо прежде всего выяснить, в какой системе она находит свое проявление.
По нашему мнению, она находит выражение в системе, структурными элементами которой являются, с одной стороны, уголовное право как совокупность определенного рода правовых норм, а с другой – общественно опасное поведение людей, причиняющее ущерб утвердившимся в обществе общественным отношениям.
Такое поведение оказывает воздействие на уголовное право и вызывает с его стороны ответную реакцию. Функциональное взаимодействие между ними формирует качественную определенность указанной системы – ее способность обеспечить охрану общественных отношений от преступных посягательств.
3. Понятие функции уголовного права основывается не только на философском представлении о функции, но и на ее общеправовой трактовке.
В общий теории права при анализе правовой функции внимание сосредотачивается на той роли, которую она выполняет в системе общественных отношений.
Так, по мнению Ю. Г. Ткаченко, под функциями права следует понимать конкретную роль (действие) права по организации общественных отношений.[29] С. С. Алексеев говорит о функциях права как о направлениях правового воздействия, выражающих роль права в организации (упорядочении) общественных отношений.[30] Т. Н. Радько, обобщив различные представления по этому вопросу, пришел к выводу, что в конечном счете под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое вместе взятые.[31]
Попытку раскрыть внутренне содержание правовой функции предпринял в свое время В. Г. Смирнов. Он писал: «… понятие “функция права” синтезирует задачи и способы регулирования общественных отношений… определяет в единстве цели и методы их регулирования. Но поскольку задачи и методы правового регулирования не могут быть поняты без уяснения структуры и содержания предмета, на который воздействует право, постольку понятие функции права фактически отражает в совокупности предмет, задачи и метод регулирования. Таким образом, здесь мы сталкиваемся с понятием, которое в единстве выражает социальное назначение правового регулирования (из него выводятся задачи) и метод регулирования (он определяется предметом и задачами регулирования)».[32]
Рассмотрение функции права как с внешней стороны, т. е. с учетом той роли, которую она выполняет во взаимодействии с общественными отношениями, так и с ее внутренней стороны, принимая во внимание предмет, задачи и метод осуществления ею правового регулирования, заслуживает полной поддержки. Однако соображения, высказанные В. Г. Смирновым, по нашему мнению, нуждаются в некотором уточнении.
Не следует объединять во внутренней структуре правовой функции разноплановые явления – задачи правового регулирования (субъективный элемент) и метод правового регулирования (объективный элемент). Воздействие права на систему общественных отношений – объективный процесс, поэтому во внутреннем содержании функции надо различать направленность правового воздействия и метод его осуществления. По задачам, стоящим перед той или иной отраслью права, можно судить о направленности правового воздействия, но включать их в содержание функции права, по нашему мнению, не следует.
Таким образом, функция права – это социальная роль, которую оно выполняет в организации (упорядочении) общественных отношений, определяемая направленностью и методом их правового регулирования.
4. Функции уголовного права в общий теории права и в уголовно-правовой литературе рассматриваются с различных позиций.
В общей теории права правовые функции обычно подвергаются анализу в связи с классификацией отраслей права. При этом отмечается, что такая классификация проводится по предмету правового регулирования с учетом в необходимых случаях и метода правового регулирования. В связи с характеристикой последнего и возникает вопрос о функции права. Эти функции в свою очередь подразделяются по способу воздействия на общественные отношения. В большинстве случаев он состоит в определении прав и обязанностей субъектов общественных отношений, но в отдельных случаях выражается в государственно-принудительном воздействии на лиц, совершивших правонарушения. Этот последний вид способа воздействия права на общественные отношения, присущий, в частности, уголовному праву, дал основания для выделения охранительной функции правовых норм.
С. С. Алексеев в связи с этим пишет: «… особый метод регулирования рассматривается ныне большинством авторов в качестве главного юридического критерия деления норм права на отрасли. Специфика в приемах регулирования свойственна и другим подразделениям правовой системы. Например, даже различия между регулятивными и охранительными нормами заключаются в способе воздействия на поведение людей: регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов, охранительные – предусматривают меры государственно-принудительного воздействия на правонарушителей».[33]
В связи с тем, что нормы уголовного права по мнению представителей общей теории права не устанавливают прав и обязанностей субъектов общественных отношений, а предусматривают государственно-принудительное воздействие на правонарушителей, общая теория права исходит из того, что уголовное право выполняет лишь охранительную функцию.
В уголовно-правовой литературе вопрос о его функциях рассматривается главным образом при анализе предмета правового регулирования.
Обычно авторы не ограничиваются выделением одной функции. Чаще всего основной называется охранительная функция, под которой понимается функция, осуществляемая в форме уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с совершением преступлений и наделяющих субъектов правоотношений определенными правами и обязанностями.[34] Что касается выделения других функций уголовного права, то у различных авторов этот вопрос решается по-разному.
Так, А. В. Наумов считает, что второй разновидностью отношений, которые входят в предмет уголовного права, являются отношения, связанные с удержанием лица от совершения преступления посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах: «Уголовный запрет, – пишет он, – налагает на граждан обязанность воздерживаться от совершения преступления и потому призван регулировать поведение людей в обществе».[35] Третья разновидность общественных отношений, входящих в предмет уголовного права, по его мнению, регулируется уголовно-правовыми нормами, которые наделяют граждан правами на причинение вреда при защите от опасных посягательств при необходимой обороне, а также при крайней необходимости и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния.[36] Хотя во всех этих случаях А. В. Наумов прямо о функциях уголовного права не говорит, они при этом несомненно имеются в виду.
Близкую позицию по этому вопросу занимает Б. В. Яцеленко, который, однако, считает, что «помимо охранительных и регулятивных уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с причинением вреда при необходимой обороне, крайней необходимости и задержании лица, совершившего преступление, предмет уголовно-правового регулирования образует еще одна группа отношений – регулятивные уголовно-правовые отношения, возникающие из совершения общественно опасного деяния невменяемым и применения к нему принудительных мер медицинского характера».[37]
По нашему мнению, те виды общественных отношений, которые, как считает А. В. Наумов, составляют предмет уголовно-правового регулирования, являются показателем осуществления уголовным правом охранительной функции как функции, которая в наиболее полном виде выражает его социальное назначение. В то же время они могут быть учтены при классификации видов охранительной функции.
Что касается приведенных соображений Б. В. Яцеленко, то, по нашему представлению, они, во-первых, недостаточно полно отражают функциональные взаимосвязи уголовного права с общественными отношениями, так как не учитывают воздействие уголовного права на поведение неустойчивых в социальном отношении лиц, путем угрозы наказанием за совершение преступных деяний, во-вторых, без достаточных оснований включают в предмет уголовно-правового регулирования отношения, возникающие из совершения общественно опасного деяния невменяемым. Уголовное право регулирует только такое поведение, которое находится под контролем сознания человека.
А. И. Коробеев считает, что уголовное право осуществляет охранительную и регулятивную функции. При этом под первой он понимает функцию охраны общественных отношений от преступных посягательств, а под второй – ту, которая регулирует отношения, возникающие между государством и гражданами в результате совершения последними общественно опасных деяний. Эти отношения, по его мнению, и составляют содержательную сторону регулятивной функции уголовного права. Автор не выделяет самостоятельной функции, регулирующей отношения, возникающие с причинением вреда при необходимой обороне, крайней необходимости и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния. В остальном же (если не обращать внимания на различия в наименовании функций) его взгляды совпадают с позицией А. В. Наумова и Б. В. Яцеленко.[38]
Своеобразная точка зрения о функциях уголовного права высказана В. С. Прохоровым, Н. М. Кропачевым и А. Н. Тарбагаевым.
Рассматривая проблему в плоскости уголовно-правовых отношений, они утверждают, что основной вид выделяемых ими правоотношений – регулятивные – возникают в момент наступления условий, предусмотренных гипотезой нормы уголовного права (например, при вынесении судом решения об уплате средств на содержание нетрудоспособных родителей – условии уголовной ответственности за злостное уклонение лица от уплаты таких средств, при возникновении опасности для жизни человека как условии возможного совершения преступления в виде оставления лица в опасном для жизни состоянии и т. п.). Фундаментальная роль этих правовых отношений, считают авторы, состоит в общем предупреждении преступлений путем воздействия уголовно-правовой нормы на сознание человека, обеспечивающего в конкретной ситуации правомерное поведение лица путем воспитания у него убеждения в необходимости поступать так, как предписывает закон, или путем угрозы наказанием. Другой вид правоотношений – охранительные – возникают, по их мнению, в момент совершения преступления. Называя эти отношения «ремонтно-восстановительными», они видят их фундаментальную роль в регулировании отношений между гражданином (преступником) и государством, а также в охране общественных отношений от новых преступлений и в восстановлении нарушенного правопорядка.[39]
Своеобразие этой точки зрения состоит прежде всего в особом взгляде авторов на момент возникновения правовых отношений, называемых ими регулятивными. Он неубедителен, так как условия уголовной ответственности указаны лишь в отдельных нормах уголовного права, а утверждение о том, что «роль гипотезы выполняют почти все положения статей Общей части УК»,[40] является слишком общим, неконкретным. Создается впечатление, что такая сложная конструкция правового отношения понадобилась авторам только для того, чтобы общепредупредительное воздействие норм уголовного права не оказалось вне рамок правового отношения, без которых функция уголовного права осуществляться не может.
Конечно, не все авторы рассматривают проблему функций уголовного права в связи с предметом уголовно-правового регулирования и уголовно-правовыми отношениями лиц.
Только в особенностях метода правового регулирования видит специфику функции уголовного права Б. Т. Разгильдиев. Он считает необходимым отграничивать функцию уголовного права от стоящих перед ним задач. Охранительная функция, считает он, это не функция, а задача уголовного права. Уголовно-правовая функция, по его мнению, – «это регулятивно-обязывающее воздействие системы уголовно-правовых норм на физических лиц, соответствующих определенным требованиям, для достижения задач, стоящих перед уголовным правом».[41]
Общим недостатком всех приведенных здесь представлений о функциях уголовного права является то, что они классифицируются или по предмету (А. В. Наумов, Б. В. Яцеленко, А. И. Коробеев, В. С. Прохоров, Н. М. Кропачев, А. Н. Тарбагаев) или по методу (Б. Т. Разгильдиев) правового регулирования.
Ни тот, ни другой критерий классификации не соответствует стоящим перед ней задачам. Классификация функций уголовного права не самоцель, она должна раскрыть их социальное назначение.
Между тем разграничение как по предмету, так и по методу правового регулирования этих задач не решает.
Классификация функций по предмету регулирования не отвечает на вопрос о их социальной направленности. Общественные отношения могут регулироваться в разных направлениях. В этом легко убедиться, например, при сравнении действующего российского уголовного права с российским уголовным правом советского периода.
Не раскрывает социальной направленности уголовного права и метод, с использованием которого оно регулирует общественные отношения.
Необходимо обратить внимание и на другую серьезную ошибку, которая часто допускается при разграничении функций уголовного права: не выдерживается правило единого критерия классификации. Это особенно заметно при делении функций на охранительную и регулятивную: охранительная функция выделяется по ее социальной роли, а регулятивная – по методу правового регулирования.
Общая теория права по предмету и методу правового регулирования проводит классификацию отраслей права. Это не вызывает никаких возражений. Основным критерием классификации в данном случае является предмет правового регулирования, а дополнительным – метод правового регулирования.[42]
Классификация функций уголовного права преследует иные цели. Смысл их выделения состоит в том, чтобы указать на те результаты, которые достигаются в процессе их осуществления. Поэтому классификация функций уголовного права должна производиться по их социальной направленности.
5. Есть основания считать, что российское уголовное право осуществляет охранительную функцию. Регулятивной функции уголовное право не выполняет. Регулирование общественных отношений – не функция, а способ ее осуществления, который может быть направлен на достижение разных результатов в зависимости от того, какие задачи поставлены перед уголовным законодательством. Функцией же уголовного права может считаться только такое его воздействие на общественные отношения, которое обладает совершенно определенной социальной направленностью.
Любую правовую функцию характеризуют: 1) социальная направленность, 2) методы правового регулирования и 3) социальные результаты ее осуществления.
1) Функциональная направленность российского уголовного права видна из тех задач, которые ставит перед собой наше действующее уголовное законодательство.
В ч. 1 ст. 2 УК РФ сказано: «Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений».
Из приведенной формулировки следует, что социальная направленность российского уловного права состоит в охране от преступных посягательств личности, общества и государства. Специальное указание в ней на предупреждение преступлений не означает, что оно составляет самостоятельную задачу Уголовного кодекса. Охрана общественных отношений осуществляется и предупреждением преступлений. Выделяя среди задач Уголовного кодекса предупреждение преступлений, законодатель указывает на то, что российское уголовное право ставит перед собой задачу охраны общественных отношений не только путем применения уголовной ответственности, но и путем предупреждения преступлений.
Слово «охрана» является производным от слова «охранять», что значит «оберегать, относиться бережно, стеречь».[43] Таким образом, охрана – это поддержание чего-либо в том виде, в каком оно существует. Выполнить эту задачу можно путем предупреждения неблагоприятного воздействия на объект охраны, а также путем устранения того ущерба, который был ей нанесен, если неблагоприятное воздействие на него все-таки состоялось.
По мнению Т. Н. Радько, «охранительная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу». Специфика этой функции, пишет он, состоит, во-первых, в том, что она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, в том, что она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; в-третьих, в том, что является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве, так как способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.[44] Все сказанное Т. Н. Радько представляется вполне обоснованным и, по нашему мнению, полностью относится к охранительной функции уголовного права.
Конец ознакомительного фрагмента.