Вы здесь

Правоведение. Раздел 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (Р. Т. Мардалиев, 2010)

Раздел 1

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1. Вводная часть

Понятие теории государства и права (ТГП), ее объект и предмет

Как известно, в зависимости от объекта выделяют три вида наук: технические, естественные и гуманитарные. Теория государства и права, как и правоведение в целом, относится к гуманитарным. Ее объектом являются государство и право, а также государственно-правовые явления, предметом – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

ТГП изучает и вопросы, характеризующие государство с точки зрения его формы, функций, и понятие правосознания и его проявления, и многие другие отношения и закономерности развития общества. Этот предмет является категорией динамичной, постоянно меняющейся, содержащей в себе не только теорию государства и права, но и социологию права, философию государства и права и т. д.

Выделяют следующие особенности теории государства и права:

♦ является ведущей среди остальных юридических наук и дает им методологию и терминологию, что способствует их единству;

♦ выступает вводной наукой в системе юридических наук;

♦ является обобщающей наукой, которая изучает государство и право в целом, а не в отдельных его проявлениях, в отличие, скажем, от экономики.

Функции теории государства и права

Под функциями следует понимать основные направления исследовательской деятельности. В связи с этим принято выделять следующие функции теории государства и права, да и всего правоведения:

онтологическая (онтология – учение о бытие) – выражается в нахождении и исследовании материала о государственно-правовых явлениях, его систематизации и анализе;

гносеологическая (гносеология – учение о познании) – связана с познанием сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений;

эвристическая – означает, что теория государства и права, да и право в целом, не только познает бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях, присущие разным государствам, обществам на разных исторических этапах;

прогностическая (предсказательная) – ТГП, основываясь на научных данных, способна прогнозировать развитие государства и права в будущем, определять проблемы, которые могут возникнуть в процессе этого развития;

методологическая – означает, что ТГП разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений, которая заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками;

прикладная (политическая) – заключается в консультировании политиков, практиков, разрабатывающих и принимающих законодательство (например, депутатов парламентов). Выражается в создании рекомендаций для различных сфер государственно-правовой деятельности;

учебная – данная функция обеспечивает общетеоретическую подготовку учащихся.

Методология теории государства и права

Методология – это совокупность методов, применяемых в той или иной науке. Поэтому в теории государства и права (в правоведении в целом) методом является совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается государство и право. Следует акцентировать внимание на том, что в праве методология складывается из трех составляющих.

Философские (общие) методы, которые охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Среди них выделяют:

● метод идеализма. Его сторонники связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Но главное, из чего они исходят, – развитие государства и права определяют не внешние факторы, а внутреннее духовное начало. Отличительной чертой этого метода является изучение духовной составляющей общества, а экономическая же – не приоритетна;

● метод прагматизма. Является разновидностью идеализма. Он появился в XX в. Смысл этого метода в том, что понятие научной истины неуловимо, истина – это все то, что приносит успех, что доказало свою эффективность. В государственно-правовой сфере он получил широкое распространение на Западе;

● метод интуитивизма. Исследователь, в том числе и правовед, может действовать только под влиянием внутреннего вдохновения;

● аксиологический метод. Он заключается в анализе государства и права как специальных ценностей, которые регулируют поведение отдельных личностей;

● диалектико-материалистический метод. На практике он показал свою нежизнеспособность, ставя на первое место экономический фактор и недооценивая духовный, политический и правовой. Сторонники этого метода настаивали на том, что мир познаваем.

Общенаучные методы применяются на отдельных стадиях научного познания:

● метод анализа и синтеза. Состоит в том, что единое целое делят на составляющие и анализируют их (например, в системе права того или иного государства выделяют отрасли, подотрасли, институты, отдельные нормы). Синтез – это изучение конкретного явления в единстве всех его составных частей;

● метод историзма. Государственно-правовая действительность со временем меняется, развивается, следовательно, и изучаться она должна в соответствии с этими изменениями, с учетом эволюции государства и права;

● системный метод. Он изучает государство и право с позиций их системности;

● функциональный метод. С его помощью определяют функции государства и права, их отдельные элементы.

Частнонаучные методы используются лишь в рамках определенной науки. Например, перечисленные ниже методы могут применяться только в рамках юридических наук:

● конкретно-социологический метод включает сбор, анализ и обработку правовой информации, выявление социальной обусловленности юридических норм и престижа права в обществе;

● сравнительно-правовой метод. Он основан на сравнении чего-либо правового с чем-либо таким же правовым. Иными словами, рассматриваемые величины должны быть юридическими и, кроме того, равнозначными. Можно сравнивать конституции Франции и США, правовые институты, действующий закон с предыдущим, правовые системы современности, но никак нельзя французскую конституцию и нормы первобытного общества: они несопоставимы;

● формально-юридический метод. Он позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, юридическую практику и т. д.;

● статистический метод. С его помощью производится анализ количественных показателей. Он используется для правовых явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью. Например, анализ количества лиц и организаций, уклоняющихся от уплаты налогов, осуществляемый при разработке новой налоговой системы или при внесении изменений в соответствующий закон;

● метод моделирования предполагает создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляцию ими;

● метод социально-правового эксперимента включает создание в экспериментальном порядке государственно-правовых явлений и проверку их действенности в конкретных условиях.

Взаимодействие права с гуманитарными науками

Правоведение и, в частности, его теоретическая часть – теория государства и права – довольно тесно взаимодействуют с иными гуманитарными науками. Это обусловлено тем, что объектом их изучения является общество и различные стороны его жизни. Поэтому у данных наук часто пересекаются как предмет и объект, так и цели и задачи. А вот метод у них в большей степени различается.

Итак, право взаимодействует со следующими науками:

♦ философией. Она изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления, выявляет положение государственно-правовой надстройки в эволюции социума в целом. Ее выводы заимствуются всеми иными науками;

♦ экономическими науками. Они изучают лишь экономическую составляющую государства и общества, но экономические законы немыслимы без юридических, в которых и воплощены основные направления экономической жизнедеятельности социума;

♦ социологией. В своей исследовательской деятельности она затрагивает такие важные институты общества, как государство и право, но лишь их социальные аспекты, игнорируя юридические. Но эта наука также дает пищу для права: как для теоретиков, так и для практиков, разрабатывающих и принимающих законы в законодательных органах власти;

♦ политологией. Она изучает политические системы, взгляды, теории, сознание общества. Право нуждается в политологии для характеристики взаимодействия государственных (например, органов государственной власти) и негосударственных институтов (например, общественных организаций и движений). Данная наука заимствует у права сведения о механизме и функциях государства. Иными словами, политология изучает взгляды, а право способствует созданию механизма их воплощения в жизнь или как минимум доведению их до сведения общества;

♦ психологией. Она изучает механизм регулирования поведения личности, следовательно, предоставляет факты, влияющие на мотивы поведения лиц, а также общественных групп, соблюдающих и реализующих правовые нормы.

1.2. Происхождение государства и права

Организация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе

Всю историю человечества можно разделить на два больших этапа: догосударственное (первобытное) и государственно-организованное общество. В догосударственном обществе можно проследить эволюцию социальной организации:

♦ первобытное стадо – возглавлялось советом и вождем, причем последний приобретал всю полноту единоличной власти в военное время;

♦ родовая община – управлялась старейшиной и советом общины, однако на время войны избирался вождь;

♦ племя – это уже результат объединения родовых общин. Им управляли совет во главе со старейшиной и вождь в военный период, который занимал все больше времени. Поэтому власть вождя стала непререкаемой;

♦ племенной союз – результат объединения племен. Образовывается совет вождей во главе с вождем всего племенного союза.

Эти стадии объединяло то, что все должности были выборными и сменяемыми. На первых порах они никак не поощрялись материально, а обладатели имели лишь повышенный авторитет. Однако позднее, на стадии разложения первобытного общества, вожди племенных союзов и их ближайшее окружение оказались в более выгодном положении, присваивая себе большую часть военной добычи. Именно тогда на Востоке появились предпосылки образования государства, основанного на единоначалии и авторитарной власти.

В догосударственном обществе социальная власть существовала в форме потестарной власти (то есть носила анонимный характер) и осуществлялась всеми главами рода без создания специальных органов. Яркий пример тому – военная демократия, когда вождя избирал совет племенных вождей. Бюрократия как таковая отсутствовала. Она появилась только со времени усиления функций вождя и трансформации его в правителя, нуждающегося в советниках и наместниках.

В первобытном обществе нормативное регулирование в нашем привычном представлении отсутствовало. Его систему можно представить как две группы средств:

♦ ненормативные (побуждение). Они состояли в убеждении в выгодности определенного поведения, основывались на авторитете лидера (вождя или старейшины), а также на кровно-родственных связях. Кроме того, между племенами и союзами существовал принцип талиона («око за око, зуб за зуб»), иными словами, кровная месть;

♦ нормативные (принуждение) – насилие в форме санкций. Но это не были правовые нормы, привычные для нас, скорее мононормы (единые, нерасчлененные), содержащие в себе начала морали и религии, а также общепринятые представления о жизни. Они обуславливались спецификой первобытного общества (неразделимостью личного и общественного, прав и обязанностей), а поэтому носили универсальный характер, то есть подходили на все случаи. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов. С точки зрения обязательности исполнения можно выделить две группы мононорм:

● нормы-запреты (табу): запрещали что-то делать, а в случае их нарушения обещали покарать провинившегося;

● нормы-ожидания: формировали у индивида установку на положительное поведение и не содержали строгих санкций. Они существовали в форме легенд и мифов о каком-либо из предков, героизирующих их истинные или чаще всего вымышленные поступки, что позволяло формировать систему ценностей племени.

Основные пути возникновения государства

Государства формировались в различных условиях и на разных этапах исторического развития человечества. Однако можно выделить три группы в зависимости от способа разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и создания публичной политической власти.

Самый ранний тип государства – восточный. Он наиболее тесно связан с первобытным обществом, как бы «вырос» из него. Значительно позже, в античные времена, возник западный тип, основанный на господстве частной собственности. Последним появился так называемый синтезный тип, соединяющий в себе черты западного и восточного, но имеющий и свою специфику.

Восточный путь возникновения государства. Как было сказано выше, сюда относят наиболее древние государства: Древний Египет, Месопотамию и др. Они возникли вследствие разложения первобытных отношений. Роль вождя постепенно повышалась. Именно ему и близким к нему людям начали доставаться основные богатства, добытые в войнах и походах. Отсюда происходит окончательная и бесповоротная ликвидация первобытного равенства. Окружение вождя превращается в знать. Возникает необходимость в новых, более жестких формах управления обществом.

Непосредственной предпосылкой (поводом) к возникновению государства на Востоке явилась необходимость вести масштабные работы (в Египте это были ирригационные работы в долине Нила), в частности их организовывать. Вождь превращается в монарха (фараона, царя и т. п.), а его окружение – в управленцев, быстро разрастается управленческий аппарат.

Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами и распределением продуктов. Именно они во главе с монархом и представляют государство, которое становится организатором масштабных работ. Причем вся собственность принадлежит монарху. Ею он делился с теми, кто ему служил. Подавляющее же большинство населения ничего не имело и было вынуждено работать на государство. Кроме того, сохраняются сельские общины, что тоже делало невозможным существование частной собственности.

Таким образом, можно сформулировать основные черты восточного государства:

♦ господство государственной собственности, причем единственным собственником долгое время выступал монарх;

♦ как следствие – низкий уровень развития орудий производства;

♦ неспособность общества к модернизации;

♦ огромная роль государственного аппарата;

♦ социальная дифференциация, происходящая на основе политического неравенства, положения человека в системе власти. На Востоке власть давала и до сих пор дает и богатство, и влияние;

♦ высокий уровень коррупции и злоупотребления властью, поскольку она не подконтрольна ни собственникам, которых нет (собственник лишь один – государство), ни тем более большинству населения, вообще лишенного собственности на средства производства.

Многие из этих черт до сих пор сохраняются в странах Ближнего и Среднего Востока, которые, в отличие от Японии и других стран Дальнего Востока, не прошли западную модернизацию в XX в. Несмотря на то что в этих мало изменившихся за много тысячелетий государствах приняты конституции, новые законы и избираются президенты, общественные отношения мало отличаются от тех, которые имели место в период их становления. Поэтому их принято называть традиционным обществом.

Западный путь возникновения государства. На Западе государство возникает также в результате имущественного неравенства, но иным путем: появляются частная собственность и раскол общества на классы. Запад прошел через период рабовладения в античный период (Древний Рим). Земля в большей части находилась в частной собственности. Шла постоянная борьба имущих и неимущих классов. Государство как раз и создается для смягчения борьбы и закрепления статус-кво, чтобы обезопасить первых и сохранить за ними собственность.

Наиболее богатые занимают и самые высокие должности в государственном аппарате. Но, в отличие от Востока, они являются собственниками, ни от кого не зависят и сами формируют власть. Афины – классический пример такого пути развития государства. Спарта отличается от Афин тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена, то есть правами обладало подавляющее меньшинство. В Риме сложилась похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства вмешивается третья сила – плебс.

Позднее классы меняются (на место рабовладельцев приходят феодалы, а затем – буржуазия), но характер взаимоотношений между ними остается прежним. Имущие подчиняют своей власти неимущих. Однако, в отличие от восточных, западные государства прошли огромный эволюционный путь, постоянно подстраиваясь под изменяющиеся условия. В XX в., когда собственниками стало подавляющее большинство членов общества, а в некоторых государствах – все без исключения, принципы равноправия и демократии, сформулированные в Новое время, стали распространяться на все общество. Вкупе же с высоким уровнем технологического развития это сделало западное общество наиболее жизнеспособным.

Основные черты западного типа государства:

♦ государство возникло как государство частных собственников;

♦ в основе государства – господство частной собственности, а поэтому главная цель – ее защита;

♦ частная собственность обеспечила более высокий уровень орудий труда и технологий в целом;

♦ западное государство подвергалось эволюции весь период своего существования, корректируя общественные отношения. Особенно быстро и эффективно этот процесс шел в период Нового и Новейшего времени;

♦ поскольку сегодня широкое распространение получила коллективная форма частной собственности (акционерные и иные общества), то практически все члены западного социума являются собственниками, что позволило большинству государств построить общество всеобщего благоденствия, основанное на социалистической модели.

Следует отметить, что сейчас по западному пути развития идут некоторые страны, прежде относившиеся к восточной модели (Япония, Южная Корея и др.), хотя они и сохраняют в общественных отношениях свою специфику, более высокий уровень коллективизма, чем это принято на Западе.

Синтезный путь возникновения государства. Такие государства не знали рабовладения, в них сразу произошел переход от родоплеменных отношений к раннефеодальным. Причем свершилось это под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Поэтому они сохранили черты как Востока, так и Запада. С Востоком их роднит господство общины, но причина тут – постоянная внешняя угроза. Эти общества либо живут в постоянном враждебном окружении, либо сами стремятся увеличить владения. Они все время расширяются, развиваясь экстенсивным путем. Это является препятствием для их модернизации. С Западом их объединяет наличие этапа феодального землевладения, хотя реализован феодализм был в гораздо более жесткой форме в таких странах, как Пруссия и Россия, вплоть до полного закрепощения крестьян.

В качестве примеров можно привести Византию – государство, давно уже не существующее, а также Россию и Германию (до определенного момента, поскольку в Новое время Пруссия, а затем и вся Германия стали эволюционировать в сторону западного типа государства, к которому они окончательно примкнули после поражения в Первой и Второй мировых войнах).

Выделим основные черты синтезного пути:

♦ влияние Востока: огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси – князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;

♦ как следствие – преобладание государственной и недооценка частной собственности;

♦ государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы (или родственные народы, как Пруссия), что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;

♦ господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;

♦ активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима).

В настоящее время типичным представителем такого государства остается лишь Россия.

1.3. Понятие, признаки и функции государства

Понятие и признаки государства

Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления ее функций.

Признаки государства можно рассматривать только в совокупности. Отсутствие какого-либо из них ставит под сомнение существование или функциональную способность самого государства. Признаками государства являются:

♦ государство – это единственная универсальная (то есть всеобщая) организация на территории страны. Охватывает все население, устанавливает административно-территориальное деление, институт гражданства и т. д.;

♦ суверенитет – верховенство государственной власти над всеми иными организациями и лицами на территории государства, которое также независимо во взаимоотношениях с другими государствами;

♦ налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата. Без них государство существовать не может, поскольку не будет иметь возможностей выполнять государственные функции;

♦ наличие публичной (государственной) власти, то есть власти, которая осуществляет свои функции на профессиональной основе и выступает от имени населения, но при этом обеспечивает государственное принуждение;

♦ легализованное (узаконенное) принуждение (насилие), которое государство в лице своих органов вправе применять ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на его территории. Однако такое принуждение должно напрямую вытекать из требований закона. Например, если суд принимает решение, то должен существовать государственный институт судебных исполнителей, который обеспечит исполнение этого решения (скажем, возврат должником долга или иное);

♦ наличие права. Каждое государство относится к той или иной правовой системе и имеет свою систему законодательства (совокупность законов и подзаконных актов).

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики

Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по управлению социумом. Функции тесно связаны с характеристиками, типом и формой государства. Безусловно, с его эволюцией изменяются и функции. Особенно это заметно на примере западных государств.

Классификация функций государства производится по следующим критериям:

♦ по времени действия: постоянные и временные;

♦ по сфере политической направленности: внутренние и внешние;

♦ по сферам общественной жизни: экономические (развитие экономики и социальной сферы), политические (охрана суверенитета и независимости), социальные (охрана прав и свобод) и идеологические (образование, наука);

♦ по процессу реализации государственной власти: законодательные, управленческие (исполнительные), правоохранные (в том числе судебные) и информационные.

Из всех государственных функций наибольшую дискуссию вызывает экономическая. Существуют разные точки зрения по этому вопросу, неоспоримо одно: в склонном к эволюции западном обществе в последние десятилетия степень участия государства в экономике значительно усилилась. Однако оно все же не переступает ту грань, которая поставит под сомнение господство либеральной экономической модели.

Сегодня термин «либеральная модель» уже достаточно условный, поскольку чистый либерализм в экономике остался в прошлом. Тем не менее он широко применяется, хотя более точным было бы употребление термина «негосударственная экономика».

Остановимся подробнее на двух основных моделях взаимодействия государства и экономики. Хотя внутри них существуют различные разновидности и вариации.

Либеральная (или негосударственная) модель. Сегодня она вышла победителем из соревнования, которое наблюдалось в XX в. Этой модели в той или иной степени придерживается большинство. Хотя специфика применения, безусловно, отличается даже в странах Европейского Союза (ЕС), не говоря уже о тех, которые относятся к так называемому третьему миру.

Смысл ее заключается в том, что государство обеспечивает лишь внешние условия функционирования экономики. Оно ограничивает свое вмешательство в нее следующими сферами:

♦ охраняет экономическое пространство внутри страны (от внешнего вторжения). Под вторжением понимается проникновение на рынок иностранных товаропроизводителей. Государство защищает промышленность и сельское хозяйство, устанавливая пошлины на импорт. Тем самым импортные товары становятся дороже. В некоторые периоды государство повышает пошлины или же, наоборот, снижает. Хотя в последнее время появилось немало регионов, где они вообще отсутствуют. В ЕС их устанавливают не сами государства, а Европейский Союз и только на его внешних границах;

♦ обеспечивает социальную стабильность в стране, поскольку от этого зависит и экономика, и в целом благополучие общества. Государство выискивает возможности поддерживать малообеспеченных граждан, материально стимулировать занятие определенными видами деятельности, выгодными обществу. Страны используют эти механизмы в разной степени, но присутствуют они везде;

♦ ведет борьбу с монополизмом, что необходимо для защиты прав потребителей, а это практически все население. Монополисты всегда оказываются в выигрышном положении, что позволяет им завышать цены на продукцию и услуги. Государство призвано отслеживать эти процессы, наказывать виновных, а порой и само участвовать в процессе ценообразования;

♦ является субъектом экономических отношений. Например, заказчиком строительства какого-либо объекта или оказания каких-либо услуг. Но в этом случае оно действует наравне с другими субъектами (участниками) отношений, не имея практически никаких привилегий.

Все остальные экономические проблемы регулируются рыночными механизмами. Данная модель доказала свою жизнеспособность. Этому немало способствовало то, что государства сами регулируют степень участия в вышеназванных областях в зависимости от ситуации, требований момента, сложившихся в обществе традиций.

Модель государственной (или огосударствленной) экономики. Суть ее в том, что государство чрезмерно вмешивается в экономику, не доверяя рыночным механизмам. Эта модель оптимальна в условиях военного положения, чрезвычайной ситуации (и то далеко не во всех случаях), но в повседневной практике доказала свою несостоятельность. Наиболее яркими примерами являются СССР и другие страны «социалистического лагеря» того времени. Сегодня этой модели остались верны немногие государства: Северная Корея (КНДР), Куба, Ливия и некоторые другие.

Основные черты данной модели:

♦ отключение механизма спроса и предложения, так как государство само определяет потребности общества, решает, сколько и кому производить и по каким ценам продавать;

♦ устранение экономической ответственности производителя, который не заинтересован в конечном результате труда, в его качестве, поскольку ничего не будет иметь с излишков;

♦ господство одной, государственной, формы собственности на средства производства и ее преобладание в экономике в целом.

1.4. Форма государства

Форма государства: общая характеристика

Форма государства – это единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Первые два являются юридическими понятиями. Форма правления отвечает на вопрос, каким образом происходит замещение должности главы государства и, соответственно, как построены ведущие государственные институты. Форма государственного устройства показывает состав государства, его административно-территориальное деление и степень централизации.

Политический режим является не юридическим, а скорее политологическим понятием, поскольку реально практикуемые методы, применяемые властью по управлению государством, могут не соответствовать и даже противоречить тому, что записано в Конституции и иных законах. Тем не менее для права очень важны методы управления государством, без чего дать характеристику его формы сегодня уже невозможно.

Форма правления: понятие и виды

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Неверно сводить это понятие только лишь к процедуре замещения поста главы государства (должность Президента (в республиках) либо пожизненный титул монарха (в монархиях)). Оно, безусловно, лежит в его основе, но, кроме того, сюда входит юридическое и фактическое положение главы государства, его реальная роль в управлении страной, а также роль и значение иных высших органов государственной власти. Ведь и монархии, и республики не одинаковы, каждая из них относится к какой-либо разновидности.

Как уже отмечалось, в рамках понятия формы правления выделяют две: монархическую и республиканскую. Рассмотрим каждую, а также их разновидности.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично (пусть и формально) и переходит, как правило, по наследству. Из последнего условия есть исключения. Например, в Малайзии короля избирают на 5 лет, а в Объединенных Арабских Эмиратах монаршая власть осуществляется по принципу ротации: поскольку это государство образовано недавно, в 1971 г., на базе семи эмиратов, эмир каждого из них по очереди возглавляет ОАЭ.

В последнее столетие наблюдалась тенденция ограничения власти монархов даже там, где монархии были сохранены. Фактическая власть сосредоточена у парламента. Хотя это присуще не всем странам.

Виды монархий:

♦ абсолютная. Вся полнота власти (законодательной, исполнительной и судебной) принадлежит монарху. Сегодня подобных монархий уже нет, хотя когда-то они все являлись таковыми, включая Россию до 1905 г. Наиболее близка к абсолютизму Саудовская Аравия, поскольку созданный в 1992 г. представительный орган, по сути, парламентом не является, а целиком зависит от короля и даже наполовину им лично формируется. До 1992 г. эта страна была типичной абсолютной монархией;

♦ конституционная. Она представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Например, Оман, Катар, Иордания, Марокко и некоторые другие мусульманские страны;

♦ теократическая. Монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Встречается в мусульманских государствах. Сюда относят и Ватикан, глава которого, Папа Римский, выступает прежде всего главой Римско-католической церкви. Нельзя причислять к данной категории Великобританию, поскольку британский монарх хоть и является формальным главой англиканской церкви, фактическими полномочиями в этой сфере не обладает;

♦ дуалистическая. Государственная власть имеет двойственный характер. Юридически и фактически она разделена между монархом и правительством, которые осуществляют исполнительную власть, и парламентом, отвечающим за законодательную власть. Таким образом, парламент здесь самостоятелен, правительство подотчетно не ему, а монарху. В Европе такой монархией является карликовое государство Монако, в странах третьего мира – Лесото, Бутан и др.;

♦ парламентская (Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Бельгия, Испания, Япония и многие другие развитые государства). Право формировать правительство принадлежит не монарху, а парламенту, избранному населением. Монарх руководит государством лишь формально. Фактическая власть принадлежит правительству. Родоначальницей такой монархии была Британия.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется только выборными органами. Существует должность Президента, избираемого либо населением, либо парламентом или специально созываемым выборным органом. Сроки пребывания на должности главы государства, как правило, ограничены. Они варьируются от 4 до 7 лет. Довольно распространены пятилетние сроки (например, во Франции с 2000 г.).

Существуют следующие виды республик:

♦ президентская. Одна из разновидностей современной формы государственного правления, наделяющего главу государства широкими полномочиями и вместе с тем ответственностью за проводимую им политику. В этих государствах Президент не только проводник, но и творец собственной политики. Как правило, он избирается всем населением, поэтому достаточно независим от иных органов государственной власти, например от парламента. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами как в мирное, так и в военное время.

Выделяют разные модели президентских республик:

● классическая президентская республика. Глава государства совмещает свои обязанности с обязанностями исполнительной ветви власти – правительства. Должность главы правительства чаще всего отсутствует, зато есть должность вице-президента. Примеры: США, страны Латинской Америки и некоторые развивающиеся страны;

● французская модель. Глава государства не входит ни в одну из ветвей власти, а находится над ними. При этом он имеет достаточно широкие полномочия в каждой из них (в исполнительной, законодательной и судебной сферах). В этом случае у правительства есть глава, в той или иной степени независимый от Президента в своей повседневной деятельности. Примеры: Франция, Россия и др. Однако абсолютного сходства в странах этой модели нет;

♦ парламентская – разновидность формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной власти принадлежит парламенту. Избранный населением, он принимает все ключевые стратегические решения в жизни страны, формирует правительство, которое ответственно только перед ним.

Оно может быть составлено только теми политическими силами (партиями), которые имеют большинство в парламенте. Реальная же власть в таких государствах сосредотачивается в исполнительной власти, то есть в правительстве, которое каждодневно управляет страной.

Эта юридическая особенность оказывает влияние и на политическую структуру власти (в таких государствах центральной политической фигурой является вовсе не Президент, а глава правительства). Именно он согласовывает с парламентом и проводит всю внутреннюю и внешнюю политику, а порой является и верховным главнокомандующим вооруженными силами.

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Австрия, Болгария, Венгрия, Индия и многие другие;

♦ смешанная – это республика, сочетающая в себе элементы парламентской и президентской. Иногда их называют парламентско-президентскими или президентско-парламентскими, в зависимости от того, у какого из этих институтов больше веса и полномочий. Данные государства появились лишь в последние десятилетия. Это, как правило, бывшие парламентские республики (а формально они до сих пор таковыми и являются), наделившие своего Президента более широкими полномочиями, чем это принято в подобных государствах. При этом сам принцип ответственного перед парламентом правительства остался неизменным: глава государства не может вмешиваться в формирование правительства, поскольку это делает парламент.

У Президента же появляется больше полномочий в области внешней политики и безопасности, он имеет право голоса в формировании судебных органов, нередко командует вооруженными силами (однако лишь в мирное время, а в военное обязан назначить командующего из профессиональных военных).

В последнее время таких республик становится все больше, и расположены они преимущественно в регионе Центральной и Восточной Европы. Примеры: Финляндия, Польша, Чехия, страны Балтии, Румыния, Молдова, Украина (после конституционной реформы 2005 г.) и др. Украина – единственное из перечисленных государств, которое пришло к этой модели не от парламентской, а от президентской республики.

Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его территориями и центральной властью.

Иными словами, это состав государства. По данному критерию судят о том, централизованное ли оно или, наоборот, децентрализованное. Существуют унитарные, федеративные и конфедеративные формы государственного устройства.

Унитарное государство – это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственной независимости и подчиняются центральным органам власти.

Тем не менее степень такой централизации может быть разной. Например, если этими местными административными единицами руководят чиновники, назначаемые из центра, то такое государство является централизованным. К подобным странам относятся Финляндия, Украина, Беларусь, большинство государств Азии и Африки. Если же главы этих территорий избираются на местах (населением напрямую или иным способом, но независимо от центра), то такие государства называются относительно централизованными. Примеры: Франция, Италия, Польша, Литва и др.

В некоторых странах, несмотря на унитаризм, на местах отсутствуют органы государственной власти, а вместо них достаточно самостоятельно работают органы местного самоуправления – муниципалитеты, избираемые жителями этих муниципальных округов. Центр вообще не вмешивается в их деятельность, если только не делегирует им какие-либо свои полномочия. Муниципалитеты же не занимаются вопросами общегосударственного масштаба, ограничиваясь решением проблем местного значения. Это так называемые самоуправляющиеся унитарные государства. К ним относятся Великобритания, Швеция, Венгрия, Чехия, Латвия, Эстония и др.

Однако существует и иной критерий классификации унитарных государств: в зависимости от того, все ли территории подчиняются центру по принципу унитаризма или некоторые из них обладают большей самостоятельностью – автономией. В связи с этим выделяют два вида унитарных государств:

♦ простые, в которых нет никаких автономных единиц, то есть вся территория без исключения централизована. Например, Польша, Венгрия, Чехия, страны Балтии, Беларусь и др.;

♦ сложные, в которых существуют автономии, обладающие гораздо большими правами, чем остальные регионы. У них даже есть признаки государственности, и они имеют право не допускать произвольное вмешательство центра в свои дела. Наличие автономий связано с преобладанием в этих местностях компактно проживающего национального меньшинства либо с исторической или географической обособленностью данного региона. Примеры: Испания (автономны страна Басков, Каталония, Канарские острова), Италия (автономны целых пять областей, включая острова Сицилию и Сардинию), Франция (автономна Корсика), Финляндия (автономны Аландские острова, заселенные шведским населением), Украина (автономен Крым, где большинство составляет неукраинское население), Греция (автономен остров Крит), Дания (автономна Гренландия) и многие другие.

Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Тем не менее у территорий (субъектов федерации) остаются весьма существенные полномочия, а главное, они обладают практически всеми признаками государственности: Конституцией, законами, системой управления и самоуправления, гербом, гимном, флагом.

Они не являются лишь субъектами международного права, поэтому не выступают самостоятельно на международной арене, а также не могут принимать решения по вопросам, отнесенным к ведению федерального центра, таким как оборона, безопасность, внешняя политика, финансы и иным, указанным в федеральной Конституции или федеративном договоре. Таким образом, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации строго определено законом.

Последние образуются по национальному признаку в многонациональном государстве, как это было в СССР, или же по территориальному признаку, как в США. Возможно их одновременное использование, как в Российской Федерации.

Федераций в мире гораздо меньше по количеству, чем унитарных государств. Однако, как правило, эту форму устройства применяют крупные и влиятельные страны. К ним относятся США, Германия, Россия, Бразилия, Индия, Мексика, Япония, Канада, Австралия, Аргентина, Австрия, Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты и др.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, каждое из которых остается самостоятельным субъектом международного права и, соответственно, членом ООН. В настоящее время классических конфедераций уже нет. Последняя из них, Сенегамбия, состоявшая из Сенегала и Гамбии, распалась в 1988 г.

Ныне существуют и развиваются конфедерации нового типа:

♦ союзы государств (например, Европейский Союз);

♦ содружества (Содружество Независимых Государств, образовавшееся на месте распавшегося СССР, или Британское Содружество наций, появившееся на месте Британской империи).

ПРИМЕЧАНИЕ

Необходимо обратить внимание на то, что Швейцарская Конфедерация конфедерацией не является. Это старое название государства, сохранившееся в Конституции и поныне. На самом деле Швейцария – это федерация, состоящая из субъектов федерации – кантонов.

Политический режим: понятие и виды

Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти, при помощи которых власть управляет обществом и выполняет свои функции.

Иными словами, это практика, существующая в государстве. Она может совпадать и не совпадать с тем, что записано в Конституции и иных законах. Не зря в конституционно-правовой науке существует утверждение, что Конституция бывает юридической (то, что в ней и в иных законах записано формально) и фактической (то, как она на практике реализуется или вовсе не реализуется).

Таким образом, характеризовать государство с правовой точки зрения только по форме правления и форме государственного устройства нельзя. Необходимо также учитывать ту каждодневную политическую практику, которая присутствует в данной стране. Поэтому понятие «политический (или государственный) режим» включают в понятие «форма государства».

По политическому режиму страны мира делятся на две группы: демократические и недемократические. Хотя последние себя таковыми могут вовсе не считать, существует целый набор критериев, позволяющий определить политический режим и его разновидность. Тем не менее субъективный подход в такой оценке тоже не исключается.

Демократические режимы. Они присущи прежде всего странам с развитой экономикой, высоким или относительно высоким уровнем жизни, сильным средним классом, который составляет подавляющее большинство общества. В таких государствах безукоризненно соблюдается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а методы принуждения строго ограничены законом, и эти ограничения соблюдаются. Массовое и социальное насилие исключено.

Государственная власть применяет различные формы прямых и обратных связей с населением, которое проявляет активность в социальной и общественной жизни, но в то же время действует строго в рамках закона. В таких странах развита и отработана система местного самоуправления.

К демократическим государствам, имеющим большой опыт построения своих государственных институтов, относятся США, Великобритания, Франция, Канада, Австралия. Чуть меньше опыт у Германии, Австрии, Италии, Японии, Испании, Греции, Индии. Еще в меньшей степени успели реализовать демократическую модель страны Восточной Европы и Латинской Америки. В последней весьма сильны авторитарные тенденции.

Недемократические режимы. Они отличаются отсутствием или недостаточным присутствием тех черт, которые были описаны в предыдущем случае. Государство и власть являются большей ценностью, чем человек, его права и интересы. Вместе с тем к этой категории относятся разные страны, которые существенно различаются по методам и способам осуществления государственной власти. В каждой из них свои причины отсутствия или недостатка демократии, но тем не менее можно выделить два основных вида недемократических государств:

♦ авторитарные, в которых преобладают методы политического принуждения, но при этом сохраняется невмешательство государства в частную жизнь граждан, в их деловую сферу. От них требуется лишь публичная лояльность, в крайнем случае допускается умеренная оппозиционность, не угрожающая режиму; в частной же жизни они имеют право на свою точку зрения и вовсе не обязаны ее скрывать.

Выборы в таких странах проводятся, но имеют формальный характер, поскольку они строго контролируются. Принцип разделения властей нарушается в пользу исполнительной, а глава государства часто бывает единоличным диктатором, избираясь на этот пост неограниченное число раз. Очень часто авторитарными являются страны, лишь идущие к демократии. Однако в других случаях это связано с менталитетом, как в странах Востока. Примеров тут много: Египет, Сирия, Иран, Венесуэла, Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Сингапур, Малайзия, Марокко;

♦ тоталитарные обладают гораздо более жестким режимом, основанным на методах физического, психологического и, что самое главное, идеологического принуждения. Все граждане должны исповедовать одну господствующую идеологию, не имея права на свою точку зрения. Существует однопартийная система и слитные партийно-государственные органы. Законом могут устанавливаться различные категории граждан, местное самоуправление отсутствует. Экономическая жизнь тоже полностью зависит от государства и подчинена его интересам. В ней превалирует военная сфера. В прошлом такими государствами были СССР и другие страны советского блока. В настоящее время тоталитарных государств немного. Это Северная Корея (КНДР), Куба, Ливия, отчасти Китай (хотя монополия власти в экономике уже давно отсутствует, политическая система до сих пор монополизирована Коммунистической партией).

1.5. Государственный аппарат

Понятие, признаки и принципы организации деятельности государственного аппарата

Государственный аппарат – это система органов и учреждений, осуществляющих на практике государственную власть, задачи и функции государства.

Признаки государственного аппарата:

♦ всегда представляет собой целостную иерархическую систему, которая обеспечивается едиными принципами, целями и задачами;

♦ первичные структурные элементы – органы и учреждения, в которых работают государственные служащие и которые организованы на началах субординации и координации;

♦ для исполнения государственных решений применяются орудия (учреждения) принуждения, без которых не может обойтись ни одно государство;

♦ с его помощью осуществляется власть и выполняются функции государства. Он и создается как раз для этого. Поэтому с изменением функций государства неизбежно преобразуется и сам госаппарат.

Принципы организации деятельности государственного аппарата:

♦ принцип территориальности: каждый орган госаппарата действует в рамках определенной территории (например, Администрация Центрального района Санкт-Петербурга или Красноярский краевой арбитражный суд);

♦ принцип иерархичности: органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой субординацией (например, нижестоящий орган всегда подчиняется вышестоящему);

♦ принцип централизма и децентрализма: по некоторым вопросам необходимо обращение к принципу централизма, то есть решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех нижестоящих инстанциях. В других же ситуациях используется принцип децентрализма, когда решения принимаются тем же органом, который и будет его исполнять;

♦ принцип выборности и назначаемости: в некоторые органы госаппарата служащие назначаются, а в другие – избираются населением. В первом случае проявляется бюрократическое (в хорошем смысле слова) начало, а во втором – демократическое. Например, депутаты парламента избираются, а прокурор назначается;

♦ принцип коллегиальности и единоличия: одни органы принимают решения коллегиально (например, парламент, правительство, судебные коллегии и пр.), другие – только единолично (Президент, Генеральный прокурор, Уполномоченный по правам человека и пр.);

♦ принцип гласности и тайны. Необходим приоритет первого, но в отдельных ситуациях, когда, например, рассматриваются вопросы, составляющие государственную тайну, возможно применение и второго принципа. В этом случае даже парламентские заседания могут проводиться в закрытом режиме;

♦ принцип законности. Он имеет две стороны. Во-первых, создаются лишь те органы, которые предусмотрены законом. Во-вторых, все они могут действовать только в рамках своей компетенции и на основе существующего закона;

♦ принцип разделения властей. Она делится на законодательную (парламенты), исполнительную (правительства) и судебную (суды). Каждая из ветвей самостоятельна и действует только в рамках своих функций, все они уравновешивают друг друга.

Понятие, признаки и классификация органов государства

Государственный орган – часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями.

Это первичный и важный структурный элемент госаппарата. Его признаки следующие:

♦ любой госорган является частью единой системы;

♦ госорган состоит из госслужащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и госорганом, а их права и обязанности (компетенция) строго определены законом;

♦ органы государства имеют внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они объединены единой целью;

♦ госорганы обладают определенной компетенцией – властными полномочиями, которые складываются из совокупности прав и обязанностей. Компетенция обусловлена предметом ведения органа, то есть его задачами и функциями;

♦ госорганы обладают властными полномочиями, которые выражаются в возможности издания нормативно-правовых или правоприменительных актов. Кроме того, они должны обеспечивать выполнение нормативно-правовых актов путем использования методов принуждения, предусмотренных законом;

♦ органы государства имеют определенную материальную базу: финансы, счет в банке, источники финансирования (как правило, из государственного бюджета).

Теперь перейдем к классификации органов государства. Они классифицируются по нескольким критериям. По способу возникновения:

♦ первичные. Созданы непосредственно избирателями, а не какими-то иными госорганами (парламентами, органами местного самоуправления и др.);

♦ производные. Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями в соответствии с законом (например, парламент формирует правительство).

По месту в иерархии государственного аппарата:

♦ центральные – общегосударственные органы (Президент, правительство, парламент);

♦ региональные – органы, управляющие лишь одним из регионов государства, чаще всего это бывает в федеративном государстве (например, Законодательное Собрание Сахалина);

♦ местные – органы, действующие лишь в пределах административно-территориальной единицы (скажем, налоговая инспекция того или иного района Санкт-Петербурга).

По широте компетенции:

♦ общей компетенции: решают широкий круг вопросов из разных областей (например, правительство, парламент, Президент);

♦ специальной (отраслевой) компетенции: специализируются на выполнении какой-либо одной функции (министерство финансов, юстиции, образования, Государственная налоговая служба и т. д.).

По способу формирования:

♦ избираемые. Для них характерны выборность и периодическая сменяемость. Причем участие народа не обязательно. Это может быть и парламент (во многих странах именно он назначает Президента), и муниципалитет, который избирает своего председателя;

♦ назначаемые. К ним обычно предъявляют более жесткие профессиональные требования (например, к министру), сроки же пребывания в должности, как правило, отсутствуют.

По порядку принятия решений:

♦ единоличные. Такие госорганы принимают решения путем самостоятельного волеизъявления (Президент, губернатор). Хотя готовить эти решения им могут многочисленные государственные структуры;

♦ коллегиальные: решения вырабатываются и принимаются коллективно (парламентом, муниципалитетом, в меньшей степени правительством).

Система разделения властей

Именно это понятие позволяет образовывать и анализировать систему органов государственной власти в любом государстве. В зависимости от того, насколько реализован принцип разделения властей, насколько самостоятельны и независимы ветви друг от друга, судят об эффективности страны, степени ее демократичности.

В связи с этим выделяют следующие виды органов государственной власти:

♦ законодательные. Их цель – разработка и принятие законов (парламенты всех уровней, муниципальные советы и т. д.). В данной ветви публичной власти отсутствует властная иерархия и система административного подчинения, которое здесь вовсе невозможно;

♦ исполнительные. Цель – исполнять законы, принятые законодательными органами, и управлять государством (правительства, администрации, а также входящие в их состав министерства и ведомства). В этой системе органов, наоборот, существует строгая субординация и подчинение нижестоящих инстанций вышестоящим;

♦ судебные. Цель – установление истины в юридическом смысле слова. К ним относятся суды разного профиля, причем субординация здесь присутствует;

♦ учредительные. Эти органы существуют не постоянно. Они созываются в соответствии с законом, чтобы разработать и принять основополагающие законы государства, например Конституцию. После достижения цели их распускают. Например, учредительные собрания и т. п.;

♦ контрольные. В последнее время все чаще их стали выделять в самостоятельную ветвь власти, поскольку к иным они не относятся, а стоят обособленно. Цель – обеспечить независимость ветвей власти и строгое соблюдение закона самими госорганами. К ним относится прокуратура, а также счетные палаты, следящие за исполнением бюджета и расходованием бюджетных средств.

1.6. Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество: понятие и признаки

Гражданское общество – это совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность и автономию от государства и его произвольного вмешательства.

Изначально понятия «государство» и «гражданское общество» отождествлялись. Жан-Жак Руссо первым предположил, что это делать нельзя, поскольку гражданское общество может существовать лишь в прогрессивных развитых формах государственного устройства, где государство ответственно перед обществом и им же формируется.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него следующих признаков:

♦ это должно быть сообщество свободных индивидов, каждый из которых является собственником, не важно, крупным или не очень. Только собственник может быть социально свободным и не зависеть от государства;

♦ это всегда открытое социальное образование. В нем обеспечивается свобода слова, информации и контактов с остальным миром;

♦ это всегда плюралистическая система со сложной структурой. В таком обществе присутствует множество общественных форм (объединений, клубов), а также форм собственности;

♦ это должна быть саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Только она может быть независима от государства. В ней присутствует ярко выраженная гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность на благо общества;

♦ это должно быть правовое демократическое общество, где связующими факторами выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

Современное российское общество находится лишь на пути к этому. Оно в стадии развития. Идеального гражданского общества нет нигде, поэтому каждое лучше или хуже соответствует обозначенным критериям. Государство, безусловно, может вмешиваться в эти отношения, но только строго в рамках закона, одобренного самим обществом через его представителей в парламенте.

Правовое государство: понятие и принципы

Правовое государство – это особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечиваются верховенство закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Иными словами, правовое государство невозможно без гражданского общества. Перечислим принципы правового государства:

♦ верховенство закона. Все в государстве должно соответствовать закону, но и закон не должен противоречить естественным правам человека, данным ему от рождения;

♦ разделение властей (данный вопрос был уже освещен выше);

♦ взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами;

♦ гарантированность прав и свобод граждан. Здесь велика роль судов и правоохранных органов, таких как прокуратура, МВД, уполномоченные по правам человека и т. д.;

♦ соответствие национального законодательства общепринятым международным нормам. Это не означает, что законы государства должны копировать международное законодательство. У национальных и международных правовых актов разное предназначение. Необходимо другое: чтобы законы государства не противоречили нормам международного права. Если же такое случается, приоритет должны иметь последние. Естественно, данный принцип действует лишь тогда, когда государство подписывает международные акты и тем самым берет на себя соответствующие международные обязательства.

1.7. Право в системе социального регулирования

Взаимодействие норм права с политическими нормами

Политические нормы более удалены от экономических основ общественной жизни, чем нормы права, поэтому они менее стабильны. Политические нормы всегда направлены на определенную часть общества, социальную группу (или класс, как раньше было принято это называть).

Нормы права устанавливаются всегда единым субъектом – государством. Безусловно, политические партии и иные организации влияют на него и даже участвуют в государственной власти. Но принимают эти правовые нормы они все равно от имени и в интересах государства, а не как политические силы. Если же происходит наоборот, тогда налицо доминирование политических норм над правовыми, чего быть не должно.

Политические нормы фиксируются в праве. В таком случае они перестают быть политическими и становятся нормами права, рассчитанными на все общество, а не только на отдельную его часть. В этом заключается отличие правовых норм от политических.

Взаимодействие норм права с религиозными нормами

Религиозные и правовые нормы очень многое объединяет. Верования практически всегда выступают мерилом добропорядочного поведения субъекта, уровня его законопослушания. Это происходит потому, что правовые нормы в значительной степени базируются на религиозных постулатах, на требованиях морали, которая, в свою очередь, напрямую вытекает из религии.

Сходство религиозных и правовых норм заключается в следующем:

♦ они всегда формализованы, то есть содержат определения и понятия;

♦ документально зафиксированы и оформлены (нормы права – в законах, религиозные нормы – в религиозных книгах).

Существуют и отличия религиозных норм от правовых:

♦ сфера действия религиозных норм всегда уже, чем правовых;

♦ правовым нормам субъект следует во многом вынужденно, религиозным – добровольно и осознанно;

♦ различен механизм действия этих норм. Религиозные нормы неизменны, непреложны и всегда ссылаются на «высший авторитет».

Взаимодействие норм права с корпоративными нормами

Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах (фирмах, учреждениях и в иных крупных и малых организациях, профсоюзах и политических партиях), распространяющиеся лишь на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Сходство правовых и корпоративных норм заключается в следующем:

♦ их тексты всегда закрепляются в соответствующих документах (правовых – в законах и подзаконных актах, корпоративных – в локальных актах руководителя предприятия, организации);

♦ всегда принимаются по определенной процедуре;

♦ всегда систематизированы.

Различия правовых и корпоративных норм:

♦ корпоративные нормы распространяются только на членов данной организации, в то время как правовые – на все общество;

♦ если корпоративные нормы фиксируются в уставах (например, в уставе акционерного общества или профсоюза) и иных аналогичных локальных документах, то правовые нормы – в нормативных актах;

♦ корпоративные нормы всегда зависят от правовых, поскольку государство проверяет их соответствие правовым нормам. В случае если они противоречат последним, данная корпорация не может быть зарегистрирована;

♦ исполнение корпоративных норм обеспечивается самой организацией, а правовых – государством.

1.8. Правосознание и правовая культура

Правосознание: понятие, структура, виды

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно существует непрерывно, поскольку в обществе всегда присутствует какое-либо отношение к праву.

Особенности правосознания следующие:

♦ очень тесно взаимодействует с моралью, политикой, нравственным сознанием;

♦ характеризуется преемственностью через эпохи, поколения;

♦ влияет на общественные отношения и правовую практику (например, отрицательное отношение общества к каким-либо реформам может затормозить их или вовсе отменить);

♦ отражает не только современное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития.

Структура правосознания:

♦ правовая идеология – отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, осуществляемое на рациональной основе.

Это элемент правосознания, связанный с логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Поэтому он превалирует среди юристов, специалистов в области общественных наук, руководителей, управленцев, законодателей;

♦ правовая психология – совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный элемент правосознания, основанный на чувственном опыте повседневной жизни, подверженный более частым переменам. Присущ он большинству населения, то есть обывателям, не связанным профессионально с юриспруденцией и управлением. В свою очередь, правовая психология тоже неоднородна и состоит из двух компонентов:

● стойких – обычаи, традиции, привычки (например, отрицательное отношение к преступлениям против личности);

● подвижных – настроения. Они наиболее подвержены переменам.

Виды правосознания:

♦ индивидуальное. Присуще конкретному человеку, индивиду. Складывается под влиянием как внешних (среда обитания, род деятельности), так и внутренних факторов (уровень образования, культуры, место в социуме, генетическая наследственность). Это и объясняет порой диаметральное различие правосознания у людей;

♦ групповое – представления о праве тех или иных социальных групп, слоев общества, профессиональных сообществ;

♦ массовое. Характерно для нестабильных, временных объединений (митинги, демонстрации, бунтующие толпы);

♦ общественное – это правосознание макроколлективов (например, населения государства, части государства, нации, народности, а иногда и целой исторической эпохи).

Правовая культура: понятие и виды

Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, всегда обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем. Выражается в достигнутом социумом уровне правовой действительности: в состоянии юридических актов (законодательства), правосознания, а также в степени гарантированности государством гражданских прав и свобод человека.

Правовая культура тесно связана с культурой общества в целом. Она является средством укрепления законности и правопорядка в стране. В том случае, если в обществе не востребовано уважительное отношение к праву, стремление следовать предписаниям закона, то и государство не будет гарантировать соблюдение на практике тех прав, которые закреплены за гражданами в конституции и иных законах. Они так и останутся нереализованными, записанными лишь на бумаге.

Правовая культура зависит от уровня развития:

♦ правового сознания населения (о чем подробно говорилось выше);

♦ правовой действительности;

♦ законодательства в целом (насколько законы государства соответствуют запросам общества).

Виды правовой культуры: индивидуальная, групповая и общественная. В отличие от правосознания, у правовой культуры нет массового вида, поскольку таковой невозможен в условиях митингов, погромов или иных стихийных уличных мероприятий.

Правовой нигилизм и правовой идеализм

Это два отрицательных явления, характеризующих низкий или недостаточный уровень правосознания и правовой культуры общества или его отдельных социальных слоев и индивидов.

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам общественных отношений в целом.

Причины могут быть различны: это и влияние исторических корней, и слабое соответствие законов интересам граждан.

Проявления правового нигилизма в правотворческой деятельности:

♦ так называемая «война законов», когда в различных ведомствах или на различных территориях государства принимаются акты, заведомо противоречащие друг другу;

♦ подмена законности политической или идеологической целесообразностью;

♦ нарушение прав человека. Причем оно касается не только каких-то глобальных политических свобод, но и так называемых повседневных: прав работников, потребителей и т. д.

Правовой нигилизм проявляется и в сфере реализации права:

♦ прямое и сознательное нарушение действующего законодательства;

♦ повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний государственными чиновниками;

♦ конфронтация ветвей власти (например, законодательной и исполнительной) или властей разных уровней: центральной и местной.

Не менее негативное влияние на общество и его правовую действительность оказывает и полная противоположность правового нигилизма правовой идеализм (фетишизм).

Это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Подчеркнем, именно формы, поскольку не зря существуют такие понятия, как «буква закона» и «дух закона». Далеко не всегда они целиком тождественны. Поэтому в данном случае имеется в виду преувеличение роли буквы закона, который мог уже устареть. Его же дословное исполнение, а не нарушение, порой приводит к большим убыткам или даже человеческим жертвам.

В связи с этим часто вспоминают печально знаменитый Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. о роспуске законодательного органа власти – Верховного Совета и о назначении новых выборов. Формально Конституция не давала Президенту таких полномочий. Налицо было явное нарушение им основного закона.

В то же время нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что эта Конституция являлась многократно исправленным документом советской эпохи, пережившим свое время, а главное – еженедельно переправляемым депутатами. Таким образом, имели место правовой коллапс и угроза гражданской войны. Удачно или не очень, но глава государства попытался предотвратить еще более негативные последствия, формально пойдя на нарушение фактически уже не действующей конституции.

Это вовсе не означает, что законы нужно соблюдать, лишь когда они выгодны. Просто в каждой конкретной ситуации не нужно быть «рабом» правовой формы, то есть буквы закона, дословное исполнение которого может быть попросту опасно и повлечь за собой тяжелые последствия. Ведь никто не будет осуждать водителя, нарушившего правила и пересекшего двойную сплошную полосу, чтобы избежать столкновения с несущимся навстречу автомобилем или оторвавшимся от грузовика прицепом.

1.9. Правовые системы мира

Правовая система (или семья) – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, а также элементов, регулирующих общественные отношения и характеризующих уровень правового развития того или иного государства.

Романо-германская (континентальная) правовая система. Возникла в центральной континентальной Европе, базируется на достижениях римского права. С античных времен была заимствована также терминология. Впервые оформлена в Кодексе Наполеона в 1804 г., с которого потом брали пример многие европейские и некоторые другие государства. В настоящее время распространена в континентальной Европе (в скандинавских странах в меньшей степени, поскольку там преобладает англосаксонская система), а также в Латинской Америке и на постсоветском пространстве.

Отличительные черты романо-германской системы:

♦ основным источником права является закон, а если точнее – норма права, содержащаяся в законах и подзаконных актах;

♦ суд выступает лишь правоприменительным органом. При рассмотрении споров или уголовных и иных дел он строго руководствуется предписаниями закона, сам при этом не корректирует данные предписания;

♦ право кодифицировано, кодексы действуют в каждой правовой отрасли;

♦ право делится на частное (регулирует отношения между равноправными субъектами) и публичное (регулирует отношения между субъектами, не являющимися равноправными);

♦ право делится на отрасли (гражданское, уголовное, конституционное), подотрасли и институты внутри отрасли (например, институт сделок в гражданском праве).

Одним словом, можно сделать вывод, что в континентальном праве правоотношения между субъектами предельно регламентированы в законах, которые и являются основным, но не единственным источником для всех субъектов. Кроме него, есть еще и правовые традиции, обычаи, разъяснения высших судебных инстанций по тем или иным вопросам. Однако все они не являются определяющими и играют подчиненную роль по отношению к самому законодательству.

Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии в XI в. В последующем получила распространение в британских колониях, в том числе и в североамериканских (сегодня более употребимо название «англо-американская правовая система»). В настоящее время присутствует в Великобритании, Ирландии, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Многие традиции этой системы укоренились в Индии, хотя и сочетаются там с исконными индуистским, мусульманским и иными ветвями восточного права. В течение XX в. она активно прижилась в государствах Северной Европы, более тяготеющих в своей правовой сфере к Великобритании и США, чем к европейским странам.

Основные черты англосаксонского права:

♦ основным источником является судебный прецедент, а не закон. Иными словами, суд, рассматривая дело, обращается не столько к закону, сколько к примерам рассмотрения аналогичных дел в судах в прошлом и на основе этого принимает решение, которое создает новый прецедент;

♦ таким образом, суды выступают правотворческими органами: они не просто принимают решения, они творят само право, создавая своими решениями прецеденты, которые должны учитываться в будущем при рассмотрении аналогичных споров;

♦ помимо судебных прецедентов, источниками права являются парламентские статуты, принимаемые Палатой общин (нижней палатой британского парламента), а также традиции и труды ученых в области права;

♦ все право публично, деление на отрасли хоть и присутствует, но не так четко обозначено, как в романо-германской правовой системе.

Таким образом, англосаксонское право более гибкое, формируется и совершенствуется в процессе применения, на практике. Его можно сравнить с площадью, засеянной травой, которую люди протаптывают по своему усмотрению и как им удобно.

Восточное право. Это самая древняя и сложная правовая семья. К тому же она является очень неоднородной системой. В ней выделяются различные ветви, в том числе индуистское, мусульманское право и т. д.

Тем не менее всем им присущи следующие особенности:

♦ все законы всегда проистекают из постулатов священных книг: Корана, Сунны, Иджмы и др.;

♦ как в законодательстве, так и в правоприменительной практике превалирует идеология над правом;

♦ отсутствует четкое деление на правовые отрасли;

♦ в правоприменительной практике решающее слово всегда остается за государством, что непосредственно проистекает из традиций восточного государства.

1.10. Нормы права

Понятие нормы права и ее источники (формы выражения)

Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Возникает вопрос: а где содержатся правовые нормы, только ли в законах? В связи с этим можно перечислить следующие источники (формы выражения) правовых норм:

♦ нормативно-правовой акт – основной источник нормы права. Это юридический документ, принятый компетентными субъектами правотворчества. Перечислим нормативные акты в иерархической последовательности, то есть по силе их действия:

● международно-правовые акты (конвенции, соглашения, межгосударственные договоры и др.);

● Конституции (основные законы) государств;

● конституционные законы (в некоторых государствах называются органическими) – акты, напрямую вытекающие из Конституции и принимающиеся согласно особой процедуре;

● кодексы – своды законов в области одной правовой отрасли;

● законы;

● подзаконные акты – акты, дополняющие законы. Принимаются исполнительными органами власти (правительствами, администрациями) и не могут противоречить законам;

♦ нормативный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правоотношений, содержащее условия их участия в данных правоотношениях. Не может противоречить нормативным актам, отступает от их указаний лишь в том случае, когда нормативный акт это позволяет;

♦ правовой прецедент – судебное или административное решение по какому-то конкретному делу, которое становится образцом для решений по аналогичным делам. Применяется преимущественно в государствах англосаксонской правовой системы, а в странах с романо-германской семьей используется лишь в особых случаях, чаще всего в форме разъяснений высших судебных инстанций;

♦ правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, не противоречащее нормативным актам и решениям суда;

♦ доктрина в юридической науке – та или иная концепция ученых-правоведов, идеи которой восприняты обществом и апробированы на практике. Имеет большое значение и является источником права в государствах англосаксонской правовой семьи.

Структура нормы права

Структура нормы права – это ее смысловое построение. Нормы права излагаются на разных языках и при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): «Если..., то..., иначе...».

Элементы структуры норм права:

♦ гипотеза – элемент нормы, описывающий жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определенные отношения. Причем сама гипотеза указывает только обстоятельство (условие). Например: «Если сторона уклоняется от исполнения договора...», или «В случае нарушения обязательства стороной такой-то...», или «При невозможности исполнения договора...»;

♦ диспозиция – ключевой элемент нормы права, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Например: «...договор признается недействительным». В случае когда нет никакого обстоятельства, то есть гипотеза отсутствует, диспозиция может звучать примерно так: «Российская Федерация – демократическое суверенное государство...». Присутствие лишь диспозиции в норме характерно для конституционного (государственного) права;

♦ санкция – это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, противоречащих диспозиции. Она зачастую отсутствует в норме права, однако наиболее распространена в нормах уголовно-правовых или административно-правовых санкций.

Соотношение номы права и статьи закона либо подзаконного акта поливариантное. Они могут совпадать, или же статья состоит из нескольких норм, что чаще всего и бывает. Кроме того, даже в одном пункте статьи иногда содержится несколько норм права.

Классификация норм права

Правовые нормы принято классифицировать по гипотезам, диспозициям и санкциям.

Классификация норм права по их гипотезам. По содержанию:

♦ простая гипотеза: описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма связывает возникновение отношения, предусмотренного диспозицией;

♦ составная гипотеза: включает в себя два обстоятельства и более. Отсутствие хотя бы одного из них не позволяет ввести в действие диспозицию. Таким образом, эти обстоятельства могут действовать только в совокупности;

♦ альтернативная гипотеза: включает в себя два обстоятельства и более, но для введения в действие диспозиции достаточно лишь одного из них.

По степени конкретизации обстоятельств:

♦ абстрактные: перечисляются лишь обобщенные формулировки обстоятельств (например, в случае несогласия с условиями договора);

♦ казуистические: перечислены конкретные обстоятельства (например, в случае несогласия с изменениями цены договора).

По наличию либо отсутствию условий:

♦ положительные: диспозиция вводится в действие при наличии указанных в гипотезе условий;

♦ отрицательные: диспозиция вводится в действие при отсутствии указанных в гипотезе условий.

Классификация норм права по их диспозициям. По способу изложения:

♦ прямая диспозиция: вся информация присутствует в самой диспозиции;

♦ ссылочная диспозиция: переадресует к другой статье этого же нормативного акта;

♦ бланкетная диспозиция: отсылает к другим нормативным актам.

По содержанию:

♦ простые: только называют устанавливаемое правоотношение;

♦ описательные: подробно описывают устанавливаемое правоотношение.

По устанавливаемому режиму:

♦ дозволяющие: устанавливают правовое положение лица, в рамках которого оно может действовать по своему усмотрению. Например, провозгласив лицо потерпевшим, констатировав, что его право было нарушено, они позволяют ему защищать нарушенное право всеми любыми способами, предусмотренными законом;

♦ обязывающие: содержат приказ совершить определенные действия или запрет на них.

Классификация норм права по их санкциям. По степени определенности:

♦ абсолютно определенная санкция: указывает точно вид и размер наказания (например, точный размер штрафа за совершенное правонарушение);

♦ относительно определенная санкция: указывает вид наказания и его размеры, определяя нижний и верхний пределы (например, лишение свободы на срок от трех до десяти лет);

♦ альтернативная санкция: предусматривает несколько видов наказания (либо лишение свободы, либо исправительные работы, либо денежный штраф), из которые применяется только одно.

По объему:

♦ простые: содержат одно неблагоприятное действие (наказание);

♦ сложные: содержат два и более неблагоприятных действия в совокупности.

По отраслевой принадлежности:

♦ уголовно-правовые;

♦ административно-правовые;

♦ дисциплинарные и т. д.

Императивные и диспозитивные нормы

Императивные нормы – жестко формулируют правила поведения сторон, не позволяя субъектам правоотношений самим устанавливать правила, менять или корректировать то, что предусмотрено в нормативном акте.

Например, они не содержат никаких оговорок и звучат примерно так: «В случае совершения... нарушитель уплачивает штраф в размере...» Это административно-правовая норма. Или же: «Срок исковой давности по данным сделкам составляет три года». Это гражданско-правовая норма. Практически всем нормам Конституции присущ императивный характер. Достаточно привести самую первую: «Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Диспозитивные нормы – дают участникам правоотношений возможность самим скорректировать свои установки.

Такие нормы всегда оканчиваются фразой «...если иное не предусмотрено законом (или договором)». Таким образом, субъекты могут и отступить от требований закона, но только в том случае, если закон сам это им позволяет. Данные нормы могут восполнять то, что не оговорили участники правоотношений. Если же они это сделали, то будут действовать их собственные правила. Приоритетными выступят нормы, содержащиеся в договоре самих участников правоотношений, а не в данном законе.

1.11. Система права и система законодательства

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий

Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Иными словами, система права – это совокупность юридических норм. Но не всякое множество норм можно назвать системой, поскольку для того, чтобы быть ей, необходимо единство следующих условий:

♦ взаимодействие норм друг с другом;

♦ внутреннее единство норм (они должны подчиняться единым принципам и выражать единую государственную волю);

♦ внутренняя согласованность норм (они должны не противоречить друг другу, а дополнять; необходимо наличие определенной иерархии между нормами).

Право делится на отрасли, подотрасли и институты. Критерием деления выступает предмет правового регулирования. В некоторых случаях отрасль не делится на подотрасли, а сразу структурируется по отдельным правовым институтам. Разъясним эти понятия, а также приведем примеры.

Правовая отрасль – это совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения. При этом используется присущий именно данной отрасли метод правового регулирования. Например, имущественные и связанные с ними неимущественные отношения регулируются гражданским правом, отношения по поводу совершения преступлений и последствий этих преступлений – уголовным, а правоотношения, связанные с уплатой государственных налогов физическими и юридическими лицами, – налоговым.

Правовая подотрасль – совокупность норм, регулирующих несколько отдельных сторон (участков) однородных общественных отношений. У этих отношений те же субъекты и объекты, поэтому выделение их в отдельную отрасль не требуется. Например, договорные отношения в рамках гражданского права регулируются обязательственным правом, а отношения, связанные с наследством, – наследственным. Обе эти подотрасли входят в гражданское право и являются его частью. Другой пример: избирательное право является важнейшим разделом отрасли конституционного права.

Правовой институт – совокупность норм, регулирующих какой-то один участок общественных отношений в рамках данной отрасли или подотрасли. Например, институт купли-продажи, сделок, представительства в рамках гражданского права.

Вместе с тем следует отличать понятие система права от понятия система законодательства.

Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение внутренние содержательные и структурные характеристики системы права. Иными словами, если система права делится на отрасли и подотрасли, а также правовые институты, то всем этим разделам права соответствуют конкретные нормативные акты: кодексы, законы и пр. Именно они и составляют систему законодательства.

Вся она систематизирована по направлениям правового регулирования и по видам общественных отношений. Особенно это касается государств романо-германской правовой семьи, где закон (нормативный акт) является основным источником права.

Систематизация законодательства бывает двух видов:

♦ кодификация. В этом случае нормы, регулирующие одну из отраслей правоотношений, собирают в единый кодекс, который также можно назвать сводом законов. Например, гражданский, уголовный, семейный, налоговый и т. д. В этом случае нормы, содержащиеся в кодексе, одинаковы по силе действия друг к другу. А главное, создается единый нормативный акт – кодекс;

♦ инкорпорация – объединение разных нормативных документов: законов, указов, положений, инструкций и т. д. Вместе их связывает лишь общая сфера правового регулирования. Например, сборники «Законодательство РФ о защите прав потребителей» или «Законодательство РФ о нотариате». Они издаются Министерством юстиции и единым нормативным документом не являются. Вместе с тем их легко использовать в практической деятельности как юристам, так и обычным гражданам.

Публичное и частное право

В романо-германской семье система объективного права делится на право публичное и частное. Основными критериями тут выступают юридическое положение субъектов по отношению друг к другу, особенности метода правового регулирования, преобладание императивности или диспозитивности в поведении субъектов и др.

Публичное право – это совокупность правовых отраслей, регулирующих отношения, одним из участников которых является государство. При этом оно находится не в равных условиях с другими, а преобладает и диктует им свою волю. Иными словами, отношения между субъектами строятся по вертикали, на принципах субординации.

В связи с этим здесь превалируют императивные нормы, прямо указывающие остальным субъектам, как им следует поступать в том или ином случае. Например, конституционное (государственное) право, административное право, налоговое право и др.

Частное право – это совокупность правовых отраслей, регулирующих и защищающих интересы отдельных лиц (физических, юридических или даже государства) в их взаимоотношениях с другими лицами. Отношения строятся по горизонтали, на принципах равенства субъектов и независимости друг от друга.

Конец ознакомительного фрагмента.