Предложения в которых упоминается "поведение личности"
Методика позволяет изучить особенности совладающего поведения личности с точки зрения соотношения выраженности эмоционально — и когнитивно-ориентированных форм копинга, а также соотношения конструктивных и неконструктивных копинг-механизмов.
К внешнему поиску относят первые четыре ступени йоги: этические дисциплины (яма), правила индивидуального поведения личности (нияма) и асаны (позы, принимаемые для совершенствования тела).
Под термином «волевое поведение» понимается такое поведение личности, которое является переходным от действия по необходимости к действию по новому сформированному мотиву и созвучному заданному действию.
Это ритм, темп, продолжительность и интенсивность психических и эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения личности, а именно активность, подвижность, быстрота или замедленность реакций и т.
Сама эта проблема намного сложнее и связана общемировой тенденцией ограничения реализации человеческих возможностей в отдельных сферах бытия, прежде всего, связанных с массовым сознанием: мировоззрением и моралью; воспитанием и поведением личности и семьи; формированием облика нации, народа, человечества.
Критерии нравственности не остаются неизменными, они меняются в зависимости от потребностей и интересов личности и общества, которые лежат в основе нравственного поведения личности, определяют мотивы поступков личности.
Она функционально объединяет разнообразные проявления человеческой психики (процессы, состояния, феномены), опосредующие на социально-психологическом уровне влияние отдельных элементов правовой системы на поведение личности в сфере действия права.
Это взаимодействие определяет мотивацию правового поведения личности.
Асмолов назвал социотипическим поведением личности.
Моральный аспект всегда присутствует в поведении личности, когда так или иначе затрагиваются интересы других членов общества или общества в целом.
Оглушённое «богоутратой» и с тоской оглядывающееся назад неверие затрудняется выработать изнутри себя полноценные побудители для поведения личности, когда она лишилась поставлявшего их прежде священно-неотмирного родника.
Поэтому с детских лет до самой смерти поведение личности было определено обязанностью развивать как можно большую деятельность, посредством ли собственных мышц или путём управления силами природы.
Каждое из чисел определяет некую духовно-нравственную программу как стереотип поведения личности.
Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.
Долг, совесть, честь и достоинство — наиболее специфические нравственные понятия, обращённые к субъекту нравственного поведения — личности, и характеризующие состояние её моральности.
Некоторые эксперты указывают также, что среди факторов коррупции значительную роль могут играть определённые этнокультурные традиции и обычаи, пережитки, которые в определённой степени программируют поведение личности.
Принцип — основное, исходное положение теории, правило поведения субъекта управления в какой-либо сфере деятельности или правило поведения личности.
Оно тесно связано с волевой регуляцией поведения личности, с осознанным и избирательным реагированием нате или иные объекты.
Реакция общества на негативное социальное поведение личности всегда связана с политической, правовой или моральной оценкой его объективных признаков и субъективного содержания.
Такой формой является уже абстрактно выделенный класс явлений — реактивное поведение личности, группы лиц или иной организационной структуры общества, зафиксированное в качестве опасного и несовместимого с общественной свободой деяния в рамках позитивного права, с его законами, нормами и предписаниями.
Кроме того, в систему нравственной культуры личности входит этикет как уровень приверженности к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения личности.
Идеологическое воздействие осуществляется через правовую психологию, включающую распространённые в обществе правовые убеждения, умонастроения, оценки, установки, которые оказывают самое непосредственное влияние на правовое поведение личности.
Юнга рассматривает поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т.
Такой подход просуществовал до начала 60-х годов, до того момента, когда советские учёные стали уделять внимание личности преступника и развернулась дискуссия о соотношении социального и биологического в преступном поведении личности, которая продолжается по сей день.
Она изучает механизм регулирования поведения личности, следовательно, предоставляет факты, влияющие на мотивы поведения лиц, а также общественных групп, соблюдающих и реализующих правовые нормы.
Механизм нравственного регулирования поведения личности состоит в том, что на первом плане находится внутреннее убеждение человека.
Поведение человека определяется его личностной характеристикой, а также внешним окружением, и меняется в зависимости от конкретной ситуации, которая больше других оказывает влияние на поведение личности.
Когда между людьми устанавливается устойчивое взаимодействие, происходит становление ролей или совокупности ожиданий, определяющих поведение личности.
Ведущая роль в регулировании социального поведения личности принадлежит нормам нравственности, которые регламентируют не урегулированные нормами права общественные отношения.
Ядова, который сконцентрировал особое внимание на адаптационном поведении личности в условиях трансформации общества.
Во-первых, основная ценность «свободы» состоит в возможности спонтанного и индивидуального мышления и поведения личности в социуме, что невольно вносит противоречивость и в определённой степени непредсказуемость социального функционирования.
Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, поведения личности, их соответствие определённым идеалам, нормам, принципам.
Моральная оценка — это не простое дело, что составляющие нравственного поступка (доброе побуждение, полезный результат, хорошие добрые цели и средства) предполагают сложное осмысленное поведение личности.
По своему содержанию они, как правило, совпадают и выполняют сходные функции в моральном регулировании поведения личности.
Выявление взаимосвязи данных феноменов позволит глубже понять психологические механизмы экономического поведения личности, а также особенности воздействия современных маркетинговых коммуникаций на потребителей.
С одной стороны, идеологические процессы оказывают влияние на социальное поведение личностей и социальных групп, а следовательно, и на социальную историю, опосредуясь психологическими особенностями человека как личности и субъекта деятельности.
Они были дополнены наблюдениями за поведением личности в рабочих условиях.
Их поведение сходно с поведением личностей пограничного типа, но подчас приобретает более экстремальные формы.
Психология — поведение личности (мотивация, чувства, представления, интерес), роль и ролевые ожидания в процессе общения, межличностное отношение в малых группах.
Левиным, согласно которой, поведение личности управляется психологическими силами (стремления, намерения), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле «жизненного пространства».
Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.
Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, поведения личности, их соответствие определённым нормам, принципам, идеалам; это самостоятельное определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков.
Актуализация потребности в безопасности, её доминирование на конкретном этапе означает, что именно удовлетворению этой потребности подчинится всё поведение личности.
Она отмечает, что ценностные ориентации представляют собой наиболее гибкую, предполагающую выбор, а, следовательно, и всесторонний учёт индивидуальных интересов и потребностей форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, то есть именно в ценностных ориентациях проявляется избирательность человеческого поведения, опосредованная представлениями личности о смысле и ценностях человеческой жизни.
Со временем он конкретизировал понятие ценностных ориентаций, стал рассматривать их как особый вид социальных установок, формирующихся на основе высших социальных потребностях и регулирующих поведение и деятельность человека в наиболее значимых ситуациях его социального поведения личности.
Ещё более сложным выступает понятие «виртуальное поведение в виртуальной организации»: происходит объединение особенностей поведения с ограничениями, которые налагает такая организация на поведение личности, группы.
На поведение личности в большой степени влияет ситуация, поскольку она выступает как ограничивающий или освобождающий фактор.
Психологи отмечают противоречивые последствия влияния неуправляемого использования компьютера, особенно в школьном возрасте, на развитие мышления и поведение личности.
Креативность понимается им как особенности поведения личности, выражающиеся в оригинальных способах получения продукта, достижения решения проблемы, новых подходах к проблеме с разных точек зрения.
Автор анализирует уголовно-правовые и криминологические аспекты личности и поведения потерпевшего, раскрывает механизм совершения виктимологически обусловленных преступлений.
Каждое преступление представляет собой конкретный акт общественно опасного виновного поведения конкретной личности.
Мозг — это мы сами, наша личность, поведение, наши ментальные способности и наши чувства.
Следовательно, условием нормального существования общества, государства и личности выступают и сами люди, осуществляющие позитивное социально значимое поведение.
Методика «Мой самый хороший и самый плохой поступки» позволяет исследовать знание ребёнком социальных норм, потенциальную готовность их соблюдать, характер отношений личности и общества и восприятие ребёнком себя в обществе, уровень рефлексии собственного поведения.
Указанные социальные качества личности в свою очередь детерминированы, сформировались в процессе жизнедеятельности личности, воспитания в широком смысле слова, ибо человек не имеет наследственных моделей социального поведения.
— Хороший продавец — это хорошим психологом, он должен разбираться в типах личности, шаблонах поведения и последствиях, вызванных словом или действием.
Исходным в данном методе является положение о том, что групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований.
Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости соблюдения и служения закону как высшей ценности.
Нельзя признать объектами общественных отношений и такие блага, как телесная неприкосновенность, тайна переписки, авторство, безопасность, неприкосновенность жилища, переписки, иных сфер личной жизни, личная неприкосновенность, свобода совести, свобода слова, свобода выбора в установленных законом рамках модели поведения, телесная (физическая) целостность, свобода личности, личная тайна, благоприятное экологическое состояние личности и др.
Анализируемые уголовные кодексы включают противоправное поведение потерпевшего в объективную сторону отдельных составов преступлений против личности (ст.
Уголовная ответственность конкретного субъекта возникает за совершение им преступного деяния, но только потому, что подобный поступок, будучи общественно опасным, в определённой мере является следствием и выражением личности данного индивида, и для того, чтобы выработать у него новые, более или менее стойкие внутренние детерминанты социального поведения, чтобы предупредить совершение им нового преступления.
Потому что в этом случае придётся учитывать лишь текущий уровень развития личностей, наполняющих рынок, их нормы морали, культуры и поведения.
Во-первых, его применение во многих случаях парализует, делает невозможным (или ограничивает такую возможность) проявление личностью тех её качеств, которые обусловливают преступное поведение.
Тем не менее общественные действия масс, крупных и небольших социальных групп, деятельность органов и в целом системы государственного управления и управленческие отношения складываются из действий и поведения многочисленных отдельных личностей, руководящих, должностных и рядовых граждан.
Средства исправления осуждённых применяются с учётом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осуждённых и их поведения.
Детерминистическая концепция рассматривает каждый, в том числе преступный, акт поведения человека как необходимое следствие определённого детерминирующего комплекса, решающую роль в котором играют направленность личности, её нравственные особенности.
Такого рода игры — это и есть не что иное, как навязанные модели поведения, в которых человек натягивает на себя несвойственные ему роли, вместо того чтобы быть собой и раскрываться как уникальная, неповторимая личность.
Однако, как уже отмечалось, подростки не всегда умеют правильно разобраться в нравственных качествах личности, их иногда привлекает внешняя сторона поведения человека.
Креативность последнего типа требует определённого поведения родителей: они должны поддерживать процесс формирования уникальной личности, не ограничивая её своими представлениями и не помещая в те рамки, которые очевидны им.
Каждый человек имеет сугубо специфический тип личности, оказывающий влияние на его покупательское поведение.
Человек в своём поведении руководствуется естественной склонностью к подражанию какой-либо важной личности (дети — взрослым, простые — знатным).
Надо сказать, что в этих случаях родители обычно действуют под влиянием глубинных проблем своей собственной личности, которые они плохо осознают, прикрываясь псевдорациональными объяснениями своего поведения.
Формирование неповторимой, уникальной личности есть процесс саморазвития и самовоспитания, который предполагает преодоление в поведении человека «массовидных» тенденций, ибо подлинное воспитание не может иметь своим объектом массу.
Достаточно часто их применяют при расстройствах зрелой личности и поведения у взрослых (старый термин — психопатии).
Прежде всего, это детерминистическая концепция преступного поведения, исходящая, в частности, из того, что преступление — не результат злой воли субъекта, а необходимое следствие определённого детерминирующего комплекса, результат сложного взаимодействия личности со средой, в котором решающее значение имеют отрицательные социальные качества субъекта преступления, сложившиеся в силу действия неблагоприятных факторов нравственного формирования.
Посторонние наблюдатели или праздно шатающиеся личности, которые могли привлечь моё внимание неуместностью поведения, отсутствовали.
Театр начинается с вешалки, а изменения в вашей жизни начинаются с вас — с вашего внутреннего мира, с вашей личности, с ваших привычек и моделей поведения.
Поэтому когда мы говорим о меньшинствах, надо в первую очередь задавать вопросы не о количестве таких людей, а о том, каково их место в ценностно-нормативном континууме общества, как они влияют на реальное общественное поведение, на воспитание молодёжи, формирование личности и т.
В настоящее время темперамент, под которым понимается совокупность индивидуальных, относительно устойчивых психодинамических свойств личности человека, проявляющихся в его поведении и деятельности, признан важнейшим структурным компонентом, определяющим личностные особенности каждого человека.
Ответственность выступает здесь, как обращённое к личности требование не переходить в своём поведении за пределы предоставленной ей обществом свободы, т.
Ошибка в поведении врача заключается в том, что он, не оценив особенностей личности пациентки, подверженной депрессивным состояниям, сразу сообщил ей о своих наихудших предположениях, хотя в этом случае, назначая тот же перечень обследований, обосновывать их для пациентки нужно было гораздо мягче, даже если врач действительно подозревал возможность столь серьёзной болезни.
Сочетание же внешних и внутренних конфликтов создаёт почву для соответствующего поведения человека, иначе говоря, он становится конфликтной личностью.
Фрейдистская психоаналитическая концепция личности и поведения человека также приводит по существу к отрицанию понятия нравственной ответственности.
Негативные расстройства при экзогенно-органических заболеваниях характеризуются психопатоподобными изменениями личности, проявляющимися чрезмерной насыщенностью переживаний, неадекватностью по силе и выраженности эмоциональных реакций и агрессивности поведения.
Оно характерно тем, что преобладают не нарушения памяти и ориентации в пространстве, а изменения личности, поведения, проблемы с речью.
Поскольку преступность как социальное явление выражается в конкретных актах антиобщественного поведения людей, то в предмет криминологии входит также изучение закономерностей, определяющих индивидуальное преступное поведение, фактических общественных отношений, приводящих к формированию личности преступника и совершению преступления, выявление «механизма» преступного поведения.
Говоря о современном языке детской субкультуры, мы имеем в виду ту её часть, которая касается психологической предобразованности ребёнка, совокупности его житейских понятий о психической жизни человека и спонтанных способах саморегуляции поведения, а также выделяем коммуникативную составляющую: знания и умения ребёнка, которые проявляются в отношениях со сверстниками и взрослыми и являются важным фактором развития личности.
Он вычленяет проблему приобретения (через научение) «поведения с деструктивным потенциалом», с одной стороны, и с другой — проблему факторов, «определяющих, будет ли личность реализовывать то, чему она научена».
Здесь личность и поведение члена группы меньшинства очень сильно отличается от нормальной для данного общества.
Некоторые посчитали его учение опровержением всей психологии личности, и целое поколение студентов-психологов училось объяснять своё поведение другими факторами.
В рамках психосоматики исследовались и исследуются связи между характеристиками личности (конституциональные особенности, черты характера и личности, стили поведения, типы эмоциональных конфликтов) с тем или иным соматическим заболеванием.
Она объясняет причины поведения человека в культуре, анализирует причины нарушения культурных норм, выявляет общие закономерности формирования культурно обусловленных черт личности.
Характер — это сочетание наиболее устойчивых особенностей главных свойств личности, которые проявляются в поведении человека и его отношении к окружающей действительности и самому себе.
Индивид, конечно, несёт уголовную ответственность за виновное совершение предусмотренных уголовным законом общественно опасных действий, но только потому, что подобный поступок, будучи общественно опасным, в определённой мере является следствием и выражением личности данного индивида, и для того, чтобы выработать у него новые более или менее стойкие детерминанты социального поведения.
Предметом обратной связи выступают уже не только особенности личности и поведения отдельных участников, но и групповое взаимодействие в целом.
Если всё время руководствоваться только общепринятыми нормами поведения, то трудно будет понять, где здесь выбор вашей личности, а где бездумное следование догмам, определённым социумом, и воспитанию, часто неправильному.
Совершенно очевидно, что влияние родительского стиля поведения на формирование личности ребёнка исключительно велико.
Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведёт опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Криминологическое изучение личности предполагает учёт индивидуальных психических особенностей и социально значимых биологических свойств, которые играют важную роль в механизме преступного поведения.
Это проявляется, в частности, в акценте на возможности расширения опыта личности путём доведения до сознания и постановки под его контроль тех механизмов поведения, которые функционируют, используются личностью, но не осознаются ею.
Ролевая теория личности — это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения — ролей, которые вытекают из её социального статуса в данном обществе или социальной группе.
Психологические методы направлены на конкретную личность рабочего или служащего, персонифицированы и индивидуальны, обращены к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, мотивам, потребностям, образам и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
При всём многообразии тенденций и методологий основными направлениями этой школы являются: исследование избирательного поведения крупных и малых социальных групп, а также индивидуального поведения неполитизированного избирателя; проблемы манипулирования различными группами и личностью, применение маркетинга и рекламы в политике: факторы влияния на подсознание; теория принятия политических решений, в том числе с использованием современных компьютерных технологий.
Этот приём заключается в полном, глубоком перевоплощении в другую личность с целью заимствования стиля поведения в целом, развития способностей, решения вопроса о том, как поступить в том или ином принципиально важном случае.
Сущность преступления как характер и степень противопоставления интересов лица, совершающего преступное деяние, интересам других лиц, общества и государства противостоит сущности объекта преступного поведения как достигнутого на данном этапе развития общества, единства интересов личности, общества и государства.
Степень общественной опасности преступника, вероятность совершения им нового преступления, зависит, главным образом, от развитости заключающегося в самом общественном содержании личности основания этой возможности (то есть от того, насколько стойкими, сформировавшимися являются его индивидуалистические взгляды, насколько противоречива сама личность), а также от того, какие условия субъективного и объективного характера непосредственно способствовали возникновению мотивов преступного поведения или способствовали их реализации.
Социальная работа является своеобразным социальным механизмом регуляции поведения и деятельности личности и коллектива (социальной группы).
Вот почему литературный портрет обязательно строится на какой-нибудь наиболее яркой детали — особенности языка, внешнего облика или поведения изображённой личности.
При авторитарном режиме у личности появляются следующие особые черты поведения: конвенционализм — отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей; перенос ответственности и враждебности с индивида на внешние силы, находящиеся вне контроля; желание власти и боязнь её носителей; оправдание своего поведения поведением других; вера в наличие и вмешательство в политику дьявольских сил, заговоров и т.
Антоняна, не психические аномалии сами по себе активно способствуют преступному поведению, а те психологические особенности личности, которые формируются под их влиянием.
Приложение D даёт дополнительное понимание того, как определить свой тип личности путём сравнения вашего поведения с рядом деструкторов, характерных для типов, которые выводят вас из себя и мешают достижению результата.
Обращение психологов к проблемам типологизации личности обусловлено потребностью прогнозировать её поведение и развитие, необходимостью разработки наиболее оптимальных вариантов её обучения и воспитания.
Как уже было отмечено, несколько сложнее обстоят дела с моральным фактором персонализации, хотя и его обозначают требованиями безупречного поведения в быту, отказа от контактов с «сомнительными» личностями, неучастия в политических акциях и т.
Локка к современной правовой ситуации, можно допустить, что роль государства должна сводиться в основном к охране неотчуждаемых прав и свобод человека на извлечение полезных свойств и выгод из достигнутых благодаря божественной воле и человеческому гению плодов просвещённого разума; к установлению чётких границ дозволенного с делегированием максимального объёма полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению девиантного поведения, установлению круга виновных лиц и привлечения их к ответственности (например, в форме аннулирования регистрации доменного имени) в ведение саморегулируемых организаций или (только в случаях, когда затрагиваются наиболее значимые общественные или государственные интересы, например, в сфере безопасности личности, общества или государства) — специализированных судов и правоохранительным органов.
Завершая нашу беседу о самооценке, её роли и условиях формирования, напомним читателю о её тесной связи с уровнем притязаний личности — категории, имеющей безусловную значимость в организации поведения ребёнка.
Надо знать, что представляет собой сам виновный, почему он совершил данное преступление, насколько оно согласуется или, напротив, расходится со всем поведением, со всем строем данной личности, с её взглядами, тенденциями, наклонностями и т.
Особенно плохо, что чаще всего люди не отдают себе отчёта в таком поведении; оно глубоко проникает в саму структуру личности и приводит к вредоносным моделям поведения, которые искоренить крайне трудно.
Центральный элемент физической культуры личности — идеалы, смыслы, нормы и образцы поведения, а также соответствующие знания, интересы и потребности, ориентируясь на которые индивид оценивает те или иные аспекты, функции своего тела как ценность и предпринимает действия для их коррекции в нужном направлении.
Личность должна иметь право знать правила поведения, которые предписаны правом, выполнять эти правила, не опасаясь наступления для себя вредных последствий, а также требовать ото всех окружающих её субъектов, в том числе и судов, соразмерения их действий с правовыми предписаниями.
Сочетание классического костюма с хорошими манерами поведения будет высоко оценено, особенно при первой встрече, причём эта оценка распространится на личность в целом.
Были сформулированы основные уголовно-правовые вопросы, имеющие виктимологический характер, которые сводились к следующему: 1) в каких преступлениях интересы потерпевшего лица выступают в качестве объекта посягательства и в каких из них имеет значение исследование личности и поведения потерпевшего; 2) каково соотношение виновного поведения (в широком смысле слова) потерпевшего и виновного поведения (в уголовно-правовом значении) обвиняемого (подсудимого) в тех случаях, когда действия этих лиц были взаимосвязаны?
Помимо прочего, такое поведение рекомендуется и для общения с упомянутыми выше хамоватыми подростками (особенно если оные присутствуют в не слишком трезвом виде) — эти личности нередко стараются специально спровоцировать постороннего человека на конфликт (просто хочется подраться), и важно не дать им повода.
Смысл такого поведения для ребёнка — отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность.
Симптомы: Слуховые галлюцинации, беспорядочная двигательная активность, двигательно-волевые нарушения, приступы неконтролируемого смеха, изменение личности и поведения.
Институционализация нравственности уничтожила бы свободу совести и вместе с ней всякую независимость личности, включая способность к автономному нравственному поведению.
Путём сознательного, активного присвоения дошкольниками социального опыта, воплощённого в моральных и социальных нормах поведения и отношений людей друг с другом происходит последовательное становление нравственной позиции личности.
Субоцкого, полагающего, что при отнесении действия к административным правонарушениям или к преступлениям административные и судебно-следственные органы должны учитывать свойства личности виновного, его должностное положение, квалификацию, его общественное лицо, стаж работы, прошлое поведение и т.
Точно так же специфическая природа личности, формирующаяся в процессе жизни человека, определяет образ поведения этой личности, который становится её жизненным законом.
Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др.
Но военные контрразведчики не всегда глубоко разбирались в мотивах поведения профилактируемых, характеристике их личностей, особенно по отношению к молодым офицерам и солдатам.
Многовековой опыт северокавказского традиционного физического воспитания подрастающих поколений, являющийся частью духовной культуры горских народов, может быть востребован в практике современного воспитания и образования, если этнокультурное наследие будет рассматриваться и использоваться не только как средство воспитания физически развитой и психически здоровой личности, но и как составляющая специфического механизма детерминации поведения детей в их деятельностной функции430.
Нейро-лингвистическое программирование началось с моделирования поведения и образа мышления выдающихся личностей в различных областях деятельности.
Темперамент связан с другими чертами личности и влияет на отношения, культуру поведения и волевую активность личности.
Дошкольный возраст является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения: складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребёнка превращается из ролевого в волевое.
Внутренняя позиция определяет не только реальное поведение ребёнка, но и те новые качества, свойства и черты личности, которые помогают ему выразить своё понимание роли.
Они считают, что только таким способом возможно обеспечить необходимый для решения вопроса о наказании учёт конкретных обстоятельств дела, и в частности, обстоятельств, характеризующих личность преступника (причины совершения преступления, мотивы и цели, условия, в которых было совершено преступление, прошлая деятельность виновного, поведение в быту и т.
Такая установка в будущем приведёт к нежелательным пассивно-агрессивным моделям поведения и отклонениям, которые проникают глубоко в структуру личности.
Задача педагогики — помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей своё место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.
Взаимодействие личности и правовой системы носит диалектический характер, где личность является одновременно «зависимой переменной», изменяющейся под влиянием правовой системы, но вместе с тем она способна различным образом преломлять это влияние в своём поведении.
Поддержка осуществляется в целях психологического обеспечения развития личности обучающихся, направлена на предупреждение развития негативных тенденций в психологии самоопределяющейся личности, коррекцию отклоняющего поведения, устранение конфликтов во взаимоотношениях.
Первые обычно удовлетворяются поверхностным, общим анализом событий или какой-то личности, тогда как вторые стараются понять мотивы, докопаться до сути события и причины поведения человека.
Первая группа признаков — физические либо социальные — характеризует личность потерпевшего; вторая — его поведение (правомерное, неправомерное, согласие); третье — состояние потерпевшего в момент совершения преступления (например, беспомощное, болезненное).
Следует помнить, что наличие «преподавателя» (в данном случае человека, который будет стараться следить за точностью выполнения разработанного воспитываемым человеком плана поведения) существенно облегчило бы задачу по совершенствованию личности, так как со стороны значительно проще анализировать поступки воспитываемого человека и оценивать их адекватность и тождественность плану поведения.
Справедливо возражая против шаблонного описания личностных проявлений у больных эпилепсией и признания большинства из них «слабоумными», их авторы склонны объяснять особенности поведения больных главным образом реакцией личности на болезнь и окружающую среду.
Данное определение как нельзя лучше отражает самосознание и соответствующий стиль поведения этого полководца, черты внешности которого показывают шизотимический тип личности.
Всё вышесказанное позволяет рассматривать задачи профессионального развития и преодоления кризисов в процессе этого развития как сложную жизненную задачу, требующую мобилизации ресурсов личности, включающих индивидуально-личностные свойства человека, ресурсы совладающего поведения, а также ресурсы поддержки ближайшего окружения.
Исследования раннего возраста показывают, что период начала обучения социальному поведению одновременно является и периодом развития нравственной позиции личности.
Однако как бы ни была развита подобная возможность, это во всех случаях реальная возможность, имеющая своё основание как в общественных свойствах личности, так и в том, что существующие детерминанты социального поведения в виде угрозы применения определённых мер общественного и государственного воздействия при определённых условиях не способны сдерживать антиобщественные побуждения данной личности (при умышленном преступлении) или не обеспечивают надлежащего заботливого отношения к общественным интересам (при неосторожном преступлении), что доказано совершением преступления.
Но лишь некоторые из них, примерно семь, непременно оказывают влияние на твою личность и твоё поведение в будущем.
К человеку следует относиться как к личности, уважать его права и свободы, интересоваться его мнением, понимать его желание быть индивидуальностью, не увлекаться запретами, стараться не прибегать к принуждению, не унижать, постоянно искать взаимопонимание, находить способы влияния на его поведение через пробуждение интереса, увлечений.
Сознание — это высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, что обеспечивает его поведение.
Анализируемое учение о потерпевшем возникло как уголовно-правовая теория в рамках уголовного права совершенно закономерно, так как объективные нужды судебной практики потребовали ответа на ряд вопросов: о статусе потерпевшего в материальном праве; о соотношении его функций в уголовном праве и в уголовном процессе; о влиянии обстоятельств, относящихся к потерпевшему от преступления на характер и степень общественной опасности преступления, особенности и степень вреда, причинённого потерпевшему деянием, предусмотренным уголовным законом; об оценке признаков, характеризующих потерпевшего в составах преступлений; о влиянии личности и поведения потерпевшего на уголовную ответственность и наказание и др.
Согласно диалектико-материалистической концепции поведение человека детерминировано, причём в процессе детерминации участвует и сама личность действующего субъекта.
Сознательное посягательство на необходимые условия существования гражданина, общества, государства или невнимательное поведение при причинении вреда этим охраняемым ценностям в неосторожных преступлениях выражают общее пренебрежительное отношение личности к этим ценностям, потенциальную готовность лица пожертвовать ими для удовлетворения своих эгоистических интересов и фактически отрицание этих ценностей.
Эмоциональная стратегия направлена на сохранение имеющегося репертуара поведения и сложившихся систем отношений личности со стремлением уйти от проблемной ситуации, с сопротивлением адаптирующему воздействию.
Конечной целью ограничений прав является гармоничное сочетание (удовлетворение) индивидуальных и общественных потребностей, интересов, такое урегулирование (ограничение) поведения отдельной личности, которое не позволяло бы нарушать права других участников общественных отношений, интересы общественного правопорядка.
Личность находится в беспрестанном развитии, но в каждый момент, она характеризуется соответствующим комплексом качеств и состояний и находится в определённых условиях, которые участвуют в детерминации поведения.
Нормативный образец личности можно определить сущностными характеристиками её поведения, обусловленными не только субъективностью конкретного человеческого характера, но и культурными доминантами эпохи.
Она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на данном этапе его развития, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Достоевского (1821 — 1881) с потрясающей глубиной дан психологический анализ различных типов жертв, влияние свойств их личности и поведения на возникновение криминогенных и виктимных ситуаций в условиях социальной несправедливости, бессмысленных страданий и унижений, слащавости и корыстолюбия.
Возможность будущего поведения имеет своё основание в настоящих социальных качествах личности.
Под психическими свойствами понимаются конкретные особенности психической деятельности определённой личности, а также особенности её психического состояния и общественных отношений, которые позволяют прогнозировать поведение, направление и динамику психического развития этой личности.
Сознательно я мог быть кем захочу, применяя модели поведения других людей, через изучение их поведения я мог вообразить себя ими и, используя систему актёрского мастерства, воспроизводить через себя личность других людей.
Диалектико-материалистическая концепция поведения, позволяя отвергнуть теорию опасного состояния личности, имеющую своей философской основой вульгарный материализм или механицизм, даёт возможность для научного обоснования понятия общественной опасности преступника.
Скорее состояние обмена, экономики в целом могло бы рассматриваться как производное от поведения человека, структуры его личности.
Если младший школьник и даже младший подросток (11 лет) почти не задумывается над этими вопросами, осознаёт лишь отдельные свои поступки, отдельные факты своего поведения, то уже через год или два года у школьников начинают формироваться представления о себе, о собственной личности.
В процессе такого изучения человек доискивается до происхождения своего эмоционального и мыслительного образа поведения с целью осознанного структурирования собственной личности и подсознания.
В связи с этим можно рекомендовать наиболее тщательно подходить к изучению личности подозреваемого (обвиняемого), а когда у следователя возникают сомнения в наличии самого факта совершения преступления — к изучению личности потерпевшего (например, когда потерпевшая своим поведением сама провоцирует совершение изнасилования; кроме того, известны случаи, когда «потерпевшая» добровольно вступает в интимные отношения, а затем, после ссоры, обращается в правоохранительные органы с заявлением о якобы произошедшем изнасиловании).
Чтобы человек мог состояться как личность, процесс его обучения должен быть неразрывно связан с нравственным воспитанием, с формированием у молодого поколения таких моральных качеств, которые помогли бы занять достойное место в общественной жизни, самостоятельно сделать моральный выбор, определить линию поведения, свою жизненную позицию.
Своими корнями подобная антисоциальность личности как бы уходит в прошлое — в условия нравственного формирования, предшествующие преступлению, а по своей сущности и значению обращена в будущее, определяя возможные перспективы поведения индивида.
Изложенная в ней оригинальная концепция, получившая международную известность, объединяет новые представления о принципах регуляции поведения, об основах целостности личности, о механизмах развития психических и психосоматических заболеваний, о функции сна и двух полушарий мозга.
Точнее, он принимает за собственную личность чисто внешние свойства — стиль одежды, манеру поведения, характер общения, круг знакомств, которые определяются цивилизацией.
— Такие фундаментальные и неотъемлемые признаки, которые человек не потеряет даже тогда, когда он растёт, становится личностью, при общении в семье и обществе, обрастая новыми, сложными манерами поведения, кодексами и нормами, исполняя новые роли.
Иной способ классификации представителей меньшинств — это классификация по удельному весу в структуре их личности и поведения «большинственных» и, соответственно, «меньшинственных» характеристик, то есть по тому, в большей или меньшей степени они соответствуют правилам вмещающего общества.
Сюда можно привести такие качества, как интеллект, разные виды мышления, речь и поведение, нормы жизни и порядок, усердие и трудолюбие и прочие качества личности, формирующие модель поведения в условиях высокоорганизованного социума.
Нетактичное поведение работника аптеки может поколебать веру больного в своего целителя и привести, с одной стороны, к несоблюдению назначенного лечения, с другой — нанести психическую травму пациенту, который при ипохондрическом складе личности начнёт сомневаться во всём: диагнозе, прогнозе, правильности лечения.
Отличительной чертой подобной личности является поведение в обществе, вступающее в противоречия с общественными нормами и правилами.
Признак виновности, являющийся обязательной характеристикой преступного деяния, позволяет связывать объективно опасные действия человека и их последствия с самой социальной сущностью личности виновного, позволяет говорить, что в детерминации поведения определённую роль играли социальные качества человека, а это необходимо для социальной ответственности данного человека заданное поведение.
Сверхценные идеи — мысли, тесно спаянные с личностью больного, определяющие его поведение, имеющие основу в реальной ситуации, вытекающие из неё.
На психологический и поведенческий портрет личности большое влияние оказывает его предыдущая жизнь, а в настоящей жизни его характеристики и поведение лишь видоизменяются под действием различных факторов; сам же типаж остаётся тем же самым, каким он и был от рождения.
Преступление как общественно опасный акт виновного поведения субъекта является следствием и проявлением определённых антисоциальных качеств личности.
Связь между качествами личности и мотивационными ориентациями алгоритмов поведения представляется достаточно очевидной на повседневном уровне.
Личность может приобретать новые формы реакций через наблюдение поведения модели и без подкрепления, однако готовность реализовать эти новые реакции в конечном счёте определяется личным прошлым опытом подкреплений либо опытом подкреплений наблюдаемой модели.
Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде.
Стимулирующая функция педагогической оценки связана с побудительным воздействием на аффективно-волевую сферу личности школьника, изменения в которой вызывают существенные сдвиги в самооценке человека, в уровне его притязаний, в области мотивации поведения, в способах учебной работы, в системе отношений между всеми участниками учебного процесса.
Именно направленность духовного ока на совершенство святит силу внутреннего самоуправления и придаёт внешнему поступку человека значение духовного события; именно сила внутреннего самоуправления оформляет личность духовно видящего человека, и тогда его внешнее поведение не нуждается в пресечении и не терпит понуждения.
Личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага; человек — субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей среды, — в своём поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона; этот закон априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен.
Однако далеко не каждая возможность преступного поведения, имеющая основание в самой антиобщественной или нравственно противоречивой сущности личности, превращается в действительность, то есть далеко не каждый и не при любых обстоятельствах подобный субъект совершает преступления.
Естественно, далеко не все известные личности, жившие в разное время и в разных частях света, отличались крайне несдержанным поведением по отношению к людям, зависящим от них в материальном, политическом или каком-либо другом отношении.
Случается также, что такие личности обнаруживают легкомысленное отношение к другим великим и даже священным интересам, и конечно подобное поведение подлежит моральному осуждению.
— Этот подонок читает книги о выдающихся личностях и черпает оттуда свои манеры, словечки, поведение... Он прячет свою полуголодную, хнычущую душонку за этой маской.
Социологи пользуются психологическими данными при решении проблем, касающихся общества в целом; психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе.
Исследование патопсихологических особенностей личности имеет большое значение для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики и влиянии их на преступное поведение.
Максимум такой совместимости имеет место, когда сумма выражаемого и желаемого поведения у одной личности равна аналогичной сумме у другой личности.
Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.
Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Исходя из предложенной шкалы интенсивности политических действий в политическом поведении классов, наций, социальных групп и слоёв, отдельных личностей, можно выделить две основные формы реализации их политических интересов: политическое участие и политическая деятельность.
Наблюдаемое же взрослыми вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение говорит о наступлении разделения внутренней и внешней стороны личности ребёнка.
Мы нисколько не преуменьшаем неразрывную значимость личности и среды в структуре механизма совершения конкретного преступления, конкретного преступного поведения.
Однако, как бы ни была развита подобная возможность, это во всех случаях реальная возможность, имеющая своё основание как в общественных свойствах личности, так и в том, что существующие детерминанты социального поведения в виде лишь угрозы применения определённых мер общественного и государственного воздействия при определённых условиях не способны сдерживать антиобщественные побуждения данной личности (при умышленном преступлении) или не обеспечивают надлежащего заботливого отношения к общественным интересам (при неосторожном преступлении), что доказано совершение преступления.
Социальная работа — это деятельность по согласованию социального и психологического процессов регуляции поведения и деятельности личности и социальных групп общества.
Характер человека — это основа поведения, синоним личности (от греч.
Такие требования лишены идеологического оттенка, они касаются уже не чувств, а поведения, которое государство может регулировать в рамках международных пактов о правах, не вторгаясь в сферу идей, мыслей, убеждений, эмоций личности.
ЛИЧНОСТЬ проявляется через характеристики и поведение отдельного человека, которые отражают уникальный характер приспособления этого лица к его окружающей среде.
Но это ещё не алкоголизм, так как при этих формах злоупотребления ещё не происходит изменения личности, сохраняется чувство ответственности и критики к своему поведению.
Под темпераментом понимаются индивидуальные особенности личности, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения.
Здесь «личность наблюдает образчик поведения или читает о нём, но не демонстрирует его открыто, пока не возникнут соответствующие обстоятельства» (там же, р.
Речь идёт о меньшинствах, личность или поведение представителей которых менее соответствует норме.
Те, кто посещал лекции по психологии, знакомы с теориями личности, делающими акцент на подсознательных импульсах, якобы лежащих в основе нашего поведения.
Средства исправления применяются к осуждённым с учётом вида наказания, степени общественной опасности и характера преступления, личности и поведения осуждённого.
Такой стереотип поведения свидетельствует о нарушении психологического равновесия в личности медицинской сестры, который нужно корректировать.
Иногда такая агрессивная личность, не демонстрируя определённых нарушений норм поведения, страдает от психосоматических заболеваний.
Задачей уголовной ответственности в отношении лица, совершившего преступление, следует признать лишь определённое воздействие на личность виновного предусмотренными в законе средствами и методами, выработку новых детерминант поведения, необходимых и достаточных, по меньшей мере, для обезопасения социалистического общества от новых преступлений со стороны этого лица (специальное предупреждение).
Внутренние изменения личности и внешние изменения поведения происходят параллельно, взаимно усиливая друг друга.
На каком из них остановится человек определяет его тип личности и особенность его поведения.
Кудрявцева, который полагает, что антиобщественная направленность личности действительно во многих случаях является основной причиной преступления, но в других случаях ближайшая, непосредственная причина усматривается в конкретной жизненной ситуации (например, в неправильном поведении потерпевшего).
Способность осознанного и целесообразного побуждения или торможения психической активности составляют основу подструктуры личности волевого самоуправления поведения, деятельности и состояния человека..
Таким образом, противоречие между естественным своеправием, заложенным в человеке как родовом существе (он может всё), и сначала личностью, ограниченной другими личностями гражданского общества, а затем гражданином, скованным бронёй не только взаимных прав, но и гражданских обязанностей, превращается в объективно существующее основание неправового, аправового и противоправного поведения и действования.
Предполагается, что результатом подобного анализа явится возросшая компетентность личности в отношении собственных мотивов, интенций, фрустраций, вообще возможностей в межличностном общении, а также большее понимание мотивов, целей, стратегий поведения партнёров по общению, осмысление помех взаимопонимания, «безопасное» апробирование возможных путей их избежания и т.
Ошибки контраста заключаются в том, что знания, качества личности и поведения оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого учителя.
Этот метод эффективен при выявлении природы авторитарной личности, объяснении деструктивного и агрессивного поведения.
Личность, общество и государство как наиболее общие объекты преступного поведения подразделяются на родовые объекты преступлений.
Кроме того, чтобы была реализована та или иная возможность поведения, имеющая определённое основание в социальных качествах личности, необходим, как правило, ряд определённых условий, предпосылок.
Однако её можно (и нужно) рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении и жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоёв населения.
К общим недостаткам относят: узкий кругозор и недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостатки общей и мелкой моторики, недостатки речевого развития, слабость произвольной регуляции поведения, коммуникативные трудности, низкий уровень пространственно-временных представлений, недостатки познавательной деятельности, недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Но становление личности в конечном счёте формируется окружением, в котором развивается человек, структурой общества, в котором он растёт, его традицией и оценкой, которую общество даёт тому или иному типу поведения.
Изучение материалов уголовных дел позволило сделать вывод о том, что преступное поведение лиц с патопсихологическими отклонениями находится во взаимосвязи с антисоциальными установками личности.
Например, если для бихевиоризма характерна вытекающая из позитивистских установок тенденция ограничивать исследование сферой непосредственно наблюдаемого, то психоанализ исходит из предпосылки о глубинных детерминантах поведения, рассматривая его как проявление динамики потребностей и мотивов личности.
В психологии под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
В древневосточных философских системах медитация рассматривается как один из способов самовыражения человека, позволяющий выявить и реализовать скрытые свойства своей личности, оценить свою жизненную позицию и манеру поведения, а также изменить их в соответствии с принципами высшей нравственности.
Вместе с тем по мере взросления возрастает число категорий, относящихся к обобщённым личностным качествам, направленности личности, интересам и увлечениям, убеждениям и ценностным ориентациям, устойчивым особенностям поведения, отношениям к лицам противоположного пола.
Дело в том, что типовой механизм совершения преступления определённого вида достаточно существенно трансформируется под воздействием на него личности преступника, его психических, интеллектуальных, психолого-физиологических и, наконец, просто физических свойств и особенностей; каждый преступник вносит в типовой механизм преступного поведения нечто своё, личностное.
Субоцкого, полагающего, что при отнесении действия к административным правонарушениям или преступлениям административные и судебно-следственные органы должны учитывать свойства личности виновного, его должностное положение, квалификацию, его общественное лицо, стаж работы, прошлое поведение и т.
Этическая функция социальной работы проявляется в том, что по своему потенциалу (наряду с социальной политикой) социальная работа способствует утверждению в обществе социальной жизненной философии, формирует этические нормы социального поведения и деятельности, создаёт воспитательный стимул общества (армии), социальной группы для отдельной личности или коллектива.
Содержание же данной взаимосвязи образует сложный диалектически противоречивый процесс самоутверждения и развития личности, который характеризуется, с одной стороны, её обособлением, свободой выбора и действия, а с другой — объективной взаимозависимостью индивидов друг от друга, обусловливающей необходимость согласовывать своё поведение с общественно необходимыми требованиями, определяющими пределы, границы этой свободы.
Вообще, вопросы психологических аспектов понятия эффективности права и норм законодательства являются лишь небольшой частью глобальной социальной проблемы — соотношения общества, его правил и ценностей, личности, её внутреннего мира, потребностей, поведения.
Франк в статье «Об изучении личности и поведения потерпевшего», вышедшей в свет в 1966 г.
Однако в любом случае излишне эмоционального человека будут считать личностью неадекватной, а его поведение — нелогичным, что вряд ли можно назвать желаемым отношением.
Ибо поведение зависит от множества субъективных обстоятельств и косвенных факторов, а личность всегда намного шире, чем какие-то сиюминутные действия.
Причём поведение отдельных личностей не раз служило причиной такого поворота событий, который никак не вытекал из предшествуемых ему мировоззренческих установок народа.
Формирование культуры инстинктивного поведения имеет огромное значение для психологического здоровья личности.
Виновность лица означает, что в совершение общественно опасного деяния включилась личность субъекта преступления как разумного существа, способного сознавать и правильно расценивать фактическое и общественное значение того, что он делает, а также руководить своим поведением.
Социокультура имеет собственную ментальность, собственную философию, собственную религию и образец «святости», собственные формы искусства, свои нравы, законы, кодекс поведения, собственную экономическую и политическую организацию и, наконец, собственный тип личности, со свойственными только ему менталитетом и поведением.
Воспитание — целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему.
Механизмы включения конкретных правовых предписаний, в том числе выраженных в нормах законодательства, в процессы саморегуляции личностью своего поведения ещё недостаточно исследованы.
Адаптация этой группы происходит на уровне приспособления, когда личность, усваивая новые формы, готова следовать им на уровне публичного социального поведения, не воспринимая их внутренне.
Интеллект позволяет по-новому осмыслить своё поведение, выступает базой для самопознания, что в дальнейшем создаёт возможности для ускорения развития качеств личности.
Чечель анализируют законодательство об уголовной ответственности за преступления, совершённые в связи с отрицательным поведением потерпевших; рассматривают общее понятие отрицательного поведения потерпевших, его признаки применительно к отдельным категориям преступлений против личности; исследуют роль отрицательного поведения потерпевших в генезисе преступлений против личности.
Работа над диссертацией потребовала основательного изучения философской литературы, особенно по проблеме детерминации поведения, литературы по психологии личности, трудов дореволюционных российских учёных и советских учёных особенно периода 20-х годов, когда проблематика общественной опасности личности была довольно популярной, доступной в то время иностранной литературы.
В соответствии с данным предложением подлежали выяснению обстоятельства, уточняющие социально обусловленные и психологические свойства личности (мировоззрение, нравственные убеждения, интересы, мотивы, чувства симпатии и антипатии, особенности характера, темперамента, потребности, стиль поведения и т.
Предметом оценки с помощью уголовного наказания выступают не только определённые акты поведения людей — преступления, но также и «авторы» этих актов поведения — преступники, точнее их личность.
Для изучения индивидуально-психологических характеристик профессионального развития использовался методический комплекс, включающий исследование особенностей саморегуляции, планирования и целеполагания, уровня субъективного контроля, характерологических особенностей личности, характеристик самореализации и самоактуализации, совладающего поведения, характеристик здоровья и психофизиологического функционирования.