Глава 1 История возникновения и развития понятия креативности
Интерес к креативности не ограничивается современным периодом.
Например, в древнем мире Платон обсуждал потребность общества в креативных людях, и предлагал способы стимулирования их развития.
Прежде чем приступить к рассмотрению проблемы развития креативности студентов в условиях университета, необходимо уточнить, что мы понимаем под «креативностью».
Слово «create» происходит от латинского слова creatus, формы creare, которое означает «делать». В греческом, корни слова можно проследить в слове kreinein, означающем «осуществлять, совершать».
Исторический анализ показывает, что понятия создателя и создания, творения появилось, по крайней мере, 14 тысяч лет тому назад в попытках объяснить этот мир. Однако в относительно молодом английском языке слово создатель появилось только в 13 веке. Словарь Merriam-Webster’s Collegiate Dictionary утверждает, что самое раннее письменное употребление слова creative «творческий» датируется 1678 годом, а слово creativity появилось письменно только в 1875 году. Несмотря на тот факт, что персы и вавилоняне писали поэтические произведения и занимались искусством, эти даты показывают, что общий феномен с общей сущностью для всех этих видов деятельности не понимался так, как его понимают сейчас, и, конечно же, не изучался так широко, как сейчас. Разрывы в датах также показывают интеллектуальные трудности движения от Creator создателя (с заглавной буквы) до характеристики в качестве прилагательного (creative – творческий), затем следующий этап до абстрактных существительных creativeness и creativity, как способности быть творческим, и, в конце концов, до creator (с прописной буквы) творца, творческого человека, вне зависимости от профессии. Действительно, нет соответствия современным временам, когда согласно некоторым оценкам больше половины всех исследователей рассматривают креативность в какой-либо форме, включая искусственный интеллект.
Кроме изменения формы, значение слов creator, creative, и creativity также изменилось. Например, в древние времена только Бог считался создателем. Многие, если не все, выдающиеся личности прошлого, выступая с новой точкой зрения или каким-то новым продуктом, думали и говорили, что это Божья идея, не их собственная идея или творение. Гуманитарное объяснение креативности пришло гораздо позже: в 20 веке. Однако, до сих пор выше упомянутый словарь MerriamWebster’s Collegiate Dictionary, 10 издание, объясняет современное значение слова creative «креативный» «отмеченный способностью или возможностью создавать».
Разделение понятий «творчество» и «креативность» в русском языке осложнено тем, что последнее является прямым заимствованием из английского языка и имеет ту же основу, что и английский эквивалент «творчество».
Дело в том, что русские слова «творчество» и «креативность» в английском языке имеют один эквивалент «creativity», как и в случае с английским словом «value», имеющим два эквивалента в русском языке «ценность» и «стоимость».
Более того, во многих исследованиях они трактуются как синонимы. Анализ англоязычных толковых словарей позволяет нам сделать вывод о том, что слово «creativity» имеет неоднозначное толкование, включающее как процесс по созданию творческого продукта, так и свойство или способность, присущее человеку.
«Креативность» относительно новое слово в русском языке, которое вошло в употребление наряду с ранее существовавшими словами, обозначающими действие («создавать», «творить»); процесс и результат («создание», «творение», «творчество»); агента действия («творец», «создатель», «автор»); атрибут («творческий», «созидательный»).
Слово «креативный» прочно вошло в русский язык. С каждым днем оно употребляется все чаще, во многих случаях необдуманно. В настоящее время в русском языке наблюдается засилье иностранных слов, они встречаются буквально на каждом шагу. В огромном магазине можно встретить загадочного работника, на спецодежде которого написано таинственное слово «мерчандайзер». Человеку, далекому от английского языка, придется долго теряться в догадках, относительно назначения данного работника. Оказывается его работа – раскладывать товар на полках. Наверное, широкое распространение и быстрая ассимиляция в русском языке иностранных слов связано с их кажущейся привлекательностью, престижностью. Все западное притягивает и манит, пусть даже смысл не всегда понятен.
Креативная обувь, стрижки, мебель, даже бухучет. Креативный директор, продюсер, креатив, креативщик, все эти слова постепенно приживаются в русском языке и изменяются согласно законам словообразования русского языка. Не все словосочетания соответствуют определению «креативный», так, стрижки и обувь, скорее оригинальные, чем креативные, поскольку несут в себе только необычный замысел создателя, но не обладают полезностью. Обувь в виде спагетти или автомобиля, конечно, необычны на вид и оригинальны, но в такой обуви вряд ли кто-то сможет сделать хотя бы пару шагов. Тем самым, главная функция – ношение обуви, становится бессмысленным, то есть бесполезным. Креативные стрижки, также несут печать оригинальности парикмахера, но чаще всего подходят только для конкурсов профессионального мастерства или показов мод. Креативная мебель, однако, в некоторых случаях соответствует сути слова креативный, поскольку за совершенно нестандартным подходом к дизайну мебели скрывается еще функциональность, то есть совмещение предметом мебели нескольких функций, то есть она обладает полезностью. Что касается креативного бухучета, тут, как нам кажется, заложен негативный смысл, поскольку суть данного учета заключается в махинациях, уклонения от уплаты налогов, пусть и законными методами, создание привлекательного финансового отчета для инвесторов, и т. д., то есть использование знаний и профессиональных умений специалиста отнюдь не в благих целях.
В современном мире слово креативный все же употребляется чаще с творческими профессиями, такими как продюсеры, дизайнеры, работники рекламной сферы.
Слово креативность встречается гораздо реже, чем креативный. С чем это связано?
Слово «креативность» было введено для обозначения качества или способности, присущей личности. Но, следует заметить, что в некоторых словарях «креативность» отождествляется с «творчеством».
История изучения креативности связана и с работами Уильяма Даффа (XVIII в.), чьи идеи предвосхитили разделение стилей решения творческих проблем на адаптивные и инновативные, а самого мышления на дивергентное и конвергентное [145, с. 11].
Д. Симпсон впервые использовал понятие «креативность» в 1922 г. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления [93, с. 172].
Различие между дивергентным и конвергентным мышлением было впервые предложено Гилфордом. Он доказывал, что креативность естественный ресурс и предполагал, что усилия, вложенные в стимулирование креативности, принесут высокие дивиденды всему обществу. Гилфорд также предлагал, что креативность можно изучать объективно. Последующие 35 лет он пытался доказать именно это [249, с. 8-9].
Сразу после «спутникового шока» конца 1950-х, акцент США сместился на физические и инженерные науки, и креативность стали рассматривать, как способ поддерживать конкуренцию (особенно в космической гонке с Советским Союзом). В более поздние годы, обсуждение креативности стало заметным в бизнесе, снова с преобладающим акцентом на конкуренцию, на этот раз на рынке и секторах рынка. Необходимость более глубокого понимания креативности стимулировало большое количество исследований. С 1960 года 10 тысяч исследовательских статей по креативности появилось в сотнях журналов и периодических изданий. Свыше 600 книг по креативности вышло в свет в 1990 гг. Это подтверждает, что креативность вызывает интерес во многих сферах, включая искусство и науку.
Наряду с интеллектом в англо-американской психологии в середине 50-х годов XX столетия выделилось и приобрело большую популярность изучение особых способностей, названных креативностью (от лат. creatio – создание, сотворение). Толчком для выделения креативности послужили данные об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью разрешения проблемных ситуаций.
Было признано, что креативность зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать независимо от интеллекта – как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.
Изучение креативности ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам.
Во многих отношениях, однако, креативность рассматривалась до сих пор скорее как нечто эфемерное, неуловимое – загадочный дар, который либо есть, либо отсутствует, – а отнюдь не как набор навыков, которым можно распоряжаться и управлять открыто и систематически [153].
Тейлор (Taylor, 1988) пишет, что уже в 60-х гг. XX в. было дано 60 определений креативности. Они были разделены на шесть типов:
1) гештальтистские, описывающие креативный процесс, как разрушение существующего гештальта для построения лучшего;
2) инновационные, ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта;
3) эстетические, или экспрессивные, делающие упор на самовыражение творца;
4) психоаналитические, или динамические, описывающие креативность в терминах взаимоотношений (Оно, Я и Сверх-Я);
5) проблемные, определяющие креативность через ряд процессов решения задач, к этому типу относится и определение Гилфордом креативности как дивергентного мышления;
6) определения, не попавшие ни в один из вышеперечисленных типов, в том числе и весьма расплывчатые.
Теоретические аспекты креативности освещаются в работах многих зарубежных авторов (Г.Ю.Айзенк, Ф.Баррон, Д.Векслер, М.Вертгеймер, Дж.Гилфорд, Х.Грубер, Р.Крачфилд, А.Маслоу, С.Медник, Р.Стенберг, Р.Е.Тафель, Е.Торранс, М.Уоллах, Дж.Хеслруд, Э.Шехтель). В отечественной психологии проблему креативности рассматривали Д.Б. Богоявленская, Ч.К.Борисов, А.В.Брушлинский, М. С. Каган, А.Г.Ковалев, А.Н.Лук, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, И.Э.Стрелкова и другие.
Кроме комплексного структурно-функционального анализа творческого потенциала, изучались психолого-педагогические основы творчества, развития (В.И.Андреев, А.В.Брушлинский, И.С.Кон, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов); субъектсубъектное взаимодействие и продуктивное общение (А.А.Бодалев, Л.Г.Выготский, А.Г.Ковалев, Б.Ф.Ломов); личностные корреляты креативности (Л.Б.ЕрмолаеваТомина, А.Н.Лук, Р.В.Рескин); развитие творческого потенциала и воспитание коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры (Эд. Де Боно, М.С.Каган, Р.Крачфилд, А.М.Матюшкин, А.Л.Петровская, Е.Торранс, М.Уоллах); диагностика креативности (Д.Б.Богоявленская, Дж.Гилфорд, Л.Б.Ермолаева-Томина, Е.Торранс, Н.Б.Шумакова, Е.И.Щебланова).
Несмотря на широко распространенное применение, понятие креативности, тем не менее, не поддается единому определению. Креативность – основа для открытий и инноваций. Считается, что креативность характеризуют два качества: новизна и полезность. Определения отличаются в зависимости от того, определяют ли исследователи креативность относительно креативной личности, креативного процесса, креативного продукта или креативной среды, а также в зависимости от теоретических перспектив исследователей. В соответствии с разными парадигмами, креативность понимается по-разному. Это:
– проблема, которую нужно решить творчески;
– процесс, ведущий от проблемы к продукту, его характеристикам, фазам;
– продукт, рассматриваемый как проявление креативности;
– персональные качества творца, его свойства, поведение и т.д. [213].
Что же такое креативность?
Способность. Простое определение заключается в том, что креативность – это способность представлять или изобретать что-то новое. Креативность – это не способность создавать из ничего (только Бог на это способен), а способность порождать идеи соединяя, изменяя или применяя по-новому существующие идеи. Некоторые идеи поразительны и блестящи, в то время как некоторые простые, хорошие, практичные идеи, до которых еще никто не додумывался.
Каждый обладает существенными креативными способностями. Просто посмотрите насколько дети креативны. У взрослых креативность часто подавляется образованием, но все же ее можно восстановить.
Отношение. Креативность – это отношение, способность принимать перемены и новшества, желание играть с идеями и возможностями, гибкость точки зрения, привычка наслаждаться хорошим, вместе с поиском путей улучшить это.
Процесс. Креативные люди усердно работают над улучшением идей и решений, постепенно внося изменения и улучшения в свою работу. Термин креативность обладает высоко позитивным смыслом. Трудно представить эффективную и значимую новизну нового оружия массового поражения как креативного, даже если оно (оружие) может содержать все выше упомянутые элементы. Следовательно, кроме эффективности и значимости, креативность имеет этический элемент. В настоящее время данный аспект стал особенно важен в науке (например, в связи с дискуссиями о клонировании людей), бизнесе, производстве и т.д., где потребность в ответственности за окружающую среду все больше акцентируется [250].
В большинстве исследований под креативностью подразумевается некоторая совокупность мыслительных и личностных особенностей, способствующих становлению и проявлению творчества.
Креативность как ценностно-личностная созидательная категория, которая, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом ее самоактуализации и выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний, сколько восприимчивостью, чувствительностью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем [144, с. 64-68].
Данная точка зрения созвучна и мыслям, которые мы находим в работах Маслоу. Он обнаружил, что, как и большинство других людей, думал о креативности в отношении продуктов, и, во-вторых, неосознанно ограничивал креативность некоторыми общепринятыми сферами исключительно человеческого старания. То есть, неосознанно полагал, что любой художник, ведет креативный образ жизни, любой поэт, любой композитор. Теоретики, художники, ученые, изобретатели, писатели могут быть креативными. Никто кроме них. Человек может быть креативным или нет, все или ничего, как будто бы креативность является единоличной прерогативой определенных профессий.
Маслоу стал применять слово креативный не только к продуктам деятельности, но также к людям, характеризуя их, к деятельности, процессам, и отношению. И более того, начал применять слово «креативный» ко многим продуктам деятельности, а не только к стандартным и общепринятым поэмам, теориям, романам, экспериментам и изобразительному искусству, которыми до этого ограничивал употребление этого слова.
Из всего вышесказанного следует, что Маслоу посчитал необходимым разграничивать «креативность особого таланта» от «самоактуализирующейся креативности», которая возникала непосредственно из личности и проявляла себя в повседневной жизни не только в необыкновенных и очевидных продуктах, но и во множестве других проявлениях, как определенное чувство юмора, тенденция делать что-то креативно, например, учить и т.д.
Эта способность выражать идеи и порывы без ограничения и страха выглядеть смешным перед другими оказалась самым существенным аспектом самоактуализирующейся креативности. К. Роджерс использовал превосходную фразу «полностью функционирующий человек», чтобы описать этот аспект состояния.
Другое наблюдение заключалось в том, что креативность всех самоактуализирующихся людей во многих отношениях схожа с креативностью всех счастливых и безмятежных детей. Она спонтанна, непринужденна, невинна, легка, своего рода свобода от стереотипов и клише. И снова, она, казалось, в большей мере состоит из «невинной» свободы восприятия и «невинной» несдерживаемой спонтанности и экспрессивности.
Невинность восприятия и экспрессивность взрослых людей сочеталась с их умудренным опытом умом.
В любом случае, все это похоже на то, что мы имеем дело с основной характеристикой врожденной в человеческой природе, потенциально данной любому или большинству всех людей при рождении, которая часто утрачивается по мере окультуривания человека.
Самоактуализирующиеся люди являются интеграторами, способными соединить разные и порой противоположные вещи в единое целое.
А. Маслоу говорит здесь о способности интегрировать и о способности играть с интеграцией внутри личности, и ее способности интегрировать то, чем бы она ни занималась в мире. Степень, в которой креативность конструктивная, синтезирующая, объединяющая и интегративная, зависит от степени внутренней интеграции личности.
Именно внутреннее одобрение или принятие позволяло самоактуализирующимся людям смело постигать настоящую природу мира и делало их поведение более спонтанным (менее контролируемым, менее ингибированным, менее запланированным, менее подчиненным воле). Они в меньшей степени боялись своих мыслей, даже когда их считали глупыми или сумасшедшими. Они меньше бояться неодобрения или насмешек. Они могут позволить себе переполниться эмоциями.
Фактически Маслоу пытается сказать, что креативность является сопутствующим явлением целостности и интеграции этих людей, что и подразумевает самоактуализация. Как следствие, самоактуализирующиеся люди более открыты для пользы, для радости и креативных целей. Они тратят меньше времени и энергии, защищая себя от самих себя.
Подводя итоги, А. Маслоу считает, что самоактуализирующаяся креативность подчеркивает скорее личность, а не ее достижения, считая эти достижения сопутствующим явлением, излучаемым самой личностью, и таким образом, являющимся вторичным по отношению к ней. Она подчеркивает такие характерные черты, как смелость, мужество, свобода, спонтанность, интеграция, одобрение, которые делают возможным тот вид общей креативности, о которой он говорил, которая выражается в креативной жизни, креативном отношении или креативной личности.
А. Маслоу также уделял внимание выразительности или качеству самости самоактуализирующейся креативности, а не качеству решения проблем или создания продукта. Самоактуализирующаяся креативность испускается как радиоактивность и пронзает всю жизнь независимо от проблем, также как веселый человек излучает радость без цели, умысла или даже неосознанно. Она излучается как солнечный свет, распространяется повсюду. Самоактуализирующуюся креативность трудно определить, потому что иногда она синонимична здоровому состоянию, как предлагает Мустакас.
Креативность (от англ. creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Креативность – способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.
Выделяют следующие аспекты креативности:
1) креативный процесс;
2) креативный продукт;
3) креативная личность;
4) креативная среда (сфера, структура, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества).
Основные условия, необходимые для стимуляции креативности, – психологическая безопасность, принятие, эмпатическое понимание и свобода от оценок, а также климат психологической свободы, атмосферы дозволенности, открытости, игры и спонтанности. Важно не заглушать креативность критикой, оценкой, осуждением.
Креативная среда – среда, в которой креативность проявляется через личностные ощущения, размышления, знания, чувствования, действия. Креативность проявляется как поведение в относительном отсутствии угрозы и принуждения от окружения. Креативность представляет собой восприятие, ответ, действие или общение личности, не принуждаемые другими и в непринужденной обстановке. Если бы креативность могла возникнуть в результате принуждения или как продукт угрозы, в мире было бы больше креативности. Когда личность чувствует угрозу от окружения, она становится осмотрительной и заторможенной и боится свободно выражать свои идеи.
Гармоничное окружение имеет две необходимые характеристики: принятие и стимулирование. В благоприятных условиях для креативности «принятия» окружением недостаточно, должно еще происходить стимулирование членов окружения друг другом (Андерсен Г., 1959).
Креативные продукты – новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновации в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др. Это технические инновации, новые идеи, новые стили в искусстве, новые парадигмы в науке и др.
Результаты творческой деятельности могут лежать в очень широком диапазоне: от научных открытий, коренным образом меняющих экономику и быт общества, и от шедевров, создающих новые направления в искусстве, до умения составить оригинальный букет и украсить свою комнату.
В качестве продукта, как правило, рассматривается также художественный текст при изучении литературного творчества.
Креативный процесс – специфичный для различных областей знаний, но обладает общими характеристиками; он имеет временные рамки и определенные этапы; важной составляющей его является инсайт; креативность – нормативный процесс, однако уровни его проявления зависят от личностных качеств и средовых характеристик; важной можно считать роль бессознательного в этом процессе [190, с. 34].
Психологическое понятие креативности подразумевает следующие предпосылки:
1 Креативность – это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс порождения нового может носить как сознательный, так и бессознательный характер.
2 Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.
3 Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью – эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.
4 Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса и т.п. [119, с. 79]. Суть креативности (творческости) как психологического свойства сводится, по Я. А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна [171. с. 21-25].
Во многих исследованиях креативности акцент падает на выявление психологических креативных механизмов и творческого потенциала, имеющихся у каждой личности, однако, в разных количествах и качествах. При этом возникает проблема лишь в различии их по уровню и степени развития и проявления.
Р. Симпсон рассматривает креативность как способность человека отказаться от стереотипных способов мышления. По мнению Д.Гилфорда, способность к творчеству многомерна и включает в себя способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость мышления, быстроту мышления, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитая интуиция. В последующих своих работах Гилфорд выделил как отдельные факторы такие способности, как беглость аналогий и противопоставлений, экспрессивная беглость (способность быстро составлять фразы), спонтанная гибкость (способность творческой личности быстро переключаться с одного класса объектов на другой), адаптационная гибкость (оригинальность), аудиовизуальная гибкость (способность придавать вербальной или визуальной форме задуманные очертания).
К. Тейлор, подобно Дж. Гилфорду, рассматривает креативность не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени. Этим ученым было выделено 52 критерия одаренности.
Американские психологи Е. Торренс, Дж. Гетцельс, П. Джексон занимались исследованием творческих способностей детей. Для Е. Торренса креативность – это способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии и т. д. Торренс предложил модель креативности, которая включает три фактора: беглость (продуктивность), гибкость, оригинальность. В данном подходе критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.
Такой же подход к пониманию креативности у Дж. Рензулли. Креативность понимается им как особенности поведения личности, выражающиеся в оригинальных способах получения продукта, достижения решения проблемы, новых подходах к проблеме с разных точек зрения.
С. Медник рассматривает креативность как процесс переконструирования элементов в новых комбинациях, отвечающих требованиям полезности и некоторым специальным требованиям. Разработанный этим ученым тест отдаленных ассоциаций выявляет способность испытуемого к нахождению соответствующих – ассоциативных связей.
Т. Амабайл считает креативный ответ на задание функцией трех компонентов, которыми являются:
1) умения, релевантные данной области (знания, опыт);
2) умения, релевантные креативности (стили мышления);
3) мотивация задания.
Ф. Бэррон понимает под креативностью способность привносить нечто новое в опыт; М. Уоллах – способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем.
Итак, мы рассмотрели некоторые из точек зрения на понятие креативности, существующие в зарубежной психологической науке. Общим в них является понимание креативности, основанное на предположении, что каждый индивидуум обладает некими гипотетическими свойствами, релевантными способности к творчеству.
В традиционной психологии и педагогике креативность рассматривалась как личностная категория, и споры в основном велись по поводу уточнения ее трактовки, а именно: креативность как дивергентное мышление (Дж. Гилфорд, O.K. Тихомиров), или интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская, Л.Б. ЕрмолаеваТомина), или как интегрированное качество личности (Я.А. Пономарев и др.).
В отечественной психологической и педагогической науке понятие «креативность» переводится как «творческость» или, иногда, – как «творческостность» и рассматривается как «способность, отражающая свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки, т. е. способность к творчеству»; как «потребностное поисково-преобразовательное отношение личности к действительности, которое проявляется в поисковой преобразовательной активности»; как «некоторая способность бессознательного творческого субъекта порождать множество моделей мира»; «как готовность к применению и развитию своих способностей». При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации, способность к постановке собственной цели.
Таким образом, подходы к определению понятия «креативность» весьма различны. Различны и многочисленные классификации творческих способностей (в отечественной психологии этот термин часто употребляется как аналог термина «креативность»).
Так, Л.Б. Ермолаева-Томина, обобщая опыт зарубежных исследователей творчества, определяет креативность как совокупность разнообразных способностей, каждая из которых может быть представлена в той или иной степени у той или иной индивидуальности, и выделяет следующие ее признаки:
1) открытость опыту – чувствительность к новым проблемам;
2) широта категоризации – отдаленность ассоциаций, широта ассоциативного ряда;
3) беглость мышления – способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому;
4) оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.
Существуют и другие варианты структуры креативности (А.Н. Лук, А.М. Матюшкин и др.).
К структурным компонентам креативности относят:
– интерес к парадоксам;
– склонность к сомнению;
– чувство новизны;
– остроту мысли;
– творческое воображение;
– интуицию;
– эстетическое чувство красоты;
– остроумие;
– способность открывать аналогии;
– смелость и независимость суждений;
– самокритичность;
– логическую строгость;
– способность пользоваться различными формами доказательств и др. [145].
М. А. Холодная (2002) отмечает, что креативность рассматривается в узком и широком значении. Креативность в узком значении – это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова – это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Бэррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Уоллах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд).
Известный американский исследователь креативности П. Торренс определяет ее как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. X. Гейвин (2003) пишет, что под креативностью подразумевается способность получать ценные результаты нестандартным способом. Творческие люди не просто поступают оригинальным образом; результаты их поведения целесообразны и полезны (Мамфорд, Густафсон, 1988). В. Н. Козленко (1990) рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «что с этим можно сделать?».
Креативность рассматривается как относительно независимый фактор одаренности [77, с. 351].
С. И. Макшанов и Н. Ю. Хрящева (1994; 1995) определяют креативность как способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. Н. Ю. Хрящева (1998) отмечает, что креативность проявляется в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образы проблемы. Существенными условиями актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Отмечается и способность к нестандартному поведению, а также осознанию и развитию своего опыта [93].
В. Г. Каменская и И. Е. Мельникова (2008) понимают креативность как личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов.
Креативность – системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т. д. [16, с. 3.].
Анализ литературы по проблеме креативности показал, что понятие «креативность» можно рассматривать в двух направлениях: креативность как психический процесс и креативность как творческое отношение к жизни. Как известно, модель интеллекта Д. Гилфорда включает в себя три составляющие: содержание, операции и результат. В число операций он включает дивергентное мышление, а содержание может быть образным, символическим, семантическим и поведенческим. С. Медник же рассматривает креативность как широту ассоциаций [71, с. 385].
Таким образом, понятие креативности расширяется до бесконечности и вследствие этого размывается. Поэтому, говоря о креативности, Ильин Е.П. считает, что следует хотя бы обозначать, о какой креативности идет речь: креативности как способности или креативности как особенности личности (личности-креативе), чтобы избежать путаницы. По его мнению, одни авторы говорят о креативности как когнитивном процессе, типе мышления, другие подразумевают под ней тип личности, третьи объединяют и тот и другой подход, не очень задумываясь, что есть истинная креативность, а что является лишь свойствами личности, способствующими проявлению креативности.
Хотя слово «креативность» использовалось для обозначения множества различных вещей, последнее время кажется определение «креативности» согласуется с акцентом на два главных требования – новизна и уместность. (например, Амабайл, 1996; Баер, 1993; Стернберг и Любарт, 1999). Плакер, Бегетто и Доу (2004) определяют креативность как «взаимодействие между пригодностью, процессом и средой, благодаря которым человек или группа людей создают ощутимый продукт, обладающий новизной и полезностью, определяемыми в социальном контексте». Это может быть полезном рабочим определением, освещающим ключевые аспекты понятия, чрезмерно не ограниченное [244].
Если говорить о так называемой “природе” креативности, не следует забывать, что креативность не обладает природой, что она не свойственна личности от рождения. Та креативность, о которой мы говорим, остается гипотетическим конструктом, описывающим или объясняющим (в определенных пределах) особый вид специфического человеческого потенциала или способности. Креативность не является энергией сама по себе, это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности. Эта специфическая человеческая деятельность приводит к появлению нового, новаторского продукта.
Как считает Клаус Урбан, креативность означает:
1) создание нового, необычного и неожиданного продукта как решение благодаря инсайту и сенситивности заданной проблемы, значение которой сенситивно воспринимается;
2) на основе и посредством тонкого, инсайтного, широкого восприятия существующих, доступных, открытых данных, а также открытого и целенаправленного поиска информации;
3) посредством анализа, ориентированных на решение, но чрезвычайно гибких процессов обработки и использования необычных ассоциаций и новых комбинаций данных, с помощью собственных широких исчерпывающих знаний (опыта) и/или воображаемых элементов;
4) при помощи синтеза, структуризации и объединения данных, элементов, структур в новый гештальт-решение (при этом процессы, описанные в 3 и 4, частично могут протекать одновременно на разных уровнях обработки и сознания);
5) новый гештальт-решение, произведенный как продукт в продукте;
6) который наконец благодаря коммуникации может быть понят другими, будучи представлен непосредственно через органы чувств или через символическое представление, и оценен как имеющий смысл и значение [213].
Креативность понятие относительно новое и не устоявшееся в психологии. В зависимости от психологического направления под ним понимается либо деятельность по созданию чего-то нового, оригинального; либо характерологическое качество личности; либо процесс или комплекс когнитивных и личностных особенностей индивида, способствующих в психологическом смысле становлению творчества. Отличие состоит в том, что творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, а креативность рассматривается как внутренний ресурс человека.
Хотя и в креативности, и в творчестве необходимо присутствует момент преобразования, но в креативности оно касается системы знаний и ценностей самого субъекта, а в творчестве и некоторой части системы социокультурных отношений, норм, ценностей, знаний, способов действий. И в творчестве, и в креативности присутствует момент оценки созданного и создаваемого, но в творчестве это оценка со стороны другого, а в креативности, по меньшей мере, самооценка.
Понятие «творчество» является более общим (включающим в себя, в том числе и креативность), отражающим помимо субъективных моментов также процесс новизны, креативность – это не какая-то отдельная сторона личности, а наиболее существенная и необходимая ее характеристика, ожидаемой субъектом деятельности. Личностное развитие подразумевает стратегию высвобождения внутренних ресурсов, включающих способность решать ценностно – нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, активно воздействовать на среду, отстаивая свою независимость от внешнего давления и возможность творческих проявлений.
Е.Л. Яковлева определяет креативность как личностную характеристику, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализацию человеком собственной индивидуальности. Однако некоторые авторы все же склонны выделять некоторое множество черт личности, присущих креативным людям (М. Чиксентмихаи, Т. Амабайл и М. Коллинз, Р. Кеттелл и др.). Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности – это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики креативности, по мнению Е.Л. Яковлевой, не предметны (в смысле наличия продукта – материального или идеального), а процессуальны, так как креативность рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности.
Основными процессуальными характеристиками креативности являются следующие:
а) креативность развивается в процессе субъект-субъектного взаимодействия;
б) креативность проявляется в той или иной деятельности человека.
Эти характеристики логически вытекают из рассмотрения креативности, как реализации собственной индивидуальности, т.к. человеческая индивидуальность проявляется в процессе межличностного общения (прямого или косвенного) и всегда в той или иной мере является предъявлением своей индивидуальности другому человеку [178, с. 115].
В. Н. Дружинин полагает [77], что не все люди потенциально креативны. Точнее было бы сказать, что не все люди обладают высоким уровнем креативности, т. е. креативной способностью. Ведь он сам говорит о людях высококреативных и низкокреативных.
В западной психологии термин «креативность» появился для обозначения способности индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Философский словарь трактует «творчество» следующим образом: «творчество (креативность) рассматривается в психологии как «психологический процесс созидания нового и совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс». Как мы видим, понятия «творчество» и «креативность» тождественны в данной интерпретации, тогда как обозначают и процесс и качество личности.
В отечественной науке психологи под «творчеством» понимают создание оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость (С.Л. Рубинштейн); созидание нового, в том числе и во внутреннем мире субъекта (Л.С. Выготский); источник и механизм движения, атрибут материи (Я.А. Пономарев); выход за пределы наличной ситуации (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин).
Итак, по мнению психологов, творчество выступает как процесс и результат деятельности, в то время как креативность является глубинным свойством, устойчивой особенностью субъекта, обусловливающей его творческую активность.
Мы будем придерживаться данной точки зрения, и понимать под творчеством процесс и результат деятельности по созданию нового, оригинального, тогда как креативность служит для обозначения имманентных качеств личности, способной к творческой активности.
Исходя из положения, что креативность – это качество личности, а творчество – процесс и результат ее деятельности, мы приступим к рассмотрению именно креативности – свойства личности, являющейся субъектом деятельности. Рассматривая проблему креативности, многие ученые стоят перед выбором, считать ли креативность наследственной характеристикой лишь немногих людей, или имманентным качеством, присущим любому субъекту в большей или меньшей степени. Последнее время в психологии ярко выражено мнение о том, что у всех людей есть способности к творчеству. Творческие способности в совокупности с личными качествами и присущим типом мышления составляют его индивидуальность. По мнению Дж. Айана, чтобы постоянно поддерживать творческий дух необходимо наличие следующих элементов:
– любознательность;
– энергичность;
– готовность рисковать;
– открытость новому.
Некоторые психологи добавляют к этому списку:
– мотивацию;
– настойчивость;
– стремление исследовать;
– трудолюбие;
– неограниченность временными рамками.
С креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе [77].
Мотивация тесно связана с настойчивостью и умением доводить начатое дело до конца. По словам академика А.Н. Крылова, «во всяком практическом деле идея составляет от 2 % до 5 %, а остальные 98-95 % – это исполнение», в связи с этим, возникает проблема поддержания мотивации на всех этапах деятельности, которая может быть решена, если вся творческая деятельность будет проходить на высоком эмоциональном уровне. Несомненно, креативность зависит от любознательности, открытости новому и готовности рисковать.
По мере накопления эмпирических данных, появилось представление, что креативность – это комплексный феномен, включающий операцию множественных влияний по мере движения от начальной генерации идеи до получения новаторского продукта.
Хотя доклад Гилфорда, как президента Американской ассоциации психологов, назывался «Креативность» (Guilford, 1950), с течением времени психологи стали понимать креативность и дивергентное мышление почти как синонимы (Cropley, 1999).
Расщепление одаренности является результатом констатации того факта, что сами по себе способности еще не тождественны творческому потенциалу человека. Осознана механистичность логики: «чем выше способности, тем выше творческая отдача». Действительно, рассмотрение творческой способности, творческой одаренности в качестве особой, самостоятельной одаренности, ответственной за творческие достижения человека, базируется на ряде исходных противоречий в самой природе способностей и творчества. Эти противоречия находят отражение в парадоксальной феноменологии: человек с высокими способностями может не быть творческим, и, наоборот, нередки случаи, когда менее обученный и даже менее способный человек является творческим.
Действительно, кажутся абсолютно очевидными критерии оценки креативности: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Подкупает то, что в качестве одного из основных показателей дивергентности выступает оригинальность.
Одним из значимых параметров креативности является оригинальность. Если исходить из базовых представлений о креативности, то именно оригинальность следует трактовать ее центральным параметром: ведь производство новых идей (критерий новизны) служит важнейшим признаком креативного мышления.
Ряд ученых считают, что оригинальные идеи нельзя рассматривать в отрыве от их полезности. Если оригинальные идеи рассматривать безотносительно к их полезности, невозможно будет отделить креативные идеи от эксцентричных или шизофренических, которые также могут быть оригинальными, но они неэффективны (Martindale, 1989; Feist, 1999; Bruner, 1962).
Так, Кроплей (1999) считает вообще необходимым отличать подлинную креативность от «псевдокреативности» и «квазикреативности». Псевдокреативность имеет признак новизны как следствие только нонконформизма и недостатка дисциплинированности, слепого неприятия того, что уже существует, или просто желания неожиданно поставить дело «с ног на голову». Такого рода «новизна», по его мнению, не имеет никакого отношения к креативности. Квазикреативность содержит некоторые элементы подлинной креативности, как, например, высокий уровень фантазии. Однако в этом случае возникает проблема связи квазикреативности с реальностью; это «креативность снов наяву, грез или мечтаний» [25, с. 320].
Способность к преобразованиям, как составляющую креативности отмечают многие авторы (Ломброзо Ч., 1995; Роджерс К., 1994; Дилтс Р., 2003, и др.). Ж. П. Пиаже писал, что вся история науки, от абсолютов физики Аристотеля до теории относительности А. Эйнштейна, свидетельствует о том, что прогресс знаний никогда не происходит путем простого добавления, а требует постоянного переформулирования предыдущих точек зрения. По существу творчество – это преобразующая активность человека, поиск новой структуры уже известных элементов, их новых сочетаний и взаимодействия. Поэтому способность к преобразованиям является одной из основных динамических характеристик креативности.
Несмотря на это, отмечают Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов, способность к преобразованиям в науке практически не обозначена и не является предметом специального изучения. Правда, во многих работах эта способность связывается с воображением. Например, Л. С. Выготский выделяет в качестве основной функции воображения «перекомбинирование» образов, которое основано на комбинирующей функции мозга. С. Л. Рубинштейн тоже определяет творческое воображение как преобразующее. Дж. Гилфорд наряду с операциями дивергенции и импликации как основу креативности считал и операции преобразования, которые он свел к двум показателям – образной адаптивной гибкости (способность изменять форму стимула, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности) и детализации (способность усовершенствовать объект, добавляя детали) [93].
Как известно, термином креативность в психологических исследованиях обозначается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.
По сравнению с ранними исследованиями, где креативность выступает как исключительный и уникальный феномен, в современных исследованиях подчеркивается тенденция рассмотрения креативности как процесса и комплекса интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих каждой личности. Креативность исследуется не только как креативный результат, к которому, естественно, приходит не каждая личность (хотя это также проблематично, так как в качестве результата выделяется объективный социально значимый новый результат, который достигается только учеными и творцами), но и как личностно значимое новое качество на основе рефлексии и субъективной самооценки.
На основании сказанного выше можно признать, что в большинстве исследований под креативностью подразумевается некоторая совокупность мыслительных и личностных особенностей, способствующих становлению и проявлению творчества. На современном этапе развития психологии и педагогики нельзя считать устоявшимися как единое определение понятия «креативность», так и представление о системе структурных компонентов креативности [145].
Изучение влияния креативных способностей включает понимание креативности в отношении:
1) межличностной системы и характерных признаков;
2) эмоционально-мотивационные процессы;
3) процессы обучения с помощью посредника;
4) специфические когнитивные функции, относящиеся к креативности;
5) инструменты креативного мышления и решения проблем;
6) результаты в виде настоящих инноваций.
Как мы можем видеть, различие между творчеством и креативностью настолько мало, что во многих источниках термины креативность и творчество даются как синонимы. Так, в книге Халперн Д. «Психология критического мышления», мы встречаем творчество (креативность) – это трудное для определения слово. Мы говорим «Это творчество», если человек сделал нечто такое, что можно назвать необычным, но в то же время значимым и полезным. Таким образом, творчество определяется через последствия процесса, а не как сам процесс. Критерий необычности, равно как и критерий уместности требуют обсуждения: а насколько идея необычна и в какой степени она уместна? Так как оба этих критерия весьма относительны, то относительно и само понятие творчества. Это означает, что любую деятельность можно назвать более или менее творческой. Способность к творчеству не есть черта, которая либо отсутствует, либо присутствует у человека. Творчество – это множество процессов, которые следует рассматривать в едином контексте. Один или несколько из этих процессов привносят новизну в привычные действия – в том числе и при выявлении и формулировке задачи, выработке и оценке всевозможных решений [215, с. 449].
Гарднер (Gardner, 1989) в своем определении творчества добавил еще одно условие. Он считал, что творческий человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества. Это дополнительное условие исключает из творческого процесса понятие «удачи», потому что случайные или редкие действия не следует учитывать при подсчете регулярного результата. Но какое бы определение мы ни предпочли, все мы нуждаемся в творчестве и занимаемся им в той или иной степени. Творческая деятельность делает нашу повседневную жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс математики и прочих наук. Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать творческими людьми.
Творчество (креативность) можно описать с помощью трех S: чувствительность (sensivity), синергия (synergy) и интуиция (serendipity) (Parnes, Noller, & Biondi, 1977). Чувствительность – это использование наших чувств, наших «окон в мир», с помощью которых мы осязаем, нюхаем, пробуем на вкус и видим. Высказываются гипотезы, что те, кого называют творчески одаренными личностями, воспринимают действительность гораздо отчетливее, чем все остальные – однако нет никаких данных, подтверждающих это. Все же, кажется, что то, на что большинство из нас просто не обращает внимания, творческие личности замечают и запоминают. Одной из черт такого человека является то, что он творчески подходит не только к решению задач, но к их постановке.
Синергия – это соединение на первый взгляд несовместимых вещей в единое целое – полезное и функционирующее. По своей сути она близка к «бисоциативному мышлению» Кестлера (Koestler, 1964), в котором соединяются две несовместимые прежде системы отсчета. Если вы сможете соединить две идеи из различных областей знаний таким образом, что они успешно начнут работать в новом контексте, значит, вы продемонстрируете наглядный пример синергии.
Одно из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач выражено в понятии интуиция. Наиболее прочно это понятие утвердилось в психологии, опиравшейся на идеалистическую теорию познания, которая еще со времен Платона признавала существование врожденных идей.
Интуиция рассматривалась как внезапное озарение, свойственное лишь немногим избранным, как мистическая творческая активность, обеспечивающая непосредственное постижение истины, как дар предчувствия, предугадывания [145]. Интуиция ведет к неожиданному, незапланированному открытию. Хотя интуиция, несомненно, может сыграть важную роль в процессе творчества, но также несомненно, что она должна быть подкреплена настойчивостью и трудолюбием. Можно, конечно, чисто интуитивно сделать научное открытие, но такие счастливые «случайности» более вероятны после напряженного труда в лаборатории до поздней ночи.
Если в творчестве нет ничего особенного, значит, можно его понять и предсказать его проявления с помощью обычных когнитивных структур. Некоторые психологи предлагают рассматривать творчество (креативность) как простой процесс решения задачи – просто должно выполняться условие, что и сама задача, и ее решение будут новы и уместны (Sternberg, 1988). Исходя из этой точки зрения, творческое мышление является многостадийным процессом, включающим постановку задачи, выяснение того, что именно важно в этой задаче, и нахождение нового пути ее решения. Перкинс (Perkins, 1988) настаивал на том, что процесс поиска и отбора является неотъемлемой частью творчества, хотя этими же самыми средствами мы пользуемся и для решения своих повседневных задач. В понятии «творчества» соединены многие аспекты, оно сложно для понимания и таинственно – вряд ли кто-то сможет четко определить, что же такое «творчество» и как из обычных составляющих создаются столь необычные вещи.
Так что же делает творческими процессами такие элементы, как осознание задачи, поиск решений, отбор оптимальных решений и их претворение в жизнь? Итак, задача возникает тогда, когда имеется несоответствие между тем, где человек находится, и желаемым конечным состоянием, или целью. Решение – это план достижения цели. Гилфорд (Guilford, 1977) описал связь между решением проблемы и творчеством следующим образом:
Решение задач и творческое мышление тесно связаны. Сами определения этих двух процессов демонстрируют их логическую связь. Творческое мышление создает нечто новое и неизведанное, но ведь и при решении задачи ищется выход из непонятной ситуации, в этом случае также ведутся поиски неизвестного результата. Таким образом, можно сказать, что решение задач обладает некоторыми чертами творчества.
Латеральное мышление, или «мышление вокруг задачи» на самом деле лишь другое название «переформулировки задачи». В обзоре статьи, посвященной теории творчества, Мамфорд и Густафсон (Mumford & Gustafson, 1988) отмечают, что творчество обычно «связано с информацией, которая кажется нерелевантной для решения данной задачи».
Творчеством в обыденном словоупотреблении называют деятельность, порождающую что-то новое, т.е. такое, чего никогда прежде не было. Словари по философии и психологии указывают на создание новых ценностей, материальных и духовных. Дж. Принц предложил свое поэтическое определение творчества, которое само по себе можно назвать творческим.
Творчество – это несогласованная гармония, прогнозируемое потрясение, привычное откровение, знакомый сюрприз, щедрый эгоизм, уверенное сомнение, непоследовательное упорство, жизненно важный пустяк, дисциплинированная свобода, пьянящее постоянство, повторяющееся начинание, тяжелая радость, предсказуемая рулетка, эфемерная твердость, одинаковое разнообразие, требовательное потакание, ожидание неожиданного, привычное удивление [216].
По мнению Маргарет А. Боден «Творчество – это загадка, парадокс; некоторые говорят, что это – тайна».
Существует довольно много моделей творческого процесса от зарождения замысла до непредсказуемого момента рождения идеи. Грэм Уоллес в 1924 г. выделил следующие фазы: подготовку, созревание, озарение и проверку.
Таким образом, можно заметить, что творческий процесс имеет две важнейшие стороны: генерирование идей (их композиций, сцеплений) и выбор ценных, плодотворных вариантов; в первом большее участие принимает бессознательное, во втором разум. Однако целостность творческого процесса до сих пор не поддается формализации, его ход невозможно описать, а тем более выразить какими-то формулами.
Качественными признаками творческой деятельности являются наличие поисковой активности, одновременная вовлеченность в нее многих подсистем личности, а главное – преобразование в результате этой деятельности существующей системы моделей, совершенствование фонда навыков.
Степень творческой насыщенности жизни во многом зависит от природных способностей человека, однако окружающая обстановка в этом отношении далеко не безразлична: она может создавать условия, способствующие пробуждению творчества, а может и подавлять его. Когда человек имеет возможность действовать в согласии со своими склонностями, самостоятельно решать собственные проблемы, он строит свою жизнь творчески [69, с.86].
К наиболее распространенным представлениям о творчестве относятся следующие:
Первое – определение творчества, исходя из творческого достижения. Тогда творчество – это деятельность человека, создающая новые оригинальные ценности.
Второе – исходя из деятельности вообще. Творчество трактуется как изначальная способность homo к самовыражению и к самоактуализации.
Данные два направления магистральные в феноменологии креативности. Но существует и третий – интеграционный подход, который трактует творчество, и по творческому результату, и по процессу.
Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им и отторгаемые от него продукты.
Вероятно, будет правомерен интеграционный подход определения творчества, исходя, одновременно, и из творческого достижения, и из деятельности вообще, точнее из чего-то, что дополняет категории деятельности (из способности к самоактуализации и к самовыражению).
Как полагают Морозов А.В., Чернилевский Д.В., креативность, являясь самостоятельным психическим образованием, в интеллектуальной сфере индивида, интегрируется в спектр его индивидуальных различий. И, в зависимости от степени выраженности феноменологически проецирует соответственный творческий результат. Даже при минимальной степени выраженности творческих способностей в условиях обогащенной среды инновационного обучения и соответствующего ему воспитательного процесса индивид продуцирует позитивную динамику креативности. Появляется устойчивая тенденция к самоактуализации и к творческому самовыражению. Следовательно, правомерен будет, третий интеграционный подход определения творчества [145, с. 33].
Творчество, в понимании Н.А. Бердяева, прирост, прибавление, созидание нового, небывшего в мире. Творчество – возникновение новизны.
Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) пишут, что «понятия "творчество" и "креативность" дифференцируются; первое выступает как процесс и результат, второе – как субъективная детерминанта творчества», т. е. как мотивационнопотребностная основа творчества. Обоснование своего утверждения авторы видят в том, что креативность не всегда воплощается в творческую продуктивность: «В продуктах творчества реализуется не только креативность, но и изменение самой деятельности под воздействием объективных условий» (там же). В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так, К. Роджерс (1994) понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения [93].
Понятие «творчество» тесно переплетается с понятием «креативность». Так если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека, его способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые варианты решения проблем. Креативность, также можно определить как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, осознанию и развитию своего опыта.
«Творчество» и «креативность» различаются по значению. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем, для чего и как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблема развития креативности все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, факторах развития креативности, не сформировано единого взгляда на феноменологию и классификацию качеств креативной личности, а также их роль в профессиональном становлении человека [152, с. 3].
Обнаружилось, например, что «творческость» (креативность) не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов, а представляет собой одну из самых глубоких характеристик личности. Личность же нельзя «сформировать», а можно только воспитать. Воспитание, в свою очередь, не может быть не чем иным, как созданием условий для самовоспитания личности. Творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности, вернее даже сказать, что творчество есть способ «личностного» существования, в противоположность обезличенному действованию, которое в своем предельно «очищенном» виде убивает личность.
С философской точки зрения любая деятельность человека представляет собой творческий акт, ибо и субъект и объект выходят из акта деятельности иными, чем они вошли в него. Но в интересах психологического анализа разделение мыслительной деятельности на творческую и репродуктивную вполне оправдано, и проводится оно на основе как объективных, так и субъективных (психологических) критериев.
1 Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.
2 Поскольку новый продукт может быть получен случайно, то критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия).
3 Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму.
4 Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.
5 Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.
6 Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.
Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре и ряд других авторов выделили четыре фазы любого творческого решения: фаза собирания материала, накопления знания, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы, фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание; фаза озарения или инсайта, когда решение часто неожиданно и целиком появляется в сознании; фаза контроля или проверки, которая требует полной включенности сознания.
Факторы макро-окружения, включая социо-исторические, экономические, природные, культурные и политические условия, как и микроэкономические факторы (например, специфическое социально-экономическое положение семьи, региональные и местные условия) определяют, во-первых, наличие и спектр тех проблем, которые должны разрешаться творчески. Во-вторых, факторы окружения влияют на личность и ее творческое и когнитивное развитие; в-третьих, они воздействуют на внутренние и внешние процессы, способствующие или противодействующие творчеству. Наконец, факторы среды влияют на продукт: способ и возможность его реализации, усовершенствования, передачи; его “полезность” и приемлемость для окружения.
Представляется необходимым выяснить каким образом непосредственное физическое, личностное, социальное окружение влияет на или определяет выявление и формулировку проблемы, инициативу или творческое стремление индивида, развитие его/ее творческого потенциала, протекание и эффективность творческих процессов, улучшение, принятие и должную оценку творческого продукта.
Также представляет интерес то, каким образом и до какой степени социальные, экономические или исторические условия выявляют или скрывают проблемы, стимулируют или препятствуют проявлению творчества со стороны индивида, способствуют или препятствуют творческому процессу, продвигают или тормозят использование и распространение творческого продукта?
Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности, бывают двух видов: ситуативные и личностные. К последним относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией.
К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами;
страх; повышенная самоцензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.
К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.
Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания; любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п.
Многочисленные исследователи пытались сформулировать главное качество любой творческой личности, которое лежит в основе способности к творчеству. При всем разнообразии конкретных формулировок все говорят примерно об одном и том же: творческая личность – это свободная личность; а свободная личность – это личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я», по определению К. Роджерса.
В англоязычной литературе главным качеством творческой личности часто называют чувство самоидентичности (“The Sense of Personal Identity”). Творческий человек должен ценить свою уникальную и неповторимую (как и у всех других людей) личность, «не стыдиться» ее. Ведь любой творческий акт – это форма духовного «самообнажения», что особенно трудно делать на публике [200, с. 163165].
Я. А. Пономарев (1976) утверждает, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний, необходимых в той или иной области трудовой деятельности, но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, т. е. личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество. Для творчества в науке решающее значение имеет не само по себе обилие знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в котором они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно, считает Я. А. Пономарев.
Этому способствует наличие широко распределенного внимания («бокового мышления» по Э. Де Боно). Оно дает возможность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Эта информация становится «подсказкой» из далекой области. Для того, чтобы «боковое мышление» стало действенным, проблема, волнующая человека, должна быть устойчивой, всепоглощающей, доминантной. Тогда творческая доминанта подкрепляется посторонними раздражителями [93].
Если творческое мышление всего лишь разновидность повседневного решения задач, значит, должны быть основные принципы, применяемые во всех областях знания. Используют ли танцор, ученый, учитель и писатель одни те же процессы в своем творчестве или для каждой отдельной задачи применяется свой особый подход? Несмотря на очевидные различия, всем им приходится генерировать идеи решения своих задач и исследовать «пространство задачи» Финк, Уард и Смит (Finke, Ward & Smith, 1992) создали двухфазную модель процесса решения задач, состоящую из генерирования идей и их исследования. Для того чтобы ожидалось появление творческого решения, творческие личности должны быть по-настоящему увлечены и преданы идее. Левин (Levin, 1994) назвал желание работать над задачей «принятием личных обязательств», что подразумевает тесную связь между мотивацией, трудолюбием, потраченным временем и желанием изучать возможные варианты.
Оценка решений также является творческим актом, потому что на этом этапе человек должен определить, получено ли правильное решение (Doolittle, 1995). Эффективная оценка необходима для того, чтобы разорвать замкнутый круг генерирования все новых и новых идей и их исследования, в котором может оказаться человек, решающий задачу. Заметим, что взгляд на творчество (креативность) как на решение задач подключает к этому процессу и другие уровни познания. Для успешного изучения пространства задачи нужно, чтобы человек был способен заметить и запомнить наиболее важные ее аспекты. Таким образом, как и всегда при мышлении, нужно «пощекотать» память.
Инсайт был описан как неожиданная находка решения; инкубация – как период времени, в течение которого человек не работает над задачей активно, после чего в голову удивительным образом приходит удачное решение. Эти две стадии процесса решения задачи часто связывают с творческими решениями. Несмотря на то, что оба процесса «скрыты от любопытного взора» и кажутся загадочными, их можно проверить в рамках основной когнитивной модели.
Внутренняя взаимосвязь знаний очень важна. Например, все, что вы знаете о цветах, также связано со знаниями о воде и солнце, которые, в свою очередь, связаны с другой обширной информацией. Теоретически, если начать свой путь в какой-нибудь точке этой огромной сети, можно дойти до любой другой. Когда комуто в голову неожиданно приходит новая идея, значит, он удачно проделал путь по своей сети знаний от одного места до другого – новая идея представляет собой соединение прежде не соединенных узлов.
Психологи называют процессы «думания о…» или «воспоминания о…» распространением активации. У людей с более обширной сетью знаний будет больше областей для распространения активации, а лучший способ развить густо переплетенную сеть знаний – иметь много взаимосвязанных знаний. Знания в конкретной области незаменимы. Если вы хотите проявить творческие способности в науке, вам придется приобрести знания в данной области, чтобы при решении задачи была доступна необходимая информация. Для того чтобы создать новую идею, нужна именно густо переплетенная сеть знаний, скудные знания принесут скудные мысли (Tardiff & Sternberg, 1988). Способность использовать информацию, хранящуюся в памяти, позволяет нам творить и за пределами того, чему нас научили.
Творческим людям присущи следующие личностные черты:
1) независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
2) открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте [159].
Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.
1 Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Особняком стоит концепция Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикамиспытателям, художникам, музыкантам, изобретателям [24].
2 Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью [268].
Предположение Торренса согласуется с данными Д. Перкинс [Перкинс, 1988], согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.
3 Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).
Айзенк, опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Уайсберг утверждает, что творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи [127].
Отличие заключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия.
Однако большинство авторов все же убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность. Независимость, ориентация на личные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством креатива [77].
Разумеется, управление креативным процессом и развитие его ставят свои уникальные задачи и вопросы. Креативность склонна к индивидуализации. Мы стремимся постигать ее самостоятельно, собственным путем, и во многих случаях не вполне уверены в том, как именно мы делаем то, что делаем – в момент творчества. Большинство креативных людей не имеют представления о стратегиях, с помощью которых они творят. Широко известный факт: все, что мы делаем лучше всего, делается неосознанно [153].
В состав категориального комплекса, применяемого в исследовании творческой личности педагога, входят такие понятия, как творчество, индивидуально-творческий подход, творческий стиль деятельности, креативность и особенности ее проявления в деятельности, диагностика креативности, условия и технология творческого развития, готовность к творческой деятельности.
В отечественной педагогической науке термин «креативность» появился для обозначения способности индивида формировать новые понятия, навыки, способности к осознанию своего опыта и порождению не существовавшего ранее. Иначе говоря, креативность определяется как способность к созданию нового, это синтез процессуальных и личностных способностей индивида, позволяющих ему творчески преобразовывать действительность [198, с. 32].
Главным фактором профессионализма личности, с точки зрения А.А. Деркач и Н.В.Кузьминой, является образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности. Личность достигает творческого расцвета при наличии трех категорий: творческой индивидуальности, процесса саморазвития и самосовершенствования, креативного опыта как результата самоактуализации.
Творческая деятельность является не только путем к познанию внутреннего мира человека, его креативности, но и результатом их понимания и проявления. Поэтому любое творчество естественно связано с проявлениями креативных особенностей личности, развивающихся в творческом процессе.
Понятия «креативность» и «творческий потенциал» не тождественны. Креативность является составной частью творческого потенциала наряду с другими качествами, такими как интеллектуальные способности, высокая увлеченность профессиональной деятельностью и полная самоотдача.
Исследуя проблему формирования креативности преподавателя высшей школы, Морозов А.В. приходит к следующим выводам:
1 Креативность – это полифункциональное понятие, особая многоуровневая личностная категория андрагогики, характеризующаяся диалектической трехмерностью ее составляющих: процессуальной, результативной и личностной, являющаяся созидательным источником творческой педагогической деятельности преподавателя высшей школы и основой эффективной профессиональной адаптации.
2 Креативность может быть исследована в полном объеме лишь на стыке философской, науковедческой, социологической, педагогической, социальнопсихологической и общепсихологической точек зрения.
3 Креативность подразделяется на интеллектуальную и социальную, в последней можно выделить педагогическую креативность. Интеллектуальная креативность – это неотъемлемая часть человеческой преобразующей творческой деятельности, связанная с решением теоретических и практических проблем.
4 Педагогическая креативность – это определенная психическая и социальная готовность личности преподавателя, позволяющая изменить ситуацию так, что педагог и обучаемый могут эффективно взаимодействовать в совместной деятельности, достичь взаимопонимания, уменьшить недоразумения, ликвидировать конфликты.
5 Важнейшими показателями педагогической креативности являются творческое самочувствие, педагогическое творчество.
6 Творческие решения преподавателя высшей школы основываются на взаимодействии интеллектуальной и педагогической креативности.
7 Развитие креативности преподавателя высшей школы возможно лишь при реализации как внешних (объективных), так и внутренних (субъективных) условий.
8 Развитие креативности способствует достижению преподавателем высшей школы высокого уровня профессионализма, личностной и духовных вершин, т.е. способствует самоактуализации личности педагога.
Конец ознакомительного фрагмента.