Вы здесь

Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника. Диагностика морального развития дошкольников (Т. П. Авдулова, 2014)

Диагностика морального развития дошкольников

В исследовании морального развития детей выделялись следующие диагностические блоки:

1. Изучение развития морального мышления дошкольников.

2. Изучение развития моральных эмоций дошкольников.

3. Исследование ценностных ориентаций дошкольников.

4. Изучение реального морального поведения дошколь ников.

В первый блок «Изучение развития морального мышления дошкольников» вошли следующие методики:

а) моральные дилеммы (ситуации вербального решения ребенком моральных дилемм по различным моральным нормам);

б) рисунок «Добро и Зло», направленный на диагностику полярных нравственных эталонов и представлений о нравственных категориях.

Во второй блок «Изучение развития моральных эмоций дошкольников» вошли отдельные показатели проективных методик «Мой самый хороший и самый плохой поступок», «Добро и Зло».

В третий блок «Исследование ценностных ориентаций дошкольников» вошли следующие методики:

а) «Цветик-семицветик»;

б) некоторые показатели методики «Добро и Зло».

Заключительный, четвертый, блок «Изучение реального морального поведения дошкольников» представлен следующими методиками:

а) проективный рисунок «Мой самый хороший и самый плохой поступки»;

б) ситуации практического взаимодействия «Моральный конфликт».

Моральные дилеммы (ситуации для дошкольного возраста)

Автор: Т. П. Авдулова


Моральные дилеммы (истории, содержащие моральный выбор) позволяют определить уровень развития моральных суждений дошкольников. Истории с открытым концом, предлагаемые детям, должны быть экологичны, то есть распространяться на ситуации, понятные детям этого возраста и типичные для их каждодневного взаимодействия с социальным окружением.

Дошкольникам предлагаются моральные дилеммы по следующим четырем базовым моральным нормам, которые понятны дошкольникам, – это моральные нормы помощи, щед рости, честности и послушания (следования авторитету взрослого). Следование этим нормам является нормативным для конца дошкольного детства, которое заканчивается таким значимым возрастным достижением, как первичные этические инстанции.

Важной является также дифференциация поведения дошкольника в зависимости от партнера по общению, то есть следование моральной норме в ситуациях взаимодействия со взрослым и со сверстником. Дошкольники в целом демонстрируют более высокий уровень развития моральных суждений в отношении взрослого. Но если у ребенка обнаруживается более высокий уровень моральных суждений в ситуациях со сверстником, можно говорить о более зрелой нравственной позиции дошкольника.

Норма помощи

Ситуация взаимодействия с близким взрослым

Мама, уходя на работу, напомнила Олегу (Наде) что ему есть на обед, и попросила помыть посуду после еды. Олег поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вдруг, на самом интересном моменте, Олег (Надя) вспомнил(а), что мама придет с работы усталая, а посуда не помыта. Но мультик очень интересный… Вопросы…


Ситуация взаимодействия со сверстником

Витя (Аня) шел (шла) на день рождения. Около дома он(а) увидел(а) своего приятеля с разбитым коленом. Мальчик попросил Витю (Аню) помочь ему – сбегать позвать его родителей. Витя (Аня) задумался, как ему поступить: если он пойдет звать родителей мальчика, то пропустит свой любимый торт и веселые игры… Вопросы…

Норма щедрости (справедливого распределения)

Ситуация взаимодействия с близким взрослым

Егору (Милочке) на Новый год подарили много разных подарков. И Дед Мороз принес подарки, и мама подарила ему(ей) ту игрушку, о которой он(а) мечтал(а), и бабушка с дедушкой тоже. Милочка жила с мамой вдвоем и знала, что маме никто ничего на Новый год не подарил. Сел(а) Егор (Мила) среди своих игрушек и решил(а)… Вопросы…


Ситуация взаимодействия со сверстником

В детском саду устроили конкурс рисунков на асфальте. Все дети должны были принести мелки. Феде (Даше) мама купила много красивых, разноцветных мелков. Федя (Даша) с удовольствием рисовал(а). Вдруг к нему (ней) подошел мальчик из их группы и попросил мелки, потому что у него был только белый, обычный, мелок и рисунок получался бледный и некрасивый. Федя (Даша) очень хотел(а) победить в этом конкурсе и решил… Вопросы…

Норма честности

Ситуация взаимодействия с близким взрослым

Мама не разрешала залезать к себе в шкаф. Однажды Ваня (Оля), когда мамы не было дома, забрался к ней в ящик и к своему восторгу обнаружил там новую игрушку. Наверное, мама приготовила ему (ей) сюрприз. Он(а) взял игрушку, немного поиграл и поставил на место. Вечером мама вернулась домой и спросила: «Ты залезал(а) в мой шкаф?». Ваня (Оля) подумал и ответил(а)… Вопросы…


Ситуация взаимодействия со сверстником

Два мальчика (девочки) – Дима и Женя (Маша и Женя) познакомились на прогулке и вместе играли. Дима дал Жене поиграть отличную пожарную машинку (куклу), а сам(а) пошел качаться на качелях. Женя играл(а) – играл(а) нечаянно сломал(а) машинку (куклу), испугался и забросил ее в кусты. А Диме (Маше) сказал(а)… Вопросы…

Норма послушания

Ситуация взаимодействия с близким взрослым

Мама не разрешала Вове (Лизе) часто играть в компьютерные игры и запрещала включать компьютер, когда ее нет дома. Но мама у Вовы (Лизы) была добрая и никогда не наказывала его (ее). Вове (Лизе), как всем детям, очень нравилось играть в компьютер, и вот однажды, когда мамы не было дома… Вопросы…

Противоречие между нормами. Аналог дилеммы Хайнца

У одной доброй женщины был сынок (дочка). Они жили вдвоем, и больше у них никого не было. Однажды эта женщина сильно заболела и почти умирала. Тогда ее сынок (дочка) пошел(шла) в аптеку и попросил(а) лекарство для мамы. Но продавец сказал, что без денег ничего не даст, а денег у мальчика (девочки) не было. Что же делать?… Вопросы…

Далее задаются общие вопросы, фиксируются ответы. Потом история продолжается: «Тогда мальчик (девочка) пошел и украл(а) деньги, купил(а) лекарство, и мама его(её) выздоровела». Как ты думаешь, хорошо он(а) поступил(а) или плохо? Почему?

По всем ситуациям задаются следующие вопросы:

1. Как ты думаешь, что сделает герой истории?

2. Почему он поступит таким образом?

3. А как надо было бы поступить?

4. Почему?

По каждой ситуации выводится балльная оценка. Всего восемь оценок (по количеству ситуаций). Ответы оцениваются в баллах в соответствии со следующими критериями:

Ответы, не связанные с моралью, с человеком или не связанные с сюжетом, ответы «Не знаю» – 0 баллов.

«Нельзя» что-то делать или «надо» что-то делать без приведения аргументации и обоснования своей позиции, когда ребенок затрудняется ответить на вопрос: «Почему?» – 1 балл.

Приведение аргументации, ориентированной на послушание, контроль взрослых (мама накажет, папа не разрешает и т. п.) – 2 балла.

Приведение аргументации, ориентированной на взаимную выгоду: «Ты – мне, я – тебе» (если я с ним поделюсь, то, в другой раз, и он мне даст и т. п.), – 3 балла.

Внешняя положительная оценка (скажут, что я хороший, я не жадина, я честный и т. п.); «Я» с точки зрения принятия другими, мотивы общения, желание играть вместе (не будет со мной играть, а с кем я тогда буду дружить? и т. п.) – 4 балла.

Сопереживание, уважение чувств других (ей же больно, она может умереть, ему же тоже хочется, ему обидно, помогу, потому что жалко, и т. п.) – 5 баллов.

Называние обобщенной нормы, обоснование универсального правила («Друзьям надо всегда помогать», «Никогда нельзя обманывать – люди не смогут доверять друг другу») – 6 баллов.

В анализе моральных суждений определяются следующие показатели: уровень суждений по трем моральным нормам – помощи, щедрости и честности (средний балл по двум ситуациям взаимодействия со взрослым и со сверстником); уровень суждений в зависимости от партнера по общению: взрослый, сверстник (средний балл по трем ситуациям для каждого из партнеров по общению); общий уровень моральных суждений (среднее значение по всем ситуациям). На основании анализа делается заключение об общем уровне морального развития дошкольника, о преимущественной ориентации на взрослого или на сверстника в моральном поведении и о присвоении каждому из них моральных норм. Средний уровень развития для старшего дошкольника соответствует показателю 3 балла. Дополнительно анализируются ответы по дилемме № 8, содержащей противоречие между нормами (Аналог дилеммы Хайнца), рассматриваются, какой норме следует ребенок (честности или помощи), как сопоставляет их между собой, какова аргументация рассуж дений.

Методика «Честный лабиринт». Диагностика реального морального поведения

Автор: Т. П. Авдулова


Диагностическая процедура представляет собой игровое взаимодействие между тремя детьми, которые решают задачи-«лабиринты», конкурируя друг с другом за призы. Методика направлена на диагностику готовности детей соблюдать нормы честности и щедрости в ситуации реального взаимодействия со сверстниками. Процедура осуществляется в соответствии со следующими этапами:

1. Проверить умение детей решать простые «лабиринты» и напомнить им правила решения: нельзя пересекать линии, заходить за них; рисовать дорожку можно только в ту сторону, где есть проход. Если заблудился в «лабиринте», то надо вернуться обратно (нарисовать карандашную дорожку) и найти правильный выход.

2. Раздать троим детям (экспериментальная группа) три, лабиринта, – один открытый и два закрытых. При этом пока не давать карандашей. Закрытый «лабиринт» – «лабиринт», который не имеет решения (все ответвления – тупиковые).

3. Инструкция: «Хотите поиграть в лабиринты? Давайте устроим соревнование. Кто быстрее решит лабиринт, тот становится главным командиром. Командир получает вот эти наклейки[1] (на стол выкладывается шесть наклеек) и командует что с ними делать. Хочет – заберет все себе. Хочет – поделится с другими детьми. Хочет – оставит все наклейки здесь. Я проверять не буду, как только один из вас решит лабиринт, просто скажет мне: “Я все сделал”».

4. После этого детям раздаются карандаши и разрешается приступить к работе. Психолог при этом демонстративно отходит от стола. Как только первый ребенок сказал, что решил лабиринт, психолог забирает лабиринты (без комментариев, без рассматривания) и говорит: «Теперь ты главный – решай, как поступить с наклейками». И опять психолог уходит за свой стол, делая вид, что не интересуется происходящим. При этом психолог фиксирует в протоколе следующие показа тели:

а) соблюдение нормы честности. Нарушение нормы фиксируется в ситуации, когда о решении лабиринта заявляет ребенок, у которого закрытый лабиринт, или ребенок с открытым лабиринтом, но явно не решивший его;

б) соблюдение нормы щедрости. Нарушение нормы фиксируется, когда ребенок-командир не делится с другими детьми или делится, но не поровну. Отдельно фиксируется альтруистическое поведение ребенка, который дает другим больше, чем себе;

в) комментарии детей. Фиксируется, если ребенок поделился, но после того, как на него повлияли другие дети: «Дай мне, я тоже хочу», «Ты что жадина?», «Я с тобой дружить не буду» и т. п., возможные попытки воздействовать на победителя, эмоциональный тон происходящего, аргументация, рассуждения ребенка-командира;

5. Далее, если выиграл ребенок с открытым лабиринтом (то есть честный выигрыш), все участники остаются на своих местах, и им предлагается снова решить лабиринт. На этот раз открытый лабиринт дается другому ребенку (наиболее эмоционально реагирующему на поражение), а двум оставшимся детям – закрытые лабиринты, и все повторяется второй, а затем и третий раз. Таким образом, с каждой тройкой детей проводится три экспериментальные пробы подряд, и каждый из детей получает два раза закрытый лабиринт и один раз открытый.

6. Альтернативный вариант реализуется, если «выиграл» ребенок с закрытым лабиринтом. Тогда этот ребенок исключается из дальнейших проб, и на его место приглашается другой ребенок. Таким образом «обманщики» участвуют в одной-двух пробах (дальше нет смысла, так как обман будет повторяться вновь и не позволит осуществить диагностику в отношении других двоих детей), а честные дети участвуют более чем в трех пробах, так как приглашаются в качестве «статистов» в пробы к другим детям.

«Цветик-семицветик». Диагностическая методика исследования ценностных ориентаций дошкольников

Модификация и критерии анализа: Т. П. Авдулова


Методика представляет собой игровое загадывание желаний с использованием модели «Цветик-семицветик» с яркими разноцветными «отрывающимися» лепестками. Ребенку дается следующее задание:

Инструкция: «Посмотри, это цветик-семицветик, это волшебный цветок, который исполняет все-все желания. Давай с тобой поиграем в цветик-семицветик. Надо сказать волшебные слова: “лети-лети лепесток, через запад на восток, облети вокруг Земли, быть по-моему вели!”[2] А теперь отрывай лепесток, который тебе нравится, и загадывай желание. Желание может быть любым, какое захочешь, только надо произнести его вслух. Я никому не скажу. Загадывай!».

Аналогично называются волшебные слова и загадывается желание по оставшимся шести лепесткам. В протоколе фиксируется последовательность выбора цвета лепестков и желания ребенка. Вывод по содержанию ценностных ориентаций дошкольника делается на основании отнесения ответа к одной из следующих групп (критериев оценки):

Материальные ценности (желания связанные с развлечениями, потреблением, накоплением и проч.).

Статусные ценности (желания, связанные с популярностью, достижениями, взрослением).

Коммуникативные ценности (желания, связанные с отношениями с людьми (взрослыми и сверстниками), эмоциональное взаимодействие, поддержка, дружба, совместная деятельность). К коммуникативным ценностям относятся и желания, связанные с получением животных («Хочу собаку, кошку» и т. п.).

Познавательные ценности (желания, связанные с приобретением знаний, интересом к информации, возможностями обучения и развития).

Альтруистические ценности (желания, связанные с заботой о людях, с потребностью в справедливости, гражданской позицией и стремлением дать что-то другим людям).

Обработка результатов осуществляется в процентном отношении. Все семь желаний представляют собой 100 %, которые делятся по содержанию желаний на категории. В результате мы получаем степень выраженности ценностей разного типа в общей картине ценностных ориентаций ребенка и можем определить доминирующие тенденции.

Рисуночная методика «Добро и Зло»

Модификация и критерии анализа: Т. П. Авдулова


Тематическая рисуночная методика «Добро и Зло» направлена на диагностическое исследование и развитие моральных представлений, морального мышления, нравственных эталонов, критериев оценки поведения окружающих людей, изучение моральных и социальных переживаний. Проективный рисунок «Добро и Зло» выражает общие принципы отношения к действительности, моральные и социальные воззрения личности, понимание критериев хорошего и плохого, должного и их соотношение. Беседа по рисунку позволяет определить уровень моральных суждений ребенка, обобщенность нравственных категорий. Методика может использоваться как с детьми (начиная со старшего дошкольного возраста), так и с подростками, возрастной диапазон – 5—16 лет. В работе со взрослыми методика также может использоваться, но критерии анализа, диагностические и развивающие возможности по сравнению с детьми меняются.

Процедура проведения обследования

Предложите ребенку порисовать и сформулируйте задание.

Инструкция: «Нарисуй, Добро и Зло». В случае необходимости инструкция уточняется: «Можно рисовать все что хочешь. Нарисуй, как ты сам понимаешь Добро и Зло, рисуй как хочешь. Рисунки не оцениваются». Дополнительных объяснений не предоставляется. На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо разъяснений: «Можешь рисовать, как хочешь».

Детям предлагается на стандартном листе бумаги набором из шести цветных карандашей и простого карандаша выполнить рисунок. Время рисования не ограничивается (в среднем требуется 20–40 мин.). Ориентация листа – вертикальная или горизонтальная (по выбору ребенка). Обследование детей можно проводить в групповой форме, при условии, что дети будут рассажены по одному, чтобы исключить возможность «списывания». По окончании рисования ребенку задаются следующие вопросы (по каждой из составляющих рисунка – Добру и Злу):

1. Что ты изобразил?

Комментарий: Из рисунка не всегда очевидна отнесенность изображения к той или иной категории; кроме того, по детским рисункам всегда требуется уточнения содержания, так как невозможно осуществлять надежную интерпретацию основываясь только на понимании взрослым графического образа. Уровень художественных способностей детей не позволяет однозначно истолковать тот или иной графический образ, да и смысл ребенок может вкладывать очень индивидуальный.

2. Кто это? (Вопрос также носит уточняющий характер.)

3. Что делают герои рисунка? (Вопрос относительно осуществляемых действий.)

Чего добиваются (чего хотят) герои рисунка? Почему? (Вопрос о цели и конечном результате осуществляемых действий.)

Комментарий: Вопрос позволяет уточнить представления ребенка о динамической структуре понятий, конечной цели Добра и Зла.

4. Что такое Добро? (Вопрос направлен на определение содержания представлений ребенка о понятии, уровне обобщения категории.)

5. Назови самое доброе? Почему? (Вопрос позволяет прояснить связь обобщенного содержания с конкретным воплощением, а также характер обоснования, уровень аргументации ребенка.)

6. Что такое Зло?

7. Назови самое злое? Почему?

8. Что тебе больше нравится: Добро или Зло? Почему? (Ответ позволяет уточнить отношение ребенка к изображенным понятиям, аффективный компонент морального мышления и характер аргументации – логической, эмоциональной или практикоориентированной.)

Вопросы могут варьироваться в зависимости от изображенной ситуации и хода беседы. Вопросы должны быть направлены на содержательное уточнение сюжета рисунка, эмоционального отношения ребенка к содержанию рисунка и представлений о понятиях Добра и Зла.

При использовании методики в работе со взрослыми беседа строится в свободной форме и направлена на терапевтическое, поисковое определение содержания понятий Добра и Зла, их взаимоотношения, проявления в жизни, взаимопроникновения и взаимодополнения. Понятия Добро и Зло рассматриваются в контексте жизненного пути личности, ценностных ориентаций, поиска смысла жизни, роли нравственного начала и представлений о Должном, Возможном, Необходимом.

Анализ результатов

Тематические рисунки обрабатываются по следующим направлениям: формальная и содержательная стороны рисунка.

Формальная сторона включает оценку качества выполнения рисунка, использования изобразительных средств, наличия различных цветов, проработанность и детализация изображения. Анализ формальных компонентов рисунка включает также размер изображенных фигур, их пространственную композицию и характер линий. Важно учитывать при интерпретации результатов наличие деления листа пополам (на одной стороне – Добро, на другой – Зло) или вариант изображения каждого понятия на отдельном листе (ребенок может попросить второй лист), или объединения двух понятий в одном сюжете (едином пространстве), а также последовательность изображения Добра и Зла (первым изображается более эмоционально значимое понятие).

Содержательная сторона связана с анализом содержания рисунка, образами Добра и Зла, их социальной и нравственной отнесенностью. Основным показателем является наличие обобщенных эталонов. Содержательный анализ включает комплексную оценку ответов ребенка на вопросы в контексте представленных в рисунке образов.

Критерии анализа тематических рисунков:

1. Степень обобщенности понятий Добро и Зло, уровень развития морального мышления. По степени обобщенности эталонов Добра и Зла рисунки можно разделить на следующие группы:

а) допонятийный уровень – сюжеты не связаны с понятиями Добро и Зло или изображены конкретные поступки без нравственного содержания (например, рисунок цветка иллюстрирующего понятие Добра («цветок – хороший, красивый») или дождливого дня как Зла «в дождик гулять нельзя, не люблю дождь»);

б) конкретный уровень, где понятия Добра и Зла воплощены в конкретных поступках или ситуациях;

в) метафоричный уровень, где понятия Добра и Зла определяются через сказочные сюжеты или исторические со бытия;

г) символический уровень, где понятия Добра и Зла изображены в качестве абстрактных символов. Сюда же следует отнести рисунки с использованием религиозной символики или религиозных сюжетов;

д) уровень обобщенных нравственных норм, где Добро и Зло выступают как некоторые универсальные понятия, отраженные в сюжете. Условием отнесения рисунка к этой категории является не столько образ, сколько способность ребенка вербально обосновать свой выбор сюжета и использование обобщенных категорий для определения понятий Добра и Зла при ответе на следующие вопросы: Чего добиваются герои рисунка? Почему? Что такое добро? Что такое зло?

2. Эмоциональная значимость понятий. Критерием эмоциональной значимости понятий является в первую очередь наличие цвета в изображении. Отсутствие цветовой проработки изображений позволяет ставить вопрос о знаемых, но не принимаемых категориях, а значит, отсутствии ориентации на эти категории в поведении. Показателем высокого уровня осознания понятий Добро и Зло является развернутая цветовая проработка изображений с использованием контрастных цветов для расстановки акцентов, что свидетельствует о наличии внутренних полярных эмоциональных эталонов хорошего и плохого. Традиционно теплые цвета ассоциируются с положительным эмоциональным отношением, а холодные – с отстраненностью, отделением. Неоднозначно интерпретируется использование красного цвета, который может сигнализировать как о значимости ситуации, об активном начале, так и об агрессивном отношении к изображаемому событию.

Показателями эмоционального значения являются также степень детализации, тщательность прорисовки и размер фигур, иллюстрирующих Добро и Зло. Информативным является ответ на вопросы: «Что тебе больше нравится: Добро или Зло?», «Почему?». Ответы позволяют исследовать особенности этических переживаний ребенка. Необходимо учитывать и общий эмоциональный фон ребенка в процессе рисования, эмоциональное отношение к теме рисования. Важно оценить отношение ребенка к эталону Зла: демонстрирует ли он негативизм, или равнодушие, или интерес, или, возможно, принятие. Эмоциональная позиция позволяет прогнозировать особенности реального поведение ребенка в ситуациях социального или морального выбора.

3. Соотношение понятий Добро и Зло. Интерпретация рисунков будет неполной без сравнения формальных и содержательных компонентов изображений Добра и Зла. Важной является связанность сюжетов или их противопоставление. Рисунки могут строиться дихотомично – через графическое разделение понятий Добро и Зло (деление листа на части, использование разных сторон листа, использование двух листов) и их содержательную дифференциацию (добрая и злая волшебница, свет и темень и т. п.).

По нашему мнению, такое деление отражает четкое разграничение в сознании ребенка категорий хорошего и плохого и стремление оценивать свое поведение дихотомично: или хорошее, или плохое. Такое понимание Добра и Зла является благоприятной ситуацией развития для дошкольников, способствует формированию первичных этических инстанций. Первоначальные критерии должны поляризоваться, чтобы обладать достаточно мощным эмоциональным и мотивационным воздействием на поведение ребенка. Отсутствие поляризации в дошкольном возрасте может вести к смешению понятий и в реальной жизни, отсутствию ориентировки на положительный эталон поведения.

Однако по мере взросления, начиная с младшего школьного возраста, ребенок приходит к осознанию взаимосвязанности этих понятий и их взаимозависимости, что отражается в появлении изображений единого сюжета, где Добро и Зло могут взаимодействовать. При этом важно понять из беседы с ребенком, на чьей стороне сила, победа и почему. В чем относительность Добра и Зла, а в чем их абсолютность, каковы критерии оценки одного и того же сюжета как Добра ли как Зла.

Важно фиксировать, что в диаде Добро – Зло ребенок, как правило, изображает первой доминирующую категорию. При этом достаточно типичной для нашей культуры является ситуация определения Добра через Зло, что связано в первую очередь с особенностями воспитания, где акцент ставится на запретах, на выделении плохого поведения, на нарушениях, а требования, образцы хорошего поведения и ценности вторичны.

Система оценки

Для тематического рисунка «Добро и Зло» разработана система количественной оценки, включающая шесть показателей. Оценивается каждое из понятий и выставляется суммарный балл:

1. Направленность изображений Добра и Зла (баллы начисляются за изображение Добра и Зла отдельно): на человека с его изображением в рисунке Добра и в рисунке Зла – 3 балла; на человека с его изображением, но только по одной из категорий (Добро и Зло) или содержание изображений связано с животными – 2 балла; рисунки Добра и Зла направлены на материальные объекты – 1 балл.

2. Обобщенность понятия, иллюстрируемого поступком (баллы начисляется за изображение Добра и Зла отдельно):

5 баллов – уровень обобщенных нравственных норм, где Добро и Зло выступают как некоторые универсальные понятия, отраженные в сюжете (с учетом вербальных суждений):

4 балла – символический уровень, где понятия Добро и Зло изображены в качестве абстрактных символов;

3 балла – метафоричный уровень, где понятия Добро и Зло определяются через сказочные сюжеты или исторические события;

2 балла – конкретный уровень, где понятия Добро и Зло воплощены в конкретных поступках или ситуациях;

1 балл – допонятийный уровень, где сюжеты не связаны с понятиями Добра и Зла или изображены конкретные поступки без нравственного содержания.

3. Эмоциональная значимость (баллы начисляются за изображение Добра и Зла отдельно):

3 балла – понятие изображено цветом, прорисовано, есть детали и точность изображения;

2 балла – понятие не детализировано, но прорисовано цветом;

1 балл – набросок понятия, изображенного одним цветом.

4. Использование цвета: (баллы начисляются за изображение Добра и Зла отдельно):

отметить на бланке в графе «Использованные цвета» для изображения Добра и Зла. Количественно оценивается адекватность цвета – 2 балла, неадекватность использования цвета —1 балл.

5. Соотношение понятий (баллы начисляются общие):

4 балла – общий рисунок, иллюстрирующий Добро и Зло во взаимодействии;

3 балла – понятия разделены на листе или изображены на разных листах;

2 балла – понятия изображены отдельно, но без деления листа;

1 балл – изображено только одно из понятий или оба понятия, не связанные по смыслу.

6. Доминирование понятия (баллы начисляются общие):[3]

4 балла – доминирование Добра по критериям цвета, тщательности изображения, размеру;

3 балла – незначительный перевес Добра;

2 балла – отсутствие доминанты;

1 балл – доминирование Зла.

Примеры использования методики

Респондент: Даша, 5 лет, посещает детский/сад Ответы на вопросы:

1. Добро – фея с крылышками; Зло – дядя.

2. Фея умеет летать, а дядька отобрал сумочку у жен щины.

3. Фея хочет долететь до солнца, достать луч солнца, потому что он ей нужен. Дядя злой, потому что он очень злой.

4. Добро – это когда все добрые.

5. Фея самая добрая, она ко всем прилетает, чтобы сон приснился красивый.

6. Это и есть Зло (показывает на рисунок «дядя»).

7. Самое злое – это бандиты. Потому что они воруют.

8. Добро, потому что я люблю, когда все заканчивается хорошо.


Анализ:

1. Рисунки Добра и Зла включают изображения людей и направлены на людей (3 балла по каждому из поступков по категории направленности);

2. Уровень обобщенности для Добра – изображение сказочного персонажа, олицетворяющего Добро и несущего радость людям (3 балла), для изображения Зла уровень обобщения ниже, изображен конкретный поступок плохого человека (2 балла);

3. Эмоциональная значимость Добра высокая (3 балла), Зло менее значимо, не прорисовано и используется один цвет (1 балл);

4. Цвет использован адекватно, как в изображении Добра (2 балла), так и Зла (2 балла);

5. Добро и Зло изображены на отдельных листах, противопоставлены друг другу (3 балла);

6. В рисунке доминирует Добро (4 балла).

Общее количество: 19 баллов, что соответствует высокому уровню развития морального мышления и нравственных эталонов для дошкольника.

Комментарии: По результатам комплексного исследования Даша демонстрирует высокий уровень реального морального развития, хорошую коммуникативную компетентность, направленность на другого человека. Девочки в рисунках «Добро и Зло» часто изображают сказочные сюжеты и традиционный образ «принцессы-красавицы», наделяемый положительными чертами.


БЛАНК «ДОБРО И ЗЛО»


Направленность изображений Добра и Зла (в баллах): 3 – на человека с его изображением в рисунке Добра и в рисунке Зла; 2 – на человека с его изображением, но только по одной из категорий (Добро или Зло) или содержание изображений связано с животными; 1 – рисунки Добра и Зла направлены на материальные объекты.

Обобщенность понятия, иллюстрируемого поступком (в баллах): 5 – уровень обобщенных нравственных норм, где Добро и Зло выступают как некоторые универсальные понятия, отраженные в сюжете; 4 – символический уровень, где понятия Добра и Зла изображены в качестве абстрактных символов; 3 – метафоричный уровень, где понятия Добра и Зла определяются через сказочные сюжеты или исторические события; 2 – конкретный уровень, где понятия Добра и Зла воплощены в конкретных поступках или ситуациях; 1 – допонятийный уровень, где сюжеты не связаны с понятиями Добра и Зла или изображены конкретные поступки без нравственного содержания.

Эмоциональная значимость (в баллах): 3 – понятие изображено цветом, прорисовано, есть детали и точность изображения; 2— понятие не детализировано, но прорисовано цветом; 1 – набросок понятия, изображенного одним цветом.

Использование цвета (в баллах): отметить в графе использованные цвета для изображения Добра и Зла.

Противопоставление понятий (в баллах): 4 – общий рисунок, иллюстрирующий Добро и Зло во взаимодействии; 3 балла – понятия разделены на листе или изображены на разных листах; 2 – понятия изображены отдельно, но без деления листа; 1 – изображено только одно из понятий или оба понятия не связанные по смыслу.

Доминирование понятия (в баллах): 4 – доминирование Добра по критериям цвета, тщательности изображения, размеру; 3 – незначительный перевес Добра; 2— отсутствие доминанты; 1 – доминирование Зла.

Ж – желтый, Кр – красный, 3 – зеленый, С – синий, К – коричневый, Ч – черный.




Респондент: Паша, 5 лет, посещает детский/сад


Ответы на вопросы:

1. Добро – облака, домик, крышу нарисовал, человечек; Зло – человек со щитом.

2. В домике человек, а здесь злой человек.

3. Добрый защищает Добро; злой добивается плохого.

4. Добро – это когда побеждают.

5. Победа над врагами, потому что враги слабые.

6. Зло – это когда умирают.

7. Убивать – это самое злое, потому что убивать это плохо, это только зло, самое страшное.

8. Добро, потому что оно хорошее.


Анализ:

1) рисунок Добра направлен на человека косвенно, доминирует материальный объект (2 балла); по изображению Зла – направленность на человека и изображен человек (3 балла);

2) уровень обобщенности для Добра – изображение конкретной ситуации, где смысл Добра не очевиден (1 балл), для изображения Зла уровень обобщения выше. Хотя изображено конкретное действие, но дополняющий рисунок уровень рассуждений позволяет оценить рисунок как обобщенную нравственную норму («Убивать – это самое злое, потому что убивать это плохо, это только зло, самое страшное») – 5 баллов.

3) эмоциональная значимость Добра (1 балл) и Зла (1 балл);

4) цвет использован неадекватно в изображении Добра (1 балл) и адекватно в отношении Зла (2 балла);

5) Добро и Зло изображены на разных сторонах одного листа, противопоставлены друг другу (3 балла);

6) в рисунке незначительно доминирует Добро (3 балла).

Общее количество баллов: 25 баллов, что соответствует высокому уровню развития морального мышления и нравственных эталонов для дошкольника.

Комментарии: Паша обладает высоким социометрическим статусом, демонстрирует высокий уровень реального морального развития, хорошую коммуникативную компетентность. Мальчики в рисунках «Добро и Зло» часто изображают военную тематику, сражения, вооруженное противостояние сил.


Рисуночная методика «Мой самый хороший и самый плохой поступки»

Модификация и критерии анализа: Т. П. Авдулова


Тематическая рисуночная методика «Мой самый хороший и самый плохой поступки» («МСХПП») направлена на исследование представлений детей о собственном поведении, уровня рефлексии поведения и может использоваться как с целью изучения содержания морального развития детей, так и с целью анализа различных аспектов социализации детей. Методика «Мой самый хороший и самый плохой поступки» позволяет исследовать знание ребенком социальных норм, потенциальную готовность их соблюдать, характер отношений личности и общества и восприятие ребенком себя в обществе, уровень рефлексии собственного поведения. Методика дает возможность прогнозировать социальную успешность ребенка и нормативность его поведения. Методика предназначена для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста – 5—12 лет. Тематический рисунок относится к группе проективных методов.

Процедура проведения обследования

Предложите ребенку порисовать и сформулируйте задание.

Инструкция: «Нарисуй свой самый хороший и самый плохой поступки». В случае необходимости инструкция повторяется: «Нарисуй про себя. Твой самый хороший и самый плохой поступки». Дополнительных объяснений не предоставляется. На все уточняющие вопросы, чтобы снять возможное напряжение у ребенка, следует отвечать без каких-либо разъяснений: «Можешь рисовать, как хочешь, оценки за рисунок не ставятся».

Детям предлагается на стандартном листе бумаги набором из шести цветных карандашей и простого карандаша выполнить тематический рисунок. Время рисования не ограничивается. Ориентация листа – вертикальная или горизонтальная (по выбору ребенка). По окончании рисования ребенку задаются следующие вопросы в форме беседы (по каждой из составляющих рисунка – хорошему поступку и плохому):

1. Это какой поступок? (Из рисунка не всегда очевидна отнесенность поступка к той или иной категории.)

2. Что ты здесь изобразил? Кто это нарисован? (Уточняющие вопросы необходимы, так как дети не всегда изображают самих себя, а могут сказать, что нарисован «другой мальчик, он плохой, он дерется». Кроме того, ребенок имеет возможность проговорить поступок и дополнить вербально то, что не удалось выразить графически).

3. Какое у тебя здесь настроение? (Ответ позволяет уточнить отношение ребенка к изображенному сюжету, усиливает социальную рефлексию.)

4. А что ты сделал потом? (Ответ позволяет анализировать социальную готовность ребенка изменить ситуацию, исправить плохой поступок или не делать этого.)

5. Что значит вести себя хорошо? (Ответ ориентирует психолога в представлениях ребенка об эталонах, образцах хорошего поведения).

6. Что значит вести себя плохо? (Ответ ориентирует психолога в представлениях ребенка об эталонах, образцах плохого поведения.)

7. Вспомни еще какой-нибудь свой плохой поступок? (Ответы на этот и последующие вопросы позволяют определить уровень социальной и моральной рефлексии ребенка, критичность и ориентировку на конкретные стороны социальных отношений. Ответы позволяют сконструировать приблизительную схему представлений ребенка о нормах поведения, системе требований и запретов).

8. Как ты узнал, что это плохой поступок?

9. А теперь вспомни свой хороший поступок?

10. Как ты узнал, что это хороший поступок?

Анализ результатов

Тематические рисунки обрабатываются по следующим направлениям: формальная и содержательная стороны рисунка.

Формальная сторона включает оценку качества выполнения рисунка, использования изобразительных средств, наличия различных цветов, проработанность и детализация изображения. Анализ формальных компонентов рисунка включает также размер изображенных фигур, их пространственную композицию и характер линий. Важно учитывать при интерпретации результатов наличие деления листа пополам (на одной стороне – хороший поступок, на другой – плохой) или вариант изображения каждого поступка на отдельном листе (ребенок может попросить второй лист), или объединения двух поступков в одном сюжете.

Формальный анализ включает также учет последовательности рисования хорошего и плохого поступков.

Содержательная сторона связана с анализом сюжета рисунка, направленностью поступка, его социальной и нравственной отнесенностью. Основным показателем является направленность изображенного поступка на другого чело века и степень выраженности моральной или социальной нормы. Содержательный анализ включает комплексную оценку ответов ребенка на вопросы в контексте изображенных на рисунке поступков, а также вербальные комментарии, реплики, паузы, эмоциональные реакции во время рисования.

Критерии анализа тематических рисунков

1. Направленность поступка. Направленность на человека, наличие в рисунке взаимодействия с другим лицом. Социальные и моральные нормы формировались в общении с другими людьми с целью взаимной регуляции поведения и существуют моральные и социальные нормы не изолированно, а в контексте межличностных отношений. Изображение поступка, направленного на другого человека, отражает высокий уровень социального и морального развития, значимость для ребенка ценности общения, ориентацию на социальное взаимодействие. Например, ребенок может изобразить хороший поступок – «Я защищаю маленького брата», а плохой поступок – «Я обидел своего братика».

В анализе содержания рисунков, направленных на человека, необходимо учитывать, сверстника или взрослого изображает ребенок в качестве партнера по взаимодействию. Показателем большей социальной зрелости является изображение сверстника и обращение к нормам статусного общения. В отношении взрослого дети чаще ориентируются на норму послушания, которая в онтогенезе формируется первой. В этом случае в качестве хорошего поступка изображается помощь маме или другому взрослому, а плохой поступок направлен на нарушение запрета или нанесение косвенного вреда взрослому (чаще всего родителю).

Направленность на предмет, отсутствие в рисунке людей. Направленность на предмет является показателем недостаточного уровня социальной и моральной зрелости ребенка, ориентации преимущественно на материальный мир или показателем низкой рефлексии собственного поведения. Важно различать с помощью беседы, направлен поступок полностью на предмет или является опосредующим звеном между ребенком и другим человеком, формально в рисунке отсутствующим. Например, ребенок может изобразить в качестве хорошего поступка себя, поливающим цветы (направленность на предмет), или себя, собирающим букет цветов для мамы (опосредованная направленность на другого человека). Цель и направленность поступка определяются в ходе беседы с ре бенком.

2. Степень обобщенности моральной или социальной нормы поведения. Этот критерий позволяет оценить нормативность поведения, социальную направленность ребенка и уровень осознания критериев оценки собственного поведения. По степени обобщенности рисунки можно разделить на три уровня:

а) изображение и объяснение обобщенной универсальной нормы (например, «помогать слабым», «делиться с другими», «слушаться старших»);

б) изображение и объяснение конкретной нормы (примерами такого рода поступков могут быть следующие – «стащила конфеты из шкафа – нельзя брать конфеты без спросу», «подмела комнату»);

в) конкретный поступок, не связанный с моральной или социальной нормой (например, хороший поступок – «Я гуляю на улице», плохой поступок – «Я не люблю борщ», «Я качусь с горки в тупик»).

3. Выявление эмоциональной значимости поступка. Критерием эмоциональной значимости поступка является в первую очередь наличие цвета в изображении. Отсутствие цветовой проработки изображений позволяет ставить вопрос о знаемых, но не принимаемых нормах, а следовательно, не готовности строить свое поведение с учетом этих социальных и моральных норм. Показателем высокого уровня развития является развернутая цветовая проработка изображений с использованием контрастных цветов для расстановки акцентов в плохом и хорошем поступке, что свидетельствует о наличии внутренних полярных эмоциональных эталонов должного и запрещаемого. Традиционно теплые цвета ассоциируются с положительным эмоциональным отношением, а холодные – с отчужденностью. Неоднозначно интерпретируется использование красного цвета, который может сигнализировать как о значимости ситуации, активности, так и об агрессивном отношении к изображаемому событию.

Показателями эмоционального значения являются также степень детализации, тщательность прорисовки и размер фигур, иллюстрирующих хороший и плохой поступки. Информативным является ответ на вопрос: «Какое у тебя здесь настроение?» Ответ позволяет исследовать особенности социальных переживаний ребенка. Важно учитывать и общий эмоциональный фон ребенка в процессе рисования, эмоциональное отношение к теме рисования.

4. Эталоны хорошего и плохого поведения, сопоставление изображений хорошего и плохого поступков. Сравнительный анализ изображений хорошего и плохого поступков позволяет оценить представления ребенка о себе как субъекте общения, выделить эмоциональные различия в значимости поступков, степень дифференциации эталонов хорошего и плохого. Анализу подвергаются пространственное расположение поступков и композиция рисунка. Возможны следующие основные варианты изображений:

а) поступки изображаются на отдельных листах, или на разных сторонах одного листа, или на одном листе, разделенном четкой «демаркационной» линией. Ребенок демонстрирует жесткую дифференциацию эталонов хорошего и плохого поступков;

б) изображение хорошего и плохого поступков на одном листе, но отдельными сюжетами. Ребенок разводит понятие хороший и плохой поступки, но рассматривает их не дихотомично, допуская проникновение хорошего в плохое или трансформации плохого поступка в хороший. Чаще всего ребенок изображает взаимно дополняющие поступки, например, «Я пролил воду» и «Я вытер воду»;

в) изображение хо рошего и плохого поступков в едином сюжете. Этот вариант должен оцениваться в контексте уровня осознания нормы. В случае проработанности рисунка, проговаривания и обоснования социальной или моральной нормы можно говорить о высокой степени социальной зрелости как уровне целостного, взаимосвязанного анализа различных проявлений общения в жизни и осознание относительности конкретных критериев оценки поступков. В случае невыделения нормы и непроработанности рисунка можно сделать вывод о социальной незрелости ребенка, размытости эталонов должного и запрещаемого и незнании критериев нормативного поведения;

г) изображение только одного из поступков сигнализирует о социальной незрелости, диспропорциональном преобладании негативного или позитивного самоотношения. В случае изображения только хорошего поступка можно ставить вопрос о сниженной критичности.

Конец ознакомительного фрагмента.