Вы здесь

Кто есть кто в мире искусства. Литература (Г. П. Шалаева, 2013)

Литература

Откуда пошли сказки?

Читая сказки и наслаждаясь ими, вы полагаете, что их создал писатель. Если книга написана в сегодняшнее время, так и есть. А знаете ли вы, что в давние времена у сказок не было авторов? Великие сказочники просто пересказывали, что они слышали. И рассказы существовали, таким образом, тысячи лет. Многие сказки были созданы на основе реально происшедших событий, благодаря людской памяти. Но, конечно, следует вдуматься в содержание рассказа, чтобы определить, как это могло быть на самом деле. Человека привлекает все неизвестное, загадочное. В результате при передаче рассказов от родителей детям события совершенно обыкновенные с течением времени описывались как почти сверхъестественные.

Хотя сказки имели истоки в действительной, реальной жизни, не вызывает сомнений, что люди верили и в чудеса. Персонажами сказок были существа, сходные с человеком, но обладающие магической силой. Они могли стать невидимыми или изменить форму, часто появлялись в образах животных или птиц. Они могли проникать сквозь стены и другие твердые предметы. Они могли предсказывать будущее. Некоторые были бессмертны, другие жили сотни лет.

Сегодня кто-то представляет сказочных персонажей в виде крохотных существ с тончайшими крылышками. Другие считают, что существовали различные виды волшебных героев. Некоторые размером с дюйм, другие – в несколько футов высотой, а третьи вообще были людьми. И совсем не у всех были крылья. Им вообще были не нужны крылья. Они могли превратить палку в птицу и лететь на ней или скакать на волшебной лошади.

Имена и виды сказочных персонажей, вероятно, существующих в разных странах, знакомы нам – феи, эльфы, гномы, домовые, гоблины, тролли и многие другие.

Что мы знаем о волшебной сказке?

Само название «сказка» возникло далеко не сразу. Так, вначале в Древней Руси произведения, которые рассказывались для развлечения, назывались байками (от слова «баить», говорить). А сказками назывались документы, в которых сообщались различные сведения («ревизская сказка» содержала сведения о количестве и составе населения).

Впервые термин «сказка» в современном значении был употреблен в 1649 году. Очень быстро его значение перешло только на волшебные сказки, в основе сюжета которых были фантастические приключения или подвиги главного героя. В отличие от былин, рассказывание которых всегда считалось делом чрезвычайно важным, потому что слушатели верили в то, что все рассказанное им – правда, сказка считалась жанром менее серьезным. Ее надо было складывать – сочинять так, чтобы было интересно. Отсюда и пошла пословица: «Сказка – складка, а песня – быль».

Мир персонажей волшебной сказки чрезвычайно многообразен, центральное место среди них занимают положительные герои, и в первую очередь герои-богатыри.

Кроме них, в сказке действуют и комические персонажи (Иванушка-дурачок, Емеля), превращающиеся постепенно в красавцев и богатырей.

Ни одна сказка не обходится без героини, «красавицы писаной». Ее похищают или заколдовывают противники героя. Они всегда коварны, завистливы, жестоки, корыстны.

Ими могут быть не только фантастические существа (Кащей Бессмертный, Змей), но и люди (Царь Поганин).

Но главным в волшебной сказке всегда являются происходящие в ней чудеса: красавица всегда освобождается, герой преображается в красавца и богатыря, чары разрушаются, и противник оказывается побежденным.

Почему разные сказки так похожи друг на друга?

Ты, конечно, читал много сказок, принадлежащих разным народам, и, наверное, удивлялся, почему некоторые сказки очень похожи, хотя и рассказаны совсем по-разному.

Вот, например, русская сказка про сестрицу Аленушку и братца Иванушку и немецкая – про Гензеля и Гретель. Внешне они совсем не похожи: и героев зовут по-разному, и живут в разных местах. А сказки о них почти не отличаются.

В чем же здесь дело?

Дело в том, что эти две сказки имеют общую основу – сюжет. Что же это такое? Давай поговорим подробнее. Сюжетом называют основу сказки, ту историю, которая происходит с ее героями. Где бы сказку ни рассказывали, эта схема меняется очень мало, а иногда и не меняется совсем.

Конечно, каждый сказочник рассказывает сказку по-своему, даже одну и ту же сказку он может каждый раз рассказывать иначе. Один передает ее со всеми подробностями, неторопливо описывая замысловатые приключения героев. Другой, наоборот, быстрее старается добраться до конца. Поэтому и сказка становится более короткой и схематичной, ведь в ней описываются только самые основные приключения героев. Сказочник не изображает, куда пошел герой и что увидел по дороге, а просто говорит: «Он пошел туда-то».

Сказочных сюжетов известно гораздо меньше, чем сказок, потому что у каждого народа один и тот же сюжет рассказывается совсем по-разному. Можно сказать, что каждый народ имеет свою сказку на один и тот же сюжет.

Вот почему, увидев, например, мультфильм «Красавица и чудовище», ты сразу вспомнишь сказку про аленький цветочек.

Кто сочиняет сказки?

Знаешь ли ты, кто придумывает те сказки, которые ты читаешь в книге, слышишь по радио и телевидению? Конечно, большинство сказок записано учеными от сказителей – людей, которые знают и умеют рассказывать народные сказки. А откуда узнавали сказку сказочники?

Иногда они слышали новую сказку от других, иногда помнили с детства, услышав от своих родителей. Но рассказывал каждый сказку все равно по-своему, вставляя свои словечки, любимые поговорки, отражая свой жизненный опыт и мир, который его сегодня окружал. Бывает так, что сказитель переезжал на другое место, и тогда все его сказки постепенно менялась. В них появлялись новые персонажи, бытовая обстановка, интересная и понятная новым слушателям.

Но многие сказки были сочинены писателями. Придумывая ее, они могли пойти по нескольким путям: соединить несколько фольклорных сюжетов в один, переработать уже известные сюжеты («Сказки Пелагеи-ключницы» Аксакова, где появился «Аленький цветочек» на основе соединения сюжетов башкирских сказок и сказки братьев Гримм). Писатели учитывают психологию ребенка, которому нравится вновь встречаться с уже знакомым. Ребенок любит, чтобы ему каждый день читали одну и ту же сказку, хотя ее сюжет он давно уже выучил наизусть.

Вот почему тебе одинаково интересно читать и сказку про Пиноккио итальянского писателя Коллоди, и сказку про Буратино русского писателя Толстого. История превращения обыкновенного полена в мальчика рассказана ими совершенно по-разному. И это не случайно, потому что каждый из писателей жил в своей стране и писал, рассчитывая на своих маленьких читателей. Вот почему с их героями происходят совсем разные приключения.

В сказке Коллоди основную роль играет волшебство, превращения героя, а Буратино добивается всего сам, без помощи феи. Поэтому он больше напоминает обыкновенного мальчишку, хотя так и остается деревянным человечком.

Почему сказки разные?

«Сказка – складка, а песня – быль», «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Приведенные нами поговорки помогают понять основную функцию сказок: рассказывать о том, чего не было, но одновременно поучать слушателя.

По своему содержанию сказки весьма разнообразны. В них и приключения героев, и забавные случаи, но заканчиваются они одинаково – торжествует добро.

По своему характеру сказки делятся на бытовые, волшебные, авантюрные, сказки о животных и сказки-анекдоты.

Раньше других сложилась волшебная сказка. Она основывается на древних мифах и преданиях. Поэтому ее основные герои – богатыри – сражаются со сказочными чудовищами, преодолевают различные препятствия. Такие сказки близки к легендам о великих воинах.

Сказки, в которых на долю героев выпадает множество приключений, где на каждом шагу их подстерегает тяжелое испытание, называются авантюрными. Как правило, в них действуют добрые и злые силы. Последние чинят герою всевозможные козни. Но ему помогают выйти из трудных ситуаций феи, волшебники, маги. В конце его ожидает заслуженная награда – невеста, девица-красавица.

Более пестрыми выглядят сказки о животных. Они появились вследствие переделок рассказов об уловках первобытных персонажей-хитрецов (ученые называют их трикстерами). Так в сказках народов Африки мы находим истории о проделках остроумной черепахи и хитрой антилопы Канчиля. Они противостоят хитрым и жадным правителям. Со временем героев-животных в таких историях сменили герои-люди. Среди них – Ходжа Насреддин, Мушфики, Гершеле Острополер, Хитрый Петр. Иногда хитрецы не только учат ленивых, глупых и жадных, но и дают советы, помогающие слушателям выбрать то или иное решение.

Среди бытовых сказок распространены истории, встречающиеся у разных народов: о глупом муже и умной жене, о подвигах солдата, глупом черте. В известной мере они приближаются к анекдоту, так как в их основе всегда лежат конкретные житейские ситуации, а повествование окрашено юмором.

Кто первым сочинил детские стихи?

Едва ли есть ребенок, который наизусть не знает «Ладушки» или «Идет коза рогатая». Мы называем их детскими песенками или стишками. В Англии их называют стихами Матушки-Гусыни. Это прозвище, Матушка-Гусыня, впервые появилось в собрании сказок французского писателя Шарля Перро, которые были опубликованы в 1697 году. Но возможно, оно было известно и раньше, так могли называть, например, деревенских сказительниц.

Бостонский издатель Томас Флип опубликовал в 1719 году книгу под названием «Песенки для детей, или Детские мелодии Матушки-Гусыни». К сожалению, в наше время не осталось ни единого экземпляра этой книги.

Большинство стихов, превратившихся потом в детские, вначале совершенно не предназначались для детей. В XVI веке взрослые в Англии пели баллады, мадригалы, оды. Матери пели эти же произведения своим детям, и песни эти превращались в детские песни. Дети запоминали припевы или некоторые фразы и пели их на свой лад.

Когда появились частушки?

Каждый из вас, конечно же, слышал частушки – веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Их поют под аккомпанемент балалайки, гармони, баяна и других народных инструментов, нередко сопровождая пляской. Достается в частушках лодырям и неряхам, обманщикам и лежебокам. Бывают частушки шуточные и юмористические.

Слово «частушка» происходит от «частый», то есть быстрый. Это быстрые песни в четком ритме двудольного танца. Это такой ритм, который можно отсчитывать «и раз – и два; и раз – и два». Мелодия совсем коротенькая – всего один небольшой куплет, который много раз повторяется с разными текстами.

Частушки возникли в России во второй половине XIX века и стали очень популярны в народе. Есть и особый вид частушек, называемый «страдания». Они более медленные, певучие, как правило, лирического содержания.

Случается, что частушки входят и в произведения так называемого «высокого жанра», опер, концертов. Например, Родион Щедрин написал концерт для симфонического оркестра «Озорные частушки», а также включил их в свою оперу «Не только любовь».

Откуда взялись считалки?

Считалки, как и другие жанры детского фольклора, возникли в глубокой древности. В их основе лежит представление о том, что есть счастливые и несчастливые числа. Когда-то считалка была одним из способов гадания, чтобы узнать, стоит или не стоит начинать какое-либо важное дело. Счастливое или несчастливое число, на которое и оканчивался счет, и являлось предопределением благополучного завершения начатого предприятия. Об этом свидетельствует тесная связь считалок с различного рода гаданиями.

До середины XIX века сохранялось использование текстов ряда считалок для определения времени выхода замуж, а также характера будущего мужа. После перехода в детскую среду считалки утратили свое магическое значение и превратились в вводную часть различных игр.

Хотя в такой считалке, как:

Раз, два, три, четыре, пять,

Тебе скоро улетать,

ясно слышится отзвук далекого прошлого – гадание посвящено будущему выходу девушки замуж. Эта считалка распространена практически на всех континентах, более чем у десятка народов.

Когда придумали русские былины?

С глубокой древности передавались из уст в уста героические песни, сказания о защитниках русской земли – богатырях. О том, что на Руси пелись былины, мы узнаем еще из такого литературного памятника Древней Руси конца XII века как «Слово о полку Игореве».

Их знали и исполняли певцы, которых в народе называли сказителями.

Само название «былина» указывает на то, что слушатели и сказители предполагали, что все, о чем рассказывается в былине, происходило на самом деле в стародавние времена. Вот почему впоследствии былины стали называть «старинами» – рассказами о том, что было в старину.

Кто и когда придумал первую былину, мы не знаем и, видимо, никогда не узнаем. Но разве это так важно? Гораздо удивительнее, что они передавались из уст в уста на протяжении 800 лет, прежде чем их записали такие выдающиеся исследователи, как А.Астахова, А.Гельфердинг, П.Рыбников. Для этого ученым потребовалось совершить многочисленные экспедиции на Север, где дольше, чем в других местах, продолжалось исполнение былин. О том, как это происходило, рассказал П.Рыбников, впервые записавший от сказителя русскую былину: «Горница была наполнена народом. Сидели на лавках, на кровати, жались в дверях. Вошел Утка (сказитель Никифор Прохоров), невысокого роста старик, коренастый и плечистый. Утка далеко откинул назад свою голову, с улыбкой обвел взглядом присутствующих и начал петь. Он жил со своими любимцами-богатырями, жили с ними и все присутствующие».

Кто придумал басню?

Басня – это один из древнейших жанров литературы. Полагают, что, басни были одними из первых литературных произведений, в которых отразились представления людей о мире. Первым автором басен называют раба Эзопа, славившегося своим остроумием. Ученые считают, что он жил примерно с 620 по 560 год до н. э. и благодаря своему умению рассказывать занимательные истории, в конце концов, получил свободу. Истории Эзопа известны под названием «Басни Эзопа». Они были записаны примерно во II веке до н. э. и входили в учебники, которые, прежде всего, использовались в школах красноречия для воспитания будущих политических деятелей.

Умение точно и кратко выражать свои мысли, несомненно, пришло к будущим ораторам из басни. Отличительной ее особенностью как раз и является умение автора в занимательной, но краткой форме, на наглядном примере рассказать о какой-либо проблеме. Вот почему в начале или чаще в конце басни сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль.

Басня всегда носит иносказательный характер. В качестве героев в баснях чаще всего действуют животные, но иногда и растения, птицы, рыбы, вещи. Подобные персонажи ведут себя как люди, в каждом из них воплощены те или иные пороки или слабости людей. Так, в одной известной басне рассказывается о состязаниях по бегу между зайцем и черепахой. Заяц настолько уверен в своем успехе, что даже отдыхает во время соревнований, что и позволяет выиграть медлительной, с трудом тащащейся черепахе.

Среди авторов басни были такие известные поэты античности, как Гесиод, Гораций, Федр а уже гораздо позднее, французский поэт Лафонтен. Именно Лафонтен превратил басню в живой и занимательный рассказ, развив достижения своих предшественников по созданию стихотворной басни.

Что такое вымысел?

Ответить на этот вопрос, на первый взгляд, вовсе не сложно: все, что не существует, а создается фантазией человека, называется вымыслом. В художественном произведении вымысел используется для создания художественного мира и населяющих его образов.

Очевидно, что каждый писатель опирается на свой жизненный опыт. При этом свои наблюдения он отбирает, группирует по-своему, выделяя одни факты и опуская другие. Даже в воспоминаниях, где автор обычно основывается на лично пережитом и передает события собственной биографии или жизни хорошо знакомых ему людей, он выбирает то, что для него наиболее интересно и значимо. Но если произведение будет состоять только из одних фактов, даже тщательно подобранных и организованных, никто не станет его читать. Чтобы «оживить» рассказ, писатель прибегает к фантазии – начинает придумывать новых героев и обстоятельства их вымышленной жизни. Для этого он стремится так построить свое произведение, чтобы выдуманные им персонажи вели себя так же, как и обычные люди в реальной жизни. Писатель представляет себе, как созданный его воображением человек повел бы себя в той или иной ситуации.

В произведениях, основанных на подлинных событиях, писатель тоже стремится быть именно психологически достоверным. При этом вполне может быть, что некоторые события окажутся лишь упомянутыми или произойдут не совсем в том месте, где были в действительности.

Главная цель писателя – заставить читателя поверить ему. А это возможно лишь в том случае, если персонаж, который создан воображением художника, будет чувствовать также ярко и непосредственно, как живой человек.

Можно ли написать «портрет словами»?

Ты, конечно, знаешь, что портрет широко распространен в живописи, скульптуре, графике и фотографии. Само слово «портрет» восходит к французскому выражению «trait рог trait» – черта в черту, т. е. как можно точнее. Но можно ли написать «портрет словами. Например, существует многочисленные воспоминания об известных людях прошлого. Но в каких же случаях мы можем рассматривать описания реальных исторических лиц как «портреты словами»?

Если главное для художника – создать яркий образ на портрете, то цель для пишущего воспоминания – помочь воссозданию этого образа в сознании читателя. Вот почему литературный портрет обязательно строится на какой-нибудь наиболее яркой детали – особенности языка, внешнего облика или поведения изображенной личности. Такие описания мы и можем назвать «портретами словами».

Прочитав «портрет словами», мы представляем облик изображенного гораздо ярче, чем после знакомства с его биографией. И это не случайно. Ведь мы не знакомимся с тем, что он сделал или создал, а проникаем в мир его чувств, всегда ярких и неповторимых. В литературном портрете всегда отражаются наиболее характерные, запоминающиеся черты личности. Так, все писавшие о Александре Блоке отмечают его «рыцарское» и в то же время усталое лицо, за которым чувствуется его одиночество, душевная незащищенность. В образах Андрея Белого, Алексея Ремизова подчеркивается их необыкновенность, неординарность. Символом революции, стремления изменить окружающую жизнь воспринимается образ Владимира Маяковского.

Что такое легенда?

Название этого жанра происходит от латинского «легенда» – «то, что следует прочитать». Оно возникло в те далекие времена, когда легенды еще не записывались, а рассказывались, передаваясь из уст в уста подобно сказкам.

В основе легенды – рассказ о событии, как будто имевшем место. Чаще всего легенды возникали на основе «свидетельств очевидцев» о чудесах, видениях, связанных с именами святых или с определенной местностью. В отличие от преданий, рассказывавших об исторических лицах и реальных событиях, легенда нередко рассказывает о том, чего не было на самом деле.

Вот почему так много легенд рассказывают о находках сокровищ, чудесных избавлениях от недугов или победах над многочисленными врагами.

Безвестные сказители нередко облекали в форму легенды мечты о лучшей доле и счастливой жизни, которых так не хватало их слушателям. Они рассказывали о справедливых королях, которые правили в стародавние времена, о рыцарях, защищавших слабых и обиженных.

Герои легенд всегда привлекали внимание самых широких слоев населения своей храбростью, бескорыстием, добротой, милосердием – то есть теми качествами, которых так не хватает реальным людям.

Практически герои легенд становились для слушателя прошлых времен такими же выдающимися личностями, как для современного подростка – герои комиксов и популярных мультипликационных сериалов.

Что такое предание?

В основе преданий, то есть народных рассказов, передававшихся из уст в уста, из поколения в поколение, лежат воспоминания о реальных лицах и событиях исторического прошлого. Предание часто имеет форму рассказа очевидца и ведется от первого лица.

Сюжеты преданий повествуют об основании городов, строительстве монастырей и отдельных храмов, захороненных кладах, которые якобы ждут своего открывателя. В них все правдоподобно, и можно сказать, реалистично. Герои – обыкновенные люди, только обладающие большей силой и отличающиеся особыми умениями.

В отличие от легенды, в предании всегда точно сообщается, когда и где произошло событие, о котором ведется рассказ. Понятно, что в преданиях практически не встречаются чудесные превращения, волшебные предметы, фантастические перемещения героев, столь привычные для сказок и легенд.

В преданиях содержится множество сведений, представляющих большой интерес: обстоятельства основания крупных городов и пребывания в них исторических лиц. В форме преданий народная память донесла до наших дней подробности жизни прошлых времен.

Рассказывая о прошлом, сказитель обязательно соотносил его с днем сегодняшним, сравнивал поступки героев с нынешними правителями и полководцами. Вот почему и в наши дни предания продолжают оставаться одним из немногих «живых» фольклорных жанров. Героями преданий XX века стали те личности, которые оставили свой след в сложную эпоху войн и революций.

Предания издавна привлекали внимание русских писателей: Пушкина, Лескова, Бажова, которые находили в них сюжеты для своих произведений.

Что такое пестушки?

Пестушками называются небольшие стихотворения, которые читают ребенку. Их название восходит к глаголу «пестовать» – ухаживать за ребенком, потому что пестушки связаны с выполнением тех действий, которые можно было бы сравнить с гимнастикой.

Произнося пестушку, мать или няня несколько раз проводят руками от шейки до ступни ног ребенка. Слова пестушки не просто подсказывают ход действий и что надо делать, но и показывают самому маленькому ребенку, как называется та или иная часть его тела:

В ножки о Дюнешке,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в голову разумок.

Или:

Баба сеяла горох.

Прыг-скок! Прыг-скок!

Обвалился потолок.

Прыг-скок! Прыг-скок!

Во всех подобных произведениях заложен многовековой опыт. Но не только педагогический – в них отразились следы магических представлений. По происхождению многие пестушки сближаются с заговорами. Однако со временем их магическое значение полностью забылось, и они превратились в забавные стихотворения:

С гуся вода

С Пети худоба.

Что такое потешки?

Потешками называют небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям. В них отразился многовековой опыт народной педагогики. Упоминаемые в потешках предметы обычно связаны с непосредственным окружением ребенка, событиями его повседневной жизни: прогулкой, кормлением, умыванием.

В отличие от других жанров детского фольклора, потешки практически не изменяются со временем. Между текстами, записанными у различных народов, оказывается такое сходство, что нередко они напоминают переводы с одного языка на другой.

Так, известная потешка «Сорока, ворона кашу варила» известна почти у всех европейских народов. Вот какой интересный жанр – детские потешки.

Что такое загадка?

Загадка относится к одному из самых древних жанров фольклора. Когда-то разгадывание загадок имело магическое значение, являясь составной частью обряда посвящения юношей в воины.

Использовались загадки и во время древнейших свадебных ритуалов, для испытания жениха и невесты. С помощью загадок сохранялись для потомства народные познания, накапливаемые веками.

Со временем серьезное значение загадок забылось, и они стали использоваться для развлечения и как важная воспитательная игра.

Вначале ребенок еще не умеет разгадывать загадки, у него нет для этого необходимых знаний. Главным для него становится процесс запоминания загадок, который превращается в своеобразную словесную игру.

Многовековое распространение отшлифовало форму загадки, сделало ее звучной и выразительной. Иногда загадка бывает даже стихотворной:

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

Большая популярность загадок объясняется еще и тем, что они легко отражают все изменения, происходящие в мире:

Висит груша – нельзя скушать.

(Электрическая лампочка).

Что такое заклички?

Закличками обычно называют стихотворные обращения к явлениям природы, растениям и животным:

Дождик, дождик, поливай —

Будет хлеба каравай.

Или:

Дождик, дождик, пуще,

Будет в поле гуще!

Происхождение закличек теряется в глубине веков. Когда-то они входили в ритуальные обряды, посвященные заклинанию сил природы для призвания урожая или удачной охоты (рыбной ловли).

Вот почему в настоящее время заклички практически исчезли из живого бытования, хотя до двадцатых годов нашего столетия они записывались повсеместно и в большом количестве.

В настоящее время заклички сохранились лишь в составе поэзии пестования, обращенной к самым маленьким. Как только дети начинают самостоятельно передвигаться, их внимание привлекают ярко окрашенные насекомые, певчие птицы, а также домашние животные.

К ним и адресованы следующие обращения:

Бабочка, бабочка,

Сядь на ладошку —

Дам тебе лепешку.

В некоторых приговорках сохранились следы древних заклинаний, например, если набралась в уши вода, говорят:

Ухо, ухо, вылей воду

На дубовую колоду.

Что такое рассказ?

Содержанием рассказа всегда становится случай или происшествие, происходящие с героем. Это обычно очень короткое событие, повествование о котором должно вместить и характеристику места действия, и оценку происходящего, и иногда даже биографию главного героя.

Основой для рассказа может стать любая житейская ситуация. Но через нее обязательно должна быть видна судьба героя. Например, в рассказе Куприна «Белый пудель» через эпизод из жизни бродячих артистов прослежена участь всех обездоленных в России того времени. На основе конкретной ситуации писатель приходит к очень серьезным выводам и глубоким обобщениям.

Сочетанием краткости и насыщенности содержания рассказ отличается от других прозаических жанров. Сюжет рассказа обычно развивается очень быстро, динамично, напряженно. Вспомни, например, рассказ Горького «Дед Архип и Ленька». Ты никак не можешь вчитаться в каждое слово, хочешь как можно быстрее узнать, что же будет с героем.

Писатель всегда очень тщательно отбирает факты, составляющие сюжет рассказа, говоря только о самом важном, значительном в жизни своего героя. Нет таких событий – нет и интересного рассказа.

Количество действующих лиц в рассказе невелико, всего несколько человек. Основным художественным приемом описания становится деталь. Подобным талантом отличался А.П.Чехов. При предельном лаконизме содержания его произведения передают историю всей жизни его героев или раскрывают их характер. Таковы, например, рассказы «Хамелеон», «Ванька», «Лошадиная фамилия».

Русские писатели считали рассказ той формой, в которой мастерство писателя проявляется наиболее ярко. Поэтому, например, в начале XX века рассказ становится основной литературной формой.

Что такое повесть?

Повесть – это древнейший жанр литературы. Он представлен практически во всех литературах мира, в том числе и в древнерусской. Сначала повестью называли только рассказы о реальных исторических событиях («Повесть временных лет»), потом и произведение с вымышленным автором сюжетом, остро сатирическое или бытовое. Любопытно, что такие повести называли «неполезными». Жанр повести постепенно становился одним из основных в русской литературе.

Поскольку размер повести меньше, чем романа, в ней не бывает большого количества действующих лиц. О происходящих событиях рассказывается последовательно и постепенно, без такой глубины обобщения, как, в романе. Поэтому по характеру описаний – повесть близка хронике, где главным является передача тех или иных фактов.

Однако не только отбор событий и их последовательное расположение в произведении являются отличительными особенностями повести.

Для повести характерно сочетание не слишком большого объема и точности выражения авторской мысли, поэтому особую роль в ней играет деталь. Она становится основным художественным приемом, с помощью которого писатель добивается максимальной выразительности в обрисовке его характера и окружающей среды. Тщательностью описаний и глубиной характеров действующих лиц повесть отличается от от рассказа, а сравнительной краткостью – от романа.

Очень образно сказал о повести русский критик В.Г.Белинский: «Ее форма может вместить в себе все, что хотите – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей».

Что такое баллада?

Баллада – это форма народной песни, которая рассказывает какую-либо историю. Она появилась в Европе в средневековье.

Баллада просто и прямо повествует о чем-либо. Под некоторые баллады можно танцевать, и баллады могут иметь музыкальное сопровождение. Они всегда исполняются так, чтобы словам уделялось больше внимания, чем мелодии. Впрочем, хотя баллады всегда придают большое значение истории, мелодии, используемые в них, очень красивы.

В разных странах баллады отличаются друг от друга и имеют множество названий. Во Франции они называются балладами, в Италии – «баллата», в Испании – романс, а в России – былина.

В Америке баллады делятся на несколько разновидностей. Одна состоит из традиционных баллад, которые возвращают нас на шесть или семь веков назад в британскую историю. Они передавались устно через многие поколения, и у них появилось большое количество вариаций. Другая группа баллад уходит корнями в Англию XVII–XIX веков. Иногда их называют плакатными балладами. Многие из них печатались на обороте плакатов с последними новостями и продавались на улицах за пенни.

Британцы привезли баллады в свои колонии, где многие из них сохранились. Используя их как образец, американцы создавали баллады о бандитах, таких, как Джесси Джеймс и Билли Кид, о сильных людях, таких, как Джон Генри, и о невезучих девушках типа «юной Шарлотты». Они часто накладывались на старые британские мелодии, и зачастую даже использовался тот же самый сюжет, но с американской музыкой.

Что такое ода?

Слово «ода» в переводе с греческого означает «песнь». С конца XVII века так называют литературный жанр, главной особенностью которого является прославление монарха или знаменательного исторического события.

Торжественная ода стала одним из основных жанров русской поэзии XVIII века. Их писали Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Херасков, Державин.

Для оды характерно особое видение мира. Главное чувство, которое передает автор оды, – восторг. Он возводит поэта «превыше молний», «выше облака», откуда тот и созерцает весь мир. Конечно, подобные чувства требовали особого стиля, особой торжественности выражения, которая исключает обыденные слова. М.В.Ломоносов назвал его «высоким стилем».

Для этого стиля характерен особый язык, изображение каждого предмета как идеального – «цветы пестреют», «колосья на полях желтеют», «озера ликуют». Реальные факты также изображаются в виде аллегорических и символических картин. Заключение выглядит как «изрядство мира», от которого «восторг внезапный ум пленил».

В конце XVIII века, когда во всей Европе начинается революционное брожение, торжественная ода становится одним из жанров политической лирики. Именно так переосмыслил этот жанр А.С.Пушкин («Вольность»). Но после поэтов-декабристов этот жанр постепенно прекращает свое существование.

В творчестве поэтов XX века, например Маяковского, он получает новое звучание, используясь как средство иронической характеристики.

Что такое биография?

На первый взгляд, на этот вопрос ответить несложно. У каждого человека есть история жизни, и ты легко можешь рассказать свою. Это и называется биографией.

Но подобная легкость обманчива. Сразу же возникает множество вопросов: чем биография отличается от автобиографии? Кто может быть героем биографии? Почему рассказы Плутарха об известных героях его времени современники называли то жизнеописаниями, то биографиями?

Само слово «биография» происходит от двух греческих слов: «биос» – жизнь и «графо» – пишу. Таким образом, оно и означает «жизнеописание».

В русский язык слово «биография» пришло из французского, сохранив греческие корни. Но с начала XIX века, когда появились первые переводы биографических книг античных авторов (Плутарха, Тацита), за ними закрепилось название «жизнеописание», восходящее к латинскому названию таких трудов «vita scritta» (дословно: «Описание жизни»).

Первые биографии появились еще в эпоху античности, и их героями были правители или известные люди («Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, «Жизнеописания знаменитых живописцев» Дж. Вазари).

Так был создан жанр биографии, в котором затем работали крупнейшие писатели всех стран и эпох (Вольтер, Р.Роллан, С.Цвейг). Очень важно, что еще в XVIII веке биография стала использоваться для воспитания молодежи.

В русской литературе жанр биографии также занимает видное место, и начался он с произведений, рассказывающих о жизни выдающихся деятелей культуры (книги П.А.Вяземского «Д.И.Фонвизин», «Биография Ф.И.Тютчева» И.С.Аксакова). С середины века появляются биографические книги, написанные специально для детей (книга В.П.Авенариуса о Суворове).

В последующее время в русской литературе появилось много интересных произведений биографического жанра. Многие из них вышли в серии «Жизнь замечательных людей», основанной М.Горьким.

Что такое мемуары?

Первое упоминание о мемуарах в справочной литературе мы находим в «Энциклопедическом словаре» (1896) Ф.А.Брокгауза и И.Е.Ефрона, где отмечается деление мемуаров на военные, «мирные», дворцовые, бытовые, писательские.

Словом «мемуары», заимствованным из французского memoires, обозначают все произведения, авторы которых вспоминали о прошлом: автобиографии, воспоминания и даже дневники. Существуют и русские названия мемуаров – «воспоминания», «записки». Оба названия обозначают рассказ о прошлом, написанный спустя некоторый промежуток времени. Автор смотрит на события из будущего и описывал прошлое и как современник, и как свидетель, и как участник.

Обычно считают так: в «воспоминаниях» описывались только те события, которые автор видел своими глазами, а название «записки» указывало на то, что в них включены и рассказы других лиц, записанные автором.

По мере развития литературы и введения жанрового деления исследователи пришли к выводу, что существуют следующие основные формы мемуарной литературы: письма, дневники, автобиографии, мемуарно-автобиографические повести и романы.

Что такое буколическая поэзия?

Пастушескую поэзию иногда называют буколической, от греческого слова bukolos – пастух. В ее основе лежат народные пастушеские песни. Этот жанр возник еще в фольклоре Древней Греции и приобрел большую популярность в римской поэзии. Небольшие стихотворения, написанные в форме короткого рассказа или диалога, содержат яркие описания чувств или прославление красот природы. Диалог строится по принципу поэтического состязания, при котором каждый из участников стремится превзойти другого в красочности и выразительности.

Как литературный жанр буколическая поэзия впервые появляется у греческого поэта Феокрита (конец IV века до н. э.), однако и до него у различных авторов встречаются буколические элементы (например, у Стесихора, создавшего образ пастуха Дафниса).

Обычно авторами буколической поэзии были представители греческой аристократии. Ведь она возникла в период интенсивного заселения городов и отражала сентиментальную тоску по простоте сельской жизни и ее близости к природе. Поэтому, например, в «Идиллии» Феокрита изображена простая деревенская жизнь, представлены образы пастухов, пасущих овец.

Местом действия является подчеркнуто условная обстановка, где нет войн и конфликтов. Созданный Феокритом жанр получил название идиллия, что означает «картинка».

Римская буколическая поэзия представлена именем крупнейшего поэта античности Вергилия. В своих «Эклогах» (что означает – выбранное) или «Буколиках» он также изображает весьма условный пастушеский мир. Однако Вергилий рисует не только вымышленный мир идеальной любви, его поэзия полна намеков на современность, а местами даже иронична. Через условный мир поэт передает социальные проблемы времени, волновавшие как его самого, так и его современников.

Интересно дальнейшее развитие буколической поэзии. В средние века она вновь соединилась с фольклором различных стран, в результате чего появилась пасторелла – жанр любовной поэзии XII–XIII веков.

В европейской литературе (в основном поэзии и драматургии XVII–XVIII веков, когда вновь возникает представление о необходимости возвращения к природе как символу чистоты и гармонии) на основе традиций буколической поэзии рождается пастораль. И сама форма, и мотивы оказались в ней заимствованными из античной буколической поэзии.

Что такое «альбомная лирика»?

В воспоминаниях И.С.Соколова-Микитова мы встречаемся с таким описанием: придут из Бабынина, с новой железнодорожной станции, франты-телеграфисты в высоких, накрахмаленных воротничках, в фуражках с желтыми кантами, заведут с барышнями разговоры, начнут писать чувствительные стишки в альбомы.

Что же это такое – альбом, о котором вспоминает писатель?

Истоки альбомной лирики нужно искать в средневековой французской поэзии, где поэты-любители, сочинявшие стихи, собирали их в отдельные сборники. Одним из самых известных стала «Книга ста баллад», в которой собраны стихи нескольких непрофессиональных поэтов во главе с наиболее талантливым из них – Жаном де Сен-Пьером Сенемаль. Основная тема сборника – тема любви.

Жанр любовной лирики был очень популярным, поэтому естественно, что сборники любовных песен быстро распространялись сначала по всей Европе, а в конце XVIII – начале XIX века попали и в Россию, где как раз наблюдалось сильное влияние французской культуры. С первой половины XIX века в России, в многочисленных литературных салонах Петербурга и Москвы, возникла своеобразная мода: оставлять на память какую-нибудь запись, небольшой стишок, куплет или рисунок. В комедии Гоголя «Ревизор» Марья Антоновна просит Хлестакова оставить ей в альбоме на память что-нибудь «эдакое».

В архивах и библиотеках сохранились сотни подобных альбомов. Некоторые из них принадлежали видным литературным и общественным деятельницам той поры – З.Волконской, поэтессе Е.Ростопчиной, жене известного историка С.Карамзиной. В них можно найти даже неизвестные автографы великих русских поэтов и писателей.

Несмотря на то, что Пушкин иронизировал в романе «Евгений Онегин» над светскими альбомами, он сумел показать их особую роль в истории русской культуры:

Великолепные альбомы,

Мученье модных рифмачей,

Вы, украшенные проворно

Толстого кистью чудотворной

Иль Баратынского пером,

Пускай сожжет вас божий гром!

Когда блистательная дама

Мне свой in quarto подает,

И дрожь, и злость меня берет…

Что такое псевдоним?

Псевдонимом (от латинского pseudo – ложный) принято называть вымышленное имя, которым писатель иногда подписывает свои произведения. Причины такого поступка могут быть весьма разнообразны: боязнь преследований, критики, неблагозвучная фамилия, а иногда и дань моде.

Некоторые авторы были вынуждены скрывать свое имя, потому что их общественное положение не позволяло им открыто заниматься литературой (например, Екатерина Великая печаталась под псевдонимами).

Иногда псевдонимы появлялись и без участия их авторов, по инициативе редакторов или друзей, пожелавших подшутить над ними.

Обычай скрывать свое имя корнями уходит в глубокую древность. Еще в средние века многие поэты никогда не подписывали свои сочинения настоящими именами. Очень красивы псевдонимы арабских поэтов. Например, Хафиз, что означает «сладкозвучный», или Амир Хосров Дехлеви – «царь поэтов из Дели». Эти имена приобрели такую популярность, что заменили собой настоящие.

Нередко выбор псевдонима был вызван стремлением отличаться от родственников: например, туркменские поэты отец и сын Довлетмамеды писали под псевдонимами Азади и Махтумкули, причем Махтумкули избрал себе еще один псевдоним – Фраги, под которым и приобрел наибольшую известность.

Иногда в основе псевдонима лежит какая-либо внешняя примета автора, например, Назон («носатый»), Флакк («лопоухий») или Тацит («молчаливый»).

Часто в псевдонимах содержится указание на национальность их авторов или место их рождения – Леся Украинка, Анатоль Франс.

Интересно, что издание литературного произведения без подписи или под псевдонимом далеко не всегда достигало цели – скрыть имя настоящего автора. Очень скоро становилось известно, кто подписывается тем или иным псевдонимом.

Что такое персонаж литературного произведения?

Ты уже знаешь о том, что герой литературного произведения и реальный человек, который стал основой для создания образа художественного произведения, – не одно и то же. Поэтому мы должны воспринимать персонаж литературного произведения таким, каков он изображен в книге, не пытаясь сравнивать его с конкретным человеком, существовавшим на самом деле.

Создавая свой образ, писатель объединяет множество черт, которые он подметил у самых разных людей, в соответствии со своим собственным опытом. В одном образе собираются наиболее яркие, характерные черты определенной группы людей.

Очень важную роль играет имя, которым автор называет своего героя. Иногда это неброское, распространенное имя, иногда оно является «говорящим», т. е. выражает нужную автору идею. Такие герои характерны, например, для Достоевского. В именах его персонажей всегда заключена своеобразная загадка, которую предстоит разгадать, – Родион Раскольников, Соня Мармеладова, братья Карамазовы (как будто братья-разбойники).

Второй характеристикой героя становится портрет. Обычно автор описывает особенности строения лица, фигуру, манеру говорить. Но к портретной характеристике относятся и особенности поведения героя, характерные выражения, жесты. Конечно, если автор просто перечислит все эти особенности человека, получится сухой список, а не портрет живого человека. Поэтому писатель с помощью деталей выделяет самое характерное, запоминающееся, интересное в облике героя. Через портрет также дается оценка персонажа, как человека.

Ну и, наконец, герой приобретает биографию и среду обитания. Как и обычный человек, он проживает в произведении целую жизнь, иногда наполненную самыми удивительными событиями и приключениями.

Что такое сюжет литературного произведения?

На первый взгляд, кажется, что содержание всех книг строится по одной и той же схеме. В них рассказывается о герое, его окружении, о том, где он живет, что с ним происходит и чем заканчиваются его приключения.

Но эта схема является чем-то вроде каркаса, которому следует далеко не каждый автор: иногда рассказ начинается со смерти героя, а уже потом рассказывается, что происходило до этого. Автор может внезапно оборвать повествование, так и не сообщив, что произошло с героем дальше. Такое окончание произведения называется открытым финалом. В этом случае окончание истории должен придумать сам читатель.

Однако в любом произведении всегда можно найти главные моменты, вокруг которых как бы завязан сюжет. Они так и называются – узловые точки. Их немного – завязка, кульминация и развязка.

А теперь давай попробуем найти их в хорошо известном тебе романе А.Дюма «Три мушкетера». Он начинается с введения, или вступления (иногда оно называется прологом), где сообщаются основные сведения о д’Артаньяне: что он происходил из обедневшей дворянской семьи, отец его в прошлом служил королю и теперь хочет, чтобы сын продолжил его дело – стал мушкетером. Так начинается действие.

Развитие сюжета начинается в тот момент, когда у д’Артаньяна крадут рекомендательное письмо. Затем мы узнаем о том, как д’Артаньян приезжает в Париж, приобретает друзей (и врагов) и начинает служить королю. Завязка – столкновение основных героев – встреча д’Артаньяна и кардинала, когда мушкетер узнает, что у него появился могущественный враг.

Дюма был великим мастером построения динамично развивающегося сюжета. Поэтому он вводит новых героев (Констанция, Миледи), включает историю Бэкингема и королевы. Однако дополнительные персонажи не осложняют основную линию романа – приключения главного героя. Дюма сообщает о своих персонажах только самое необходимое, хотя история каждого из них составляет как бы отдельный «сюжетик» – он называется сюжетной линией.

Если ты внимательно читал роман, то заметил, что там почти нет длинных, пространных описаний пейзажа, интерьера, внешности и одежды героев. Дюма все время торопится: он держит читателя в напряжении и поэтому очень быстро подводит его к высшей точке развития сюжета – кульминации. В романе «Три мушкетера» это – конец истории с подвесками.

Итак, произошло столкновение героев, конфликт заканчивается трагически – погибает Констанция. Должна наступить развязка романа. Как поступает Дюма? Он усиливает действие, отказываясь от описаний, и сосредотачивает внимание на диалогах и стремительных передвижениях героев. Темп повествования стремительно нарастает от эпизода к эпизоду. Лишь в последней сцене он замедляется, чтобы подчеркнуть важность момента – миледи наказана, возмездие свершилось.

Развязка – последняя встреча с кардиналом – следует в самом конце романа.

Но история д’Артаньяна на этом не заканчивается. Поэтому Дюма и завершает роман эпилогом, в котором сообщает о дальнейшей судьбе своих героев. Он позволяет закончить действие и одновременно готовит читателя к продолжению рассказа о понравившихся ему героях.

Ты можешь спросить – а зачем мы так подробно разбирали хорошо всем известный роман? Уметь находить основные точки сюжета важно в любом произведении: это поможет глубже уяснить его содержание – фабулу и кратко пересказать ее.

Что такое «вечные образы»?

Иногда бывает так, что образы похожих героев встречаются во многих произведениях, созданых разными авторами в разное время. Несмотря на то, что в каждом из произведений они носят разные имена, читатель легко улавливает сходство между ними. Оно основано на том, что все эти образы отражают одну и ту же философскую или нравственную идею. Такие образы и называются «вечными».

К числу таких образов относится, например, Дон-Кихот. Хотя после написания романа Сервантесом прошло много веков, образ защитника всех обездоленных продолжает волновать писателей. Имя Дон-Кихота стало не просто литературным персонажем, но и обозначением идеи бескорыстной помощи.

Аналогичная судьба и у образа Робинзона Крузо. Множество подражаний и похожих героев в литературе позволяют говорить о том, что он также стал нарицательным обозначением упорства и стойкости.

Одним из самых популярных образов такого рода является образ Золушки. В многочисленных произведениях рассказывается, как героиня (или герой), пережив трудности и невзгоды, в конце вознаграждаются за доброту, ум и трудолюбие.

Что такое образ-символ?

Символом обычно называют условное обозначение какого-либо отвлеченного понятия. Но в литературном произведении символ является интересным изобразительным средством. Символические образы украшают литературное произведение, помогают автору ярче выразить главную мысль. Как и любой образ, символы принимают участие в действии, которое развертывается в произведении. В этом заключается их отличие от эмблемы.

Происхождение символов уходит корнями в глубокую древность. Вот, например, образ Сокола, использованный Горьким в «Песне о Соколе». Его создание было подготовлено многовековой традицией народных песен, которые в течение многих поколений переходили от одних певцов к другим. Сокол, действующий в народной песне, обозначает юношу, который обязательно наделен такими качествами, как красота, храбрость, мужество и сила.

Обычно использование подобных образов не случайно, постоянно встречается перенесение качеств животных или птиц на людей. Вот почему в «Песне о Соколе» конфликт происходит между гордым, превыше всего на свете ценящим свободу Соколом и Ужом, предпочитающим спокойно жить на земле. Они являются символами двух мировоззрений, разных типов людей – борца за свободу и труса, который боится трудностей.

Очень часто в виде образа-символа выступают различные явления природы. Обычно они отражают то или иное состояние персонажей произведений или те или иные общественные явления. Так, революция во многих произведениях разного времени сравнивается с бурей, штормом, наводнением, грозой, а война – с темной, безлунной ночью.

Что такое инверсия?

На этот вопрос легче ответить англичанину, чем русскому: в английском языке инверсия – важнейший синтаксический прием, позволяющий из повествовательного предложения, в котором рассказывается о чем-то, сделать вопросительное. Если ты изучал английский, то знаешь, что в обычном предложении сначала идет подлежащее, а потом сказуемое. Если ты хочешь переделать в предложение в вопрос, то меняешь их местами.

Обычно различают прямой (обычный) порядок слов и обратный, когда слова располагаются иначе, меняются местами. Такую перестановку слов и называют инверсией. Всякий раз, когда на уроке, ты составляешь из повествовательного предложения вопросительное, то совершаешь инверсию.

Совершить инверсию (поменять слова в предложении местами) можно и в русском языке. Известный исследователь русского языка А.М.Пешковский показал, что предложение «Я вчера вечером приехал домой» допускает 120 вариантов перестановки слов. Причем каждая перестановка так или иначе изменяет смысловые оттенки, сохраняя лишь общее значение всего предложения. Например, в предложении «вчера вечером я приехал домой» подчеркивается когда именно было совершено действие.

Обычно слова меняют местами, чтобы подчеркнуть самое главное, существенное для данного высказывания. Только в научной речи члены предложения не меняются местами. В публичных же выступлениях, напротив, мы очень часто сталкиваемся с инверсией. Иногда она даже специально подчеркивается повторением одного и того же слова.

Более свободный порядок слов в художественной литературе. Но и там с помощью инверсии автор подчеркивает главное, выделяет то, что, по его мнению, имеет существенное значение для читателя.

Что такое акростих?

Предлагаем тебе поиграть еще в одну игру со словами.

Она связана с написанием акростиха. Слово это греческого происхождения – akrostichis – краестишие. Начальные буквы строк – стихотворения, прочитанные сверху вниз, составляют слово или фразу. Часто таким образом скрывали имя автора или адресата, или просто какое-либо слово. Например:

Лазурный день

Угас, угас,

Ночная тень,

Ах, скрыла нас.

(Луна)

Кроме акростиха, известен телестих, когда слово образуют последние буквы строк, а также месостих – при котором зашифрованное слово скрывается где-то в середине стихотворения. Но они распространены гораздо меньше.

Акростих рассчитан на зрительное восприятие текста, очень сложно уловить с какой строчки начинается каждая строчка, если стихотворение рассказывается устно.

Исследователи по-разному определяют время его появления. Одни говорят, что он родился из магических текстов, другие считают его чисто поэтическим жанром. Известно, однако, что акростих был популярен еще в древнегреческой поэзии. Его изобретение приписывают поэту Эпихарму (ок. 540–450 г. до н. э.).

Особой популярностью акростих пользовался у александрийских и византийских поэтов, позже процветал в периоды средневековья и барокко.

В русской поэзии акростих был особенно распространен среди поэтов-монахов, сторонников патриарха Никона. Их стихи распространялись в рукописных песенниках на протяжении XVII–XVIII веков. Например, признанным мастером акростиха был иеромонах Герман, живший в XVII веке. В каждом акростихе он зашифровал свое имя. Множество акростихов сочинил известный русский поэт XVII века Симеон Полоцкий.

В XIX веке акростих продолжает свою жизнь в русской поэзии. Известно достаточно много акростихов, содержащих в основном обращения к определенным лицам. Акростих использовался и как один из видов тайнописи. Его применяли тогда, когда нужно было обмануть цензуру, например, чтобы сообщить читателям имя автора или адресата острого по содержанию стихотворения.

В стихах поэтов-символистов также можно найти достаточно много акростихов. Они напоминают нам о традициях русской альбомной лирики. Одним из известных сонетов-обращений является акростих «Валерию Брюсову» М.Кузмина.

Что такое метафора?

Ты, конечно, слышал выражение «бежать сломя голову», то есть очень быстро. В его основе – метафорическое сравнение, сопоставление ярких, зрелищных образов. Такое сравнение и называется метафорой.

Название возникло из греческого слова «метафора», означающего «перенос». Действительно, при сравнении двух предметов или явлений признаки или качества одного переносятся на другое. Например, когда идет сильный дождь, говорят – «льет как из ведра».

При этом сравниваются два образа льющейся воды, но ни один из них не называется прямо. Вместо развернутого описания упоминается лишь тот общий признак, который их сближает – поток воды. Такое «сокращенное сравнение» и называется метафорой.

Метафора часто употребляется в фольклоре и литературе. Например, в сказках ты встречаешь названия предметов – «избушка на курьих ножках» или «молочные реки, кисельные берега». А в основе этих метафор все те же сравнения: форма основания, на котором стоит избушка, или цвет воды и песчаного берега.

Метафоры наиболее часто встречаются в поэтической речи, где на их основе создаются яркие и неожиданные образы. Например, промокших под дождем людей Маяковский описал так: «Пешеходов морда дождя обсосала».

Используя метафору, поэт увидел обычное явление с неожиданной точки зрения. Так метафора становится не просто украшением поэтической речи, а средством выражения авторской мысли.

Чем интересен исторический роман?

На первый взгляд, ответить на этот вопрос нетрудно. В исторических романах рассказывается о делах давно минувших дней, содержатся интересные сведения о том, как жили наши предки, как они торговали, вели войны. Получаемая нами богатая информация позволяет считать исторические романы важным источником для познания прошлого в увлекательной и интересной форме.

Однако это далеко не все. Прежде всего, не каждый роман о прошлом можно назвать историческим. Такими считаются только те произведения, где использовано большое количество документов, тщательно воссоздано не только место, но и сама атмосфера действия. В действии часто принимают участие реальные исторические лица, которые далеко не всегда становятся главными героями.

Говорить они могут и на современном языке, в который автор вводит архаизмы, историзмы – устаревшие слова, которые употреблялись в описываемое время. Обычно современный читатель понимает, что они означают по смыслу всего предложения. Авторы стараются не увлекаться подобной стилизацией языка, потому что читатель может и не понять, о чем идет речь.

Очень важна и позиция автора, который смотрит на прошлое как наблюдатель, беспристрастно оценивающий происходящие события и персонажей. Конечно, он может превратиться в одного из героев, который наблюдает исторические события, и ведет повествование от его имени, или даже стать одним из участников действия. Но все-таки он должен оценивать историю с точки зрения нашего современника.

Конечно, каждый художник имеет право на индивидуальное видение, на художественный вымысел даже в историческом романе, поэтому не нужно искать в его произведении точного соответствия описываемого реальным историческим событиям. Возможны и ошибки, и некоторые преувеличения.

Разновидностью исторического романа можно считать историко-биографический роман, где в центре находится описание выдающейся исторической личности, вокруг которой и развиваются все основные сюжетные линии.

В чем особенности античной поэзии?

Античному искусству подражали, им восхищались, считали лучшим в мировой культуре. Однако не все виды античной литературы получили развитие в дальнейшем. Так произошло и с античной поэзией, только отдельные ее разновидности, например буколическая поэзия, и то в определенную историческую эпоху, были использованы другими поэтами.

Почему же так произошло?

Поэзия всегда отражает мысли, чувства, переживания, состояние человека определенной эпохи. Если в романе можно зафиксировать эту жизнь, то читатель нового времени воспримет подобный рассказ как исторический, со множеством неизвестных ему подробностей.

С поэзией же все иначе, нужно проникнуть в тот внутренний мир, который был много веков назад. Для этого же нужно очень хорошо знать не только историю, но и культуру данного времени, подробности жизни людей, их воспитания и образования.

Конец ознакомительного фрагмента.