Вы здесь

Миграционные процессы в Казахстане и социальная адаптация оралманов. Социологический анализ. 1 Социологический анализ социальной адаптации этнических репатриантов (Султанкожа Амитов, 2014)

1 Социологический анализ социальной адаптации этнических репатриантов

1.1 Этнические репатрианты как объект социологического анализа

Современные миграционные процессы в целом охватывают ряд проблем и вопросов, связанных с социальной адаптацией мигрантов. Проблема рассматривается с разных точек зрения, привлекает внимание специалистов из разных областей гуманитарного знания как отечественных, так и зарубежных ученых.

Основы теории социальной адаптации были заложены в работах классиков социологической науки, чьи концептуальные разработки стали основой для исследования данной проблемы. В частности, это структурно-функциональный подход Т. Парсонса, социокультурный подход П. Сорокина, эволюционная теория Г. Спенсера, парадигмальные основания миграционных теорий, охватывающие проблемы социальной адаптации М. Вебера, Р. Парка, адаптивные типологии личности Р. Мертона, Ч. Мориса, психологический интеракционизм Г. Лебона, Г. Тарда, модель адаптации интегративного рационализма Э. Гидденса [2-7].

Проблема миграции населения и его социальной адаптации к изменившемся условиям социальной среды, получили достаточно серьезную теоретическую и методологическую разработку российскими учеными, такими как Е.М. Аврамова, Г.В., Безюлева, С.К. Бондырева, Т.П. Заславская, Л.Г. Ионин, Л.В. Корель, П.В. Кузнецов, В.И. Мукомель, С.И. Розум, Г.У. Солдатова, Л.Л. Шпак, Т.Н. Юдина и др [8-16].

Наибольший интерес привлек структурно-деятельностный подход Л.В. Корель, Т.П. Заславской, в рамках которого была разработана и научно обоснованна классификация систем адаптации, в которой представлены типы и подтипы адаптации. Социально-ресурсный подход В.А. Ядова, который сконцентрировал особое внимание на адаптационном поведении личности в условиях трансформации общества.

Большое практическое и теоретическое значение для исследования социальной адаптации этнических репатриантов имеют фундаментальные работы, посвященные изучению миграционных процессов с последующей адаптацией мигрантов. Это труды Т.Н. Юдиной, которая предлагает рассмотреть типологию мигрантов сквозь призму социологической теории мотивации, с помощью которой, по ее мнению, возможно, объяснить поведение всех категорий мигрантов, включая беженцев. Г.В. Безюлева, Д.В. Колесов, С.К. Бондырева различают открытую и закрытую адаптацию. По мнению ученых, адаптант, сталкиваясь с воздействием окружающей среды, может усваивать природу воздействия и под его влиянием изменяется поведение. В других случаях адаптант противодействует воздействию внешней среды, сохраняя при этом свою не изменчивость.

Среди казахстанских исследователей большое внимание миграционным процессам, проблемам адаптации, социально-демографическим процессам уделяются такими учеными, как Г.С. Абдирайымова, Г.О. Абдикерова, М. А. Абишев, М.С. Аженов, К.У. Биекенов, К.Г. Габдулина, Ш.Е. Джаманбалаева, З.Ж. Жаназарова, А.Т. Забирова, Т.В. Климова, Г.М. Мендикулова, О.Н. Нускабаев, М.Ф.Пузиков, Е.Ю. Садовская, М.С. Садырова, Г.Г. Соловьева, С.К. Утешов, З.К. Шаукенова и др [17-30].

Важную роль при изучении миграционных и социальных процессов в Казахстане сыграли труды Е.Ю. Садовской, А.Т. Забировой, Т.В. Климовой, анализу социальнодемографических процессов в обществе посвящены работы С.К. Утешова, М. Татимова и др. Аспекты ценностного содержания, социализации личности и факторов, влияющих на включение различных возрастных категорий людей в общество, рассмотрены в работах Г.С. Абдирайымовой, Г.О. Абдикеровой, К.У. Биекенова, Ш.Е. Джаманбалаевой, М. Маульшариф, М.Ф. Пузикова, М.С. Садыровой. Основные проблемы казахских диаспор изложены в трудах Г.М. Мендикуловой, Г.Г. Соловьевой.

В рамках диссертационных исследований по проблемам социальной адаптации и миграционным процессам посвящены ряд работ: А.К. Есенгалиевой, Б.Н. Кылышбаевой, Р.Х. Сулейменовой, А.К. Турлыбековой, С.Ж. Туркпеновой, отдельное предметное исследование, посвященное социально-философскому анализу процесса репатриации в динамике его развертывания в мире и современном Казахстане является работа М.К. Какимжановой [31-36].

Источником исследования данной темы послужили отдельные научные статьи и социологические исследования. А именно, данные социологического мониторинга, проведенного Институтом сравнительных социальных исследований «ЦЕССИ-Казахстан», Независимая аналитическая структура «Центр Социальных Технологий» (ЦСТ). Отдельные научные статьи, посвященные вопросам адаптации этнических репатриантов в современном казахстанском обществе, изучены такими исследователями как А.К. Галимова, А. Калмырзаев, Б.И. Ракишева, С.Ж. Тажибаева [37-41].

Анализируя степень разработанности исследуемой проблемы, важно отметить, что в рамках социологии проблема комплексного изучения процессов социальной адаптации этнических репатриантов практически не получила своего отражения.

Анализ миграционных процессов осуществляется в рамках различных теоретических концепций. Традиционно считается, что основы теоретической концепции изучение миграционных процессов, заложил английский ученый Э. Равенстайн [46, с.117]. На примере миграции в Великобритании и северной Америки он сформулировал 11 миграционных законов:

– больше всего миграции осуществляется на короткие расстояния;

– миграция происходит постепенно. Шаг за шагом;

– миграция на большие расстояния направляются в основном в крупные торговые или промышленные центры;

– каждому миграционному потоку соответствует свой контрпоток;

– горожане менее подвижны в миграционном плане, нежели население сельских районов;

– во внутренних миграциях более активны женщины, а в международных мужчины;

– большинство мигрантов представляет взрослое население;

– семьи реже мигрируют за пределы своей страны;

– рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, чем естественным приростом;

– масштабы миграции возрастают с развитием промышленности, торговли и особенно транспорта;

– большинство мигрантов из сельской местности направляются в крупные промышленные и торговые центры;

– экономические причины миграции являются определяющими.

По мнению автора, большинство миграционных потоков осуществляется на короткие расстояния и в основном связаны с техническим развитием региона. Его подходы, написанные в XIX-XX веках, прошли испытанием времени и до сих пор остаются базовыми в работах современных ученых, получившие развитие научные теории миграции.

Теоретическое осмысление миграции введется в рамках неоклассического подхода, начало которой в теории развивающихся экономик. Данный подход применяется как на макроуровне, так и на микроуровне. На макроуровневой теории миграция своей сущности вызвана географическими различиями в предложении и спросе на рабочую силу. Регионы с большим предложением рабочей силы имеют низкую заработную плату, в то время как регионы как регионы с ограниченным предложением характеризуются с более высоким уровнем заработной платы. Разница в заработной плате заставляет трудоспособное население из низкооплачиваемых регионов мигрировать в высокооплачиваемые регионы.

Таким образом на макроуровне анализируется ситуация при которой факторами выталкиваний определяющими внешнюю миграцию, выступают низкие цены, низкий жизненный уровень и может быть структурная безработица по мере прибытия. Основное положение микроуровневых теорий заключается в том, что мигрант стремится к максимизации доходов от своей занятости. Однако прежде чем получить более высокую заработную плату на новом месте он должен предпринять некоторые ситуации, которые связаны с освоением нового языка с преодолением трудностей при адаптации, с ознакомлением законов об иммиграции и эмиграции. Данные подходы нашли отражение в теории «толчка – притяжения», согласно которой причины миграции лежат в комбинации факторов толчка, которые побуждают людей оставлять места своего прежнего место проживания и факторов притяжения являющихся для них привлекательными в других регионах. Факторами толчка выступают низкие цены, низкий социальноэкономический уровень, низкие экономические возможности, безработица. Факторами притяжения выступают спрос на рабочую силу, пригодность земли, более высокая социальноэкономическая жизнь по месту пребывания.

Развитие социологического знания миграционных процессов как зарубежных, так и отечественных ученых базируется на интеграционных подходах. Социальная интеграция как проблема общей теории социокультурных систем исследующая показатели условия и показатели сплоченности, необходимые для существования и деятельности любой социальной группы. Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Парето установили наличие интеграции в социальной системе на базе общих для всех ценностей и норм. Представители функциональной антропологии, такие как Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, К. Клакхон, довели идею социальной интеграции до представления до полной интеграции общества. Т. Парсонс ввел понятие нормативной и целостной социальной интеграции в свою четырех функциональную парадигму рассмотрения социальных систем, показав, что функция социальной интеграции обеспечивается деятельностью специализированных подсистем. Идея Т. Парсонса заключается в проблеме социальной интеграции возрастающих по мере усложнения систем действия. Следовательно, для обеспечения стабильности и дальнейшего развития системы необходимо развитие механизмов социальной интеграции. В современной научной литературе различают четыре типа социальной интеграции:

1. Культурную – выражающую согласованность меду культурными стандартами, нормами и образцами поведения, внутреннюю связанность отдельных подсистем, символов.

2. Нормативную – говорящую о координации между культурными стандартами и поведением людей в котором основные нормы культурной подсистемы институализированы в элементах, составляющих социальную подсистему, в действиях индивида.

3. Коммуникативную – основанную на обмене культурными символами, информацией и показывающую степень охвата ими всего общества или группы.

4. Функциональную – основанную на вытекающих из общественного разделения труда, взаимозависимости и обмене услугами между людьми.

Культурная жизненная сфера заключает в себе отношение, которое в немалой степени фокусируется на проблеме взаимоотношении культур переселенцев и местного населения. Ситуация переселенцев нередко обозначает формирование мультикультурности, т.е. появление наряду с преобладающей культурой местного населения, и культур переселенцев. Территориальная реабилитация и социальная адаптация мигрантов должны дополняться аккультурацией. Без этого не может идти речь об интеграции. От мультикультурности при нормальном течении натурализации, реабилитации и адаптации совершается переход к интеграции. Многое зависит от уровня толерантности, как принимающего общества, так и самих переселенцев. Толерантное общество рассматривает мигрантов как группы людей или индивидов, отличающихся по своей культуре, что воспринимается как вполне поддающиеся регулированию естественное явление [47,с.59-60]. Таким образом, этнические репатрианты, попадая в новую социокультурную среду, испытывают влияние культуры казахстанского общества. Если культура близка, то не возникает мультикультурной ситуации, что приводит к успешной аккультурации и интеграции в казахстанское общество, под данную категорию попадают репатрианты, приехавшие из стран СНГ. Если существуют различия культур, то возникает сложность при процессе аккультурации и интеграции, это характерно для репатриантов приехавших стран в основном дальнего зарубежья (Китай, Монголия, Иран, Саудовская Аравия и др.). Добровольная интеграции этнических репатриантов не должна противоречить сохранению собственной культурной самобытности имеющих связь с Казахстаном как исторической родиной.

Немаловажный факт при изучении процесса репатриации соотечественников на историческую родину играет теория социальных сетей, трактует сети как наборы связей, соединяющих мигрантов, давних мигрантов и неиммигрантов в стране происхождения и принимающих странах, через родственные связи [46, с.128]. Согласно данной теории сети составляют своеобразную форму социального капитала, с помощью которого люди понижают риски при адаптации к иной социальной среде. Данные сети образуют для этнических репатриантов важный момент, с помощью которых они находят работу, получают жилье и полностью информированы о законодательстве миграционной политики принимающей стороны. Данная теория понимается миграцией как семейный процесс принятия решений. Подобные перемещения репатриантов приводит к образованию специфических аулов, где расселяются компактно и при этом образуют культурную автономию. Подобное расселение вблизи друг друга обосновывается тем, что легче находить взаимопонимание, ощущать себя в своей комфортной среде, где нет проблем с языком повседневной жизни. Что касается «культурной автономии», то это общественная организация, главной целью которой является взаимопомощь поддержание культурных традиций и языка.

Возвращаясь на историческую родину и вступая во взаимодействия с этнически родственным казахским населением принимающей территории Республики Казахстан, этнические репатрианты по началу осознают себя «другими» и испытывают так называемый, стресс аккультурации, в основе чего лежит, во-первых, этнокультурные различия, являющиеся следствием длительных межэтнических контактов и этнокультурных взаимодействий групп казахского населения, проживающих за пределами Республики Казахстан. Во-вторых – социокультурные различия связанные с различными формированиями социальной структурой казахского народа в современном казахстанском обществе и его локальных групп за ее пределами [48, с.46-57]. Здесь следует отметить, что в процессе адаптации этнических репатриантов в современном казахстанском обществе не нужно осваивать казахские традиции и обычаи, но необходимо осваивать социокультурное окружение. Наиболее приемлемый, путь мы считаем, что интеграция путем освоения ценностей, норм в иной социокультурной среде и сохранение своих традиционных казахских культурных традиций, которые в свою очередь являются регулятором норм и поведения. В связи, с чем и происходит психологическая, культурная дистанция между русскоговорящем местным населением и этническими возвращенцами, ориентированных на традиционных ценностях. Данный факт наличия такого культурно-психологического разрыва усугубляется его наложением в немалой степени на объективные социальные различия между двумя вышеуказанными группами населения. Этот «синдром разорванности» казахского культурно-духовного пространства на наш взгляд представляет собой фактический основное препятствие на пути к формированию единого гражданского самосознания казахстанцев [41, с.257].

Как отмечают С.К. Бондырева, Д.В. Колесов, компактные поселения могут быть двух типов открытого и закрытого [49,53].

Закрытые компактные поселения называются «гетто», а процесс их образования – геттоизацией. Для жителей гетто, характерно недоверчивое, недружелюбное, агрессивное отношение к посторонним. А открытый тип жителей – дружелюбных к посторонним и заинтересованным в общении. Подобные поселения образуются, в случае если местное население и репатрианты высокотерпимы друг к другу. При этом происходит культурный обмен и взаимодействие этнических репатриантов с местным населением. Существенную роль здесь играют сходства и различия по каким-либо параметрам. Например, по религиозной принадлежности и других. Открытый тип компактного поселения приводит к частичной или полной ассимиляции. К частичной ассимиляции относятся все случаи, когда индивид живет как бы в двух сферах: вовне он полностью усваивает характер поведения окружающих, внутри же своей семьи он сохраняет традиционные обычаи. Появление культурно различающихся новообразований воспринимаются местным населением как оккупация. Если не предпринимать усилий об ассимиляции, аккультурации этнических репатриантов, то этническая нетолерантность будет только усиливаться и приводить к фундаментализации культурных ценностей.

Существование подобных поселений приводит к существенным нагрузкам на органы местного управления. Следовательно, необходимо принять меры по ограничению роста подобных поселений, потому, что это приводит этнических репатриантов вторичному переселению уже по территории Казахстана (с Северных регионов в Южные и т.д.). Правительству все труднее становится контролировать миграционные потоки, так как процесс формирования социальных сетей лежит в значительной степени вне его контроля. Более того, направления политики репатриации разрешают воссоединения семей, родственников, проживающих за границей, которые в свою очередь укрепляют и расширяют мигрирующей сети, так как гарантируют членам семьи, родственникам, льготные права въезда на историческую родину. Репатриация казахов на историческую родину является одним из приоритетных направлений миграционной политики. За годы независимости разработана и последовательно реализуется комплексная программа репатриации зарубежных соотечественников. Для осуществления государственной политики в области миграции в стране создана и действует система соответствующих механизмов, включающая комплекс законов Республики Казахстан, программных документов и достаточно обширный комплекс правовых документов международного формата, а также систему государственных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность по контролю и надзору за исполнением требований законов Республики Казахстан в области миграции. Признавая несомненные успехи реализации казахстанской модели репатриации, следует отметить, что в этой сфере сохраняется достаточно большое количество проблемных моментов [40, с.85].

Возвращение на историческую родину казахов из зарубежья активизировалось после объявления Казахстаном государственной независимости. За период с 1991 по 2009 год в республику прибыло более 706 тысяч этнических репатриантов [42, с.30]. Почти половина из них переселилась из дальнего зарубежья. Основные потоки репатриантов сформировались за счет выходцев из Монголии, Ирана, Турции, Китая и Афганистана. Репатриация соотечественников, проживающих за рубежом, является сегодня одним из способов решения демографических проблем, к которому прибегает по тем или иным причинам целый ряд государств. Под понятием «репатриация» следует понимать возвращение иммигрантов назад на свою историческую родину для постоянного проживания. Репатриацию таких мигрантов различают по двум показателям: первый – продолжительность пребывания за границей и второй – причины, из-за которой этнический репатриант возвращается домой. В каждой схеме основное различие было сделано между теми мигрантами, которые считают свою эмиграцию временным явлением и теми, кто переезжает на постоянное местожительство. Обычно иммигранты возвращаются в страну происхождения после достижения каких-либо целей, чаще всего связанных с накоплением денег. Второй тип характеризует эмигрантов, которые надеялись покинуть свою родину навсегда для получения различных бенефиций за границей, тем не менее, в силу разных серьезных причин, вынужденных или решивших вернуться на историческую родину. При этом репатриация помимо демографической, как правило, ставит своей целью решить также задачу восстановления исторической справедливости. В Законе РК «О миграции населения» понятие «оралман» определяется как «иностранцы и лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживающие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания». Понятие «репатриант» определен как «гражданин Республики Казахстан добровольно или вынужденно возвращенный на свою родину». Термин «иммигрант» определен следующим образом, «иностранцы или лица без гражданства, прибывшие в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания», а «мигрант» – это лицо, въехавшее в Республику Казахстан и выехавшее из Республики Казахстан, а также переселяющееся внутри Республики Казахстан вне зависимости от причин и длительности» [1]. Понятия «репатриация» и «иммиграция» отражают процесс переселения людей из одного государства в другое. В данном случае репатриация в отличие от иммиграции понимается как возвращение этнических казахов на свою историческую родину. Определяя свою миграционную политику, Казахстан создал систему привлечения своих соотечественников, при этом имеющую свою специфическую особенность, которая отличает ее от советского прошлого. Основное внимание здесь было уделено этническим репатриантам. Начиная с начала 1990-х гг., переселение этнических иммигрантов регулируется установлением квоты иммиграции. Квота 10 тыс. семей составила в 1993 году, но сложная социальноэкономическая ситуация, которая складывалась в Казахстане в конце 90-х годов, правительство было вынужденно понизить уровень квоты до 500 семей в 2000-м году, в 2004 году квота на въезд этнических мигрантов составляла 10.000. Общие сведения об этнических репатриантах, по итогам 2008 года, на историческую родину прибыло 184963 тысяч семей (727289 тыс. чел.) из них только трудоспособного населения 396708 человек (54,55 % из общего числа прибывших), уровень образования в соответствии с дипломом лиц трудоспособного возраста составляет – высшее образование имеют 37142 этнических мигрантов (9,363 %), среднее специальное образование 81938 (20,65 %), общее среднее образование получили 251904 этнических мигрантов (63,5 %), не имеющих начального образования 25724 человек (6,484 %), докторов наук 70 человек, кандидатов наук 210 этнических репатриантов. Численность возвращения трудоспособного населения на историческую родину растет с каждым годом по отношению к моложе трудоспособного возраста, который составляет 40,9 % и пенсионного – 4,4 % из общего числа прибывших этнических мигрантов Согласно с Указом Президента Республики Казахстан № 690 от 17 ноября 2008 года «О квоте иммиграции оралманов на 2009 год» и постановлением Правительства Республики Казахстан № 32 от 22 января 2009 года «О распределении квоты иммиграции оралманов на 2009 год» составляет 20000 семей [42].

Согласно данным всемирной ассоциации казахов за пределами Казахстана в 43 странах мира проживает более 5 млн. или 30-35 % от общей численности казахов. 80 % из них живут в Узбекистане, КНР и в России. В Узбекистане – более 2 млн.; в Китае около 2 млн.; в России около 1 млн.; в Монголии 83 тыс.; в Туркменистане 74 тыс.; в Турции 12 тыс.; в Кыргызстане 10 тыс.; в Иране 5 тыс. В Европейских государствах: во Франции 180 семей; в Германии 160 семей; в Швеции 51 семей; в Австрии 20 семей; в США 14 семей; в Афганистане 150 семей; в Саудовской Аравии 15 семей; в Австралии 5 семей [51]. Диаспоральная политика Казахстана ведет отсчет с начала 90-х гг. XX в.

Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев в своих визитах, поездках в зарубежные страны, всегда встречается с представителями казахской диаспоры. Слушает мнения, проблемы соотечественников, помогает в их решении. Для улучшения диаспоральной политики государства, была разработана «Государственная программа поддержки казахской диаспоры» [52], утвержденная Президентом Республики Казахстан от 31.12.1996 г. и другие правительственные акты, постановления. Все проблемы казахской диаспоры стали решаться более или менее успешно при содействии Агентства по миграциям и демографии при Кабинете министров Республики Казахстан и Всемирной ассоциации казахов, которые вплотную также занимаются непосредственными проблемами казахской диаспоры за рубежом и этнических репатриантов в Казахстане. Всемирная ассоциация казахов помогает издавать книги, труды известных ученых, писателей-соотечественников, которые живут за границей [30].

За основу этапов репатриации этнических казахов было взято три Всемирных курултая казахов (1992, 2002, 2005 гг.), на каждом из которых председателем Всемирной ассоциации казахов Н.А. Назарбаевым определялись первоочередные задачи развития казахского этноса, укрепления казахской государственности, консолидации народа. При этом неизменно анализировался и корректировался процесс репатриации казахов, их адаптации на исторической родине. Процесс репатриации этнических казахов на историческую родину многогранен, имеет свои исторические корни и последствия, нуждающиеся в их усиленном изучении и разрешении. Репатриация, которая регулируется на государственном или частном уровне, может вызвать массовый или индивидуальный характер. На начальный период становления независимости, перед Казахстаном стояла впервые данная проблема, которому необходимо было самостоятельно решать насущные проблемы репатриации. Перед правительством стояло 3 задачи: 1) организация возвращения этнических казахов на историческую родину, 2) обустройство, трудоустройство и адаптация, 3) предоставление гражданства РК. Каждый этап процесса репатриации этнических мигрантов на историческую родину характеризуется своими сложностями и особенностями.

На 1 этапе (1992 – 2002 гг.) возвращения на историческую родину этнических репатриантов приобретала особую актуальность в связи с приобретением независимости. Первый курултай казахов состоялся в 1992 году в городе Алматы. В работе данного мероприятия приняло участие свыше 800 делегатов из 3 стран дальнего и ближнего зарубежья, также представители со всех областей Казахстана. Основными итогами Первого курултая стали создание Всемирной Ассоциации казахов, принятия Устава, избрание руководящего состава, где Нурсултан Назарбаев был избран председателем, где он призвал вернуться на историческую родину, оказавшись по не воле судьбы за пределами Казахстана этнических казахов Начался процесс репатриации в 1991 году, когда в Казахстан впервые по трудовым договорам переселилось 97 этнических казахов из Монголии, для регулирования иммиграционных процессов, с начала 1993 года, была установлена квота для этнических репатриантов, которая и в настоящее время остается регулирующим механизмом переселения и размещения этнических репатриантов в стране. Если в 1993 году квота составляла 10 тыс. семей, то в связи со сложной социальноэкономической ситуацией, складывавшейся в стране во второй половине 90-х годов, уровень квоты упал до 500 семей в 2000-м году. Однако, начиная с 2001 года, верхний предел квоты этнических мигрантов резко возрос до 15 тыс. семей, сегодня квота составляет 20 тыс. семей. Пик репатриации пришелся на середину 90-х годов, когда в республику прибыло 164 тысячи репатриантов. Параллельно шел процесс законодательного обеспечения процесса переселения этнических казахов. В 1992 году был принят закон РК «Об иммиграции» [53], а в декабре 1997 года закон РК «О миграции населения» [1], в соответствии с которым под «оралманами» признаются иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания. К концу 90-х годов была завершена работа по формированию правовой базы программы репатриации казахов, основные принципы которой реализовала в себе утвержденная постановлением правительства Республики Казахстан от 16 сентября 1998 года «Концепция репатриации этнических казахов на историческую родину», которая была одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан № 1272 от 17 августа 2000 года[54]. Программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001 – 2010 гг. План предусматривает два этапа реализации: среднесрочный – с 2001 по 2005 год и долгосрочный – с 2006 по 2010 год. Программа миграционной политики определяет всемерное содействие обустройству этнических мигрантов, их адаптации в местах заселения и интеграции в локальную социальную среду, психологической реабилитации лиц, переживших вооруженный конфликт. Интеграция и адаптация репатриантов на новом месте предполагала:

– создание необходимых условий и оказание помощи в реализации гарантируемых государством основных прав и свобод;

– разработку и осуществление мероприятий по социальной поддержке, создание системы, позволяющей возвращать и реинвестировать затраченные на обустройство бюджетные средства;

– содействие в трудоустройстве и переподготовке безработных;

– поощрение предпринимательской инициативы;

– обеспечение реального доступа к системе социальной защиты.

Для приобретения жилья каждой прибывшей на историческую родину семье репатрианта будет выдано пособие в размере 100 МРП. Кроме того, репатриантам гарантировалось, получить по 50 МРП на транспортировку необходимого груза, по 15 МРП на единовременную оплату проезда, по 20 МРП на дорожные расходы.

Разработчики концепции посчитали, что все этнические казахи, проживающие за рубежом, имеют право вернуться на свою историческую родину. Особенно уверенно это связывали с казахами, проживающими в Узбекистане, Туркменистане, КНР и Монголии. Государство заявило о своей готовности взять на себя ведущую роль в организации переселенческих мероприятий и их финансировании. Правительство должно было ежегодно утверждать план по организации репатриации. План содержал квоты по странам выхода, характеристики семей репатриантов, схему организации переселения и расселения репатриантов по регионам. Кроме того, ежегодно составлялся план мер по адаптации репатриантов. Главным критерием оценки организации репатриации объявлялась «степень удовлетворенности репатриантов переселением на свою историческую родину и обеспечения необходимыми условиями жизнедеятельности» [45]. Установленная квота должна была решить задачу закрепления репатриантов за теми территориями, где был наибольший отток населения либо там, где казахи не составляли устойчивого большинства (области, граничащие с Россией). Значительная часть этнических казахов после расселения в соответствии с квотой, перебирается туда, где теплее, то есть, в южные регионы Казахстана. Основная масса переселенцев прибыла в Жамбылскую, Южно-Казахстанскую область из Узбекистана. До сих пор переселенцы из этой республики доминируют в количественном отношении, составляя более 90 % от общего числа репатриантов в регионе. По данным областного управления миграции и демографии, с 1992 по 2005 год в область согласно квоте прибыло 3220 семей этнических казахов (19141 человек). Сверх квоты из стран дальнего и ближнего зарубежья приехали 5840 семей репатриантов [50]. Если прибавить к этому 983 семьи, прибывших в область в течение 2006 года, то получится 55 тысяч человек. Вторичная миграция, теперь уже по территории Казахстана приводили к большим нагрузкам на местные административные органы, миграционные службы и образовательные учреждения. Например, в Южных регионах Казахстана за период с 1996 по 2000 годы приходилось принимать и трудоустраивать до 1,8 тысяч переселенцев ежегодно. Процесс вторичного переселения внес элементы стихийности, усугубил нерегулируемость миграционных процессов в Казахстане. В 2002 году в городе Алматы было зарегистрировано около 3200 семей репатриантов, еще 1618 семей ожидали своей очереди, многие из них приезжают без допуска миграционных служб и расселялись самостоятельно. На деле, возможно, этнических мигрантов несколько больше. К примеру, трудно было контролировать поток переселенцев из республик Средней Азии, да и российские казахи редко вставали на учет в органах миграции. Действующим законодательством РК для этнических репатриантов, не попавшим в квоту, предусмотрен целый ряд льгот и компенсаций. Среди них – содействие в трудоустройстве, освоении новой профессии, повышении квалификации, изучения государственного казахского (кириллица) и русского языков. В соответствии установленным законодательством РК, этнические репатрианты освобождаются от военной службы в рядах Вооруженных Сил. Определяемым количеством Правительством РК выделяются квоты для поступления в высшие и средние профессиональные учебные заведения, предоставляется выплата пенсий и пособий, освобождаются от консульских налогов за выдачу визы при въезде в Казахстан. Этническим репатриантам государство гарантирует бесплатный объем медицинского обслуживания, адресной помощи. Но весь этот спектр помощи выполнялся не полностью в связи с кризисными явлениями в экономике РК в середине и во второй половине 90 – х. годов, что и позволило уменьшение квоты. Именно в этот период наблюдался процесс эмиграции этнических мигрантов обратно в страны исхода.

На втором этапе (2002 – 2005 гг.) процесса репатриации этнических мигрантов, практический, впервые в истории Казахстана достигнуто положительное сальдо миграции с дальнейшим сохранением ее в последующие годы. Замещение миграционной убыли в основном происходило за счет прибытия в республику этнических казахов. Если с 1991 по 2000 годы сюда вернулись 42 тыс. семей, или 180 тыс. человек, то с 2001 по 2005 годы приехало 65 тыс. семей или 250 тыс. человек[50]. Таким образом, ежегодная динамика прибытия в 2000-е годы возросла почти в 1,5 раза. Кроме того, для них было предусмотрена упрощенная процедура получения гражданства от 3 до 6 месяцев, а если этнические репатрианты прибывают из России, Украины, Беларуси и Кыргызстана, то в соответствии с межгосударственными договоренностями этот срок сокращен до 3 месяцев. В 2004 году квота на получения статуса «оралман» было увеличена до 10 тыс. семей в год, а в 2005 году составила 15 тыс. семей. Данное увеличение квоты было связанна с экономическим ростом Казахстана. Были внесены изменения в процедуру получения жилища. Вплоть до января 2004 года этнические мигранты обеспечивались жильем от государства. В связи с повышение цен на жилье и роста прибывших этнических мигрантов, государство было вынуждено внести изменения в закон, теперь вместо предоставления жилья семьям этнических казахов, государство фиксировало сумму на каждого члена семьи, на покупку жилья, которая составляет 100 МРП на одного члена семьи. Теперь этнические переселенцы должны сами обеспечить себя жильем, то есть государство не оказывает поддержки в этом процессе, а деньги переводятся на счет после предоставления нотариально заверенного договора купли-продажи недвижимости. Выделяемой суммы на приобретение жилья, как правило, не хватало. Те, у кого были личные сбережения, доплачивали недостающую сумму, у кого не было личных сбережений, занимали дополнительные средства у родственников и друзей. Этнические мигранты прибывшие вне квоты должны были самостоятельно найти себе жилье Акиматы могли лишь предоставить им материальную помощь, в результате чего в отдельных регионах Казахстана, начал происходить «самозахват» (присвоение) земель, и возведение домов не получив разрешение от местных властей, что привело к конфликтной ситуации в городе Алматы, в микрорайоне «Шанырак». Постоянное жилье или временное, это первая проблема, с которой сталкиваются этнические репатрианты по приезду. В соответствии с законом «О миграции» РК, после предоставления статуса «оралмана» должно быть предоставлено временное жилище, размещенное в адаптационных центрах, но большинство подобных центров не полностью выполняют свои функции, либо просто сами этнические мигранты не знают о существование таких центров. По данным комитета по миграции на 1 января 2005 года, только 48,3 % этнических казахов обеспеченны жильем. Остальные 51,7 % проживало в общежитиях, мечетях, адаптационных центрах, у родственников, друзей [55]. Так как южные регионы, Мангыстауская, Жамбыльская области Казахстана привлекают большое число этнических переселенцев, в данных регионах особо острое место занимает обеспечение жильем. 40,7 % респондентов называют основной причиной отсутствие жилья, которая в свою очередь влияет на социальную адаптацию и интеграцию к казахстанскому обществу. Многочисленные социологические исследования показывают, что жилищные условия различаются в зависимости от области и конкретного их места нахождения. В городах размещались в собственных или арендованных квартирах, в сельской местности этническим мигрантам предоставлялось жилье, в так называемых «времянках», либо в брошенных домах, хозяева которых оставили жилье при переезде в другой город.

Третий этап возвращения этнических казахов на историческую родину начинается с открытием третьего Всемирного курултая казахов, который состоялся в Астане 27 – 28 сентября 2005 года. На Курултае были обсуждены такие вопросы, как создание условий для обучения представителей казахской диаспоры, проживающей за рубежом, в вузах Казахстана, а также возможность размещения инвестиций на исторической родине. На 2005 год прибыло более 450 тысяч репатриантов, из них около 320 тысяч получили гражданство [56]. В 2006 году ожидалось возвращение на историческую родину около 15 тысяч семей[57], на эти цели из республиканского бюджета планировалось выделить 11 млрд. 100 млн. тенге. Для приобретения жилья каждой прибывшей на историческую родину семье репатрианта будет выдано пособие в размере 100 МРП. Кроме того, репатриантам гарантировалось, получить по 50 МРП на транспортировку необходимого груза, по 15 МРП на единовременную оплату проезда, по 20 МРП на дорожные расходы. В целом, до 2007 года Казахстан планировал принять до 500 тысяч этнических казахов. Об этом говорится в проекте Концепции государственной программы оказания содействия казахским диаспорам за рубежом на 2003-2007 годы, распространенной Ассоциацией казахов в ходе работы всемирного курултая казахов в Туркестане. Почти половина из них переселилась из дальнего зарубежья. Ежегодная выделяемая квота предусматривает равномерное расселение этнических репатриантов по территории республики с учетом этнического состава и социальноэкономического положения региона, ситуации на рынке труда. Расселение репатриантов по регионам Казахстана достаточно специфично. В стране наблюдется вторичное переселение по территории Казахстана – из одних областей в другие, основной причиной, которой является схожесть климатических и иных условий. Подобные миграционные процессы привели к нерегулируемости миграционных процессов в Казахстане, которые в свою очередь осложнили работу мастных миграционных органов.

Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда эта внушительная сила находится на критической ступеньке социальной лестницы, пополняя беднейшие и маргинальные слои нашего общества. Это вызвано, прежде всего, противоречиями и трудностями, с которыми сталкивается практический каждый этнический мигрант при адаптации к казахстанским реалиям. Процесс адаптации осложняется различными факторами, которые, главным образом, лежат в социальноэкономической и социокультурной сферах. Говоря о социально-экономических факторах, необходимо остановиться на созданной государством системе поддержки репатриантов, так как именно она стала одним из определяющих факторов массового переселения этнических казахов. Прежде всего, государство упростило систему оформления документов для въезда в страну и для последующего получения гражданства, а также определило квоту для этнических переселенцев. Получение данной квоты предполагает финансовую помощь для транспортных расходов (до 50 МРП, 1 МРП был равен 971 тенге) и для приобретения жилья (15 МРП на главу семьи, 10 МРП на каждого члена семьи). Также по закону «О миграции населения» от 13.12.1997 г. предусматривается содействие в трудоустройстве и в обучении языку [1]. Однако в нынешних условиях выделенные правительством средства оказываются недостаточными для существования, вследствие чего большинство репатриантов еле сводят концы с концами. Ситуация осложняется и тем, что репатриант для получения предназначенных денег вынужден вращаться в нашей сложной бюрократической структуре, что способствует развитию коррупции. Что касается трудоустройства, этнические мигранты, учитывая их низкий квалификационный и образовательный уровень (высшее образование – 5,7 %, среднее специальное – 10,6 %, общее среднее – 33,4 %, от общего числа прибывших) чаще всего остаются не вовлеченными в экономику, повышая и без того большое число безработных. Поэтому, чтобы прокормить семью им приходится выполнять самую грязную и тяжелую работу, зарабатывая при этом гроши. Конечно, среди переселенцев встречаются люди удачливые, которые за короткий срок обустраивают свой быт и ведут вполне безбедную жизнь. Однако на сегодняшний день в поселениях южных областей республики, где сконцентрирована основная масса репатриантов, они чаще составляют наибеднейшую часть сельского населения. В этом случае материальное неблагополучие будет отрицательно сказываться на адаптации этнических мигрантов в целом. Но существует и второе обстоятельство, которое во многих случаях становится основным препятствием для репатриантов на пути приспособления к условиям казахстанского общества, а также главным фактором, провоцирующим противоречия между местным населением и этническими переселенцами.

Культурно-ментальные различия репатрианта от рядового казахстанца проявляются во всех сферах социальной жизни начиная с основополагающих характеристик личности, таких, как приверженность к традициям, религиозные взгляды, мировоззрение, образование, и до таких мелочей, как быт, манера поведения, манера одеваться. Причем различия по некоторым категориям являются настолько глубокими, что с трудом верится в то, что мы являемся детьми одного народа. Особенно это касается этнических казахов, прибывших из стран зарубежья, таких как Китай, Монголия, Иран. Выходцы оттуда чаще всего испытывают затруднения при ассимиляции в казахстанское общество, чему свидетельством является наибольшая доля таких переселенцев, в общем числе вновь покинувших страну. Адаптация к казахстанским реалиям осложняется и тем фактом, что этнические переселенцы представляют собой довольно разобщенный социум, так как каждая группа репатриантов является носителем культурных особенностей той страны, откуда она прибыла. Еще один фактор, влияющий на усложнение адаптации репатриантов – это незнание русского языка. Как показывает практика, языковой фактор, а является одним из основных барьеров на пути общения с местным населением. Произношение русских слов со специфичным восточным акцентом, а также своеобразный казахский язык частенько делает этнических мигрантов объектом для насмешек. Немало случаев, когда именно на этой почве разгорались недоразумения, перерастающие в конфликтные ситуации между местными жителями и этническими переселенцами. В этом плане особенно сложно приходится репатриантам, проживающим в северных областях республики, где русский язык является доминирующим в межнациональном общении населения. Результат при таких противоречиях вполне предсказуем: этнические мигранты, вместо того, чтобы активно взаимодействовать с населением для перенимания новых стандартов, ведут отчужденный образ жизни, образуя при этом локализованные сообщества со своим обособленным мировоззрением.

Есть два противоречивых мнения. Первое в целом отражает позицию государства, направленную на поддержку переселения этнических репатриантов в страну, и основывается на принципах терпимости и гостеприимства. Здесь основным аргументом является то, что переселенцы смогут восполнить ту демографическую ситуацию, которая образовалась в результате эмиграции немцев, русских и представителей других национальностей. Также положительным моментом возвращения репатриантов считается сохранение ими казахского языка и культуры, что, в свою очередь, может способствовать возрождению в стране национальной культуры. Предположительно среди населения такой позиции придерживаются в большинстве лица коренной национальности пожилого возраста, воспитанные в духе коллективизма и с высоким уровнем национального самосознания. Второе широко распространенное мнение сводится к тому, что необходимо ограничить либо совсем прекратить переселение репатриантов на территорию страны. Рассуждение строится примерно следующим образом: «убежали в трудные для страны годы, а теперь, когда у нас жить стало лучше, рвутся сюда…» При этом политика государства по отношению к этническим мигрантам вызывает непонимание: «Зачем помогать другим, когда немало своих проблем?!» Данный стереотип иллюстрирует такое вполне естественное для человека чувство, как деление людей на своих и на чужих. Также в последнее время наблюдается зачатки ксенофобии в общественном сознании, вызванные ростом во всем мире угрозы терроризма и экстремизма. Некоторыми экспертами высказывается мысль, что этнические репатрианты могут явиться той самой протестной группой, на которую экстремистские организации, стремящиеся раскачать стабильность, смогут сделать основной акцент. Негативное отношение к этническим репатриантам выражают в основном лица некоренных национальностей, которые опасаются радикализации национального вопроса в Казахстане по мере увеличения числа репатриантов. К этому же числу можно отнести молодежь, склонную рассматривать этнических переселенцев как иждивенцев. Это связано, прежде всего, с нарастающим прагматизмом молодого поколения.

При таком разбросе мнений существует и группа населения равнодушная к этой проблеме. Как правило, это люди, не сталкивающиеся в ежедневной жизни с этническими репатриантами и мало интересующиеся общественнополитической жизнью страны. Однако точка зрения государства по данному вопросу предопределена национальной политикой, направленной на дальнейшее привлечение казахов, проживающих в других странах (а их около 5 млн.) на историческую родину. На сегодняшний момент такая политика оправдала себя по многим параметрам: создана базовая законодательная основа и система льгот для привлечения репатриантов, благодаря которым в страну прибыло свыше 706 тысяч казахов, и за счет увеличения казахской национальности улучшился демографический климат в стране. Но, тем не менее, такая политика требует от государства усовершенствования и пересмотра многих подходов к решению данной проблемы. Ниже приведен список государственных и общественных мероприятий, которые могут способствовать улучшению адаптации репатриантов:

– повысить ответственность местных органов исполнительной власти – акимов – за своевременное получение этническими казахами социальных льгот, предусмотренных законодательством РК;

– обязать крупные частные организации создавать определенное число рабочих мест для этнических репатриантов;

– открыть благотворительный фонд по поддержке этнических мигрантов, который должен заниматься проблемами адаптации и обучением языку;

– увеличить число телепередач, документальных фильмов, статей в СМИ, способных формировать положительный стереотип населения по отношению к репатриантам. Государственная политика относительно этнических мигрантов должна быть направлена на создание таких условий, чтобы в Казахстан стремились вернуться казахи, живущие в развитых странах, обладающие высокой квалификацией и образовательным уровнем [58].

Рассматривая основные теории миграционных процессов и этапы репатриации этнических казахов на историческую родину, следует отметить, что численность с каждым годом растет. Несмотря на большой спектр помощи от государства, этнические репатрианты зачастую испытывают трудности при социальной адаптации к реалиям казахстанского общества. Вопросы успешной адаптации репатриантов в казахстанское общество в значительной мере зависит от языковой, психологической, культурной и этнической адаптации, которая проходит намного легче в Южном и Восточном регионах, так как там лучше сохранились национальные, культурные, языковые традиции. Проблемными зонами успешной адаптации выступает Северные регионы Казахстана. Расселение и адаптация этнических репатриантов имеет важное значение для демографии, социальноэкономической политики Казахстана. В этой связи актуальным представляется необходимость развития соответствующих механизмов социальной адаптации этнических репатриантов в казахстанском обществе. Информированность о состоянии социальноэкономического региона, способствует успешной адаптации этнических репатриантов на местах вселения. Отсутствие подобной информации естественно отрицательно влияет на процесс социальной адаптации. Однако, рассматривая мотивы, этапы репатриации, этнических репатриантов большая часть их, к сожалению, не владеет подобной информацией. В связи с этим мы полагаем, что получение полной информации о регионе вселение этнических репатриантов является важным моментам при адаптации к социальной реальности казахстанского общества. Решающими факторами в успешности социальной адаптации этнических репатриантов выступают совокупность социальных характеристик и социальный потенциал. Более подробно влияние факторов на успешность этнических репатриантов мы попробуем рассмотреть в следующем подразделе.

1.2 Подходы в изучении социальной адаптации этнических репатриантов

Данная проблема рассматривается с разных точек зрения, вызывает большой интерес у специалистов из разных областей гуманитарного знания как отечественных, так и зарубежных ученых.

С научной точки зрения понятие «адаптация» традиционно является одним из основных компонентов категориальной системы современной гуманитарной науки. Еще с античности, латинское слово «adapto» использовалось для обозначения приспособления живых организмов к окружающей среде. В современной биологии адаптацией называют процесс коррелятивного приспособления, общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям. Понятие «адаптация» включено в эволюционную теорию

Ч.Дарвина, который показал, что естественный отбор имеет адаптивный, приспособительный характер [59]. Выходя за рамки биологии, где оно впервые возникло, это понятие стало активно рассматриваться в медицине, социологии, психологии, демографии, философии и других науках.

Следует отметить, что если в медицине это понятие получило достаточно широкое распространение, то в социологической науке все происходило значительно медленнее. Важнейшим компонентом адаптации выступает согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социально – политической среды. В соответствии со своими задачами, в демографии «адаптация» изучается применительно ко всему народонаселению, семье, коллективу и др.

Свою нишу в изучении сложных процессов социальной адаптации, протекающих в среде вынужденных переселенцев, осваивают социальные философы, историки которые эту проблему рассматривают в тесной взаимосвязи с причинами, вызывающими вынужденную миграцию после распада СССР. Особую привлекательность для них представляет возможность сочетания конкретных исследований по странам, хронологическим периодам, определенным направлениям с теоретическим осмысление проблемы, комплексностью подходов, разработкой типологии миграций и форм адаптации [60].

Специалисты, разрабатывающие теоретико-методологические и прикладные аспекты адаптационных процессов, отмечают многозначность проблемы социальной адаптации, важность выбора действий самого индивида и его связь с социальной практикой. Исходя из сказанного, нам представляется методологически обоснованным использование для развития представлений о социальной адаптации междисциплинарного подхода.

В процессе становления и развития любой науки стает проблема классификации ее объектов и отдельных свойств составляющих как предмет исследования. В данном диссертационном исследование мы попробуем классифицировать различные стороны адаптации. Американский социолог П. Лазарсфельд предложил следующие моменты к разработке классификаций:

1. требования артикуляции, в рамках которой предполагается движение от более широких, масштабных классификаций к более узким, специальным, что обеспечивает систематизацию всего собранного материала и его интерпретацию, а также предоставляет возможность дальнейшего использования классификационных купераций в развитии теорий среднего уровня.

2. требование логической корректности, согласно которому виды классификации должны быть исчерпывающими и взаимоисключающими, то есть каждая отдельная классификация должна быть самодостаточной и обеспечивать завершение определенного шага в исследовании, связь между классификациями отражает системность эмпирического мира.

3. требование адаптации к структуре ситуации: классификация не должна строиться на абстрактно-теоретических основаниях, а должна отражать актуальную ситуация во всей целостности ее структуры.

Одна из первых попыток классификации адаптация была осуществлена во второй половине XIXb. Г.Спенсером. Им были выделены три аспекта адаптации:

1. Экологическая адаптация к физическому окружению.

2. Социальная адаптация, то есть институциональная организация, с помощью которой поддерживается социальный порядок.

3. Социализация или «культурная адаптация» индивидов.

В.А. Марков предложил десять оснований для классификации адаптаций:

1) по области существования; 2) способу адаптации; 3) объекту адаптации; 4) структуре отношений; 5) степени регуляции; 6) глубине процесса; 7) иерархическим уровнем; 8) знаковости; 9) временной связи; 10) достоверности.

Л.В. Корель предлагает следующую модель классификационной системы адаптации:

1) Атрибутивность. По данному критерию предполагается выделение адекватных и неадекватных адаптаций. Адекватные адаптации возникают в том случае, когда субъект адаптации, верно, понимает «вызовы среды», суть происходящих в ней изменений и соответствующим, «адекватным» образом корректирует свое сознание и поведение. Если этого не происходит, то правомерно говорить о неадекватных адаптациях. Соотношение адекватной и неадекватной адаптации более сложно. Адекватная адаптация на локальном отрезке времени может обернуться неадекватной в контексте более широко временного интервала.

2) Глубина и характер преобразования внутренней структуры адаптанта в ходе адаптации. На основе этого критерия адаптации делятся в социологии, на внутренние и внешние. Приспособления субъекта адаптации к «самому себе» образует внутренние адаптации, к внешней среде – внешняя адаптация. Г. Тард [61] выделил две группы адаптации: 1) приспособление друг к другу и к внешней среде; 2) внутреннее приспособление, поддержание внутренней взаимосвязи между различными структурными элементами и функциями. В своем труде «Социальные этюды» он пишет: «для большей простоты мы будем различать две системы приспособления: приспособление первой степени, выражаемые взаимной связи элементов рассматриваемой системы, и приспособление второй системы, соединяющей их с окружающими системами, с тем, что принято обозначать туманным словом «среда». Приспособление к себе, таким образом, сильно отличается во всех областях явлений от приспособления по отношению к другому, как повторения себя (привычка) отличается от повторения другого (наследственность или подражание), как противоречие самим собой (колебание, сомнение) отличается от противоречие с другими (борьба, конкуренция). Эти два приспособления часто в известной степени исключают друг друга, в политических конституциях часто замечалось, что самые связанные из них, самые логические …суть наименее приспособленные к требованиям своей традиционной и обычной среды, а также замечалось и обратное, что наиболее практические конституции наименее логичны.

3) Изменение положения адаптанта во внешней среде в ходе адаптации. Адаптация по данному критерию осуществляется в зависимости от характера изменений во внешней среде. Изменения могут быть связаны, во-первых, с появлением новых социальных институтов, процессов, социальных групп и прочее. В этом случае адаптация является ответом на инновации. Во-вторых – модификаций уже существующих социальных институтов, организаций и прочих их усложнением или упрощением. Это адаптивный ответ на трансформации. Согласно Т. Парсонсу, есть четыре возможности «ответа» для обществ, не вовлеченных непосредственно в процесс инновации на инновационные изменения в другом обществе. Во-первых, инновация может быть разрушена ими – более сильными, хотя и менее развитыми обществами-соперниками. Если инновация является только культурной, и ее трудно разрушить полностью, она может приобрести огромное значение даже после того, как разрушено общество, ее породившее. Во-вторых, уровни конкурентно-способности доноров и реципиентов инновации могут быть выровнены посредством адаптации инновации. Очевидным и важным примером является в настоящее время движение неразвитых стран к модернизации. Третьим вариантом является установление изолированной нише, которой общество, игнорируя инновацию другого общества, может продолжать сохранять относительно неизменной свою старую структуру. Последней возможностью, для общества «без инновации» является потеря им социетальной идентичности, через дезинтеграцию или поглощение большей социетальной системой, несущей инновацию. Эти возможности являются типовыми, созидающими многие сложные комбинации и переходы.

4) Креативность. Этот критерий фиксирует направленность изменений социальных позиций адаптанта во внешней среде в ходе адаптации.

5) Масштабность. В научной литературе, встречаются упоминание о полной и частичной адаптации. Под полной адаптацией имеется в виду «достижение полной гармонии» со средой в ходе приспособительных процессов. Под частичной адаптацией понимается незавершенная адаптация ко всем изменениям в среде, а адаптирована лишь к отдельным ее составляющим.

6) Происхождение. Хотя адаптация – всегда стресс, тем не менее, адаптология различает по «доброй воле», или по «принуждению» осуществляется данный процесс. Важность данной классификации обусловлена следующим обстоятельством. От того положительно или отрицательно, установка адаптанта на освоение в новых условиях, зависят темпы, скорость, адекватность, успешность и многие другие характеристики адаптационных процессов. Добровольной адаптации в большей мере присуще эволюционно развивающимся средам, сначала у адаптанта возникает положительная установка на новое явление, а затем уже формируется новая адекватная форма поведения. Вынужденная адаптация жестко диктует адаптанту свои условия. Адаптанту приходиться выстраивать свое поведение незнакомой среде в условиях неопределенности.

7) Способ и форма адаптации. В научной литературе выделяются следующие адаптации:

– Ассимиляция, подразумевает поглощение адаптанта средой в ходе адаптации.

– Аккомодация. Если адаптация означала структурные изменения в организме, то термин «аккомодация» предлагалось для обозначения функциональных изменений, которые реализуются в индивидуальных и групповых привычках и обычаях и передаются социальным, а не биологическим путем. Данное различие между биологическим и социальном приспособлением было проведено М. Болдуэном, который считал аккомодацию процессом, при котором «старые привычки слабеют и создаются новые способы координации». Г. Тард употреблял данный термин для означения разрешения конфликта между двумя противоположными действиями и возникновения нового типа поведения. Ф. Гидденс интерпретирует данный термин в виде аккомодации один из нескольких способах универсального метода разрешения конфликта. В настоящее время под аккомодацией понимают примирение и компромисс между индивидами и группами.

– Встречная или ответная адаптация представляют собой преобразование среды субъектам адаптации, приспосабливание среды к субъекту адаптации.

– Коадаптация – коррелятивное приспособление, общее и взаимное приспособление к изменившимся условиям. Коадаптации объединяют в себе как «прямые» адаптации субъекта к изменениям среды, так и «встречные – ответные» – адаптации среды. Адаптация, по мнению автора данной классификации, более шире по содержанию и понятию, чем коадаптация. Оно охватывает как односторонние приспособительные процессы. Так и адаптивные взаимодействия – коадаптацию.

– Дезадаптация – отсутствие или исчезновение адаптации. Это процесс обратный адаптации.

– Реадаптация – восстановление адаптации, возвратная адаптация к тем элементам, относительно имело место быть дезадаптация.

7) Стадиальность (стадии) адаптации. В данном случае положен принцип длительности адаптации или продолжительности. На этом основании адаптации делятся на кратковременные (моментальные, эпизодические), среднесрочные и длительные. В кратковременных адаптируемых ситуациях актуализируются программа реагирования субъекта, благодаря чему он в состоянии справиться с изменениями в среде за короткий срок. Длительные же ситуации требуют чаще всего адаптивные перестройки функциональных систем. По хронологии адаптации делится на начальные, промежуточные и завершающие стадии адаптации. На начальной ступени адаптации присущи слабая приспособленность к среде, ибо полное ее отсутствие. Эта ступень характеризуется наибольшим разрывом конфликтностью, противоречиями между средой и адаптантом. На данной ступени осуществляется выработка в общих чертах стратегии адаптивного поведения, предпринимаются попытки трансформации сознания и поведенческих стереотипов. Промежуточные адаптации развивают начатые адаптивные действия и закрепляют их, однако нередки ситуации, когда адаптанту приходиться менять стратегию адаптивного поведения, но уже будучи обогащенным приобретенным адаптивным опытом. Промежуточная адаптация постепенно перетекает в завершающуюся, что и означает собой окончание приспособительного процесса, где адаптанты достигают гармонии с окружающей средой.

8) Характеристики субъекта адаптации. По содержанию, в зависимости от конкретного аспекта исследования, адаптации подразделяются на демографические, культурологические, политические, социально психологические, религиозные, социальные, технотронные, экологические, экономические, этнические, танатологические, правовые. В демографических адаптациях вызывает интерес приспособительных изменений социальнодемографических институтов (семья, брак), а также демографическое поведение под воздействием общественных перемен. Под культурологической адаптацией понимается отношение к культуре, как к материальной, так и к духовной. Оба названных вида культуры являются как результатом, так и способом адаптации человека, к материальной, социальной среде. Социокультурная система в обществе трансформирует, перерабатывает как природно-географически, так и социальные сферы, причем для каждой социокультурной системы набор приспособительной реакции будет своим, особенным, специфическим. Господствующие в социуме нормы, правила, образцы поведения определяют, в конечном счете, тот или иной социальный ответ на вызов среды. Политические адаптации как способ адаптации политической системы возникает в той ситуации, когда правящие группировки не в состоянии разрешить социально-экономические проблемы, и вынуждены приспосабливаясь прибегать к политическому маневрированию. Социальная адаптация включает в себя широкий способ адаптации имеющих отношение к власти, престижу, статусу, свободе, нормам, ценностям, богатству, бедности, образованию и т.д. Важное место в адаптивных процессах принадлежит технотронным адаптациям, связанным с появлением новых технических средств и технологий. Воздействуя на образ жизни общества, под воздействием которых меняются нормы стандарты и стереотипы поведения. Экономические адаптации связаны с приспособительными процессами в экономической структуре общества. Экологические адаптации с природно-географической средой, которая является средой обитания индивида или социальных групп. Этнические адаптации охватывают два круга явлений, во-первых, сюда включаются адаптации различных этносов к изменениям среды, имеющие как этнические, так и экономические, политические, экологический характер. Во-вторых, под этническими адаптациями понимается процесс адаптации, субъекта любой природы (экономической, демографической и пр.) к иной этнической культуре в подобных случаях предметом выступает гендерные, образовательные, социокультурные особенности адаптации субъекта чужой этнической реальности [9, с. 110-253].

Мировая социологическая наука, изучением вопросов адаптации стала заниматься лишь в конце XIX – начале XX в. Основы теории социальной адаптации были заложены работами Г.Спенсера, М.Вебера, Г.Тарда, Л.Бристола, У.Томаса и др. Слово «адаптация» латинского происхождения: «adaptare» означает «приспособлять». Следовательно, «адаптация» – это приспособление, приспосабливание. Анализ научной литературы приводит к заключению, что термин «адаптация» полисемантичен и употребляется во многих значениях. В разных науках, в том числе социальных, существует большое количество определений этого феномена и их модификаций.

В социологии понятие адаптации трактовалось по-разному в зависимости от методологического подхода. Практически в русле каждой социологической парадигмы имелось свое представление об этом явлении и его роли в обществе. В рамках «органического эволюционизма» адаптации придавался содержательный смысл, аналогичный природным явлениям. Он понимался как совокупность приспособленческих реакций на изменение условий и факторов жизнедеятельности индивидов.

Представители «психологического интеракционизма» Г. Лебон, Г. Тард под адаптацией понимали способ установления в целостной форме оптимальных взаимоотношений индивида с социальной средой его существования в режиме инновационной деятельности.

С точки зрения «структурного эволюционизма» адаптация предстает в качестве многонаправленного процесса трансформации структуры сознания и поведения субъекта в соответствии с динамикой развития структуры социальных объектов. «Структурный функционализм» в лице его представителей Т. Парсонса и Р. Мертона рассматривают адаптацию в виде процесса и результата преодоления дисфункции социальных структур путем упорядочивания взаимодействия их элементов.

В содержание модели адаптации «интегративного рационализма» (Э. Гидденс, Ю. Хабермас), включаются способы «рационализации» социальной деятельности субъектов с целью достижения на коммуникативной основе упорядочения (согласия) их взаимоотношений с существующими условиями функционирования и развития социальных систем [62, с.43].

С социальной адаптацией тесно связана адаптация психическая. Будучи социально обусловленной общественным характером вызывающих ее изменений, психическая адаптация через формирование целей и программы, воздействует на эффективность адаптивной деятельности, придает динамике этой деятельности индивидуально-эмоциональную окраску. Детерминирующие биологическую и психологическую адаптацию причины носят социально обусловленный характер и направлены на изменение социальной действительности. Иными словами, и психологическая и биологическая адаптация-это явления социально обусловленные. Социальная адаптация является связующим звеном между общественной сущностью человека и окружающей действительностью и носит многофункциональный характер. Во-первых, она является необходимым условием и одновременно средством оптимизации взаимодействия человека с природой и социальной средой. Во-вторых, адаптация способствует развитию человека и совершенствованию окружающей среды. В-третьих, посредством адаптации во многом реализуется социальная сущность человека. И, наконец, адаптация является необходимой при овладении человеком любым из существующих видов деятельности. Следовательно, адаптация человека выступает как весьма сложное социально обусловленное явление, для которого характерно противоречивое единство трех уровней адаптивного поведения человека: биологического, психологического и социального.

Таким образом, социальная адаптация мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев – это деятельность, направленная на оптимизацию взаимоотношений человека с окружающей средой, с одной стороны, и изменением самой среды в целях приспособления ее к интересам жизнедеятельности человека на новом месте жительства-с другой.

Адаптация протекает более или менее легко в том случае, если социальные нормы, предъявляемые личности, не сильно отличаются от уже освоенных ею. Если же нормы и правила существенно отличаются, то процесс адаптации затягивается и сопровождается психологическим дискомфортом, нервными срывами, низкой социальной активностью.

Ведущим аспектом исследования социальной адаптации, позволяющим комплексно подойти к ее изучению, является социологический. В современной социологии такие ученые как Ю.А. Милославский, Э.Г. Соловьев, Б.Г. Юдин, А.И. Ковалева рассматривают социальную адаптацию как процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Чем меньше выражено в индивиде личностное начало, тем более социальная адаптация носит характер приспособления к условиям социальной среды и разворачивается как гибко организованная в новых условиях поисковая активность, выход индивида за пределы готовой конечной формы [63-66].

Социальная адаптация – это процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в результате которого индивид присваивает материальные условия жизнедеятельности и существования, обеспечивающие формирование его как полноценного члена общества. В период трансформации общества, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению насущных потребностей, социальная адаптация тесно связана с интериоризацией индивидом культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды [67].

Основываясь на этих подходах, правомерно понимать под социальной адаптацией постоянный процесс и результат активного взаимодействия социального субъекта и внешней для него среды с целью установления между ними состояния согласованности. Как видно в этом определении подчеркивается значительная роль таких признаков адаптации как ее целесообразность, единство процессуальности и результативности, а сама адаптация предстает как адаптивно-адаптирующая деятельность.

Адаптация выступает комплексным явлением в жизнедеятельности социальных субъектов. Как социальный феномен адаптация включает следующее: во-первых, адаптацию необходимо рассматривать как социальный процесс; во-вторых, адаптация выступает как разновидность социальных отношений; в-третьих, ее можно рассматривать как социальную деятельность и последнее, адаптация рассматривается как институциональная форма.

Необходимость социальной адаптации субъекта появляется в случае возникновения противоречий между ним и окружающей его социальной средой. Такого рода противоречия возникают из-за произошедших изменений (негативно или позитивно влияющих на жизнедеятельность личности) в социальной среде и во внутренней структуре субъекта.

Следовательно, социальная адаптация может проходить как в «новых», так и в «старых» социальных условиях.

Таким образом, социальная адаптация в обществе выступает особым социальным процессом, целью которого является реализация форм и способов жизнедеятельности индивидов, различных социальных групп и социальных институтов, в результате чего данный процесс приобретает многоуровневый характер.

В современном казахстанском обществе процессы социальной адаптации во многом определяются происходящими в обществе преобразованиями, радикально меняющими характеристики социальной среды, в которой протекает жизнедеятельность социальных субъектов.

Как отмечает Плотинский Ю.М. «адаптация в социуме осуществляется через приспособление к непосредственной среде жизнедеятельности, близкому социальному окружению. Общество воспринимается и оценивается во многом в зависимости от того, удалось или не удалось индивиду «вписаться» в свою среду» [68, с.120]. Поэтому нам представляется конструктивным рассматривать социальную среду как состоящую из макро-, мезо-и микро частей.

Конец ознакомительного фрагмента.