Введение
© Александр Борисович Оришев, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Учебный курс «Культурология» является важным компонентом общегуманитарной подготовки в высшем учебном заведении.
Целью изучения дисциплины «Культурология» является ознакомление студентов с основами культурологического знания, базовым терминологическим аппаратом, важнейшей проблематикой теории и истории культуры, а также формирование представлений об исторической духовной ретроспективе становления культуры и об основных тенденциях ее развития.
Преподавание дисциплины «Культурология» ставит задачи:
– сформировать у студента целостное и многогранное видение культуры, представление о включенности личности в социокультурную среду в процессе ценностного и творческого саморазвития;
– выработать навыки проектного конструирования культурологических моделей в контексте современных методов описания динамики социокультурных процессов;
– создать условия для усвоения теоретико-культурного аппарата, фундаментальных понятий, которые являются методологической основой современного гуманитарного знания;
– стимулировать развитие ассоциативного мышления, проблемного и дискуссионного самоопределения в усвоении предмета, умения вести самостоятельную исследовательскую работу в режиме диалога и междисциплинарном взаимодействии.
Раздел I. Теория культуры
Глава I. Культурология как система научного знания
Культура – это не количество прочитанных книг,
а количество понятых.
1.1. Культурология в системе гуманитарных наук
Культурология – одна из относительно молодых наук, возникшая на пересечении социальных наук и гуманитарного знания во второй половине XIX в. Ее основы были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта (1900—1975). В России термин «культурология» стал использоваться с конца XX в.
Существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «культурология»:
Культурология – комплекс дисциплин, изучающих культуру.
Культурология – раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур.
Культурология – самостоятельная наука.
Причины появления культурологии как самостоятельной науки:
1) насущность осмысления богатого эмпирического (этнографического) материала;
2) потребность систематизировать разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения и мышления;
3) стремление к выработке общего понимания культуры в условиях резкого роста контактов разных культур в связи с развитием средств коммуникации;
4) целесообразность целостного системного подхода к анализу культуры как сферы государственной политики, принятие в ней обоснованных управленческих решений;
5) необходимость формирования культурных потребностей человека и их удовлетворение в обществе.
Предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы.
Объектом культурологии являются живые люди, носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения.
Междисциплинарные связи культурологии:
– культурология и философия: определение общих познавательных ориентиров культурологических исследований, объяснение сущности культуры;
– культурология и история: выделение исторических типов культур, сопоставление их между собой, выявление общекультурных закономерностей исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить конкретно-исторические особенности развития культуры. В соответствии с принципом историзма культура рассматривается как динамичная система культур, находящихся в развитии и сменяющих друг друга. Отсюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческими факторами и представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее существования;
– культурология и социология: культура является продуктом общественной жизни и вне человеческого общества невозможна. Социология изучает культуру в контексте социальных процессов: особенности отношения к культуре различных слоев общества, модели поведения человека, типы межличностных отношений и т. д.
– культурология и антропология: изучение человека как субъекта культуры. Антропология дает описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т. д. Антропологи изучают конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Они исследуют человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности.
Культурология состоит из двух основных частей:
– теория культуры – изучает культуру как систему, закономерности, ей присущие.
– история культуры – изучает когда-либо существовавшие культурные явления.
Также в структуре культурологии выделяют два больших блока: фундаментальный и прикладной.
Фундаментальная культурология
Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов. Она включает в себя несколько основных направлений: социальная культурология, психология культуры, культурная семантика, история культурологии
Социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассматривается не как личность, обладающая индивидуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов. Обобщаются закономерности, определяющие культурные явления и процессы как особые категории человеческого существования. Создаются общие концепции структуры культуры, ее типологии и динамики, рассматриваются взаимосвязи культуры и природы, культуры и цивилизации, изучаются функции культуры. Анализируются культурные системы (язык, мораль, этничность и т.д.). Для их изучения создаются такие направления исследования, как:
– социокультурология, изучающая культуру классов, сословий, социальных групп, политических и конфессиональных структур и т.д.;
– этнокультурология, исследующая культурные системы, складывающиеся по этническому признаку;
– историческая культурология, изучающая различные исторические варианты социокультурных систем;
Анализируются культурные формы – базовые образцы, воспроизводимые в каждой конкретной культуре: нормы, стереотипы сознания и поведения людей в разных стандартных ситуациях, эталонные образцы и стили и т. д.
Задумайтесь
У японцев не принято приветствовать рукопожатием. Они предпочитают складывать руки, приветствуя своих знакомых. Однако общаясь с европейцами, японцы принимают правила поведения, принятые в европейской культуре и с готовностью подают руки собеседникам.
Изучаются артефакты – частные случаи реализации культурных форм, варьирующихся в зависимости от конкретных обстоятельств места и времени. В качестве примера можно привести свадебный обряд;
Психология культуры (психологическая антропология) изучает нормы и ценности, которые лежат в основе любой культуры, а также процессы, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности; личность как носителя и интерпретатора культуры. Она объясняет причины поведения человека в культуре, анализирует причины нарушения культурных норм, выявляет общие закономерности формирования культурно обусловленных черт личности. Изучается теория и методика воспитания личности. При этом основное внимание уделяется исследованию:
– механизмов социализации – овладению человеком навыков жизни в обществе, освоение им различных видов социальной практики;
– механизмов инкультурации – овладению человеком «азбукой» своей культуры, усвоению ее норм и ценностей, стереотипов поведения;
– механизмов культурной самоидентификации личности – самоопределению человека, осознания им своей принадлежности к определенным политическим, этническим, социальным и другим группам.
Изучаются процессы коммуникации и взаимодействия людей в обществе, механизмы использования индивидом обретенных культурных знаний и навыков. Исследуются комплексы устойчивых социокультурных стереотипов, существующих в сознании людей, – совокупности определенных социокультурных установок сознания и поведения, усвоенных человеком в процессе социализации и инкультурации до автоматизма, работающих без участия сознания. Эти установки называют ментальностью. Анализируется творческая деятельность человека, в ходе которой создаются новации в культуре.
Культурная семантика изучает знаковую и коммуникативную функции культуры, механизмы обмена информацией между людьми в обществе. Изучаются семантические системы:
– системы межличностного информационного обмена, обеспечивающая взаимодействие между людьми в обществе. Это происходит на основе использования вербальных и невербальных средств общения;
– системы массовой информации, которая обеспечивает одновременную передачу социально значимой информации большому числу людей.
– системы социальной идентификации, представляющая совокупность индивидуальных имен и названий, символов, эмблем, а также символических действий (обряды, ритуалы), с помощью которых обозначаются люди, вещи, территории и т.д.;
– система хранения и передачи информации в виде материальных памятников, текстов и других форм.
История культурологии рассматривает историю и механизм появления и развития тех или иных концепций и теорий культуры.
Прикладная культурология и культурные институты
Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным ее направлением становится разработка культурной политики: экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.
Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемые культурные институты. Они могут быть разделены на несколько основных групп:
1) просветительские институты – библиотеки, музеи, лектории и т.д.;
2) институты эстетического воспитания – художественные музеи, выставки, концерты, кинопрокат, организация зрелищных мероприятий;
3) досуговые институты – клубы, театры, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, самодеятельное творчество;
4) творческие институты – оркестры, ансамбли, съемочные группы, другие художественные коллективы и творческие союзы;
3) культуроохранительные институты – организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.
Культурные институты задают нормативные образцы и регулируют ценностные ориентации людей. Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства. Для этого разрабатываются ценностные ориентации общества, выстраиваются социальные нормы взаимодействия между людьми, формулируются конкретные цели для каждого культурного института. Целью культурной политики является систематизация и регулирование процессов инкультурации и социализации людей.
1.2. Основные понятия культурологии
Культурная картина мира
Культурная картина мира – система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Ее рассматривают как:
– реальность, производную от некоторой системы знаний, результат духовно-практической деятельности человека;
– субъективный образ объективной реальности, интерпретацию человеком действительности, позволяющую ему ориентироваться в окружающем мире.
Инвариантная часть картины мира является общей для всех носителей, а вариантная отражает уникальный жизненный опыт каждого субъекта. Инвариантные составляющие картины мира объективируются в различных формах культуры, в продуктах деятельности, в языке. Вариативные составляющие объективируются в смысловых образованиях, которые определяют значимость отношений, складывающихся между реальными объектами в системе социокультурного бытия человека.
Культурные нормы и ценности
Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения, познания. Они складываются в повседневной жизни общества. Культурные нормы изменчивы.
Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных материальных или духовных объектов. В каждом типе культур возникает своя иерархия ценностей. Приведем классификацию ценностей, в качестве критерия определим сферы жизни, в которых они реализуются:
– витальные (жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни);
– экономические (предприимчивость, успешность, достаток);
– социальные (общественное положение, семья, личная независимость);
– политические (патриотизм, гражданские свободы);
– моральные (добро и зло);
– религиозные (вера, спасение, благодать);
– эстетические (красота, гармония, стиль).
Знаки, символы, смыслы и коды культуры
Знаки – это чувственно воспринимаемые субъекты (звуки, изображения), которые замещают другие предметы, их свойства и отношения. Существует несколько типов знаковых систем: знаки-обозначения, знаки-предметы, знаки-признаки, знаки-копии (репродукции), знаковое поведение (имитация); знаки-модели.
Символы – такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но и выражают его смысл. Символы широко используются в искусстве. Так в голландской живописи изображение яблок на картине означало предостережение от греховного падения.
Под смыслом культуры понимают то, что обеспечивает общее сцепление значений знаков данного языка. Самый поверхностный уровень смысла – здравый смысл.
Код – это совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения. Важнейшим культурным кодом является система имен. Характеристики кода культуры: самодостаточность для производства, трансляции и сохранения человеческой культуры; открытость к изменениям; универсальность.
Универсалии культуры
Универсалии культуры – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
К универсалиям культуры относятся: пространство, время, число, причинность, собственность.
Понятие пространства обусловлено тем, что человек не прикреплен к определенному месту. Способность к передвижению находится в основании двух ключевых пространственных образов в сознании человека: места и дороги. Соединение образов места и дороги дает важную бинарную оппозицию центра и периферии; верх – низ, право – лево.
Духовное освоение пространства осуществляется пространственными видами искусства – архитектурой, скульптурой и живописью. Освоенное пространство называется ойкуменой. Развитие культуры – есть постепенное ее расширение.
Ориентация во времени осуществляется с помощью понятий о настоящем, прошедшем и будущем. Основные бинарные оппозиции: раньше – позже, только – уже. Они характеризуют события с точки зрения их продолжительности, последовательности или одновременности. Понятие времени относится к процессам, протекающим в природе и в самом человеке. Важнейшую роль в становлении этой универсалии сыграли наблюдения за такими явлениями, как смена дня и ночи, смена времен года, необратимые изменения организма (детство – зрелость – старость). Обратимость времени пространственно выражается в виде движения по кругу и называется периодом.
Основой для счета времени стало движение небесных тел – солнца и луны. Видимое движение солнца по небосводу дало сутки в качестве исходной единицы отсчета; невидимое движение Земли вокруг солнца дало понятие года. Наблюдения за фазами луны дало понятие месяца – промежуток времени от одного новолуния до другого. Для измерения меньших промежутков времени использовались часы – песочные, водяные, солнечные, маятниковые, кварцевые, атомные. Вводятся искусственные единицы времени – час, минута, секунда. В первобытных племенах люди не знали собственный возраст, им был важен возраст относительный (кто кого старше).
В Египте и Вавилоне были созданы первые календари, счет велся по правящим династиям. Греки вели систему отсчета по Олимпиадам, которые проводились раз в четыре года. В VI в. римский монах Дионисий Малый предложил точкой отсчета времени считать рождение Иисуса Христа. Таким образом, для фиксации времени использовались астрономия и история. Положению звезд на небосводе в момент рождения человека придавалось решающее значение в определении его судьбы.
Понятие числа возникло в процессе манипулирования одинаковыми предметами и взаимодействия с людьми. Исторически наука счета – арифметика – развивалась в тесной связи с хронологией – умением фиксировать даты праздников и характерных небесных явлений (затмения). Счет предполагает установление соответствия между реальными вещами и людьми или их заместителями. Искусство счета подразумевает два основных класса операций: нумерацию объектов и арифметические действия. Важнейшей числовой бинарной оппозицией выступает чет – нечет. Индийцы и римляне изобрели особые знаки для записи чисел – цифры. В Европу индийские цифры были завезены арабами в связи с чем их часто называют арабскими. Огромным преимуществом индийской системы цифр оказался их позиционный характер – значение цифрового знака определяется не только его начертанием, но и позицией по отношению к другим знакам (классы, разряды).
В причинности основная бинарная оппозиция: причина – следствие. Необходимость выяснения причины обусловливалась часто наблюдаемым несоответствием между намерением и его результатом.
Понятие собственности основано на бинарной оппозиции: свое – чужое. Исходными объектами, подпадающими под эту оппозицию, были люди, участки пространства и вещи. В основе феномена собственности лежат следующие положения: свое устанавливается естественным фактом рождения; свое возникает как результат первого захвата; человек владеет той вещью, которую он сам сделал, обработал (земля) или приобрел.
Литература
Горелов А. А. История русской культуры. М.: Юрайт, 2014.
Малюга Ю. Культурология. 2-е изд. доп. и испр. М.: ИНФРА-М, 2010.
Оришев А. Б. Культурология для сельскохозяйственных вузов. М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2016.
Пивоев В. М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры. М.: КноРус, 2013.
Теория и практика культуры. Альманах. Выпуск О. Астафьева, П. Киричек. 8 / под ред. М.: РАГС, 2010.
Теория художественной культуры. М.: Государственный институт искусствознания, 2014.
Глава 2. Возникновение и развитие культурологической мысли
«Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто»
Эдуар Эррио
2.1. Культурологическая мысль в Античности и Средневековье: доклассический период
В Античности культура понималась как возделывание и обработка земли. Но уже считалось, что объектом такой обработки может быть не только земля, но и сам человек. Цицерон считал, что дух, разум человека необходимо возделывать так же, как крестьянин возделывает почву. «Обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина, в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых является физический труд – обработка земли.
Цель культуры: развивать в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, чтобы позволить ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных.
Согласно такому пониманию культуры была разработана система воспитания и образования Древней Греции, она называлась пайдейя, направленная не формирование профессионала в какой-то области, а совершенствование человека как личности. При этом человек не терял чувства единства с природой, которая понималась как космос – универсальный миропорядок. Культурный человек естественное продолжение природного порядка. Человек верил, что сами боги стоят на страже этих порядков. Поэтому в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочестие» – необходимость участия в религиозном культе.
В Средневековье Бог считается творцом мира. Культура представляется как необходимость «возделывания» собственных способностей. Цели культуры существенно изменились по сравнению с Античностью. В Средневековье требовалось воспитать потребность искать внешнюю поддержку в жизни, стремление опереться на кого-нибудь, получить помощь, необходимую в силу слабости и несовершенства самого человека. Для этого были нужны вера, надежда и любовь. Целью жизни стало не познание самого себя, а познание Бога, осознание того духовного родства, в котором человек находится с ним. Культура начинает осознаваться как преодоление ограниченности человека, ее постоянное духовное совершенствование. Культура превратилась в культ.
Христианский мыслитель и церковный деятель Августин Блаженный (354 – 430) говорил о развитии культуры как о постепенном пути к царству Божьему через внутреннее откровение Бога в человеке.
В Средневековье появляется понятие исторического прогресса. Критерием прогресса становится соответствие культуры высшим моральным ценностям. Культура любого народа оценивалась с точки зрения соответствия ее христианским моральным ценностям, которые считались универсальными, что привело к рождению европоцентризма, который объявил Европу центром мировой цивилизации и проповедовал превосходство ее культуры над всеми остальными.
2.2. Классический период развития культурологии: эпохи Возрождения и Просвещения
Эпоха Возрождения началась в Европе со второй половины XIV века, когда в общественном сознании Италии произошло новое открытие античности, ее идеалов и ценностей, отношения к человеку как к гармонично развитой личности. Родилось новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от мира природы. В этом мире человек занял место творца культуры и самого себя и тем самым становится равным Богу. Разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека. В этом заключалось знаменитое «открытие человека» эпохи Возрождения. Образованию придавалось большое значение: создавались школы с гуманистической направленностью, в которых преподавались «семь свободных искусств», греческий, латынь, античная поэзия и философия.
Итальянский гуманист, поэт и мыслитель Франческо Петрарка (1304—1374) выдвинул и обосновал тезис, согласно которому творцом культуры является свободная раскрепощенная личность, не испытывающая духовного гнета церкви, обладающая чуткой душой, разносторонне образованная и гармонично развитая.
Петрарка первым из гуманистов поставил вопрос о необходимости рассмотрения взаимосвязи культуры и природы. По его мнению, человек связан с природой многочисленными связями и поэтому он должен жить в гармонии с ней, а не рассматривать ее только в качестве приложения своей активности. Достижение гармонии с природой Петрарка рассматривал как один из идеалов жизнедеятельности человека и стремился достигнуть его в своей практической жизни. При этом он понимал гармонию между человеком и природой как одно из главных условий человеческой свободы. Петрарка первым обосновал идею о культурном единстве Европы. Показал, что несмотря на различие языков и исторических судеб, народы Европы могут рассматриваться как единый суперэтнос, как носители одного и того же цивилизованного начала, ориентирующиеся на одинаковую систему ценностей.
Однако видный общественный и политический деятель Франции Мишель Монтень дал развернутую критику европейской цивилизации. С его точки зрения, европейская цивилизация не является высшим типом развития мировой цивилизации. М. Монтень противопоставляет европейцам образ жизни, политическое устройство, обычаи народов майя, ацтеков. Их заслугу он видит в том, что они смогли создать культуру, основывающуюся на использовании естественных законов, позволяющую человеку жить в гармонии с природой. Особенно он подчеркивает высокую моральность культур этих народов. Говоря о понимании культуры, он принимает точку зрения античных авторов, согласно которой человек достигает культурного состояния только тогда, когда он все свои помыслы направляет на совершенствование духа, ума, воли, эстетического вкуса и своего тела. Значимость культуры М. Монтень усматривал в простоте общественных отношений, в первобытной чистоте нравов, непосредственности здравых мыслей и эстетического отношения к действительности. Культура людей, с его точки зрения, тем выше, чем более они доверяют природе и следуют ее указаниям. Путь к подлинной культуре – не учить природу, а учиться у нее.
М. Монтень неоднократно подчеркивал тесную связь культуры и морали. Нравственность, как и культуру, М. Монтень понимает не как врожденное и неизменное свойство человека, а как результат воспитания, в результате которого человек становится культурным существом. Нравственность, по М. Монтеню, есть итог самовоспитания, результат большой духовной работы человека над собой.
М. Монтень обращался и к вопросу о противоположности культуры и религии. С его точки зрения, христианская вера обрекает человека на безрадостную жизнь, на подавление в себе естественных стремлений и желаний. Он осуждал негативное отношение церкви к чувственной любви и усматривал в этом попытку насильственного изменения человеческой природы. Он также критически относился к обряду покаяния, т.к., по его мнению, твердая уверенность кающегося в том, что грехи отпущены, подавляет в человеке голос совести и снимает с него моральную ответственность за совершенные неблаговидные поступки.
Эпоха Просвещения определила облик европейской культуры. На небывалую высоту поднимается авторитет знания, добываемого наукой. Развитие знаний, рост образования рассматриваются как движущая сила общественного прогресса. Концепции культуры, выработанные в XVIII – первой половине ХIX вв., можно разделить на две группы:
а) просветительские концепции – их сторонники считали, что целью культуры является жизнь в согласии с запросами и потребностями своей природы;
б) идеалистические концепции – определяли цель культуры, исходя из существования высшего предназначения разума, к достижению которого должен стремиться человек.
2.3. Просветительские и идеалистические концепции культуры
Основные положения просветительского подхода к пониманию культуры были представлены в трудах французских и немецких просветителей. Мыслители из Франции верили в прогресс, который приведет людей к всеобщему счастью, которое понималось как жизнь в гармонии с требованиями собственной природы. Такое счастье было невозможным, пока устройство общества и государства не будет соответствовать разумной природе человека. Для этого все люди должны осознать необходимость в том, чтобы образовывать свой разум.
Теория «географического детерминизма» Ж-Ж. Руссо
Одним из первых обратил внимание на проблему общности культур разных народов французский писатель и философ Жан-Жак Руссо (1712 – 1778). По его мнению, общие черты и признаки в культурах складываются из общности материальных условий жизни народов. Среди этих условий главная роль принадлежит географическому фактору, который представляет единство климата и типа плодородия почв, свойственных для этой местности. Каждый из этих элементов по-своему отражается в культуре. Неблагоприятные почвы и климат тормозят развитие культуры, т.к. все силы людей данной территории идут на сохранение и поддержание жизни. Способ существования таких культур – стагнация, консервация, сохранение существующего бытия (народы севера). Благоприятные климатические условия и плодородные почвы также не способствуют развитию культуры. Причина – поддержание комфортного существования в таких условиях не требует особых усилий, лень владеет людьми, которые теряют смысл к дальнейшему развитию (юг).
Разнообразные типы почв и климатических условий вынуждают человека приспосабливаться к ним, создавая в каждом случае свои способы хозяйственной деятельности и орудия труда. Это приводит к развитию культуры. Прогресс культуры Ж. Ж. Руссо связывал с количественным и качественным ростом производства.
Занимаясь проблемами воспитания, Ж. Ж. Руссо первым обратил внимание на то, что существуют мужская и женская культуры. Женщина, по мнению Ж. Ж. Руссо, хранитель, воспроизводитель уже известного, но не творец нового. В силу своего конформизма она может пожертвовать любыми нравственными принципами ради своих близких, и это, как считает Ж. Ж. Руссо, говорит об изначальной аморальности женщины. Поэтому он предлагал исключить из процесса воспитания женщин.
Гуманистическая концепция культуры И. Г. Гердера.
Немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер (1744 – 1803) осуществил исследование неевропейских культур. Он попытался воссоздать исторически последовательную картину развития культуры человечества от первобытного состояния к современной европейской культуре. И. Гердер отказался от европоцентризма в пользу полицентризма, признавая существование нескольких равноправных центров мировой культуры.
Культура, по мнению И. Гердера, представляет определенную ступень исторического развития, тесно связанную с уровнем достижений науки и просвещения. Она развивается под влиянием живых человеческих сил, продолжающих органические силы природы.
И. Гердер отмечает, что культура представляет собой совершенствование человека, а главную роль при этом играют наука и искусство. Впервые в культурологии у И. Гердера появляется концепция национального духа культуры. Конкретным его выражением является язык, благодаря которому люди установили правила жизни и законы, передавали из поколения в поколение знания, умения и навыки деятельности.
Концепции культуры. И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля
Новое объяснение культуры было предложено основоположником немецкой классической философии Иммануилом Кантом (1724 – 1804). Исходным пунктом его концепции культуры является признание существования двух миров: мира природы и мира свободы. Человек, являясь природным существом, принадлежит к первому миру и как естественное существо он не свободен, т.к. находится во власти законов природы. Но в то же время человек принадлежит и к миру свободы, являясь нравственным существом, обладателем практического разума (нравственности). Зло можно побороть через культуру, ядром которой является мораль.
И. Кант открыл противоречивость (антиномичность) культуры. Обратил внимание на противоречие между стремлением человека к собственной свободе и границами, определяемыми для нее обществом. Умение определять эту границу является признаком культурного человека.
По мнению И. Канта, культура – это всегда внутреннее достояние человека – совокупность нравственных идеалов и детерминантов общества. Соблюдение внешних приличий – это признак цивилизованности или внешней культуры, которой можно обучить.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) важнейшим свойством культуры считал творчество – создание нового. Он также показал связь культуры с человеческим трудом. Однако само понятие культурное развитие было для него исторически переходящим и теоретически периферийным.
2.4. Постклассический период развития культурологии
Культурологическая концепция эволюционизма
В середине XIX в. в европейской науке широко распространились идеи эволюционизма. Они охватили исследования в области биологии, этнографии, антропологии, истории культуры. Центральным понятием этого направления стала «эволюция» – плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к усложнению любого биологического или социального организма.
Крупнейший британский социолог Герберт Спенсер (1820 – 1903) был убежден в однолинейном характере прогресса общества и культуры. В ходе однолинейной эволюции культура каждого общества приобретает более сложный и дифференцированный характер.
Антрополог, известный исследователь религиозных обрядов и обычаев Эдуард Тэйлор (1832 – 1917) считал, что культура слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, усвоенных человеком как членом общества.
Все народы объединены в один непрерывно развивающийся процесс, эволюция идет постепенно, один слой культуры накладывается на другой. История культуры характеризуется неравномерностью развития, неодинаковым темпом изменений, возможностью регресса, упадка, кризисного состояния.
Теория локальных цивилизаций Н. Я. Данилевского
В конце XIX в. – начале XX в. на смену эволюционизму была выдвинута теория исторической типологии культур, которая подвергла обоснованной критике идею эволюционизма об однолинейной направленности и стадиальной последовательности исторического развития культуры. Согласно новой теории, в мире существует бесконечное многообразие уникальных культур. Новый подход породил группу концепций локальных цивилизаций. Автором первой такой концепции стал русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885). Главным критерием выделения культурно-исторических типов, по Н. Я. Данилевскому, является языковая близость составляющих его народов, а сам культурно-исторический тип понимается им как сочетание этнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков.
Н. Я. Данилевский выделил 12 типов: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский, древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский (аравийский), романо-германский (европейский), мексиканский (ацтеки) и перуанский (инки).
Развитие культурно-исторических типов подчиняется нескольким общим законам:
Наличие языка (группы схожих языков), объединяющего народ.
Обязательность политической независимости, наличие собственного государства.
Осуществление культурных контактов. В зависимости от результатов Н. Я. Данилевский выделил три типа культурных контактов:
а) пересадка (колонизация) – заключается в изгнании зрелой культурой другой культуры с занимаемой территории.
б) прививка – возникает при взаимодействии зрелого культурно-исторического типа с отжившей культурой.
в) удобрение – способ взаимодействия культур, при котором народы сохраняют свою самобытность, берут лучшее из того, что есть у других, стимулируя собственное развитие.
4. Жизнь любого культурно-исторического типа напоминает процесс развития однолетнего растения, цветущего один раз за время существования. Срок жизни делится на четыре периода:
а) этнографический – период древней истории, начинающийся с зарождения культурно-исторического типа;
б) государственный – образование государства;
в) цивилизационный (культурный) – создание духовных ценностей;
г) период упадка.
Морфологическая концепция истории О. Шпенглера
Освальд Шпенглер (1880—1936) считал, что каждая культура обладает душой, которая представляет собой что-то нематериальное, но фиксируемое через особенности живописи, музыки, архитектуры, поэзии, научного мышления. Душа возникает по воле Всевышнего, чтобы развить определенную идею – задачу данной культуры. Культура существует, пока не будет выполнена эта задача. Ключом к пониманию каждой культуры является символ. В качестве символов могут выступать артефакты.
Концепция цивилизаций А. Тойнби
Арнольд Тойнби (1889—1975) раскрыл понятие «цивилизация», рассмотрел ее как социальную целостность, подчиняющуюся общим закономерностям общественного развития. Генезис цивилизаций ученый описал в своей концепции вызова и ответа. Умеренно неблагоприятная среда обитания делает вызов обществу, на который оно отвечает инновацией. Если цивилизация не находит «ответа» на вызов, она исчезает.
Концепция вызова – ответа имеет два слоя – сакральный (священный) и мирской. В сакральном слое каждый вызов – это стимул к осуществлению выбора между добром и злом, который предоставлен Богом. В мирском слое вызов – это проблема, с которой сталкивается цивилизация на пути исторического развития: ухудшение природных условий, изменение человеческого окружения и т. д.
По мнению А. Тойнби, вызов может приходить и со стороны человеческого окружения: стимул ударов (война); стимул давлений (стресс); стимул ущемления.
Концепция циклического развития культуры П. А. Сорокина
Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) рассматривал культуру как совокупность сотворенного данным обществом на определенной стадии развития. В культуре он различал два аспекта: внутренний – смысл, ценность, духовное содержание культурных феноменов, и внешний – материальное воплощение смыслов и ценностей в вещах и явлениях. По его мнению, все предметы культуры являются знаками и символами. Основой культуры является система ценностей, представленная в виде верований, норм, понятий о должном и священном. В зависимости от того, какие ценности господствуют в обществе, П. А. Сорокин выделил два основных типа культуры – идеациональную и чувственную.
Идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, которые основывают свои ценности на господствующих в обществе идеях. Наука и философия полностью подчинены религии и теологии. Вера господствует над разумом. Искусство подчиняется задачам религии (Европейское Средневековье).
Чувственная культура является светской, основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной точки зрения. Реальным является то, что воспринимается органами чувств. Человек в этом типе культуры ориентирован на удовлетворение чувственных потребностей. Идеалом является личное счастье (Эпоха Возрождения).
Промежуточным типом культуры является идеалистический. Человек стремится удовлетворить как духовные, так и материальные потребности. Искусство насыщается как церковным, так и светским содержанием.
Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда
Австрийский психиатр З. Фрейд (1856—1939) изучил компенсаторную функцию культуры. Культура, по его мнению, есть система норм и запретов, где присутствует психологический конфликт – бессознательное человека стремится нарушить все запреты. По мере развития общества и культуры норм и запретов становится больше. Поэтому чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее чувствует себя человек из-за большого количества норм и запретов, оставляющих неудовлетворенными человеческие влечения. Неудовлетворенные влечения, накапливаясь, преобразуются в энергию в различных видах деятельности. Важнейшими элементами культуры, служащими для разрядки психических напряжений, являются религия и искусство.
Концепция коллективного бессознательного К. Юнга
К. Юнг выдвинул идею о коллективном бессознательном – родовой памяти человечества, формы существования его древнего психического опыта, состоящей из ассоциаций и образов, являющийся отражением опыта предыдущих поколений. Коллективное бессознательное присуще всем людям, передается по наследству и является основой индивидуальной психики. Под влиянием врожденных программ находятся не только элементарные поведенческие реакции (безусловные рефлексы), но и восприятие, мышление, воображение. Основными элементами коллективного бессознательного являются архетипы – представления о матери-земле, демонах, мудром старце и т. д. По мнению К. Юнга, культура ведет не борьбу, а диалог с бессознательным.
Функциональная теория культуры Б. К. Малиновского
Дальнейшим развитием социологической школы в культурологии стал функционализм, который стал рассматривать культуру как целостное образование, состоящее из элементов и частей. Английский ученый польского происхождения Бронислав Каспар Малиновский (1884—1942) рассматривал культуру как интегрированное целое, совокупность разных проявлений человеческой деятельности в области материального и духовного производства. В основе культуры лежат различного рода биологические потребности. Культура зарождается как реакция на элементарные биологические потребности. Удовлетворяя их, человек преобразует мир и создает культуру. Различия между культурами – это различия в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей.
Один из важнейших выводов функционализма – признание самоценности каждой культуры. Важнейшая задача культуры – закрепление, развитие и передача потомкам системы социальных институтов, исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни. Каждая из форм выполняет определенную функцию по удовлетворению первичных и вторичных потребностей. Отдельно взятая культура оптимальна для конкретных условий обитания народа.
Игровая концепция культуры Й. Хейзинги
Значительное место в современной культурологии занимают игровые концепции культуры. Это связано с тем, что игра наряду с трудом и учением относится к основным видам человеческой деятельности, благодаря которой индивид удовлетворяет свои человеческие потребности. В детстве – это ведущий вид деятельности, но и взрослые продолжают играть – в лотерею, шахматы, футбол и т. д. Игра – это культурная деятельность человека, в которой он преобразовывает природу и социальный мир, формирует себя как личность.
Наиболее яркий представитель игровой концепции культуры – голландский культуролог Йохан Хейзинга (1872—1945), автор книги «Человек играющий» (1938). Й. Хейзинга утверждал, что игра старше культуры, предшествует ей и творит ее. Игра выступает не только в качестве культурообразующего фактора, но и критерием состояния общества. По мнению ученого, при анализе любой человеческой деятельности она окажется игрой. Все культурное творчество – это игра: поэзия, музыка и т. д. Наибольшее значение для развития культуры имели агон (игра, в которой уравнивались шансы участников, чтобы исход зависел от их стараний и способностей) и мимикрия (игра, основанная на подражании, на вживании в чужие роли и новые ситуации). Из агона появился спорт, из мимикрии – театральное искусство. Анализируя разные формы и виды игры, И. Хейзинга выделяет ряд специфических для игры признаков:
1. Игра всегда является свободной деятельностью, никто не принуждает человека играть. Она не может быть необходимостью или долгом.
2. Игра не утилитарна, лишена корысти, не может удовлетворить какие-то жизненные потребности или материальные интересы. Она доставляет радость, не является продуктивной деятельностью. Цель игры – в ней самой, в удовольствии от выигрыша, в сознании своего успеха.
3. Игра всегда является выходом за рамки действительного, настоящего в область воображаемого, придуманного. Но это обычно не мешает участникам полностью отдаваться игре.
4. Игра обособлена от повседневной жизни, имеет фиксированные пространственно-временные границы. Ее всегда можно повторить.
5. В игре есть определенные правила.
6. Игра представляет собой соревнование, соперничество с другими игроками, в ходе которого приходится бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Для этого игроку приходится прилагать определенные усилия, хотя результат игры заранее не известен. В игре всегда есть некоторая неуверенность, игрок всегда рискует. Это напряжение придает игре остроту и зрелищность.
7. Развитая игра порождает стремление к объединению игроков в группу, содружество, которые продолжают функционировать и за пределами игры.
Все основные черты игры были сформированы до возникновения человеческого общества и присутствуют в игровом поведении животных. Возникновение человеческой культуры изначально происходит в форме игры, которая первоначально «разыгрывается». Все виды деятельности человека в архаическом обществе предпочитали игровую форму.
Культуроформирующие свойства игры проявляются в нескольких аспектах:
1. Игра, представляющая непринужденное, не ориентированное на получение пользы поведение, предоставляет человеку свободу действий, стимулирует воображение и вносит в жизнь смыслы, не связанные с повседневными материальными нуждами. Это приводит к возникновению духовной культуры.
2. Игра предполагает соблюдение определенных правил, которые предлагаются самим человеком, а не диктуются определенными условиями. Это рождает представление о необходимости ограничения существующей свободы ради жизни среди других людей, что невозможно без определенного порядка.
3. Результатом становится появление морали, а также других норм, регулирующих жизнь человека.
4. Игра способствует развитию общества и разнообразных форм общения между людьми.
5. Игра обычно связана с соревнованием. Поэтому она ориентирует человека на достижение лучшего результата, заставляет его стремиться к совершенству, прекрасному. Это, в свою очередь, стимулирует творчество во всех областях культуры.
6. Для изменения окружающей действительности посредством любой материальной деятельности человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е. «проиграть» деятельностный процесс.
7. Очень часто игра дает обществу социальные идеалы, исполняя роль драматургической основы в их реализации. Сами идеалы содержат много игрового, т.к. они связаны с областью мечты, фантазии.
Культурное значение игры заключается в том, что она:
1. Облегчает переход от манипуляции реальными вещами к употреблению знаков и символов;
2. Обеспечивает интенсивные формы коммуникации, вносит элементы новизны;
3. Способствует мобилизации и развитию способностей человека;
4. Сохраняет те изобретения, технические приемы и способы поведения, которые в реальной жизни отошли в прошлое;
5. Обучает поведению в чужих ролях и нестандартных ситуациях, формирует творческие способности;
6. Превращает трудовую и религиозную деятельность в искусство;
7. Выводит человека из-под прямой власти природной и социальной детерминации, делает его свободным, подчиняющимся только им самим установленным правилам.
Но роль игры в истории культуры не всегда была одинаково велика. По мере культурного развития игровой момент отступает на второй план, скрывается в сакральной сфере, научной и политической деятельности, поэзии, правовых отношениях. Но игровой инстинкт, по мнению Й. Хейзинги, может проявиться в любой момент, вовлекая в процесс игры, как отдельного человека, так и человеческие массы.
В культуре различают следующие типы игр:
1. Спортивные, тренирующие и развивающие физическую активность;
2. Стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;
3. Стохастические, знакомящие индивида со случайными процессами, удачей-неудачей, неконтролируемыми обстоятельствами, риском;
4. Ролевые, в ходе которых человек осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.
Вытеснение игры началось в XVIII в., когда духом общества начало завладевать практическое понятие пользы. Это привело к убеждению, что экономические интересы определяют ход истории. Труд и производство стали сначала идеалом, а потом и идолом. Благородство и бескорыстие игрового поведения вступили в противоречие с безнравственностью и жестокостью поведения современного человека.
Пассионарная теория культуры Л. Н. Гумилева
Идеи о связи космоса, человека и биосферы легли в основу гипотезы Льва Николаевича Гумилева (1913—1992) о пассионарном толчке, рождающим к жизни новые этносы. Этносы Л. Н. Гумилев определяет как биофизическое явление. Этнос в момент своего образования получает заряд биогеохимической энергии живого вещества биосферы (поток солнечной и космической энергии), которая расходуется в ходе дальнейшего процесса этногенеза. Наличие особой составляющей в энергетическом потоке приводит к особой мутации в регионах, затронутых им. Появляются люди, способные воспринимать энергии из окружающей среды больше, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Этот эффект выражается в особом свойстве людей, которое Л. Н. Гумилев назвал пассионарностью – повышенным стремлением к действию. Если такие пассионарные толчки проходят по территории, где существуют разные ландшафты и живут разные народы, становится возможным зарождение нового этноса, который будет отличаться от других особым, присущим только ему, стереотипом поведения и специфическим самосознанием. Таким образом, этногенез – процесс энергетический, связанный с расходованием энергии, полученной в момент пассионарного толчка.
Культура есть результат органического взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих состояние пассионарности. Энергия пассионарности кристаллизуется в культуре, специфичной для каждого этноса. В ней отражается оригинальный тип мышления и особый стереотип поведения, свойственный этносу. При этом прослеживаются генетические связи с прежними культурами, народы-носители которых стали основой формирования нового этноса.
Литература
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. 5-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2013.
Гумилев Л. Н. Евразия. М.: Рипол Классик, 2014.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Delibri, 2015.
Фрейд З. Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2015.
Шпенглер О. Политические произведения. Серия «Научная мысль». М.: ИНФРА-М, 2015.
Глава 3. Понятие «культура». Типология культур
«Пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта»
Клод Леви-Строс
3.1. Понятие «культура». Современные подходы в определении культуры
Что такое культура? Генезис понятия
В Древнем Риме, откуда пришло слово культура, под ней понимали возделывание земли и окультуривание почвы. Само понятие прочно вошло в лексикон социологов, психологов, публицистов, политиков, экономистов, в обыденную речь широких слоев населения в XIX в. и особенно XX в. Но уже в Древнем Риме Цицерон, отождествляя культуру души и культуру тела, рассматривал их как развитие умственных способностей, которые необходимо уважать и почитать. В определении Платона, культура – это руководство к изменению всего человека в его существе.
Впервые попытка дать научное объяснение феномену культуры была предпринята в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким просветителем и правоведом С. Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях: естественном (природном) и культурном. Естественное состояние человека является низшей ступенью его развития, т.к. оно творчески пассивно. В XVIII в. культура приобрела духовный, аристократический оттенок. Термин «культура» стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII – XIX вв. в трудах немецкого просветителя И. Г. Гердера (1744—1803). Он рассмотрел культуру в историческом аспекте, т.к. развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса.
И. Г. Гердер первым предложил употреблять слово «культура» во множественном числе, подчеркивая уникальность различных национальных культур. В это же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, его духовные способности.
Слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном слове иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX в. оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу понятия «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». Они включали вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 1860-е гг. новый термин входит в русские словари, а в 1880-е гг. утверждается в научной и художественной литературе. В современном русском языке он употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях – широком и узком. В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.
Общепринятыми значениями понятия «культура» являются следующие:
1. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, т.е. культура в широком смысле – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду в отличие от явлений природы;
2. Культура в более узком смысле – это идейное и нравственное состояние общества;
3. Культура как уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности (культура труда, культура речи и т.д.);
4. Культура как степень совершенства социального и умственного развития, присущая кому-либо.
Разброс определений понятия «культура» вызван различными причинами:
Специфические интересы каждой конкретной науки;
Разнообразие мировоззренческих позиций различных ученых и групп исследователей внутри каждой отдельной науки;
Сложность и многоуровневый характер самого феномена культуры.
Подходы в определении культуры
В современной отечественной культурологии принято выделять три подхода в определении культуры – антропологический, социологический и философский.
Суть антропологического подхода – в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни, как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает, что культура представляет собой способ существования человечества в виде многочисленных локальных культур.
Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей. Культурные ценности создаются самим обществом и определяют его развитие. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.
Философский подход стремится выявить определенные закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В рамках этого подхода не просто дается описание или перечисление явлений культуры, но идет проникновение в их сущность. Как правило, сущность культуры видится в сознательной человеческой деятельности по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей.
В середине XX в. А. Кребером и К. Клакханом была разработана развернутая классификация, в основе которой лежал анализ определений культуры. Они разделили все определения культуры на шесть основных типов, причем некоторые из них разбивались на подгруппы.
В первую группу А. Кребер и К. Клакхан включили описательные определения. Родоначальник такого типа определений – Э. Тэйлор утверждал, что культура представляет собой совокупность знаний, верований, искусства, законов, обычаев, других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.
Вторую группу составили исторические определения, акцентирующие процессы социального наследования и традиции. Они подчеркивают, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретенного опыта от поколения к поколению.
В третью группу были объединены нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества.
В четвертую группу вошли психологические определения, делающие упор на связь культуры с поведением людей и видящие в ней обусловленные особенности человеческой психики.
Пятую группу составили структурные определения культуры, делающие акцент на структурной организации культуры. Так, Лесли Уайт выделил структурные элементы культуры, рассматривая ее как внутренне организованную систему явлений – культурный комплекс. Эти явления подразделялись им на: действия (поведенческие схемы); объекты (орудия и предметы); идеи (верования, знания); чувства (установки, ценностные ориентации).
Культурный комплекс – это функционально взаимосвязанная совокупность элементов культуры. Он может быть пространственным и временным. Под пространственным культурным комплексом понимается культурный ареал, а под временным – культурное наследие. Культурным ареалом называется географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. Границы культурного ареала не обязательно совпадают с государственными.
В шестую группу входят генетические определения, рассматривающие культуру с точки зрения ее происхождения.
Современные исследователи добавили еще три группы определений: социологические, функциональные и аналитические.
Социологические определения культуры предполагают воспринимать ее как фактор организации общественной жизни, совокупность идей, принципов и социальных институтов, обеспечивающих жизнь людей. Внимание акцентируется на процессе, в ходе которого человек и общество удовлетворяют свои потребности.
Функциональные определения культуры, характеризуют ее через функции, которые она выполняет в обществе.
Аналитические определения основное внимание сосредоточивают на предметном содержании культуры (системе ценностей, норм и институтов) и на ее функциональной стороне (процессе развития способностей человека, в ходе его сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению ценностей).
Классическое определение дано выдающимся английским этнографом Эдуардом Тэйлором (1832—1917): культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Можно выделить три основных подхода к исследованию феномена культуры: аксиологический, деятельностный и личностный.
Согласно аксиологическому подходу культура понимается как:
– совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (А. А. Зварыкин, В. Н. Тарасенко, Г. П. Францев, Н. З. Чавчадзе);
– совокупность образов, система ценностей, идей, детерминирующих упорядоченность и управляемость социальными системами (А. Кребер, Т. Парсонс, Р. Мертон);
– совокупность программ будущих, потенциально возможных видов и форм человеческой деятельности (К. И. Ромашкин, А. А. Мамедов, В. С. Степин).
Согласно деятельностному подходу культура понимается как:
– способ реализации творческих сил и способностей человека в конкретной деятельности, производимой с точки зрения общественной значимости (В. Е. Давидович, И. Ф. Исаев, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, Э. С. Маркарян);
– устоявшаяся система норм, упорядочивающих деятельность, взаимодействие и общение людей (О. И. Джиоев, И. Н. Семенов).
Согласно личностному подходу культура понимается как:
– некоторое свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств (Е. Боголюбова, М. Т. Иовчук, Н. С. Злобин);
– процесс творческой самореализации сущностных сил, способностей человека, выражающий меру власти человека над внешней и над его собственной психической и физической природой (И. Ф. Исаев).
В массовом сознании культура – это нечто нормативное, стандарт поступков, внутренне присущий каждому человеку, включающий в себя тактичность, уважение к другим людям, деликатность, умение всегда найти меру своего поступка. Широко распространено отождествление культуры с образованностью.
В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:
1. Под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление (министерство культуры, институты культуры и т.д.).
2. Под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (русская культура, элитарная культура, культура молодежи и т.д.).
3. Культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений (культура труда, художественная культура и т.д.).
В последние десятилетия изучение культуры идет в двух основных направлениях: исследования культуры общества и исследования культуры личности. Между этими направлениями существует диалектическая взаимосвязь. Представители первого направления (В. Е. Давидович, М. С. Каган, Э. С. Маркарян) делают акцент на исследовании адаптационной функции культуры, заключающейся в самосохранении и развитии общества и образовательных процессов внутри него. Представители второго направления (В. С. Библер, Л. Н. Коган, В. М. Межуев, Л. В. Сохань, И. А. Ильяева), изучая личностные аспекты культуры, фокусируют внимание на человеке как субъекте деятельности и общения, на его творческой активности и самосовершенствовании, определяют культуру как меру и способ саморазвития.
Личностный уровень культуры зависит от культуры социума, который, в свою очередь, определяется культурой составляющих его человеческих индивидов. Иначе он рискует превратиться в аморфную бесструктурность, лишенную источников и стимулов развития.
Таким образом, охватывая с внешней стороны все предметные результаты человеческой деятельности (орудия труда, сооружения, различные виды знания, произведения искусства, нормы права, моральные принципы, обычаи и верования), культура по своему внутреннему содержанию есть процесс развития самого человека как общественного существа, как целостной и гармонической личности. Оно есть способ существования человека как субъекта деятельности, мера его индивидуального – творческого, социального, интеллектуального, нравственного, эстетического, физического совершенствования.
Артефакты культуры
Практическим выражением культуры являются различного рода предметы, явления и события, которые принято называть артефактами. Ими может быть конкретный материальный продукт, поведенческий акт, социальная структура, информационное сообщение или оценочное суждение. Любой артефакт может быть охарактеризован с точки зрения материальной формы и духовного содержания.
Материальная форма артефакта определяется его утилитарными качествами, возможностями человека и общества. Духовное содержание (значение, смысл) обусловливается потребностями выражения различных идей, эстетических вкусов, обозначением социального статуса и т. п.
Артефакты образуют определенную целостность, систему, в которой они соотносятся иерархическим образом соответственно своей значимости. Значимость артефактов – величина не постоянная, их оценки могут со временем меняться, т.к. в культуре постоянно идут процессы отмирания одних и появления других элементов.
Артефакты являются воплощением какой-либо культурной формы – образца решения задачи по удовлетворению какой-то групповой или индивидуальной потребности. Культурная форма представляет собой комплекс отличительных признаков объекта, в которых воплощаются его утилитарные и символические функции. Одну и ту же культурную форму могут воспроизводить множество артефактов (человеческое жилище, свадьба).
Совокупность культурных форм, исторически сложившихся в практике и сознании определенной человеческой общности называют культурной системой. Она представляет собой конкретно-историческую культуру какого-либо народа, сословия, конфессии и т. д. Культурные системы являются не просто суммой случайных форм, они упорядочены, организационно и информационно взаимосвязаны между собой.
3.2. Типология культуры
Материальная и духовная культуры
Существует несколько типов культур. Культура с точки зрения цели жизнедеятельности человека имеет два типа – материальную и духовную. Материальная культура включает всю область материально-производственной деятельности человека и ее результаты – орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления, культуру труда, быта, физические объекты, созданные человеческими руками и имеющие ценность для группы или общества.
Основой существования материальной культуры являются вещи – результат материально-созидательной деятельности человека. В них закрепляется образ человека определенной эпохи, культуры, социального положения и т. д. Любая вещь имеет двойственный характер, т.к. одновременно принадлежит двум мирам – природному и культурному: производятся они из природных материалов, а частью культуры становятся после их обработки человеком. При этом вещь приобретает очень важное качество – способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку.
Помимо утилитарной полезности вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов. Вещи были текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Особенно это характерно для первобытной культуры. Символическая полезность вещи позволяла использовать ее в магических обрядах и ритуалах, придавать ей эстетические свойства. Тогда же, в древности, появляется еще одна форма вещи – игрушка, которая предназначена для детей, чтобы они овладевали необходимым опытом культуры, готовились к будущей взрослой жизни. Чаще всего они были миниатюрными моделями реальных вещей.
В течение тысячелетий разнообразные ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей – утилитарных, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях (флаги, гербы, ордена).
С течением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценность вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали отделяться друг от друга. Появляется множество полезных, но некрасивых вещей, с одной стороны, и красивые дорогие безделушки, с другой. Для выхода из данной ситуации в начале XX в. появился дизайн.
Структура материальной культуры:
1-я область – это сельское хозяйство, включающее в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивирование почвы;
2-я область – здания – места обитания людей со всем разнообразием их занятий и форм бытия (жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности), а также сооружения – результаты строительства, меняющие условия хозяйствования и быта (мосты, помещения для производства, плотины и т.д.);
3-я область – инструменты, приспособления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда. В истории человечества прослеживается постоянное совершенствование этой области материальной культуры;
4-я область – транспорт и пути сообщения;
5-я область – связь, включающая почту, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети.
Духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, церемонии, ценности, мифы, обычаи, традиции и т. д. Они сотворены человеческим разумом, существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением.
Структура духовной культуры:
1-я область: проектирование. Его результаты – идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин; модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений;
2-я область: познавательная деятельность – процесс приобретения и переработки знаний.
Уровень культуры, как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний. Приобретаются они во всех сферах, но своими истоками уходят в три вида познавательной деятельности, присущие еще первобытному человеку – практику, мифологию и игру.
Практическое знание всегда имело конкретный характер, связанный с непосредственной жизнью человека в природе и в обществе, трудовой деятельностью и повседневной жизнью. Это знание добывается каждым индивидом самостоятельно. Для него характерны такие черты, как непосредственность, интуитивность, зависимость от опыта.
Мифологическое знание воплощает обобщенные представления человека о мире, выраженные в форме мифа.
Игровое знание также появилось на ранних этапах человеческой истории. В игре ребенок получал знания о способах деятельности и о взаимоотношениях.
Познавательная деятельность тесно связана с образованием – составной частью процесса инкультурации – введения человека в мир культуры.
Существуют две точки зрения на культурную роль науки:
– сциентизм – результаты конкретно-научных исследований обладают наивысшей культурной ценностью;
– интисциентизм – науку, во избежание губительных последствий для общества, необходимо удерживать в жестких рамках или отказаться от ее фундаментальных положений (М. Хайдеггер).
3-я область: ценностно-ориентационная деятельность. Эта сфера может быть представлена тремя подсистемами:
а) моральная (нравственная) культура, которая дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности. Как целостная система она включает в себя:
– этическое мышление (способность морального суждения, умение пользоваться этическим знанием, различать добро и зло, в каком бы обличии они ни выступали, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т.д.);
– чувства (способность к «моральному резонансу», сочувствию, сопереживанию);
– поведение (осуществление в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму).
Кроме того, в систему нравственной культуры личности входит этикет как уровень приверженности к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения личности.
Высокий уровень нравственной культуры личности описывают как «нравственную мудрость», способность обеспечивать оптимальность и гармонию нравственной деятельности, готовность к достойным поступкам в любых ситуациях.
В нравственной культуре сосуществуют нормативные элементы, которые помогают поступать нравственно в традиционных ситуациях, и творческие элементы, которые позволяют принимать правильные решения с точки зрения морали;
б) художественная культура, ее элементами являются творчество, ценности, связанные с искусством. Художественная культура является комплексным видом культуры;
в) религиозная культура. Она воплощается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный идеал;
г) духовное общение людей. Это процесс, в ходе которого происходит обмен информацией, совместное восприятие внешнего объекта или ситуации, собственных действий, состояний, движений; изменение установок или поведения членов группы под воздействием внешних стимулов.
В наше время в условиях разделения труда и развития узкой специализации происходит обособление материальной и духовной сфер культуры. При этом духовная культура остается неразрывно связана с материальной.
Особо следует сказать о культурном наследии – части материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшей испытание временем и передающейся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Мировая и национальные культуры
Если при построении типологии культур взять в качестве критерия носитель, то культуру подразделяют на мировую и национальную (этническую).
1. Мировая культура – это совокупность достижений всех национальных культур различных народов, созданных на протяжении истории человечества. Важным компонентом мировой культуры является наука как система знаний о мире.
2. Национальная (этническая) культура – совокупность продуктов культурной деятельности различных социальных слоев и групп общества. Носителем культуры выступает народ (этнос), для которого характерны общий язык, территория, единство хозяйственной жизни, единая культура и особый национальный характер.
Говоря о национальных (этнических) культурах часто упоминают понятие «диаспоры» – пребывание значительной части народа вне его происхождения. Образуются они за счет добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.
Национальное (этническое) меньшинство – отдельная часть этноса, оказавшаяся за пределами проживания его основной части или за пределами одноименного государства.
Обязательными признаками любой национальной (этнической) культуры являются неповторимость и оригинальность. Это своеобразие проявляется в языке, религии, искусстве, ведении хозяйства, традициях и обычаях. И здесь главным фактором является чувство идентичности.
Основа уникальности национальных (этнических) культур – характерная система ценностей – идеалов, к достижению которых стремятся представители каждой из них. Идеалы эти закрепляются в нормах и правилах поведения. Особенно важны стереотипы – типичные, устойчивые, стандартные формы восприятия окружающего мира и других людей.
Любую национальную (этническую) культуру можно представить в виде «культурного айсберга», в основании которого лежат ценности, в середине – нормы и правила поведения, а вершиной является реальное поведение людей.
На формирование национальной (этнической) культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, психический склад этноса, географическая среда. Заметим, что этническая специфика хорошо заметна в сельском хозяйстве.
Художественная культура
Сущность художественной культуры заключается в том, что человек, называемый художником (профессионал или народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно моделирует какой-то фрагмент реальности. Затем он передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме.
Важнейшая часть художественной культуры – искусство. Оно формируется на границе между игровым и неигровым содержанием культуры: с одной стороны – труд, репродуктивная деятельность, религия, с другой стороны – агон и мимикрия. Исторически искусству предшествуют мифология и ритуалы. Самым древним на земле является верхнепалеолитическое искусство, в котором преобладали две темы, значимые для человека: мощь и изящество животных, чудо и тайна пола. Промежуточной стадией между религиозно-магическим обрядом и профессиональным художественным творчеством является фольклор.
Генезис искусства – это многоплановый процесс:
а) происходит отделение искусства от мифа и ритуала;
б) образцы искусства становятся ценными сами по себе;
в) усиливается дифференциация знаковых систем: архитектурной, скульптурной, живописной, поэтической;
г) искусство занимает двойственную позицию по отношению к практической жизни: удаляется – приближается.
Выделяют пространственные, временные и синтетические искусства
Пространственные искусства являются формой освоения пространства. К ним относятся архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство, живопись, художественная фотография. Первые два вида искусств используют трехмерное пространство (объем), два последних – двухмерное (плоскость). Архитектура (зодчество) – строительство сооружений из камня и других материалов. Самыми распространенными сооружениями были: человеческое жилище, помещение для умерших (могила, гробница, склеп), жилище для богов (храм). Скульптура (ваяние) – искусство объемных изображений. Материалом для ваяния служили глина, дерево, кость, мрамор, гранит, бронза, серебро, золото, чугун, с XX в. – сталь, бетон, пластмасса. Объектами изображения в скульптуре выступали священные животные, сверхчеловеческие существа, герои, люди. Движущая сила этого искусства – стремление воплотить телесное совершенство, гармонию тела и духа. Основные роды пластики: круглая скульптура и рельеф.
В графике и живописи художественный образ возникает из композиций линий и цветов, создаваемых с помощью рисования. В палитре первых художников преобладали четыре цвета: красный, желтый, белый, черный.
В XIX в. произошло разделение живописи и графики. Живопись выражает сущность предмета в цвете и через цвет. Графика – контурной линией, штрихом, пятном, фоном листа. К графике принадлежат рисунок и печатные изображения.
Живопись разделилась на монументальную и станковую. Монументальная живопись органично соединилась с архитектурой и включила в себя: роспись, представленную в двух разновидностях: фрески, мозаику, витраж, панно. К станковой живописи относят такие жанры, как дощатая икона, портрет, пейзаж, натюрморт.
В 1839 г. француз Луи Жак Манде Дагер изобрел практический способ изготовления фотографического изображения, названного дагерротипом. Развитием фотографии явилась голография – запись и воспроизведение объемных изображений.
Временные искусства конструируют образ во времени, используя для этого слово и ритм. Важнейшими их видами является художественная литература (словесность) и музыка. Словесность долгое время существовала как фольклор. Основными родами литературы являются:
– эпос – повествование об исторических или мифических событиях. Основные жанры: поэма, рассказ, новелла, баллада, повесть, роман;
– лирика – самораскрытие внутреннего мира поэта. Основные жанры: ода, песня, стихотворение;
– драма – воспроизведение событий в монологах и диалогах действующих лиц. Основные жанры: трагедия, комедия.
В музыке материалом для создания образов служит звук, который характеризуется четырьмя параметрами: высотой, громкостью, длительностью, тембром.
Синтетические искусства создают образы и на пространственной, и на временной основе. Древнейшими из них являются театр и хореография. Искусство театра, возникшее в Древней Греции в VI в. до н.э., соединяло в себе литературу, музыку, танец. В 1895 г. французы Л. и О. Люмьеры изобрели кинематограф. В XX в. мир познакомился с телевидением, в конце XX в. – начале XXI в. – наступила эпоха виртуальной реальности. Искусство стало транслироваться через компьютер, планшет, мобильный телефон и т. д.
Физическая культура
В широком смысле физическая культура означает окультуривание человеческого тела: поддержание своего здоровья и жизненного тонуса. Она включает в себя:
а) собственно физкультуру, т.е. занятие физическими упражнениями;
б) спорт как профессиональное занятие физическими упражнениями;
в) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, культуру питания, организацию труда и отдыха;
г) спортивные, любительские и профессиональные танцы.
Социальная культура
Социальная культура представляет собой производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Она характеризует деятельность государства, социальных институтов; показывает процессы, происходящие в обществе, его структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.
3.3. Формы культуры
Формы культуры относятся к таким совокупностям норм, правил и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями. Они не являются также составными частями какого-то целого. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, культурологи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.
Народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной культуры. Популярная описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, фольклорная – его прошлое.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Это мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и т. п. В качестве примера можно привести русские былины о чудо-богатырях – защитниках земли русской Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.
Массовой культурой называют совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по различным каналам. Содержание массовой культуры составляет продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты, журналы, спорт, туризм и т. д.
Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Научно-технический прогресс способствовал высвобождению большого количества времени у значительной части населения и возникновению потребности в досуге у самых широких слоев общества.
Массовая культура появилась в середине XIX в. когда средства массовой информации стали доступны представителям всех социальных слоев (полиграфическая промышленность, кинематограф, граммофон, патефон, проигрыватель, телевидение, магнитофон, компьютер и т.д.). Как правило, она может быть интернациональной и национальной. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют свою актуальность, выходят их моды. Однако при этом массовая культура является средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама.
Основные признаки массовой культуры: серийный характер предметов потребления; примитивные стандарты жизни и отношений между людьми; развлекательность; натурализм в изображении определенных сцен.
3.4. Субкультуры
Субкультура – часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры, но в главных чертах согласующаяся с ней, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
Субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей. Обычно субкультуры располагаются на окраинах ареала распространения целостной культуры, что связано со специфическими условиями, сложившимися там.
Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т. д. Вместе с тем, субкультура включает ряд ценностей доминирующей культуры. Примерами субкультур могут быть сельская, городская, молодежная культуры.
Сельская культура
Сельская культура – это исторически сложившаяся культура, создателями и носителями которой выступают крестьяне.
Сельская культура имеет следующие особенности:
Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года;
– персонификация межличностных отношений, вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными;
– плотный неформальный контроль над поведением каждого члена локальной общности;
– единство места работы, места жительства и места отдыха;
– ведущая роль слухов в потоке информационного обмена;
– практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт;
– высокий удельный вес коллективной деятельности;
– большое внимание экологии и охране окружающей среды;
– раннее занятие физическим трудом.
Городская культура
Городская культура – это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Общие черты городской культуры:
– высокая плотность застройки территории;
– наличие большого числа транспортных магистралей;
– широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры;
– наличие огромного числа незнакомых людей;
– возможность выбирать круг общения по интересам;
– одиночество в толпе;
– транспортная усталость;
– нервные перегрузки;
– насыщение большим количеством вредных и канцерогенных веществ;
– оторванность от живой природы. Увлечение садово-огородническим движением.
Контркультура, обыденная культура
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не только отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Этот термин появился в западной литературе в 1960 г., был введен американским социологом Теодором Роззаком. Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представлялась организованным насилием над личностью. Этот протест принимал различные формы: от пассивных до экстремистских: хиппи, рокеры, панки, скинхеды и т. д.
Обыденная культура – это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает (М. Вебер, А. Я. Гуревич, Ю. М. Лотман). Она ограничена своим домом, районом, городом, межличностными отношениями. Обыденная культура – это сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ровесники, родственники); обучению в общеобразовательной школе; СМИ.
Социальным пространством для проявления обыденной культуры становятся: приватное пространство (квартира); публичные места (место работы, музей, сфера обслуживания и т.д.).
Литература
Беловинский Л. П. История русской материальной культуры. М.: ИНФРА-М, Форум, 2015.
Некрасов С. Н. «Идиотизм деревенской жизни»?: парцелльная и общинная крестьянская культура // Аграрный вестник Урала. 2012. №11—2. С. 33—34.
Николаева Е. В. Фракталы городской культуры. Серия «Формулы культуры». М.: Страта, 2014.
Смолина Т. Мировая художественная культура в таблицах. 2-е изд. М.: Планеты музыки, 2014.
Фортунатов В. В. Сельское хозяйство. Влияние приемов культуры на урожаи ржи в России. М.: ЕЕ Медиа, 2013.
Глава 4. Культура: динамика, бытие и функции
«Культура рождается в провинции, вырождается в столицах и в этой форме возвращается в провинцию»
Хенрик Ворцелль
4.1. Динамика культуры
Понятие культурной динамики
Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость ей придают традиции – элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение в неизменном виде. Способом обновления культуры является новация. Для анализа процессов ее устойчивости и развития используется понятие «культурогенез» – вид социокультурной динамики, заключающийся в порождении новых культурных форм и систем. В генезисе культурных форм выделяют три фазы:
– инициирование, выработка новации;
– создание новых культурных форм;
– внедрение культурных форм в социальную практику, замещение старых или сосуществование.
Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. Исследователи XIX в. абсолютизировали процессы развития, считая, что все культурные изменения должны представлять движение от простого к сложному. И говорили при этом о запрограммированном усложнении культуры.
Начиная с XX в., происходит расширение представлений о характере и направленности изменений в культуре. Под изменениями стали понимать не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры, ее самообновление, включая развитие, деградацию или десемантизацию (утрату смысла) отдельных ее черт или целых комплексов. Причинами культурной изменчивости могут быть:
– адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ;
– необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий;
– творческая инициатива отдельных личностей.
В начале ХХ в. появляется само понятие «культурная динамика», которую ввел в научный оборот П. А. Сорокин. Под динамикой культуры стали понимать не только развитие, но и любое изменение культуры, устойчивый порядок взаимодействия составляющих ее компонентов, стадиальность, направленность к какому-либо состоянию.
Конец ознакомительного фрагмента.