Вы здесь

Безопасность личности: основы, принципы, методы. Глава 1. Научно-теоретические основы формирования стратегии личной безопасности студентов юридических специальностей (С. Ю. Махов, 2013)

Глава 1. Научно-теоретические основы формирования стратегии личной безопасности студентов юридических специальностей

1.1. Сущность и содержание обеспечения личной безопасности в учебной и профессиональной деятельности будущего специалиста юридических специальностей

Проблема безопасности стала активно разрабатываться на государственном уровне с конца 80-х годов, когда резко обострились процессы, ставящие под угрозу существование основополагающих социальных ценностей – личности, общества и государства. Из данной триады необходимо особенно выделить личность, социальная ценность которой, начиная с середины 80-х годов, существенно изменилась. В 1992 году был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в новой редакции Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) была создана Концепция национальной безопасности Российской Федерации, представляющей собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в сфере безопасности.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы, общество – его материальные и духовные ценности, государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Элементы безопасности (безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства) С.В. Степашин называет взаимоподчиненными, так как считает, что цель систем обеспечивающих безопасность общества и государства – обеспечение безопасности личности, являющейся членом данного общества и гражданином данного государства. Он приходит к следующему выводу – комплексное понятие «безопасность» адекватно понятию «безопасная личность», а безопасность общества и государства являются элементами, обеспечивающими безопасность личности. В связи с тем, что Закон РФ выделяет три объекта безопасности (личность, общество, государство), мы считаем необходимым отграничивать личную безопасность от безопасности общества и государства, несмотря на их неразрывную связь друг с другом. Для этого определим понятия и сущность личной безопасности.

В научной литературе проблема личной безопасности нашла свое отражение в работах Ф.М. Рудинского, А.И. Панкина, С.В. Степашина, Л.Д. Воеводина, С.П. Щерба, О.А. Зайцева, И.В. Ростовщикова и др. В них проблема личной безопасности рассматривалась в самых различных аспектах, которые, несомненно, представляют большой научный интерес [74, 82, 83, 84, 94]. Однако вне поля зрения ученых остался подход к понятию личной безопасности граждан, как возможности беспрепятственно пользоваться тремя благами – жизнью, здоровьем и физической свободой, а также комплекс гарантий личной безопасности граждан. Таким образом, остался без должного внимания анализ на общетеоретическом уровне сущностных моментов, касающихся природы и содержания безопасности личности.

Личная безопасность – это обеспечиваемое деятельностью государства и общества от противоправных посягательств кого бы то ни было, социальное благо, представляющее собой возможность беспрепятственно пользоваться жизнью, здоровьем и физической свободой [37].

Создавая теорию мотивации, американские психологи А. Маслоу, К. Мадсен, рассматривают потребность в безопасности в числе «первостепенных мотивов деятельности людей» [104]. Интенсивность и масштабы этой потребности постоянно растут, безопасность выступает главнейшей целью деятельности многих людей. Потребность в безопасности – это свобода от страха, тревоги и хаоса; это потребность в стабильности и защите, в структуре, порядке и законе. Актуализация потребности в безопасности, ее доминирование на конкретном этапе означает, что именно удовлетворению этой потребности подчинится все поведение личности.

Английский философ-материалист Томас Гоббс, описывая генезис безопасности, показывает диалектическое единство и взаимообусловленность безопасности личности и общества в целом.

Академик В.И. Митрохин определяет безопасность как «меру защищенности среды жизнебытия, чести, достоинства, ценностей личности, социальных групп, государства, общества, цивилизации в целом».

Согласно ст.1 Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. К жизненно важным интересам относятся совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

В качестве классического научного определения безопасности может рассматриваться и формулировка, предложенная американским политологом А. Уолферсом – «Безопасность в объективном плане предполагает отсутствие угроз приобретенным ценностям, в субъективном – отсутствие страха в отношении того, что этим ценностям будет нанесен ущерб».

На наш взгляд, более точно и конкретно с точки зрения социализации, нами выделено следующее определение: личная безопасность – есть важнейшее социальное благо, которое представляет собой возможность беспрепятственно пользоваться жизнью, здоровьем и физической свободой. Несомненно, человек – существо биосоциальное. Чтобы быть свободным, а, следовательно, активным участником общественных отношений, он должен быть спокойным и уверенным за свою жизнь и здоровье. Необходимо выяснить, а что же представляют собой жизнь и здоровье.

Жизнь – есть форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ (непременное условие жизни), раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. д. Специфика проявления жизни может быть охарактеризована как в аспекте ее материальной структуры, так и важнейших функций, лежащих в основе всех проявлений жизни. Наиболее точное определение жизни, охватывающее оба эти подхода к проблеме, дал Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. Она существует в форме отдельных живых организмов, каждый из которых возникает из себе подобного, проходит цикл индивидуального развития, производит себе подобных и умирает» [189].

Здоровье – есть необходимое условие нормальной жизнедеятельности любого живого организма. Наличие здоровья показывает то, что организм функционирует в полную меру своих сил. Что касается болезней и увечий, то они резко сокращают жизнедеятельность организма, а, следовательно, подрывают его здоровье.

Жизнь и здоровье человека, как разумного существа, включенного в систему общественных отношений, являются не только биологическими основами его существования, но и абсолютными социальными ценностями. Еще в 18 веке В. Блэкстон писал: «Жизнь есть дар божий, наследие, которое человек получает от природы и коим законы позволяют ему пользоваться прежде рождения его и с самого зачатия… Сохранение здоровья и чести самая важнейшая вещь для людей и они защищаются законами, потому что без них невозможно пользоваться другими благами» [24].

Жизнь и здоровье, как биологические функции, внешне проявляются в физических телодвижениях человека, составляющих его физическую деятельность. Свобода этой деятельности – есть физическая свобода. Правда жить можно и не обладая физической свободой, но это уже будет неполноценная жизнь. Будучи лишенным физической свободы, человек, в зависимости от того, в каких формах это лишение применяется, может быстро утратить и здоровье, и саму жизнь. Многие повреждения здоровья, ведут к потере способности двигаться, т. е. физической свободы [130].

Отсюда, жизнь, здоровье и физическая свобода – блага, которые являются биологическими характеристиками человеческого существования и тесно связаны между собой. Но есть один признак, который отличает физическую свободу от жизни и здоровья. Дело в том, что свободная физическая деятельность человека зависит от его воли, ею направляется. Биологические процессы, характеризующие жизнь и здоровье, от воли человека, от его усмотрения не зависят. Несмотря на это, жизнь, здоровье и физическая свобода индивидуума составляют единый объект, что обусловлено однородностью данных явлений.

Таким образом, жизнь, здоровье и физическая свобода – три наиболее важных, а вернее абсолютных блага, принадлежащих человеку. Его существование вообще невозможно без «обмена веществ с окружающей внешней природой», а нормальное существование без наличия здоровья и физической свободы.

Главным для уяснения сущности личной безопасности является понятие опасность. Опасность – это стресс-фактор, отражающий осознание человеком того обстоятельства, что взаимодействие с агрессивной средой может причинить ему физический и психологический вред, привести к потере здоровья, а возможно, к гибели. Осознание опасности обычно сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, отрицательными психическими состояниями, преодолеть которые возможно лишь благодаря высокой подготовленности и натренированности. Предполагаются также владение надежными и безопасными методами деятельности, сформированная личностная установка на выживание, психологические качества, позволяющие адекватно оценивать обстановку, принимать оперативные и правильные решения, не терять самообладания в минуты опасности. Установка на выживание – это готовность и предрасположенность человека к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самообороны деятельности. Формирование устойчивой установки на выживание – это воспитание и развитие эффективных и надежных действий в опасных для жизни и здоровья условиях. Сформулировать и развить у себя установку на выживание способен каждый человек.

Каждый человек реагирует на опасность по-своему. В этом проявляется его темперамент, психофизические данные, состояние ума и представление о возможной угрозе. Степень и характер опасности всегда субъективны по отношению к отдельному конкретному студенту. То, что представляет смертельную опасность для одного, для другого может быть достаточно знакомым. Степень опасности всегда определена степенью риска студентом в происходящей и возможной ситуации, конкретно ему угрожающей потерей благополучия, чести, здоровья, и, наконец, жизни. Опасности имеют свой специфический характер и бывают трех видов: очевидная, внезапная, потенциальная. Очевидная опасность выражена состоянием прямой и явной угрозы жизни и здоровью человека. Она может быть направленная и ненаправленная, так же как и другие типы опасности. Подставленный к горлу нож – это пример направленной очевидной опасности. Утечка газа в помещении – это ненаправленная очевидная опасность. Внезапная опасность выражена любым изменением состояния покоя окружающей среды. Она потому и внезапная, что происходящее опережает безопасную возможность осознанной оценки. Потенциальная (скрытая) опасность угрозы жизни и здоровью человека выражены меньше, но все равно присутствует. Например, свирепая собака, агрессивно реагирующая на пьяных и на детей. Опасность, заключенная в этом существе является потенциальной и одновременно направленной. Во всех перечисленных типах опасности предполагается определенная реакция безопасного поведения [20].

Проблема обеспечения безопасности личности в обществе заключается в выработке рациональных правил поведения людей между собой и формировании способности защитить себя. В данном исследовании рассматривается один из основополагающих факторов риска личной безопасности – преступное посягательство на личность.

В сложных социально-бытовых и политических условиях возросла актуальность владения эффективной самообороной для студентов, которые оказались незащищенными перед разгулом преступности. Наиболее действенной частью боевой подготовки являются единоборства, поскольку они обеспечивают реализацию приобретенных умений и навыков во взаимодействии с агрессивной средой, психострессорных ситуациях. Оппоненты боевых искусств, ссылаясь на наличие огнестрельного оружия, пытаются принизить роль самообороны в настоящее время. Однако опыт действий армии и войск МВД, участвующих в качестве сил быстрого реагирования, свидетельствует о важной роли самообороны и рукопашного боя, не говоря уже об их роли в бытовых условиях.

Обуславливающими факторами риска личной безопасности студента в социальной среде являются: криминальные происшествия, гражданские беспорядки, психологические стрессы, вредные привычки, несчастные случаи. В этих условиях требуется принятие эффективных мер по снижению негативного воздействия отмеченных факторов на безопасность личности и общества в целом. Решение этой задачи практически невозможно без разработки современных педагогических технологий формирования стратегии личной безопасности студента от преступных посягательств.

Под факторами безопасности мы понимаем комплекс причин субъективного и объективного характера, обуславливающих безопасность студента в экстремальных условиях. К этим факторам относятся: настоящая готовность к встрече с опасностью, оценка ситуации, психическое состояние, физическая подготовка, владение активной самообороной, особое боевое мышление. От степени воздействия и влияния факторов безопасности на опасность зависят время и сложность выхода из экстремальной ситуации. Все предвидеть и подготовить человека ко всем прогнозируемым опасностям абсолютно нереально. Необходимо выработать стратегию личной безопасности, обеспечивающую управление действиями студента в экстремальной ситуации.

Личная безопасность обеспечивается эффективными технологиями по самообороне. Определим, что же представляет собой самооборона. Вот как в словаре русского языка дает определение С.И. Ожегов:

«Оборонять, защищать, отбивать нападение, отражать, отстаивать.

Самооборона – оборона самого себя собственными силами и средствами». В том же контексте, в новом толково-словообразовательном словаре русского языка высказывается Т.Ф. Ефремова: «Самооборона, 1. Самозащита, защита себя собственными силами и средствами; 2. Совокупность средств, необходимых для отпора врагу; 3. Действие, совершаемое без посторонней помощи» [129].

Если раньше в качестве самообороны предлагалось изучение спортивных или каких-либо экзотических видов единоборств, то в настоящее время становится понятно, что эти направления себя не оправдывают в качестве самообороны. Спортивные единоборства явно не соответствуют тем задачам, которые стоят перед человеком, подвергшимся нападению. Агрессор всегда превосходящая сила, их может быть несколько, чего не бывает на спортивной площадке. Вероятно применение оружия. Нападение может случиться когда угодно и где угодно.

Спорт – это особая организация бытия очевидная в рекордах и формальных достижениях. Есть результат – есть достижение. В любом спортивном бою нет, и не может быть «дыхания смерти», ощущения подлинной угрозы для своей жизни. Спортсмены-единоборцы доказывают судьям, зрителям и конечно, друг другу свою волю, силу, мастерство, но их спор между собой не является суровой необходимостью реального столкновения с настоящим врагом. Реальность столкновения определяется не внешними обстоятельствами, а внутренней установкой участников схватки, целью, с которой они вступают в бой. Внешние условия легко заметить и оценить, они поддаются учету и классификации, внутренняя же установка остается незаметной. Этим и отличается любое спортивное единоборство от самообороны, то есть жесткой психологической установкой на подавление боеспособности противника. [20, 27, 28, 86].

Один из основных минусов соревнований – это предсказуемость, а реальная схватка непредсказуема. Для того чтобы реагировать адекватно на такие изменения обстановки, психика и техника человека должна быть предельно гибкой и адаптированной под любую ситуацию, что так не хватает современным спортсменам.

Искусство самообороны состоит в том, чтобы выжить в любой ситуации и любой ценой. Учитывая непредсказуемость схватки, нужно не соревноваться с нападающим, а активно подавлять его волю и боеспособность, используя гибкую программу действий. Все это свидетельствует о несостоятельности спортивных единоборств в применении самообороны от преступных посягательств. Самооборона – это не национальный вид боевого искусства и она не принадлежит конкретному народу, государству. Автор самообороны – реальная жизнь.

Современные требования к специалистам в юриспруденции ставят перед необходимостью дальнейшего совершенствования подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, решение которой в немалой степени зависит от раскрытия сущности профессиональной деятельности будущего юриста.

Чтобы глубже понять сущность юридической профессии, необходимо произвести психологический анализ ее общей структуры, т. е. построить профессиограмму (модель) (рис. 1) данного вида деятельности, а также дать анализ тех психологических качеств, которые являются профессионально важными свойствами личности юриста. Большой вклад в разработку профессиограмм юридических профессий внесли ученые России В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, Ю.В. Чуфаровский. Профессиограмма юриста отражает основные и общие для всех видов профессиональной юридической деятельности структурные компоненты, являющиеся основой для осуществления профессиональной подготовки студентов в вузе [130, 176].

Юристу в его работе приходится охватывать буквально все стороны жизни общества, деятельности человека – и хозяйство, и семью, и личные бытовые отношения, и воспитание, и многое другое. Очень часто юристу приходится затрагивать личностные человеческие взаимоотношения, вторгаться в конфликтные ситуации, в человеческие страсти.

Частое рассмотрение конфликтных ситуаций, разнообразных антиобщественных поступков, всех тех сложных жизненных случаев, с которыми сталкивается юрист, повышает в нем чувство ответственности, требовательность к себе, как личности. На деятельность юристов могут оказывать влияние и люди, попадающие в поле зрения юридических органов. Юристам, нередко, приходится встречаться с людьми, страдающими моральными и нравственными изъянами, зараженными антиобщественными взглядами, с преступниками.

Деятельность юриста связана с разрешением конфликтов и споров. Это может сопровождаться относительной опасностью, дефицитом информации и времени для принятия ответственных решений, возможным изменением обстановки, непредсказуемостью действий спорящих сторон и другими стресс-факторам [176].




Рис. 1. Схема формирования профессиограммы юриста


Анализ профессиограммы юридических профессий позволяет сделать ряд заключений:

– независимо от юридических специализаций профессия будущего юриста напрямую связана с разрешением различных конфликтов и споров (гражданских, криминальных, административных и др.), что требует хорошей умственной, психологической и физической подготовки, а также активного применения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

– профессиональная деятельность будущего юриста может быть связана с повышенным риском взаимодействия с агрессивной социальной средой;

– преступники могут оказывать давление и воздействовать на юриста для решения проблемы в свою пользу, начиная от запугивания, подкупа, шантажа и заканчивая физической расправой;

– в число профессиональных важных качеств будущего юриста входит способность принимать правильные решения и решительно действовать в сложной обстановке.

Очевидно, что в нынешней действительности, таящей в себе различные угрозы для специалиста-юриста, особое место должно уделяться проблемам личной безопасности и активной самообороне. Поэтому, каждый будущий юрист, оказавшись незащищенным перед разгулом беспощадной агрессии, не только вправе, но и обязан защищать свои права, свободу, жизнь и здоровье всеми доступными способами, не запрещенными законом.

Если в специализированных вузах в программы по физической подготовке включены разделы, изучение которых связано с физической защитой своей личности от агрессивных действий преступников, то в неспециализированных вузах этот вопрос отдан на рассмотрение кафедрам физического воспитания в рамках профессионально-прикладной физической подготовки. Однако содержание и технология подготовки юристов неспециализированных вузов в рамках профессионально-прикладной физической подготовки не в полней мере решают вопросы формирования необходимых умений и навыков в обеспечении личной безопасности будущих специалистов. Такое противоречие требует поиска путей решения данной проблемы, нового научного подхода к ее организации и содержанию.

Согласно проведенной профессиограммы юридических профессий, в рамках профессионально-прикладной физической подготовки студентов вуза, возможно развитие и совершенствование основных категорий психофизических функций будущего юриста. Основной задачей профессионально-прикладной физической подготовки является формирование физических, физиологических и психических качеств, способствующих достижению и поддержанию достаточной готовности к успешной профессиональной деятельности. Данное направление в профессионально-прикладной физической подготовке специалиста включает в себя как образовательный компонент по личной безопасности, так и необходимую прикладную подготовку по активной самообороне, необходимые в будущей профессиональной деятельности юриста.

Проблемы эффективной организации профессионально-прикладной физической подготовки в вузе состоят, прежде всего, в том, что по целому ряду профессий и специальностей отсутствуют научно обоснованные описания специфики и содержания трудовой деятельности будущего специалиста.

Высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и самообороны. При подборе средств физического воспитания в целях профессионально-прикладной физической подготовки имеет смысл провести их дифференцированную группировку, что позволит целенаправленно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов юридических специальностей неспециализированных вузов.

Соответственно, возрастает актуальность обеспечения личной безопасности посредством технологий активной самообороны для будущих юристов. Поэтому появляется необходимость в качественном совершенствовании образовательного процесса и результате подготовки современного юриста неспециализированного вуза в системе профессионального образования. При этом необходимым является не только разработка педагогических технологий освоения активной самообороны, но и построение модели формирования стратегии личной безопасности будущих специалистов, а также создание условий, обеспечивающих эффективность данного процесса, их теоретическое обоснование и проверка степени результативности.

Российские ведущие специалисты в области личной безопасности и самообороны О.В. Майоров и М.В. Степанов (2005), в своих трудах предлагают в качестве определения следующую формулировку стратегии безопасности – это цель и общее направление действий человека по обеспечению собственной безопасности от преступных посягательств. По-гречески «стратегия» означает управление войском. В самообороне – это способ боя, которым владеет человек и с помощью которого собирается сопротивляться. Использование того, что не умеет делать противник – создает стратегическое преимущество перед ним. Не случайно, что стратегическое сознание заставляло человека, во-первых, все время искать элемент эксклюзивной новизны в разработке нового вида оружия или боевой технологии; во-вторых, следить, чтобы собственная боевая система не отставала от имеющихся лучших. Эти два обстоятельства, порожденные чисто стратегическими задачами, «подтягивали» собственные боевые потенциалы к лучшему знаменателю [20, 158].

На основе проведенного анализа нами было дано авторское определение стратегии личной безопасности. Стратегия личной безопасности представляет собой процесс управления совокупностью адекватных действий, способов физического и психического воздействия, методов интеллектуального противодействия преступным посягательствам на личность. Стратегия личной безопасности определяет цель и общее направление действий студента на успешное преодоление любых опасностей. Стратегия личной безопасности реализуется через готовность будущего юриста к обеспечению личной безопасности во взаимодействии с агрессивной средой. Стратегия личной безопасности требует правильного и точного исполнения законов формирования собственной безопасности и строится по принципу реализации имеющихся потенциальных возможностей студента через: условия и факторы безопасности; принципы; структурные категории; способы обеспечения личной безопасности; условия реализации.

Нахождение студента в экстремальной ситуации с точки зрения обеспечения собственной безопасности в наибольшей мере подчиняется требованию адекватности. Таким образом, стратегия личной безопасности является структурированной интеграцией реализации имеющихся потенциальных возможностей студента и способности действовать в экстремальной ситуации. Стратегия личной безопасности реализуется через настоящую готовность и предупреждение любой опасности, формирование особого боевого мышления и способности действовать, не привязываясь к конечному результату. Исходя из этого положения, мы вывели формулу стратегии личной безопасности, которая выглядит следующим образом: СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ = быть готовым + предвидеть + оценить + при возможности избегать + при необходимости действовать.

Находиться в постоянной готовности – это знать, предполагать и адекватно оценивать: во-первых, вероятные опасности, характерные для данного положения; во-вторых, степень трудности их преодоления, соизмеримо с индивидуальными возможностями. Другими словами, это означает возможность предвидеть конкретно угрожающую опасность, и заблаговременно позаботиться о ее нейтрализации. Готовность к встрече с любой опасностью является наиболее важным фактором в обеспечении личной безопасности человека.

Умение оценивать ситуацию заключается в быстром сборе и анализе информации об окружающей обстановке с последующим рассмотрением результатов с точки зрения вероятной угрозы. В целом оценке подвергаются люди, места, действия и объекты. Точная оценка ситуации самообороны необходима в силу следующих причин:

– повышает общий уровень безопасности,

– определяет необходимый уровень воздействия,

– помогает принять правильное тактическое решение,

– помогает при возможной последующей защите в суде.

Хорошие навыки оценки ситуации помогут правильно решить вопрос адекватного применения силы. Оценка ситуации формируется из оценки обстановки, оценки противника и самооценки. Точная оценка ситуации нужна для выбора правильной тактики поведения:

1. Пойти на уступки – подчиниться требованиям противника.

2. Скрыться – безопасно и быстро убежать от противника.

3. Разрядить напряжение – стратегически сгладить ситуацию.

4. Настоять на своем – словесно отстоять свои права.

5. Отбиваться – использовать различные физические и психологические воздействия по уничтожению боеспособности противника.

От правильных оценочных действий зависит исход всего боя. Чем больше будет наблюдений вокруг себя (не только перед боем, но и во время и после него), запоминаний, правильных замечаний и выводов, тем значительнее возрастет возможность обеспечения собственной безопасности от любых неприятных неожиданностей.

Правильно построенная стратегия личной безопасности позволит предвидеть и вовремя нейтрализовать любую опасность, не став объектом нападения, а если все же встреча с опасностью неизбежна, выйти из этой ситуации с наименьшими для себя потерями, действуя смело, решительно и правильно.

Нами выделены следующие функции стратегии личной безопасности будущего юриста:

– развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности будущего юриста, поддержку процессов его самовыражения;

– интегрирующая, способствующая объединению в единое целое действий педагогов, психологов, медицинских и других специалистов, направленных на развитие личности будущего юриста;

– регулирующая, предполагающая упорядочение педагогических процессов с целью выбора оптимальных форм, методов, средств управления развитием, мотивирующих и стимулирующих деятельность всех участников процесса формирования стратегии личной безопасности будущего юриста;

– защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности будущего юриста, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей социальной среды.

Задачи обеспечения личной безопасности во взаимодействии с агрессивной средой могут быть реализованы с использованием ряда стратегий. Стратегии организации обеспечения личной безопасности достаточно хорошо исследованы в многочисленных научных работах (Е.Н. Шиянов, М.А. Котик; В.А. Петровский; В.И. Лебедев и др.) [85, 95, 183, 134, 135]. В зависимости от ориентации стратегии и оценки ситуации мы выделяем три основные стратегии организации обеспечения личной безопасности от преступных посягательств: стратегия избегания, стратегия дипломатии и стратегия действия. При реальной применимости на практике данных стратегий все они обладают своими достоинствами и недостатками, как с субъективной, так и с объективной точки зрения (И.В. Гришина; В.А. Татенко; Е.В. Сидоренко) [47, 164].

Стратегия избегания (рис. 2) представляет собой такую организацию активных действий субъекта, которые позволяют ему исключить сам факт возникновения экстремальных ситуаций.

Стратегия избегания основана на создании субъектом некоторого защитного пространства между собой и агрессивной средой. В данном случае предполагается полное отчуждение субъекта от некоторых нежелательных для него влияний. Данная стратегия весьма благоприятна в отношении экстремальных ситуаций, разрушительный потенциал которых не подвластен субъекту на актуальный период его развития. Исключая взаимодействие с опасностью, в данном конкретном случае мы достигаем наибольшего идеала обеспечения личной безопасности.

Однако использование данной стратегии сталкивается с рядом трудностей, в первую очередь, с трудностью прогнозирования неблагоприятного развития ситуации. Для принятия необходимых мер по избеганию опасности (выработка стратегии, подбор методов, средств реагирования, мобилизация ресурсов и т. д.) субъекту необходим определённый временной резерв. В данном случае важно как можно больше расширить горизонт прогнозирования развития ситуации. Таким образом, использование стратегии избегания связано с необходимостью развития у субъекта способности наиболее точного предугадывания развития ситуации, в которую он возможно попадёт.




Рис. 2. Алгоритм обеспечения личной безопасности на основе стратегии избегания


Только активное взаимодействие с агрессивной средой обеспечивает подлинную безопасность субъекта. В силу этого, избегание не может быть универсальной и основной стратегией обеспечения личной безопасности. Оно может использоваться лишь локально при возникновении угроз, с которыми субъект не в состоянии справиться на настоящий момент, исходя из актуального для себя уровня развития. Постоянное избегание опасных ситуаций в плане развития сравнимо с отсрочкой платежей по кредиту, что неизбежно приводит к полному банкротству.

Стратегия переговоров (рис. 3) подразумевает временный отказ субъекта от активной формы сопротивления с целью разряжения напряжения и выбора адекватной формы реагирования. Данная стратегия основана на взаимодействии с агрессивной средой путем активных переговоров в виде убеждения, запугивания, отвлечения внимания и других словесных наглядно-эмоциональных форм.




Рис. 3. Алгоритм обеспечения личной безопасности на основе стратегии переговоров


В результате применения субъектом данной стратегии, поддерживается процесс его безопасного взаимодействия с динамично трансформирующимися экстремальными ситуациями. В случае отрицательного воздействия стратегии переговоров на агрессора, субъект применяет на практике другие стратегии поведения, что является положительным моментом в разрешении конфликтных ситуаций. В связи с рассмотрением стратегии переговоров необходимо выделить наиболее перспективные направления данного процесса. Очевидно, что он должен обеспечить высокий уровень реализации следующих ключевых этапов взаимодействия с конфликтной ситуацией: избежание силового взаимодействие с агрессивной средой, получение наиболее полной информации о ситуации, выбор наиболее адекватной стратегии взаимодействия с ней, успешное воплощение данной стратегии на практике. Наряду с сильными в плане организации системы обеспечения личной безопасности сторонами, стратегия переговоров обладает и существенным рядом слабых сторон. Во-первых, для того, чтобы научиться искусству переговоров, необходимо использовать целый комплекс теоретических и практических знаний прикладного характера из таких дисциплин как: психология преступников, конфликтология, актерское мастерство, управление кризисными ситуациями и другие. Ограниченность знаний в данной сфере может привести к тому, что в силу разных обстоятельств субъект может упустить важные аспекты организации безопасного взаимодействия. Во-вторых приёмы, эффективные для обеспечения личной безопасности одного человека, могут оказаться неэффективными для другого человека с точки зрения его психических свойств и интеллектуальных способностей. В-третьих, отсутствие практического овладения способами и приёмами дипломатии переговоров способно значительно затруднить их перенос в реальную ситуацию. Эта трудность значительно возрастает в случае сильного психического напряжения в разрешении конфликтной ситуации.

Стратегия действия (рис. 4) используется субъектом в практике организации обеспечения личной безопасности, при наличии у него убеждения в предпочтительности силового взаимодействия с агрессивной средой, действуя по принципу – «где кончается дипломатия, там начинается агрессия». Данная стратегия достаточно природосообразна, т. к. основана на выработке у субъекта жесткой психологической установке и активных атакующих действий против агрессора. Поскольку стратегия действия является наиболее естественной и адекватной реакцией на конфликтную ситуацию, подразумевающую превосходящее агрессивное нападение. Соответственно, наиболее очевидным из объективных достоинств метода организации обеспечения личной безопасности через стратегию действия является – атакующие действия против агрессивной среды. Не случайна, в этой связи, народная мудрость «самая лучшая защита – это атака».

Неоднократное применение субъектом данной поведенческой схемы, включающей различные способы ведения боя, способствует отбору наиболее эффективных из них и их дальнейшему усовершенствованию. В результате, отработанность действий реагирования субъектом на ситуацию опасности, обусловливает немалую экономию им своих энергетических и временных ресурсов, устраняется нерешительность в выборе способов воздействия на ситуацию.




Рис. 4. Алгоритм обеспечения личной безопасности на основе стратегии действия


Очевидный практический эффект рассмотренной стратегии действия в итоге заключается в уменьшении объёма ошибочных действий и поведенческих «сбоев» субъекта при реализации им выхода из некоей стандартной ситуации опасности. Кроме позитивных эффектов воспроизведения способов и приёмов взаимодействия с экстремальной ситуацией имеется не менее очевидный круг негативных последствий применения данной стратегии. Осуществленная на практике стратегия действия на основе активной самообороны всегда сопряжена с непредсказуемостью развития ситуации и повышенным напряжением психофизических, эмоциональных и интеллектуальных сил человека. Следовательно, при нежелательном развитии ситуации для субъекта, существует большой риск потери не только здоровья, но и жизни. Важнейшим нежелательным последствием применения стратегии действия является исключение из практической востребованности субъекта такого важного проявления личности как её креативность. В условиях, когда субъект привыкает к чему-либо и считает более предпочтительным использование только хорошо знакомых ему способов преодоления опасности, новое начинает восприниматься им как неэффективное и нежелательное. В результате, субъект оказывается ограниченным узкими рамками прошлого опыта, не успевающим за новым развитием ситуации.

Проведённый анализ сильных и слабых сторон рассмотренных стратегий позволяет отметить, что при наличии существенных достоинств применения стратегии избегания и стратегии дипломатии наибольшей универсальностью в решении задач обеспечения личной безопасности в экстремальной ситуации обладает стратегия действия студента. Стратегия действия в наибольшей мере позволяет наиболее полно обеспечить готовность студента к обеспечению личной безопасности во взаимодействии с агрессивной средой.

1.2. Условия формирования стратегии личной безопасности

Изменение потребностей и ценностей современного общества требует адекватных перемен в подходе к образованию в целом, и к вузовскому образованию, в частности.

Так как всякая педагогическая система может успешно функционировать лишь при соблюдении соответствующих условий [121, 136, 150, 154, и др.] то, следовательно, необходима и разработка условий, способствующих формированию стратегии личной безопасности в реально сложившейся общественной ситуации. Этот вопрос становился предметом изучения в работах целого ряда авторов [79, 84, 93, 94, 96, и др.]. Поэтому в процессе теоретического осмысления формированию стратегии личной безопасности и дальнейшей апробации этапов ее формирования мы попытались выделить необходимые организационно-педагогические условия. При этом успешность выделения организационно-педагогических условий зависит от четкости определения той конечной цели или результата, которые должны быть достигнуты, от понимания того, что совершенствование обучения, как правило, достигается за счет реализации условий; на определенных этапах организационно-педагогические условия могут выступать как результат, достигнутый в процессе их реализации [121].

В справочной литературе слово «условие» объясняется как обстановка (среда, обстоятельство), в которой происходит что-нибудь [3], или как совокупность процессов, отношений, необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта [6]. Какое-либо явление, объект становится условием только по отношению к другим процессам, явлениям, когда их успешное возникновение, развитие, совершенствование зависит именно от него. В педагогике категория «условия» рассматривается как составные части среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. Так Л.Г Устинова к педагогическим условиям относит такие условия, которые сознательно создаются в учебном процессе и которые должны обеспечить наиболее эффективное формирование и протекание нужного процесса.

Наше исследование посвящено вопросам формирования стратегии личной безопасности, поэтому все ниже перечисленные условия мы будем рассматривать в данном аспекте. В соответствии с этим, важны не вообще все условия обучения, а лишь те, которые способствуют успешному формированию у студентов готовности к обеспечению личной безопасности. С точки зрения профессиональной деятельности считается неправомерным сводить организационно-педагогические условия только к обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, ибо формирование готовности студентов к профессиональной деятельности является процессом, представляющим собой единство субъективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления, возможного и должного.

Достаточно долго существовавшее распространенное мнение о том, что высокий уровень знаний является предпосылкой формирования хорошего специалиста, в современных условиях не оправдывает себя по той простой причине, что информация, накопленная человечеством и ее доступность, не могут быть в полном объеме физически переработаны человеком.

Формированию стратегии личной безопасности будущего юриста способствует совокупность педагогических методов и условий [121]. Среди них можно выделить те, которые обеспечивают заинтересованность личности в самостоятельном выборе целенаправленной деятельности для обеспечения личной безопасности:

– организационно-педагогические условия (выработка оптимальных путей и средств формирования стратегии личной безопасности будущего юриста);

– социально-психологические условия, которые обеспечивают наиболее благоприятное для формирования стратегии личной безопасности юриста, его психологического самочувствия:

– личностно-деятельностные условия, способствующие активному участию юриста в формировании стратегии личной безопасности.

Организационно-педагогические условия. Предварительная (опережаюшая) и последующая постоянная самостоятельная подготовка юристов к целостной учебной и внеучебной деятельности по формированию стратегии личной безопасности. Понимание юристами структуры и содержания стратегии личной безопасности, прежде всего, в соблюдении ими основных принципов личной безопасности; понимание потребности в безопасности и необходимости обеспечения личной безопасности. Этому способствует такая форма профессиональной подготовки юристов, как спецкурсы «Личная безопасность» и «Самооборона», к целенаправленной работе по созданию психофизиологических условий, стимулирующих формирование стратегии личной безопасности юристов с применением разнообразных методов и форм воспитания в учебное и внеучебное время.

Разработка единой целевой программы формирования стратегии личной безопасности юристов в педагогическом процессе высшей школы. Необходимо спланировать систему совместных педагогических действий в урочное и внеурочное время во всех основных сферах учебной и внеучебной деятельности.

Использование как новых, так и традиционных форм учебной и внеучебной работы, отвечающих интересам юристов. Наиболее интересная форма внеучебной деятельности для юристов – клубная деятельность как особая сфера творческой жизни каждого юриста. Максимальное разнообразие деятельности, неформальность участия в ней, ориентация на индивидуальные особенности юристов – важнейшие принципы ее организации. Именно клубная деятельность при правильной ее постановке помогает каждому обучающемуся создать новое представление о себе самом, дает возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение уверенности в собственных силах, что в итоге повышает уровень готовности к обеспечению личной безопасности.

Использование психологического эффекта новизны и максимальный учет индивидуальных особенностей студента. Необходимо преодолеть пассивность юристов, избыток рационализма их познания и репродуктивность поведения, способствовать раскрепощению личности в созданных ситуациях свободного выбора.

Социально-психологические условия. Принципы воспитания в коллективе и через коллектив как одно из важнейших завоеваний отечественной теории воспитания должны занять достойное место в педагогической технологии воспитания личности студента. Целеустремленность, взаимопомощь зависят в учебном коллективе от умения каждого отдельного человека видеть положительное в окружающих, правильно понимать эмоциональное состояние другого, разрешать конфликты, руководствуясь соображениями разума, что и определяет умение вести безопасный образ жизни.

Отношения между членами учебно-воспитательного коллектива. От этого зависит эффективность любой воспитательной системы. Педагогика отношений сегодня становится главным приоритетом воспитания. Таким образом, становление культуры здоровья личности достигается только в рамках ненасильственной парадигмы управления, т. е. совокупности таких отношений к себе, к другим людям, методов и приемов взаимодействия, которые обеспечивают успешность деятельности посредством ненасильственной мотивации участия в ней в условиях психологического комфорта и безопасности.

Воздействие на волевую сферу студента. Эффективность работы в этом плане определяется не просто удачно найденным видом урочной или внеурочной деятельности, а тем, как эта деятельность эмоционально принимается, переживается и целенаправленно реализуется.

Индивидуальный подход к студенту – еще одно условие формирования личной стратегии безопасности. Благодаря такому подходу этот процесс становится для преподавателя более управляемым и эффективным. Студенты различаются уровнем здоровья, темпераментом, способностями, характером, интересами; у каждого студента свои переживания, мысли, разный темп включения в деятельность. Каждый студент неповторим, глубоко индивидуален благодаря сочетанию разнообразных, присущих только ему психических свойств, противоречий, особенностей физического и интеллектуального развития. При одинаковых, по существу, условиях и средствах воспитания у каждого обнаруживается отличный от других уровень освоения стратегией личной безопасности.

Личностно-деятельностные условия. Они обеспечивают активное участие юриста в самоформировании культуры безопасного образа жизни. Их соблюдение предполагает активизацию самовоспитания и самоорганизацию личной безопасности, включающую полноценный режим, разумное сочетание различных форм деятельности самим юристом. Особенно важно развитие таких рефлексивных способностей, как умение анализировать свои поступки, оценивать личностные отношения, давать объективную самооценку и самостоятельно регулировать общение со сверстниками. Все это способствует здоровым межличностным отношениям, а, следовательно, и в воспитании личности студента. Обратная связь в формировании стратегии личной безопасности юристов делает этот процесс согласованным и более управляемым благодаря рефлексивной позиции всех участников данного процесса.

В формировании стратегии личной безопасности, как и в любой сфере деятельности, необходима разработка определенных требований, обеспечивающих единство и системность ее реализации [41, 55, 71, 72]. К таким основополагающим требованиям необходимо отнести следующие.

Удовлетворение потребности студента в безопасности. Как уже отмечалось, такая потребность должна рассматриваться как базовая, обеспечивающая возможность полноценного исполнения своих физических и социальных функций. Такой побудительный мотив является достаточно серьезным основанием для его реализации в профессиональной деятельности.

Мотивация. Мотивация – это активная причина, побуждающая студента к совершению действия, направленное на удовлетворение своих потребностей. Чтобы мотивировать студентов, сначала нужно определить, какие психические или эмоциональные стимулы лежат в основе их желания учиться. При правильном стимулировании ученики почувствуют в себе способность к безграничному самосовершенствованию. В отсутствии должной мотивации тренировочные занятия превратятся в механический процесс, который не сможет обеспечить прогрессирование студента. Способов мотивирования существует множество, и предпочтение одного из них другому зависит только от характера преподавателя. Мы выделяем несколько условий, с помощью которых можно стимулировать студентов в любой ситуации:

Конец ознакомительного фрагмента.