28. Типы отношения человека к политике
Политическая жизнь характеризуется участием в ней человека или социальных групп, их активностью. Отдельные люди или группы могут действовать последовательно или хаотично, вяло или энергично. Политика питается человеческой энергией, и выявление основных линий взаимодействия человека и политических структур представляет важную задачу политологии, решению которой она уделяет немало внимания.
Выделяют три основных типа отношения человека к политике:
1) состояние приобщения человека к политике, выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти;
2) отчуждение, или аномию, характеризующиеся разрывом связей между человеком и политической властью, сосредоточением усилий на реализации частных интересов. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам здесь теряют свое влияние на человека, не рассматриваются им в качестве авторитетных инстанций, регулирующих его поведение. В аномии необходимо различать разные состояния. Она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так и несогласием с ними, может наступать вследствие добровольного выбора или быть вынужденным состоянием;
3) полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни потребностям и ритму изменения политической структуры, растворение индивидуальной жизни в жизни политической. В таких условиях формируется специфический тип авторитарной личности.
При авторитарном режиме у личности появляются следующие особые черты поведения: конвенционализм – отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей; перенос ответственности и враждебности с индивида на внешние силы, находящиеся вне контроля; желание власти и боязнь ее носителей; оправдание своего поведения поведением других; вера в наличие и вмешательство в политику дьявольских сил, заговоров и т. д.
Формирование ответственного отношения к политике возможно только при введении человека в ситуацию социального и жизненного выбора. Поэтому демократизация политических отношений, расширяющая границы этого выбора и не перекладывающая ответственности с личности на государственные структуры, позволяет усилить влияние человека на властные отношения.