Предложения в которых упоминается "культура человечества"
Религия, с точки зрения философии (точнее, онтологии, чей предмет составляют «наиболее общие сущности и категории сущего»), относится к категориям духовной культуры человечества.
Вооружившись экономикой и культурой, человечество научилось убивать друг друга, а потом показало природе «кузькину мать», закатав в асфальт и бетон миллионы километров почв.
Сравнивая прошлое и настоящее в культуре человечества, сопоставляя культурный опыт своего народа с опытом других наций, мы углубляем свои представления о собственной культуре.
Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
Античность для представителей академии являлась не полем учёных и занимательных исследований, а сокровищницей духовной культуры человечества и стимулом для творческого поиска новых моделей и мировоззрений, на которых могла бы основываться новая эпоха.
Сама история постепенности воззрений и умозаключений уже есть исследование культуры человечества.
Не требующей добавлений оценкой книги являются отзывы современников, вошедших в мировую историю культуры человечества.
Однако надо считаться с тем, что нет личности, качествующей только собою, отъединённой от других таких же, как она, личностей, от высших индивидуальностей: общества, культуры, человечества.
Как несомненное достояние духовной культуры человечества, марксизм требует обстоятельного изучения, а его творческое содержание остаётся, безусловно, жизнеспособным и методологически ценным, касается ли это его мировоззренческих аспектов или его диалектического метода.
Религия, с точки зрения философии, относится к категориям духовной культуры человечества.
В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.
Сравнительный метод в культурологии позволяет выявить причинные связи между различными культурными феноменами, обнаружить последовательность их возникновения и формирования, установить закономерность исторического развития культуры человечества, и обозначить его тенденции.
Апокалипсис же — только один из видов откровения: откровение не областей универсальной гармонии, не сферы абсолютной полноты, даже не круга звёздных или иных космических иерархий; это — откровение о судьбах народов, царств, церквей, культур, человечества, и о тех иерархиях, кои в этих судьбах проявляют себя наиболее действенно и непосредственно: откровение метаистории.
Среди известных методов и подходов к анализу развития культуры человечества можно выделить формационный, эволюционный, цивилизационный, циклический, креационный и эсхатологический, технократический, пассионарный, метаисторический, мутационный и т.
Основным объектом анализа культурологии являются и культуры в общей структуре мировой культуры человечества, понятие о культуре в целом и особенностей различных культур; категории, необходимые для данной науки.
Он попытался воссоздать исторически последовательную картину развития культуры человечества от первобытного состояния к современной европейской культуре.
Из этого диалога рождается единство и синтез культуры человечества.
Именно в XX веке произошла удивительная вещь — активизировалось формирование культуры человечества как единого целого, и благодаря развитию средств коммуникации, внедрению новых средств передачи информации наша планета превратилась в общечеловеческий дом.
Войны не только разрушают экономику и культуру человечества, но и отбрасывают назад целые цивилизации.
Культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества.
В школе на уроках истории мы изучали, что в материальной культуре человечества сначала был неолит (каменный век), потом — энеолит (медный век).
Зачатки её можно увидеть в индийской мифологии, отображённой в священных книгах-Ведах, являющихся памятниками духовной культуры человечества.
Одновременно с социосферой этносы (этносфера) развивали вторую компоненту культуры человечества — духовную, которая в те времена включала религиозные учения человечества и его отдельных этносов — теосферу.
Европейская культура не есть культура человечества.
Религиозная культура — это часть духовной культуры человечества, порождённая религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять.
Или перейти в какой-то новый мир. Где предстоит заново найти себя, заново родиться, причём богатым, очень богатым наследником великой культуры человечества.
Для каждого этапа развития науки эта мера устанавливается заново, в зависимости от конкретных условий, уровня развития культуры человечества и науки.
Культура первобытного общества охватывает самый протяжённый по времени и наименее изученный период в истории культуры человечества.
Нужно отметить, что тема жизни и смерти занимала одно из центральных мест во всей культуре человечества.
Для понимания места и значения физической культуры в обществе необходимо иметь представление об общей культуре человечества.
Теория познания при этом рассматривается как важнейшее условие самосознания не только философии, но и всей духовной культуры человечества.
Одна из частей этой работы называлась «Структура повседневности», другая часть рассматривала динамику формирования материальных планов бытия, «игр обмена», которые исследователь считал основой повседневной культуры, влияющей на все прочие, в том числе и самые высокие уровни культуры человечества.
Всемирная история политических и правовых учений — одна из важных составных частей духовной культуры человечества.
В истории культуры человечества восьмиконечная звезда, как важнейший астральный символ, обрела особое философское значение в культуре зороастризма, как семь этапов и основ мироздания, за которыми следует восьмой этап — новая вечная жизнь праведных людей.
Деятельность, иногда явная, иногда незаметная, на которой основана вся культура человечества.
Множество мостиков наведено общей культурой человечества.
То есть, именно формирование чувства единства человека и природы является одним из условий усвоения старшими дошкольниками экологической культуры человечества.
Но самое важное — это то, что здесь духовная культура человечества является примирённой и соединённой с религией: откровение — это только внешнее чудесное сообщение (пассивность пророков) того, что само по себе разумно; а что оно разумно (теистическая космология и мораль) и, как таковое, есть общее владение человечества, это догматически предполагалось.
Можно заявить, что это есть его миссия в культуре человечества.
По его словам, культура человечества прошла две волны — с аграрным и индустриальным укладами.
Эти средства создавались в ходе развития различных сфер культуры человечества.
Культура человечества — это активная память человечества, активно же введённая в современность.
Культура человечества движется вперёд не путём перемещения в «пространстве времени», а путём накопления ценностей.
Можно сказать, что в ней получили плодотворное развитие все направления культуры человечества от литературы и искусства, права и политики, философии и медицины до зоологии, ботаники и минералогии.
Там мост одевает торжественную академическую мантию, как памятникматериальной культуры человечества.
Речь идёт не о превосходстве какой-то культуры над остальными и превращении её в культуру для всего человечества.
В последнее время мыслители — как наши, так и других европейских народов — всё чаще задумываются над направлением современной культуры, над её началами и конечным идеалом, тогда как ещё недавно европейская культура представлялась как возможно достижимое для человечества, не допускающее ни малейших правок, ни дополнений.
По всей видимости, человечеству в принципе свойственна восприимчивость к этому заболеванию, поскольку вампиризм встречается в самых разных культурах по всему миру, хотя проследить, когда и где наблюдался первый случай вампиризма, невозможно, как невозможно разобраться, кто и когда первым заболел оспой.
Основной способ сократить разрыв — это сжатие и уплотнение форм культуры, чтобы вместить в биологический срок одной жизни объём основной информации, накопленной человечеством.
Государства, культуры, семьи, войны, революции, религии даны людям для самоорганизации наций и всего человечества.
Вернадского: от геологии к геохимии, от геохимии к биогеохимии и, наконец, к самой концепции с её органичной связью с религией, культурой в целом, «научной мыслию как планетным явлением», «полем жизни», «вселенскостью» к самой ноосфере как суперсистеме, созданной человечеством, куда входит человечество и каждый народ, вся эта новая мощная геологическая сила земли, с её добром и злом.
Они дали человечеству такой выдающийся цивилизационный импульс, что мы и сейчас испытываем всестороннее влияние их культуры — через три тысячелетия после её зарождения.
Вместе с тем движимые культурные ценности, характерные для различных культур, являются частью общего достояния человечества, в силу чего каждое государство несёт моральную ответственность за их охрану и сохранение перед всем международным сообществом.
Это единственный универсальный язык, изобретённый человечеством, единый для всех культур во всей истории.
Но когда она была закончена, перед изумлённым человечеством предстал богатейший мир шумерской, вавилонской и ассирийской культуры.
Только проследив весь путь предшествующего развития человечества, как одного целого, можно установить, какое место занимала наша страна в общем процессе развития мировой культуры (149, 2).
Но послужил он делу мирового объединения человечества, выходу европейской культуры за свои пределы в мировую ширь.
В действительности, чистых рас, равно как и «чистых» культур никогда не существовало — условием существования каждого народа и человечества в целом было взаимодействие разных культур.
Античная культура в истории человечества — это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства.
Он рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества.
Это явление либо продукт социума и культуры, либо имеет собственное происхождение, вне зависимости от истории человечества.
Точно ли культура всегда благодетельна и ведёт человечество к добру и правде?
При первом взгляде на глобализацию она предстаёт как усиление взаимосвязей между людьми разных стран, этносов и культур, ведущее к формированию из населения земного шара единого человечества.
История медицины — это наука о развитии, совершенствовании медицинских знаний, медицинской деятельности разных народов мира на протяжении всей истории человечества, которая находится в неразрывной связи с философией, историей, естествознанием, развитием культуры.
Психологическая культура включает соответствующие навыки в сфере познания психики, достижения, понятия, а также алгоритмы саморегуляции и межличностных взаимодействий, которые исторически выработало человечество.
Можно сказать, что цивилизация и культура соподчинены, но цивилизация — особый вид социума или их сообщества, а также особая стадия социального развития человечества, культура же применительно к историческому процессу представляет все исторические виды социума, включая первобытные и современные.
В несовершенном мире, в котором пребывает современное человечество, законы общественной морали, законы государства и законы преступного мира представлены в каждой национальной культуре в строгом соответствии с действующими в социуме атрибутами и артефактами бытия, экономикой и культурой.
Стоит только исключить этот фантом из круга проблем исторических форм, и на его месте перед нашими глазами обнаружится неожиданное богатство форм... Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, держаться за которую можно только закрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, и к которой они строго привязаны на всём протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал — человечество — свою собственную форму, и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть.
Если не вдаваться сейчас в разграничение понятий культуры и цивилизации, то можно сказать, что культура есть не что иное, как общий объём творчества человечества.
Вместе с тем я познакомился с огромным вкладом моих соотечественников в мировую культуру, в прогрессивное развитие человечества, с заслугами королевской династии в деле формирования германского государства.
Я говорю, наблюдатель говорит, что бессознательное — это прошлое; это раса, в которой я был рождён, традиция — не только общества, но также семьи, имя, наследие всей индийской культуры, наследие всего человечества со всеми его проблемами, тревогами, виной и так далее.
И за этот период человеческой истории общество обязано идентифицировать цели и задачи человечества, а в многообразии культур, найти прочное основание для формирования целостного социального монолита, основой которого является сила позитивного разума, гармония и мудрость.
Тем самым активно взращиваются социально болезненные и опасные для самого существования человечества явления, от терроризма до той же ксенофобии, от религиозного фундаментализма до массовой культуры.
Конкретизируя проблему, можно её сформулировать следующим образом: выражают ли обязательным образом воспроизводимые понятием «формация» типы социальных отношений и культуры последовательную смену различных этапов поступательного исторического развития человечества, или же понятие «формация» может выражать также и качественно различные и в целом исторически «равноценные» проявления какого-либо общего этапа развития?
Если понимать культуру как обобщённый опыт осмысления ошибок человечества, то главная её цель — это передача накопленного опыта подрастающему поколению.
С одной стороны, духовное рабство, провал всемирной культуры, бездна падения человека и человечества, а с другой стороны, властный призыв к иной, лучшей жизни, стыд за себя и за других и тот беспощадный суд совести, который свидетельствует, что есть в человеке что-то, что возвышается над его падением, — есть неистребимое влечение к смыслу вопреки превозмогающей силе бессмыслицы.
Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи.
Это означает, что культура представляет собой способ существования человечества в виде многочисленных локальных культур.
Среди миллионов книг, написанных в разные времена на разных языках, есть одна, безусловно выделяющаяся и местом, которое она занимает в истории мировой культуры, и ролью, которую ей выпало сыграть в духовной жизни человечества.
По своему размаху она охватила всю планету и все сферы жизни человечества — экономику, политику, дипломатию, идеологию, пропаганду, культуру, спорт, туризм.
Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны.
Человечество перестало интересоваться искусством и культурой, как элементом эстетического совершенствования, а начало интересоваться этим вопросом, как элементом наживы.
Разделение человечества на множество непохожих друг на друга культур обусловлено территориями, разделёнными морями, океанами, пустынями и горными хребтами.
Культура — это часть совокупного продукта человечества, не имеющая первичного прикладного значения и являющаяся прежде всего и преимущественно эстетическим объектом и предназначенная для психического восприятия с целью расширения и обогащения ощущений и представлений о жизни и мире, то есть расширяющая субъективный мир потребителя.
Ведь, как уже неоднократно отмечалось выше, важнейшая функция понятия «формация» состоит в воспроизведении основных общих типов социальных отношений и культуры, характерных для истории человечества.
Правда, были в истории человечества и такие периоды, когда культура строилась не на религиозных, а на атеистических представлениях.
Если на миг представить себе, что произошла всемирная катастрофа, в результате которой погибли люди, имеющие соответствующие способности, был уничтожен мир материальной и духовной культуры и выжили только малые дети, то в своём развитии человечество было бы отброшено на десятки тысяч лет назад, так как некому и не на чём было бы учить детей становиться людьми.
Мировая культура — это совокупность достижений всех национальных культур различных народов, созданных на протяжении истории человечества.
Конечно, в истории немало найдётся таких эпох, в которые светлые стороны культуры совершенно заслоняются тёмными картинами страданий и несчастий человечества; непрерывный прогресс общества может останавливаться и заменяться более или менее долгими периодами застоя или упадка, но это ещё не даёт права отрицать исторический прогресс вообще и сомневаться в присущей всякой здоровой нации мудрости и энергии, необходимых для успехов культуры.
Быть самим собой и признавать право на это другого человека, значит признавать равенство каждого по отношению к человечеству и его культуре.
Война не является фактором в общечеловеческой борьбе за существование: война нисколько не содействует ни благосостоянию человечества, ни его уюту, ни его умственной и физической культуре.
Этот индивидуализм, исходящий и эгоистического чувства, со временем по мере роста могущества страны и богатства её граждан превратился в крайний индивидуализм, который на основе признания своей культуры высшей в сравнении с другими культурами, объявил весь мир сферой национальных интересов и требует от остальной части человечества следования американской политике.
Вопросы же эффективности права в целом как регулятора социальной и духовной жизни, как элемента культуры и формы духовного существования человечества оказались вне поля зрения отечественной науки.
Взаимоотношения художественной, материальной и духовной сфер культуры складывались неоднозначно на протяжении всей истории человечества.
На базе римского права сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации.
К появлению первых цивилизаций человечество знало все основные овощные культуры.
Именно философское мышление должно осмыслить содержание интеграционных процессов, сопряжённых со множеством проблем и конфликтов, оценить перспективы интеграции, степень её обратимости или необратимости, задуматься над реальными опасностями, поджидающими соединённое человечество, — от экологических проблем до прискорбной потери неконвертируемых ценностей национальной культуры, утраты определённых степеней свободы в рамках привычного национального суверенитета и т.
По всей видимости, человечеству в принципе свойственна восприимчивость к этому заболеванию, поскольку вампиризм встречается в самых разных культурах по всему миру.
Историки философии чувствуют, что предмет их более походит на историю литературы, чем на историю науки, они превращают его в историю духовного развития человечества, связывают с общей историей культуры.
Пожалуй, ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.
По его мнению, единство человечества — единство разнообразия, а общечеловеческие ценности — национальные традиции, культура каждого народа.
Календарь хранит ритмическую память человечества и основ его культуры.
Все эти размышления особенно обостряются в великие катастрофические времена, какие переживали мы, — в пламени мировой войны и революции, когда напряжение борьбы за существование дошло до колоссальных размеров, когда будущее затянулось тёмными грозовыми тучами и навис грозный вопрос над всей культурой, над всеми лучшими чаяниями и завоеваниями человечества.
Другие полезные изобретения — телевизор, компьютер, интернет, мобильные телефоны, позволяют нам быть в курсе всех событий, происходящих в мире, получать неограниченный доступ к огромному объёму знаний, накопленных человечеством за долгие годы, мировой культуре и искусству, принимать активное участие во всём многообразии современной жизни.
Человеческая культура едина и сохранение каждого её элемента имеет непреходящее значение для всего человечества.
Отношения собственности — это та матрица, на основе которой постоянно воспроизводятся разнообразные отношения и акты управления, а тем самым и разнообразные акты практической деятельности, вся вообще человеческая культура, психика отдельных людей, групп людей и всего человечества.
Вопрос состоит не только и не столько в определении в рамках предлагаемого исследования параметров и результатов трансформационных перемен в целом, сколько в анализе тех возможных следствий, которые для современной формы организации человечества и его конкретных форм существования, таких, как локальные цивилизации, культуры или национальные государства, могут быть негативными.
Повествования о победах русского оружия, оградившего свою отчизну и человечество от произвола жестоких завоевателей, давно стали частью всемирной культуры.
Эволюция человеческого общества приводит к последовательному наращиванию разумного поля человечества элементами позитивной энергии человеческой культуры.
Значение и суть теории исторического материализма состоит как раз в том, что её основатели первыми сумели понять и обосновать решающее значение различных, исторически меняющихся способов материально-производственной деятельности для всей исторически данной многогранной человеческой практики, в выработке общих типов социальных отношений и культуры, которые наблюдаются при поступательном развитии человечества.
Конечно, можно сказать, что психологическая культура — это, во-первых, уровень самопознания человечества и, во-вторых, уровень, который определяет отношение человека к окружающим людям, к самим себе, к природе и т.
Культура в целом представляет собой единое явление, присущее конкретному обществу, миру человечества — мировая культура.
Поэтому, сотворение целостного социального монолита из категорий массовая культура, законы государства и идеология также несостоятельны и приведут к уничтожению человечества, ибо допускают в искажение природного естества и разумной сущности человека, подавляя мир окружающей человека гармонии.
Релятивизм концепции эквивалентных культур есть результат неправомерного отрыва формы выражения различных культурно-исторических систем человечества от содержания этих систем.
Много усилий прикладывает человечество для того, чтобы развивать культуру, образование и сохранять наследие прошлого.
Любые памятники — археологические, исторические, письменности, культуры, архитектурные — культурное достояние всего человечества.
Человечество действительно прогрессирует — наша культура, наш интеллектуальный потенциал.
Но за деревьями отдельных эпизодов немногие разглядели лес основного вопроса: точно ли в развитии культуры и заключается вся задача и весь интерес человечества?
Если историю человечества рисовать предельно широкими мазками, то она выглядит как движение от варварства к культуре и от культуры к цивилизации.
В широком смысле слова культура — это совокупность результатов творческой деятельности человечества, отношений его к природе, себе и окружающим.
Психологическая культура — это совокупность тех достижений, которые человечество имеет в области теоретического и практического познания собственной психики: в области самопознания, саморегуляции, межличностного взаимодействия.
Стремление к целостному состоянию всего человечества, при сохранении многообразия культур, народов и языков, видов и форм жизни, без нарушения мира окружающей человека гармонии.
Прежде чем дать более подробную характеристику данного понятия, остановимся на наиболее распространённом для нашей литературы определении культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики.
Побеждая эти силы, заставляя их покорно служить великому, всемирному делу создания бесклассового общества равных, разум всё более дерзновенно, успешно и наглядно показывает свою мощь творца и организатора «второй природы», то есть культуры, на почве, на силах и сокровищах первой природы, древней, неорганизованной и даже враждебной интересам трудового человечества.
Крах империй и образование на их месте буржуазных государств есть не эволюция и не прогресс, а деградация человечества, его культуры, его социальной стратификации.
Составляет же основу русской культуры их учение потому, что они указали всему русскому народу путь в ряд других народов, признавших голос своей совести за высший закон; потому что через их учение русский народ соединяется со всеми другими народами в общем и единственном деле всего человечества, в деле, которое ведёт людей к установлению всеобщего ненарушимого блага.
Разумное поле человечества, которое генерируется в пределах околоземной орбиты, раскроет свои тайны только тогда, когда изменится качество человеческого ума, качество человеческих технологий, качество человеческой культуры.
Этот вклад состоял прежде всего в том, что основатели историко-материалистической концепции первыми сумели понять и обосновать решающее значение экономической, а если выражаться точнее, материально-производственной деятельности для всей исторически данной многогранной человеческой практики, в выработке общих типов социальных отношений и культуры, которые наблюдаются в процессе постепенного развития человечества.
По справедливому замечанию современного отечественного автора, «этнические миграции, появившись в человеческой истории, создали новую ситуацию, которая в психологическом плане требует от человека (и человечества в целом) трудной работы понимания и принятия как иного взгляда на мир, запечатлённого в других этнических культурах, так и понимания этнических основ собственного существования».
Цивилизованное человечество должно быть едино и иметь единую культуру... Однако посмотрим, какое содержание вкладывают космополиты в термины «цивилизация» и «цивилизованное человечество»?
Следовательно, для того чтобы понять, как появился современный человек со всеми его психологическими качествами, необходимо обратиться к истории человечества, в первую очередь к истории развития материальной и духовной культуры.
Способность человека к отражению свойств окружающего пространства превращает человечество в многообразную палитру красок из рас, культур, национальностей.
Церен, — что в недрах этой земли скрыты древнейшие культуры, созданные человечеством.
Правильно понятая идея единства истории человечества означает вовсе не необходимость прохождения всеми обществами одинаковых ступеней развития и аналогичной последовательности в их смене, вне зависимости от конкретных условий (подобное наивно-вульгарное понимание единства истории не выдерживает никакой научной критики), а наличие общих закономерностей функционирования и развития социально-исторических систем (например, закона конечной зависимости характера и общего типа внеэкономической деятельности от способа экономической деятельности), которые в зависимости от наличия тех или иных конкретных условий, обнимающих собой как географическую, так и историческую среду, могут быть выражены в различных исторических типах социальных отношений и культуры.
Значение христианской культуры для всего человечества грандиозно и непреходяще.
Сказка превращает дитя семьи — этого папы и этой мамы — в дитя культуры, дитя народа, дитя человечества.
Он показал, что пролетарская культура должна явиться закономерным развитием и переработкой тех запасов знания, которые человечество выработало под гнётом эксплуататорского общества.
В этом смысле коммунистический интернационализм есть уже явление нового средневековья, а не старой новой истории, и к новому средневековью нужно отнести всякую волю к религиозному объединению, соединению разорванных частей христианского мира, волю к универсальной духовной культуре, обнаруживающуюся в высшем духовном слое современного человечества.
Пусть эта работа будет первой ступенью в освоении религиозных знаний уважаемого читателя и послужит началом освоения тысячелетнего опыта человечества, культуры наших предков.
Поэтому каким бы наивным не представлялось историческое прошлое человечества, оно является той основой, без которой достижения современной культуры были бы совершенно невозможны.
Развитие общественной практики человечества, становящейся всё более сложной и дифференцированной, как и процесс индивидуализации ребёнка, подростка, юноши в ходе освоения индивидуально отбираемых памятников культуры ведут к самоопределению ценностного сознания как такового.
Право как явление культуры представляет собой объективированное выражение творчества человечества, его материального и духовного богатства, накапливаемых обществом социальных ценностей, передаваемых из поколения в поколение.
На базе римского права сложилась правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации.
Я глубоко убеждён, что только культура спасёт человечество, как тоненький озоновый слой спасает планету от смертельной радиации...
Драгоценно видеть, что в наши дни в разных странах вспыхивают такие же очаги культуры и после неосознанных смятений и столкновений сердца человечества опять устремляются к благотворным поискам.
Эта погруженность в мейнстрим тогдашнего развития человечества в сочетании с возможностью отстраниться от него и посмотреть на него извне, глазами традиционного общества оказалась счастливо дополненной высокоразвитой культурой, относительно высоким для того времени уровнем образования и глубоким общественным уважением к философским изысканиям.
Но если бы он посмотрел на человечество извне, он увидел бы лишь грубое стремление социалистической культуры к общему корыту, к общему стойлу.
Только достигнув высот в национальном культурном творчестве, можно на равных разговаривать с другими народами и претендовать на утверждение высокого значения культуры своего народа для культуры всего человечества.
Мы живём в XXI веке, но человечество ещё не построило основы культуры.
Учащихся надо было ознакомить с основными фактами и явлениями прошлого в их типичных проявлениях и взаимоотношениях; помочь уяснить идею эволюции; познакомить с культурным наследием наших предков и человечества в целом, подготовить к пониманию современной культуры.
Эти представления о характере, объёме и направлении духовного развития человечества созданы были, повторяем, в предположении того, что человеку естественно стремиться к истине, красоте, справедливости и активной работе мысли, и он представляет, поэтому, созвучную почву для восприятия именно положительных, а не отрицательных сторон культуры; что развитие науки и просвещения и социальные преобразования расчищают и упрочивают пути свободного общения интеллигенции и народа и приводят к образованию более и более растущей армии лиц, ставящих себе целью просветительное воздействие на массы; что средства идейного влияния одинаково доступны всем частным лицам и свободным учреждениям.
Простому обывателю эти куски камня могут показаться ничем не примечательными и совершенно одинаковыми, но тем, кто знает, что они значили для развития человеческой культуры, общественных отношений и сознания, кажется, будто они, помогая пролить свет на первые шаги человечества, возрождают своих создателей из небытия.