Вы здесь

Ответы на билеты по обществознанию. 9 класс. Билет № 4 (И. В. Юкина, 2009)

Билет № 4

1. Человек и культура

2. Юридическая ответственность и ее виды


1. Понятие культуры весьма многозначно. Самым главным в культуре считается человек. Два этих понятия неразрывно связаны друг с другом. Рождаясь, человек является лишь биосоциальным существом. Но в процессе жизнедеятельности в нем начинается формирование культурно-исторического фактора. Со временем он овладевает языком, приобщается к существующим культурным ценностям и традициям. Что же такое культура? Что включает в себя это понятие? В переводе с латинского слово «культура» означало «возделывание, культивирование почвы». Но потом это понятие стало восприниматься гораздо шире. В широком смысле слова культура – это совокупность результатов творческой деятельности человечества, отношений его к природе, себе и окружающим. Но вообще насчитывается более 500 определений этого понятия. Как правило, культуру делят на два вида:

– материальную;

– духовную.

К материальной культуре можно отнести многие окружающие человека вещи. Это и здания, в которых учится человек, и одежда, которую он носит, и газопроводы, и электростанции, и транспорт и многое другое.

Духовная культура, наоборот, не может быть осязаема. Она характеризует степень внутреннего развития того или иного человека. Обе эти культуры довольно тесно связаны друг с другом. Предмет материальной культуры не может появиться раньше, чем он будет задуман, спроектирован и воплощен в жизнь. Одновременно духовная культура постоянно опирается на материальную. Дело в том, что ни одно произведение не может быть донесено до зрителя, если не будет воплощено в жизнь. Например, чтобы донести до читателя литературное произведение, прежде всего его надо написать на листе бумаги. Музыкальное произведение не может прозвучать без инструмента, скульптура не появится, если не будет камня для ее ваяния, написать картину будет возможно лишь в случае использования холста и красок.

О проблеме их взаимоотношения дискутировали многие мыслители. Вот, что пишет об этом немецкий философ А. Швейцер: «Роковой для нашей культуры является то, что материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе».

Разберем более подробно понятие духовной культуры. К ней можно отнести такие понятия, как наука и искусство.

До школы человек в основном приобретает так называемые житейские знания, благодаря которым он может свободно ориентироваться в этой жизни. К таковым можно отнести информацию о том, где работают родители, где и как можно купить продукты, как правильно пользоваться бытовыми приборами и т. п. Таким образом, человек познает окружающие явления. В школе человек начинает получать другого рода знания – научные. Главным их источником считаются учебники и учебные пособия. Многие знания научного характера добыты с помощью исследований (наукой). Главной целью науки считается процесс добывания реальных, точных знаний о мире, в котором мы живем. Чтобы добыть эти знания, применяются прекрасно отработанные действия. Сначала выдвигаются различные гипотезы, предположения по тому или иному вопросу. Проводятся наблюдения, ставятся опыты. И только после этого новая идея применяется на практике. Результат научной деятельности – обеспечение основы, необходимой для развития культуры человека.

Науку отличают такие характеристики, как обоснованность, достоверность, системность. Она опирается на основные тезисы и правила:

– во-первых, она призывает искать истину;

– во-вторых, следует всеми силами стремиться избегать бессмыслицы и строить рассуждения на логике;

– в-третьих, изучая новые явления, необходимо опираться на опыт предшественников;

– в-четвертых, необходимо строить свои рассуждения четко и ясно;

– последнее – каждую выдвинутую гипотезу нужно подвергать строгой проверке. Чем совершеннее используемые средства, тем значительнее и грандиознее могут быть научные открытия. Например, в XVI в. Галилей изобрел подзорную трубу. Сейчас же с помощью мощных телескопов ученые-астрономы наблюдают за процессами, происходящими в небе. Большинство открытий в различных научных сферах было сделано в XX в.

Но раньше этого сделать было невозможно, потому что было накоплено недостаточное количество необходимых знаний. Сейчас, чтобы проводить крупные исследования, необходима и соответствующая организация научного процесса. Поэтому появилось так много исследовательских центров и лабораторий. В каждом государстве есть свои органы управления научными исследованиями. В России это Российская Академия наук. В последнее время наши ученые все чаще сотрудничают с зарубежными. Есть в России и целые города, большая часть населения которых занимается научными исследованиями (Протвино, Дубна, Пущино, Обнинск и другие).

Таким образом, наука оказывает огромное влияние на жизнь человека, поэтому она требует к себе особого отношения и внимания со стороны общества и государства. Вот, что пишет об этом французский ученый Луи Пастер: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит других в области мысли и умственной деятельности».

Что касается художественного творчества, то именно с областью искусства связано большинство впечатлений человека. Сюда можно отнести изобразительное искусство, литературу, архитектуру, скульптуру, музыку, танцы, кино и театр. Искусство – это нечто, обладающее очень высоким качеством и мастерством. В рамках этого понятия можно говорить об искусстве оратора, врача, военачальника и т. д., но основной смысл этого понятия все-таки связан с художественным творчеством.

У художественного творчества и науки очень много общего. Эти два понятия объединяет то, что в них человеком концентрируются воля и способность осмысленно преобразовывать жизнь. Человек должен стремиться к ее познанию и делать жизнь гармоничнее и совершеннее. В творчестве художественном преобладает абстрактное мышление, мышление образами.

Формируясь, культура имеет ряд особенностей. Культурные ценности накапливаются в двух направлениях:

– вертикальном;

– горизонтальном.

Вертикальное направление характеризуется прежде всего преемственностью поколений, когда накопление происходит от одного поколения к другому.

Таким образом, без открытий, сделанных одним человеком, не было бы изобретений другого исследователя (например, геометрия Евклида дала возможность появиться геометрии Лобачевского). Очень важны и устойчивы культурные традиции, которые передаются от одного поколения к другому. К традициям можно отнести идеи, обычаи, обряды и т. п. Традиции могут возникать в разные исторические эпохи, например отмечать Масленицу славяне стали задолго до принятия христианства. И тем не менее этот праздник до сих пор нами отмечается, он традиционен для русского народа.

Что касается горизонтальной линии накопления культурных ценностей, то она проявляется главным образом в художественной культуре. Однако если в науке заимствуются отдельные мысли и идеи, в художественной культуре наследуются целые художественные произведения. В определенный исторический период то или иное произведение воспринимается по-разному. Это зависит прежде всего от изменения духовной культуры общества. Современные же художественные произведения формируются на базе произведений разных эпох.

Важным считается вопрос о новаторстве в культуре. Однако не всякая новаторская идея может стать творчеством. Чтобы стать творчеством она должна быть общественно значимой. Творчество отдельного человека должно находить в душах других людей отклики и возбуждать ответное чувство. Оно должно приносить окружающим эстетическое наслаждение.

Однако очень часто творчество какого-либо человека не находит отклика у современников, но по прошествии определенного количества времени оно начинает восприниматься последующими поколениями, и таких примеров в истории очень много. Любая культурная ценность по-своему уникальна и неповторима. Если происходит повторение или тиражирование того или иного предмета культуры, будь то в области науки или искусства, то здесь идет речь не о творчестве, а о распространении.

Конец ознакомительного фрагмента.