3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематика лекций
3.2. Краткий конспект лекций
История культуры Башкортостана как учебный предмет – региональный компонент федерального государственного образовательного стандарта. Цели и задачи курса.
Научно-теоретическое и воспитательно-практическое значение изучения истории культуры в вузах республики.
Историографический анализ источников и литературы по курсу.
Общая периодизация и структура, методические принципы изучения истории культуры Башкортостана с древнейших времен до наших дней.
ИКБ предполагает изучение различных областей (науки, образования, быта, фольклора, общественной мысли, литературы, искусства и др.) и выступает как синтезирующая дисциплина по отношению к многочисленным наукам и отраслям наук, изучающим отдельные стороны историкокультурного процесса (археология, религиоведение, культурология, история, искусствоведение, филология, этнология и др.).
Культура создается на протяжений всей истории человечества, и каждое поколение людей вносит в нее свои ценности. Беречь, осваивать и развивать культуру – таков основной критерий прогресса, выстраданного человечеством. Из курса ИКБ мы увидим, что процесс наследования культурных ценностей противоречив и болезнен, наследники склонны критически относиться к идеям, вкусам, взглядам предшествующих поколений. В этом – один из законов диалектики истории, залог прогресса общества, и вместе с тем в этом причина невосполнимых потерь.
Изучив курс ИКБ мы должны осознать, что создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Изучение курса ИКБ – это прикосновение и приобщение к великому духовному опыту культуры, искусства своего народа. Только узнав многообразные явления духовной, художественной культуры мы можем включиться в активную культурную жизнь. Именно знания по истории культуры возвращают нас к исторической памяти народов и общечеловеческим нравственным ценностям.
Курс истории культуры Башкортостана включает следующие модули:
I модуль "Культура Башкирии с древних времен до сер. XVI века".
II модуль "Культурные преобразования в Башкирии во II-й пол. XVI – XIX веках".
III модуль "Культурная жизнь Башкирии в XX веке".
IV модуль "Инновационное развитие культуры в Башкортостане в эпоху перемен (1990-2010 гг.)".
Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и наименее изученный период в истории культуры человечества. Исследование первобытной культуры чрезвычайно сложно, и здесь многие положения предстают как гипотетические. Так, нельзя с полной уверенностью говорить о датировке некоторых, самых древних, периодов первобытной эпохи.
Принято делить историю первобытного мира на несколько периодов: каменный, медный, бронзовый и железный века – по названию материалов, из которых люди изготавливали орудия.
Каменный век в свою очередь подразделяют на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – 2 млн. – 6 тыс. лет назад. Принято считать, что в конце каменного произошла «неолитическая революция» – т.е. переход от присваивающих (охота, собирательство) к производящим формам хозяйства (обработка почвы, искусственное взращивание растений).
На смену каменному веку пришел медный (или энеолит), занявший, как полагают, IV – III тысячелетия до н.э. В конце III тысячелетия до н.э. наступил бронзовый век, продлившийся до начала I тысячелетия до н.э. В начале I тысячелетия до н.э. его сменил железный век.
Памятники культуры каменного века на территории современного Башкортостана. Стоянки раннего палеолита Муллино, Айдос. Каменные орудия труда, отщепы.
Памятники культуры позднего или верхнего палеолита. Святилище первобытных людей – пещера Шульган-Таш (Каповая). Палеолитическое искусство.
Памятники эпохи мезолита. Стоянки Романовка, Ильмурзино, Давлеканово. Изобретение лука и стрелы.
Памятники неолита. Поселения Мурат, Карабалыклы, УстьЮрюзанское. Переход к земледелию и скотоводству. Способы строительства жилья. Изобретение керамики, прядения и ткачества. Бронзовый век – эра освоения металла.
Памятники абашевской, срубной и андроновской культур. Культура турбаслинских, караякуповских и бахмутинских племен.Город-крепость Аркаим.
Орудия труда: украшения и оружие кочевников раннежелезного века.
"Царские" курганы у с.Филипповка. Золотые коллекции сарматской эпохи в Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской академии наук.
Древние путешественники и "отец истории" Геродот (ок. 485-ок. 425 гг. до н.э.) о Южном Урале.
Народные знания и навыки населения Башкирии в средневековье. Представления об окружающем мире. Передача и закрепление многовекового опыта по разведению животных и ведению хозяйства.
Мировоззрение и верования. Представления башкир об окружающей природе, о животном и растительном мире. Одухотворение предметов и явлений природы, наделение их сверхъестественной силой.
Домусульманские верования башкир. Демонология. Духи – хозяева. Демонические существа – шурэлэ, бисура, пэрей, юха. Злые духи – албасты, аждаха, ен, убыр. Тотемизм – поклонение рода своему покровителю (животному, птице и т.д.). Культ медведя, волка и коня. Верховное божество Тэнгре. Монотеизм. Шаманизм.
Проникновение в башкирское общество ислама и его роль в истории культуры края. Коран – священная книга мусульман. Аллах Всевышний сказал: "Отправляйтесь в путь по земле – и вы увидите…" (Коран. Сура 16, аят 36). Роль ислама в распространении письменности и "книжности", в расширении международных культурных связей, в развитии путешествий по всей земле.
Ахмед ибн-Фадлан – арабский путешественник и писатель первой половины X века, в 921-922 гг. в качестве секретаря посольства аббасидского Халифа Муктадира (908-932 гг.) совершил путешествие из Багдада через Бухару, плато Устюрт и Приуральские степи в Волжскую Булгарию. Путевые записи ибн-Фадлана, посвященные описанию "стран тюрок, хазар, русов, славян, башкир и др. народов по части различий их вероучений, сведений об их царях, их положения во многих делах".
Устное народное творчество. Героический эпос. "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк и Хыухылу". Сказки (богатырские, волшебные, социальнобытовые и о животных). Легенды и предания. Песни (обрядовые, эпические и лирические). Баиты и мунажаты. Загадки и пословицы. Музыкальный фольклор.
Письменность. Существование у башкир письменности в домусульманский период. Руническое письмо. Уйгурское письмо. Тюрки Урало-Поволжья.
Литература. Начальный период становления башкирской литературы. Булгарский (ХII-ХIII вв.) период. Кул Гали "Кысса-и Йусуф" (1212-1233 гг.). Кыпчакский (ХIV-ХVI вв.) период. Дастаны Кутби "Хосров и Ширин" (1341-1342 гг.), Хорезми "Мухаббатнаме" (1353-1354 гг.), Хусема Катиба "Жумжума султан" (1391 – 1392 гг.); поэмы Мухаммедъяра "Тухван Мардан" (1539-1540 гг.), "Нури Содур" (1642 г.). Развитие восточных жанров: хикаят, саяхатнаме, кысса. Суфийская литература.
Материалы по истории восточных славян и башкир в труде арабского географа и путешественника Абу аб-даллах Мухаммад аль-Идриси (1100-1165 гг.) "Развлечение страстно желающего странствовать по землям".
Материальная культура – совокупность результатов духовнопрактической и практически-преобразовательной деятельности человека как субъекта культуры. Под материальной культурой понимаются все результаты человеческих созидательных усилий в материально-предметной сфере жизни общества. Являясь результатом дифференциации культуры по типам деятельности, материальная культура составляет овеществленную ее часть. Это орудие труда, оружие, постройки и жилища, бытовой инвентарь, транспорт, одежда, плоды ремесленного, сельскохозяйственного труда.
Сведения о материальной культуре башкир в работах ученых-путешественников: П. – С. Палласа, И.И. Лепехина, И.Г. Георги, П. Небольсина, В.И. Черемшанского, Д.П. Никольского, С.И.Руденко.
Жилища и постройки. Жилище – один из основных компонентов материальной культуры. Планировка и внутреннее убранство жилищ. Особенности традиционных форм башкирского жилища. Постоянные и временные жилища.
Традиционные постройки. Поселения.
Сооружения культового (мечети) и мемориального (кэшэнэ) характера.
Важнейшие памятники – мавзолеи: Тура-Хана, Хусейн-бека, Бэндэбикэ.
Домашнее производство. Бытовая утварь. Декоративно-прикладное творчество. Народный костюм и украшения. Пищевой рацион, способы хранения и приготовления пищи. Кумыс и кумысолечение. Способы и средства передвижения.
Историко-археологический и ландшафтный музей-заповедник "Ирендык": научный потенциал и туристическая инфраструктура.
Социально-экономические изменения во внутренней жизни башкирского общества.
Дальнейшему развитию культуры башкир в XVI-XIX вв. значительное влияние оказало присоединение Башкирии к Русскому государству. Основная часть Башкирии вошла в состав Русского государства в 1552-1557 гг. Этот акт создал предпосылки для более интенсивного экономического развития края, способствовал преобразованию культуры башкир, оказавшихся тесном взаимодействии с русскими, татарами, чувашами, марийцами и другими земледельческими народами.
Изменения в хозяйственно-бытовом укладе башкир в связи с постепенным переходом к полукочевому скотоводству, а затем и к земледелию коснулись, прежде всего, поселений и жилищ. Началось формирование постоянных поселений – аулов, деревень.
До середины XVII в. сведения о башкирских деревнях в документах единичны. С 60-х годов названия деревень встречаются все чаще. Деревни возникали преимущественно в местах прежних зимовок (кышлау) – в условиях, многократно проверенных на случай непогоды. Пережитком прошлого был и кустовой принцип расселения. В народной памяти надолго сохранялось название наиболее старой, основной деревни (топ аул), от которой отделялись другие.
Первые поселения отличались непрочностью. Долгое время башкирские деревни характеризовались небольшими размерами. Авторы документов XVII в., говоря о численности хозяйств в деревне, называют чаще всего цифру 20. В середине XVIII в., по сообщению уфимского вице-губернатора П.Д. Аксакова, башкирские деревни были "большие и малые, но не больше ста дворов». Источники XVII-XVIII вв. отмечают несобранность аулов, отсутствие благоустройства в усадьбах и жилищах.
Этническое своеобразие в художественном оформлении жилищ.
Сельскохозяйственные промыслы – охота, бортничество и рыболовство.
Декоративно-прикладное творчество.
Бытовая утварь (из кожи животных, деревянная, берестяная, плетенная, из луба и коры).
Традиционный народный костюм
Народный костюм служит наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Его стиль, конкретный образ складывались в ходе многовековой истории. Его особенности зависели от природных, хозяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных навыков. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Первые письменные свидетельства о башкирской одежде относятся ко второй половине XVIII века. Они связаны с научными экспедициями, работавшими под руководством исследователейпутешественников И.Г. Георги, П. – С. Палласа, И.И. Лепехина.
Одной из особенностей башкирского быта XVIII в. было широкое использование при изготовлении одежды материалов преимущественно животного происхождения. Из овчин шили шубы, тулупы, наплечные покрывала. Домашнее сукно было незаменимым материалом для теплых халатов. Для шляп и зимней обуви употреблялся войлок. Из обработанных копчением кож шили туфли, глубокие башмаки, сапоги, делали пояса, сумки и ремни. Особенно ценились лисьи и волчьи шубы, шапки из меха бобра, выдры, лисы. Домашний крапивный или конопляный холст употреблялся для рубах, нагрудных повязок, головных платков, покрывал. В северной Башкирии получило развитие выборное многоцветное тканье. Из нарядного холста здесь шили праздничные платья, мужские рубахи.
Состав мужского и женского костюма в целом был одинаков. Мужчины и женщины носили рубахи слегка расклешенного в подоле покроя, распашную верхнюю одежду, на ногах – туфли или сапоги. Верхней мужской одеждой были шелковые или бархатные халаты и суконные чекмени. Наряд мужчин дополняла тюбетейка, меховая шапка.
Женская верхняя одежда из тонкого сукна украшалась серебряными подвесками, перламутром, кораллами и вышивкой. Возрастные различия подчеркивались формой головных уборов, характером украшений. Девушки носили покрытые монетами шапочки, женщины покрывали голову различным платками и носили тяжелые, высокие головные уборы с длинной наспинной полосой, украшенной кораллами и монетами. Главным украшением женского костюма служили массивные нагрудники с кораллами и серебром. Общераспространенной обувью были сапоги домашней выделки – "упоки", башкиры Исетской провинции носили "бахилы" – высокую обувь, у которой нижняя часть кожаная, а верх из сукна.
Историко-культурная познавательная экскурсия по залам Музея археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской академии наук.
Фольклор в переводе с английского означает народную мудрость. Фольклор является одним из главнейших и феноменальных явлений духовной культуры каждого народа и каждой народности. По фольклору судят о его создателе.
Фольклор – вместилище народных знаний, зеркало его истории. Он вмещает в себя и мировоззрение наших предков, их морально-этические нормы и нормативы. Фольклор был и остается кодексом неписаных правовых норм народа. Именно благодаря фольклору мы познаем красоту родного языка. Поэтому его признают источником изучения философии, этнопедагогики, этики, сводом обычного права. Поэтому фольклор требует серьезного, внимательного и умелого отношения к себе.
Жанровый состав башкирского устного народного творчества разнообразен: это сказки, эпические сказания, легенды, предания, загадки, пословицы, песни, байты, мунажаты и др.
Устное народное творчество в XVI-XIX вв. Появление новых мотивов, направлений и образцов. Отражение общественно-социальных явлений в фольклорных сюжетах. Предания "Как боярин землю покупал", "Продажа земли".
Произведения о башкирских народных восстаниях 1735-1740, 1755 годов. Эпос "Карасакал и вороной конь", "Баит о Тевкелеве", "Фольклор о Крестьянской войне 1773-1775 гг.", "Легенда о Салавате-батыре", исторические песни "Пугачев", "Салават-батыр".
Фольклорные произведения, повествующие об участии башкир в войнах и походах России, в Отечественной войне 1812 г. Песни "Кутузов", "Любизар", "Баит о русско-французской войне".
Произведения фольклора о социальных противоречиях в башкирском обществе, о быте, семейно-брачных отношениях.
Изменения в традиционной хореографии башкир. Пляски-подражания животным и птицам. Восприятие башкирами русских плясок.
Туристический маршрут "Золотое кольцо Башкортостана: дорогой эпоса Урал-батыр".
Важным показателем и одновременно условием культуры было распространение грамотности и просвещения. В XVI-XIX вв. просвещение в Башкирии становилось относительно доступным для демократических слоев населения. Число учебных заведений и учащихся возрастало, распространялась грамотность.
Определить документально точное время возникновения мусульманских школ в Башкирии трудно. Сохранившиеся письменные источники указывают на вторую половину XVII века. Но исследователи считают, что более правильным будет вести историю учебных заведений ислама на Южном Урале с XVI в., потому что систематическое обучение грамоте и получение книжных знаний возникло среди башкир в самом начале проникновение ислама.
С вхождением в орбиту мусульманской культуры у них установилась практика направления молодежи в центры исламского образования. Документы упоминают о башкирах, обучавшихся в г.Булгаре и других населенных пунктах Булгарского ханства (IX-ХII вв.). Известно также пребывание башкир в ХIII-XV вв. в учебных заведениях Египта, Ирана, Бухары, Дагестана, Турции. С экономическим и культурным возвышением Казанского ханства (XV пер.пол. XVI вв.) одним из центров мусульманского образования стал г. Казань. После разгрома войсками Ивана Грозного Казанского ханства и принятия башкирскими племенами русского подданства начала складываться местная система мусульманского образования, тесно связанного с арабомусульманской культурой Востока.
Возникновение мусульманских школ. Начальная школа – мектеб. Школа повышенного типа – медресе.
Русские учебные заведения. Арифметическая и словесная школы в Уфе. Инженерная школа и "особливая школа" в Оренбурге. Правительственные школы. Народные училища. Уездные и приходские училища. Гарнизонные школы, батальоны военных кантонистов, станичные школы. Горнозаводские школы.
Средние учебные заведения. Уфимская мужская гимназия. Оренбургский институт благородных девиц. Шестиклассное училище 1 разряда в Уфе. Духовная семинария и духовное училище.
Специальное образование. Неплюевское военное училище. Кадетский корпус. Училище земледелия и лесоводства. Фельдшерская школа. Окружное училище в г. Златоусте.
Книжное дело. Начало книгопечатания в г. Казани арабским шрифтом. Издание учебников, словарей для мусульманских школ, полусветских и светских произведений. Открытие в Уфе первой типографии. Оренбургская типография при канцелярии генерал-губернатора и типография в Оренбургском казачьем войске. Начало издания газеты в Уфе "Оренбургские губернские ведомости".
Первое высшее мусульманское учебное заведение на территории Башкирии – медресе "Галия" (ныне Российский Исламский университет Центрального духовного управления мусульман России) как объект культурнопросветительных экскурсий.
Исторические и географические познания о крае
Самые ранние письменные свидетельства о Башкирии и населявших ее племенах содержатся в описаниях путешественников, побывавших в крае в XXIV вв. (Ибн-Фадлан, Юлиан, Карпини и др.) и в написанных по их рассказам сочинениях ученых (Ал-Масуди, Гардизи, В. Рубрук и др.).
Арабский путешественник и географ Абу Зайд аль-Балхи (ок. 850-934 гг.) в сочинении "Сувар ал-Акалим" ("Карты климатов"), написанном в начале X в. (по одним источникам в 912 г., по другим – 921/922 гг.), описал месторасположение башкир под именем "башджардов".
После вхождения Башкирии в состав Русского государства сведения о крае включались в"Подорожники" – путеводители для служивых людей. В них давались описания дорог, рек, озер и др. географических объектов, указывались расстояния между ними. Постепенно сведения о крае начали включаться в общие описания и карты России. Данные о Башкирии имеются в следующих работах: "Книга Большого чертежа" (1627 г.), "Чертеж всей Сибири" (1667 г.), "Чертежная книга Сибири (1701 г.). В этих работах указаны дороги, гидрографическая сеть, есть сведения о полезных ископаемых, населении и хозяйстве.
Конец ознакомительного фрагмента.