Вы здесь

Исторические типы философии. Учебно-методическое пособие. Раздел III. Философия древнего Востока (Дмитрий Котусов)

Раздел III. Философия древнего Востока

Методические советы

Приступая к изучению восточной философии, необходимо понять специфику и отличие восточной мысли от западноевропейской. Следует избегать крайностей в оценках своеобразия Востока и Запада. Европоцентризм и востокоцентризм – это ни полюса в исследовании мировой культуры, в том числе и философии. Необходимо подчеркнуть, что восточная и западная философские традиции не исключают, а дополняют друг друга, обнаруживая множество пересечений.

Религиозно-философская мысль Индии восходит к глубокой древности. Зачатки ее можно увидеть в индийской мифологии, отображенной в священных книгах-Ведах, являющихся памятниками духовной культуры человечества. Здесь мы встречаемся с основным пантеоном индоевропейских языческих божеств, взаимоотношения между которыми дают реальные представления о мировоззренческих взглядах этого периода.

Анализ Вед свидетельствует о наличии многобожия и постепенное формирование представлений об абстрактном и трансцендентном божестве – Брахмане, или абсолютном бытии. В диалектической связи с ним рассматриваются главные понятия: Атман, или мировая душа, и Пуруша, из которого, по мнению древних мыслителей, образуется материальный мир.

Атман обозначает как индивидуальное, так и универсальное, космическое и психическое бытие. В этом значении атман – начало, основа и завершение всего сущего. Сознание своего тождества с универсальным бытием есть высшее духовное состояние человека.

Пуруша – первооснова материального бытия и основа учения о жертвенности. Следует особо подчеркнуть, что на Востоке издавна существовало требование, согласно которому изучение философии не является только чисто умозрительным, отвлеченным. Изучение философии должно сопровождаться определенной дисциплиной поведения.

Особую роль в становлении учения о Брахмане играл древний памятник индийской культуры Упанишады. Его содержание не является чисто умозрительным. Согласно брахманизму, человек живет в изменчивом мире, который является иллюзией (майя), постигаемой через внутреннее созерцание. Именно в созерцании открывается реальный мир. Этот реальный мир есть Брахман, т. е. высшее абсолютное бытие. Человек – это пленник видимого, чувственного мира. Он должен стремиться к состоянию освобождения (мокша), которое невозможно достичь без нравственного усилия.

Человек, проходя через Цепь рождений и смертей (сансара), совершает различные поступки и обретает собственную ценность, или карму. Множество деяний человека, их характер определяют его карму, т. е. карма предполагает личную ответственность человека.

Следует отметить, что центральное место в философских представлениях Древнего Востока, в частности индуизма, занимает триединый образ – «тримурти», который символизирует творение мира, его существование и гибель. Три фазы индийской космогонии олицетворяются тремя божествами: Брахма, Вишну и Шива. Необходимо подчеркнуть, что индуизм – это синтез видоизменившегося брахманизма и культов различных этнических групп. Индуизм можно определить как религию повседневности. Например, Дж. Неру считал, что смысл его можно выразить следующим образом: живи и жить давай другим. А Махатма Ганди определял иначе: индуизм – это поиски истины ненасильственными средствами.

Необходимо остановиться также на учении, которое получило название буддизма. Своеобразие концепции буддизма приводит европейских исследователей к неоднозначным оценкам. Одни полагают, что это философия без метафизики, другие, что это религия без Бога и бессмертия души, третьи определяют его как этическое учение без свободы ноли и даже без нравственности. Однако важно осознать, что буддизм обращается к тем же самым вечным проблемам, которые лежат в истоках античной философии, т. е. в основании европейской традиции.

Следует подчеркнуть, что буддизм создан на основе древних религиозно-философских учений Индии. Главным в них является вера в перевоплощение. Основной принцип буддизма заключается в признании жизни как страдания. Поэтому «благородная истина» Будды гласит: «Все в мире полно зла н страдания». Но мысль о страдательности не является оригинальной ни для древнеиндийской мысли, ни для античной философии. Она заимствована из древней мифологии.

Надо уяснить, что для буддизма характерно абсолютно своеобразное решение проблемы страдания. Страдание не есть что-то искупающее, как в христианстве, а, наоборот, страдание – это само «грехопадение». Страдание говорит о невежестве человека, о низком уровне его развития. Момент страдания познается не только на чувственном уровне, но и в самом процессе жизни. Причина страданий – это сама жизнь, состоящая у людей из бесконечных желаний. Можно избежать страданий. Для этого нужно подавить в себе желания и стремления, избежать суетности этого мира. Спасение заключается в достижении нирваны. Нирвана – конечная цель существования. Это не самоуничтожение, а освобождения от своего Я. Практика медитации и соблюдение норм морали позволяют сосредоточить внимание на размышлении о сущности бытия.

Среди нетрадиционных и неортодоксальных систем следует назвать такие, как чарвака-локаята, вайшешика, буддизм.

Первые две – последовательно материалистические доктрины. Они мало отличались друг от друга. Если локаята оперировала традиционными понятиями, то вайшешика – это учение, близкое к атомизму Демокрита с элементами диалектического мышления. Недостаток и той и другой школ состоял в том, что, стремясь к материалистическому монизму, они так и не сумели объяснить с его позиций ни мышления, ни идеального (универсалий). Эти течения интересны с точки зрения параллелизма идей с древнегреческим материализмом.

Одна из самых колоритных фигур восточной философии – китайский мудрец Конфуций. Его идеи, появившиеся 2500 лет назад, были отправной точкой для последующих мыслителей. Одни продолжали и развивали его взгляды, другие подвергали их гневным обличениям. На протяжении целых столетий конфуцианство оказывалось главным мерилом учености в китайской империи.

Важно обратить внимание на то, что центральным понятием конфуцианства, как и всей древнекитайской философии, является дао – путь. Обычно под дао понимали путь неба или незыблемые законы природы, которым должен следовать человек, соразмеряющий свой путь с ходом природных явлений. Вот этой-то сугубо человеческой стороне – дао, – дао как земного пути людей, – и посвящена этика Конфуция. Следует обратить внимание и на то, что основой правильного пути и подлинно глубоких знаний является ритуал, который символизирует религиозные взгляды народа, его культурные традиции и представления о добре и зле. Поэтому соблюдать ритуалы, обычаи и традиции предков – значит следовать пути дао.

В доктринах философов даоского направления Чжуанцзы и Лаоцзы теоретический интерес сосредоточен главным образом на основных принципах бытия. Основное понятие этой школы – дао, обозначает таинственное начало, из которого произошла Вселенная и которое пронизывает каждую ее частицу. Воздействие дао на мир осуществляется через дэ. (Дао – чистая воля, дэ – проявление).

Если конфуцианство исходит из того, что человек – существо общественное, то даосы смотрят на общество как на зло, нарушающее дао (природу вещей). Даосы призывают человека вернуться к Природе.

Контрольные вопросы

1. Когда возникла философская мысль на Древнем Востоке? Чем отличается древнекитайская философия от древнеиндийской?

2. Каковы основные понятия древнекитайской философии?

3. Чему учил Будда? Что такое восьмеричный путь?

4. Какие основные проблемы стояли в центре внимания конфуцианства?

5. Какие материалистические школы существовали в древней Индии? Каков круг проблем, рассматриваемых в этих школах?

Задания в тестовой форме

1. Сколько истин сформулировано в учении Будды:

1) пять

2) четыре

3) три

4) одна


2. Что значит «Веды» в переводе с санскрита:

1) умиротворение

2) знание

3) умение

4) выносливость


3. Безличный закон ведийской философии называется:

1) рита;

2) гита;

3) зита;

4) арта.


4. Переход от состояния домохозяина к отшельничеству в «Араньяках» представляет собой путь перехода от:

1) истины к знанию;

2) знания к истине;

3) знания к деянию;

4) деяния к знанию.


5. В индийской философии асуры суть:

1) люди;

2) боги;

3) брахманы;

4) дэмоны.

6. Учение какой из этих философских школ можно назвать гедонизмом?

1) брахманизм;

2) джайнизм;

3) буддизм;

4) чарвака.


7. Отождествление Атмана и брахмана с человеком характерно для:

1) джайнизма;

2) буддизма;

3) веданты;

4) упанишад.


8. Пуруша в философии санкхья:

1) действует;

2) созерцает;

3) действует и созерцает;

4) не действует и не созерцает.


9. Философская система чарваков представляет собой:

1) сенсуализм;

2) рационализм;

3) идеализм;

4) мистицизм.


10. Мировоззрение классической санкхьи представляет собой:

1) дуализм;

2) деизм;

3) мистицизм;

4) эвдемонизм.

11.Согласно Шан Яну в образцово управляемом государстве:

1) много наград и мало наказаний;

2) много наказаний и мало наград;

3) много наказаний и много наград;

4) отсутствуют награды и наказания.


12. Какая из этих философских систем не признает авторитета Вед?

1) санкхья;

2) йога;

3) вайшешика;

4) джайнизм.


13. Философская система, признающая авторитет Вед, называется:

1) астикой;

2) буддизмом;

3) настикой;

4) локаятой.


14. В системе даосизма первичным является:

1) бытие;

2) небытие;

3) дух;

4) человек.


15. Дао рождает вещи, а дэ:

1) уничтожает их;

2) вскармливает их;

3) упорядочивает их;

4) нейтрализует их.

16. Согласно даосизму, главным в движении является:

1) движущее;

2) движимое;

3) покой;

4) противоречие.


17. В даосизме земля вторична по отношению к:

1) дао;

2) человеку;

3) небу;

4) душе.


18. Человек в даосизме следует законам:

1) дао;

2) неба;

3) духа;

4) земли.


19. Истинная добродетель, согласно Шан Яну, начинается с:

1) похвалы;

2) сострадания;

3) наказания;

4) убеждения.


20. Согласно Шу Цзину, судьба народа зависти от милости:

1) монарха;

2) неба;

3) Конфуция;

4) дао.

21. Цзочжуань учит, что хорошие и плохие дела происходят от:

1) людей;

2) дао;

3) монарха;

4) неба.


22. Согласно Цзоу Яню, первоначально мир существует как:

1) янь;

2) инь;

3) усин;

4) ци.


23. Человек в философии Сюнь-цзы рассматривается как часть:

1) природы;

2) неба;

3) воздуха;

4) дао.


24. Центральным принципом учения моистов является принцип:

1) всеобщей ненависти;

2) всеобщей любви;

3) любви к небу;

4) любви к дао.


25. Согласно Гуань-Цзы, людей просвещенных надо поселять:

1) поблизости от казны;

2) на рынке;

3) в полях;

4) в уединении.

26. Основой справедливости, по Мэн-цзы, является чувство:

1) стыда и негодования;

2) уважения и почитания;

3) правды и неправды;

4) сострадания.


27. Главным в государстве Мэн-цзы считает:

1) народ;

2) государя;

3) духи земли и зерна;

4) климат.


28. Согласно Сюнь-Цзы:

1) человек по своей природе зол, а добродетельность порождается практической деятельностью;

2) человек по своей природе добр, а зло порождается практической деятельностью;

3) добро и зло приобретаются в ходе практической деятельности;

4) добро и зло изначально заложены в человеческой природе.

Литература к разделу III

1. Шиповская Л. П., Мамедов А. А. Философия. Классический курс лекций. – М.: ЛЕНАНД, 2016.

2. Миронов В. В. Философия. Учебник для вузов. М., Норма, 2017.

3. Панин А. В., Алексеев П. В. Философия. М., Проспект, 2017.

4. Спиркин А. Г. Философия: учебник для студентов вузов. М., Юрайт, 2014.

5. Антология мировой философии. Т.1, М., 1969.

6. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х тт. М., 1972.

7. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972.

8. История китайской философии. М., 1989.

9. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. М., Высшая школа,1999.

Темы докладов, курсовых работ и рефератов

1. Возникновение философии в древней Индии. Упанишады.

2. Материалистические школы в древнеиндийской философии и особенности их учения.

3. Философское учение буддизма. Четыре благородные истины.

4. Основные понятия и круг проблем конфуцианства.

5. Философское учение даосизма.

6. «Веды» – памятник древневосточной культуры.

7. Брахманизм и его роль в индийской культуре.

8. Религиозно-философское учение индуизма.