Предложения в которых упоминается "психология творчества"
Позже отделившаяся от философии психология стала углублённо заниматься определением понятия творчества — «теория творчества», «психология творчества».
Когда мы будем говорить о психологии творчества и конкретных приёмах работы с мистической субстанцией, которая называется «вдохновение», я отдельно остановлюсь на теме, которая звучат как «текст, создающий себя сам».
Диапазон применения байки. При обсуждении проблем психологии творчества журналиста.
Необходимо отдать себе отчёт в том, что от современных исследований творчества, и в частности — от психологии творчества, требуются совершенно новые по типу знания — более сложные и иные по строению, чем те, что характерны для собственно научных исследований экспериментального типа.
Почему это обстоятельство представляется важным, почему оно, на наш взгляд, существенно определяет ситуацию, которая складывается сегодня в исследованиях творчества и, в частности, в психологии творчества?
Итак: чтобы преодолеть «фельдшеризм», характерный для современных практик организации («стимуляции») творчества, необходимо так выращивать «организмы» этих практик, чтобы они с самого начала включали — в качестве своего «органа» — специально развёртываемое их исследование, а, с другой стороны, чтобы преодолеть «академизм» современной психологии творчества, нужно перейти от экспериментальной парадигмы, имеющей дело с искусственными и далёкими от жизни «препаратами» от творчества, к исследованию реальных и полноценных форм и опытов творчества, — творчества, которое, в свою очередь, дабы отвечать своей собственной «природе» — с одной стороны, и задаче необходимой для анализа объективации — с другой, само должно осуществляться в виде и посредством психотехнических действий, обеспечивающих проектирование, реализацию и направленное развитие той самой практики, исследованием которой оно является.
На самом деле интроспекционизм «вымер» как раз в силу той самой безнадёжной оторванности от жизни, от задач анализа реальных, практически значимых форм психической жизни человека, о которой мы говорили в отношении академической психологии творчества (и это должно было бы послужить предостережением ей и её сторонникам), равно как, конечно, и в силу скандальной допотопности своей философской и методологической базы, вопиющая и одновременно воинственная вульгарность которой компрометировала интроспективную психологию в глазах серьёзных философов того времени.
Психология творчества исследует психологические закономерности различных видов творческой деятельности человека — конструкторской, литературной, изобразительной.
Всё же они были подхвачены в первые десятилетия XX века литературоведами, занимавшимися вопросами психологии творчества.
Шлягиной автор решился обратиться к столь разным аспектам психологии личности, как: психология смысла, психология переживаний, психология деловых игр, психология агрессии, изменение социальных установок, самоактуализация и самореализация личности, социально-психологическая реабилитация личности, диагностика альтруистического поведения, психология творчества в истории культуры, история культурно-исторической психологии, дифференциальная субъектная психофизика, психогенетика, палеопсихология и историческая этнопсихология, психотехника воспитания, психология и педагогика толерантности.
Таковы психологические предпосылки всякого значительного художественного феномена — вопрос, относящийся к философии и психологии творчества.
Таковы гносеологическо-психологические предпосылки всякого значительного художественного феномена — вопрос, относящийся к философии и психологии творчества.
Ананьев предлагал в психологии выделять разделы, изучающие: 1) человека как индивида и его онтогенез (общая психология, дифференциальная психология, возрастная психология, психофизиология, онтопсихофизиология); 2) личность и её жизненный путь (общая психология, дифференциальная психология, сравнительная психология, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации); 3) человека как субъект деятельности (психология познания, психология творчества, психология труда, общая психология, генетическая психология).
Диапазон применения байки. При обсуждении проблем психологии творчества журналистов.
Эти «психотехнические действия», посредством которых достигается направленное преобразование психического аппарата и деятельности человека, позволяющее ему овладевать своей психической деятельностью, и должны рассматриваться — в противовес естественнонаучной точке зрения — в качестве первой реальности и минимальной единицы анализа в сфере психологии творчества.
Поскольку в случае практик творчества мы имеем дело с совершенно особыми по типу знаниями, вырабатываемыми для организации и реорганизации этих практик, знаниями, принципиально отличающимися от естественнонаучных, то академическая психология творчества, равно как и её методология, знающие и признающие только один тип знания — естественнонаучный, не только принципиально не способны к адекватной рефлексии опыта практик творчества, к его критической оценке и ассимиляции, но и, навязывая свой способ мышления — как единственно верный и универсальный — самой практике, эта психология ведёт к ложному самосознанию самой практики.
Естественным в такой ситуации представляется, на первый взгляд, обращение к собственно научным исследованиям творчества и, в частности, к психологии творчества.
Область интересов — образование и творчество взрослого человека, психология творчества.
Мы намеренно формулируем этот тезис предельно резко и не без некоторого пафоса, чтобы показать, что та критическая или даже — кризисная ситуация, которую мы находим в современной академической психологии творчества, — хотя сложилась она далеко не сегодня и можно сказать, что имеет место быть затянувшийся на несколько десятилетий, то есть «хронический» кризис, который, правда, проходит, как выразился однажды один исследователь, на фоне убеждения в полном благополучии, — что кризисная ситуация в современной академической психологии сложилась именно в результате её ориентации на методологию естественнонаучного исследования экспериментального типа.
Занимаясь языкознанием, историей идей, психологией творчества (ср.
Нужно сказать, правда, что психология творчества не находится здесь в каком-то особом положении.
Анализ психологии творчества даёт возможность раскрыть психологические компоненты творческого отношения конкретной личности к той или иной деятельности, наметить основные этапы творческого процесса.
Всё это порождает состояние глубокого, хронического и, по многим признакам, безысходного кризиса современной психологии творчества.
При всей основательности и строгости (часто — мнимой) представлений современной научной психологии творчества, при всей изощрённости и рафинированности её методического арсенала, она оказывается принципиально неспособной сказать хоть что-нибудь ответственное и дельное по поводу действительных проблем, с которыми сталкивается практика организации решения реальных творческих задач.
Возьмём ситуацию, которая сложилась в современных исследованиях творчества, в частности в психологии творчества, во всяком случае — в тех её областях и направлениях, которые представляются наиболее интересными и перспективными.
Зафиксировав для экспериментального исследования основные черты естественнонаучной парадигмы, попытаемся ответить на вопрос о том, какие же роковые для академической психологии творчества последствия проистекают из факта принятия ею этой парадигмы исследования в качестве основной и доминирующей — последствия, которые можно было бы рассматривать в качестве корня тех злоключений, которые эта психология творчества испытывает при столкновении с запросами реальных практик организации творчества.
То, что современная научная психология творчества, будучи неспособной схватить принципиальную особенность своего предмета, целиком ориентирована на естественнонаучную парадигму исследования, ведёт, однако, не только к её оторванности от реальных практик организации творчества и, в результате — к её несостоятельности перед запросами практики, но также и наоборот — эта её естественнонаучная ориентация ведёт к тому, что — со своей стороны — психология творчества оказывается совершенно неспособной к адекватной рефлексии этих практик и, как следствие этого, неспособной ни к эффективной ассимиляции опыта, уже накопленного этими практиками, ни даже — к релевантной его природе критической его оценке.
Вроде всё верно, именно так изучали психологию творчества.
Кто интересуется психологией творчества, пытается постичь логику творческого процесса (что редко удаётся), те знают, что самих художников, по их собственным признаниям, посещают «сны наяву».
Апелляция к неискушённому в вопросах психологии творчества сознанию — механизм (в основе которого — трюк), превращающий литературный факт в общественно весомый, «содержательный» миф.
Исследования в области психологии творчества и восприятия искусства, ведущиеся преимущественно искусствоведами, эстетиками, педагогами и психологами и приносящие немало важных открытий, ограничены узкой методологической базой, почти не апеллирующей к культурно-антропологическим парадигмам познания (результат «ведомственной неприязни» искусствоведов к антропологии), чрезмерно привязаны к метафизическим категориям (типа «духовности» — популярной, но абсолютно не операциональной с точки зрения научного познания категории), что существенно понижает их научную эвристичность.
Психология этого вопроса может быть темой отдельного исследования психологии творчества.
На первый взгляд представляется естественным в такой ситуации обращение к собственно научной психологии творчества, благо она уже в течение многих десятилетий интенсивно разрабатывается многими выдающимися исследователями.
На каждом из этих путей возникают определённые связи этического исследования с историей и социологией, социальной и индивидуальной психологией, психологией творчества, с этнографией и этнологией, экологией и космологией и т.
Например, психология творчества, психология науки, психология спорта.
Теория инсайта занимает одно из центральных мест в психологии творчества.
За многие годы, занимаясь серьёзно психологией творчества, а именно литературного творчества, мне не часто доводилось встречать такие стихотворения, мало кто затрагивает в стихах эти глубины, о которых так часто говорит поэт Травнiкъ.
Его мысль о начале имеет прямое отношение не только к психологии творчества, но и к психологии понимания, к психологии развития.
Ключевые слова: саморефлексия, самоанализ, драматургия, сюжет, драматургический приём, психология творчества.
Так, к кантовскому единству («возможного») опыта принадлежит (именно как одно из обоснований его «возможности») также и математика; абстрактная сама по себе, она становится конкретной лишь в физике и химии; эти науки, в свою очередь, конкретизируются в биологии, а биология — в психологии, которая уже, соответственно с её сейчас изложенным наиболее широким понятием, заключает в себе также и все неизмеримые горизонты культурного творчества.
Конечно, при исследованиях в психологии можно воспользоваться методами психоанализа, чтобы охарактеризовать личность поэта, можно также установить, насколько сильному влиянию — а в особенности давлению — тот или иной поэт подвергался в течение своей жизни, но поэтическое творчество, внезапно возникающий образ, вспышка бытия в царстве воображения ускользают от таких разысканий.
Среди специального комплекса дисциплин, таких, как теория познания, психология научного творчества, социология и экономика науки, изучающих развитие науки в различных аспектах, важное место занимает история науки.
Неудивительно поэтому столь характерное для психопрактиков равнодушие или даже подчёркнутое пренебрежение к академической психологии: она, как правило, действительно не может сказать им ничего дельного про те сложные и реальные формы творчества, организацией и развитием которых они занимаются.
Содержание житейской психологии находит своё воплощение в народных обрядах, традициях, поверьях, в устном народном творчестве, в сказках, пословицах, поговорках, притчах, песнях и т.
Уже давно в психологии был установлен закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды.
Предметом изучения в гуманистической психологии выступает целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях: самоактуализации, любви, творчестве, поисках ценностей и смыслов жизни, понимании свободы и ответственности.
При этом многими школами психологии особое внимание уделяется мифологическому, художественно-литературному, религиозно-духовному, философскому творчеству человека.
Знания о творчестве, получаемые в академической научной психологии, — пусть и на иной лад, чем представления, существующие внутри самих практик, — но также оказываются неудовлетворительными.
Это науки «о духовном» творчестве человеческой личности в её социальной обстановке, науки о мозге и органах чувств, проблемах психологии или логики.
Однако музы подвластны лишь бытию в широком, всеохватывающем значении этого слова, идеологическая установка и партийная программа не могут определять художественный мир истинного произведения искусства, ибо если в сферу творчества не включено подсознание и знание своей среды, её психологии и мировоззрения, то художник не в силах воссоздать мир в истинно художественных образах.
Традиционно «психология искусства» рассматривается как особая область или даже отрасль психологии — прикладной психологии, — в случае которой исследователь, используя те или иные общепсихологические приёмы и методы исследования, а также уже полученные в психологии — как в общей психологии, так и в других её отраслях — в социальной, этно — и даже в медицинской психологии (психоанализ) — знания законов и представления о механизмах работы психики человека, пытается применить их, «приложить» к исследованию феноменов искусства, будь то процессы художественного творчества в узком смысле слова, то есть процессы создания произведения искусства, или же процессы восприятия вещей искусства читателем, слушателем, зрителем.
Тем не менее, конечно, руководители бизнеса используют в делах помощь экспертов психологии людей и отношений, администрирования, рынка, творчества, технологии.
Однако кооперация как форма организации труда и управления производством наиболее соответствует психологии хозяйственного творчества, социальным потребностям человека.
Трудности в исследованиях возникают из междисциплинарности разных видов деятельности в сфере культуры и философии, сфере искусства и образования, сфере психологии и творчества, в науке и технике, и других.
Покупательские характеристики: их интересует всё, что связано со спортом на открытом воздухе и путешествиями, увлекаются различными видами творчества, а также психоанализом, психологией и экстрасенсорикой, их интересует не сам товар, а процесс приобретения и то, что этот товар может подарить новые ощущения.
Автор рассказывает о развитии и воспитании у детей эстетического отношения к действительности, с позиции психолога и художника знакомит читателей с психологией детского изобразительного творчества, а также говорит о роли родителей, учителей в становлении активной творческой личности.
Итак, во-первых, традиционно понимаемая «психология искусства» — это только «приложение» психологии к особому «материалу» — материалу искусства, художественного творчества и, во-вторых, это сфера эмпирических исследований, опять же — в традиционном для психологии смысле — эксперимент (чаще всего — лабораторный) или же различные формы наблюдения.
В-четвёртых, если ряд классических теорий личности делал акцент на патологии, новая наука в равной мере заинтересована положительными аспектами, такими как творчество, жизнерадостность и преуспевание, что роднит её с позитивной психологией.
Особенностью его творчества является нацеленность на социологическое исследование общественных групп, на отражение психологии массы, коллектива.
Точно так же и объекты культурного творчества человечества, а значит, также и относящиеся к ним, по существу, «исторические» происшествия, начиная с творчества в области языка, в области экономической, правовой и нравственной жизни, в области гуманистического образования и кончая сферой искусства и религии, — всё это несомненно принадлежит (поскольку в этом принимают участие люди, то есть относящиеся к определённому биологическому роду индивиды, активно или пассивно всё это переживающие) к сфере изысканий психологии, которая постольку по праву рассматривается как наука общая, и, основная, для, всех разветвлений «наук о духе».
Именно здесь она впервые услышала о психологии и о её важнейшей и решающей роли в раскрытии тайн актерского и режиссёрского творчества.
Это может быть достигнуто, по-видимому, только путём проникновения в психологию писательского творчества, которая, очевидно, определяется в первую очередь общественным сознанием своей эпохи.
Гуманистическая психология — направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, её высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т.
Но для исследователя — особенно для того, который пытается подойти к анализу художественного творчества со стороны психологии, — эта работа является особой и ещё в одном отношении.
Здесь мы не будем оригинальными и по закону, заданным родоначальником аналитической психологии — Юнгом, будем рассматривать безсознательное пространство через комбинацию символов, которое встречается в творчестве.
Это науки «о духовном» творчестве человеческой личности в её социальной обстановке, науки о мозге и органах чувств, проблемах психологии и логики.
Но главная причина, несомненно, в самой особенности его личности и в том подъёме его внутренней жизни, который пришёлся на этот период, в творчестве, которое и было смыслом, целью его жизни практической и направленной на решение самых сложных проблем философии и психологии (её предмета).
Этот период будет посвящён творчеству, основанному на простых и естественных началах психологии и физиологии человеческой природы...
Гуманистическая психология с большей готовностью подходит к возможности использования в науке о человеке нетипичных для науки источников, например, художественного творчества.
Не порыв творчества, а позыв интереса управляет классовой психологией.
Естественно, что без исследования феноменов творчества, таланта психология личности утратит важные особенности существования личности, а статуя личности не оживёт.
Современная психология во всем её многообразии (имеется ввиду множество психологических школ современной психологии), выстроена таким образом, что она формируется, делая определенные выводы о человеческой душе, после непосредственного наблюдения за человеком и его творчеством.
Согласно их теории, интерес психологии должны составлять исключительно вопросы человеческих особенностей — такие, как природа собственного «Я», возможность самовыражения, улучшение здоровья, надежда, любовь, творчество, бытие, становление, индивидуальность и смысл — словом, нужно понять, что именно означает понятие «быть человеком».
И, быть может, с этой точки зрения, можно было бы и на наше возражение — что, мол, и другие науки, например история, находятся не в менее тесных отношениях к философии, чем это утверждают относительно психологии, — ответить: такие тесные отношения к философии свойственны истории лишь потому, что вся сфера её фактов в конце концов вмещается в сферу психологии или подчиняется ей; действительно всеобъемлющим же является всё-таки лишь взаимоотношение между психологией и философией, и, соответственно, то же самое можно было бы сказать и по отношению ко всякой другой науке или к любому другому направлению человеческого творчества, которое пожелали бы поставить в более близкие отношения к философии.
Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству.
Решение проблемы взаимоотношения религии и науки лежит не в согласовании научных идей и основ христианского вероучении, не только в рецепции того в современном знании, что приемлемо для христианского осознания, и наоборот, а в изменении самой психологии научного творчества.
В творчестве нежность психологии оборачивается стремлением к тончайшим нюансам.