С самых ранних лет нашей жизни цвет начинает играть важную роль. У детей он прямо отображает психологические состояния. Ребенок как бы путешествует по цветовому кругу и каждый цвет «переселяется» потом на бумагу. Автор рассказывает о развитии и воспитании у детей эстетического отношения к действительности, с позиции психолога и художника знакомит читателей с психологией детского изобразительного творчества, а также говорит о роли родителей, учителей в становлении активной творческой личности.
Живопись, поэзия, музыка – эти виды искусства имеют свой язык, но существуют в единстве. Единую образную природу искусств необходимо донести детям.
Что такое воспитание цветом?
Цвет играет значительную роль для здорового или больного организма и первостепенную роль – для ума человека. Это – постоянно обновляющийся источник радостен.
Известно, что воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство уже давно учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Например, цветовая терапия существует с незапамятных времен. Еще Авиценна (980 – 1037 гг.) связывал определенные цвета с конституцией человека и рекомендовал соответствующие цветовые лекарства, изготовленные из растений.
Цветовая психология и цветовая диагностика – относительно молодые науки. Их возникновение связано с потребностью измерить психологические явления, найти взаимосвязи, достаточно устойчивые, чтобы судить о качествах человека и целенаправленно воздействовать на него.
И в самом деле, заманчиво создать «систему Менделеева» для цвета, узнать его место в структуре наших эмоций и чувств. Тогда мы могли бы предсказать «звучание» и воздействие цвета в картинах художников, в интерьере, одежде, словом, всюду, где гамма цвета присутствует и воздействует на нас. Существовало немало попыток составления жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием, однако они не увенчались успехом.
Попробуем найти такую систему при помощи статистического анализа. Казалось бы, чего проще, опросить как можно большее число людей. Пусть каждый назовет «цвет эмоции». Но путь окажется также неверным, как если бы мы надеялись воспитать из ребенка творческую личность, дав ему задачки и ответы. Как проследить наличие взаимосвязи между эмоцией и цветом? Как ее оживить? Ответ на эти вопросы и даст нам ключ к проблемам нравственного, художественного и эмоционального воспитания ребенка.
Подходы к решению проблем воспитания творческой личности уже намечены. Это – работы психологов, художников, педагогов, искусствоведов. Каждый из специалистов рассматривает процесс воспитания со своей стороны. А учителя и родители непосредственно на практике сталкиваются с воспитательным процессом и должны сочетать в себе многогранный подход к творчеству ребенка, применяя богатый арсенал методов, разработанный специалистами разных областей.
Что такое воспитание цветом? Для чего оно необходимо? Если цвет является мостиком между эмоцией и личностью, индикатором и одновременно сильным фактором воздействия на человека, то подобный метод воспитания есть связующее звено между нравственным и эстетическим воспитанием. А воспитание цветом оказывается неотъемлемой частью культурного развития. Вот что говорил по этому поводу великий И. В. Гете, который всю жизнь занимался цветом: «Мыслить интереснее, чем знать, но не интереснее, чем созерцать. Благодаря своим оптическим занятиям, я пришел к культуре, которую вряд ли смог бы приобрести… иначе» (Гете И. В. Избранные сочинения по естествознанию. – М, 1957. – С. 6). Воспитание цветом означает и активные методы научения рисованию и видении цвета, и цветовую терапию, и создание гармоничной цветовой среды для ребенка. Освоение мира красок содействует осмысленному образу жизни, повышает настроение и расширяет индивидуальную сферу переживаний. Воспитание цветом усиливает художественное наслаждение, вносит эстетическое начало в каждое «движение» души, в каждый поступок ребенка.
Поэтому, именно в школе, еще на самом начальном этапе обучения важно сохранить и развить любознательность и широту интересов детей. Необходимо направить все усилия на то, чтобы ребенок не перестал удивляться, а значит стремился к новому, делал открытия и радовался творчеству.
Эмоция удивления – одна из самых замечательных, чисто человеческих. Наряду с потребностью в общении, она появляется уже с первых лет существования человека и воплощает радость жизни и познания нового. Переживание удивления всегда намечает перспективу, уводит нас в будущее. И не случайно говорят, что самая удивительная пора – детство. Здесь все открывается впервые, и все оказывается гениально.
Не исключая синтеза литературы, музыки, живописи, мы делаем упор на изобразительные методы художественного воспитания, так как они наиболее наглядны и действенны, могут легко применяться в педагогической практике и домашнем воспитании.
Научить ребенка видеть, эстетически воспринимать действительность – это значит научить его ощущать родство со всем миром. С детства у каждого из нас формируется свой образ, эмоциональная память задает палитру того неповторимого узора мозаики, через который мы смотрим потом на мир. Взрослые зачастую не дают проявиться этому поэтическому образу, навязывая ребенку свои представления «плохого – хорошего», «своего и чужого».
Так как зона ближайшего развития у каждого ребенка своя, то необходим индивидуальный подход. У одного нужно развивать процессы воображения, другой умеет видеть образ, но не может донести его до детального выражения. Третий наоборот, излишне аналитичен, мышление перегружено детализацией, слабо обобщается идея произведения. С помощью психологических методик психолог может выявить и развить недостающие творческие элементы.
Очень важно также развивать мировоззрение и социально-этический комплекс ребенка. Занятия творчеством не только решают психологические конфликты ребенка, но и возвышают его над бытовым фоном, дают новые, так сказать «очищающие» впечатления. В свою очередь восприятие художественных произведений уже не остается пассивным как прежде, малыш начинает сопереживать, применять свой опыт. Если идеал поведения ребенка отличен от представлений о себе, то и в искусстве будет видеть героев, являющихся идеалом, и себя ставить на их место. В этом кроется большая воспитательная сила художественного творчества. В произведениях искусства ребенок видит прежде всего то, что непосредственно относится к его жизни. А поражает то, что уже пережил, либо то, к чему стремится.
Особенно чувствительных к эстетическому детей называют эмотивными. К ним нужен свой подход, с учетом их ранимости, впечатлительности. Такой ребенок может заплакать от прочитанной сказки, печального эпизода в кинофильме или мультфильме. Таких детей не следует сильно перегружать информацией, главное – более осторожно подбирать художественные произведения. Обычно они любят сами создавать художественные образы, сочинять истории и так далее. Взрослые должны поощрять эти способности.
Психологи и педагоги пытаются определить понятие творческих способностей ребенка и подойти к их практическому изучению. Педагоги художественных школ и студий стремятся к тому же, но эмпирическим путем. В настоящее время продвижение в деле изучения творческих способностей не может быть достигнуто без содружества обеих сторон. Причем важно осуществлять сотрудничество таким образом, чтобы психолог, изучающий проблемы формирования и развития творческих способностей, непосредственно соприкасался с самим педагогическим процессом.
У нас в стране комплексным изучением художественного творчества занимается и координирует его постоянная комиссия, работающая в составе Научного Совета по истории мировой культуры Академии наук СССР. Это – новое направление в искусствоведении и ряде дисциплин, касающихся духовной жизни человека.
Наблюдая экзаменационный процесс, процесс оценки работ в художественных школах, заметим, что педагоги интуитивно проделывают ту работу, в отношении которой психолог-диагностик владеет конкретными средствами. В самом деле, когда он хочет исследовать личность человека, то его интересуют основные составляющие: прежде всего свойства темперамента, характера, мышления, памяти, воображения, эмоциональность, креативность (феномен творчесткости) и так далее. Правда педагогов интересует еще формирование навыков, умений, знаний, но для детей, занимающихся художественным творчеством, этого явно недостаточно. Видимо, есть нечто, чему нельзя научиться, но к чему можно подвести – к творческому развитию.
Вспомните, летали ли вы во сне? Обычно такое бывает в детстве. Цветные, яркие сны, похожие на сказку. С образом, символом полета связано представление о полной свободе, независимости, о том, что все силы, которые мешают или препятствия удалены, а маленький человек пользуется в полной мере своими силами. Быть как птица, как ветер, как облако – значит символически стремиться к свободе. Возникает вопрос: существует ли возможность регулирования посредством сознания сферы бессознательного? Это допускают и признают советские психологи, хотя здесь еще очень многое неясно и многое не доказано экспериментально. В частности, психолог Л. С. Выготский писал: «Обучить творческому процессу, акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению. Через сознание мы проникаем в бессознательное, мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, чтобы через них выдавать процессы бессознательные» (Выготский Л. С. Собрание сочинений. – М., 1982.-Т. 2. – С. 10).
К числу необходимых черт следует также отнести наличие эмоциональной чувствительности – возбудимости особых эмоций, впечатлительности, отзывчивости, тонкого эмоционального реагирования. Эти знания необходимы для того, чтобы видеть: какие недостающие черты и у кого нужно формировать.
Нравственная и эстетическая позиция являются едиными, потому что «в обоих случаях преодолевается отчужденное, потребительское отношение к окружающей жизни, в обоих случаях для человека не существует безразличных внешних объектов, он не знает «безгласных» вещей, предназначенных лишь послужить средством для какой-нибудь утилитарной цели. В другом человеке он видит субъекта, подобного себе, в продуктах культуры – овеществленную мысль и труд своих предков; в явлениях природы также сумеет найти нечто ценное и родственное ему самому как природному, хотя и вышедшему из природы существу. Такой человек может почувствовать себя причастным ко всей жизни и культуре человечества» в прошлом и настоящем, а значит, будет способным принять на себя ответственность за будущее (Мелик-Пашаев А. Ш. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981. – С. И).
Как относится к миру ребенок? Чем отличается опыт маленького человека, казалось бы, сходный с опытом взрослого, воплощенный в художественном произведении? Изучать данную проблему сложно, поскольку эстетические переживания нельзя исследовать строгими экспериментальными методами. Ребенок всегда любит свою работу, всегда в ней искренен, взрослый же иногда может создавать произведение не для себя, а, например, для выставки. Взрослый художник, кроме того может дословно перенять формальные и пластические приемы у художников прошлого. Работы детей всегда имеют, так сказать, свое лицо, педагог только должен увидеть своеобразие каждого и сохранить его, пока тот не овладеет техникой и мастерством.
Эстетическое отношение к миру убирает ту невидимую психологическую границу, которая в повседневной жизни разделяет «я» и «не я». И ребенок, и художник, и поэт пишут не просто об отстраненных внешних объектах и событиях, а передают свой мир, к которому они причастны. Для ребенка, как ни для кого другого, этот мир целостен, как говорят «синкретичен», то есть каждая вещь не отделена одна от другой.
Музыка, поэзия и танец – все воспринимается как одно целое. Посмотрите на рисунки детей – в каждом из них есть солнце, земля и небо. Это – законченная модель мира. Благодаря нерасчлененности восприятия, ребенок способен радоваться настоящему моменту, он несет чашку с водой и рад, что донес ее и не пролил воду. Любое действие становится для него «действом» – отсюда и тот великолепный артистизм, поражающий своей непосредственностью взрослых. Действительно, ребенок не имеет того абстрактного понятия «труд», которое присуще нам – взрослым. Он несет чашку потому, что ему это нравится. Малышу хочется делать что-нибудь, не задумываясь над тем, зачем и что же будет дальше. Поэтому задачей взрослого в такой момент является создание образа труда не через абстракцию, а через поэзию. Необходимо включать ребенка в свои дела методом игры, оживляя образ, а не абстрактно внушать, что такое хорошо и что такое плохо. Доброта должна образно сложиться для маленького человека из многих дел, поступков. Итак, создание любого образа должно сопровождаться сопереживанием, эмоциональным включением его в ситуацию.
Не менее важным является и нахождение каждой личностью своего образа. Вспомним, как у нас проводятся праздники. Приходит массовик-затейник и говорит: «Ну-ка, ребята, пошли, повторяйте за мной!».
И ребята начинают неумело повторять его движения, некоторые стесняются, создается искусственное оживление. Танец превращается в механическое повторение. А здесь, наоборот, необходимо дать свободу, пусть каждый сам придумает свое выражение образа, представляя о том, как падают листья, кружится снег, передавая пластику животных. Пусть ребенок оттолкнется от поэтического образа и создаст свой, пусть перед ним ставится не конкретная цель, а проблема.
Особенно это касается праздников, которые запоминаются детьми надолго. Тогда каждый желает высказаться, самореализоваться. Педагогам и родителям необходимо активизировать детей в подготовке к празднику, чтобы они вместе оформляли сцену, придумывали костюмы и рисунки, отражающие восприятие необычности глазами малыша. Разные конкурсы, диалог с маленькими исполнителями запоминаются им как этап, как ожидание чуда на всю жизнь. Естественно, мир сказки не должен преждевременно уходить от ребенка. Установка на раннее обучение логическому мышлению, на «вундеркиндов» впоследствии может дать невротические срывы, допустим в подростковом или раннем юношеском возрасте.
Кто боится темноты
Как известно, положительные эмоции связаны с раскрытием душевных сил человека, а отрицательные – с его невротизмом, замкнутостью, настороженностью. У ребенка уже в раннем возрасте могут возникнуть стражи: страх перед чужими людьми, боязнь темноты, боязнь оставаться одному дома. Все эти страхи формируют взрослые, а когда ребенок подрастет, то могут внушить еще и социальный страх: перед посещением школы или перед учителем, боязнь не справиться с заданием. Страх формируется в результате запугивания, при повторяющихся напряженных ситуациях, недостатке душевного тепла. Боязнь незнакомых ситуаций, новой обстановки, незнакомых людей «гасит» поисковую активность ребенка, лишая его необходимых для развития эмоций удивления. Таким образом, личность не раскрывается, гармония эмоций нарушается, припадая на ранний возраст, когда существуют периоды повышенного проявления страха.
Особенно отрицательно сказывается пассивность такой семьи, в которой в основном смотрят телевизор и слушают радио. Ребенок обрекается в данном случае на душевное одиночество. После такого «воспитания» не следует надеяться на творческую самостоятельность малыша. Более того, просмотр многих программ для взрослых, засыпание и просыпание под радио могут сделать его невротиком.
Взрослые должны сосредоточить все свои усилия для создания радостной атмосферы. Вечерняя сказка по телевизору не может заменить песню или сказку, рассказанную родителями. Именно рассказ, живая беседа, а не чтение часто дают ответную реакцию ребенка, развивая его творчество и воображение. Вспомните свои переживания в детстве: огромность дня и окружающего пространства, загадочность мира, находящегося за пределами комнаты, своего двора, улицы… Или вспомните неповторимое ожидание Нового года. Целостность образа, ощущение полноты бытия – вот что отличает мир детства. И этот мир важно не разрушить, его следует осознать и пережить на новом уровне.
Роль изобразительного творчества нельзя переоценить. Равнодушие, отсутствие бережного отношения к работам ребенка сигнализируют о том, что он находится в опасности. Оказывается, если проанализировать детские работы, применив данные психологической диагностики, то можно увидеть, что они прогнозируют дальнейшую жизнь ребенка. Особенно это заметно среди тех, кто стал художником. Колорит, композиция, содержание работы маленького художника свидетельствуют о его пристрастиях, индивидуальном и неповторимом взгляде на мир. Неблагополучная ситуация в семье прямо отражается на произведении ребенка.
Заметим, что программа эстетического воспитания ни в коем случае не должна быть жесткой. В ней нужны экспромт, интуитивный подход, подкрепление занятий приятными событиями и переживаниями. Это могут быть и занятия на природе, совместные походы в музей и на ярмарки, игры, спортивные занятия и так далее. Но оставить след эти мероприятия могут только тогда, когда их проведение обсуждают вместе со взрослым, закрепляя в творчестве и передавая в наиболее ярких образах. Ведь, например, из просмотренного спектакля ребенок может вынести всего одну фразу, заинтересовавшую его, поэтому задача взрослого – научить думать, обобщать, не навязывая своего «правильного» мнения.
Замечено, что творческие личности проявляли самостоятельность в решении задач с детства, они старались все делать по-своему. Во многом здесь имеет значение уверенность в себе, которая проявляется в дальнейшем и мало изменяется. Уверенность необходимо, конечно, развивать.
Важно найти те способы самовыражения, которые ребенок использует с большим увлечением. У одного это – моторная память, у другого – зрительная и так далее. Оттолкнувшись от основного образа, созданного малышом, нужно вывести его на другие виды художественной деятельности. В любой период своего развития он должен заниматься тем видом искусств, который нравится, и затем, максимально реализовав себя в нем, либо перейти к другому, либо на более высоком уровне овладеть мастерством в найденном виде творчества. Занятия рисованием могут смениться лепкой, танцем, музыкой. И все эти перемены происходят естественно, педагогу нужно только вовремя подхватить и максимально развить эту способность. Обычно у детей, не склонных обучаться живописи профессионально, интерес спадает после 3-х месяцев обучения в изобразительной студии, сменившись новым видом самовыражения. Вероятно, школы будущего будут построены по принципу такого циклического обучения, когда все ребята не будут заниматься одним и тем же целый год, а в соответствии со своими способностями и склонностями начнут переходить в разные группы.
А вот передо мной рисунок семилетней Оксаны. Сегодня все рисовали на тему «Мой дом». И что же видно на ее рисунке: черной краской расплывается фасад дома, он стоит где-то в самом углу, а ниже – крохотная фигурка человека, как будто он хочет убежать с листа. Рисунок оказался небрежным, с грязными разводами коричнево-синей краски.
Смотрю на рисунки других детей. Свой дом, своих родственников они рисуют совершенно по-разному: вот – праздничный стол, а за ним сидит вся семья, или все вместе идут на праздник. Совершенно по-другому воспринимает семью Оксана и переносит свои чувства на бумагу. Что же происходит у них дома?
Я узнаю, что ее родители недавно развелись. После развода мать с девочкой переехала на другую квартиру, а отец остался на прежнем месте со своими родителями. Оказывается, все время мама не ладила с родителями папы. А ведь с самого детства девочка жила в окружении своих близких: отца, бабушки, дедушки, матери, а теперь привычный уклад ее жизни нарушен. Оксана не может перенести разлуку с бабушкой, ведь они очень привязаны друг к другу. Когда она видится с отцом, то это сопровождается большим нервным напряжением всех участников встречи. Девочке диктуют запретные темы, дают разные наставления, словом, прежний конфликт продолжается, сюда втянут еще и ребенок. А дети, как лакмусовая бумажка, реагируют на все нюансы психологического климата в семье. И не только сами взрослые после развода становятся невротиками, – они окунают в мир дисгармонии еще не сформировавшегося маленького человека. Вот что говорит Оксана: «Мне стыдно, у меня нет папы. Все дети меня дразнят, что у меня его нет».
Учительница знала о сложной ситуации в семье девочки и стала, к сожалению, расспрашивать ее при одноклассниках. Бестактность и бесчувственность взрослых людей привела еще к одной ошибке. Хотя ребенку нужно объяснить, что изменились только условия, а отец ведь никуда не исчез. После развода прошло несколько месяцев, и однажды мама возмутилась, узнав, что говорит дочка: «Разве у тебя нет папы? Ты ведь знаешь, где он живет, ходишь к нему, и если ты будешь говорить детям, что у тебя его нет, то скажешь неправду».
– Тогда я буду говорить, что у меня есть папа! – с облегчением ответила девочка.
Ее мать начала понимать, что оскорбления, наговоры на отца, запрещение посещать бабушку изменяют отношение ребенка прежде всего к себе. Восстанавливая детей против одного из близких, взрослые сами того не ведая, отчуждают от него весь мир, разрушают целостность этого мира. У ребенка возникают страхи. Действительность теряет красочность, становясь еще более суровой, чем для взрослого в экстремальных условиях. Нагнетание обстановки в семье формирует противоречивое отношение к окружающим.
Итак, обратимся еще раз к рисункам детей в неполных, конфликтных семьях. Мы снова увидим грязные краски, искаженные фигуры. Вот такая получается фотография той невидимой психологической атмосферы, которую создаем для ребенка сами. Вот какой вырисовывается картина нашей души, которую вкладываем в него. Кстати, еще одной причиной возникновения отчужденности, грубости у ребенка является потакание во всем, чрезмерная доброта и самозабвенная любовь родителей. О чем можно судить по такому рассказу.
«Саша – совершенно невозможный человек», – говорит педагог об одном из своих учеников.
Причем у мальчика совершенно казалось бы благополучная семья. У него прекрасные родители – все делают для Сашеньки. А он грубит, критикует и, самое обидное, смеется всем в лицо – независимо от того, как к нему относятся: плохо или доброжелательно.
В данном случае родители культивировали в ребенке эгоцентризм, закрывая ему глаза на все другие точки зрения о нем. Тем самым вызвали ответный гнев и раздражение не только в свой адрес, но и на других окружающих. Чрезмерно высокая самооценка привела ребенка к конфликту, несоответствию действительности. Общение с окружающими стало невозможно. Возникло требование ко всем: оценивать его так же как в семье.
Мы рассмотрели только два крайних полюса отношений: ребенок-семья, когда есть чрезмерное превознесение или полный дискомфорт. Как заметно, и то, и другое ведут к одному результату – отчуждению, поломке системы оценок и самооценок.
А теперь задумайтесь, как Вы воспитываете своего ребенка? Вспомните, в какой обстановке выросли Вы сами, не переносите ли полностью модель своей семьи в прошлом на сегодня?
Еще один случай, демонстрирующий влияние самооценки на детское творчество. У Бори М., ученика 8 класса Республиканской художественной средней школы всегда получались хорошие работы. Мальчик немного затрачивал времени и усилий, он в самые крайние сроки успешно справлялся с заданиями. Окружающие хвалили его, некоторые даже льстили. За счет похвалы и рано приобретенной славы произошли распыление мастерства, утрата прежней живости и непосредственности в рисунках. Мальчик создал себе потолок, и взлет сменился падением. Боря стал пропускать постановки[1], заранее думая, что потом наверстает упущенное и сделает сразу два задания. Появилось приспособленчество (конформность), он стал исполнять роль маленького гения, которую ему навязали. Однако профессию художника можно сравнить с профессией скрипача: стоит пропустить репетицию, как уже не получается, да и пальцы не слушаются.
Осознавая свой уровень, как достаточно высокий, ребенок сам ограничивает свою свободу, свое творчество. Таким образом, эмоции сгорают на успехе. Во многом это зависит от типа личности. Некоторые дети при неудаче наоборот мобилизуют все свои силы и достигают положительного результата. В основном, это свойственно детям с сильной нервной системой, так называемым борцам за справедливость. Для ребенка-меланхолика, обладающего слабым типом нервной системы, экзальтированного, неуспех может оказаться концом всех его начинаний в творчестве. Задача учителя – знать: как и кого нужно поощрять, когда уместно сделать замечание.
Конец ознакомительного фрагмента.