Предложения в которых упоминается "философская наука"
Этот признак раскрывает содержание логики и отличает её от других философских наук.
Будучи кандидатом философских наук и юристом, многие годы изучая политическую экономию, историю древних цивилизаций и мифологий, десятки лет интересуясь открытиями в области палеонтологии, биологии, генетики, физики элементарных частиц, с раннего детства увлекаясь художественной литературой, я не мог выразить себя в условиях того социализма, в котором жил и который ограничивал гуманитарное творчество рамками догматических установок, не давая возможности высказать и, тем более, печатать свои действительные мысли и чувства.
Это было первое учебное заведение с правильным курсом преподавания, в состав которого входили и философские науки.
Он предлагал сделать её философской наукой.
Под его руководством подготовлено и защищено более 30 кандидатских диссертаций в области юридических и философских наук.
Но рвать на себе рубаху и опровергать свои прежние выводы он позволить себе не мог, он был политик, а не доктор философских наук.
Многочисленные когорты кандидатов и докторов философских наук, ведущие учебный процесс на этих кафедрах, и поныне готовы, что называется, до потери пульса, защищать эту догму.
Поэтому в трудах по историческим наукам периодизация обычно идёт по датам знаменательных событий; в исследованиях по философским наукам — по научным школам и их влиянию на новые течения; в диссертациях по политологии — по смене политических формаций; а в работах по юридическим наукам периодизация проводится либо по институтам права у учёных, занимающихся проблемами материального права, либо по осуществлению деятельности судом у учёных, исследующих проблемы процессуального права.
Докторскую диссертацию на степень доктора философских наук подготовить и защитить он так и не успел.
Кроме первоначальных общих предметов гимназического курса, здесь преподавались из языков: латинский, французский, немецкий и, в угоду местным потребностям, татарский; из философских наук: логика и практическая философия; из физико-математических: геометрия и тригонометрия, механика, гидравлика, физика, химия, натуральная (естественная) история, землеведение, то есть землемерие, и гражданская архитектура; преподавались также науки юридические и военные, наконец, рисование, музыка, фехтованье и танцы.
Мой хороший друг, доктор философских наук и практикующий врач в области натуропатии, никак не могла понять, почему многие люди не выздоравливают после того, как она назначила им подходящую диету и курс необходимых витаминов и минералов.
Основными предметами по философии были: энциклопедическое введение в философские науки, логика, психология, история философии.
Такое направление в философской науке получило название «идеализм».
Философская наука определяет категорию «эстетическое отношение» как духовную связь субъекта с объектом, основанную на незаинтересованном отношении к данному объекту и сопровождаемую чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним.
Собственно, в значительной мере это отражало и функции самой философской науки в сталинскую пору, функции, помимо всего прочего, своеобразного «идеологического полицейского», обеспечивающего должную правоверность, ортодоксальность всех наук, теории, духовной жизни общества в целом.
За всё это время на совете по социальной философии под моим руководством защитили диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук 19 человек, на соискание кандидатской степени — свыше 40 человек.
Несмотря на то, что спор во многом строился по вопросу организации монастырского хозяйствования, в частности сельского, он принял в русской философской науке статус религиозно-философского спора, что подтверждает, с одной стороны, чрезвычайную социальную важность сельскохозяйственной отрасли в жизни общества, с другой стороны, — необходимость его решения не только в плоскости аграрного производства, но и в соотношении с существующими религиозными традициями и правилами.
Проще говоря, феноменология — это философская наука о чувственном восприятии мира.
Поэтому она занимает важное место между философским постижением мира, эстетикой как разделом философской науки о ценностных отношениях к миру и собственно искусствознанием.
Она выступает в качестве связующего звена между социальной работой и философией и включает в себя элементы онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии и других философских наук.
Этика и аксиология социальной работы являются специализацией соответствующих философских наук применительно к социальной работе.
Напротив, философское знание, философские науки являются той основой, которая придаёт знанию о социальной работе целостность и завершённость.
Гносеология (gnosis — знания и logos — учение, наука) — философская наука о происхождении, природе и границах человеческих знаний.
Наряду с метафизикой, логикой и этикой гносеология вошла в число первых и главных четырёх философских наук.
Некоторые философы считают, что гносеология занимает доминирующее положение среди всех философских наук и всех философских проблем и называют её царицей философии, так как ни одна философская проблема не может быть разрешена или истолкована без предварительного доказательства или допущения в качестве аксиомы о гносеологической достоверности того или иного решения.
Постепенно сформировалась философская наука — гносеология.
Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол — общественные науки, нижний правый угол — философские науки (логика и гносеология).
Между науками о природе (естественными науками) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными находятся технические науки.
Гносеология — философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности.
Этика — философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность.
Это мировоззренческая, по сути, философская наука.
К конкретной реализации философской наукой проблематики научного познания относятся современные концепции социальной теории познания, креативной онтологии знания, исторической эпистемологии, использующей для реконструкции истории познания междисциплинарный метод case studies.
Философская наука приходит к необходимости осмысления таких феноменов, как текст, контекст и дискурс.
Философская наука также выказывает озабоченность поисками решения застарелых проблем школьного образования, связанных с обращённостью познавательной деятельности учащихся к действительности.
Поэтому сегодня под формальной логикой подразумевается философская наука об основных законах и формах рационального мышления.
Тем не менее, по-прежнему философская наука о культуре остаётся невозможной и неуместной.
Это мистики, проповедники, пророки, провидцы, визионеры, поэты, писатели, живописцы, скульпторы, музыканты... Они философствуют образами и более доступны для понимания, чем доктора философских наук.
Серьезно придется философам-реалистам заняться и самой философией как философской наукой и из инструмента разрушения жизни и духовности на земле, какой является современная атеистическо-материалистическая философия, превратить её в инструмент мира, согласия и созидания на земле.
После завершения военной карьеры в возрасте 37 лет, имея научную степень кандидата философских наук и воинское звание подполковник я пришёл в фармбизнес и начал в нём «с нуля» свою вторую карьеру на позиции секретаря отдела продаж в одной из известных американских фармкомпаний.
Все эти проблемы историки отдавали на откуп политологам, социологам и представителям прочих философских наук.
При всём кажущемся различии этих трёх философских направлений их объединяет общее стремление приблизить философскую науку к насущным проблемам жизни.
Невозможно пройти мимо той стороны дела, что крупный учёный-марксист, профессор, доктор философских наук снабдил читателя новой научно-теоретической информацией, выполненной на уровне исследовательской работы.
Но вскоре эстетика конституировалась как философская наука.
Гегеля о сущности человека, изложенном в «Энциклопедии философских наук», воспитание трактовалось как преобразование души, проводилась чёткая градация между талантом и гениальностью как высшей формой одарённости, проявляющейся в способности к творчеству.
Эстетика (от греческого aisthetikos — чувствующий, чувственный) — философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей.
Кроме того, в наше время и сама азбука сделалась такой философской наукой, что нельзя уже научить ей, просто показывая буквы.
Развёртывание духа и есть собственно философская наука в гегелевской трактовке.
От искусства можно затем легче перейти к действительно освобождающей философской науке.
Рядом с уверенностью в высоком предназначении философии, с убеждённостью в её привилегированном положении в духовной жизни общества всегда существовало сомнение в её возможностях; центр философских размышлений переносился то в сферу науки, то в область нравственности; порой философия оказывалась неотличима от поэзии.
Результатом всего этого был решительный поворот в моих планах, касающихся научной карьеры, поворот от физики к истории науки, а затем, постепенно, от собственно историко-научных проблем обратно к вопросам более философского плана, которые первоначально и привели меня к истории науки.
В силу своей любознательности, он не только посвящал всё своё свободное и несвободное время изучению физических наук, но, в известной степени, старался постичь премудрость различных философских учений, в том числе и философию йогов.
Разрешение обозначенных проблем в данном научном исследовании может быть найдено при помощи синергетики и системного анализа, которые позволят интегрировать ряд парадигм философских, экономических, социальных и юридических наук.
Значит, понятия «преступление» и «наказание» следует отнести к категориям философским, поскольку право, правовые науки, в частности уголовное право и криминология, не в состоянии ответить на интересующие нас вопросы.
В ранний период науки направлялись и оценивались с философской точки зрения своими собственными лидерами и философами от техники.
Однако, подтвердив большинство древних, туземных и восточных знаний о сознании, эти исследования в то же самое время подорвали некоторые базисные философские допущения механистической науки.
Классический период науки характерен не только огромными достижениями, такими как законы инерции, всемирного тяготения, ускорения свободного падения тел, «небесной механики», объяснение морских приливов, веками пугавших прибрежные народы, лунных и солнечных затмений и др., но и своей философской доктриной, получившей название «лапласовский детерминизм».
Так, философские системы могут быть атеистическими или религиозно-идеалистическими по отношению к религии, сциентистскими или антисциентистскими по отношению к науке, оптимистическими или пессимистическими по отношению к смыслу и перспективам жизни человека, созерцательно-умозрительными или социально-преобразующими по отношению к практической деятельности людей.
И нельзя требовать от философии научности на том основании, что науке придан философский характер.
Однако неоднородность философского отделения была очевидна: в него были включены науки филологические.
Современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками.
Единство научного знания также проявляется в наличии общей универсально-понятийной формы его существования, общих принципов строения знания, использовании в различных науках общих (всеобщих) методов познания и общих философских и метанаучных категорий, тенденциях интеграции наук и возникновении в поле их границ новых научных дисциплин, а также в возникновении комплексных отраслей научно-технической деятельности.
Стоят цели выработки идеологии историко-педагогических исследований, свободной от диктата философских и политических доктрин, установления гармоничного сотрудничества историко-педагогической науки и власти, эффективного историко-педагогического сопровождения современных реформ в образовании.
Эротическая, брачная окраска философских постижений и прозрений радикально отличает философию от науки.
Современное научное мировоззрение способствовало возрождению философских представлений о «мышлении как процессе» прежде всего в естественных науках.
По мере практического освоения действительности, развития культуры, науки изменялся предмет философии, но, тем не менее, всегда существовали фундаментальные проблемы, которые постоянно переосмысливались и переосмысливаются философской мыслью в свете нового опыта, новых знаний и исторических условий.
Данная наука восприняла определённую сложившуюся модель человека как некоторый готовый результат философской мысли.
Пока же, завершая рассмотрение философского контекста бихевиоризма, отметим занятный парадокс: борьба за независимость науки от философии увенчалась попыткой построения новой науки в соответствии с требованиями новой философии.
Поэтому, как и в любом процессе становления новой системы отсчёта в научном знании, здесь калейдоскопичность накопления достаточного фактологического материала ещё ожидает либо момента сознательного выхода на позиции качественной определённости в теоретических обобщениях социальных наук и философской рефлексии, либо бифуркационного скачка в её становлении, безотносительно к авторским амбициям.
Выводы отдалённого прошлого давно уже отвергнуты самим развитием криминалистической науки, которое показало, что при решении проблемы общего метода расследования преступлений следует идти другим путём — исходить из философского понимания процесса познания объективной действительности, которое заключается в формуле: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике».
Необходимо признать, что нам не хватает более философского, более целостного образования, которое позволило бы нам понять всё стороны жизни человека, устранить, сломать преграды, воздвигнутые между наукой, искусством, религией и политикой и создавшие из них противоположности, и в очередной раз превратить их в пути, сходящиеся в одной точке.
Наконец, в последние годы возник философский уровень исследований, проводящийся на уровне философии науки, философии техники, философской антропологии, социальной философии.
Изучая облик вероятного исполнителя, эксперты-криминалисты определили, что автором листовки мог быть человек с высшим образованием, историческим или философским, имеющий учёную степень не ниже кандидата наук.
Подобным образом утверждения, выражающие базовый взгляд философского натурализма, типа «нет никаких объективных моральных ценностей», или «все фактические утверждения должны быть утверждениями науки и могут ссылаться лишь на физическое», или «нельзя верить во что-либо при недостаточной доказанности этого», или «все ценности субъективны», не основаны на доказательстве.
Однако когда философский образ мышления систематизируется, когда философским размышлениям придаётся логическая стройность, когда эти размышления выражаются на языке научных понятий и категорий, тогда философствование становится наукой.
Отвергая возможность изучения человеческой и социальной проблематики с помощью естественно-научных методов, современная герменевтика стремится интегрировать важнейшие философские тенденции и предложить гуманитарным наукам нечто вроде общего мировоззрения и одновременно — метода исследования, обладающего достаточной мерой строгости.
Оставить только произведения образовательного характера, философские издания, издания по науке и искусству.
Эти видимые проявления описаны многими философскими школами, зафиксированы в разных естественных науках, но нет их систематизации и общего объединяющего их закона.
Так, рациональное философское знание — проблемы начал мироздания, логика как наука о мышлении, теория познания, т.
Философская герменевтика противопоставляет гуманитарные науки естественным, сосредоточивает свои интересы на понимании, оставляя в стороне проблемы, связанные с объяснением.
Мы уже говорили выше, что это осознание (осознавание) характерная особенность всей неклассической и постнеклассической науки и сопряжённой с ней философской мысли.
У него было всё, чтобы стать великим человеком науки: неутолимая жажда знаний, безмерное прилежание, прекрасная память и тот глубоко философский характер, который позволяет возвыситься над фанатизмом убеждений и стать беспристрастным критиком человеческих дел.
Математизация естествознания привела к забвению того, что сама фактичность науки и её корни могут быть осмыслены только в контексте развития человеческого духа, отличительной чертой которого, его энтелехией, является философская традиция.
С момента своего рождения наука философия становится своего рода стержнем философского мышления, наиболее ярким, полным и точным выражением философского образа мысли.
Устранение философской герменевтикой понятия объективной истины из методологии гуманитарных наук и полная субъективизация ценностей ведут, в конечном счёте, к тому, что на место процесса познания объективных связей ставится процедура «раскрытия смысла» изолированных друг от друга социальных явлений.
Будучи историком по базовому образованию, кандидатом философских и доктором социологических наук, я — практикующий политолог.
Теоретико-методологическая позиция позволит приблизиться к целостному (интегральному) пониманию логики первоначального библейского мировоззрения, его (не побоюсь этих для читателя преждевременных слов) по форме и содержанию философского языка, когда философия рассматривается как наука о мышлении, а не как филодоксия, которая выражается в необоснованных высказываниях, основываясь на мнениях субъективного характера.
Однако жизненный срез, на каком они были сосредоточены, задавался всё той же, а подчас и ещё более острой неприязнью к любым попыткам искать ключ к отдельному, будь оно материальным или, особенно, одушевлённым, где-то «позади» его непосредственно созерцаемой «явленности», в структурах и сущностях, когда они установлены наукой, или оглядывающимся на неё философским разумом.
Об эту философскую глыбу разбился не один корабль с исследователями, представителями разных наук... Мы попробуем подойти к ней с несколько неожиданной стороны.
Однако, если философия — это наука о самопознании, а мода действительно была — и продолжает оставаться — столь значимой, как я это утверждаю, она должна стать объектом серьёзного философского исследования.
Ибо правда не в отдельной науке, но на стыке наук философских и прикладных.
Этим занимались и занимаются как философская, так и естественные науки.
Поэтому свою цель гуманисты видели в «очищении» знания, которое возможно с помощью разума, в стремлении постичь его первоначальный смысл — отсюда их знаменитый девиз ad fontes («к источникам») и большое внимание к наукам философского факультета, которые раньше имели лишь вспомогательное значение — филологии, истории, разработке методов критики текста.
Одновременное существование множества философских систем, направлений также ставит под сомнение возможность говорить о философии как о науке, подобной другим наукам.
Наконец (и возможно, что это самое важное), ограничения, связанные с недостатком места, помешали вскрыть философское значение того исторически ориентированного образа науки, который вырисовывается в настоящем очерке.
Ренессанс дал новый толчок науке, та обзавелась материализмом, и под давлением этой силы двери философского мировоззрения распахнулись.
Первый этап представляет собой разработку методологических и конкретно-научных проблем психологии, второй — обращение к собственно философской проблеме человека и её отстаивание как центральной проблемы человеческой жизни и перспективы развития гуманитарных наук.
Слово есть результатъ ряда мозговыхъ и мускульныхъ работъ, и въ то-же время оно есть отправная точка нашего проникновенія въ духовный міръ челов?ка; оно есть явленіе тоническое, съ одной стороны, и отраженіе логическихъ и метафизическихъ категорій, съ другой — ни одинъ изъ предметовъ науки, даже самъ челов?къ, не можетъ быть наблюдаемъ и изучаемъ со столькихъ различныхъ точекъ зр?нія: языкъ изсл?дуютъ со стороны физической, анатомо-физіологической, психологической, логической, грамматической, этнографической, философской, историко-литературной, эстетической (die Sprachkunst, die Sprache als Kunst).
Возникли школы, течения, направления — и молодой науке, едва успевшей выделиться из всей совокупности философских и нравственных знаний, грозило, казалось, запутаться в бесчисленных противоречиях и потерять весь свой авторитет в глазах общественного мнения.
Уже после того, как математический аппарат теории относительности и квантовой теории был завершён, принят и усвоен главным направлением науки, физики по-прежнему далеки от единодушия в вопросах философской интерпретации и метафизических приложений этой системы мышления.
Социальная философия содержит концепции философии истории, исследующей наиболее общие закономерности исторического процесса в целом, философские концепции конкретных сфер и видов общественной жизнедеятельности (политики, права, науки, морали, искусства, культуры, религии, а также науки и техники, войны и мира; формируется, в частности, философия социальной работы).
Философы верят в познание лишь потому, что существует факт науки: по аналогии с наукой готовы верить они и в философское познание.
Алхимики в неистовом поиске способов получения философского камня и эликсира бессмертия заложили основы науки химии.
Являясь системой философской и религиозной одновременно, эзотерика включает в себя, по сути, все существующие науки.
История философского самосознания и есть арена борьбы двух устремлений человеческого духа — к свободе и к необходимости, к творчеству и к приспособлению, к искусству выходить за пределы данного мира и к науке согласовать себя с данным миром.
Кроме философского, Петербургский университет имел юридический факультет по разряду юридических наук и разряду камеральных наук.
Науки богословские, философские и словесные, вкупе с гре ческим языком, как и в дореформенной духовной школе, составили общеобязательный курс.
Анализируются отдельные философские, социальные и научные концепции, которые сыграли важную роль в развитии экономической науки.
Однако, после того как постепенно возникали конкретные науки и они отделялись от нерасчлененного философского знания, натурфилософские объяснения стали тормозом для развития науки.
Решающую роль в этом отказе сыграло — об этом свидетельствуют заметки из пятидесятых годов — то, что он понимал, что если кто приступает ныне к изучению естественных наук, тот должен заглушить в себе философскую склонность и целиком уйти в исполненную отречения частичную работу эмпирического исследования.
В то же время он уверен, с одной стороны, что современная наука, не имеющая основных принципов, движется в направлении ко всё более бесполезной специализации и материализму; а с другой стороны, что религиозные и философские принципы, не соотнесённые с научным видом знания, отличающим наше время, сегодня обращены только к меньшинству.
Там самостийный человеческий разум в своём победоносном (как тому казалось) философском полагании всего и вся из себя самого незаметно удаляет веру как лишнюю и ненужную, а стремление спасти веру у тех, кто этим озабочен, нередко ведёт к её разрыву с разумом (как стало ясно, чреватом безбожием), оставляя религию в благочестивой «слепоте», в отторжении от науки и знания.
Они написали философские тексты, построили храмы и развивали науки.
Сторонники данной версии полагают, что содержащаяся в философских книгах информация о различных науках и движении звёзд была впервые рассказана именно им.
Методологической основой социальной работы являются целостная научная система философских, экономических, социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение людей; наука о познании и преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления.
Они могут быть использованы в преподавании курса социальной антропологии; онтологии и теории познания, касающихся современных форм бытия и познания; социальной философии, социологии, политологии, а также при разработке учебных программ и лекционных курсов, затрагивающих аспекты философских оснований информатики, виртуалистики, синергетики, теории сложности и постнеклассической науки в целом.
Ранний интуитивизм, по сути, носил не вполне последовательный характер, и эта непоследовательность проявлялась в стремлении согласовать новое философское видение восприятия с данными естественных наук.
Таким образом, сфумато является результатом алхимической науки — их общий продукт, это своего рода философский камень.
Требование, чтобы наука обосновывала и ограничивала философскую интуицию, есть лишь постановление большинства голосов, приспособляющихся к необходимости.
Под методологией здесь следует понимать комплекс философских идей, лежащих в основе той или иной науки.
Геринг, методологические разделения внутри современных общественных наук глубоки и сложны, они включают дисциплинарные, поддисциплинарные, теоретические, методологические, философские, а также старомодные идеологические расхождения.
Отдельно следует отметить, что в обоих пособиях уделено большое внимание индивидуализму как определённой антропологической и философской концепции, оказавшей большое влияние на формирование аксиоматики экономической науки.
К этому можно, пожалуй, добавить философский контекст: именно в это время в умах образованного общества в целом и особенно среди профессиональных учёных стремительно набирал популярность так называемый второй позитивизм (эмпириокритицизм), согласно которому наука могла заниматься только предметами, хотя бы в принципе доступными для объективного наблюдения (подробнее мы будем говорить об этом в главе 3).
Подводя общие итоги обзора методологических основ исследования, считаем необходимым ещё раз подчеркнуть, что в силу указанных причин они отличаются некоторой эклектичностью и зависимостью не только от чисто философских доктрин, но и от теоретических достижений ряда смежных наук обществоведческого спектра.
Таким понятием является понятие общего метода расследования преступлений как результата объяснения философского всеобщего метода познания объективной действительности в криминалистической науке, сущность которого заключена в формуле «идти от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике».
Дайте им только раз по-настоящему убедиться, что едва ли найдётся что-либо в оккультных науках, что не опирается на философские и научные факты в природе, как они устремятся к изучению этих наук с тем же самым, если не с большим рвением, чем то, с каким они их поносили.
Впоследствии истина, вынесенная в заголовок данной главы, стала основой философских идей и начала восприниматься людьми как естественное происхождение философии в качестве популярной науки.
Являясь позитивной наукой, психиатрия несёт за своими постулатами о сущности и природе психического заболевания уровень философской (позитивистской) методологии и, поэтому, так или иначе связана с философией в самой своей основе.
Многоас-пектность философского знания вытекает из того, что философия состоит из множества наук.
Именно бросающаяся в глаза идеологическая форма справедливости обусловила повышенный интерес к ней представителей главным образом философской и правовой науки.
Родившись в науке и философии, позитивизм вырос из научного и философского сознания в бессознательную религию, которая стремится упразднить и заменить собою все бывшие религии.
Законы диалектического материализма имеют мировоззренческие функции, являются методологией для раскрытия секретов различных направлений естественных и общественных наук, способствуют установлению истины, реальнее всех других философских течений объясняют происходящие процессы в природе, развитии человеческого общества, различных аспектах жизни, что очень важно для понимания всего сущего и выработки наиболее разумных решений.
Говорить о выполнении этого условия в стране, где ещё совсем недавно наука находилась под колоссальным гнётом определённых философских и политических построений, весьма проблематично.
Благодаря существованию науки философии мы и имеем возможность говорить о философском содержании произведений искусства, религиозных и мифологических представлений и определять меру этого философского содержания в том или ином художественном произведении, в тех или иных религиозно-мифологических представлениях.
Однако в его критике философская герменевтика сама впала в другую очевидную крайность: образец научной методологии, выработанный на основе анализа гуманитарного знания, был резко противопоставлен ею методам естественных наук и следование ему было объявлено единственной подлинной гарантией «доступа к вопросу об истине».
В нашем пособии дана характеристика предмета философии; рассматриваются соотношения философии и мировоззрения; описаны основы общей и социальной философии; представлена история философской мысли и принципы современного философского знания, на котором во многом строятся образование, наука, культура, экономика и общественная жизнь.
Философский принцип его миросозерцания служит основой грандиозной научной системы, завершающей собою всю предшествовавшую греческую науку.
Если в XVIII веке данные о культурах разных народов использовались для иллюстрации и подтверждения обобщающих философских суждений, то в XIX веке, с распространением эмпирическо-индуктивной концепции науки начинается постепенное переосмысление самого способа применения сравнительной процедуры.
Разноплановый и вместе с тем единый портрет человека, может быть нарисован путём синтеза всех знаний в области естественных и гуманитарных наук в контексте их социологического и философского обобщения.
Идея о таких противоречиях основана на двух факторах: 1) церковь воспринимала некоторые научные и философские вопросы в качестве религиозных, долженствующих входить в категорию религиозных убеждений, а развитие науки доказало несостоятельность подобных воззрений; 2) наука изменила жизненные условия и внесла много перемен в образ жизни людей.
Всю свою жизнь автор отдал знакомству и изучению строгих наук, которые, хочется нам этого или не хочется, повлияли на его характер и восприятие мира наподобие того, как занятия учёных древности превращали их в умах народа в магов, мудрецов или алхимиков, которые были озадачены получением эликсира бессмертия и поиском философского камня.
Ему же жилось и дышалось привольно в сфере науки, искусства, философских вопросов, в обществе гуманистов, поэтов, художников.
Поскольку к тому же нет никаких сведений о преподавании там высших философских и богословских наук, следует заключить, что она являлась лишь средней школой и может сопоставляться с иезуитскими коллегиями, но отнюдь не с академиями-университетами.
Если же философ обособляет, как это делает, например, позитивизм, проблемы познания от иных аспектов человеческой деятельности, то изучение познания теряет философскую направленность, превращается в технологию познания — логику и методологию науки.
С развитием рациональных наук и усилением философских дискуссий возникла определённая чувствительность к этому вопросу со стороны правоведов.
Поразительное по целостности, непротиворечивости, единству мифа (религии), философской мысли и, наконец, собственно науки явление дошло до нас в рассуждениях древних о стихиях огня, воды, воздуха и земли.
На протяжении всей истории современной науки поколения исследователей с энтузиазмом осваивали направления, предложенные ньютоно-картезианской парадигмой, отбрасывая те концепции и наблюдения, которые ставили под сомнение базисные философские предпосылки, разделяемые научным сообществом.
Поэтому мы должны обратиться как минимум к двум областям человеческого знания — к философской антропологии и к медицинским и биологическим наукам.
Он положил у эллинов начало математике, философскому умозрению и наукам, которые делают душу истинно зрячей и исцеляют ум от слепоты, являющейся следствием других занятий37.
Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук — эксперимент и наблюдение.
Получившаяся в результате картина реальности резко изменила наиболее фундаментальные философские положения западной науки.
Структура философского знания, как видно из рассмотрения, непосредственно выражает предмет философии как науки.
Нельзя отрицать, что в науке есть философские элементы, что в научных гипотезах бывает философский полёт и что учёные нередко бывают и философами.
Но, к счастью, психология как конкретная наука, добывающая факты, строящая на базе их свои теории и объясняющая поведение человека, а не только его психические явления, вполне может существовать и развиваться дальше, не дожидаясь окончательного решения указанной философской проблемы.