Глава третья
Эстетика, философия искусства, социология искусства, психология искусства и теория формообразования
3.1. Эстетика и философия искусства как общая методология искусствознания
Философия – это наука о всеобщем. Следовательно, философские размышления об искусстве призваны выявлять исходные основания искусствознания. Философия искусства является частью философии культуры. Поэтому она занимает важное место между философским постижением мира, эстетикой как разделом философской науки о ценностных отношениях к миру и собственно искусствознанием.
Эстетика как «всеобщая наука об искусстве» передает искусствознанию исследовательский опыт разных наук[48]. Тем не менее философию искусства и эстетику часто отождествляют. В иных случаях эстетику считают теоретической основой философии искусства. Тогда под философией искусства понимают методологию теории искусства. Действительно, теорий искусства существует множество, а философия искусства одна.
Философия искусства исследует сущность и смысл художественного творчества на основе данных истории, учитывая при этом место и функции искусства внутри культуры, ее истории и морфологии. В то же время философия искусства – желаемое вторичное, а не действительное, поскольку единственная реальность искусства – само искусство, т. е. творческая практика. Любой текст, написанный философом, представляет собой рефлексию по поводу реальности, прозрения которой уже осуществил художник. Отсюда – спекулятивный характер знаний об искусстве. Д. Прециози назвал искусствознание «застенчивой наукой» (англ. coyscience)[49]. Следствие – ироничный «анаморфический» взгляд, когда искусствовед якобы надзирает за изобразительным искусством. Можно выстроить множество теоретических концепций художественного творчества: психологических, семиотических, символических и даже абсурдистских, но должна быть некая общая основа, исходя из которой можно ответить на вопрос, что такое искусство.
Философия искусства исследует сущность и смысл художественного творчества на основе данных истории, учитывая при этом место и функции искусства внутри культуры, в ее истории и морфологии. В такой интерпретации философию искусства подразделяют на две части:
1) изучение отношений искусства к этике, религии, метафизике и социальной действительности;
2) изучение внутреннего строения (собственно морфологии искусства), структуры и функций художественного творчества, а также процессов художественной коммуникации.
В западноевропейской традиции для обозначения целостного знания об искусстве используют немецкое слово Kunstwissenschaft (знание искусства). Этот термин подразумевает широкий круг вопросов, слагающихся в некое эклектичное целое. Предтечей философского знания об искусстве называют итальянского философа Джамбаттисту Вико (1668–1744). Он был родом из Неаполя, в 1725 г. опубликовал книгу «Основания новой науки об общей природе наций», в которой, в частности, изложил «философию истории культуры».
Классическое знание об искусстве изначально формировалось на кафедрах историко-филологических факультетов западноевропейских университетов трудами философов и историков. При этом ни история, ни теория искусства еще не выделялись в отдельные дисциплины. Основателем философии искусства принято считать выдающегося немецкого философа Фридриха Вильгельма Шеллинга (17751854). С 1798 г. он был профессором Йенского университета. Позднее Шеллинг читал лекции в Вюрцбурге, Мюнхене, Эрлангене и Берлине. Курс лекций под названием «Философия искусства» создан Шеллингом в период 1802–1809 гг., но опубликован только после его смерти в 1859 г.
Согласно «философии тождества» Ф. В. Шеллинга противоположности объекта и субъекта, действительного и реального, природы и духа устраняются в Абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального. Абсолют непознаваем, но ощущается в интеллектуальном созерцании средствами философии и искусства, которые в этом отношении являются равноправными. Окончательное завершение деятельность духа (субъекта) находит в искусстве.
Главный парадокс искусства, по Шеллингу, заключается в том, что художник начинает свою деятельность подобно ремесленнику, но ее результат не подлежит рациональному объяснению. В нем достигается тождество сознательного и бессознательного уже после того, как оно было достигнуто в природе. Задачей философии искусства является исследование реального (содержащегося в искусстве) в идеальном. Такой процесс Шеллинг назвал конструированием. Он писал: «Тот, кто не поднимается до идеи целого, совершенно не способен судить ни об одном произведении искусства»[50]. Немецкий философ утверждал: «Под наукой об искусстве можно понимать, во-первых, историческое конструирование искусства. Если брать ее в таком смысле, то ее внешним условием неизбежно будет непосредственное созерцание наличных памятников. Так как последнее общедоступно, то… наука об искусстве определенно причисляется к предметам академического преподавания», далее он уточнял: «Университеты – не школы для обучения искусствам. еще менее может преподаваться в них наука об искусстве с практической или технической целью». Поэтому и остается лишь умозрительная наука, «имеющая целью не эмпирическое, а интеллектуальное созерцание искусства». Философия искусства есть «изображение в идеальном реального, содержащегося в искусстве»[51].
Многие трактаты по эстетике того времени, по остроумному замечанию Шеллинга, представляли собой «своего рода рецепты или поваренные книги». Далее Шеллинг писал: «Научного и философского искусствоведения (Kunstlehre) пока вообще не существует; существуют в лучшем случае отдельные фрагменты такового, да и они еще мало осмыслены и могут быть поняты только в связи с целым. До Канта все искусствоведение в Германии было простым отпрыском баумгартеновской эстетики; само слово было впервые употреблено Баумгартеном»[52]. Появление термина «эстетика» действительно связано с именем Александра Готлиба Баумгартена (1794–1862), немецкого философа, профессора философии университета во Франкфурте-на-Одере. Книга Баумгартена «Aesthetica» издавалась в 1750–1758 гг. Его «Метафизику» (1739) Иммануил Кант (1724–1804) положил в основу собственных лекций в университете Кёнигсберга. Поэтому Баумгартена справедливо почитают не только «отцом термина», но и основателем эстетики как самостоятельной университетской дисциплины.
Собственно эстетику на раннем этапе ее развития подразделяли на три части:
1) философия искусства, или «артистическая» часть» (нем. artistisch);
2) учение о чувственно воспринимаемом (нем. aisthetisch);
3) учение о прекрасном (нем. kallistisch).
Все три части, или раздела, эстетической науки взаимосвязаны. Поэтому уже в теории Баумгартена совершенное чувственное познание прекрасно, а красота является ведущим предикатом искусства. Таким образом, эстетика чувственного восприятия посредством красоты трансформируется в прекрасное произведение искусства.
Со временем наряду с категорией прекрасного в область эстетического стали включать ужасное, безобразное и различные состояния: поэтическое, выдуманное, фантазийное, безумное, а в культуре модерна и постмодерна такие определения, как «иллюзорность», «фиктивность», «призрачность», «незаконченность». Современной культуре свойственна тенденция восприятия действительности как эстетического феномена в многообразии его модификаций. Наблюдается включение в современную эстетику вопросов, не связанных ни с искусством, ни с категорией прекрасного.
Соотношение понятий «гармония» и «красота» до настоящего времени остается нерешенной научной проблемой. Гармония (греч. harmonia – соответствие, согласие, соразмерность) – эстетическая категория, означающая целостность, стройность, слитность, идеальную согласованность всех частей формы. Поэтому гармонию считают формальной основой красоты. Она строится на рациональном понимании прекрасного, подлежит измерению и связана с пропорционированием, масштабностью, ритмичностью. Вспомним определение А. С. Пушкина «Поверил я алгеброй гармонию» («Моцарт и Сальери», 1830). Однако природа гармонии двойственна – она реальна и ирреальна, мистична. В истории искусства гармонию считали тайной небес. Об этом свидетельствует традиционная тема классического искусства: «гармония небесная и гармония земная», или «простая» (ит. «armonia celeste е armonia profana»).
Красота – высшая эстетическая оценка явлений действительности, самого человека и произведений его труда. В отличие от гармонии красота предполагает единство духовного, нравственного и физического совершенства. Красотой называют одушевленную гармонию, наполненную чувством и смыслом. Но красота также – конъюнктура гармонии, ее временное, преходящее понимание, обусловленное конкретными историко-культурными обстоятельствами и прагматическими факторами.
Отдельную область знаний представляет собой социология искусства, обусловленная философией позитивизма. Общие основы философского позитивизма (от лат. positivus – положительный) разработаны французским философом Огюстом Контом (1798–1857). Позитивизм заключается в отрицании метафизики и утверждении «положительных», точных, полученных эмпирическим путем знаний о природе и человеке. Термин «социология» О. Конт использовал в публичных лекциях 1832 г.
Социология искусства представляет собой смежную область социологии и искусствознания, предметом которой становится изучение общественных функций и зависимостей искусства. Основателями социологии считаются философы Эмиль Дюркгейм (1858–1917), Макс Вебер (1864–1920), английский философ Герберт Спенсер (1820–1903), французский философ и поэт Жан-Мари Гюйо (1854–1888), русско-американский философ и культуролог Питирим Сорокин (1889–1968).
Конец ознакомительного фрагмента.