Вы здесь

Рассказы из Корана: том 1. Глава 3: Идрис (Хифзурахман Сеохарви)

Глава 3: Идрис

3.1. Коран об Идрисе

Имя пророка Идриса (мир ему) дважды упоминается в Коране. Это происходит в главах «Марьям» и «Пророки»:

а) Упомяни в Книге Идриса. Воистину, он был правдивым человеком и пророком. Мы вознесли его на высокую позицию.102

б) Упомяни также Исмаила, Идриса, Зулькифля. Все они были из числа терпеливых.103

3.2. Имя, родословная и время жизни Идриса

Мнения историков существенно расходятся в отношении имени, происхождения и времени жизни пророка Идриса (мир ему). Даже после рассмотрения всех «за» и «против» невозможно отдать предпочтение какой-то одной версии, информации недостаточно. Как обычно, Коран затрагивает здесь лишь те моменты, которые помогают привести людей к истине, а исторических вопросов он не касается. Поэтому в Божьей Книге мы видим лишь описание миссии, статуса и высоких качеств Идриса (мир ему). Хадисы тоже не выходят за эти рамки. Поэтому все, что у нас есть в данном отношении, – это еврейские предания104, но они противоречивы и запутанны.

В некоторых из них утверждается, что имя данного потомка пророка Адама (мир ему) было Ахнух, а «Идрис» – это то ли его титул, то ли арабское имя. Его родословная имеет следующий вид: Ахнух (или Ханух, или Идрис) – Яруд (отец) – Махляиль (дед) – Кайнан – Яниш (Ануш) – Шис – Адам. Ибн Исхак считал именно эту генеалогическую цепочку верной.

Но другие теологи полагали, что пророк Идрис (мир ему) был из еврейского народа, и что Ильяс и Идрис – это разные имена или прозвания одного и того же человека.

Еще одна группа теологов пыталась согласовать данные версии, утверждая, что Ахнух – это имя его предка Нуха (мир ему), а Идрис – его титул; в то время как у пророка из еврейского народа имя – Идрис, а титул – Ильяс. Но такая точка зрения безосновательна и не подтверждается фактами. Ее сложно назвать правдоподобной, вероятно, еще и от того, что в Коране имена Ильяс и Идрис указываются отдельно друг от друга.105

3.3. Различные сообщения об Идрисе

а) В сборнике «Сахих» Ибн Хиббана приводится сообщение о том, что пророк Идрис (мир ему) был первым человеком, использовавшим письменные принадлежности.

б) В хадисе о вознесении пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) на небеса, приводимом в сборниках Бухари и Муслима, сообщается лишь, что Мухаммад (мир ему и Божье благословение) повстречал Идриса (мир ему) на четвертом небе. Но известный корановед Ибн Джарир Табари приводил версию хадиса со слов Хиляля ибн Йисафа (Ясафа). Там сообщалось, что Абдулла ибн Аббас (Божье ему довольство) попросил Кааба Ахбара (Божья ему милость) разъяснить следующий аят о пророке Идрисе (мир ему):

Мы вознесли его на высокую позицию.106

В ответ Кааб Ахбар рассказал следующую историю:

Однажды Бог сообщил пророку Идрису (мир ему):

– Идрис, за праведные дела, совершаемые каждый день людьми земли, Я дам тебе такую же награду в этот день.

Услышав это, Идрис (мир ему) стал надеяться на большую награду. Поэтому он рассказал одному своему другу-ангелу о словах Бога и собственном желании. Идрис (мир ему) надеялся встретиться с ангелом смерти и добиться отсрочки, чтобы иметь возможность получить бо́льшую награду. Выслушав просьбу, его друг-ангел посадил Идриса (мир ему) себе на крыло и полетел к небесам. На четвертом небе они обнаружили ангела смерти, который спускался на землю. Друг-ангел заговорил о пророке Идрисе (мир ему), но ангел смерти спросил его, где сейчас Идрис (мир ему). Когда он узнал, что тот находится на спине ангела, ангел смерти сказал, что Бог велел ему забрать душу Идриса (мир ему) на четвертом небе, что очень озадачило ангела смерти: как это возможно, если Идрис (мир ему) находится на земле? В этот момент ангел смерти забрал его душу.

Далее Кааб Ахбар (Божья ему милость) сказал, что это и есть разъяснение слов Корана «Мы вознесли его на высокую позицию». Кроме Ибн Джарира, еще Ибн Аби Хатим приводил схожее повествование в своем комментарии.

Шейх Ибн Кясир привел в своей книге оба данных повествования, но при этом сделал вывод, что это еврейские мифы. Даже если рассматривать только цепочки рассказчиков, то и в этом случае они выглядят совершенно ненадежными и не представляющими никакой ценности. Поэтому не стоит принимать во внимание этот комментарий к аяту Корана.

в) Как сообщал имам Бухари, Абдулла ибн Масуд и Абдулла ибн Аббас (Божье им довольство) считали, что пророк Ильяс – это и есть Идрис (мир ему). Свое мнение они основывали на хадисе, переданном со слов Зухри от господина Анаса (Божье ему довольство), о вознесении пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) на небеса. Согласно данному сообщению, пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) повстречал на небесах других пророков. Увидев Мухаммада (мир ему и Божье благословение), Идрис (мир ему) сказал:

– Добро пожаловать, праведный брат!

Если б пророк Идрис (мир ему) был Ахнухом, он бы обратился к Мухаммаду (мир ему и Божье благословение) так же, как Ибрахим (мир ему) и Адам (мир ему), то есть со словами «праведный сын», а не «праведный брат».

Приведя данное сообщение, Ибн Кясир отверг этот аргумент как слишком слабый. По его словам, при передаче столь длинного хадиса рассказчик может использовать не самые правильные слова. Возможно также, что пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) вследствие своего высокого статуса не подчеркивал отношения «предок—потомок», зато из скромности выделял братские узы.

Если же говорить об Адаме (мир ему) и Ибрахиме (мир ему), то первый из них был «отцом смертных», а второй – самым главным Божьим посланником после пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение). Коран говорит о нем так:

Следуйте же убеждениям верного Ибрахима.107

Поэтому их обращение «сын» было вполне корректным и уместным.

Ибн Кясир также сообщал о наличии мнения, согласно которому Идрис (мир ему) жил позже Нуха (мир ему) и был одним из пророков еврейского народа. Согласно этому мнению, Ильяс и Идрис – один и тот же человек.

В Торе об этих пророках говорится лишь следующее:

Ханух (Ахнух) жил 65 лет и родил Маттушалеха. И ходил Ханух пред Богом по рождении Маттушалеха 300 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Хануха было 365 лет. И ходил он пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.108

3.4. Мудрецы и философы об Идрисе

Шейх Джамалуддин Кыфты в книге «История в изложении мудрецов»109 писал о пророке Идрисе (мир ему) так:

То, что сообщают о пророке Идрисе (мир ему) корановеды и историки, хорошо известно. Поэтому нет необходимости все это повторять. Здесь же мы расскажем, что о нем говорят мудрецы и философы.

Имя, место рождения и учитель

Одни говорят, что его звали Гермес Трисмегист, и родился он в египетской деревне Манф110. Греки называли Гермеса Армисом, что означает Меркурий111.

Другие полагают, что греки звали его Тармис: Ханух на древнееврейском, Ахнух на арабском, Идрис в Коране. Сторонники данной версии говорили, что его учителем был Гусазимун (Агусазимун Египетский), о котором они не говорят ничего, кроме того что он был греческим или египетским пророком. Они называют его Орионом Вторым, а пророка Идриса (мир ему) – Орионом Третьим. Значение имени Гусазимун – удачливый. Они также утверждают, что Гермес объехал весь мир, посетив абсолютно все места. Затем он вернулся в Египет и в 82-летнем возрасте покинул этот мир.

Третье мнение заключается в том, что Идрис (мир ему) родился в Вавилоне, где и провел свое детство. Его учителем был пророк Шис (мир ему), сын пророка Адама (мир ему). Известный теолог Шахрастани утверждал, что Агусазимун – это имя пророка Шиса (мир ему).

Жизнь Идриса в изложении мудрецов

Когда Идрис (мир ему) стал взрослым, Бог сделал его пророком. Он начал увещевать порочных людей, но те практически не обращали на него внимания и продолжали пренебрегать религиозным кодексом Адама (мир ему) и Шиса (мир ему). Тем не менее небольшая группа людей все же приняла истинную веру.

Когда пророк Идрис (мир ему) увидел, как ведет себя его народ, он решил уехать. Идрис (мир ему) призвал своих сторонников присоединиться к нему, но это предложение очень обеспокоило их. Они говорили:

– Как можно найти землю столь же хорошую, как Вавилон112?

– Если вы испытаете трудности в угоду Богу, то вы обнаружите, что Его милость чрезвычайно велика, и Он непременно компенсирует вам это, – ответил пророк Идрис (мир ему). – Поэтому не отчаивайтесь, а подчинитесь Его велению.

Верующие подчинились и переселились вместе с пророком Идрисом (мир ему) в Египет. Они очень обрадовались, когда увидели быстрое течение Нила и зеленую плодородную землю у его берегов. Они выбрали лучшие места и поселились вдоль Нила. Пророк Идрис (мир ему) назвал эту землю Вавлиюном113 («плодородная, как ваш Вавилон»). Это название полюбилось и вошло в употребление у древних народов. Однако арабы называли этот регион иначе – Миср (Египет). Причиной было то, что после потопа, случившегося во времена пророка Нуха (мир ему), здесь поселилось потомство Мисра, сына Хама.

В Египте пророк Идрис (мир ему) и его сторонники продолжали миссию распространения Божьего Слова, установления добра и запрещения зла. Сообщается, что на тот момент люди разговаривали на 72 языках. По Божьей милости пророк Идрис (мир ему) владел всеми этими языками и к каждому народу обращался на его собственном языке.

Пророк Идрис (мир ему) учил людей не только религии, но и гражданскому праву, этикету городской жизни, цивилизованному способу существования. Из каждой группы людей он набирал учеников и учил их принципам гражданского права. Затем ученики возвращались в свои народы и организовывали города и селения на правильных принципах. Так было создано около двухсот городов. Наименьшим из них был город Риха114.

Пророк Идрис (мир ему) учил их и другим предметам, в том числе медицине, астрономии и астрологии.

Он стал первым учителем медицины и астрономии. Бог дал ему знания о небесных сферах, созвездиях и их формировании, соединении и разделении, а также об их гравитации, обучил его нумерологии и математике. Если б человек не получил знания об этих науках от Божьего посланника, ему было бы тяжело понять их. Пророк Идрис (мир ему) также установил правила для разных людей в соответствии с их натурой. Он поделил землю на четыре региона и во главу каждого из них назначил правителя, который отвечал за политические и повседневные правительственные вопросы вверенной ему территории. Правитель был обязан в первую очередь придерживаться Божьего религиозного кодекса, который он узнавал от пророка Идриса (мир ему), а тот – от Бога. Первыми четырьмя правителями были следующие люди:

1) Илявас (означает «милосердный»),

2) Зевс,

3) Асклепий,

4) Зевс Амон (или Илявас Амон, или Басилевс).

Мудрецы об учениях Идриса

Пророк Идрис (мир ему) прививал веру в Бога и Его единственность. Он говорил людям, чтобы они поклонялись лишь Творцу вселенной и никому более, защитили себя от адского наказания через совершение благих дел. Он подчеркивал необходимость отсутствия привязанности к этому миру, призывал к справедливости во всех делах. Идрис (мир ему) призывал людей к поклонению Богу верным, предписанным образом, советовал поститься им в срединные дни месяца115 и побуждал их к участию в джихаде против врагов истинной веры. Он говорил о необходимости выплачивать установленный Богом налог, сохранять чистоту и удерживаться от правонарушений против других людей. Идрис (мир ему) сообщал им также нормы в отношении собак, свиней, употребления опьяняющих веществ. Такова была суть его учений.

По Божьему велению он сделал некоторые дни праздничными и предписал совершение жертвоприношений в определенные дни. В некоторых случаях эти установления составлялись в соответствии с лунным календарем, а иногда основывались на передвижении звезд или их расположении относительно друг друга.

Жертвоприношения

При принесении Богу жертвы необходимо было следующее: благовония, забой животного и вино116. Кроме того, в качестве жертвы приносили первый сезонный сбор фруктов и цветов. Среди фруктов предпочтение отдавалось яблокам, среди злаков – пшенице, а среди цветов – розам.

Предвидение будущих пророков

Идрис (мир ему) также рассказал своему народу о пророках, которые появятся в будущем. Он сказал, что их будет немало, они будут учить людей религиозным и мирским знаниям, и их будут отличать определенные качества, главными из которых являются следующие:

1) Пророкам не свойственно ничего порочного и противного.

2) Они будут совершенны и сведущи о состоянии земли и небес, о том, что приносит излечение, а что – болезни. Их знания будут получены через Божье откровение, и никто из тех, кто придет с вопросом или просьбой, не уйдет разочарованным. Мольбы пророков будут приниматься Богом. Суть их призыва – в совершенствовании людей.

Мудрецы об Идрисе как Божьем наместнике

Став правителем Божьей земли, пророк Идрис (мир ему) подразделил Божьи творения на три группы в соответствии с их знаниями и исполняемой работой:

1) Наивысшим рангом обладали ясновидцы (прорицатели), поскольку они несли ответ перед Богом как за себя, так и за правителя и подчиненных.

2) Следующими по рангу были правители, поскольку они отвечали и за себя, и за государственные дела.

3) А обыватели (подчиненные) отвечали только за себя, поэтому их статус был ниже первых двух категорий.

Данная шкала зависела не от происхождения человека, а от наложенных на него обязанностей.

Пророк Идрис (мир ему) учил людей Божьему кодексу и политическим вопросам, пока Бог не забрал его душу.

Из указанных четырех правителей решительностью отличался Асклепий. Он уделял большое внимание распространению послания пророка Идриса (мир ему) и следил за соблюдением Божьих законов. Он был крайне опечален тем, что пророк Идрис (мир ему) был вознесен на небо и приказал запечатлеть в храмах изображения Идриса (мир ему) и его вознесения на небо.

Асклепий правил регионом, который после потопа, свершившегося во времена пророка Нуха (мир ему), называли Грецией. Греки ошибочно считали, что именно Асклепий был вознесен на небо, поскольку в разрушенных храмах они видели статуи пророка Идриса (мир ему) и изображения его вознесения на небо, а также слышали немало рассказов о величии Асклепия и его заведовании храмами. То есть это было просто недопониманием с их стороны.

Внешность Идриса по мнению мудрецов

Пророк Идрис (мир ему) обладал золотистой кожей и был высоким человеком крепкого телосложения. Его борода была густой, но на его лысеющей голове было мало волос. Черты его лица носили благородный оттенок. Худощавый, с сильными руками, мощными костями и широкими плечами, он был красивым человеком. Глаза его светились, вокруг них была нанесена сурьма.

Его речь была благородной, но он предпочитал молчание и уединение. Он опускал глаза во время ходьбы и часто предавался раздумьям. Когда он гневался и устрашал своими словами, он снова и снова поднимал указательный палец. Идрис (мир ему) прожил 82 года.

Высказывания, приписываемые Идрису

На его кольце были выгравированы следующие слова:

Терпение и вера в Бога приносят победу.

А на ремень было нанесено следующее предложение:

Истинные праздники заключаются в соблюдении наложенных Богом обязанностей, а совершенство религии – в Божьем религиозном кодексе и проявлении уважения.

Пояс, который он надевал во время заупокойной молитвы, был украшен такими словами:

Успешен тот, кто следит за своей душой, ведь его добрые дела – его заступники перед его Господом.

Есть немало советов и высказываний о нормах поведения, которые приписывают пророку Идрису (мир ему). Во многих языках они стали поговорками. Перечислим некоторые из них:

1) Человек не в силах отблагодарить Бога за бесконечные Божьи блага.

2) Кто стремится к совершенству в знаниях и праведности в делах, тот не должен подступать к причинам невежества и плохого нрава. Разве не видите, что для шитья ремесленник берет иголку, а не бур? Всегда помните об этом.

3) Хороший нрав достоин стремления к нему, а порочность – покаяния в ней.

4) Искренность в намерениях – условие для поминания Бога и праведных дел.

5) Не давайте лживых обещаний, не используйте имя Бога для клятв и не принуждайте лжецов клясться, ведь это сделает вас соучастником в их грехе.

6) Не беритесь за низкие профессии (например, получение платы за случку животных и т. п.).

7) Слушайтесь правителей (назначенных посланниками для исполнения правил религиозного кодекса), подчиняйтесь старшим и всегда занимайте свой язык восхвалением и прославлением Бога.

8) Мудрость – душа жизни.

9) Не завидуйте чужому счастью, ведь и чужая жизнь коротка.

10) Сложно угодить тому, кто хочет получить больше необходимого.117

Идрис и наука

В главе о Гермесе Третьем книги «История в изложении мудрецов»118 приводится мнение некоторых теологов о том, что всем наукам, которые были известны до потопа времен пророка Нуха (мир ему), люди научились у Гермеса Первого. Он жил в богатой местности Египта. Древние евреи называли его пророком Ханухом. Он был потомком пророка Адама (мир ему). Его родословная такова: Ханух (Идрис) —? – Махляиль (дед) – Кайнан (прадед) – Яниш – Шис – Адам.

Сторонники данной версии полагают, что содержащаяся в философских книгах информация о различных науках и движении звезд была впервые рассказана именно им. Он был первым, кто построил храмы для поклонения Богу, открыл медицинскую науку, писал стихи о земле и небесах, был первым, кто предупредил людей о надвигающемся шторме. Он говорил им, что ему было показано, как небесное бедствие окружает землю огнем и водой. Это породило в нем страх, что науки будут утеряны, а торговля и производство придут в упадок. Поэтому он построил в Египте пирамиды и запечатанные храмы. Там он запечатлел все виды производства и лучшие орудия труда. Он также изобразил там суть всех наук, чтобы знания о них были живы всегда.119

3.5. Выводы

В древних книгах содержится немало безосновательных историй о пророке Идрисе (мир ему). Это чистой воды выдумки и фантазии, противоречащие здравому смыслу. Исследования и истинные знания раскрыли их лживую суть. Во многих из них практически любой человек может увидеть мифическую природу. Например, история о пирамидах и запечатанных храмах оказалась практически полностью ложью. Археологические раскопки раскрыли имена тех, кто стоял за нанесением изображений и постепенным строительством этих сооружений. Были обнаружены их тела в окружении драгоценных камней и ювелирных украшений. Наглядно было показано, что все это было построено не сразу, а в различные периоды и различным образом. Раскрытые факты показали ложность приведенных историй о пророке Идрисе (мир ему). Вместо их подтверждения мы узнали имена таких царей, как Менес, Хеопс, Менкаура и Тутанхамон.

Но мы решили привести эти выдуманные сообщения, чтобы показать наличие выдуманных и лживых историй даже в книгах тех, кого называют мудрецами.

А правдой является лишь то, о чем нам сообщает Коран и достоверные хадисы, а также те немногие предложения из Торы и те сообщения, что подтверждаются пророками.