Предложения в которых упоминается "субъект восприятия"
A. Вы сводите функции познания к функциям чистого, абстрактного интеллекта; интеллект у вас существует как бы вне тела, вне физического организма, взятого в его естественном функционировании и движении и в окружении других материальных тел; фактор телесной облеченности субъекта восприятия и мышления в вашей модели не только излишен, но и вреден, поскольку только затемняет и искажает деятельность чистого интеллекта; тем самым ваша модель лишается связи с реальностью и объяснительной силы.
Возникновение речи, взаимодействие языка и психики перестраивает основные процессы, происходящие внутри субъекта: восприятие, мышление, воображение, память.
Эта инварианта одинакова для всех субъектов восприятия, как бы они ни воспринимали окружающий мир.
Просторно пространство, которое вводит движение в рамки, но сохраняет за субъектом восприятия возможность манёвра, выбора траектории перемещения.
Субъект восприятия, оперируя этими единицами, так или иначе формирует и реализует в повседневности тот образ жизни, который позволяет ему оптимально реализовать свою активность.
При этом отражение объективной реальности всегда опосредствовано активными действиями субъекта восприятия.
Это активность субъекта восприятия, которая направляется как прошлым и настоящим, так и будущим: определёнными намерениями, целями, планами или программами.
Методический смысл отнесённости движений глаз к субъекту восприятия состоит в возможности расчленять поток окуломоторной активности на целостные, относительно самостоятельные единицы и внутренне сопоставлять их с динамикой познавательных процессов, состояний человека, форм его деятельности и общения.
Способы включения глазодвигательной активности в процесс взаимодействия наблюдателя (субъекта восприятия) со средой (объектом), механизмы зрительно-окуломоторной интеграции, которая складывается для выполнения конкретной зрительной или двигательной задачи, и соответствующая ей устойчивая конфигурация (паттерн) собственно движений глаз характеризуют разные уровни организации и функционирования окуломоторных структур, без анализа которых окулография сама по себе оказывается малоэффективной.
Уровень интенции и произвольного контроля движений выражает отнесённость окуломоторной активности к субъекту восприятия (наблюдателю).
Они соотносятся как с объектом, так и с субъектом восприятия, что позволяет вводить собственно психологический план анализа и презентирует окуломоторную активность как целостный поведенческий акт.
За каждой устойчивой фиксацией просматриваются меняющиеся установки и отношения субъекта восприятия, его интерес к объекту, величина и длительность когнитивной нагрузки и другие психологические характеристики.
Читатель «зван», приглашён — он как субъект восприятия постоянно находится в поле зрения автора, является своего рода «обузой», с которой приходится считаться творческому сознанию (иначе сказать, читатель — «Кто б ни был ты, о мой читатель, Друг, недруг» — отчасти является действующим лицом произведения); если читатель («друг», личность) поймёт и оценит всю глубину шутки, то будет «избран» — улыбнётся вместе с повествователем, станет соавтором шутки, а если поймёт неправильно, то попадёт в число тех, над кем повествователь посмеивается — в число «недругов», не личностей.
Дело бесконечно усложняется тем обстоятельством, что личность является не только субъектом эстетического познания мира (то есть, тем, кто с помощью образа познаёт мир), но и объектом (то есть, тем, что при этом познаётся), а в придачу и субъектом восприятия (то есть, тем, кто воспринимает творческий продукт).
Ибо материал лингвиста, называемый текстом, представляет собой, во всяком случае в исходный момент обращения к нему, процесс: зрительные (и тем более звуковые) сигналы, поступающие на соответствующие органы субъекта восприятия из интерсубъективной среды, не «несут» в себе информацию, а возбуждают её в воспринимающем их воздействие индивиде, в частности в лингвисте, и функционируют в качестве языковых знаков в его голове, при посредстве его психофизиологического «языкового механизма».
Когда волнения ума ослаблены, ум обретает способность принимать свойства субъекта восприятия, процесса восприятия или объекта восприятия, так прозрачный кристалл принимает цвет того, с чем он рядом.
Это больше не субъект восприятия, «мыслителя» больше нет.
Мысли есть, они само-воспринимаются, субъект восприятия отсутствует.
Несмотря на различие этих определений, информация в них — как знак содержания, которое является предметом сообщения, направленного от источника к приёмнику (например, источник — внешний мир, а приёмник — субъект восприятия).
Это изначальное постулирование означает гносеологическую заданность объекта восприятия по отношению к субъекту восприятия.
Но это философское, а точнее — гносеологическое, определение объекта восприятия в логике извечного гносеологического вопроса о соотношении сознания и бытия, то есть в логике отношения «сознание-бытие», конкретизированного в нашем случае до отношения «субъект восприятия (образ) — объект восприятия (прототип образа)».
Поэтому пространственные свойства «объекта восприятия» при таком «средовом» подходе к восприятию становятся относительными, так как начинают определяться не только и не столько собственными (объекта) свойствами, сколько свойствами данной зрительной системы, с одной стороны, и функциональными потребностями человека как субъекта восприятия — с другой.
Процесс восприятия здесь рассматривается как процесс, происходящий между субъектом восприятия и пространственно-предметными свойствами окружающего мира как объектом восприятия.
Поэтому пространственные свойства объекта восприятия при таком подходе становятся относительными, так как начинают определяться не только и не столько собственными (объекта) свойствами, сколько свойствами данной зрительной системы, с одной стороны, и функциональными потребностями человека как субъекта восприятия — с другой.
Барабанщикова близки к нашим рассуждениям о том, что лежащее в основе гносеологической парадигмы отношение «субъект восприятия — объект восприятия» не позволяет проникнуть в собственную природу процесса восприятия на непосредственно-чувственном уровне его порождения.
По этой причине этот принцип как исходное основание, во-первых, имеет трансцендентальный характер по отношению и к свойствам субъекта восприятия, и к пространственно-предметным или иным свойствам объектов, подлежащих восприятию.
Фундаментальная черта восприятия заключается в том, что решающий вклад в результат восприятия делает не воспринимаемый объект, а сам субъект восприятия.
Уникальные художественные ценности, отражающие неповторимость личности создавших их художников, их реакцию на действительность, в которой им довелось жить и работать, выступая в качестве субъектов восприятия на рынке ценностей искусства, встречаются с дифференцированными художественными потребностями различных групп населения, отражающими их склонности и пристрастия в этой сфере.
Важное место в его «поэтике» занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, которое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста), изображения и самого объекта.
Символический образ как бы исподволь внушается субъекту восприятия системой художественных средств, неясных намёков, туманных ассоциаций, полисемией смысловых ходов.
Личность как субъект восприятия, субъект отношений, субъект познания.
Личность в качестве субъекта деятельности и субъекта общения. Личность как субъект восприятия, субъект отношений, субъект познания.
Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица, с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.
Самостоятельно вырабатываемые субъектом восприятия, оценки и суждения называются субъективными.
При производстве следственных действий субъектом восприятия запаховых следов в первую очередь является сам следователь.
По всей видимости, характер отношения субъекта восприятия к центральному образу произведения как к символу и предопределяет его впечатление от художественной работы в целом.
Произведение искусства, обладая полимодальным, полифункциональным значением, воздействует на субъект восприятия как на пороговом, так и на подпороговом уровнях.
Сартр делает вывод о том, что значение и магия эмоций идут не от субъекта восприятия, а от мира, на который он направлен сознанием и который конституируется телом.
Но если мы принимаем, что субъект это наивысший уровень, своего рода акме развития психики человека, наивысшая вершина его восхождения по жизни, то не вытравливаем ли само понятие «субъект», если говорим, например, о субъекте восприятия, о субъекте мышления?
Этнофор как субъект восприятия.
Этническая принадлежность субъекта восприятия приводит в действие так называемый фильтрующий механизм личности, через который пропускается вся информация о воспринимаемом объекте.
Влияние механизма этноцентризма зависит от этнических установок по отношению к конкретному этносу, с представителями которого субъект восприятия общается.
Механизм идеализации проявляется, как правило, при наличии позитивной установки к этносу, к которому принадлежит объект восприятия, иногда и при недостаточной критичности субъекта восприятия, а также в тех случаях, когда субъект воспринимает этнофора из страны с более высокой культурой или с высоким уровнем экономического развития.
Этнофор, являясь субъектом восприятия, одновременно представляет собой развивающуюся динамическую систему со многими характеристиками.
Механизм стереотипизации предполагает отнесение воспринимаемого этнофора к одному из известных субъекту восприятия этнических стереотипов.
Примером важнейшей психологической роли невербальной коммуникации в процессе речевого общения служит тот факт, что невербальная информация может как значительно усилить семантическое значение слова, так и существенно его ослабить, вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе: «Я рад вас видеть», произнесённой раздражённым или насмешливым тоном).
Заметим, что «психологическим» портрет мы называем не только потому, что он указывает на психологические свойства говорящего, но, прежде всего потому, что он формируется в психике субъекта восприятия, является воображаемым, субъективным отражением объективных свойств говорящего в сознании слушателя.
Не может однако эстетик совсем обойти молчанием вопрос о том, что происходит в субъекте, созерцающем красоту предмета, и какими свойствами должен обладать субъект, чтобы быть способным к восприятию красоты.
Подобное разграничение лишь функционально и не нарушает целостности личностного восприятия — философия не должна возвеличивать «сепаратизм и самодержавие частей», будь то теория личности или гносеологические поиски определения границ субъекта и объекта.
Но эта скрытая суть любого опыта остаётся для нас недоступной, поскольку мы обособились от окружающего нас мира, утвердившись в резком разграничении между своей собственной персоной — как субъектом и всем остальным — как объектом; в результате мы вынуждены развивать в себе особые способности, органы и методы восприятия, которые позволят нам снова войти в сообщение с тем, от чего мы себя изолировали.
Восприятие отдельной компании как системы должно предваряться её идентификацией (привязкой) в одном из идентифицируемых множеств: рынков, хозяйствующих субъектов, юридических лиц, отраслевых представителей, должников, кредиторов, экспортеров-импортеров и т.
Последний существует как некий фундаментальный слой реальности, существующий независимо от чего-либо иного, тогда как чувственный мир понимается как нечто производное от «мира идей» — как «проекция» некоторой части этого мира в индивидуальное приватное чувственное восприятие конкретных субъектов.
Состояние готовности — это система целостности восприятия, приобретения и увеличения единой силы субъекта и формирование сильной и смелой личности.
Это — сфера исследований, имеющих дело с конкретными эмпирическими субъектами — субъектами творчества или восприятия результатов этого творчества — живыми людьми или даже — «испытуемыми».
Напротив, информация, хотя и является по сути неотчуждаемой, тем не менее, способна копироваться и тиражироваться, переноситься с одного материального объекта на другой, передаваться в письменной, устной или иной форме, доступной для восприятия другим субъектом.
Причём для оценки риска (как обоснованного, так и необоснованного) анализ психического состояния субъекта, возможных изменений сознания тесно связан с исследованием внешней ситуации: в частности, скоротечности развития событий, помех выбору оптимального решения в результате, например, эмоционального поведения окружающих, обстановки, мешающей восприятию показаний приборов, требований вышестоящих должностных лиц и пр.
Таким образом, если термин «правопонимание» употребляется в широком смысле, речь может идти как о чувственном, так и о рациональном уровне, но при этом, если речь идёт о восприятии и представлениях, то, безусловно, должна подразумеваться потенциальная возможность субъекта правопонимания к формулировке понятий.
То, что является теперь в моём сознании как представление субъекта, есть лишь представленная вещь, для которой я ищу соответствующего восприятия.
Критика познания означала раскрытие активности субъекта в восприятии и познании мира, она хотела определить, что привносится мышлением.
Эта культура проявляется в поведении, взаимодействии, восприятии себя во внутренней среде и по отношению к субъектам окружающей среды.
В случае с ощущением времени происходит социальное обособление с общим временем, это зона интима, в которой отображаются индивидуальные особенности восприятия времени субъектом.
Всякое единство этих отношений существует не реально вне нас, а возникает в нас самих вследствие чувственного восприятия, синтеза, который совершается в психике субъектов; впрочем, и отдельное отношение властвования никогда не есть нечто чисто объективное, так как оно всегда отражается и во внутреннем мире субъектов.
Но речь идёт не о территории, на которой распространяются те или иные законы, формы политической жизни и нормы поведения, а о поле повседневности, в которой наши представления занимают различное положение по отношению к объектам, идеям, восприятию субъектов, близости-дальности ощущений, направленности действий и мотивов.
В любом случае, на этом гносеологическом уровне мы говорим об элементарном обмене информации, фиксирующем присутствие объекта в поле восприятия субъекта.
Чувственный мир — не просто мир вещей в пространстве, а мир вещей, доступных чувственному восприятию познающего субъекта, мир, низшей ступени познания: равно как интеллигибельный мир — не мир идей, а мир вещей, доступных чистому разуму того же субъекта, мир высшей ступени познания.
И важно отметить, что восприятие субъекта — это нечто, оставшееся после того, как было вычеркнуто всё, что его не интересует.
Каждый из них и субъект, и объект в различных художественных условиях: объект читательского восприятия и субъект, воздействующий на него.
Но первоначально не раздельное целое нашего восприятия мы разлагаем и путём выделения отличаем от представления субъекта свойство и деятельность.
Действуя с косвенным умыслом, субъект сознаёт общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и хотя не желает, но сознательно допускает факт восприятия сведений посторонними людьми либо относится к этому безразлично.
Они являются имманентной системой с неточными значениями, тяготеют к расширению сфер влияния через другие пространства и территории, что сводит восприятие действительности субъектом к сугубо денежной интерпретации, потому как остальные объекты, находящиеся в разных категориях (статус, власть, потребление), воспринимаются одинаково благодаря смещению пространства денег, захвативших чужую территорию.
Социальная ситуация личностного становления подростка-спортсмена развивается на фоне: 1) текущего спортивного и учебного результата, определяющего социальную позицию в группе, коллективе; 2) специфики соперничества и конкурентного противодействия субъектов деятельности; 3) личной цели, динамики и адекватности её достижения, характеризующей субъективное восприятие личной успешности с опорой на внутренние смыслы деятельности.
При этом нацисты считали, что уровень пропаганды следует ориентировать на способности восприятия самого ограниченного субъекта из тех, к кому она обращена.
Восприятие формирует представление о мире, который существует априори; сложнейший механизм окружающего мира, подверженный восприятию, превращается в другой, уже совершенно иной мир благодаря сознанию субъекта.
Согласно этой концепции, в ходе перцептивных процессов формируются системы отношений, которые не осознаются воспринимающим субъектом, но которые детерминируют процессы восприятия.
Но в качестве такого субъекта можно было, в конце концов, признать лишь вообще неопределённо представляемую целокупность сущего, о которой, однако, никто не думает, когда рассказывает об отдельном восприятии.
Столь же эмоционально и восприятие любимых игрушек, которые, вне зависимости от качества и внешних характеристик, наделяются признаками живого субъекта.
Субъективная истина зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок.
Особенность времени с точки зрения данного принципа состоит в том, что субъект воспринимает непрерывные формы (общее время), хотя для удобства в коммуникации намеренно разделяет их (общее время, ставшее цикличным), и ко всему прочему добавляются ещё и нюансы личного, субъективного восприятия времени.
Следовательно, эстетическое восприятие любых явлений искусства будет определяться уровнем развития эстетической культуры субъекта.
Аналогичным образом неприемлемо и представление об объективной реальности как о реальности, противопоставленной субъекту, как независимо познаваемой и описываемой, так как это ведёт к предположению, что понятию «объект» может быть предписано значение, не учитывающее его зависимость от форм нашего восприятия и мышления.
Право как система общеобязательных правил поведения рассчитано не только на сознательное восприятие и безусловное выполнение субъектами.
Но сочетание их, разумеется, не в силах объяснить неустранимый из сознания факт относимости этого «данного» к иному субъекту и какого-то восприятия иного субъекта.
Для каждого из таких субъектов характерны своё видение предприятия в целом, а также определённые органические особенности восприятия, интерпретации, переработки и использования информации, относительно устойчивые черты поведения.
Существует много исследований, которые показывают, что восприятие человеком вероятностей выигрышей и проигрышей значительно отличается от поведения абсолютно рационального субъекта.
Каждая культура наделяет человека специфической языковой оптикой, корректирующей восприятие мира через ускользающую от внимания субъекта «работу» языка.
Субъективность восприятия производна от объективной позиции субъекта, его соотношения с действительностью.
Любые усреднённые образы объектов и субъектов воспринимаются массовым зрителем как непосредственная данность, но через индивидуальное естественное восприятие человека.
Между тем, как было отмечено выше, в юридической психологии воздействие на человека определяется как процесс передачи информации от субъекта воздействия посредством различных методов и средств, отражение этой информации в психике данного лица, способной вызвать реакцию, которая проявляется в его поведении, деятельности, отношениях и состояниях, становясь доступной для восприятия воздействующим посредством «обратной связи».
Готовность объекта к подчинению зависит от ряда факторов: совпадения предписаний субъекта власти с позициями объекта властвования; характера предъявляемых к нему требований; личных качеств объекта властвования; ситуации и средств воздействия; восприятия руководителя исполнителями; наличия или отсутствия у него авторитета.
Эмпирическая типология правопонимания строится на основе количественной обработки и обобщения опытных сведений о правовых восприятиях, представлениях, понятиях различных субъектов правопонимания; фиксации устойчивых признаков сходства и различия между различными правовыми образами; систематизации и соответствующей научной интерпретации результата типологического описания и сопоставления.
Очевидно, что сущность внушения заключается не в тех или других внешних его особенностях, а в особом отношении внушённого к «я» субъекта во время восприятия внушения и его осуществления.
Совершенно ошибочно признавать лишь два направления в теории познания — реализм, для которого восприятие и познание определяется целиком объектом как подлинной реальностью, и идеализм, для которого мир есть лишь создание субъекта.
Представления зависят от восприятия, речи и мышления субъекта.
В сущности, субъект постепенно отдаляется от личного времени в той или иной степени на каждом из уровней — даже на уровне восприятия времени, но в условиях современности это не приводит к восстановлению общего пространства — архаического коллективизма, скорее начинается отчуждение, потому как субъект опирается на общественный договор16 и в отношении времени.
Эмпиристы и рационалисты полагали, что чувственный состав восприятия есть результат причинного воздействия предметов внешнего мира на душевно-телесную жизнь познающего субъекта.
Язык, воспроизводящий механизм захвата (язык овладевает субъектом, который вынужден на нём разговаривать), выполняет те же функции в пространстве, только для достижения цели ему не требуется посредник, так как механизм, позволяющий выучить язык, заложен в природе человека, в его способности к восприятию.
Следующий гносеологический уровень предполагает не простую констатацию факта присутствия объекта в поле восприятия субъекта, но и установление некой связи в этом поле между несколькими объектами.
Они утверждают, что восприятие такого рода информации обусловлено ожиданием и опытом человека, и в доказательство приводят предсказания, имеющие расплывчатые вербальные формулировки, которые можно толковать произвольно, то есть так, как того хочет субъект.
За личным временем (чувственное восприятие общего времени человеком, возможность использовать время) и особенностями владения языком скрывается переживание, ощущение, понимание, индивидуальное, не причастное к процессу взаимодействия с другими субъектами.
Тревожность, агрессивность, жестокость, конфликтность, ригидность и другие черты преступников с психическими аномалиями тесно связаны с нарушениями личности, восприятия, памяти, мышления, умственной работоспособности, что приводит к образованию нового системного качества — дезадаптированности таких субъектов, их отчуждению от общества, малых социальных групп и их ценностей.
Невыполнение указанных требований нарушает восприятие текста нормативных актов соответствующими субъектами, резко снижает или вообще сводит на нет эффективность правового регулирования.
Но как и несвобода времени, так и несвобода языка связана с социальными процессами в обществе, однако если в случае со временем действует миф об изобилии (наличие вещей, экономящих время при выборе и при использовании), нагромождение из общественных институтов, в основном экономических и политических (производство, распределение, потребление материальных благ, правительственные организации, армия, правовая система), препятствует свободному проникновению времени в жизнь субъекта, несмотря на пока ещё не потерянную способность к восприятию времени, то язык напрямую репрессирован властью (государство, религиозное построение, право и т.
Именно это учение о восприятии и вообще о знании он назвал впоследствии интуитивизмом, при этом обозначая словом «интуиция» непосредственное созерцание субъектом не только своих переживаний, но и предметов внешнего мира в подлиннике.
Уяснение как цель толкования предполагает процесс ознакомления с правовым предписаниям, его субъективное восприятие, оценку, выявление соотношения с практикуемой субъектом индивидуальной нормативной системой.
Только подлинный субъект права способен перевести своё восприятие из режима «смотреть» в режим «видеть», осознав свою правоспособность и готовность осуществлять свои дееспособность и деликтоспособность.
Апперцептивность восприятия — проекция психики субъекта на объект и само восприятие71.
Информационно-коммуникативная подсистема «отвечает» за обеспечение взаимопониманиями между субъектами политики и адекватное восприятие ими поступающей в политическую систему и исходящей из неё информации, что является необходимым условием выполнения ею своего предназначения.
И ни само восприятие, ни воспоминание не дают соответствующего субъекта — как это бывает тогда, когда я вижу, как поднимается ракета, или когда я слышу, как по мостовой гремит повозка.
Это, разумеется, упрощённый взгляд, но он подчёркивает основную тенденцию, свойственную младшим школьникам (да и вообще человеку): эмоциональное восприятие живого субъекта (или наделяемого одушевлённостью) идёт исключительно на основе тех чувств, которые ребёнок к нему испытывает.
Под содержаниями сознания будем понимать всё то, что «находится перед» наблюдающим субъектом, всё то, что может стать объектом понимающего сознания, — восприятия, мысли, образы, эмоции, сновидения, состояния.
Таким образом, стоит отметить, что восприятие субъектом денег и личного времени за исключением ряда нюансов (к примеру, количественный признак) основывается на одних и тех же принципах, несмотря на то, что такие проявления жизнедеятельности субъекта находятся в разных категориях (взаимосвязь их велика).
Деловое общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития профессиональных и деловых контактов между людьми, осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, которое порождается потребностью в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека и оказание влияния на него.
Потому что на первоначальных этапах развития культуры познающий субъект слит с миром, не отделён от него, его восприятия являются телесными.
Точно так же, конечно, в двуедином всевременном субъекте нельзя полагать временное различие между моим усилием, направленным на другую личность, восприятием ею этого усилия, отрицательным или положительным её ответным усилием, восприятием его мною и т.
Но, в отличии от восприятия и наглядного представления, которые выражают отношение субъективной деятельности к объекту, данному независимо от неё, мышление обозначает чисто внутреннюю жизненность акта представления, которая именно поэтому является самопроизвольной, из силы самого субъекта вытекающей деятельностью.
Этот союз жизненной интенциональности расторгается только тогда, когда диалектика восприятия ведёт к представлению, в котором субъект осознаёт своё отношение к объекту, ставит вопрос о явленности и отличает воспринятое от реального.
Вернерид (Warneryd, 1988) отмечает, что при исследовании отношения к риску нельзя ограничиваться объективно заданными характеристиками рискованности ситуации (вероятность успеха или проигрыша), необходимо учитывать особенности восприятия и оценки степени риска самими субъектами.
При этом устанавливается прямая зависимость конкретного типа правопонимания от данных условий, а соответственно проявлений права в объективной реальности и его последующего восприятия субъектом правопонимания.
Дело в том, что объём знания у различных субъектов всегда разный, объём восприятия также разный, и уж совсем разной является степень толкования, интерпретации полученного отображения.