Вы здесь

КиноВсеобуч. Глава 2. Процесс развития есть движение от смысла к смыслу (Елена Чурина)

Глава 2. Процесс развития есть движение от смысла к смыслу

2.1. Смысл через образ-мышление

Поговорим о том, как формируется и меняется мышление в современной эпохе у человека, начиненного гаджетами, постоянно соприкасающегося с транс-медиа сферой.

Современное поколение молодых людей сильно отличается от своих родителей по ряду причин. Основная из них связана с тем, что сегодня любой человек вне зависимости от возраста, а молодые люди особенно, умеют воспринимать любой информационный материал быстро и в большом объеме через образное мышление вне зависимости от уровня образованности.

Кино, затем телевидение и теперь интернет сделали своё дело в навязывание образов.

Предыдущие поколения получали устную информацию от носителя знаний и сохраняли её через некий носитель (уста, камень, глина, кость, дерево, металл, ткань, бумага).

Ближайшее поколение отцов и дедов много читало, через чтение развивало креативное мышление и творчество, таким образом закрепляло смысл полученной первоначальной информации через интеллект. Представители этого поколения сильно различались по уровню образования: начальное, среднее и высшее, а также естественно-научное, техническое или гуманитарное, духовное или эзотерическое. В этом длительном по времени процессе происходило постепенное взросление и развитие человека, его интеллекта, культурно-моральных и социальных качеств. Человек постепенно рос в личность, иногда в течении одной жизни так ею и не становился.

Способ формирования мышления и обучения человека оставался традиционным и схожим с аналогичным процессом научения у животных по методу копирования и повторения для получения знаний и закрепления навыков.

Чтобы научить котят ловить мышку, кошка показывает процесс охоты и даёт возможность детёнышам с ней поиграть. Чтобы научить ребенка читать, родитель показывает процесс чтения ребенку, путем азбучной игры «слово и картинка», затем повторением закрепляет навык чтения.

В XXI веке изменились средства поиска и поставки информации до практически моментального процесса. Чтение книг как этап закрепления и осмысления полученной информации, этап рефлексии и оценки информации на её качество становятся ненужными. Многие из молодого поколения не ощущают потребности в книгах. К этому нужно добавить изменение и приспособление к новому типу восприятия и темпу жизни общества и процессов, происходящих в окружающем мире. В XXI веке скорость происходящих изменений вокруг каждого жителя мегаполиса увеличилась по скромным оценкам в 50 раз. Возникли и продолжают создаваться новые способы переработки информации, активно распространяемые с помощью телевизора, компьютера и такого мощного инструмента как Интернет.

Современный молодой человек в эпоху информационных и высоких технологий смотрит на мир не через устный рассказ воспитателей, не через печатную букву книги, а через картинно-визуальные ролики, клипы, комиксы и компьютерные игры. Восприятие информации становится не последовательным с постепенным развитием, не буквенно-текстовым, не повторяющимся в копировании и заучивании наизусть текстов, а визуально-клиповым и быстро меняющимся.

С возникновения обучения в школах по системе Яна Амоса Коменского, чешского педагога-гуманиста, основоположника научной педагогики, систематизатора и популяризатора классно-урочной системы, заучивание наизусть и повторение текстов было основным инструментом обучения. Напомним, что это 1600-е года, а значит четыре века поколения людей, получали знания по одному и тому же способу подачи информации – через слух, повторение, копирование, чтение книг, письмо в тетради, которые появились в XIV веке с бумагой из хлопка и льна. Напомним, что это методы и способы повторения и закрепления навыка у учащегося, скопированные когда-то у природы и распространённые для массового образования людей с времен Средневековья до настоящего времени.

Дети из поколения 1990-х годов, которые ещё учились на книгах и писали в тетрадках, являются переходным поколением к новому поколению учащихся 2000-х годов, которые видят картинки через образы в целом и воспринимают информацию по визуальному принципу.

Для современной молодежи свойственно мышление через образы, то есть кино-мышление, клиповое-мышление или трас-медиа-мышление. Это позволяет быть в темпе соответствующем реальности, потому что

видеть и понимать смысл

быстрее, чем

слышать, читать, усваивать, повторять и понимать смысл.

Два действия против пяти.

Если рядом за игровую приставку посадить подростка и его родителя, то подросток быстро в процессе игры, не читая инструкций, осваивает игру и делает следующий ход. В то время как рядом сидящий взрослый, который умеет быстро читать, не успевает обрабатывать поступающую информацию, потому что действует по привычному алгоритму освоения материала. Читает, усваивает, пробует, понимает и только теперь может сделать ход.

При визуально-образном подходе мышление ищет смысл сразу через ключевые моменты для решения поставленной задачи в целом. Именно поэтому подросток в вышеописанном примере не читает буквы, слова и инструкции, а ищет глазами подсказки, которые дают ему знать, как поступить. Он действует по другому алгоритму игры.

Например, если надо было бы найти предмет определённой формы и определённого цвета среди многих других, то ребёнок быстро визуально и тактильно будет искать цвет и форму, раскидает и найдёт. Задача решена. Взрослый на пути поиска, будет складывать ненужные предметы в стопочки по форме и по разным цветам, объяснять по ходу зачем он так делает и учить окружающих что и как надо делать с предметами. Задачи будет решена, когда он завершит кучу дополнительных процессов.

Всё замечательно, только в решение задачи дополнительные действия не входили. Надо было найти один предмет определённой формы и цвета.

В этом состоит разница подходов средневековой научной педагогики обучения, которая была направлена на систематизацию и передачу знаний через чтение, повторение и обучение путем классно-урочной системы и новой системы развития мышления человека через кино-образное, транс-медийное образование в поиске смыслов, в интересе к познанию мира и человека.

Наличие огромного количества информации, увеличение темпов окружающего мира, даёт толчок к развитию новых способов образования, методов обучения, идущие от смысла, идущие от постановки задачи и поиска решения именно этой задачи, а не от классификации и систематизации деталей. Наступил XXI век, наступило время информационных процессов, их использования и осмысления.

При рассмотрении учебного процесса необходимо отметить разницу между учебниками как хранителями знаний и книгами как произведениями искусства.

Учебник задаёт правило, даёт задания и имеет правильные ответы. При таком подходе можно задание и ответ перевести в режим теста. При сдаче теста экзаменатор не нужен. Если ученик усвоил материал, выучил правила и понял их смысл, он всегда сдаст тест.

Ученик, чтобы понять замысел автора книги, как произведения искусства, должен прочесть её всю, без краткого изложения, обсудить со «знающими людьми». Ученик, чтобы понять и стиль, и метод реализации замысла творца, и время, в которое автор, творил данное произведение, должен углубиться в историю, литературу, психологию, политику и другие сферы жизни общества. По сути это и означает понять не только то, что хотел донести автор в произведении, но и как, и зачем он это сделал. Авторские произведения высшего качества отличаются от «ширпотреба сегодняшнего дня» и становятся классикой, необходимой для прочтения последующими поколениями неоднократно. Смысл зачастую вскрывается только после нескольких прочтений и не сразу.

Зачем читать, слушать или смотреть «Илиаду» Гомера, «Божественную комедию» Данте, «Севастопольские рассказы» Толстого, «Белые ночи» Достоевского, «Мастер и Маргариту» Булгакова, «Братья и сестры» Абрамова?

Читайте, слушайте, смотрите классику и желательно не один раз, может поймете.

«Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель…»

Ф. М. Достоевский «Белые ночи»

Учебник как хранитель знаний не является произведением искусства. Учебник – это нарезка из энциклопедических знаний, произведённая определённым способом для подачи материала, проверки освоения и запоминания учащимся. Учащийся может читать учебник кусочек за кусочком на любом носителе, не обязательно в бумажном, можно и в электронном виде. Сейчас активно развиваются дистанционные курсы и тесты вместо «живых лекторов» и устных, письменных экзаменов. Прочитать учебник может любой ученик любого уровня образованности, который способен понять и сдать тест на освоенный материал. Только в случае не понимания материала нужен учитель, репетитор или любой другой, понимающий данный предмет, человек. Слой за слоем, нарезка за нарезкой, формируется учебный процесс образования учащегося.

Если учащемуся свойственно цельное образное визуальное мышление, то с кусочно-нарезанной информацией из учебников он легко справиться. Мышление человека с последовательным накоплением информации, её анализа, повторения и применения не исключается, а дополняется образным мышлением.

Современная система образования, при которой современных детей заставляют искать смысл в энциклопедиях, учебниках, в сдаче тестов, подрывает устои разумности человеческой цивилизации. Людям нужна новая интеллектуальная гуманистическая модель разумного совместного жизнеобеспечения и людей, и планеты, и как следствие нужна новая система образования.

Важной частью новой модели обучения является индивидуализация способностей, талантов, понимание уровня развития любого учащегося, его типа мышления, его способа приема и обработки информации.

Для каждого человека любого возраста и места проживания на этой планете, благодаря новым способам и достижениям науки и техники, можно:

составить индивидуальный профиль его неизменных свойств – генетика, физиология, нервная система;

определить его предназначение с учетом психологического типа, энергетики (активности чакр и меридианов);

описать уровень личностного профиля развития с учётом родного языка, каналов восприятия информации и среды;

подобрать инструменты образования, которые лучше всего подходят этому человеку.

Именно так поступает каждый разумный и любящий родитель со своими детьми.

Именно так изменяется система обучения от подсмотренной когда-то у природы в сознательно управляемую человеческим интеллектом.

При этом необходимо учитывать, что время «людей-книг» из средневековой системы обучения Яна Амоса Коменского в классах за партой прошло. Наступил век «людей-экранов» из планетарного КиноВсеобуча.

Процесс образования является элементом общего процесса развития современного человека, которому характерна междисциплинарность, многофункциональность и большая скорость включения в процессы.

Современные люди умеют одновременно читать, посылать смс, рулить, разговаривать, думать и видеть происходящее вокруг них, то есть умеют делать многие вещи параллельно и одновременно. С каждым днем таких людей становится и требуется всё больше для точно таких же многофункциональных сжатых по месту и времени процессов жизнедеятельности как самого человека, так и общества, и планеты в целом.

Замедленная скорость приема информации и реакция при любой квалификации и компетенции уже не есть положительные качества. Лишь узкому классу специалистов в исключительных ситуациях нужна будет деятельность с большим объемом информации в замедленном темпе. Для всех остальных надо знать: где и какая информация хранится, как её быстро освоить и как применить по аналогии.

В ближайшее время будут востребованы высококвалифицированные междисциплинарные специалисты, обладающие навыками работы с информацией для решения любой задачи, обладающие методиками вскрытия смыслов для осуществления процесса развития в быстроменяющемся мире, пока данное решение является актуальным и востребованными. В данном случае умение вскрывать смысл важнее для интеллектуальной жизнедеятельности всего мирового сообщества и планеты.

Поясним это на примере технического производства сложных станков, которые в XX веке состояли из конкретных узлов и деталей, на которых работали квалифицированные специалисты. Теперь любой оператор с элементарными знаниями может управлять целыми линиями и цехами из своей операторской. Главный критерий – его скорость реакции на сигналы с линии, по сути – скорость реакции на картинку с экрана, чтобы нажать кнопку и остановить линию вовремя.

Основное возражение процессам обучения узких специалистов, что роль людей сведётся к придатку в автоматизированном производстве, что люди с таким типом «кнопка-мышление» из-за быстроты реакций, не способны будут проводить анализ и решать сложные задачи, и тем более быть креативными. При таком подходе возможно создание кастового дорогого образования для элиты и массового для «людей одной кнопки». В результате получится элитная группа людей, которые создают модели, решения и управляют процессами их внедрения, и это как раз то образование, которое является социальным процессом развития человека от смысла к смыслу жизни в конкретный момент. При обучении группы «людей одной кнопки», которые могут не иметь иных умений и навыков что-то создавать и выбирать, а будут иметь компетенции пользоваться готовым сервисом.

Скажем откровенно, что такое расслоение уже происходит.

Поколение завтрашнего дня будет «человек одной кнопки», если не применить иного способа массового образования с элементами традиционного формирования и последовательного накопления знаний, опыта и нового для выращивания навыков, умений и образ-мышления, способного, эффективного и быстрого в поиске смысла. Должен быть симбиоз из занятий классической музыкой, спорта и физической культуры, медицины (оказания первой помощи), живописи и поэзии, биологии и работы с животными, компьютерных игр, видео- и кино-, транс-медийного образования путем доступности через современные устройства, которые любой человек может использовать везде, где бы он не находился по своему выбору.

Никакие образные ряды в виртуальной реальности не способны заменить живого общения и реальных жизненных ситуаций, которые человек проживает сам и пропускает через себя.

Необходимо расширить круг непосредственного общения человека в обществе, потому что именно такое общение даёт возможность применить прочитанный, отсмотренный, освоенный материал учебных курсов, получить тот самый опыт, который является уникальным для каждого человека на пути его развития.

При создании нового не надо ломать всё старое и внедрять только модели лидеров. Надо создавать симбиоз между традиционным и новым эффективным, ускоряющим процесс образования. Любому человеку интереснее общение и развлечение, чем преодоление трудностей с освоением нового материала. Эту задачу можно решить путём создания новых видов кинопродукции, совмещающих в себе игровое художественное кино и мощную образовательную технику подачи материала.

Любой человек, сидя в своем фан-клубе или в социальных сетях под саунд-трек, способен обсудить увиденное в художественном произведении, снятом с любимыми актерами, чтобы понять смысл. Например, ещё и потому, что надо сдать экзамен по молекулярной биологии, о которой и был снят фильм. Так и работает КиноВсеобуч.

Это новые тенденции в цивилизационной модели общества. Это надо использовать для человека и общества. Элитарное образование надо давать всем, иначе скоро элита будет жить в резервациях за колючей проволкой, отгороженная от остальной части мира. Или на островах, чтобы остаться в живых.

Ищите смысл во всех процессах, которые делаете, и делайте процессы современными, доступными и эффективными для большого количества жителей планеты для жизни сообща.

2.2. Развитие – движение к успеху

Надо чётко разделять процесс движения, его циклы и пространство, в котором происходит то самое движение.

Место, которое человек прошёл, будет относиться к его прошлому, место, куда он стремится, к его будущему, а процесс движения относится к настоящему только в момент нахождения и прохождения конкретного места.

Движение на пути развития человека невозможно повторить. Оно или произошло, или ещё произойдет.

Движение происходит относительно чего-то.

А развитие?

Любая часть развития человека – это его опыт, который надо приобрести.

Например, прокатиться на велосипеде первый раз, потом можно повторять много раз и довести до совершенство технику. Каждый раз при повторении того же самого движения педалями будет крутить изменённый человек, который уже хотя бы один раз был обучен езде на велосипеде. Обученный и закрепивший навык человек способен кататься на велосипеде в настоящем и будущем.

Где тут было развитие?

Любое движение в процессе развития человека является разнородным и не повторяющимся, в этом смысле необходимо отличить процесс развития от простого механистического движения.

Человек не может повторить своё движение развития через простое повторение положения в данном месте и времени. Это невозможно. Место, и пространство, и время уже другое. Можно лишь воспроизвести более или менее удачную копию позиции, места и часа, по механическим, однородным признакам похожести.

Нет двух балетных спектаклей, идеально повторенных от разу к разу, так как любой актер всегда может промахнуться мимо движения. Нет двух спортивных рекордов, повторенных один в один, потому что и движение, и время будут происходить в своем уникальном качестве и в своей уникальной длительности.

Зато можно сделать снимок и тем самым исключить время, можно снять кинофильм, сделать видеосъемку и к движению добавить длительность, тем самым запечатлеть процесс создания нечто, как первый раз созданное когда-то в том самом месте и в том самом движении.

Движение на экране не является истинным.

Оно иллюзия. Великая иллюзия и магия – это киноискусство, которое сделав много, много неподвижных снимков восстанавливает прошедший процесс и дает возможность много, много раз повторить просмотр движения.

Кинематограф XX века совершает «техническую магию» и искусственно создает то, что до сих пор было присуще только естественному восприятию человека.

Кинематограф XXI века, оснащенный знаниями, пониманием создателей и компьютерными технологиями, способен творить «магию» нового уровня, выше просто естественного восприятия сюжета через моментальные снимки естественной или виртуальной реальности.

Кинематограф XXI века способен творить реальность в образ-мышлении человека, совершая то, абстрактное, то невидимое, то конкретное и объективное становление смыслов через недра познавательного аппарата самого человека, обучаемого самым сложным процессам и дисциплинам быстро и эффективно.

Кинематограф XXI века способен дать инструмент для развития, для движения к успеху в познании мира и человека с достижением совершенства и гармонии.


«1+1» лучший фильм по рейтингу Кинопоиска за 2010-е года.

[битая ссылка] http://www.kinopoisk.ru/top/year/2010/


Данное утверждение авторов основано на анализе тех процессов развития, которые действуют в человеке через образ-мышление для восприятия информации, уточнения посредством языковых и визуальных форм и осмысления.

Восприятие информации зрителем посредством просмотра кинопроизведения происходит через готовые формы ситуаций, через диалоги героев, которые по ходу сюжетной линии, что-то предпринимают и приходят к концу конкретной истории, рассказанной данным способом её воспроизведения на экране. В лучшем фильме 2010 года «1+1» каждый из героев обогатил друг друга посредством диалога, музыки, ситуаций, изменил мировоззрение у другого на «+1». В финалу произошло развитие как движение к успеху каждого из героев в их жизненных историях.

Любой человек, как и зритель, всё происходящее в своей жизни, все ситуации и всю полученную информацию также записывает и складывает на полки своего хранилища в мозгу. Далее при возникшей необходимости изнутри или навязанной извне он прокручивает в мозгу «записанные кинопленки» на «внутреннем кинопроекторе», чтобы что-то проанализировать, переосмыслить и воспринять к изменению. Думает о том, что необходимо сделать, чтобы исправить или закрепить, чтобы прийти к определенном концу своей конкретной реальной истории. Зачастую человек делает всё это неосознанно и неразумно, скорее автоматически, но в тот момент, когда он начинает осознавать, что делает и зачем, в этот самый момент он и делает свой первый шаг на пути к успеху в личном развитии.

Если кинематограф есть самое мощное из искусственно созданных инструментов для создания проекций ситуаций, которое даёт возможность многократного воспроизводства непрерывной и универсальной иллюзии движения, отражающего процесс создания любой ситуации, любого сценария, то почему до сих пор люди не воспользовались таким мощным орудием на пути искоренения своего невежества и для массового образования?

У кинопродукции есть масса положительных качеств для создания учебного материала практически во всех сферах жизнедеятельности людей.

Иллюзия, созданная на экране, не наносит прямого экономического, политического и морально-культурного ущерба как реальные процессы в жизни. Разница понятна на примере реальной войны и фильма о войне. Неудачную иллюзию можно убрать в ящик и переснять, старое положить в архив, и создать новое, актуальное и нужное именное сегодня. Неудачная военная компания приводит к огромным разрушительным последствиям и отражается на жизни нескольких поколений людей.

Из положительного следует отметить мягкость кино как средства образования.

Любые усреднённые образы объектов и субъектов воспринимаются массовым зрителем как непосредственная данность, но через индивидуальное естественное восприятие человека. Каждый видит и понимает по-своему, оставаясь при этом самим собой и на своём участке жизненного развития. Не происходит насилия над человеком, в отличие от того, как это происходит при классной системе обучения и воспитания, когда требуется усреднение ученика под усреднённые материалы и сдачу усреднённых тестов для всех.

Из отрицательного – через кинопродукцию легко следует догматизм, формирование навязанных стереотипов, теорий и образов, не более, чем у другого учебного материала, но с большей силой веры зрителя, особенно не имеющего аналитического ума, склонного к анализу и критике или креативного, склонного к фантазиям и умеющего выходить из рамок доказательной базы.

Аналитика и креативность остается требованием на стороне обучаемого и к создателями произведений КиноВсеобуча.

Они на равных. Чтобы это так и оставалось, и развивалось дальше, зрителя и создателя надо учить думать самому, задавать вопросы, искать ответы, ошибаться, делать совместно с другими людьми в совместном творчестве, и снова думать и задавать вопросы самому себе и другим.

Произведение киноискусства не может добавить к созданному процессу через образный и ситуационный ряд больше, чем оно может продемонстрировать на экране в форме сюжета. Зато каждый может воспринять, осмыслить процесс в развлекательной и игровой форме через образы актеров, чтобы потом применить в реальности.

Великая сила киноискусства может быть реализована в полной мере и на экране создателями, и в жизни зрителями.

Почему столько лет никто так и не воспользовался этой силой на благо массового образования человеческой цивилизации?

Ответ надо искать в процессе развития самого киноискусства. Многие технологии и открытия появившись вынуждены скрываться и ждать своего часа. Многие технологии возникают, и чтобы не быть отвергнутыми, выжидают своего часа, выдвигают на первый план не основное качество, а второстепенное, чтобы в процессе реализации быть усовершенствованными, дождавшись выйти из тени с теми качествами, которые так долго хранили. Этот процесс напоминает добычу алмаза и превращение его в бриллиант в процессе усовершенствования технологий ювелирного искусства.

Сущность процесса не может быть вскрыта в эпицентре его зарождения. Удел творца знать суть произведения. В процессе создания произведение может принять иные формы из-за непредсказуемости при его создании, так как есть элемент случайности. Зато, когда период возникновения и становления процесса уже прошёл, и дальнейшее существование произведения не вызывает неприятия и отторжения у общества, только тогда можно говорить о создании «нового» на базе традиционного.

Мощный процесс эволюции киноискусства, его возникновение и становление уже произошли.

Человечество не представляет себе современный мир без такого элемента развлечения, как киноискусство. С приходом новых компьютерных технологий в мир кино, с возникновением транс-медиа сферы стало возможно творить чудеса с пространством и временем.

Пришла пора заняться человеком и его массовым образованием через КиноВсеобуч.

Воссоздавая на экране при массовой доступности зрителя объекты, ситуации и процесс, впервые появляется возможность не только воспроизвести с максимальной точностью, с актуализацией, с предсказательностью, но впервые есть возможность доносить контекст потенциальности, и применять сознательно побудительность. Через восприятие зрителя, как обучающегося человека, появляется возможность обучения и повторения показанного на экране в реальной жизни. Произведение киноискусства, в отличие от учебника, выражает собой идеальный синтез через диалектику форм и процессов, с порядком и мерой внутренний мир человека.

Завершенным считается произведение КиноВсеобуча, если есть возможность применения обучающимся зрителем данного материала на практике в любой момент времени жизни.

Произведения киноискусства могут встать на рельсы показа процессов технологической сущности любого предмета, исследования с точки зрения образования, а не «киношной ерунды». В этом смысле определяющими условиями для кино как процесса в движении к успеху в развитии человека являются смысл снимаемого процесса, моментальная и актуальная съемка, перенос её с любого и на любой носитель видеоинформации, доступность показа массовому зрителю.

Киноискусство представляет собой систему, способную воспроизводить любой процесс в его движение от момента к моменту. Для обучения массового зрителя необходимо воссоздавать впечатление непрерывности процесса через объективность и ценность кинопроизведений на системной основе.

Какой интерес в такой обучающей системе через кинопроизведения?

С научной точки зрения – для измерения и анализа процесса. Для искусства – это ещё один из его видов. Для системы массового образования может быть колоссальный интерес со стороны обучающегося человека.

Запечатленный цветной звуковой процесс (кино), который можно повторно просматривать на любом доступном носителе, для обучающегося может быть превращен в реальные действия в жизни и на практике.

Основным является замысел, реализуя который создатели произведения киноискусства хотели бы обучить зрителя.

Чему хотели научить? Как убивать свою планету? Как спасать мир? Как жить здесь и сейчас?

Надо помнить, что создание кинопроизведение зависит только от «о-смысл-ения создат-елями за-мысл-а» как целость, через процесс изменения форм, через любые мгновения и раскадровки, что далее и позволяет создать то, что становится классикой, на которой будет обучаться не одно поколение жителей планеты, чтобы опять придумать новое и вечное.

Создателям необходимо помнить о праве держать процесс развития человеческой цивилизации в равновесии, в точке «третей силы», такой необходимой для любого процесса развития. Только когда создатели кинопроизведения мыслят процессом движения в любых взятых моментах с любыми формами, и способны при этом мыслить о создании нового, то есть изумительного, незаурядного, то «вечное и прекрасное» воссоздается в тот самый момент.

Такое движение и есть успех, и есть развитие, и есть прогресс.

Само киноискусство тоже подвержено собственному процессу развития, преобразованию на благо человеческой цивилизации. В XXI веке ему и транс-медиа сфере суждено сыграть определённую роль в рождении и формировании новой мысли, нового образа мышления, новой системы обучения человечества.

Движущееся картинки из иллюзиона, из кинематографа постепенно переросли в инструмент совершенствования новой реальности. Развитие через движущиеся картинки на экране изменяются сами, меняют людей и мир.

Есть разный человек – до просмотра кинофильма и после него. Был тот, который входил в зал, и стал тот, который выходит из кинозала. Изменения в его мышлении уже произошло. Разница (между тем, до просмотра и этим, после просмотра человеком) будет сама себя реализовывать как разница потенциалов, как разница в свойствах и качестве человека.

Вопрос: осознанно это делают авторы, и осознает ли это зритель?

Если «миссия Америки опошлить весь мир» (так говорят сказал Чарльз Диккенс и Александр Адабашьян, данное выступление есть на Ютубе), то с помощью американского кинематографа она успешно выполнена на последние сто лет. Огромное количество пошлых, тупых и дураков, трусливых и испуганных, сексуально озабоченных людей воспитанно этим средством воздействия на умы и мечты людей во всем мире.


Тупой и еще тупее (Dumb & Dumbe) (1994)

«Для них каждый новый день безумнее предыдущего»

[битая ссылка] http://www.kinopoisk.ru/film/5185/


Говорим в отношении тех произведений киноискусства, которые приводят к жизни силы, запускающие движение, приводящее в результате к качественному изменению и мышления, и норм поведения, и морали, и культуры, и так далее до новой планетарной цивилизационной модели человечества.

Развитие есть непрерывный процесс движение от предыдущего состояния к следующему измененному состоянию.

Развитие есть путь с накоплением и прогрессом в его неделимой непрерывности, иначе это путь деградации и упадка.

Развитие неотделимо от понятия «изменение».

Развитие неотделимо от понятия «время».

2.3. Сказка о найденном времени

Поговорим теперь о времени с точки зрения киноискусства и процесса массового образования людей.

Автор эссе достаточно подробно разобрал вопрос времени в книге Лени Фич «Узлы времени. Записки из чужих дневников разных лет», которую порекомендуем читателю [битая ссылка] https://ridero.ru/books/uzly_vremeni/.

Со-автор данной «Сказки о найденном времени» создал учебную программу «Властелин времени: о чём не знает Time-management», которую также рекомендуем пройти читателям, тем кто хочет действительно управлять временем своей жизни.

Итак! Времени долго учиться ни у кого нет и желания тоже.

В последнее время пользуются большим успехом короткие образовательные программы, тренинги и курсы.

Главная ценность, которой вчера, сегодня и завтра располагает современный человек – это отпущенное судьбой время его жизни. Каждый осознанно либо интуитивно стремится потратить время так, чтобы иметь максимальный заработок и значит опять-таки, чтобы «купить себе свободное время» для себя самого.

Об осознанном и произвольном использовании времени сейчас и поговорим.

В далеком уже 1964-м году на экраны вышел фильм «Сказка о потерянном времени» с незатейливым сюжетом Евгения Шварца про неожиданно постаревших старичков и старушек в пионерских галстуках, и с моралью, что жизнь быстро проходит, а потерянного времени не вернешь!


Кадр из к\ф «Сказка о потерянном времени» (1964) Режиссер: Александр Птушко www/kinopoisk.ru/film/43811/


За скобками фильма остался вопрос о самом времени – о его структуре, видах, объему – бюджету, не говоря уже о балансе и прочем. За скобками остался вопрос о самом времени как о «страшной тайне».

Что изменилось за прошедшие полвека?

О чем говорит тайм-менеджмент – теория и практика управления временем сегодня?

Весь современный тайм-менеджмент, в самых лучших своих проявлениях, это сказка о потерянном времени: много чего он не видит, а раз не видит, потому и не управляет.

Начнем с самого простого.

У человека в несколько раз больше времени, чем его есть в наличии. Это есть первый парадокс времени и отнюдь не единственный.

Во-вторых, человек живет не в астрономическом времени, вернее не только в нем. Этот «фокус» времени нельзя свести к утверждению, что «времени нет», и посему это всего лишь «психологический феномен».

В-третьих, человек никогда не знает сколько времени ему отпущено, поэтому время бесконечных возможностей с точки зрения «Вечности» имеет конечную ограниченную и органическую форму хронологии жизненного пути человека от рождения до неожиданной для него смерти.

И что с подобными постулатами и парадоксами делать?

Начнем с греческой цивилизации, вернее с философов Древней Греции, которые сформулировали, что будущее наступает на нас сзади, а прошлое расступается, исчезает перед нами.

Утверждение неожиданное, странное, непростое для восприятия, особенно, если за ним не виден с первого взгляда, и то лишь с первого, прагматизм такого способа оперирования временем. Речь не идет об аналогии, мол, «у рака – будущее позади».

Всё не столь очевидно, когда очень просто.

Самые простые вещи люди начинают улавливать и осваивать в жизни позже всего.

На некоторых языках мира, да и у народов Кавказа (пример Яна Вениаминовича Чеснова), сегодняшнее время называется буквально «заднее время» и даже означается через слова, называющие достаточно откровенно тыльный «низ тела» человека. Жизнь показывает, что именно этим местом человек, зачастую, ощущает исходы решений, первоначально считавшимися великими.

«Я родился в Грозном. До высылки чеченцев я видел сказителя-илличи. Этих исполнителей народного героического эпоса уже давно не существует. Тот старик с музыкальным инструментом дечик-пандыром в руках меня поразил. Меня куда-то везли в кузове грузовика. И туда же посадили старика в папахе со струнным инструментом в руках. Он произвел на меня, ребенка лет пяти, огромное впечатление. Став антропологом и этнографом, ведущим полевую работу, и занявшись эпосом народов Кавказа, я узнал, о чем пели такие илличи. О страдании и его преодолении. Оказалось, что первые записи текстов песен илличи сделал Лев Толстой. Он приводит их в „Хаджи-Мурате“. В юности я часто бывал в Ясной Поляне и пытался понять свою малую родину, Чечню, через то, что вынес оттуда Толстой. Сейчас у чеченцев популярны духовные мусульманские песни назмы о страданиях людей. Любая народная культура пронизана темой страдания. По-своему она выражена в русском фольклоре, в кавказском, в любом. Человек везде мечтает о воле, которую он находит только в природе, в ландшафте.» Ян Чеснов. Автопортрет на фоне ландшафтов. [битая ссылка] http://yanchesnov.awardspace.com/self-portrait.htm


Хаджи-Мурат, иллюстрация Е. Е. Лансере к повести Л. Н. Толстого


Можно смело утверждать, что человек живет в прошлом. Дословно в том, что ещё не прошло через него, не расступилось и не исчезло. Человек живет в прошлых своих убеждениях и решениях.

Вот, именно вы, сейчас читающий эти слова, приняли решение прочитать данную книжку и сейчас читаете эти строки. То есть, есть начальное время – «Начало», которое закладывает, задает всё последующее пространство жизни, событий, свершений. Слово «начальник» и «начало» есть однокоренные слова. Вы, как начальник приняли решение прочитать эту книгу и читаете.

Вы читаете эти строки в пространстве прошлого – в пространстве своего начального решения её прочитать!

Ну и что?

Простой ответ: механизм запуска нового времени и/или завершения старого, всегда сценичен как кино.

Определим одну из задач КиноВсеобуча как запуск нового времени жизни у создателей и у зрителей.

Каким образом?

Простой ответ: жизнь поделится на две неравные половины, та, что была до решения снять кинопроизведение и после у создателей, и та, что была до просмотра фильма, и та, которая началась после такого просмотра у зрителей.

О чём тогда должны быть фильмы, обладающие подобным качеством?

У киношников есть вопрос-шутка: «Что снимаете: эпохалку или нетленку?..»

И в ней ответ на предыдущий вопрос.

КиноВсеобуч будет снимать о новом прошлом с целью массового образования зрителя.

Так снимал свои фильмы Алексей Герман-старший, и так никто теперь не снимает.

Это когда создатель доводит свою идею до совершенства, до идеала, чтобы потом воссоздавать на экране не просто историю в картинках, а совершенно особенное видение мира во всей сложности и разнообразии происходящих процессов.

Это кино, которое переворачивает мир в душе зрителя и делит его на жизнь до просмотра и после.


Мой друг Иван Лапшин, режиссер Алексей Герман-старший

[битая ссылка] http://www.kinopoisk.ru/film/46671/


Человечеству известны даты подобных событий.

Об эре кинематографа выше сказано. Добавим в список запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года. В результате чего наша планета оказалась «внутри» технического объекта, созданного человеком, и вдруг стала такой маленькой. Некоторые называют это событие не только началом эры космонавтики, но и экологии, и телекоммуникаций, и новой планетарной эрой!

Подобные события всегда являются цивилизационными, а значит имеющими значение для всего человечества, захватывающими страны и континенты. Цивилизационные события не жалеют ни бедных, ни богатых, ни образованных, ни безграмотных, меняют и ломают судьбы человека, семьи, народа, страны, человечества.

Более того, такие произведения-события – это не просто книги, спектакли, фильмы, живописные картины и тому подобное, которые можно назвать объектами, элементами культуры, они сами и есть культура.

Они задают новое время новой культуры, новой эпохи, новой эры. Они порождают свой собственный жанр, стиль, содержание, форму и прочие. Именно поэтому после запуска спутника случились «шестидесятые», которые изменили и взрастили новый культурный пласт человечества в планетарном масштабе.


Я шагаю по Москве, режиссер Г. Данелия, сценарий Г. Шпаликов

[битая ссылка] http://www.kinopoisk.ru/film/42398/


Задача КиноВсеобуча назвать то, что человек чувствовал в обыденной жизни, но не мог выразить словами в других, в новых кинопроизведениях. Назвать и отразить на экране во всей сложности, без купюр. Назвать и научить управлять: научить управлять ситуациями, чувствами, временем, что по сути значит – управлять жизнью человека в частности и планеты в целом.

«…Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними?…»

У. Шекспир «Гамлет, принц датский»
Перевод Бориса Пастернака www.bards.ru

КиноВсеобуч учит современного человека быть!


Жить не прошлым и не в прошлом, жить не в будущих мечтах и неисполненных фантазий, а в сегодняшнем дне с опытом всего культурного наследия прошлого и с устремлением в будущее.

Жить жизнью во всей её сложности, открытости, непредсказуемости, жить жизнью достойных и образованных людей, жить сообща так, как это и делали наши предки на протяжении многих веков, не взирая на границы, нации и национальности, чтобы сохранить человечество и планету в целостности.

Возьмите «современное искусство», которому скоро будет уже добрая сотня лет. В его основу положена очень простая идея, не лежащая на поверхности, и уж тем более не столь зримая. Идея уж больно, не побоимся этого слова, заковыристая: любой объект может быть объектом искусства.

Мусор – это тоже объект современного искусства.

Авторам данного философско-культурологического эссе больше по вкусу объекты в фигурах Античности, эпохи Возрождения, в лицах искусства социалистического реализма, в рисунках и узорах Эшера. Ну, о вкусах не спорят и более того, даже такой объект как мышление может быть объектом для проявления в художественном произведении!

Теперь попробуйте: возьмите свой объект и покажите его как объект искусства.

Смогли?

Оказывается, что всё дело в показе.

Создатель современного искусства может показать, предъявить в форме художественного произведения, инсталляции, перформанса и прочей самой неожиданной форме именно её – мысль или чувство. От вещи к свойству, от свойства к событию, от события к состоянию – вот путь развития мира проявления искусства через технологии!

Показать невидимый мир через искусство технологий значит «про-я-вить!

Явь, Правь и Навь – в современном русском неоязычестве «три стороны бытия» или «три мира славянского мифологического миропонимания». «Явь» обозначает действительность в противоположность сну, мечте или бреду.

«Мечта стала явью». Явное значит существующее, ясное, известное.

Явь – это мир живых, мир явленный, мир явлений.

Это мир настоящего времени.

Это мир актуальности.

КиноВсеобуч учить человека быть, отвечая на тот самый вечный вопрос: «быть или не быть?», и «как быть?», и «что делать?».

КиноВсеобуч не ищет виноватых в том «кто виноват», потому что учит человека брать ответственность за себя и за свою жизнь, чтобы стало всем сообща лучше, светлее и добрее на Земле.

Начальное время всегда увеличивает энтропию как пространство возможных физически реализуемых состояний. Увеличивает возможность выбора и реализации человека как его потенциальность для свершений. Последующее исполнение, реализация, проявление замысла создателя в конкретное произведение искусства продемонстрирует как мечта, мысль, надуманное, придуманное, показанное войдёт в жизнь человека и станет реальностью.

Предиктивность – предсказанность, предопределенность последующих событий, вот что значит начальное время, запускаемого в КиноВсеобуче.

КиноВсеобуч – это время начала социальной профилактики общества, когда человек предупрежден, обучен, а значит и вооружен, способен справляться с непредсказуемыми, непрожитыми ситуациями для реальной жизни.

КиноВсебуч – это время персональной адресации к человеку, через инструменты массового показа. Только личностно-ориентированный призыв и программа действий, предусматривающей патисипативность – включенность человека, есть реальное формирование человеком своего будущего и будущего для своей Родины, для всей планеты.

Для всего этого КиноВсеобуч должен быть пространством обучения, чтобы обеспечить информированное согласие, участие, вовлеченность в предсказанном направлении!

Теперь вернемся к «потерянному времени» в расписаниях и хронометражах тайм-менеджмента.

У тайм-менеджмента нет «полки для начального времени». Нет у него такой онтологии. Вот такая «Сказка о потерянном времени» в начале, поэтому за последние полвека «человек тайм-менеджмента» так за ум вовремя и не взялся. И это та самая «страшная тайна», которую пора уже открыть.

Пора браться за ум.

Поясним утверждение, сложное для понимания простому человеку: «У человека в несколько раз больше времени, чем его есть в наличии».

Представьте, что вы хотите хорошо провести время. Причем акцент в своем желании вы делаете не на «время», а на «хорошо».

Что происходит?

Время как таковое просто уходит, исчезает, останавливается. Оно перестает быть значимым, счётным и прочей хроникой. Оттолкнемся от этого феномена и перейдем к общему взгляду на время.

Время – деньги. Известный лозунг, максима – от лат. propositio maxima, как высший принцип, всеобщее жизненное правило, субъективный принцип воли, краткое изречение. Такое же утверждение, как и «точно в срок!». Когда платят за результат, поданный к определенному времени, как «дорого яичко к Велику дню» (к Пасхе). Эти утверждения проясняют данные известные, расхожие фразы в обиходе людей.

Иными словами, человек может потратить своё время на то, чтобы получить какое-то «благо». Последнее в обобщенном, универсальном виде можно рассматривать как деньги, как некий общемировой эквивалент для обмена времени жизни человека на некие материальные блага.

На что ещё можно потратить время? На получение невыраженных в натуральных и материальных эквивалентах нематериальных благ. Человек тратит время, чтобы получить удовольствие, чтобы «хорошо провести время», и, наконец-то, чтобы чему-то научиться.

Практика показывает, что вопрос «чему хотите научиться?» часто повергает соискателя на вакантную должность в шок. Человек приходит на работу по его пониманию, чтобы зарабатывать деньги, а не чтобы учиться. Пространство обучения на рабочем месте занимает далеко не общее место в управлении временем.

Таким образом, поделимся еще одним авторским открытием.

Полная формула времени человеческой деятельности от Михаила Пронина


Время = 1) деньги (результат, благо) (+) 2) удовольствие (+) 3) знания, умения, навыки (обучение).


Совмещение заработка, удовольствия от занятия любимым делом и самосовершенствования – задача непосильная для многих, не даром помощь в нахождении жизненного баланса, одна из востребованных услуг коучинга. Последний, кстати, также не обладает рассматриваемыми представлениями о времени.

Поэтому в Полной формуле времени символ «+» – это сложение, который специально помещен в скобки (+), чтобы придать ему иное значение. Подчеркнуть, что это комплексное, системное взаимодействие, то есть системная деятельность, требующая от человека специального усилия. Если такового усилия не прикладывать, то у самого успешного труженика нередко развивается синдром Черномырдина.

Виктор Степанович был великим говоруном, в том смысле, что слава его слов сегодня больше, чем слава его дел. Напомним про широко известное «хотели как лучше, а получилось как всегда…». Чтобы не получилось «как у Черномырдина» надо пользоваться тремя вопросами Эрнеста Резерфорда.

Что такое три вопроса Резерфорда?

В исследовательской лаборатории Резерфорда, всемирно известной в последствии, сошлись в свое время шесть будущих лауреатов Нобелевской премии: люди эти о физике знали больше, чем всё население Земли вместе взятое. Хотя сам «Крокодил», так за сильный характер прозвали Резерфорда коллеги и ученики, оценил возраст Земли на основе радиоактивного распада, и за раскрытие этой тайны в 1908 году получил «нобелевку» в области химии, а не физики.

Так вот, собирались эти учёные по средам за общим столом и обсуждали прошедшую неделю. В конце концов, они обнаружили, что разговор крутится вокруг трёх вопросов:

«Что нового заметили?», «Что нового поняли?», «Что нового сделали?».

Три вопроса Резерфорда – это инструментальный минимум, который помогает включить обучение в тот процесс, в который вы вовлечены и «включены».

Задавая их самому себе, вы меняете свой статус на новый статус «вовлеченность». Если же этими простыми вопросами не задаваться, то у вас разовьется синдром Черномырдина.

Таким образом, с очевидностью можно подойти к выводу, что времени у человека в три раза больше, чем чисто астрономического: все зависит от его активной жизненной позиции, как говорили в советское время, используем для помниания термины «интерес» и «вовлеченность».

Теперь попытаемся наполнить для вас «Полную формулу времени Михаила Пронина» конкретным «психофизиологическим содержанием» в рамках КиноВсеобуча.

Не будем вдаваться в тонкости расчетов годового бюджета времени. Это не тема настоящей книги, хотя авторы и над этим размышляли не один день. Хотя 150 «рабочих недель» или 600 «рабочих дней» в году могут навести на размышления, как и «Сказка о потерянном времени».

Что-то вы теряете в своей жизни важного, что-то вы не успеваете понять в гонке «работы», и то на что вы тратите время своей жизни – тленно…

И тут-то и начинается поиск иного в этой жизни. И появляются новые вопросы.

А смысл?

В чём сверхзадача КиноВсеобуча, когда это касается вопроса времени?

Речь в КиноВсеобуче идёт не о времени до человека, без человека и исключая человека, не о вечном и трансцендентном, а о времени человека, о времени с человеком и включая время жизни человека.

Конструктивизм как подход к жизни требует активного, осознанного и произвольного включения человека. Здесь много чего нужно и можно человеку показать!

Кино может показать «как поступать» и «что делать» в конкретной ситуации.

Показать человеку – как не выпасть из своего времени.

Показать – как можно переключаться, переходить из одного времени в другое, и как можно и переходами, и видами времени управлять. Это не фантастика, это уже реальность здесь и сейчас.

Здесь есть неочевидный момент, если время разное, то о чем-то данный факт, ну если не факт – так представление, концепция говорит?

О том, что мы попадаем в реальность со своим собственным временем и со своими законами!

В автономную реальность, то есть в реальность со специфической организованностью, в которой мы можем сделать то, что хотим или не можем сделать то, что хотим.

Это важно подчеркнуть!

Решение задач ситуационного анализа и адекватности: личной, инструментальной, организационной и прочее.

Если последняя фраза не понятна, то следует остановиться.

Названные две задачи – ситуационного анализа и адекватности – базовые в жизни и развитии любого руководителя. Просто они сформулированы в общем виде, а не в конкретном. Данные задачи применимы и для жизни любого человека, оговоримся – обученного человека, осознающего что и как он делает.

КиноВсеобуч должен помогать человеку в абстрактном моделировании конкретных сущностей и ситуаций – переводить конкретные задачи саморазвития и практики в общий вид. Понимание принципов, закономерностей и приемов помогает избегать чрезмерного знания конкретики. И, одновременно, помогает решать обратную задачу: заниматься конкретным моделированием абстрактных сущностей и ситуаций: показывать, как опираясь на законы и постулаты теории, решать конкретные задачи развития.

Для иллюстрации, для развития мысли и пользы дела перейдем на теоретический уровень рассмотрения автономности реальности.

Парадигматический поход, работающий с реальностями, находящимися в отношении порожденности, актуальности, автономности и интерактивности – данные признаки определяют статус виртуальной реальности, обобщенно называются виртуалистикой (а не компьютеры, шлемы «виртуальной реальности» или интернет и т.п.).

Родоначальник виртуалистики Н. А. Носов (1952 – 2002 г.г.) совместно с О. И. Генисаретским в 1986 году выпустили первую статью о виртуальных психологических реальностях. Носов создал первую лабораторию, а затем и Центр виртуалистики в Институте человека РАН в 1992 году. Подробнее с этим направлением можно познакомиться на сайте [www.virtualistica.ru].

Лаборатория была создана в том числе для того, чтобы разобраться что такое константная реальность – порождающая, что такое виртуальная реальность или порожденная.

Время является одним из связующих, основополагающих элементов реальности. Время есть и параметр физики, и философская категория.

Здесь уместно вспомнить об его единицах.

Время есть и категория и единицы его измерения. Это его сильно отличает от пространства, в котором единицы и само пространство отделены друг от друга. В общем-то измерение количества всегда дело второе. Сначала есть сам объект и его оконечности, его формы: начало, контур, объем, размерность, конец. Как длина любого объекта, например, палки, задается прежде всего конечностью: концами или краями – началом и концом, и лишь затем измеряется по заданной шкале через конкретные единицы измерения. Вот только теперь допустим вопрос измерения – это вопрос выбора единиц измерения, а значит это вопрос количества.

В «попугаях» оно конечно длиннее!

В мультфильме «38 попугаев» рост удава измеряли в «попугаях»


Кадр из м\ф «38 попугаев» www.multskazki.ru


Хочется сразу задать вопрос:

Чем измеряется, например, сакральное время?

Ответ – ничем!

Как ни странно и святые, и первогрешники живут вечно! В мире вечности время измеряется событиями, связанными с самими первогрешниками и святыми.

Самое страшное стать первогрешником, тем самым Каином, что убил Авеля. Грех братоубийства возник как таковой, как сущность, все последующие братоубийства в сакральной реальности ничего нового не добавляли и не добавят. Новые преступники лишь повторяют первогрех убиения брата, поэтому душа первогрешника постоянно «поминается» его преступными последователями. Одна паршивая овца всё стадо портит. Эта максима из сакральной реальности, ставшей нуминозной. Дальше развивать не будем эту теоретическую ветвь повествования, отложим ее до другого случая.

Новому времени – новые святые и новые первогрешники. Уж привело провидение, что стал Чубайс первогрешником российской приватизации. В чем это выражается? Да в том, что «чуть что, так Чубайс!». Есть и не менее известный первогрешник российской реформации. Сейчас уже проводят форумы его имени. Знаете его? Гайдар. Раньше на фамилию Гайдар сказали бы – гражданская война и «Тимур и его команда», а современная молодёжь что скажет?

Можем сделать маленькое, но уместное отступление.

Не только в сакральной реальности человек выступает как носитель, маркировщик времени: много подобных примеров в роду, в семье, в организации, в государстве. Вот как оно персонифицировано: Архип Осипов в русской армии и Александр Матросов в советской – первые солдаты, навечно зачисленные в список части, и как социальные типажи: стахановцы, целинники, бамовцы и прочие.

Вернемся к святому для авторов.

Ошибка всех систем Tайм-менеджмента – это попытка управлять временем жизни человека через единицы его измерения, через хронометраж, через часы.

Это линейное узкое мышление человека равного автомату на конвейере с секундомером в руках.

КиноВсеобуч вынужден будет и эту линейную реальность конвейера представлять, расширяя её до объёмной виртуальной реальности.

Попробуйте поговорить о святом и духовном в сообществе эффективных менеджеров!

Любой первогрешник готов оправдывать свои «паразитные эффекты» и результаты «получилось как всегда» общеизвестной фразой «кто не работает, тот не ошибается».

Ответим им сразу, что когда человек ошибается, то он обычно остается «в дураках», в лучшем случае и «при своих», а когда «при чужих»…

«Ни хитру, ни горазду суда не минути».

Речь идет не столько о высшем суде, о котором писал М. Ю. Лермонтов, сколько о мировоззренческом, философско-антропологическом понимании природы ошибки. Люди не хотят ошибиться, особенно в том, что касается их жизненного предназначения, иначе происходит разрушение и деградация личности, идет потеря смысла жизни.

Для того, чтобы ошибка считалась ошибкой человек должен иметь возможность сделать правильно.

Если человек не имеет возможность сделать правильно, то это не ошибка, а вынужденное действие.

Понимаете разницу?

Для того, чтобы ошибка была ошибкой человек должен знать, как сделать правильно.

Иначе это заблуждение.

Для того, чтобы ошибка была ошибкой человек должен умет делать правильно.

Иначе это проба, пробное действие, социальный эксперимент, если хотите.

Для того, чтобы ошибка была ошибкой человек должен иметь намерение сделать правильно. Иначе это преступление: имел возможность, знал, как правильно делать, умел это делать, но не стал… Ошибся – по утверждениям эффективных менеджеров.

Для того, чтобы ошибка была ошибкой человек должен иметь волю сделать правильно.

Иначе это безволие.

Таким образом, для того, чтобы ошибка была ошибкой человек должен быть свободен, знать, уметь и мочь делать правильно. Он должен хотеть сделать правильно, он делал это и у него не получилось!

Растерялись?

Что же тогда к ошибкам относится? Человек описа‘лся, ослышался, оговорился, обознался.

Какое это имеет отношение к делу?

Самое простое: посадка самолета на фюзеляж. Летчик сажает самолет «на брюхо» будучи полностью уверенным, что шасси выпустил. У летчика возникает феномен «неразличения» выполненного и невыполненного действия. Он не отличает образа, что в голове, и того что в реальности происходит. Хотели ли бы вы оказаться в самолете, пилот которого решил «покрутить» мысль о выпуске шасси, не различая кто он, где он и что он делает?

КиноВсеобуч должен проливать свет на природу человеческих ошибок, должен учить различать вынужденные действия от невежества, ошибки от умысла. Для того чтобы растить у человека такую простую «тройку» качеств – «образованность, правильность и осознанность».

В этой связи КиноВсеобуч должен помочь человеку стать обученным взрослым и социально трезвым, научить различать хотя бы свои действия «могу – хочу – должен».

Задача КиноВсеобуча научить человека думать и растить интеллект, научить различать чувства и эмоции, отделять их от мыслей и приводить как чувства, так и мысли в соответствие с требованиями и обязательствами общества, в котором он живет сообща с другими людьми. Речь идет о силе воли, о взрослости, о способности управлять своим вниманием.

Важно показать с экрана, как трудно иногда человеку думать о том, о чём надо думать, а не о том, о чём хочется, и как важно ещё и делать, потому что должен. Это уже рост и социальной ответственности, который есть рост социальной зрелости человека. Не говоря уже об умении отличать свои и чужие мысли. Для авторов данного труда это было также важно, так как они излагают свои мысли каждый и чужую мысль соавтора совместно.

Из рассуждений про ошибки далее выходим на осознание методологических трудностей представления нового пространства КиноВсеобучем, на то, что КиноВсеобуч должен быть пространством комплексных, междисциплинарных исследований человека, пространством биоэтики и гуманитарной экспертизы новый технологий.

Как говорят на Востоке: «В жизни нельзя скрыть три вещи: беременность, глупость и езду на верблюде».

Возьмем первое. Если собрать 9 беременных женщин, то они за месяц не родят.

Время – ненакапливаемый (noncumulanive) ресурс, как отмечают в учебниках по управлению проектами, его нельзя складировать. В проектах, в строительстве, видимо, так оно и есть!

Как при этом быть с жизненным опытом и судьбой человека? А с творческим процессом?

Время вынашивания плода, произведения, мысли, решения, судьбы какое оно?

Выдающийся российский антрополог, этнограф, а раз российский, значит и мировой, Ян Чеснов любил, как вспоминает его супруга и соратница Селина Татьяна Ивановна, статьи диктовать. Садился и диктовал статью целиком. На вопрос как это так: сразу все готово? Тот отвечал: «Ну, я же ходил, размышлял… это просто результат проведенной многолетней внутренней работы!».

Никола Тесла до того, как придумывал свои великие изобретения, много учился, работал простым инженером, гулял и думал о том, как это устроено и как это сконструировать. Известен случай, когда именно на прогулке в саду он остановился и, глядя в пустоту воздуха аллеи, сказал: «Так вот как это устроено!» Далее оставалась только положить мысли на чертежный стол в конструкторскую документацию. Это была многолетняя внутренняя деятельность человека, изучение и погружение в тематику, осознание и понимание, анализ и корректировка.

Чудесное открытие – это плод, у которого было время взращивания, которого скрыто от глаз незнающих.

«Эврика» случается только у думающих и знающих людей в процессе творческого открытия.

Таким образом, есть время, которое можно аккумулировать – это время рождения, творения чего-то нового, время созидания, как время «вынашивания» плода. Такое время «вынашивания» нового у некоторых народов называют пещерным (пример Яна Чеснова).

В обиходе управленческом и житейском исстари на планете есть время и это время циклов: от круговорота звёзд на небе и сезонов года, от сельской жизни до производственного цикла и, наконец-то, до делового оборота в форме «сено – молоко – деньги». Известны и показатели времени циклов как эффективность, прогнозируемость. Например, финансовой эффективности – время оборачиваемости денежных средств и ожидаемой, то есть запланированной прибыли.

Из времени циклов порождается самое обыденное время – день и ночь в жизни человека и в то же время – сакральное как магия и ритуал его свертывания, сжимания и растягивания, развертывания.

Не будем усугублять головную боль у так называемых специалистов по управлению временем, а лучше отправят читателей к своим книгам и курсам по данному вопросу. Короткое изложение было необходимо, чтобы подчеркнуть, что авторы эссе длительный срок занимались вопросами изучения и управления временем и имеют определенные права чтобы поговорить на тему «время» в КиноВсеобуче.

Сверхзадача КиноВсеобуча есть предназначение сформировать пространство вынашивания новой жизни, нового будущего, новой самоидентификации у массового зрителя.

Человеку сегодня требуется новое качество «быть человеком», новая самоидентичность в социально-ответственном обществе.

Вы готовы?

К понедельнику, к новому сроку подачи заявок на гранты, к соревнованиям быть новым и успешным? Быть здоровым и счастливым человеком с благами совместно с такими же, как вы, людьми? Вам хватит времени всё лучшее реализовать здесь и сейчас?

Время начинает течь с конца, и вы видите, что не успеете к событию… на тот самый пьедестал с вручением призов…

Встречаются и более щадящие ситуации: с начала считают сколько времени прошло: первые полгода, первый год срочной службы; первый, второй триместр беременности. И сразу же наоборот, начинают считать сколько осталось: последний триместр беременности, 100 дней до дембеля, 5 минут до старта… Сначала вы бежите к поезду и мечтаете его застать стоящим на перроне, а сев в него, считаете минуты до отправления и мечтаете, чтобы он уехал.

Не замечали? Это тот самый «обратный отсчет»!

Это время «окна возможностей».

Время в КиноВсеобуче и есть рассказ про «окна возможностей» для человека, для жизни, для страны, а это уже и миссия!

КиноВсеобуч есть обучение человека этим возможностям здесь и сейчас, ещё при «этой жизни» «этих поколений» жить счастливой и полной жизнью!

Ну и наконец, самое простое из самого неочевидного – мы с вами вместе можем влиять лишь на будущее!

Зато здесь и сегодня.

2.4. Моделирование будущего с точки зрения идеала

Любой человек, делая выбор сегодня, прогнозирует себя на завтра.

Фактически он творит своё будущее своими действиями сегодня.

Если всё это делается неосознанно, бездумно, без стремления к идеалу, то такое будущее будет просто повторение того, что он уже делал и знал на сегодня.

Будущее есть повторение сегодня.

Если нет изменения к лучшему сегодня, то завтра это «День сурка», затянутый до бесконечности, без надежды на завершение, с бесконечным повторением циклов.

«Это худший день в вашей жизни. Может быть, пережить его снова?»


День сурка (Groundhog Day) (1993), режиссер Харольд Рэмис

[битая ссылка] http://www.kinopoisk.ru/film/527/


Человечество нашло измерительный инструмент и стимул для своих изменений к «лучшему завтра» в форме идеала.

Идеал есть необходимый элемент моделирования будущего, исходя из реальности настоящего.

Идеал необходим, чтобы избежать бесконечных повторов и копий в дне сегодняшнем.

В случае, когда идеал есть, проблема выбора решается легко и просто в соответствии с продвижением к идеалу, который может быть легко рассчитан, как простое арифметическое выражение или логическое действие или моральный, культурный, этногенезный аспект с заранее ясным виртуальным (мыслительным) результатом.

Например, если у кого-то «идеал фигуры» девушки равный 90—60—90, то простая арифметическая операция вычитания показывает параметры по соответствию с идеалом и задает параметры для изменения при продвижении к идеалу:

Конец ознакомительного фрагмента.