Вспомогательные практики
Размышление о смерти
Без страха смерти не было бы поиска
«Я страдаю, и я боюсь смерти, потому что считаю себя обособленным существом, родившимся однажды, и поэтому однажды должным умереть. Если бы я не боялся и не страдал, у меня и вопросов бы не было! Как мне поможет изучение воспринимаемой мной реальности избавиться от моих страхов и страданий? Не является ли воспринимаемая мной реальность такой же концепцией (идеей) как и воспринимающий»?
Поиск ответов на эти вопросы нужно начинать с того, кто выступает в роли «воспринимающего», потому что это он боится страданий и смерти, а без страха перед страданиями не было бы и поиска!
Вам поможет осознание того, что смерть всегда находится рядом, и поэтому все личные чаяния, надежды, достижения тщетны. Осознание, что вы ничего не возьмёте с собой, кроме васан и самскар2.
Страх Божий
Страх Божий означает осознание своей персональной смертности, своей кратко-временности, своей ничтожности (но не путайте ничтожность персоны с ничтойностью Атмана).
Человек, осознавший свою ничтожность, обретает страх перед Богом (Природой), от которой он полностью зависим и которой обусловлен. Страх обесценивает все мечтания человека, все его стремления, все достижения и обретения, потому что всё это будет отнято у него Вселенной, и сам он будет стёрт в пыль, даже прах его однажды будет развеян в космосе, ведь то, что для человека – вечность, для Бога – миг.
Страх Божий – это результат осознания личностью своей смертности, или осознание умом смертности личности, с которой он отождествил себя. Человек начинает бояться Высшей Силы, когда осознаёт своё ничтожество, свою беспомощность перед Ней.
Состояние сатаны – когда персональное (фальшивое) «я» увеличивается до размеров Вселенной и оценивает себя дороже всей остальной Вселенной. Это состояние противоположно страху Божьему, который приходит после осознания, что человек хрупок, как стекло, кратковременен, как бабочка-однодневка, что он смертен, ничтожен, бессилен перед Небом.
«О, если б все имеющие власть
Громами управляли, как Юпитер, -
Сам громовержец был бы оглушён.
Ведь каждый жалкий, маленький чиновник
Гремел бы в небесах,
И всё гремел бы.
Небо милосердней:
Оно своею грозною стрелой
Охотней дуб могучий поражает,
Чем мирту нежную. Но человек,
Но гордый человек, что облечён
Минутным, кратковременным величьем,
И так в себе уверен, что не помнит,
Что хрупок, как стекло, – он перед небом
Кривляется, как злая обезьяна,
И так, что плачут ангелы над ним,
Которые, будь смертными они,
Наверно бы, до смерти досмеялись»3.
Зарождение в человеке страха Божьего есть первое проявление в нём мудрости, понимание истинного положения вещей. Это можно считать переломным моментом в жизни человека, когда в нём возникает запрос на истину. Но, как вы уже поняли, это сопряжено со страхом за себя, с осознанием своей уязвимости, беспомощности, смертности.
Зов Духа всегда страшен, сопряжён со страхом смерти, уничтожения, разрушения. Когда человеку неплохо живётся, ему не нужна никакая истина, поэтому Высшее не придерживается закона ненасилия.
Каждый человек страдает
Будда говорил, что единственной настоящей мотивацией может быть только полное осознание, что каждый без исключения человек страдает. И когда это до него, наконец, доходит, он исполняется отчаянием, которое только одно и может провести ищущего через все тернии практики к свободе.
Приятный интерес будет сопровождать вас только до первого неудобства, до первого «не получается», до первого «надо, несмотря ни на что», а потом ум скажет: «Надоело! Больше не хочу!». Вот и весь интерес! Дело в том, что все интересы – это интересы «я»-ума (эго), и если практики не будут соответствовать его интересам, он наплюёт на них и найдёт другие интересы.
Другое дело – страх страдания. Даже некоторые алкоголики и наркоманы избавляются от своей пагубной привычки, как только начинают понимать, чем это может закончиться. Многие этого не видят, не знают, как, например, люди годами испражняются через трубку, выведенную из живота, или ездят в клинику раз в 3-10 дней на гемодиализ, потому что почки отказали и не фильтруют кровь, как 40-летние пациенты лежат, парализованные от одного случайного падения на спину… Да мало ли страданий на свете, и никто не знает, какая чаша уготовлена лично ему! Страдания бывают настолько сильными, что эго готово убить тело.
Осознание того факта, что страдают все поголовно вынуждает искать выход, о чём и говорил Гаутама Будда. Когда беда войдёт в двери, тогда становится не до практики, беда накрывает с головой. В остальных случаях, практика будет продолжаться только до тех пор, пока она приятна.
Нет страха перед глубоким сном
Вопрос (В): Есть страх перед смертью, но нет страха перед глубоким сном. В обоих состояниях отсутствует знание себя. Почему?
Ответ (О): Страх перед смертью возникает из памяти о конечной судьбе всех тел; идентифицируя себя с телом, вы испытываете страх перед смертью тела. Поэтому страх перед смертью – это результат ложной концепции «я есть тело». Перед состоянием глубокого сна вы не испытываете страха, потому что из памяти знаете, что глубокий сон не является причиной смерти тела.
Абсолютно все страхи возникают только из ложной самоидентификации с телом. Поэтому страх смерти считается первичным базальным комплексом, и уже из него развиваются чувство собственной важности и жалость к себе, которые также считаются базальными комплексами. Но основой всех психоэмоциональных комплексов является страх смерти, причина которого – ложная самоидентификация с телом («первородный грех»).
Отсюда цель и смысл практики самоисследования: вам нужно увидеть ложность самоидентификации с телом и распознать своё целостное бытиё, а уже потом посмотреть, что есть за бытиём. Но начните с первого.
Бессмысленность личных желаний перед лицом смерти
Зайдите на кладбище и подумайте о желаниях и личных стремлениях тех людей, что похоронены там. Чего они теперь стоят? Столько же стоят и ваши.
Представьте где-нибудь там и свою могилу и задумайтесь над ней: насколько важны ваши стремления и достижения? Чего они стоят? Стоят ли они вообще времени, отпущенного на жизнь, или его можно использовать с большей пользой? Ведь все ваши обретения останутся здесь, на кладбище. Даже память о них не останется вам. Это нужно очень глубоко осознать, не отмахиваться от смерти. Это означает взросление, это означает начало проявления мудрости.
Обязательно сходите на кладбище и поразмышляйте о бренности вашего бытия. Об этом нужно размышлять сейчас, а не когда «жареный петух клюнет».
Не забывайте о смерти никогда, всегда ощущайте её «за спиной», потому что в свете её осознания все ваши желания и стремления потеряют смысл, вы перестанете гоняться за «мыльными пузырями». Этим вы сильно ослабите хватку личности, потому что она как раз и состоит из всех ваших стремлений и желаний. Ослабление хватки личности, отказ от желаний и личных стремлений – это не предписание к практике, а результат осознания бессмысленности всех личных достижений, результат осознания бренности бытия личности, возможности её смерти в любой момент. В свете осознания смерти личности любые её мнения также теряют смысл. Какая сейчас разница, какие личные мнения имел человек, закопанный под могильным камнем?
Если при возникновении любого желания, стремления или мнения вспоминать свою будущую могилку, то они сразу теряют смысл, отпадают. А без них нет и личности, ведь именно из мнений, желаний, стремлений и достижений как раз и «сделаны» наши личности.
Вы же понимаете, что человек, которым вы себя ошибочно считаете, не будет жить вечно? Не прячьтесь от этого понимания, наоборот, используйте его максимально! Оно поможет вам избавиться от всех иллюзий на свой счёт и ослабит хватку личности.
Индивидуальные качества останутся, пока живо тело, а вот ощущение своей обособленности исчезнет. Ваше «я» (самосознание) ни от чего не обособлено!
Только став ничем и ничего себе не присваивая, ни заслуг, ни вины, ни достижений, вы ощутите единство с Брахманом, которое и есть просветление.
Только когда я забываю о себе, только когда я ничто, «пыль на дороге», только тогда есть единство меня и Божественной Сущности, только тогда я ощущаю, что я «за пазухой у Бога».
Работа с болью
Депрессия
Депрессия – это смутная, ещё не совсем осознанная, интуитивная догадка, о том, что «я» являюсь фантомом. Депрессия – это разворачивание «бездны ада» для фантомного «Я».
Пока есть средства и возможности поддерживать иллюзию «моей» реальности, поддерживать «себя» живым, всё кажется относительно терпимым. Но эта догадка присутствует поголовно у всех, и поэтому все заняты только тем, чтобы поддерживать эту иллюзию реальности «себя».
Для чего человек пытается стать хоть в чём-то значимым? Почему есть желание реализовать себя в качестве кого-то: матери, отца, успешного предпринимателя, счастливого любовника, надёжного друга, талантливого музыканта, состоявшейся личности? Зачем ему эта атрибутивность? В чем причина желания доказать «себе» свою значимость? Ценность «своего» существования? Почему «мы» начинаем страдать, если «наша» оценка себя вдруг резко падает?
Причина в том, что вместе с низкой самооценкой возникает вопрос о целесообразности «нашего» существования. Его правдоподобность ставится под вопрос. Назревает кризис: «смысла в моей жизни нет, а умирать я не хочу» или «по-старому не хочу, потому что это страдание сплошное, а по-новому не могу».
Это и есть кризис. Он «запрограммирован» во всех человеческих существах, поэтому страдают все без исключения! Потому что «все» – это фантомы ума. Как только «декор» с фантома начинает отпадать, перед глазами разворачивается бездна, а человек всеми средствами старается поставить ширму между «собой» и этой бездной, чтобы только не видеть её, потому что это – настоящий ад. Но на самом деле это – дорога домой.
Поэтому есть два варианта: в который раз повернуться к бездне спиной, погрузиться в «занятость», и тогда сама суета опять восстановит реальность «меня» до следующего случайного взгляда за спину. Или позволить этой бездне наползти полностью и проглотить фантом «меня». В большинстве случаев мы предпочитаем первый вариант. При желании «занятостью» всегда можно себя обеспечить, бездна на время забудется, но не исчезнет.
Можно удариться в творчество или стать истовым верующим, причём не важно, во что. Можно посещать форумы и там получать подтверждение себя, даже если оно негативное. Можно нарожать детей или даже воспитывать чужих. Можно культивировать тело или заняться его разрушением. Можно полезть по карьерной лестнице или стать хиппи. Можно стать благодетелем человечества или, наоборот, мизантропом или даже маньяком-убийцей. Много чего можно делать, чтобы только не видеть этой бездны, очевидной пустоты «себя», «своей» фантомности. Только это мало кому помогло стать счастливым. Страдания остаются с человеком до самой смерти, затем – кратковременный отдых от «себя», «путешествие» до нуля, а затем обратно к новому фантому «себя».
Есть второй вариант: прямо сейчас позволить бездне поглотить фантом «себя», не сопротивляться этому. «Прямо сейчас» – образно, имеется в виду начать прямо сейчас. Это состояние похоже на распятие, если сопротивляться ему, оно становится адом. Распятия избежать можно, ада – нельзя, он настигнет после смерти тела. Но сдача – это не апатия, а сознательное согласие на все-приятие.
Удивительно, но если с самого начала сдаться этому наползанию бездны, если не сопротивляться ничему вообще, то ад уходит, и бездна становится нейтральной, просто пустотой.
Человек как бы подвешен между мирами, он нигде, и даже не совсем понятно, кто. Если и это принимается, страх и страдания полностью уходят, не остаётся ничего: ни радости, ни страданий, ни надежд. Как штиль, как нулевая отметка до начала отсчёта. А потом из этой пустоты происходит Взрыв – новое, иное, непостижимое.
Проблема в том, что человек боится исчезать в бездне. Он говорит, что не боится смерти, а боится страданий, но если ему предложить исчезнуть, чтобы вместе с ним исчезли и страдания, он не соглашается. А ведь всё, что требуется – сдаться, не оставляя в тайных уголках ума никаких надежд на будущее.
О самоубийстве
Если человек решается на самоубийство, чтобы избежать «безвыходной» ситуации – это его сильное заблуждение! Ситуации он не избежит, и в следующем воплощении будут воссозданы те же условия, в которых он будет вынужден найти выход из неё, потому что желания, формирующие условия следующего воплощения, не обязательно должны быть положительными. Все отрицательные желания – та же самая энергия, и она тоже должна быть реализована, точнее, не может быть не реализована; это – энергия, и она сама по себе есть действие. Если человек чего-то не желает, для сознания это равносильно желанию. Для сознания нет понятия «плохо», есть просто нереализованная энергия. Таким образом, когда вы что-то отвергаете, это равносильно желанию, а значит, это обязательно будет реализовано.
Кто испытывает боль?
Любая боль, физическая или эмоциональная, когда кажется, что болит душа – это незаменимое средство привлечь наше внимание к чему-то пока ещё не осознанному.
Боль – наиважнейшее средство, практически единственный способ заставить нас обратить внимание на наше самоубийственное поведение по отношению к нашему телу, нашей жизни и нашему окружению. Без боли внимание не привлечь, потому что мы хотим внимать только тому, что ум считает интересным и приятным, то, что ему не нравится, мы замечать не желаем. Когда боль становится невыносимой, эго не находит ничего более остроумного, чем убить тело, надеясь так избежать боли. Боль, конечно, уйдёт, но не её неосознанная причина, которая останется в «причинном теле» и обязательно реализуется в следующем воплощении, то есть боль вернётся!
Поэтому любая боль должна быть осознана. Тогда автоматически происходят необходимые действия, осознание само по себе уже есть действие, осознание и есть гармонизация.
Что значит – осознать боль? Это не значит – думать о ней, рассуждать, искать причины и делать свои выводы. Осознать боль – значит тотально наблюдать её. Боль – это энергия, и когда она наблюдается тотально, она осознаётся, что равносильно её реализации. Наблюдение боли должно быть настолько тотальным, что в этом наблюдении исчезает наблюдающий, и тогда эта энергия сама раскрывает себя, потому что в этом нет субъекта (вас) и объекта (боли), это – одно целое.
Это – Высшая Тайна, которую уже миллион раз повторяли просветлённые. Как только ум поймёт это, многое раскроется сразу, но раскроется не уму, а вам.
Здесь нет субъекта, отдельного от объекта, здесь всё слитно, вы (сознание) – один, и нет ничего другого, тотальное единство, слитность «без зазора». Когда вы наблюдаете боль, вы не отличны от боли, вы и есть эта боль, нет ни вас, ни боли, всё слитно. Когда это усваивается в сознании, кто переживает боль?
На словах это звучит пусто, но переживается напрямую, когда сознание перестаёт учитывать разделяющие на «боль» и «меня» мысли. Конечно, я никому не советую дожидаться боли.
Единство «вас» и «чего-то приятного» также хорошо осознавать, но ум отказывается это делать, поскольку он желает обладать приятным, а не сливаться с ним, где он полностью исчезает. Когда приходит боль, он отказывается обладать ей, поскольку желает обладать только тем, что ему нравится.
Если нет обладания, не будет и страданий. Всё, что есть – слитность. Вы не можете обладать собой, и вы не можете обладать ничем другим, потому что ничего другого, кроме вас (сознания) нет! Вы можете только быть, вы – тотальность бытия, а не бытиё человеком.
Когда нет разделяющих мыслей, а есть только наблюдение, где тогда наблюдающий боль, и где тогда наблюдаемая боль (или радость)?
Вам не нужно избавляться от боли, вам нужно избавиться от того, кто её испытывает (наблюдает). Вам не нужно избавляться ни от чего, кроме как от «себя». Чтобы освободиться от чего-то, вы должны знать это! Чтобы избавиться от «себя» (от эго), вы должны знать его. Вы свободны от того, что вы знаете. Знать эго – означает знать, как оно возникает. Как только вы увидели механизм возникновения эго, вы свободны от эго! Ваша задача только в том, чтобы полностью увидеть механизм возникновения «меня», это – всё!
Как избавиться от негативных эмоций?
В: Как избавится от концепций (убеждений), которые вызывают негативные эмоции?
О: Принятием. Но не «моим» принятием.
Когда приходит эмоция раздражения, она просто переживается, без идеи «меня переживающего». Полное бытиё раздражением, в переживаемом должно быть только переживаемое. Ни в коем случае не избегать, потому что это борьба, сопротивление, напряжение. Борьба только подтверждает «меня». Но если в переживании нет идеи «моего переживания», то оно обретает совсем иной «вкус» и не приносит страдания. Так же и физическая боль: она может быть и при этом не приносить страдания.
Страдание не фиксировано, это концепция, основанная на первичной концепции «Я есть». При её отсутствии, когда приходит эмоция раздражения или злости, она просто принимается, как то, что есть в настоящий момент, без попыток избегания, потому что избегать некому.
Эмоция неприятия также принимается, но нет того, кто её переживает, и нет никаких идей на счёт этого неприятия.
Со временем даже мысли будут восприниматься без мыслящего «меня». Как говорит профессор Черниговская, нейронная система посылает сообщение о том, что решение, которое она приняла (встать, сесть), приняли мы сами. Собственно, что тогда подразумевать под «нами»? Кто тогда этот «Я», если «Я» – это тоже концепция, мысль, посылаемая нейронной системой? Значит, это нейронная система сообщает нам, что «мы» есть. Но что такое это «мы», кому посылается сообщение?
Тело – это инертная материя, а если быть точными, это – модификация ума (или работа нейронной системы); мысли, обеспечивающие само-сознание (концепция «Я есть») – это тоже работа нейронной системы. Где во всём этом «мы»? Кто воспринимает сообщения?
Нейронная система и есть сознание («буддхи» или «читта», санскр.), а реальные «мы» («Я») – это осознание плодов её работы («вритти», санскр.). Без этих «плодов» осознание не знает никаких «нас», как в фазе глубокого сна, когда эта «система» восстанавливает наше тело без предоставления нам самосознания.
Мы являемся Тем, что знает о том, что «мы» есть, но только когда эту информацию предоставляет «система». А когда «система» её не предоставляет, мы просто есть, но не знаем, что мы есть. Одновременно с пробуждением читта опять начинает продуцировать «я»-вритти, и «мы» начинаем осознавать, что мы есть.
Это просто информация о нас, но не мы сами. Мы воспринимаем её, поэтому она относится к объективному, к воспринимаемому. Здесь – ошибка, трюк.
С «просветлением» самосознание («Я есть»-концепция) переходит из субъективного в область объективного, «я»-мысль становится просто одним из объектов проявленного. Это больше не субъект восприятия, «мыслителя» больше нет. Мысли есть, они само-воспринимаются, субъект восприятия отсутствует.
Поиск виноватого
О практике «Поиск виноватого»
Каждый раз, когда ты сталкиваешься с чувством чьей-то вины перед собой или своей вины перед другими, ты должен возвращаться к практике поиска виноватого.
Допустим, ты негативно относишься к некоему знакомому Сергею, исследуй честно и непредвзято: есть ли его вина в том, что он такой? Разве он выбирал себе родителей, разве он выбирал себе генетику? Разве он добровольно выбирал индивидуальные качества тела, способности интеллекта, образ мышления, способ говорить, лексику, набор получаемой информации от социума? Разве он выбирал сам выбор: друзей, воспитателей, учителей, знакомых, или этот выбор был следствием всех предыдущих причин? Ни у одного поступка, ни у одной реакции нет конкретных причин, но все предварительные условия бытия обусловили эти «его» реакции, поступки. Разве он вообще за что-то может нести ответственность, или все его мысли, реакции и поступки обусловлены всей Вселенной? Разве он сам может быть виноват хоть в чём-то, или это «виновата» вся Вселенная (Бог)?
К кому на самом деле у тебя негативное отношение, и твоё ли оно? Ведь то же самое и с тобой, разве ты выбирал себе хоть что-нибудь добровольно, или каждый твой «выбор» был следствием всех предыдущих условий? Разве твои родители могли выбирать тебе наследственные качества, если их «выбор» тоже был обусловлен всеми предыдущими поколениями? А дедушки и бабушки, а прадедушки и прабабушки? Так мы доберёмся до самого начала Вселенной.
Существует ли хоть один истинно виновный? Всё просто происходит, и если мы посмотрим внимательно на ту чистоту, которая проявляется в каждой форме как самосознание (чувство себя), то у неё изначально нет качеств, ни одного! В её «новорождённом» виде она одинаково чиста, бескачественна во всех, неотличима от таких же, проявленных в других формах. Она ни в чём не виновна и абсолютно чиста сама по себе. Только условия всего бытия накладывают на неё определённые качества, которые сама она не выбирала, но невинно приняла, позволила им быть.
Если ты это увидишь, то потеряешь все цепляния за «хорошее» или «плохое». Даже самый обаятельный человек есть результат действия всей Вселенной, а не результат его собственных усилий.
Когда ты аплодируешь кому-то очень понравившемуся, ты аплодируешь Вселенной, а когда ты недоволен кем-то, ты выказываешь порицание самой Вселенной. Если ты это видишь, эго теряет опору, ему не за что больше зацепиться, некого любить или ненавидеть персонально. Все вопросы ко Вселенной!
Теперь разберёмся, кто на самом деле аплодирует или выказывает негатив ко Вселенной? Не она ли сама? Кто на самом деле проводит корректировку «твоего» отношения к виноватым? Где во всём этом «ты»? Разве всё происходящее касается чистого самосознания? Разве самосознание может что-то изменить, или все изменения во Вселенной происходят спонтанно, а самосознание является возможностью для всех изменений? И, наконец, чьё это самосознание? Самосознание твоё, но кто ты?
Теперь ты подходишь к самой практике: если всё имеющееся у тебя (тело, мышление, эмоции, реакции, память) тебе предоставила Вселенная, то кто ты сам? Ты – это кто? Что это такое – голое самосознание? Это не нужно понимать, это нужно испытать, пережить, почувствовать.
Ты не ищешь мысленного ответа, а входишь в это чистое самосознание. Когда ты в него войдёшь, то увидишь, что всегда был там, а не где-то ещё. Всё остальное тебе будет показано интуитивно, все «бонусы» истинного места пребывания, такие как единый вкус, бесстрашие, безмятежность, предельная завершённость, явятся тебе сами.
До тех пор, пока появляется чувство вины по отношению к «себе» или к «другим», возвращайся к практике поиска виноватого. Возвращайся к ней до тех пор, пока обвинения или похвалы в чей-то адрес не будут растворяться прямо при их возникновении, пока эго не останется без опоры на «хорошее» или «плохое». Как только возникнет обвинение в чей-то адрес, смотри: разве он выбирал хоть что-нибудь сам, или ему всё подсунула Вселенная? Где он сам во всём этом? Чем его чистое, нерождённое самосознание отличается от такого же твоего? Разве они различимы?
Проблема «виноватых» не решается пустым заявлением, что «всё совершает Бог». Это может сказать любой верующий, но это не освобождает от страданий. Кроме того, это ложное заявление, что всё делает Бог. Бог ничего не делает, Он проявляется как всё происходящее.
Пустые заявления не помогут, поэтому проблема «виноватых» должна быть тщательно исследована, и если в результате такого исследования появится убеждённость, что на самом деле нет никаких «действующих лиц», тогда эта убеждённость сама уничтожит проблему «виноватых».
Чувство вины является самой главной причиной страдания, она занимает 75% от всех страданий, остальные приходятся на физические страдания и страхи, но при внимательном исследовании даже они имеют своих «виноватых»!
Каждый день человек испытывает чувство вины: либо кто-то виноват перед ним, либо он виноват перед другим. Последнее, кстати, есть закамуфлированное чувство всё той же вины других перед тобой, только в «вывернутой» форме: они виноваты перед тобой, потому что ты чувствуешь вину перед ними, которая тебе неприятна.
Этот «выверт» не осознаётся, он на подсознательном уровне, но виноваты всегда другие! Поэтому люди избегают тех, перед кем они чувствуют свою вину, и, наоборот, тянутся к тем, в чьих глазах они «чисты».
Вина кого-то перед тобой – это твоя обида!
Все твои обиды – это чья-то вина перед тобой. Проверь сам!
Ты обижаешься на девушку, которая тебя обманула, она виновата перед тобой!
Ты обижаешься на родителей за … (вставь по памяти), они виноваты перед тобой!
Ты обижаешься на соседа за …
Ты обижаешься на жену.
Ты обижаешься на врача.
Ты обижаешься на социальные службы.
Ты обижаешься на пассажира в автобусе.
Ты обижаешься на сослуживца.
Ты обижаешься на начальника.
Ты обижаешься на местную власть.
Ты обижаешься на своё правительство.
Ты обижаешься на чужое правительство.
Ты обижаешься на нелегалов.
Ты обижаешься на телевизионщиков.
Ты обижаешься на выигравших у команды, за которую ты болеешь.
Ты обижаешься на вора, укравшего твой кошелёк.
Ты обижаешься на коммунальщиков.
Ты обижаешься на собеседника в чате, форуме.
Некоторые обижаются даже на плохую погоду, на камень под ногой, на ветку, упавшую на голову.
Продолжать можно до бесконечности, все они перед тобой виноваты, так ты чувствуешь, хотя, возможно, и не осознаёшь этого.
Тебе нужно просто увидеть, что вина других перед тобой является причиной твоих каждодневных, мелких, но постоянных негативных эмоций, которые однажды превращаются в большой ком боли. О какой безмятежности можно говорить в этом случае? Эти негативные эмоции захватывают всю твою энергию как в кольцо. Но ты уже настолько привык к такому положению дел, что считаешь его естественным. Но это неестественно! Так не может быть на самом деле, здесь что-то не так! Вопрос не в исправлении ситуации в лучшую сторону (потому что это невозможно сделать навсегда), а в выяснении: что здесь не так, может быть, ты что-то неправильно понимаешь?
Может быть, всё обстоит совсем по-другому, а ты просто заблуждаешься из-за невнимательности? Проблема «виноватых» должна быть решена как можно скорее, иначе у тебя просто не будет возможности обнаружить истину. Вина других перед тобой – это твоё «тело боли», которым питается эго. Это очень серьёзная проблема, потому что ты не можешь перепрыгнуть в недвойственность через ложное понимание.
В: Если нет виноватых, значит можно оправдать любого преступника?
О: Это полное непонимание сути и цели практики. Практика показывает отсутствие действующих лиц, а не оправдывает преступление. Отсутствие действующих лиц вовсе не исключает ни судебного разбирательства, ни приговора, ни наказания. Тело, через которое было совершено преступление, понесёт законное наказание.
Поиск виноватого или ответственного за действия практикуется для того, чтобы со всей ясностью понять, что нет действующих лиц, что вся Вселенная участвует в каждом действии. Практика нужна только для этого, а не для оправдания убийств и прочих преступлений.
Поиск действующего лица
Проблема виноватых – это ещё и вопрос о «действующих лицах». Если «действующих лиц» нет, то автоматически нет и «виноватых». Рассмотрим это утверждение на конкретном примере: родился младенец, у него уже есть определённый набор наследственных качеств, далёких от совершенства. Но разве он несёт ответственность за этот набор? Разве он его запрашивал, разве выбирал его? Очевидно, что нет. Пока он даже не знает, что он существует. Даже информация, что он есть, будет получена им из «вторых рук».
Можно ли перенести ответственность за этот выбор на родителей? Очевидно, что нельзя, потому что с ними была та же история, они также унаследовали свои качества от родителей, а те, в свою очередь, от своих, а те – от своих, а те – от своих, а те – от своих, а те – от своих, и через пару строк мы потеряемся в глубине веков. Итак, наследственные качества не запрашиваются и не выбираются. Можно сказать, что вся Вселенная поучаствовала в каждом конкретном наборе генетических качеств.
Теперь рассмотрим социальное окружение нашего младенца. Сначала его воспитывают родители (а то и случайные люди), они передают ему навыки и знания, которыми обладают сами. Может ли ребёнок выбирать получаемую информацию на этой стадии? Очевидно, что нет, и к пяти-семи годам он обладает набором психосоматических качеств, которые не выбирал и не запрашивал. Могли ли его родители сделать лучший выбор для своего чада? Нет, их история тоже была без выбора. Не забывайте, что кроме родителей на малыша оказывали влияние бабушки, дедушки, прочие родственники, книжки, театры, телевидение, друзья, воспитатели, соседи, знакомые по улице и многие-многие другие, включая вещи и окружающую природу.
Теперь честно ответьте: что на самом деле орудует через этого ребёнка? Орудует набор случайных качеств, которые он получил без выбора и без запроса, работает информация, которая собралась в его теле и памяти, и в которой поучаствовала вся Вселенная.
Вам не очевидно насчёт всей Вселенной? Тогда посмотрите на тех, кто оказал воздействие на этого ребёнка: каждый из них сам оказался результатом воздействия на него других, а те, в свою очередь, результатом воздействия других, а те – других других, и мы опять теряем «ответственных» в глубине веков. Вся Вселенная, начиная с Большого Взрыва, поучаствовала в каждом конкретном случае.
Дальше ребёнок ещё больше набирает воздействующие на него информационные связи, теперь он уже школьник, появляется иллюзия, что он может самостоятельно делать выбор: с кем дружить, во что играть, что читать, смотреть, слушать, запоминать и так далее. Но так ли это на самом деле, он ли это выбирает, или «его выбор» обусловлен накопившейся «базой данных», которая, как выяснилось, является продуктом целой Вселенной? Где тут свобода выбора? Откуда взяться чьей-то ответственности, чьим-то заслугам, чьей-то вине?
Жизнь ребёнка продолжается, его «база данных» ежеминутно пополняется и модифицируется новой информацией. Все его поступки, эмоции, предпочтения, неприязни, желания и мысли обусловлены содержанием этой «базы данных», которую он не запрашивал и не выбирал. Просто увидьте это! И когда в следующий раз к вам придёт мысль: «Я бы никогда не стал таким козлом, как…», подумайте: кого вы, фактически, обвиняете? В каждом случае, когда вы кого-то обвиняете, вы обвиняете всю Вселенную! В каждом случае, без исключения! Как бы вы ни хотели найти виноватого, его нет. Только ваша невнимательность заставляет вас думать, что сосед (начальник, полицейский) – сволочь.
Это очень хорошая новость, потому что и вы ни в чём не виноваты, ни в одном из своих поступков, грехов, мыслей. В каждом «вашем» случае поучаствовала вся Вселенная, каждый случай – это микро-отражение всей Вселенной. Поэтому, даже если вы сейчас что-то не понимаете или с чем-то не согласны, это тоже не может быть поставлено вам в вину. Даже ваше непонимание обусловлено не вашим выбором, а набором бесконечных обстоятельств, в котором поучаствовала вся Вселенная! Можно сказать, что это её реакция.
В каждом случае действует тот набор информации, который спонтанно собрала вся Вселенная; в каждом событии, в каждой травинке участвует вся Вселенная! Из этой «точки» понимания вы можете увидеть, что «действующие лица» вообще отсутствуют: если ничто из того, что вы считали «своим», не является вашим – ни тело, ни чувства, ни эмоции, ни даже мысли, то кто тогда вы? Вы – незатрагиваемый свидетель!
Если вы не только прочитаете, но и многократно самостоятельно проведёте аналогичное исследование, с вас свалится огромный «камень» боли. Вы почувствуете вкус свободы! Практика такого исследования очень важна, к ней нельзя относиться поверхностно, и выводы, которые вытекают из неё, должны стать вашим убеждением.
Практикуйте «поиск ответственного» или «поиск действующего лица» каждый раз, когда вы на кого-то обиделись. Не ограничивайтесь только концовкой об участии всей Вселенной, иначе это не сработает для вас.
Исследуйте тщательнее, чем было описано здесь (невозможно описать всю эту тонкую практику текстом), исследуйте до всех возможных подробностей, не жалейте на это время, и вы не пожалеете о результатах! Доведите практику до такого автоматического видения, чтобы у вас даже мысль о чьей-то вине (ответственности) не смогла возникнуть. Тогда это видение (понимание) само приведёт вас в состояние «незатрагиваемого свидетеля». Понимание, что нет ответственных, само распространится на вас, вы осознаете, что «ваши» мысли – не ваши!
Даже мысли о том, что в каждой мысли поучаствовала вся Вселенная – не ваши (и не мои). Это видение спонтанно превращает вас в стороннего наблюдателя, «незатрагиваемого свидетеля», о котором говорил Нисаргадатта Махарадж! И тогда вам станет понятна фраза Раманы Махарши: «Предоставь телу и чувствам беспрепятственно играть свои роли без твоего вмешательства».
На самом деле вам ничего не придётся предоставлять, потому что вы никогда ничего не делали, ваше понимание само осуществит это. Конечно, это ещё будет двойственность, но состояние «незатрагиваемого свидетеля» – это продвинутое состояние, и от него остаётся всего один шаг. Он может произойти спонтанно, если вы стабилизируетесь в этом состоянии.
Когда вы увидите, что «ваши» мысли на самом деле – не ваши, вы автоматически потеряете к ним интерес и больше не будете верить им, просто не сможете! Вы как бы окажетесь в вакууме от мыслей, и только последняя идея «Я есть» всё ещё останется с вами. Это и будет пребыванием в чистом «Я есть» – состоянии «незатрагиваемого свидетеля».
Никаким усилием воли вы не можете воспитать в себе «незатрагиваемого свидетеля», никакие «будильники» не помогут вам помнить себя «чистым наблюдателем», вы будете продолжать вовлекаться в мысли, потому что вы считаете их своими. Только когда вы доподлинно увидите, что это – не ваши мысли, что вам их «подсунули», вы не только потеряете к ним интерес, но и вообще не сможете им верить, у них не будет энергии!
Последним шагом будет спонтанное видение, что «незатрагиваемый свидетель» (чистое «Я есть») – это тоже концепция. Это случится само, когда «я»-идея потеряет ментальные ориентиры, потому что ничего «вашего» тут нет! Остаётся чистое свидетельствование, точнее, самосвидетельствование. Не свидетельствование вас, а свидетельствование свидетельствования или осознание осознания.
Не отождествляйте «себя» ни с чем, не давайте «себе» никаких определений, не присваивайте «себе» никаких достижений, никаких промахов, никаких качеств вообще, и «вы» исчезнете, как аромат цветка в воздухе. Это и будет ваше истинное лицо до рождения.
«Каким было ваше лицо до рождения?», – это очень известный коан. Читайте: каким был ваш образ до рождения? Не было никакого образа! Все образы относятся не к «вам», это образы всей Вселенной, не «ваши». Ваше истинное лицо, точнее сказать, лицо Реальности – это «ваше» отсутствие. Здесь нет никакого «себя», в реальности всё слито, нельзя различить «себя» от «не себя». Когда эго теряет ориентиры, оно сливается со всем остальным, и все различия исчезают.
О мнениях
В: Мнения есть, но нет того, кто их будет отстаивать, так как для того, чтобы что-то отстаивать, требуется основа – вера в то, что это может быть только так и не иначе! Но мир реален и нереален одновременно, как можно в этом случае иметь незыблемое мнение?
«Своё мнение» может сохранять границы личного пространства, может поддерживать статус, иерархию и т.д. Но оно всегда укрепляет веру в иллюзорную личность, потому что это именно Моё мнение и Моя вера в реальность происходящего.
О: Рассмотрим ваш вопрос на примере быта, общения со знакомыми, сослуживцами, соседями. «Мёртвая» философия вам не поможет.
Да, вы можете понимать про «границы личного пространства», но вам нужны мудрые отношения с теми, кто вас окружает. Мудрые – не в смысле менторские, но основанные на понимании человека, который есть сами обстоятельства, причём никем не выбираемые. Фактически, в человеке нет никакого человека, есть обстоятельства, которые к тому же все время меняются.
Злиться на человека – то же самое, что злиться на упавшую ветку: кто виноват – ветер, дерево, ворона, сухое лето? У каждого события бесконечное число причин, в каждом событии участвует вся Вселенная. Даже ваша якобы необоснованная злость на кого-то обусловлена миллионами причин. Но понимание её снимает, злость и обида растворяются.
В: Самое сложное – ужиться с мнениями мужа.
О: Нужно свои мнения «опустить в цене», уравнять их в цене с мнениями мужа.
Это не значит, что ты должна делать всё, что ему взбредёт в голову, это означает, что в тебе просыпается понимание, что разница в ваших мнениях обусловлена многими причинами, можно сказать, всей Вселенной. Они не могли быть другими!
Это понимание примиряет, и спонтанно рождаются компромиссы. Это проявление мудрости в быту, в самой обычной жизни. Здесь мудрость проявляется как сострадание и не только к мужу, но и к себе.
Вы в одинаковых условиях, точнее, в одинаковой обусловленности. Мы все находимся в обусловленности, каждый – в своей, но одинаково ограниченной. Вне обусловленности нас нет, мы как люди – сама обусловленность.
Это понимание «отпускает» мятеж. Если понимание работает, «отпускание» происходит на уровне ощущений, мятежность уходит, а основная причина страданий – это мятеж ума, неприятие, противостояние, чувство несправедливости.
В: Напоминаю себе каким-нибудь примером, который показывает несостоятельность любого мнения. Например, вернувшийся с войны человек для своей семьи – ветеран, герой, а для многих других семей он – убийца.
О: Напоминайте себе, что человек – это только сами обстоятельства, внутри тела нет никого. Сможете ли вы обижаться на обстоятельства? Не сможете, это смешно. Обижаются только на действующее лицо, которое совершило тот или иной поступок. А его нет, поступок «совершают» сами обстоятельства. Последним придёт понимание, что и внутри «вашего» тела нет никого.
В: Не принимать близко к сердцу – самое главное, а что дальше – зависит от обстоятельств. В основе гадкого поступка могут быть благородные мотивы, а может и болезнь мозга.
О: Твоё высказывание подразумевает действующее лицо. Только на совершившего поступок может возникнуть обида или что-то подобное «по обстоятельствам».
А если нет действующего лица, если нет виноватого? Будешь ли ты обижаться на ветер, сорвавший дорогие очки? Нет, ты будешь искать другого виноватого, хотя бы даже себя. Понимание, что внутри «виноватого» нет никого, кроме самих обстоятельств, гасит негативные эмоции, обиду, чувство несправедливости.
Освобождение ума от ложного знания подразумевает освобождение от идеи, что есть действующие лица. Вы думаете, что где-то внутри вас сидит эго, которое нужно удалить, и с вами всё станет хорошо, но эго – это и есть ложное представление о действующих лицах.
Действия происходят, обстоятельства происходят, практика происходит, но нет действующих лиц. «Действующее лицо» само является действием. Нет никаких реальных деятелей. Понимание освобождает ум от ложного.
Нисаргадатта Махарадж: «Никакие усилия не приведут вас туда, только ясность понимания. Проследите своё непонимание до корней и отбросьте его, вот и всё».
Все мнения правильны «со своей колокольни», но дело в том, что «колокольни» есть, «звон» есть, а «звонарей» нет! Как только это увидено, так «чистое или нечистое – какая разница?»4 Некому бодаться «звонами» (мнениями).
При всех обстоятельствах, которые предшествовали и сопровождали «вашу» личность, других мнений и быть не могло. Это справедливо по отношению ко всем «личностным» мнениям.
Поймите так, что это не ваши мнения, у мнений нет хозяев. Есть различные обстоятельства, порождающие различные мнения, бесконечное разнообразие мнений. Нет участников обстоятельств, нет хозяев у мнений, вы не имеете к этому никакого отношения.
В: Нет правильных или неправильных мнений, они просто есть такие, какие есть. Каждое мнение подкреплено жизненным опытом человека и средой, в которой он вырос и живёт. Каждый имеет свою точку зрения, пусть даже прямо противоположную моей, и имеет на это право также, как и я на свою.
О: Сказано хорошо, но не точно: мнения, действительно, такие, какие они есть. Но они все ложные! Ни для одного нет исключения! Потому что все они вышли из первичной концепции «Я есть», а реальность запредельна этой концепции. Про неё нельзя сказать «есть» и нельзя сказать «нет». К реальности неприменимы понятия «существования» и «несуществования».
Падмасамбхава: «Если это сверкающее осознание, которое называют умом, рассматривать как сущее, то оно не существует.
Если рассмотреть как источник, то сансара и нирвана, и все разнообразие блаженства и страдания возникли из него».
А если все мнения ложные, значит и цена у них одна, они равноценны. Это не означает, что есть истинное мнение судьи или адвоката, их мнения стоят столько же. Все мнения мира одинаковы в цене, без исключения. Нет арбитра, есть безличный закон причин и следствий.
В: К своим мнениям стараюсь относиться не слишком серьёзно; если чувствую, что мнение вызывает эмоции или желание отстоять его, специально вспоминаю, что моё мнение ничего не стоит, как, собственно, и чужое.
О: К любому своему мнению нужно относиться как к ложному. Всё, что вы знаете – ложно. Истинного вы можете сказать только то, что вы ничего не знаете.
По необходимости вы пользуетесь ложным знанием, но не считаете его истиной, поэтому не держитесь за него, не мусолите его в уме, не решаете проблемы мира, не обсуждаете поведение соседей и сослуживцев, не противостоите мнениям других. Ваше мнение стоит не дороже мнений других. Мятеж ума постепенно стихнет.
Оставьте в покое мнения, ищите их хозяина! Кто говорит: «У меня такое мнение»? Ищите говорящего, и в поиске вы исчезнете.
Любовь к другим – любовь к себе
Любовь к «другим»
Вы любите других, потому что они вам что-то дают, не важно что, важно, что вы считаете это нужным для себя. Это значит, что на самом то деле вы любите себя! Каждый раз, когда к вам приходит чувство, что вы кого-то любите, вы должны исследовать, кого вы любите на самом деле.
Если вы не исследуете, не исправите своё понимание, то не избавитесь от этого заблуждения, которое на первый взгляд кажется чем-то очень правильным (ведь вы любите кого-то!), но в действительности это очередное заблуждение с далеко идущими негативными последствиями, потому что ложное всегда ведёт к страданию, тогда как истинное – к избавлению от него.
Каждый раз, когда к вам приходит ощущение любви к кому-то (родителям, супругу, ребёнку, любимому делу, или даже Родине), вы не должны просто радоваться этому чувству, но сразу исследовать: любя Родину, что на самом деле я люблю, или, любя маму, кого на самом деле я люблю?
Исследуйте, к примеру, любовь к своим детям, которая считается самой альтруистической, самой неэгоистичной, самой бескорыстной. Спросите себя, за что вы любите своих детей: за красоту, за ум, за хорошее поведение, за их невинность?
Что бы вы ни назвали из перечисленного или дополненного, у других детей найдётся лучше, однако, больше всех вы любите своих. Почему? Именно потому, что они свои. Вот и ответ: любя своих детей, вы на самом деле любите себя.
Теперь рассмотрите свою любовь к женщине (мужчине): за что вы любите её (его)? Вы увидите, что индивидуальность женщины (мужчины), характер, поведение, внешность, или что-то ещё (для каждого свой набор качеств) вызывают у вас чувство радости и счастья. И здесь всё сводится к себе. Значит, любовь к женщине (мужчине) вновь оборачивается любовью к себе.
Теперь рассмотрите любовь к Родине: почему человек любит то место, где он родился и вырос? Разве потому, что это действительно лучшее место на земле, или всё-таки потому, что это его место рождения? Что придаёт ценность месту рождения, как не принадлежность к себе? Вы опять приходите к выводу, что любя Родину, вы на самом деле любите себя.
Это и есть исследование любви к себе, потому что только она оказывается истинной. Все остальные «любови к другим» суть отсутствие исследования.
Прочитать об этом недостаточно, недостаточно провести это исследование один-два раза. Это нужно исследовать каждый раз, когда вы переживаете чувство любви «к кому-то» или «чему-то», потому что вы должны разобраться с этими понятиями, раз и навсегда установить истинного «объекта любви». Им всегда оказывается субъект, то есть вы сами.
Только любовь к себе безусловна, даже вопрос не стоит, за что вы любите себя, вы просто любите без каких-либо условий, потому что вы любите не личность, а безобъектного субъекта, у которого нет никаких качеств, за которые можно было бы любить или не любить.
Итак, исследовав переживаемое чувство любви и выяснив, что во всех случаях вы любите себя, не забывайте сформулировать утверждение, что «себя» – не значит персону, вы любите не Надю или Васю, а бескачественное чувство себя, «я есть».
Формулируйте это утверждение в уме каждый раз до тех пор, пока оно не начнёт возникать спонтанно. Это называется «развивать правильное убеждение» или «избавляться от ложных васан».
Когда вы поймёте, что каждый любит себя, вы больше никогда не будете переживать, что кто-то вас «разлюбил». Теперь вы точно знаете, что он и не любил вас никогда, потому что любить можно только себя. Человек, который говорил вам, что любит вас, просто ошибался, на самом деле вы были для него «инструментом» актуализации любви к себе. Если бы он тоже понимал это, то не испытывал бы ни чувства вины перед вами, ни обиды на вас, если бы и вы «разлюбили» его.
Когда вы со всей отчётливостью понимаете, что любовь к «другим» есть просто заблуждение (или отсутствие исследования), что истинная любовь может быть только к себе, вы прощаете и себя, и других, потому что из этого заблуждения вырастают многие печальные следствия.
Мы часто нуждаемся в других как в инструментах реализации любви к себе, и за это мы можем быть им благодарны, но не нужно путать эти понятия, потому что следствия разные!
Из понимания истинной любви вытекают многие следствия, одно из которых – уменьшение страданий; ведь вы любите себя и не хотите страдать, а непонимание истинной любви порождает, как мы увидели, страдания, понимание же избавляет от них.
Чем меньше страданий – тем «пустее» ум, а не наоборот, как вас учили раньше, как будто вы можете актом воли прекратить внутренние диалоги, а вместе с ними страдания. Если вы исследуете содержание своего внутреннего диалога, то увидите, что он направлен на оправдание вас, на вашу защиту, на заботу о вас, а это всё то же проявление любви к себе. Если же вы не страдаете, то больше не нуждаетесь во внутреннем диалоге, и он исчезает сам собой.
Именно это имел в виду Рамана Махарши, когда сказал, что счастье – это просто отсутствие страданий. Это не обретение чего-то «офигенного», а просто отсутствие страданий, потому что счастье присуще нам от рождения также, как и любовь к себе. Страдания же прекращаются при отсутствии ложных пониманий.
Истинное не вызывает страданий, истинное – это счастье, которое присуще нам, поэтому истинное понимание вещей так важно, в том числе понимание истинной любви, которая не «духовно-пятизвёздочная», а просто любовь к себе, к бескачественному чувству себя.
Если под собой вы имеете в виду не личность, не персону, а «я есть» без качеств, без образов, без имён, то такое «я есть», не являясь ничем, недвойственно ничему и вмещает в себя всё от «альфы» до «омеги», от «а» до «хам», то есть всю Вселенную. Вот что такое истинная любовь.
Вы не должны пытаться полюбить всех, потому что ничего, кроме притворства, у вас не выйдет, ваша задача в другом – избавиться от ложных самоотождествлений, потому что вы, как субъект восприятия, не составляете двойственности ни с чем, вы едины со всем и вмещаете в любовь к себе всю Вселенную. Поэтому избавляйтесь от образов себя вместо того, чтобы пытаться любить всех.
Любовь к истине – любовь к себе
Когда мы имеем возможность реализовать любовь к себе, доставить себе счастье, радость, наслаждение, удовольствие, тогда мы счастливы; когда нет возможности реализовать любовь к себе, мы несчастны, потому что мы всегда любим себя, и вопрос только в том, как реализовать любовь к себе.
Почему вы взялись за поиск истины? Потому что кроме истины ничто не может в полной мере реализовать вашу любовь к себе. Потому что все остальные попытки заканчиваются фиаско, потому что все инструменты, которыми вы раньше пользовались для этой реализации – фальшивые, нереальные, иллюзорные, а вашу любовь к себе может реализовать по-настоящему только истинное, только реальное.
Пока до человека это не дойдёт, он продолжает пытаться реализовать любовь к себе через фальшивые инструменты: через личные достижения, через персональную славу, богатство, власть, через любовь к личности.
Но когда человек со всей ясностью видит, что только истина может удовлетворить его, он перестаёт интересоваться иллюзорными вещами.
Что дальше?
Неустанно и честно практикуя «высиживание наедине с собой», «наблюдение за внутренним диалогом», «исследование любви к другим», «поиск виноватого», «осознание собственной смертности», рано или поздно вы поймёте, что у вас ничего не получается, нет никакого результата. Обычно практикующий начинает жаловаться и предъявлять упрёки к практикам или к наставнику, либо менять их на другие практики в надежде, что те помогут, либо прекращает практиковать. Это обычное дело для 50% практикующих.
Остальные 49,999% практикующих, видя, что у них ничего не получается, начинают притворяться, что они таки достигли искомого, потому что слишком много лет было потрачено на практику, чтобы сейчас всё бросить. Тогда они инвестируют полученные знания в гуру-бизнес, таким способом зарабатывая себе на жизнь.
И только 0,001% не делают ничего из перечисленного. Они со всей ясностью понимают, что практиковать больше нет смысла, вернуться к обычной жизни человека они уже не могут, но и обманывать себя тоже не могут, оказываясь в безвыходном положении. Всё, это полная остановка, больше свернуть некуда, но и прямо тоже идти нельзя – тупик!
В этом месте ум, буквально, капитулирует. Он больше ничего не может: ни назад, ни вперёд, ни в сторону, ни через голову… и он сдаётся. Вот тут-то всё и случается! Уже потом, задним числом вы понимаете, что все практики, бесполезные сами по себе, нужны были только для того, чтобы дать уму возможность увидеть свою полную беспомощность и сдаться.
Об этом же говорят Махарши и Махарадж: все усилия, все практики нужны для того, чтобы ум осознал свою полную беспомощность и капитулировал. Нисаргадатта Махарадж так и отвечает на вопрос, для чего нужны все практики: «Иначе ум не сдастся».
Эту капитуляцию нельзя смоделировать. Если вы попытаетесь притвориться, что ум сдался, из этого ничего не выйдет, поэтому ваша практика, ваши усилия должны быть честными.
Пока ум на что-то надеется, он движется. Только когда надежды больше нет, когда ум полностью осознает свою беспомощность, он сдастся и остановится, как парализованный, а не так, что он подумает: «Ну хорошо, я сдаюсь, показывайте мне, чего там у вас».
Вы должны приложить все усилия, чтобы в конце осознать свою полную беспомощность и полную безысходность. Не осознав это в полной мере, ум не остановится.