Вы здесь

Методы психологической коррекции личности. Глава 2. Методы психологической коррекции (Л. М. Крыжановская, 2015)

Глава 2

Методы психологической коррекции

КОМПЕТЕНЦИИ ПСИХОЛОГА

Знать

Методы психокоррекции при использовании в работе различных теорий личности. Иметь достаточный запас знаний и умений для проведения коррекционных мер.


Уметь

Планировать личностный рост; обеспечивать решение проблемы профессионального роста; ориентироваться в коррекционных психотехниках. Пользоваться приемами, методами и средствами психологической коррекции.


Владеть

Вариативными методами психологической коррекции; методиками индивидуальной и групповой психокоррекции.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Методы и техники психологической коррекции Методы телесно-ориентированной психотерапии

Под методом понимается способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели. Методы – это совокупность принципов, приемов и средств, используемых психологом при осуществлении коррекционной работы. Метод определяет общий принцип деятельности, методика – конкретное воплощение этого принципа в форме конкретных процедур и психотехник, относящихся к конкретному способу психологической работы на основе конкретного методического материала.

Поведение личности определяется двумя функциональными взаимосвязанными сторонами: регулятивной и побудительной. Регуляция поведения осуществляется посредством различных психических проявлений, таких, как ощущения и восприятия, внимание, мышление, память, речь, эмоции и др. Это обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Однако поведение возникло не само по себе, а в силу каких-то причин, побуждений к нему. Описание механизмов активности и направленности поведения традиционно связано с понятием мотивации. Более широко оно понимается как вся совокупность факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления. Наиболее важными из всех мотивационных понятий являются понятия «потребность», «мотив», «цель». Потребности, мотивы и цели – основные составляющие мотивационной сферы человека. Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах, и каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей. К направлению психологической коррекции относится мотивационно-потребностная сфера личности. Личность – психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Потребность – отражение в форме переживания нужды индивида для поддержки организма и развития личности. У человека потребность как состояние личности всегда связано с чувством неудовлетворенности, которое и направляет актуальное поведение. Мотив – побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека с разной степенью осознаваемое, либо не осознаваемое. При одной и той же потребности мотивами человека могут выступать самые различные предметы. Отсюда понятие «мотив», как устойчивое личностное свойство, которое как бы изнутри побуждает человека к совершению определенных действий для обретения нужного предмета потребностей. Люди как личности отличаются друг от друга разнообразием и особыми сочетаниями потребностей, которые у человека и проявляются в разнообразных мотивах. Большинство их осознаются, но существуют и неосознаваемые мотивы – установки и влечения. Сознание, как высший уровень отражения человеком действительности, является личностным образованием, позволяющим человеку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать его как часть самого себя. Одним из компонентов сознания является особая активность целеполагания, что значимо для коррекционной работы с личностью в целях формирования у нее социальных представлений. Осознаваемые переживания могут иметь определенные трудности в межличностных отношениях, в выборе профессии и так далее.

Сознание имеет довольно сложное строение – бытийное (биодинамические свойства и чувственные образы); рефлективное (значение и смысл). Функция сознания заключается в формировании целей деятельности в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает регулирование поведения и деятельности человека. В качестве объекта рефлексии могут выступать отражение мира, размышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения. С волевым поведением связаны эмоции, содержа в себе субъективную оценку значимости для человека жизненных событий, в форме переживания. Личность имеет свой неповторимый эмоциональный склад.

Методы коррекции личности определяются целями и психотехническими приемами. Значимой целью личностного роста является восстановление лучшего уровня функционирования личности в деятельности, во взаимодействии с людьми, принимая во внимание все способности личности, ее возможности и ограничения (связанные с заболеванием) и жизненные обстоятельства. Методы коррекции личности предназначены для любой возрастной здоровой категории, но имеющей различные проблемы: проблемы низкой самооценки, неуверенности в себе, слабой воли т. д.

Цель коррекции личности – поддержание или восстановление оптимального уровня проявлений личности в социуме (взаимодействие, общение, поведение и другое). При этом человек способен наблюдать за чувствами, не реагируя на их в действия, использовать понимание того или иного метода личностного роста.

Продолжительность коррекционных занятий. Использование методов коррекции личности может продолжаться от нескольких дней до нескольких лет.

Психотехники. Работа с защитными механизмами и конфликтами с помощью психолога или психотерапевта. Раскрытие альтернативных возможностей. Оценка видов поведения, несущего угрозу жизни и здоровью, органических причин заболевания.

Психотехника в классическом психоанализе включает 5 базисных техник: а) метод свободных ассоциаций, б) толкование сновидений, в) интерпретация, г) анализ сопротивления, д) анализ переноса.

Например, метод свободных ассоциаций предполагает порождение непроизвольных, в случайном порядке приходящих на ум высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента. Находясь в положении сидя или лежа, часто с закрытыми глазами клиент просто говорит все, что ему приходит в голову, осторожно направляемый короткими утверждениями или репликами психотерапевта.

Ответы на вопросы психолога, свобода отвергать интерпретации психолога (психотерапевта). Изучение своих опасений в связи с началом личностного роста. Объяснение своей «пассивной» манеры поведения. Осознание своих разочарования в работе над собой. Учиться оценивать по достоинству атмосферу безопасности. Научиться работать со сновидениями. Понять свои личностные реакции в любых жизненных ситуациях.

В структуру коррекции личности включены такие компоненты, как самопознание; самопобуждение; саморегуляция; самореализация.

Метод – это путь, способ достижения цели коррекции. Методика – это средство достижения цели коррекции. В каждом методе коррекции личности предполагаются многочисленные методики.

Техники психологической коррекции

Техники психологической коррекции предназначены для старших подростков, юношей и взрослых, имеющих внутриличностные конфликты и противоречия при исполнении различных социальных ролей, например, роль дочери и роль студентки различны по своим правилам исполнения – они сталкиваются, и личность не может быть одновременно внимательной дочерью и внимательной студенткой, испытывая при этом внутриличностный конфликт.

Коррекция включает в себя следующие процедуры: установление конструктивных межличностных отношений, анализ и проработка личностной позиции во взаимодействии и общении с окружающими людьми, в малой группе социума, развитие самопознания (инсайта), переориентация.

– Наблюдение поведения и коррекция его в межличностных отношениях.

– Управление решением.

– Релаксационный тренинг.

– Коррекция качеств личности, таких как: несдержанность, неуравновешенность в общении.

– Коррекция волевых качеств личности.

– Коррекция эмоциональной реактивности в общении.

– Саморегуляция эмоциональных состояний.

– Обучение навыкам общения и умению проявлять чуткость к окружающим, соотносить свои желания и потребности с желаниями и потребностями других.

Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин.

Метод интерпретации (Л. М. Крыжановская)

Данный метод предназначен для коррекционной работы с подростками, имеющими разнообразные формы отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

Метод интерпретации поведения основываться на знании причин поведения. В условиях дефицита информации люди начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица, с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей – от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».

Г. Келли (Kelly) выделил три типа атрибуции (приписывания):

• личностная атрибуция – когда причина приписывается лично совершающему поступок;

• объективная атрибуция – когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

• обстоятельственная атрибуция – причина совершающегося приписывается обстоятельствам.

Метод «Дебрифинг»

Данный метод коррекции предназначен для подростков, юношей и взрослых с нарушениями эмоционально-волевой сферы, взрывчатости, плаксивости, агрессивности.

Этот метод был разработан Т. И. Булавиной, и направлен на проработку последствий поведения и социального взаимодействия, последствий искаженных социальных установок личности. Работа над собой решает проблемы психического и личностного здоровья. Личностный рост является превентивной и текущей самопомощью при психических и соматических заболеваниях, при душевных и духовных страданиях, связанных с расстройствами настроения, с последствиями алкоголизма, наркомании, житейскими стрессами, пограничными состояниями.

Экзистенциальные и личностные проблемы возникают еще в детстве (комплексы раннего детства и определении личностной идентичности). В подростковом и юношеском возрасте возникает чувство неполноценности, проблемы межличностных отношений со сверстниками и другое. У взрослых – проблемы социальных ролей и социального статуса и тому подобное. В каждом возрастном периоде личность может существовать в кризисных ситуациях: внезапная смерть близких, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви, работы и т. п.

«Метод свободных ассоциаций» (З. Фрейд)

Метод предназначен для коррекционной работы с юношами и взрослыми, имеющие негативные психические состояния, субдепрессивные, неврозы и т. д.

Данный метод был представлен З. Фрейдом. Им было выделено, что большинство нервных и психических расстройств обусловлены конфликтами между «Я», «ОНО» и «СВЕРХ-Я». Это всевозможные конфликты между безусловным «хочу» нашего подсознания, жаждущего удовлетворения своих основных инстинктов; реальностью, осознаваемой нашим «Я», которая существует далеко не только для нашего удовольствия (хочу, но не могу – конфликт); и «Сверх-Я», нашими моральными и нравственными ограничениями (хочу, но это нехорошо, некрасиво, стыдно – конфликт).

Коммуникативные техники (К. Роджерс)

Данный метод предназначен для коррекционной работы с детьми, подростками и взрослыми, имеющих трудности в общении – неуверенность в себе, застенчивость, нарушения коммуникативной компетентности (не умеющих взаимодействовать и общаться с окружающими людьми) и т. д.

Коммуникативные техники призваны облегчить протекание встречи с психологом. Можно выделить следующие техники: молчание – активизирует, помогает личности осмыслить свои проблемы; эмпатическое слушание (психолог внимательно слушает клиента, выражая вербально и невербально свое согласие и поддержку мыслей и чувств клиента); прояснение и интерпретация (раскрытие для клиента смысла его собственных действий); самораскрытие (подтверждение переживаний клиента); конфронтация (обнажение противоречий); подведение итогов (наиболее предпочитаемая техника завершения консультации).

Интерпретация – толкование, объяснение клиенту того, что с ним происходит. В психоанализе важно не само по себе знание (например, сообщенное психологом клиенту), а самостоятельное осознание этого факта клиентом как реальности своей жизни. Поэтому интерпретация психолога должна заключаться не в том, чтобы рассказать клиенту, почему и отчего это с ним происходит, а ненавязчиво подталкивать его к самостоятельному формулированию причин своих проблем.

Метод «анализ сопротивлений» (К. Роджерс)

Метод предназначен для использования в коррекционной работе, индивидуальной коррекции, для юношей и взрослых, имеющих различные трудности – отрицательные черты характера, отрицательные черты личности, деструктивные межличностные отношения и др.

Анализ сопротивлений, когда «Эго» клиента сопротивляется знанию реальных причин своих проблем, потому что когда находит их неприемлемыми для себя. Поэтому человек часто защищается от этой информации с помощью какого-либо защитного механизма (рационализации, отрицания, регрессии, вытеснения, проекции, интроекции, замещения, сублимации и т. д.). Приведем несколько примеров защит. Рационализация – человек объясняет свои действия более привлекательными причинами, мать, испытывающая патологический страх за своего ребенка, объясняет это его беззащитностью, плохими друзьями; хотя на самом деле причина ее страха залегает глубже и связана с комплексом вины за то, что во время ношения плода она делала попытки прервать беременность (убить своего ребенка).

Альфред Адлер (Alfred Adler) утверждал, что личность – это сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути к самореализации человека – базисное чувство неполноценности, в преодолении которого и состоит личностное развитие. Комплекс неполноценности прежде всего относится к телесной сфере (невысокий рост, наличие хромоты и т. п.). На основе этого органа у индивидуума формируется комплекс личностной неполноценности, которая может привнести к развитию в качестве компенсации стремления к собственной значимости и превосходству над другими людьми.

Другое известное положение Адлера – человеческое поведение имеет целенаправленный характер и направлено на реализацию «плана жизни», который формируется на протяжении первых шести лет жизни. Удовлетворенность жизнью зависит от «социального интереса как основы человеческого существования». Цель личностного роста – снижение чувства неполноценности, развитие социального интереса (направленности на общество, общественную пользу, социальное развитие), коррекция целей и мотивов в соответствии с его жизненными планами и перспективами его реализации.

Метод дискуссии

Данный метод предназначен для коррекционной работы с любой учебной, подростковой, семейной группой, имеющей негативные межличностные отношения. И также с группой для решения совместной задачи. Метод дискуссии является основным методом социально-психологического тренинга.

Метод дискуссии, разработанный М. И. Матюшкиным и др. нацелен на продуктивное решение групповой задачи. Использование его позволяет:

• сопоставлять противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон;

• уточнить взаимные позиции;

• устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции партнеров;

• выработать групповое решение и т. д.

Метод интеракционно-коммуникативный («психодрама Дж. Морено)

Данный метод предназначен для подростков, молодежи и взрослых, имеющих нарушения эмоционально-волевой сферы личности, межличностных отношений.

Методы психодрамы Дж. Морено, гештальт-техника, направлены на изменение установок личности под влиянием психодраматического разыгрывания ролей, которые оказывают положительное воздействие на личность. Эти методы включают следующие параметры:

• предоставляют свободный выбор относительно как самого участия в психодраматической сцене, так и играемой роли.

• вовлекают в исполнительскую деятельность.

• получают позитивное подкрепление со стороны группы после разыгрывания им роли.

Основные части психодрамы. Разминка, собственно, психодраматическая игра, обмен чувствами и оценками. Используются такие техники, как: перемена ролей, монолог, «зеркало» и др.

Метод «Артпсихология» (Крыжановская Л. М.)

Данный метод корригирует эмоциональную отягощенность личности подростков, юношей и взрослых.

Он разработан и апробирован Л. М. Крыжановской и выступает средством глубокого познания особенностей внутреннего (психического) мира личности, открытия своего «Я». Задачи метода.

• Коррекция страха ситуаций публичного общения.

• Коррекция нарушений волевой регуляции.

• Тренинг дыхательной гимнастики.

• Коррекция эмоциональной напряженности, агрессивного поведения.

• Коррекция гипермотивации на принятость гиперзависимости от оценок окружающих.

* * *

Известно, что мероприятия психологической коррекции включают в себя и некоторые упражнения, приемы, методики отдельных видов психотерапии. На практике используются элементы поведенческой терапии, образной психотерапии, телесно-ориентированной психотерапии.

Методы телесно-ориентированной психотерапии

Методы телесно-ориентированной психотерапии используются в коррекционной работе со старшими подростками, юношами и взрослым, здоровой личностью. Некоторые методики применяются и для детей и решают их проблемы: принятие себя; невротические состояния; неврозы; эмоциональные и мышечные зажимы и др.

Биоэнергетика (В. Райх и др.)

Техника эмоционального раскрепощения. Для подростков, юношей и взрослых, испытывающих стресс.

Биоэнергетика была создана одним из учеников В. Райха – основоположника телесноориентированной психотерапии – А. Лоуеном. Она центрирована на роли тела в анализе характера человека, включает технику дыхания, а также технику эмоционального раскрепощения (пациентам предлагается кричать, плакать, бить кушетку и т. д.). Когда человек находится в стрессе, он испытывает отрицательные эмоции и негативные психические состояния. Его тело при этом охватывает сильное мышечное напряжение, так называемый панцирь. Личность годами может пребывать в таком панцире. Это проявляется в напряженной походке, зажатости мышц лица (маске лица) и т. д. Для снятия этого состояния используются напряженные позы энергетизации частей тела, которые были заблокированы психическим напряжением в постоянно зажатых частях тела так, что человек вынужден расслабить мышцы (защитный панцирь). Эти позы включают наклоны до прикосновения к полу, сгибание назад с кулаками на пояснице, наклоны назад через мягкий стул.

Биоэнергетика подчеркивает необходимость «заземления» или укоренения в физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах человека. Она (работа) часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей. Упражнения начинаются со ступней ног, потому что они – основание и опора эго-структуры личности. Посредством ног и ступней сохраняется контакт с единственной неизменной реальностью в нашей жизни – с землей или почвой.

В упражнениях по данному методу присутствует – система, сохраняющая многие достоинства ортодоксального райхианского анализа: раскрытие блокированных чувств, энергию частей тела, которые игнорировались и другое. Приведем пример.

Упражнение «Напряженные позы»

• Встаньте ноги на ширине плеч, колена слегка согнуты; согнитесь не перенапрягаясь, касаясь руками пола. Дайте своему телу и рукам свободно висеть. Сохраняйте эту позу в течение нескольких минут. Может быть, ваши ноги начнут вибрировать или дрожать; вы можете заметить иные изменения в теле. Сохраняйте свободное естественное дыхание, не старайтесь сделать что-либо, вызвать что-либо.

Медленно поднимаясь, выходите из этого положения, ощущая, что спина выпрямляется, позвонок за позвонком.

• Наклониться, позволяя себе сгибать ноги так, как это удобно, затем, касаясь руками пола, попробуйте выпрямлять ноги, медленно и постепенно, обнаруживая положение, в котором они начинают дрожать.

• Попробуйте принять позу, при которой позвоночник согнется в обратном направлении.

Поставьте кулаки на поясницу и прогнитесь назад. Шея, как и в предыдущем упражнении, должна быть расслабленной, а голова свободно свисать назад. Дышите свободно.

Эти упражнения предназначены для энергетизации частей тела, которые хронически напряжены. Согласно биоэнергетической теории дрожание, обычно сопровождающее эти позы, – показатель энергетизации мышц, сжимаемых защитным панцирем.

Структурная интеграция – Рольфинг (И. Рольф)

Техника мышечного равновесия. Для подростков, юношей и взрослых, имеющих нарушения двигательной сферы.

Структурная интеграция – это система, позволяющая вернуть телу правильное положение и правильные линии посредством глубоких, часто болезненных вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием. Структурная интеграция часто называется «Рольфингом» по имени его основательницы Иды Рольф (Rolf). И. Рольф работала с фасциями – связующей тканью, которая поддерживает и связывает мускулы и скелетную систему человека. Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение могут выразиться в небольших, но постоянных изменениях тела. Кости или мышечная ткань оказываются немного смещенными, и наращивание связующих тканей препятствует их возвращению на место. Нарушение линий происходит не только в месте непосредственного повреждения, но также и в довольно отдаленных точках тела в порядке компенсации. Например, если человек бессознательно щадит поврежденное плечо в течение длительного времени, это может воздействовать на шею, другое плечо, бедра. Рольф непосредственно растягивала фасциальную ткань, восстанавливая равновесие и гибкость.

Цель структурной интеграции – привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела – головы, груди, таза и ног, к более грациозным и эффективным движениям.

Большая часть работы состоит в удлинения и растяжении тканей, которые срослись или неестественно растолстели. Чтобы добиться устойчивых изменений, необходимо немного изменить наличную позу или распределение мышечных волокон. Это происходит спонтанно, когда индивидуальные волокна растягиваются, или фасциальные покрытия скользят друг по другу, вместо того, чтобы быть друг к другу «приклеенными». Если такие изменения не происходят, тело восстанавливает свою первоначальную позу с ее ограничениями току жидкостей, а также межличностному общению.

Целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального внимания. Многие из тех, кто сочетал рольфинг в той или иной формой психологической терапии или работой роста, отмечали, что это помогает освободить психологические и эмоциональные блоки. Рольфинг особенно полезен для тех, чьи тела сильно расцентрированы в результате физической или психологической травмы.

Формула данной техники заключается в следующем. «Мне нравится говорить, что я и есть мое тело, с полным пониманием того, что это значит. Это позволяет мне отождествиться со всей моей жизненностью, без необходимости разделяться».

Структурная интеграция обычно выполняется в течение десяти часовых сеансов, включающих следующую работу.

Первый этап – охватывается большая часть тела со специальным фокусированием на тех мышцах груди и живота, которые управляют дыханием, а также на бедренных связках, которые управляют подвижностью таза.

Второй этап – внимание концентрируется на ступнях, преобразованиях ног, лодыжках, выравнивании ног с туловищем.

Третий этап – посвящается преимущественно вытягиванию боков, в особенности – большим мышцам между тазом и грудной клеткой.

Последующие этапы (от четвертого по шестой) – посвящаются в основном освобождению таза. Большинство людей удерживают таз повернутым назад (в силу чрезвычайной важности его для позы и движения); одна из важнейших задач рольфинга – сделать таз более подвижным и вписанным в остальные линии тела.

Седьмой этап – концентрируется на шее и голове, а также на мускулах лица.

Последующие этапы от восьмого по десятый – это организация и интеграция тела в целом.

Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Многие изменения, достигаемые рольфингом, кажутся довольно устойчивыми, но максимальная польза возможна, только если индивидуум сохраняет осознание изменений в структуре и функционировании тела.

Упражнение «Рассмотрение позы»

• Проделайте это упражнение с партнером. Попросите его встать, стоять естественно, внимательно осмотрите его позу.

Моменты, на которые стоит обратить внимание. Не находится ли одно плечо выше другого? Уравновешена ли голова на шее или она склоняется вперед или назад?

Втянута или выпячена грудь?

Не выше ли одно бедро другого?

Выпячен ли назад таз?

Находятся ли колени над ступнями?

Ровно ли стоят ступни или носками внутрь, наружу?

Рассмотрите партнера спереди, с боков, сзади. Затем попросите его медленно пройтись, рассмотрите его под всеми углами. Наконец, попросите его постоять рядом с прямой горизонтальной линией на стене (вполне подойдет дверь), чтобы более ясно рассмотреть линии позы.

Затем обсудите с партнером то, что вы увидели. Попробуйте имитировать позу партнера и его походку, иллюстрируя свои наблюдения. Затем поменяйтесь ролями.

Не относитесь к этому упражнению как к поводу для негативной критики себя или другого.

Наблюдайте друг друга с объективным и позитивным настроем, и принимайте наблюдения над собой таким же образом.

Техника Ф. М. Александера (Ф. Матиас Александер)

Техника коррекции привычек мышечного напряжения. Можно применять и для детей, и для подростков при устранении мышечных зажимов.

Техника Александера (Alexander) – с заключается в осознании как неправильно и неэффективно мы пользуемся своим телом, как можно избежать этих неправильностей в действии и покое. Неправильности – это наши привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем физически, умственно и эмоционально. Ф. Матиас Александер страдал потерей голоса, органической причины заболевания не было. Посредством самонаблюдения он обнаружил, что повторяющиеся потери его голоса были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником.

Один из преподавателей метода описывает работу так: «Во время урока я, прежде всего, прошу ученика не делать ничего. Если я хочу, чтобы он сел на стул, я вовсе не хочу, чтобы он сделал это. Он должен совершенно отказаться от себя, предоставить мне двигать его. Мы не добавляем нечто новое сверх привычек, которые у него уже есть, мы останавливаем его в применении этих привычек. Он должен быть свободным, открытым и нейтральным, чтобы испытать что-то иное. Он должен испытать то, как он двигался когда-то, до того, как возобладали дурные привычки».

Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных движений, что бы мы ни делали, является возможное растяжение позвоночника. Растяжка шейного позвоночника вверх обеспечивается с помощью формулы.

• Освободить шею так, чтобы голова сдвинулась вперед и вверх, спина удлиниться и расшириться.

На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик постепенно учится применять приемы техники. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. С другой стороны, нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит координацию движений.

Уроки техники Александера предполагают постепенность в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движениям тела ученика, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя телом ученика в небольших движениях, учитель дает ему опыт действия и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом. Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнении к так называемой «работе за столом», когда ученик ложится, он испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расширяет тело. Эта работа дает ему ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно и отучает его от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни.

Техника Александера особенно популярна среди артистов, танцоров и т. п. Она также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний.

Упражнение

• Сейчас, читая эту книгу, вы сидите или лежите.

Ощущается ли вы свою позу?

Возникло ли желание переменить позу? Если да – это указывает на то, что ваши привычки в использовании тела не столь эффективны и удовлетворительны, как могли бы быть. Из – за этих привычек мы обычно сидим, стоим и двигаемся не так, как было бы оптимально, удобно и полезно, на данном уроке мы можем почувствовать это.

Техника Александера включает в себя различные виды физических упражнений – это ходьба, бег, плавание, и также различные движения, например, сиденье на корточках, дыхание и прочее.

Метод Фельденкрайза (М. Фельденкрайз)

Техника свободы движений. Можно применять для любой возрастной категории здоровой личности, имеющей эмоциональное или мышечное напряжение.

Метод Фельденкрайза предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Фельденкрайз работал с паттернами мышечных движений, помогая человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет. М. Фельденкрайз использовал множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно начинались с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель их состоит в том, чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части тела. М. Фельденкрайз указывал, что нам нужно принять большую ответственность за себя, понять, как действует наше тело, научиться жить в соответствии с нашей естественной конструкцией и нашими способностями. Он отмечал, что паттерны движения отражают состояние нервной системы. Каждое действие включает мышечную деятельность, включая смотрение, говорение, даже слушание (мышцы регулируют натяжение барабанной перепонки, приспосабливаясь к уровню громкости). М. Фельденкрайз подчеркивал необходимость научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Мы должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому. Пока мы находимся под давлением, или в напряжении, или в спешке, мы не можем научиться чему-либо новому. Мы можем лишь повторять старые паттерны. Упражнения Фельденкрайза обычно разбивают кажущуюся простой деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и развить новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности. М. Фельденкрайз указывал, что всякая человеческая деятельность проходит три стадии. Первая – естественный способ, например то, как ребенок учится говорить, ходить, драться, танцевать. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают собственный, особый, личный способ выполнения действий, который появляется естественно. Наконец, наступает третья стадия, на которой действие выполняется в соответствии с системой. Работа по технике М. Фельденкрайца направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые сокращены или испорчены дурными привычками, напряжениями и другими негативными влияниями. Цель такой практики состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает. Чем более кора активна, тем менее мы сознаем тонкие изменения в деятельности. М. Фельденкрайз обнаружил, что мы можем достигнуть чрезвычайно расширенного сознавания и становимся способными пробовать новые сочетания движений, которые были невозможны, когда связи между корой и мускулатурой были замкнуты предписанными ограниченными паттернами.

Упражнение «Поворачивание головы»

• Сидя на полу или на стуле, медленно поверните голову направо, без напряжения. Заметьте, насколько голова поворачивается, насколько вы можете видеть что-то сзади.

• Снова поверните голову направо. Оставляя голову в покое, посмотрите направо. Вернитесь в исходное положение, может ли голова больше повернуться направо. Повторите три-четыре раза.

• Поверните голову направо. Теперь поверните плечи направо и посмотрите, можете ли вы повернуть голову еще больше назад. Повторите три-четыре раза.

• Поверните голову направо. Теперь сдвиньте бедра вправо и посмотрите, можете ли вы повернуть голову еще дальше назад. Повторите три-четыре раза.

• Наконец, поверните голову направо и, не меняя большее ее положения, сдвиньте глаза, плечи и бедра направо. Насколько далеко вы теперь можете повернуть голову?

• Теперь поверните голову налево. Посмотрите, насколько далеко вы можете ее повернуть. Повторите каждый шаг упражнения, которое вы проделали в правую сторону, но только в уме. Представьте себе движение головы и движение глаз налево и т. д., каждый шаг по три-четыре раза. Теперь поверните голову налево и сдвиньте глаза, плечи и бедра налево. Как далеко вы можете теперь повернуться.

Метод «Чувственное сознавание»

Техника коррекции чувств. Предназначено для здоровой личности любой возрастной категории.

Чувственное сознавание – это процесс научения возвращаться в соприкосновение с нашим телом и чувствами, со способностями, которыми мы располагали, будучи детьми, но утеряли со временем. Родители реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того, чтобы попытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Детей учат, какие вещи и какие действия «хороши» для них, как долго им нужно спать и что они должны есть, вместо того, чтобы предоставить им судить об этом по своему собственному опыту. «Хороший» ребенок научается приходить, когда мама зовет, прерывать свой естественный ритм, сокращать пребывание на воздухе для удобства родителей и учителей. После таких многочисленных перерывов внутренне чувство ритма у ребенка запутывается, так же как и внутреннее чувство ценности собственного опыта. Другая проблема детского опыта – совершение усилий. Как много родителей, которые хотят, чтобы их ребенок сел, встал, пошел, заговорил как можно раньше. Они не хотят дожидаться результатов естественного процесса развития и развертывания способностей. Детей учат, дети научаются «стремлению» вместо естественной игры. Они научаются «стараться». Это начинается с неестественного использования родителями детского лепета, с искусственных жестов и шумов для общения с ребенком. Своим примером родители учат ребенка, что даже общение не может быть мирным и простым, что нужно нечто насильственное, нечто «сверх», и это отношение проводится во многих других областях. Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, научении отличать собственные ощущения и чувства от культурно и социально привитых образов, которые столь часто перекрывают или искажают опыт. Простая деятельность ощущения может дать опыт, тот опыт, от которого мы часто отрезаем себя, живя «в голове». Это требует развития чувства внутреннего мира и покоя, оставаясь сознающими без принуждения или попыток изменить что-то. Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на базовых движениях – лежании, сидении, стоянии, ходьбе. Сидение на табурете без спинки позволяет почувствовать всю меру поддержки, ощутить силу тяжести и внутренние жизненные процессы. Когда человек стоит – «Стояние» также открывает возможности для ощущений. Мало кто умеет стоять удобно, стоять ради самого стояния; большинство из нас рассматривает стояние как начальную точку для других деятельностей – ходьбы, бега и т. д. «Стояние» позволяет исследовать уравновешивание, помогает изменить привычные положения позы на новые способы координации и бытия.

Одним из аспектов чувственного сознавания является взаимодействие с другими. Многие люди должны учиться, как прикасаться друг к другу и как принимать прикосновение. Можно исследовать различные способы прикосновения: легкий толчок, шлепок, поглаживание и прочее. Качество прикосновения может обнаружить застенчивость, агрессивность, вялость, беспокойство и так далее. Большинство упражнений чувственного сознавания имеют внутреннюю, медитативную ориентацию. Упражнения направлены на постепенное развитие внутреннего покоя, в результате чего, напряжения уменьшаются, восприимчивость к внутренним и внешним процессам усиливается; происходят другие изменения во всей личности.

Формула метода: Чем ближе мы подходим к такому состоянию великого равновесия в нашей голове, тем спокойнее мы становимся, тем более наша голова «проясняется», тем легче и сильнее мы себя чувствуем. Энергия, ранее связанная, все более и более оказывается в нашем распоряжении. Давление и спешка превращаются в свободу и скорость. Мы чувствуем большее единство с миром, в котором раньше нам приходилось «брать барьеры».

Упражнение

• Лягте на пол и расслабьтесь. Не торопите ваше сознавание; переживаемое придет в свое время. Вы можете почувствовать пол, который «давит» на какую-то часть вашего тела, свободу в одних участках и зажимы в других.

• Один чувствует себя легким, другой тяжелым. Кто-то почувствует себя освеженным, а кто-то – усталым. Получайте и принимайте все приходящее изнутри и извне без оценки и без «этикеток». Не нужно думать, что «плохо» чувствовать зажимы или «правильно» быть свободным. Здесь эти категории непригодны, потому что это упражнение переживания, опыта.

• По мере того как уменьшается «ожидание» чего-то, ощущения становятся более богатыми и полными, Вы можете начать сознавать изменения, которые происходят сами по себе. Напряжения ослабятся, пол станет более удобным. Вы можете начать сознавать свое дыхание и изменения в нем.

• Прикосновение – один из основных языков мышц, нервов, любви… Когда тебя несут – это поддержка: когда к тебе прикасаются – это контакт; чувствующее прикосновение – это забота. Упражнения данного метода – инструменты, которые помогают людям глубже сознавать себя и мир вокруг.

Упражнение

• Похлопывания и мягкие пошлепывания собственного тела, и тела других, растяжки, разные виды массажа. Они не составляют систему роста как таковые, но кажутся очень эффективными для «разогрева», пробуждения чувства интимности и доверия в группе. Они могут также быть полезны при интеллектуальных или эмоциональных тупиках; работа с телом и чувствами часто может преодолеть тупик.

Упражнение «Прогулка вслепую»

Это упражнение можно выполнять вдвоем, или в группе, разбившись на пары.

• Одному участнику пары завязывают глаза, другой ведет его на «исследовательскую прогулку, на 20–30 минут. Оба должны сохранять молчание во все время передвижения. Ведущий обводит партнера вокруг препятствий и старается предоставить ему как можно более интересного опыта: прикосновений, запахов, ощущений, различных фрагментов окружающего. Поменяться ролями и затем обменяться впечатлениями.

Это упражнение дает возможность углубить взаимодействие с миром посредством чувств, которые мы обычно недооцениваем. Оно может позволить по-новому оценить вокруг запахи и ощущения. Прогулка вслепую помогает также развить чувство доверия к другому человеку, ставит нас в положение значительной зависимости от другого.

Метод «Хатха-йога» (С. Вивекананда)

Техника для коррекции мышечного напряжения, предболезненного негативного психического состояния, нарушений эмоционального реагирования, нарушений поведения – для юношей и взрослых.

Система, представленная философом С. Вивекананда, известная на западе как хатха-йога, делает акцент на практику йогических поз. Ее основная цель – создать здоровое, хорошо функционирующее тело. В Индии ее называют «физической» йогой. Физическая йога – система упражнений для оздоровления и поддержания здоровья, как психического, так и физического. Одна из основных целей хатха-йоги – очищение и усиление тела как носителя различных витальных (жизненных) энергий. Представляется пять родов витальных энергий: дыхание, пищеварение, элиминация (выделение), циркуляция и кристаллизация. Эти и другие жизненные энергии протекают по тонким каналам тела, называемых «нади». Многое в практике хатха-йоги предназначено для раскрытия и очищения «нади», которые засорены в результате неправильного питания и неправильного образа жизни. Хатха – йога включает учения, касающиеся питания и поста, а также техники дыхания, предназначенные для распространения энергии в теле. «Прана» по санскритски означает дыхание и жизненную энергию; в Индии (как и во многих других системах) их считают тесно связанными. В хатха-йоге есть также различные методы непосредственного очищения тела, например, различные техники прочищения носовых каналов или пищеварительной системы, упражнения для мышц живота и различных внутренних органов.

Наиболее детализированный и наиболее известный аспект хатха-йоги – практика йогических поз: стойки на голове, позы лотоса и т. д. Одна из важных целей практики поз – дать человеку возможность сидеть без напряжения в течение длительного времени, чтобы неудобство сидения не мешало медитации. Ряд поз предназначен для поддержания гибкости тела, для упражнения позвоночника, для стимуляции различных нервов и органов, для улучшения дыхания. Как правило, ученик сначала осваивает определенную позу, приспосабливая к ней тело, затем постепенно увеличивает время поддержания этой позы. В различных позах давление снимается с одних частей тела и усиливается в других, усиливается кровоток в определенных частях тела, различные органы растягиваются или сжимаются. Определенные сочетания поз могут создать хорошо сбалансированную стимуляцию, упражняя все тело. Многие индийцы практикуют ежедневные циклы в 15–20 поз. Определенная поза может иметь различные вариации, предназначенные для различных мышц или органов. Лучше изучать хатха-йогу под руководством квалифицированного учителя, который в состоянии не только исправить значительные ошибки, но и дать индивидуализированные указания, соответствующие строению тела и другим индивидуальным характеристикам человека.

Упражнение «Поза трупа». Эта поза предназначена для глубокой релаксации. Ее обычно выполняют в конце ряда поз или в тех случаях, когда человеку нужно отдохнуть. Лучше выполнять ее на ковре на полу.

• Лягте на спину, руки на полу, ладонями вверх. Закройте глаза и сознательно расслабьте каждую часть тела, начиная с ног. Чувствуйте; как ваше тело «уходит в пол» по мере релаксирования.

• Почувствуйте, будто вы полностью оставили свое тело, и оно лежит, совершенно мягкое, отделенное от вашего ума. Умственно осмотрите ваше тело как бы извне.

• Наблюдайте за дыханием, за вдохами и выдохами, не пытаясь поначалу регулировать или контролировать его. Понаблюдав некоторое время за дыханием, постепенно попробуйте удлинить его и сделать ритмичным. Практикуйтесь от 10 до 20 минут.

Начинающим рекомендуются позы змеи, лука, «березки» (стойка на лопатках) и другие. Значимым является направленное и концентрированное внимание на тот орган, или ту часть тела, на котором усиливается давление. Любая «ассана» (или поза) выполняется с определенными правилами дыхательной техники. Эффективным являются упражнения из «динамической йоги» (интенсивные движения), гимнастики для глаз и дыхательная гимнастика.

Метод «Тай-чи-хуан»

Техника коррекции «зажатой» личности, для подростков, юношей и взрослых неуверенных в себе, для «неорганизованной» личности.

Метод «Тай-чи-хуан», разработанный, предположительно, даосским священником Чан-сан-Фенг, – означает «высшая предельная схватка». Как система упражнений для здоровья «тай-чи» давно популярна в Китае и становится все более известной на Западе. Это ритмичные, похожие на танцы упражнения на рассвете и закате дня. Тот, кто практикует тай-чи регулярно и правильно, обретает гибкость ребенка, здоровье дровосека, душевный мир гармоничного человека. Тай-чи считается системой «внутренней энергии». Одна из основных целей практики – развитие «ци», или жизненной энергии в теле. Ученик должен быть совершенно расслабленным во время тренировки. Нужно устранить все напряжения в теле, чтобы «ци» могла свободно протекать. Со временем энергия тела интегрируется и центрируется. Каждый момент тай-чи становится координированным с потоком «ци». Кроме умения релаксированно двигаться, ученик должен уметь держать позвоночник прямым и держать голову так, будто все тело подвешено за макушку головы к потолку. Это дает возможность свободного протекания энергии по позвоночнику и шее и позволяет телу двигаться как единому целому. Ум во время практики должен быть спокойным и концентрироваться на движениях. Бдительность и концентрация чрезвычайно важны; тай-чи вообще рассматривается как практика медитации в движении. Другой важный фактор в тай-чи – медленные, текучие движения. Все движения совершаются медленно, без каких бы то ни было изменений скорости. Позы перетекают одна в другую, без пауз, которые могли бы создать перерыв в плавном, текучем, концентрированном движении и прервать поток «ци». Ученик должен научиться двигаться, как бы плывя в воздухе, почувствовать, что воздух тяжел и оказывает сопротивление, как вода, развить легкость и «плавучесть» тела.

Формулы метода.

• Тело легкое, что пушинку можно почувствовать, и такое подвижное, что муха не может к нему прикоснуться, не приведя его в движение.

• Стой, как весы, и двигайся активно, как колесо колесницы. Ум управляет «ци», опускается глубоко и проникает в кости. «Ци» свободно циркулирует, мобилизуя тело, так что оно внимает управлению ума.

• Отдыхая, будь неподвижным как скала; в движении будь как течение большой реки. Когда ты действуешь – все в движении, когда ты стоишь спокойно – все спокойно.

• Двигайся как кошка и собирай энергию, как шелковые нити из кокона».

Существуют различные школы тай-чи. Некоторые стили и некоторые учителя подчеркивают практические боевые аспекты, другие – аспект упражнения. Традиционная форма тай-чи состоит из 128 поз, со многими повторениями! Полный круг занимает около 15 минут, если выполняется в надлежащем темпе. Однако многие учителя создают сокращенные варианты в 40–45 поз, убирая многие повторы. Сокращенный вариант может быть выполнен минут за 10. По тай-чи существует много книг, но лучше упражняться под руководством учителя; движения слишком тонки и сложны, чтобы научиться им правильно без наблюдения и поправок мастера.

– Чтобы развить «ци», внутреннюю энергию, многие ученики тай-чи практикуют удержание одной из поз тай-чи в течение довольно длительного времени. Удерживая эту одну позу, ученик старается быть настолько расслабленным, насколько возможно, чувствуя, что тело удерживается больше потоком энергии, нежели мышечным напряжением.

Метод «Айкидо»(М. Уешиба)

Техника коррекции агрессивного состояния и поведения, Предназначено для подростков, юношей и взрослых.

Метод «Айкидо» – система была основана мастером Моризаи Уешиба. Мастер Уешиба изучал многие традиционные японские боевые искусства, в том числе дзюдо, джиу-джитсу, искусство меча, копья и др. Айкидо – это пути развития, личностного роста.

Формулы метода.

• Айки – это не техника борьбы с врагом или победы над врагом. Это способ примирения с миром и превращения людей в одну семью.

• Секрет Айкидо – в гармонизации себя со всей вселенной, приведения себя в согласие со всей вселенной. Тот, кто обрел секрет Айкидо, имеет вселенную в себе и может сказать, что он и есть вселенная.

• Айкидо – не сопротивление. Как не сопротивление, оно всегда побеждает. Победа означает победу над умом, разногласий в себе.

• В Айкидо нужен ум, чтобы служить миру всех человеческих существ, а не ум, который хочет быть сильным и упражняется только для того, чтобы повергнуть противника.

• Это работа любви. Это работа давания жизни всем существам, а не убийство или борьба всех со всеми. Любовь – охраняющее божество всего. Ничто не может существовать без нее. Айкидо – реализация любви.

• В Айкидо нет соревнования. Цель практики – научиться гармонировать с движениями партнера, а не выяснять, кто сильнее.

Термин «айкидо» может быть переведен как «путь духовной гармонии»; «ай» означает единство, сведение вместе, гармонизацию; «ки» – жизненная энергия, воля, жизненная сила или дух; «до» – путь. Один из основных принципов «айкидо» состоит в том, что ум руководит телом. Если вы можете контролировать ум партнера, его или ее тело будут легко следовать за этим. Один из аспектов этого принципа состоит в том, чтобы научиться не противопоставлять силу силе, а сначала пойти за энергией партнера, а затем постараться изменить ее направление. Другой важный аспект совместности ума и тела – использование релаксированных, текучих движений, стремление соединиться с партнером, а не вынудить его действовать определенным образом. Упражнения выполняются с партнером. Чем более мы напряжены, тем более напряженным становится партнер. Чем более мы релаксированы, тем более естественно релаксируется партнер. Чтобы эффективно практиковаться, ученик Айкидо должен научиться концентрации внимания. В айкидо концентрация внимания осуществляется внизу живота, так называемом «хара». Японцы считают его физическим и эмоциональным центром. Чем более человек концентрирует на низе живота и действует из этого центра, тем более релаксированным, текучим и эффективным будет движение. В японской психологии «развить» центр «хара» означает стать более спокойным, более зрелым, более способным к эмпатии. Айкидо отличается от большинства остальных военных искусств отсутствием акцента на соревновании, стремлением работать с партнером, а не бороться против оппонента. Айкидо и тай-чи сходятся в подчеркивании развития личности и несоревновательности; в обеих системах также важна роль концентрации внимания и использовании жизненной энергии. Айкидо можно практиковать только с партнером; соединение с движениями партнера – существенный аспект искусства. Тай-чи можно практиковать и в одиночку, очень медленно, чтобы приучить тело к подлинно мягким, текучим движениям.

Представленные методы научают человека уменьшить привычные напряжения в теле. Наиболее важно – отучиться от дурных привычек, которые возникают у нас в детстве и позже, вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела.

Все эти системы рассматривают тело и психику как одно целое. Райхианская и биоэнергетическая работа имеют дело с эмоционально нагруженными блоками в теле, рольфинг восстанавливает структуру линий тела, которые могли быть нарушены психической или физической травмами. Работа Александера центрируется более на использовании тела, чем на его структуре, метод Фельденкрайца также, однако его упражнения содержат значительно более сложные паттерны поведения, чтобы восстановить физическую эффективность и грацию. Чувственное сознавание и релаксация чувств концентрируется на ощущениях, на прикосновениях, на лучшем сознавании тела и мира вокруг нас. Хатха-йога – дисциплина, очищающая тело и делающая его сильным. Тай-чи и Айкидо развились из восточных боевых искусств; их движения первоначально были действенными техниками борьбы, теперь же практикуются преимущественно ради концентрации, равновесия и сознавания. Все эти системы стремятся научить человека быть более релаксированным, более «естественным» как в отдыхе, так и в действии. Все эти техники возвращают нас к действию в «недеянии», активизируют волевое действие, развивают волю.

Контрольные вопросы и задания

Задание 1.

Попросите партнера встать на расстоянии (3–4 м) и медленно подходить к вам, с вытянутой рукой и направленным на Вас пальцем, который в конце концов легко толкнет вас в грудь.

Стойте на месте, наблюдая, как подходит партнер (как чувствует себя ваше тело по мере его приближения?

Отступите на шаг и постарайтесь сойти с пути пальца, как будто партнер действительно на вас нападает.

Смотрите на движения партнера как просто на поток энергии.

Вместо того чтобы пытаться отступить и отойти с пути по мере приближения партнера, поверните лицо туда, куда указывает палец партнера. Поворот слегка отодвинет вас с пути, так что рука партнера пройдет мимо вашего тела.

Подумайте о том, как дать руке и энергии пройти мимо вас. Вместо того чтобы остановить ее или отойти с ее пути.


Задание 2.

Одна из основных поз – стойка с коленями, слегка согнутыми, руки перед грудью как бы удерживающие большой колокол: локти слегка согнуты, ладони внутрь, кончики пальцев смотрят друг на друга на расстоянии 2,5 см. Представляйте себе, что руки образуют большое кольцо энергии. Продержите эту позу для начала минут пять. Серьезные ученики тай-чи остаются в ней до получаса и больше.


Выберите единственно правильный ответ.

1. Теоретическое направление, изучающую личность как целостную, уникальную систему, открытую для самоактуализации:

а) функционализм;

б) гештальтпсихология;

в) генетическая психология;

г) гуманистическая психология.


2. Понятие, не относящееся к гештальтпсихологии:

а) гештальт;

б) прегнантность;

в) либидо;

г) инсайт.


3. Понятие, не относящееся к гуманистической психологии:

а) самореализация;

б) гештальт;

в) самоактуализация;

г) идеальное «Я».


4. Представитель бихевиоризма:

а) Л. С. Выготский;

б) З. Фрейд;

в) В. Вундт;

г) У. Уотсон.


5. Представитель классического психоанализа:

а) Ч. Дарвин;

б) В. М. Бехтерев;

в) А. Маслоу;

г) З. Фрейд.


6. Исследователь периода учений ХIХ – ХХ веков – основатель аналитической психологии – развил учение о коллективном бессознательном:

а) З. Фрейд;

б) К. Г. Юнг;

в) Э. Эриксон.

г) Все ответы утвердительные


7. Теоретическое направление, изучающее стадиальное развитие психики:

а) гуманистическая психология;

б) глубинная психология;

в) генетическая психология;

г) структурная психология.


8. Теоретическое направление, рассматривающее психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов:

а) бихевиоризм;

б) неофрейдизм;

в) деятельностный подход;

г) Вюрцбургская школа.


9. Понятие, не используемое в классическом бихевиоризме:

а) стимул;

б) промежуточные переменные;

в) реакция;

г) действие.