Вы здесь

Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности. Глава II. Информация как объект юридических отношений (Е. А. Зверева, 2008)

Глава II. Информация как объект юридических отношений

§ 1. Природа информации, ее свойства и формы существования

1.1. Понятие информации

Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности, избранное в качестве предмета настоящего исследования, предполагает анализ юридических отношений, возникающих в связи с установлением, изменением, реализацией и прекращением прав и обязанностей по поводу информации как объекта права.

Как известно, юридические воззрения на объекты права предопределяются естественными свойствами тех материальных или нематериальных благ, по поводу которых возникают правовые отношения. Информация как явление объективной действительности, строго говоря, есть первичное и неопределимое понятие, неотъемлемое свойство самой материи. Поэтому представляется необходимым предварить юридическое исследование информационного обеспечения кратким обзором основных естественнонаучных и философских подходов, раскрывающих понятие информации, дабы выявить ее сущностные признаки и свойства, которые позволяют квалифицировать информацию в качестве самостоятельного объекта права и дают возможность установить адекватный правовой режим информации в отношениях с участием предпринимателей.

Термин «информация» (от лат. informatio — разъяснение, изложение, осведомление), будучи весьма многозначным и многоаспектным, используется для описания и объяснения разнородных явлений и процессов. Изначально понятие aliquit informare было связано с образованием представления о чем-либо. Позднее оно трансформировалось в значение informare – создание образа, объяснение, толкование чего-либо[165].

Понятие «информация» окончательно не выработано современной наукой и до настоящего времени не получило однозначной трактовки ни в философской, ни в юридической литературе[166].

Обычно информацией называют сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством, а также сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь[167].

Как подчеркивают исследователи, знание – это всегда информация[168].

Информация определяется как сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо иным способом, например с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и др., а также сам процесс передачи или получения этих сведений[169].

Общеупотребительное, интуитивно понимаемое значение категории информации господствовало до середины XX в. и выражало прежде всего социальный аспект информации[170].

В специальной литературе встречаются самые разные определения информации: негэнтропийный принцип, отрицание энтропии[171], мера разнообразия, мера определенности в переданном сообщении[172]; определенная порция порядка[173]; вероятность выбора[174]; мера выбора самоорганизующейся системы[175] и т. п.

И.И. Юзвишин определяет информацию как некую «генерализационно-фундаментальную субстанцию единого кодово-сотового пространства Вселенной, включающего воздух, землю, солнечные и другие светоносные лучи, поля, их следы и весь спектр космических излучений, материализованных и дематериализованных сред», которая выражается «через массу, скорость, энергию и другие формы, проявляющиеся в процессе материализации и дематериализации»[176].

Согласно определению ЮНЕСКО информация есть универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения[177].

В современной правовой литературе информация определяется как нематериальные по своей сути, неразрывно связанные с конкретным материальным носителем, в том числе с языковыми системами, обладающие количественными и качественными характеристиками сведения о социальной форме движения материи и обо всех других ее формах, в той мере, в какой они используются участниками общественных отношений[178].

По мнению А.Е. Шерстобитова, информация есть сообщение, содержащее комплекс сведений (данных) об определенном объекте или его свойствах, а также о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе[179].

Приведенные определения отражают признаки информации:

1) связь информации с человеческим знанием об окружающем мире, с познанием его свойств;

2) возможность передачи информации от одного субъекта к другому;

3) знаковый, символический характер информации.

1.2. Естественнонаучные методы раскрытия сущности информации

Научные исследования теоретических и практических проблем, связанных с феноменом информации, познанием ее сущности, характерных свойств и функций, выявлением количественных, качественных и ценностных аспектов в XX столетии велись по трем основным направлениям:

во-первых, конструировался математический аппарат, отражающий свойства информации[180];

во-вторых, с помощью имеющихся математических средств изучались свойства информации, в частности измерялась ценность, полезность информации с точки зрения ее использования[181];

в-третьих, информационные методы применялись в отдельных отраслях науки, в частности, в биологии, педагогике, психологии, социологии и др. Например, в лингвистике проводились исследования информационной емкости языков народов мира.

Интуитивное понятие информации было уточнено кибернетикой, которая изучала живые организмы и машины с точки зрения их способности воспринимать определенную информацию, сохранять ее «в памяти», передавать по «каналам связи» и перерабатывать в «сигналы», направляющие их деятельность.

В ходе дальнейших естественнонаучных исследований понятие информации было расширено и включило в себя обмен сведениями не только между людьми, но между человеком и машиной, между двумя машинами; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков («генетической информации») от одной живой клетки другой клетке, от одного организма – другому.

Кроме того, была предложена количественная мера информации, что привело к созданию научной теории информации.

Началом развития теории информации послужила написанная в 1948 г. работа американского инженера и ученого К.Э. Шеннона «Математическая теория связи», в которой автор, с позиций разработанной им теории, объяснял некоторые процессы, происходящие в биологических структурах, что позволяло рассчитывать количество информации, характеризующей строение биологических объектов. Основным понятием теории К.Э. Шеннона явилось количество информации, определяемое как совокупность всех возможных сообщений и их вероятностей, независимо от содержания[182].

По выражению А.Н. Колмогорова, тем самым были заложены основы количественного подхода к исследованию информации, который впоследствии был развит в рамках математической теории информации[183].

Благодаря разработке К.Э. Шенноном абстрактного подхода к информации и введению ее количественной меры, с начала 1950-х гг. многими учеными стали предприниматься попытки использовать понятие информации для объяснения и описания самых разнообразных явлений и процессов, в первую очередь биологических.

Вскоре выяснилось, что количественных характеристик информации недостаточно для исчерпывающего объяснения биологических процессов.

Автор обобщенной теории живого как общей теории информационных систем B.Л. Калмыков заметил, что теория надежности

К.Э. Шеннона, которую часто называют «теорией информации», в действительности таковой не является. Это теория «о емкости информационной бочкотары и о надежности информационных трубопроводов, но не теория о природе их содержимого»[184].

И.И. Шмальгаузен, первым применивший теорию информации к эволюции органического мира, заключил, что эта теория не располагает методами для оценки информации с качественной стороны, которая в биологии нередко имеет решающее значение[185].

К аналогичным выводам пришли и другие ученые[186].

Справедливости ради следует отметить, что сам К. Шеннон признавал недостаточность чисто количественного подхода к исследованию природы информации и необходимость его дополнения изучением качественных, структурных характеристик информации.

В середине XX столетия понятие информации получило общетеоретическое значение.

Основоположниками общенаучного подхода к понятию информации стали английский нейрофизиолог У. Р. Эшби[187] и французский физик Л. Бриллюэн[188], которые на базе сравнительного исследования понятия энтропии в теории информации и термодинамике предложили трактовку информации как отрицательной энтропии (негэнтропии).

Изучая информационные процессы под углом зрения второго начала термодинамики, Л. Бриллюэн и его последователи рассматривали передачу информации некоторой системе как усовершенствование этой системы, ведущее к уменьшению ее энтропии.

Научные исследования процессов информационного обмена вышли за рамки отдельных областей естествознания, приобретая все более гуманитарный характер. Опираясь на достижения философии и других общественных наук, используя их научный аппарат, ученые начали применять информационные подходы к рассмотрению социальных, психологических, культурных явлений и процессов. В центре внимания исследователей оказались смысловое содержание, ценность и другие качественные аспекты информации.

Возникла семиотика (симеологии) – наука, которая выделилась из общей лингвистики и начала изучать свойства знаков и знаковых систем. Одним из аспектов изучения знаков в семиотике стала семантика, изучающая также значение единиц языка[189].

Основой теории семантической информации, разработанной И. Бар-Хиллелом и Р. Карнапом[190], послужила идея Г. В. Лейбница о том, что логически истинные предложения, верные во всех возможных мирах, не могут нести фактической информации.

А.А. Харкевич предложил измерять ценность информации через призму изменения вероятности достижения определенной цели, возникающего под воздействием данного сообщения[191].

Приведенный тезис дал возможность оценивать семантическую информацию сообщения любой природы как степень изменения системы знаний (тезауруса) адресата в результате восприятия данного сообщения. Эта мера одновременно оценивает новизну и доступность сообщения по отношению к ее адресату.

Значительный вклад в семантическую теорию информации внес Ю.А. Шрейдер, который в 1963 г. обобщил понятие тезауруса и предложил ряд методов для установления зависимости между содержанием и составом информации, накопленной в объекте, и возможностями ее приема и использования, т. е. оптимизации процессов управления. Главное внимание было уделено свойствам приемника, воспринимающего и накапливающего информацию, а также оценке ее семантического (смыслового) значения.

Согласно семантической теории информации, мера семантической информации, воспринимаемой данной системой, определяется степенью изменения содержащейся в системе собственной семантической информации вследствие добавления внешней информации. Иными словами, чтобы система-приемник могла воспринимать внешнюю информацию, необходимо, чтобы она сама обладала некоторым тезаурусом, т. е. запасом собственной (начальной, пороговой) информации. Дальнейшее расширение тезауруса путем восприятия внешней информации определяется не только свойствами последней, но в значительной степени свойствами самого исходного тезауруса, предполагающего определенный оптимальный уровень, который может быть достигнут посредством информационного обмена. После того, как этот уровень достигнут, т. е. наступило информационное насыщение системы, новая информация ею уже не воспринимается[192].

Таким образом, результат восприятия информации в значительной степени определяется свойствами воспринимающей системы. Это положение имеет универсальный характер, будучи справедливым для различных систем, независимо от их природы: биологических или социальных, искусственных или естественных, живых или неживых.

Различают внутреннюю и внешнюю информацию. Внутренняя (структурная, связанная) информация присуща любой системе и характеризует ее состояние. Внешняя (относительная, рабочая) информация используется системами в процессе взаимодействия с внешней средой и приспособления к ней.

А. С. Пресман относит к внешней информации электромагнитную сигнализацию четырех типов:

1) сигналы-команды, обеспечивающие согласованное выполнение движения (в стаях рыб, птиц, скоплениях насекомых, стадах млекопитающих);

2) направляющие сигналы, по которым животные находят друг друга на больших расстояниях;

3) координирующие сигналы, обусловливающие согласование физиологических процессов и поведения в группах и сообществах;

4) синхронизирующие сигналы, обеспечивающие синхронизацию процессов внутри организма, а также взаимодействие в социальных группах.

Обобщив результаты научных исследований в области организации систем и определяющей ее информации, А.С. Пресман сформулировал ряд выводов о месте и значении информации в физическом универсуме.

По мнению ученого, информация является неотъемлемым свойством материи, наряду с такими ее атрибутами, как вещество, энергия, пространство и время. Будучи одним из атрибутов материи, информация выступает как характеристика организованности систем и как средство их организации. Чем сложнее система, тем ярче проявляется качественный характер информации, что соответствует повышению организующей роли целого по отношению к элементам системы. В биологических системах целое играет главенствующую роль относительно элементов, и организация систем приобретает всецело качественный характер. Информация, характеризующая организацию системы, не зависит от наличия внешних приемников, представляя собой информацию «в себе». В то же время системы могут обмениваться информацией, передавая и принимая ее. При этом они могут изменять свою организацию, обеспечивая согласование своих функций.

Существует принципиальное различие между качеством информации в живых и неживых системах, состоящее в том, что только в живых системах возникает такой параметр информации, как ценность. Если в неживых системах информация не обособлена от вещественно-энергетических процессов, то в живых системах эти процессы подвержены воздействию обособленной от них информации, которая выполняет по отношению к ним регулирующую функцию. Причем информационные воздействия в живых системах значительно слабее, чем вызываемые ими вещественно-энергетические процессы. Кроме того, информация целенаправленно используется биосистемой. Следовательно, можно определить ценность информации, которая зависит, с одной стороны, от ее целенаправленности; с другой стороны, от эффективности ее воздействия на физические процессы. Поскольку в неживой природе обе названные характеристики отсутствуют, то применительно к ней нет смысла говорить о ценности информации.

В функциональной организации живой природы наблюдается иерархическая субординация, в рамках которой каждая биосистема играет организующую роль по отношению к своим элементам и одновременно подчиненную роль по отношению к системе более высокого иерархического ранга. Информационные характеристики биосистем определяются их взаимодействием с системами того же иерархического ранга, системами более высоких рангов и неживой природой. Необходимым условием функционирования и развития любой биосистемы является ее способность извлекать и накапливать информацию из своего организационного окружения, которое в совокупности составляет систему более высокого ранга. Высшим уровнем организации биологических систем является биосфера и ноосфера[193].

В физической литературе можно встретить определение информации как любых сведений и данных, отражающих свойства объектов в природных (биологических, физических и др.), социальных и технических системах и передаваемых звуковым, графическим, в том числе письменным, или иным способом без применения или с применением технических средств[194].

Современные естественнонаучные представления позволяют расширить сложившееся представление об информации.

Как известно, одним из фундаментальных свойств нашей Вселенной является однонаправленное течение времени. Все происходящее в природе и социуме разворачивается во времени, необратимость течения которого жестко детерминирует характер причинно-следственных связей. Только более ранние события могут влиять на события последующие, но никогда наоборот.

Специальная теория относительности[195] убедительно доказывает, что время не является абсолютным и течет с разной скоростью для объектов, движущихся относительно друг друга. Однако все пары событий четко разделяются на две категории:

1) разделенные пространственно-подобным интервалом, т. е. события, между которыми может существовать причинно-следственная связь;

2) разделенные времени-подобным интервалом, т. е. события, между которыми не может быть причинно-следственной связи.

Основное различие между этими двумя группами событий состоит в том, что событие-следствие всегда получает информацию о событии-причине. Причем формы существования и передачи этой информации (квант света, генетический код, письменный документ) также многообразны, как и сами события. Это означает, что одним из главных свойств информации является казуистичность, т. е. способность вызывать следствия.

Таким образом, с позиций теоретической физики главной функцией информации является функция проводника (носителя, агента) причинно-следственных связей, взаимодействий, существующих в материальном мире.

Среди информационных взаимодействий систем с окружающей средой выделяют два типа: энергоинформационные и чисто информационные взаимодействия.

При энергоинформационном взаимодействии энергия, поглощаемая биосистемой, одновременно служит и носителем информации, которая, действуя как сигнал, вызывает определенную реакцию воспринимающей биосистемы путем мобилизации ее внутренних энергетических ресурсов.

Современная наука учитывает четыре фундаментальных вида энергоинформационных взаимодействий: электромагнитные, сильные, слабые ядерные и гравитационные взаимодействия.

Особенностью чисто информационных взаимодействий биосистем с окружающей средой является их собственная относительная независимость от энергетического обмена и в то же время их влияние на этот обмен. Причем энергетический эффект биосистемы по отношению к информационному сигналу значительно превышает энергию самого сигнала.

Как видим, на физическом и биологическом уровне ярко проявляются такие свойства информации, как:

1) сущностная связь информации с организацией системы;

21) прямое влияние на функционирование системы, а также на развитие и взаимодействие с другими системами;

3) необходимость материальных и энергетических носителей для существования и передачи информации;

4) несводимость информационных процессов к процессам энергетического обмена;

5) ценность информации, определяемая как мера ее способности вызывать энергетические процессы гораздо большей мощности, чем энергия, необходимая для осуществления самого информационного воздействия[196].

1.3. Философские подходы к определению информации

В отечественной философской науке конца 70-х и начала 80-хгг. ХХ в. существовали две основные концепции, объясняющие феномен информации.

Во-первых, атрибутивная теория, которая рассматривает информацию в качестве одного из главных, универсальных свойств материи, как атрибут материи[197]. Данной трактовки информации придерживаются Б.В. Ахлебинский, Л. Баженов, Б.В. Бирюков, B.C. Готт, А.П. Ершов, Л.А. Петрушенко, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул и ряд других ученых[198].

Во-вторых, функциональная теория информации, выразители которой, в частности Н.Т. Абрамова, В.Г. Афанасьев, В.В. Вержбицкий, Г.Г. Вдовиченко, Д.И. Дубровский, В.И. Жуков, А.М. Коршунов, Э.С. Маркарян, B.C. Тюхтин, Б.С. Украинцев и некоторые другие исследователи, связывают информацию только с функционированием саморегулирующихся систем, поскольку иначе трудно провести четкую методологическую грань, отделяющую собственно информационные процессы от всех других[199].

По мнению ученых, наиболее важным для философского понимания существа информации является раскрытие трех основных ее аспектов: синтаксического, семантического и прагматического.

Синтаксические свойства информации выражают лишь внутренние отношения между элементами, их связями и отношениями элементов множества самого по себе либо по отношению к таким же множествам[200].

Семантический аспект выражает отношение между информацией как компонентом отражения и отражаемым объектом и может выражаться через понятия, в которых находят наиболее общие и существенные признаки предметов.

Прагматический аспект информации выражает отношение между информацией, ее получателем и целью. Прагматическими свойствами информации являются ее полезность, ценность, которая выступает как единство объективного и субъективного. Ценности не может быть без субъекта, т. е. получателя информации (субъективный фактор), и без самой информации, выступающей в качестве объективного фактора ценности[201].

С переходом на уровень социальных систем, каковыми признаются человеческое общество, составляющие его социальные группы и отдельные индивиды как члены этих групп, основные свойства информации не исчезают, а получают принципиально новые формы своего проявления, которые все более усложняются по мере продвижения по иерархии социальных систем.

Любая социальная система возникает путем интеграции различных элементов, каждый из которых обладает способностью существовать автономно от целого. В процессе интеграции отдельных составляющих возникают новые, системные свойства целого, не сводимые к свойствам суммы исходных элементов.

В структуре как биологических, так и социальных систем, в которых внешняя информация используется для управления и познания, различают два контура обратной связи.

В первом контуре циркулирует информация, которая образует систему управления, т. е. возникает как результат отклонения параметров системы от заданных под воздействием внешней среды, а также информация, образующая систему познания, т. е. являющаяся результатом проявления свойств исследуемых объектов под воздействием сигналов субъекта познания, в качестве которого выступает сама система.

Во втором контуре информационные потоки первого контура подвергаются семантической фильтрации, в процессе которой происходит отбор и накопление информации, полезной с точки зрения целевых функций системы, и превращение ее во внутреннюю, структурную информацию, что составляет процесс саморазвития системы на структурном уровне[202].

Интегративность социальных систем достигается посредством информационных взаимодействий, которые носят не естественно-природный, как в биологических и физических системах, а произвольный характер, будучи основаны на отношениях между социальными субъектами, каковыми признаются отдельные человеческие индивиды[203], а также общественные образования, объединяющие этих индивидов[204].

1.4. Основные признаки (свойства) и функции информации

Результатом естественнонаучных и философских исследований стало выявление основных сущностных признаков или свойств информации, которые имеют универсальный характер и проявляются в любых формах существования и функционирования информации[205].

Во-первых, системный характер информации, проявляющийся в том, что информация выступает средством системной организации материи, а также сама предполагает системную организацию.

Во-вторых, нематериальный характер информации и ее субстанциональная несамостоятельность, что проявляется в невозможности существования и функционирования информации без материального носителя. Вместе с тем информация может с легкостью и без потерь переноситься с одного материального носителя на другой.

Необходимо отметить, что в современной правовой литературе способность информации проявлять свои свойства только через материальные объекты именуется «материальностью» информации. Как подчеркивают исследователи, информация выступает мерой организованности и средством организации и развития любой формы материи, так что всякая материя информационна. Информационное и материальное начала в совокупности являют собой двуединую первооснову существующего мира[206].

В-третьих, преемственность информации, которая связана с ее субстанциональной несамостоятельностью и проявляется в том, что всем изменениям информации сопутствуют изменения в материальных системах, носящие поступательный характер, обеспечивающий преемственность состояний, как на физическом, так и на информационном уровне.

В-четвертых, неисчерпаемость информации, проявляющаяся в том, что при передаче информации с одного носителя на другой она может остаться на первом носителе, т. е. количество информации не уменьшается в результате ее использования. Вследствие этого информация может иметь неограниченное число пользователей и при этом оставаться неизменной.

В-пятых, трансформируемость информации, т. е. возможность передавать одну и ту же информацию в разной форме.

В-шестых, универсальность информации, проявляющаяся в том, что ее содержание может быть связано с любыми явлениями и процессами физической, биологической, социальной реальности.

В-седьмых, определенное качество информации, понимаемое как совокупность свойств информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям данной системы[207].

Качество информации нередко именуют релевантностью и трактуют как безопасность информации[208].

В-восьмых, казуистичность, т. е. способность информации вызывать последствия.

Кроме того, современные исследователи выделяют такие свойства информации, как виртуальность, обособляемость, а также уязвимость и разрушаемость[209].

Системный характер информации, выражающийся в том, что информация не только служит средством системной организации материи, но и сама предполагает системную организацию, на уровне общественных отношений проявляется во включенности информации в системную организацию и процесс осуществления человеческой деятельности, а также в контроль за этими процессами. Информация сохраняет свое качество и значимость, если содержит определенные сведения, которые способны обращаться в пространстве и времени; если информация способна к агрегированию, делению, обособлению при сохранении своих качеств и свойств.

В социальных отношениях изменяются и такие свойства информации, как ее субстанциональная несамостоятельность, т. е. невозможность существования и функционирования без материального носителя, а также связанное с этим признаком свойство преемственности информации, т. е. взаимосвязь изменений информации с изменениями на соответствующих материальных носителях.

Фактически информация проходит осознанную обработку, оформление и представление. Материальность информации сочетается с интеллектуальной, сознательной деятельностью индивидов.

Здесь проявляется виртуальность как свойство информации приобретать такую форму, которая не всегда поддается непосредственному восприятию, но из которой она может быть преобразована в другую форму, удобную пользователю. Человеческая мысль также представляет собой виртуальную форму информации, до тех пор, пока она не облечена в форму материального представления.

Информация, функционирующая в социальных системах, выражается посредством чувственно воспринимаемых объектов – знаков[210], в качестве которых могут использоваться любые материальные объекты. Знаки, предназначенные для хранения и передачи информации, не являются изолированными объектами, а представляют собой элементы целостной знаковой системы.

В качестве универсального средства информационного обмена в социальных системах выступает язык как знаковая система, определяющая правила построения информационных кодов, а также выбор физических носителей этих кодов, обеспечивающих их существование во времени и передачу в пространстве. Наибольшую информационную емкость имеют тексты.

Свойство трансформируемости информации, т. е. возможность передавать одну и туже информацию в разной форме, также связано со знаково-текстовым способом хранения и передачи информации, используемой субъектами общественных отношений.

Трансформируемость информации обеспечивается, во-первых, явлением синонимизма в рамках одного языка, когда различные комбинации знаков – слова имеют одно и то же значение; во-вторых, наличием семантического изоморфизма между языками, что позволяет осуществлять перевод с одного языка на другой с сохранением информации, составляющей содержание текста.

Интересным образом в общественных отношениях проявляется такое свойство информации, как ее неисчерпаемость.

Дело в том, что при передаче информации от одного носителя к другому информация может остаться на первом носителе. Таким образом, в результате использования информации ее количество не уменьшается. Информация может иметь неограниченное число пользователей и при этом оставаться неизменной. Переданные для всеобщего сведения знания нельзя уничтожить или ограничить их дальнейшее распространение.

Лицо, которое в нарушение закона или договора неправомерно утаило либо разгласило информацию, может быть только привлечено к ответственности за неправомерное деяние. В зависимости от субъекта и характера информационного правонарушения виновное лицо может быть привлечено к гражданской, материальной, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. В процессе противоправных действий проявляется свойство уязвимости информации, что вызывает необходимость конструирования юридических механизмов, обеспечивающих охрану и защиту законных интересов обладателей информации, информационную безопасность человека, общества и государства.

Универсальность информации на социальном уровне проявляется в разнообразии сфер и способов ее функционирования и использования. Информация может представлять собой сведения о любых явлениях, свойствах, процессах, связях и т. п. Обладателем информации может быть любой субъект общественных отношений. Получается, что информационный обмен может осуществляться в рамках любых общественных отношений. Следовательно, правовое регулирование отношений по поводу информационного обмена неизбежно должно носить комплексный, межотраслевой характер.

Качество релевантности информации сохраняется и в социальных отношениях, выступая как совокупность свойств, характеризующих степень соответствия информации потребностям использующих ее субъектов, что предполагает оценку информации по ряду критериев, в зависимости от вида деятельности субъекта, с которой связано использование информации, и целями, которые ставит субъект.

Поскольку в социальных системах информационный обмен осуществляется между субъектами общественных отношений, качественные характеристики информации, в частности ее целенаправленность, ценность, безопасность и др., также определяются применительно к субъектам этих отношений.

Сами понятия, соответствующие этим характеристикам, имеют антропоморфное происхождение. Посредством аналогии они в буквальном смысле переносятся с межличностных контактов на отношения с участием общественных образований, а в переносном смысле употребляться применительно к информации, функционирующей в биологических и неживых системах.

Субъектность социальной информации выражается в том, что она создается, преобразуется и функционирует в результате целенаправленной деятельности субъектов.

Будучи включенной в предметную деятельность субъекта, информация становится социальной ценностью, что порождает систему ее оценки по различным критериям, в зависимости от целей использующих ее субъектов.

Предполагается, что ценность информации зависит от того, в какой мере она способствует успешному достижению целей деятельности конкретного субъекта.

Предметность информации на социальном уровне выражается в ее способности выступать для субъекта в качестве знания, т. е. особого свойства субъекта в его отношении к познаваемому. В этих случаях для субъекта информация является отражением тех или иных объектов, процессов, их свойств или отношений между ними. При этом информация, выступающая как знание, является не свойством объекта, а продуктом познавательной деятельности субъекта, направленной на этот объект.

Обособляемость информации означает, что определенный набор сведений является самостоятельным информационным объектом, который может быть введен в оборот, что порождает юридическое свойство информационных объектов быть включенными в отношения распространения, обмена, купли-продажи и др.

Как отмечается в литературе, информация обладает способностью к обработке, к интеграции и математическому анализу, коммуникативностью[211].

Свойствами информации определяются ее важнейшие функции: познавательная; управленческая; проводника в системе причинно-следственных связей.

Исследование управленческих и познавательных функций информации осуществляется в рамках кибернетики. Для формирования оптимального поведения в среде система должна постоянно приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. На это направлены процессы сбора и обработки информации, как внешней, так и внутренней, вследствие чего в системе складывается динамическая информационная модель, отражающая существенные для нее характеристики внешнего мира и ее собственного положения в нем.

1.5. Информация как экономическая категория и ее значение в современном мире

В истории цивилизации неоднократно происходили кардинальные преобразования общественных отношений, связанные с изменениями в сфере хранения и обработки информации. С появлением письменности человечество получило возможность передавать накопленные знания из поколения в поколение, а книгопечатание значительно облегчило этот процесс. Открытие электричества, изобретение телеграфа, телефона, радио, телевидения, освоение космоса привели к созданию новых средств связи, позволяющих оперативно обмениваться информацией, распространять ее по всей планете и даже за ее пределами. Развитие микропроцессорных и нанотехнологий, повсеместное внедрение компьютеров способствовало созданию обширных телекоммуникационных сетей, позволяющих получать, хранить, обрабатывать и передавать любой объем информации.

В XIX столетии английские экономисты предлагали включить информацию в состав капитала, указывая, что знания и организация являются мощными двигателями производства[212].

Развитие информационных технологий в условиях рыночных отношений привело к тому, что информация стала рассматриваться как экономическая категория, как товар, который имеет потребительную и меновую стоимость (ценность), может обмениваться на другие товары[213].

С позиций современной экономической науки, товар есть экономическое благо, предназначенное для обмена, независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, независимо от его характера как продукта труда[214].

Обладая в качестве товара потребительной ценностью (стоимостью) информация способна непосредственно удовлетворять потребности индивидов и служить средством производства материальных благ.

В экономических отношениях информация начала выступать не только как продукт человеческого труда, но и в качестве предмета и средства труда наравне с другими производственными ресурсами.

Как отмечают исследователи, формирование информационной среды превращается в один из основных фактов жизнедеятельности человечества. Процесс создания и переработки информации становится преимущественным трудом, к которому в США, например, привлечено уже более 70 % дееспособного населения[215].

В информационном обществе мера физического, механического и автоматизированного труда сокращается за счет наиболее полных знаний, превращая их в источник стоимости[216].

Особое значение в индустриальном и постиндустриальном обществе приобрела машинная информация, каковой признается информация, зафиксированная на физическом носителе в форме, доступная восприятию посредством ЭВМ и циркулирующая по телекоммуникационным каналам связи[217].

Информация как таковая стала приобретаться на возмездной основе для осуществления предпринимательской деятельности, стала предметом товарно-денежных отношений. В коммерческом обороте появились «производители» и «потребители» информации. Сформировался «информационный рынок», на котором продаются и покупаются «информационные продукты» как массивы аккумулированной информации, специально предназначенной для потребителей.

Для определения общественного информационного богатства появилось понятие «информационный капитал», используемое в целях денежного отражения затрат и выгод, связанных с производством, хранением, обработкой, передачей и получением «информационных ресурсов» как запасов, источников информации.

Вместе с тем попытка прямого применения к информации денежного эквивалента не выявляет ее истинной социальной ценности и действительной рыночной стоимости. Балансовая стоимость информации зачастую лишь отражает стоимость ее материальных носителей либо технических средств, используемых для информационного обмена[218].

Информация нелинейна по своему характеру, т. е. количественные и качественные характеристики информации не зависят друг от друга. Информация связана с материальным носителем, а ее передача – с затратами энергии. Однако последствия передачи информации или сохранения ее в тайне не зависят от затрат на ее передачу или обеспечение конфиденциальности[219].

В то же время информация как благо есть средство удовлетворения информационных потребностей субъектов общественных отношений, а потому имеет экономическую и социальную ценность, может выступать в качестве объекта имущественных и неимущественных отношений.

1.6. Способность информации служить объектом правовых отношений

Вопрос о сущности информации является трудным для юриста, но именно вокруг этого явления складывается весь комплекс отношений, которые могут быть предметом регулирования в данной сфере права[220].

Будучи неотделима от материального носителя, информация не имеет ни вещественной, ни даже материальной формы, а носит идеальный характер. Носителем информации может быть любой материальный объект, с которого она с легкостью переносится на другой материальный носитель без потерь смыслового содержания. Более того, единственным «носителем» информации может являться сознание конкретного человека, без участия которого информация недоступна. Информация есть феномен, который нельзя потрогать или взвесить, а можно оценить только посредством интеллекта. Экономическая, социальная и иная ценность информации для субъекта не определяется затратами на ее сбор, хранение, переработку, передачу или распространение.

В то же время, подобно воздушным, водным и другим ресурсам жизнеобеспечения, информация является важнейшим энергоресурсом самого социума, им создаваемого и потребляемого, а потому может быть предметом правового регулирования в определенных формах, которые позволяют отделить этот ресурс от других аналогичных, выявить специфику и найти организационные и правовые механизмы его включения в социальные, в том числе правовые, отношения[221].

Представляется обоснованным утверждение С.Н. Шевердяева, что объектом общественных отношений может являться только социальная информация, выражающая знания и ценности человеческого общества, но не элементарная или биологическая информация[222].

Как подчеркивают исследователи, информация есть обработанные данные, т. е. фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые могут произвольное время храниться в неизменном виде, пригодном для принятия решений получателем. Информация появляется при необходимости решить конкретную задачу или ответить на запрос на основании имеющихся данных. Обработанные данные в виде информации по поводу сделанного запроса или поставленной задачи предоставляются заказчику запроса или постановщику задачи, который может использовать эту информацию для принятия решений[223].

По мнению ученых, информация соответствует всем признакам объекта права (правоотношения), поскольку реально существует независимо от воли и сознания субъекта, в том числе в рамках взаимодействия субъектов общественных отношений; может быть предметом господства субъекта правового отношения; способна удовлетворять имущественные и личные неимущественные потребности субъектов[224].

В зависимости от конкретной ситуации субъект может быть заинтересован или не заинтересован в том, чтобы другой субъект получил какую-либо информацию, на основе которой принимаются решения о взаимодействии с тем или иным субъектом, о совершении каких-либо действий и др.

Полная и достоверная информация помогает сберегать время, затрачиваемое на производство и обмен материальными товарами. Отсутствие у субъекта информации, ее искажение, блокирование процесса ее получения или внедрение ложной информации приводит к принятию неправильных решений и совершению ошибочных действий вопреки интересам самого субъекта[225].

Для любого субъекта может быть нежелательным распространение конфиденциальной информации, например разглашение сведений, затрагивающих частную жизнь индивида, его личную или семейную тайну. Сообщение сведений о намерениях субъекта, способах и средствах их осуществления способно помешать данному лицу реализовать свои планы, если его контрагенты окажутся заинтересованными в том, чтобы воспрепятствовать в их осуществлении. Обладателю информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность, экономически выгодно, чтобы данная информация не стала достоянием конкурентов.

Напротив, субъекты предпринимательской деятельности заинтересованы в широком распространении информации рекламного характера, расхваливающей превосходное качество товаров, работ или услуг, которые они производят, выполняют или оказывают. Рядовой покупатель, не являясь специалистом, желает получить полную и максимально достоверную информацию о потребительских свойствах предлагаемых на рынке товаров, работ или услуг. Наконец, все участники правовых отношений заинтересованы в своевременном получении достоверной информации, касающейся принятия, изменения и дополнения нормативных правовых актов, содержащих обязательные для них правила поведения.

Занимая определенное место в системе экономических, товарно-денежных отношений, информация становится своеобразным предметом (объектом) гражданско-правовых сделок, возмездных и безвозмездных договоров в отношениях, связанных с поиском, сбором, хранением, переработкой, передачей, распространением, а также с использованием информации в различных сферах общественной деятельности, в том числе для осуществления коммерческой деятельности.

Естественнонаучное, философское и экономическое определение понятия информации, выявление ее фундаментальных признаков и форм существования позволяют рассматривать информацию как специфический объект гражданского (предпринимательского) права (правовых отношений).

§ 2. Информация в системе объектов юридических отношений

2.1. Легальное определение информации

В качестве объекта права информация стала рассматриваться только в XX столетии. В российском праве информация впервые была названа в числе самостоятельных объектов гражданских прав в ст. 128 ГК РФ.

Легальное определение информации содержалось в ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»[226], согласно которой информация есть сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Аналогичное по сути понятие информации предложено в подп. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где сказано, что информация есть сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Новая дефиниция уточняет термин «сведения», используя близкие по смыслу слова («данные» – сведения, необходимые для вывода, решения; «сообщение» – известие, уведомление кого-либо о чем-либо[227], передача сведений, данных; и др.).

Как отмечается в литературе, сведения являются содержанием сообщений и материалов[228].

Законодательное определение информации как «сведений» (сообщений, данных) указывает на предметный и субъектный характер информации.

Раскрывая примерное содержание информации посредством категорий «лица», «предметы», «факты», «события», «явления и процессы», законодатель подчеркивает ее предметность и универсальный характер.

Указание на независимость информации от формы ее представления свидетельствует о субстанциальной несамостоятельности, преемственности, трансформируемости и неисчерпаемости информации.

Свойство релевантности информации подчеркивается нормой п. 3 ст. 6 Закона об информации, согласно которой обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; и др.

Понятие «массовая информация» давалось в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»[229].

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»[230] массовая информация есть предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-сообщения и аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Компьютерной информацией законодатель именует информацию на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети (ч. 1 ст. 272 УК РФ).

2.2. Соотношение категории информации с понятиями «информационные ресурсы (продукты, услуги)»

Поскольку информация не может существовать вне материального носителя, многие специалисты полагают, что объектом правового регулирования могут быть только «информационные ресурсы», «информационные системы», «информационные технологии и средства их обеспечения», а не информация как таковая[231].

Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации определяет «информационную систему» как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п. 3 ст. 2). «Информационными технологиями» именуются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (п. 2 ст. 2). Под государственными информационными ресурсами понимается информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы (п. 9 ст. 14).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информации города Москвы»[232] информационными ресурсами г. Москвы признается информация (независимо от способа ее представления, хранения или организации), содержащаяся в информационных системах и относимая в соответствии с настоящим данным Законом к собственности города Москвы.

Между тем анализ информационных отношений и действующего законодательства, регулирующего эти отношения, показывает, что понятия «информационные ресурсы», «информационные технологии», «информационные системы» не совпадают с понятием информации именно в смысле объекта права. Информация, зафиксированная на материальном носителе (документ и др.) включается в информационные ресурсы, может предоставляться по запросу конкретных субъектов в виде устных или письменных сообщений; может распространяться среди неограниченного круга лиц; может защищаться от незаконного доступа, в том числе путем запрета ее разглашения; и др.

Таким образом, объектом правового регулирования выступает поведение участников информационных отношений не только по поводу информационных ресурсов, но и по поводу самой информации.

Исследователи нередко подчеркивают, что сама по себе информация не может служить в качестве объекта имущественных прав. В имущественном обороте как предмет сделок может выступать только информация, которая является продуктом человеческой деятельности, осмысленная и облеченная в материальную форму. Такими предметами могут служить информационные объекты, каковыми являются «информационные продукты» и «информационные услуги[233]».

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 2 Закона о международном информационном обмене информационным продуктом (продукцией) признавалась документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей.

Информационными услугами считались действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами (ч. 6 ст. 2 Закона о международном информационном обмене).

Как пишет С.А. Чеховская, в хозяйственном обороте информация выступает в форме информационного продукта или информационной услуги. Информационным продуктом является информация, предоставленная для удовлетворения конкретных информационных потребностей потребителей и осуществление оборота которой не запрещено действующим законодательством. Информационные услуги представляют собой услуги по поиску, сбору и обработке информации, осуществление оборота которой не запрещено действующим законодательством, а также услуги по обеспечению к ней доступа потребителей[234].

Согласно ст. 8 Закона г. Москвы «Об информационных ресурсах и информации города Москвы информационные ресурсы г. Москвы включаются в хозяйственный оборот путем оказания на их основе информационных услуг.

Высказывались предложения о необходимости дополнить Гражданский кодекс РФ специальной статьей, которая бы устанавливала правовой режим информационного продукта, каковым признается документированная информация в любой материальной форме, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей. Информационной продукцией предлагается признать «информационные продукты, специально изготавливаемые для массового обеспечения потребностей юридических и физических лиц»[235].

Действительно, объектом гражданских прав и гражданско-правовых сделок, опосредующих информационный обмен, выступает секрет производства (ноу-хау)[236], а также другая информация, которая является продуктом человеческого труда и облечена в форму, доступную для восприятия субъектом.

Может быть, именно по этой причине с 1 января 2008 г. информация как таковая исключена из перечня самостоятельных объектов гражданских прав, предусмотренного ст. 128 ГК РФ[237].

Вместе с тем анализ философских и юридических определений информации, изучение общественных отношений, в которых участвует информация как правовой феномен, позволяют сделать однозначный вывод о том, что понятие информации как объекта права не сводится только к созданным в результате человеческого труда информационным продуктам либо информационным услугам.

Приобретение заказанного информационного продукта либо информационной услуги в рамках имущественных правоотношений предполагает именно получение конкретной информации для устранения некой неопределенности либо распространение информации в соответствии с целями получателя (покупателя, заказчика информации), прежде всего на основании гражданско-правовых и предпринимательских договоров.

Думается, что информацию следует признать самостоятельным правовым феноменом, который обладает специфическими признаками и свойствами, но может рассматриваться как особый объект правовых отношений.

Норма п. 1 ст. 5 Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации прямо гласит, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.

На наш взгляд, данное положение является теоретически обоснованным и правильным с точки зрения практики. Думается, что объектом гражданских, трудовых, административных, уголовных и иных правовых отношений являются не только информационные продукты либо информационные услуги, но и сама информация, в том числе имеющая режим коммерческой тайны и др.

Информация может выступать либо в качестве самостоятельного объекта (секрет производства), либо в качестве элемента, сопутствующего иному объекту прав либо деятельности субъектов (передача информации о товаре в рамках исполнения обязательств по купле-продаже и др.).

2.3. Специфика информации как объекта права

Феномен информации как особого нематериального объекта изучался многими российскими философами и правоведами, что позволило выделить ее главные признаки и специфические свойства[238].

С.И. Семилетов выделяет ряд существенных признаков, отличающих информацию как объект права от материальных вещей:

нематериальная сущность информации;

ценность объекта определяется содержательной сущностью информации;

одновременное нахождение информации у неограниченного круга субъектов;

многовариантность форм представления информации; одновременная виртуальная доступность информации неограниченному числу субъектов независимо от места их нахождения;

возможность мгновенного копирования и воспроизведения информации неограниченное количество раз;

невозможность применения к информации института залога собственности;

незатратный характер производства и использования информации[239].

Указанные признаки показывают сущность информации, хотя и не исчерпывающим образом квалифицируют информацию.

В.А. Копылов называет следующие юридические особенности и свойства информации:

свойство физической неотчуждаемости;

свойство обособляемости, что обусловливает возможность оборотоспособности информации, в том числе посредством материального носителя;

свойство тиражируемости (распространяемости); свойство организационной формы (существование в обороте виде документов);

свойство экземплярности, вследствие которого возможен учет материальных носителей информации (документов и др.)[240].

Системный анализ правовой литературы и действующего российского законодательства позволяет выделить следующие особенности информации как самостоятельного объекта права, которые представляются наиболее важными для правовой регламентации информационных отношений.

Информация как объект права обладает идеальной природой, является разновидностью нематериальных объектов.

Как любое нематериальное благо, информация непотребляема и подвержена только моральному, но не физическому старению.

Будучи нематериальным благом, информация не существует без своего материального носителя, в качестве которого может выступать любой предмет материального мира (лист бумаги, магнитная лента, компьютерный диск и др.).

Информация независима от материального носителя, ибо легко преобразуется из одной формы в другую, переносится с одного материального объекта на другой, может копироваться, сохраняясь на прежних объектах.

Информация неисчерпаема, а потому фактически неотчуждаема, ибо субъект, передающий информацию другому лицу, может остаться обладателем той же самой информации.

Информация нелинейна по своему характеру, т. е. количественные и качественные характеристики информации не зависят друг от друга, а последствия передачи информации или сохранения ее в тайне не зависят от затрат на ее передачу или обеспечение конфиденциальности.

Вышеназванные основные свойства (признаки) информации обусловливают специфику правового режима информации по сравнению с другими объектами гражданского (предпринимательского) права, который должен учитывать естественные свойства информации и особенности ее функционирования в коммерческом обороте.

Как подчеркивает В.А. Дозорцев, существует внутренняя зависимость между свойствами объекта и его правовым режимом, поэтому классификация объектов по видам, их обособление по видам очень важно[241].

2.4. Критерии отграничения информации от иных объектов права

В.А Копылов предлагает для определения информации понятие «информационная вещь», причем вещь «сложная» в смысле ст. 134 ГК РФ[242].

Между тем информация как нематериальное благо весьма существенно отличается от вещей (ст. 130 ГК РФ), т. е. предметов материального мира, физических объектов, имеющих экономическую форму товара[243], природных объектов или результатов материального производства, которые в силу своих натуральных свойств ограниченности в пространстве могут быть использованы только одним или несколькими конкретными лицами[244].

К информации в принципе не может применяться традиционная классификация вещей, в том числе на движимые и недвижимые (ст. 130 ГК РФ); индивидуально-определенные (ст. 398 ГК РФ) и родовые (п. 1 ст. 522 ГК РФ); одушевленные и неодушевленные (ст. 137 ГК РФ); делимые, неделимые и сложные вещи (ст. 133, 134 ГК РФ); главную вещь и принадлежность (ст. 135 ГК РФ); и др.

По тем же причинам информация отличается от ценных бумаг как документов, удостоверяющих с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ). Относимые законодателем к разновидности вещей (ст. 128 ГК РФ) документарные ценные бумаги обладают специфическими признаками, каковыми являются: публичная достоверность, литтеральность, абстрактность, необходимость презентации ценной бумаги, легитимация субъекта права, воплощенного в ценной бумаге и др.[245]

Информация, несомненно, отличается от денег (ст. 140 ГК РФ)[246], в том числе валюты и иных валютных ценностей (ст. 140, 141 ГК РФ)[247].

Будучи во многих случаях результатом человеческого труда, продуктом его творческой или иной интеллектуальной деятельности, информация обладает сходством с объектами интеллектуальной собственности.

Во – первых, наряду с информацией результаты интеллектуальной деятельности человека имеют идеальную, нематериальную природу.

Произведения искусства и литературы представляют собой систему литературных или художественных образов, произведения науки и техники – определенные системы научных и технических понятий и категорий[248].

Во-вторых, натуральные свойства как информации, так и результатов интеллектуальной деятельности допускают их одновременное использование неограниченным кругом субъектов, находящихся в разных точках пространства.

В-третьих, информация и результаты интеллектуальной деятельности, сохраняя свой идеальный характер, выражаются в объективной форме, доступной для восприятия индивидом, посредством фиксации нематериальных пространственных, изобразительных или звуковых образов на материальных носителях с помощью различных технических средств.

В-четвертых, как всякие нематериальные объекты, не имеющие материальной формы, информация и результаты интеллектуальной деятельности могут устаревать только морально, но не подвержены износу, амортизации.

В-пятых, информация, равно как многие результаты интеллектуальной деятельности, могут копироваться, тиражироваться, передаваться и распространяется, сохраняясь в неизменном виде у первоначального обладателя.

В-шестых, права на результаты интеллектуальной деятельности не связаны с правом собственности на материальные объекты, в которых они выражены (п. 4 ст. 129, ст. 1227 ГК РФ).

Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи (п. 2ст. 1227 ГК РФ). Исключение из этого правила составляет случай, когда при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 1291 ГК РФ).

Можно согласиться с утверждением В.А. Копылова, что институт интеллектуальной собственности является основой правового регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, передаче, распространении и потреблении информации, создаваемой в порядке осуществления свободы мысли и слова, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также информации, созданной в результате иной интеллектуальной деятельности[249].

Вместе с тем информационные отношения регулируются нормами не только авторского и патентного права, не только иными институтами «интеллектуальной собственности», но также нормами целого ряда институтов, причем не только гражданского, предпринимательского, но и других отраслей права.

Некоторые исследователи высказывали предложения дополнить Гражданский кодекс РФ новой статьей (ст. 137-1), согласно которой «информация участвует в гражданском обороте в виде информационных продуктов, информационной продукции, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны, результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных информационных работ и услуг[250].

Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ) по своей природе являются информационными, однако информация отличается от этих объектов интеллектуальной собственности.

Во-первых, в отношении результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ) устанавливаются исключительные имущественные права.

Между тем защита имущественных интересов обладателя информации обеспечивается посредством возможности установления в отношении информации фактической монополии, т. е. запрета или ограничения фактического доступа к материальному носителю соответствующей информации, а также посредством установления запрета несанкционированной передачи (разглашения) данной информации другим субъектам. Объектом исключительных прав признаются только сведения, составляющие секреты производства (ноу-хау), но не иная информация (п. 12 ст. 1225, 1466 ГК РФ).

Во-вторых, как уже отмечалось, согласно п. 4 ст. 129 ГК РФ[251] охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, указанные в ст. 1225 ГК РФ, не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены ГК РФ.

Напротив, информация, хотя и является по сути неотчуждаемой, тем не менее, способна копироваться и тиражироваться, переноситься с одного материального объекта на другой, передаваться в письменной, устной или иной форме, доступной для восприятия другим субъектом. Поэтому информация может свободно распространяться, переходить от одного лица к другому, за исключением случаев и ограничений, установленных законодательством (информация, составляющая государственную тайну, и др.).

Норма п. 2 ст. 1 Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации прямо закрепляет, что данный Закон не распространяется на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Прежде всего следует указать на отличия информации от объектов авторского права.

Во-первых, согласно ст. 1228, 1259 ГК РФ произведения науки, литературы, искусства получают охрану в качестве объектов авторского права, только если они отвечают установленным законом признакам, в частности являются результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинства и способа выражения произведения, и если они существуют в какой-либо объективной форме (устной; письменной; механической, магнитной, цифровой, оптической и прочей звуко– или видеозаписи; изображения; объемно-пространственной или в других формах).

В числе объектов авторского права законом названы программы для ЭВМ[252], в том числе операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объективный код (ст. 1261 ГК РФ).

Специфическим объектом авторского права признается топология интегральной микросхемы, т. е. зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними (ст. 1448–1464 ГК РФ).

Авторское право охраняет произведения науки, литературы или искусства, представляющие собой выраженные в объективной (материальной) форме результаты творческой деятельности, мыслительного процесса его автора – физического лица, в ходе которого создаются новые, неизвестные ранее, оригинальные нематериальные (идеальные) объекты. Материальная (объективная) форма выражения произведения не входит в понятие самого произведения, которое является не материальным, а идеальным объектом[253].

Как подчеркивается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»[254], объекты авторского права – это произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведений, а также от способов их выражения (п. 20).

Таким образом, именно критерий творчества, а также иные установленные законом признаки отличают объекты авторского права от информации, которая, безусловно, содержится в любом произведении науки, литературы, искусства.

В.А Дозорцев отмечает, что, если внешний облик информационного сообщения имеет творческий характер, оно охраняется авторским правом[255].

По общему правилу творческой признается любая умственная деятельность, и самостоятельно созданный одними или несколькими физическими лицами результат этой деятельности получает охрану как объект авторского права, если не будет доказано одно из следующих обстоятельств:

результат является следствием прямого копирования, как легального, так и незаконного;

результат согласно закону не может являться объектом авторского права;

результат признается объектом патентного права или получает иную правовую охрану[256].

Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т. п.), не являются объектами авторского права (поди. 4 п. 6 ст. 1259 ГК РФ)[257].

Производные произведения, в том числе переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки, иные переработки произведений науки, литературы и искусства; а также составные произведения, в частности, сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие, представляющие с обой результаты творческого труда по подбору или расположению материалов, охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают (ст. 1260 ГК РФ).

Информация и объекты авторского права не всегда могут быть дифференцированы. Так, решением Арбитражного суда Свердловской области учредителю средства массовой информации – телекомпании «Гонг», телепрограммы которой транслировались по одному из телеканалов в городе Каменск-Уральском, а информация о программах этих телепередач публиковалась в бесплатной газете «Удача», обоснованно было отказано в иске, предъявленном к владельцам газет «Каменский рабочий», «Каменские ведомости», «Новый компас», которые перепечатывали эти программы телепередач из газеты «Удача», об обязании ответчиков прекратить публикацию в своих газетах указанных программ и взыскании с них компенсации за нарушение исключительных имущественных прав на эти программы со ссылкой на то, что данные телепрограммы представляют собой не результаты творческой деятельности, а информацию о передачах и времени их выхода в эфир, а потому не являются объектами авторского права[258].

Официальные документы, в том числе законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, равно как их официальные переводы также не являются объектами авторского права (подп. 1 п. 6 ст. 1259 ГК РФ).

Проекты официальных документов, например, проект закона, подготовленный одним или несколькими физическими лицами[259], проект судебного решения, постановления или информационного письма, подготовленный конкретным лицом, являются объектами авторского права, ибо представляют собой результаты творческой деятельности, которые можно причислить к произведениям как юридической науки, так и литературы.

Как только проект приобрел публичный характер (был принят в качестве нормативного правового акта, изготовлен и подписан в качестве судебного акта и др.), он считается исходящим не от конкретных физических лиц, а из официального источника, становится официальным документом, не охраняемым авторским правом. Автор утрачивает все свои авторские права, превращаясь в разработчика официального документа[260].

По мнению Э.П. Гаврилова, для превращения охраняемого произведения в официальный документ необходимо, чтобы автор произведения дал согласие, которое представляет собой договор о выкупе или безвозмездном приобретении всех имущественных прав с одновременным погашением всех личных авторских прав, хотя в ряде случаев право авторства и даже право на имя уважаются и обозначаются по моральным соображениям[261].

Вместе с тем представляется, что в ситуациях, когда проекты официальных документов подготовлены их создателями в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, полученного от работодателя, с которым автор состоит в трудовых отношениях, или даже заказчика, с которым автор заключил, например, договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ), данное произведение до момента придания ему статуса официального документа надлежит рассматривать как служебное произведение, исключительные права на использование которого, по общему правилу (ст. 1295 ГК РФ), принадлежат работодателю (заказчику), если иное не установлено договором между этим лицом и автором.

Конец ознакомительного фрагмента.