Вы здесь

Предложения со словосочетанием "психология науки"

Предложения в которых упоминается "психология науки"

Через прикладную психологию наука столкнулась с высокоорганизованной практикой — промышленной, воспитательной, военной.
Прежним методом исследования внутреннего мира была интроспекция, что не позволяло называть психологию наукой в современном смысле этого слова.
Например, психология творчества, психология науки, психология спорта.
Наряду с философией науки изучением научного познания занимается ряд дисциплин: науковедение, наукометрия, социология науки, история науки, психология науки, логика науки и др.
Психология науки (психология научного творчества) направлена на изучение психологических механизмов научного познания, соотношение в нём сознательных и бессознательных элементов, мотивацию научной деятельности, личностные характеристики учёных, психологическую атмосферу научных сообществ и др.
Он распознал в психологии науку, реконструируя и развивая которую на новых основаниях он сможет доказать правомерность своей философско-антропологической концепции и выявить, исследовать все реальные экзистенциальные качества субъекта, определённого им как сущностность онтологической системы.
Ломов подчёркивал, что деятельность, являясь по своему происхождению общественно-исторической категорией, изучается, прежде всего, пограничными с психологией науками — общественными, естественными и техническими.
Согласно гербартианцам, генетический и дескриптивный подход не позволяют формулировать общие и необходимые законы, которые только и делают психологию наукой.
Взаимопонимание было объектом изучения, в частности, в социальной психологии коллективов и социальной психологии науки.
Психология наука так себе, особо не разживёшься, — сообщил он собравшимся, наполняя рюмку в третий раз.
По тем же соображениям рекомендую также мою книгу «Психология науки» (Psychology of Science).
Мотивация и личность, 2014
Перефразируя главное положение моей книги «Психология науки» (Maslow, 1966а), можно высказаться следующим образом.
Так или иначе, признавая психологию наукой, следует также признать, что это наука особого рода.
Можно спорить о том, является психология наукой или искусством, принимать или не принимать те или иные её направления.
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться.
Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией.
Как известно, часть психологов сделала из этого обстоятельства весьма радикальный вывод о необходимости вовсе выбросить из психологии изучение субъективных явлений и считать их лежащими за областью науки.
Она является подведением итогов, обобщением результатов собственных исследований автора в области перинатальной психологии, отражает сложившиеся в течение многих лет его взгляды на то, какие теоретические положения в области физиологии, психологии, социальной науки позволяют развить и структурировать перинатальную психологию.
II этап — психология как наука о сознании.
И хотя исследование конфликта оказалось в какой-то мере «поделённым» между разными психологическими дисциплинами — прежде всего общей психологией, психологией личности, социальной психологией, — понятие конфликта принадлежит всей психологической науке и относится к её фундаментальным основам.
В XX веке аналогичный кризис пережили многие науки: математика, физика, психология, история.
Психологии как науки в 1860 — 1870-х годах попросту ещё не существовало.
Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся.
Проблема жизни человека изучается представителями различных наук — генетики, физиологии, психологии, социологии, философии, медицины, юриспруденции.
Хотя наука психология и изучает эти чувства, да, но откуда они берутся?
Ведь психологию мало кто считает наукой, а критика в адрес учёных, занимающихся буржуазной псевдо-наукой, звучит постоянно.
Начальный этап развития данного направления связан с необходимостью обращения юридических наук к психологии с целью решения проблем, которые правовыми методами решить не удавалось.
Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками.
Но само мышление выступает объектом изучения не только логики, но и ряда других наук — философии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности человека, кибернетики, лингвистики и др.
Мы уже знаем, как развивалась ситуация в науках о поведении в целом и конкретно — в американской экспериментальной психологии в годы, предшествовавшие рождению бихевиоризма.
Поэтому психология имеет тесные связи с многими науками: социальными, биологическими — со всеми, которые в той или иной степени касаются человека.
Психология считалась стоящей между науками о природе и науками о духе.
Современные биологизаторские криминологические теории основаны на достижениях современных наук: генетики, психологии, психоанализа.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в.
Главным образом обращают здесь на себя внимание новые исследования по методологии психологии и исторических наук.
Во множестве факторов, воздействующих на человека, пытаются разобраться, в частности, культурологи, антропологи, социологи, физиологи и, конечно, представители различных направлений психологии, которая, как и многие другие науки, многим обязана философии — матери всех наук.
Вопрос об отношениях этих двух наук на первый взгляд кажется более простым, чем вопросы о связях, имеющихся между психологией, историей, философией и социологией.
Дело в психологии как науке поправляется по той причине, что в начале XX в.
Именно в этом моменте кроется стратегический просчёт таких ориентированных на образование гуманитарных наук, как психология и педагогика.
Психология — это наука которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин.
Естественные науки успешно развиваются, и понимание некоторых знаков хиромантии теперь воспринимается с позиции современных, а не прошлых знаний по физиологии, анатомии, биоэнергетике, неврологии и психологии.
Учебная книга — сложное социокультурное явление, возникновение, содержание, развитие, общественное значение которого исследуют различные науки: педагогика, психология, книговедение, социология.
Во-вторых, по большому счёту и не психологам её решать, поскольку речь идёт о методологической слабости науки как таковой, а вовсе не о том, что психология плоха.
Правосознание имеет сложную структуру и состоит из трёх компонентов: правовой психологии, правовой науки и правовой идеологии.
Психология как наука должна соответствовать определённым принципам построения научной дисциплины (методологическим, гносеологическим) с её ориентацией на идеал естественных наук: объективность, субъект познания, контакт, процесс и процедуры исследования, знания, предмет теории, соотношение предмета и метода.
Так, он не пытается определить, дать понимание исследуемого феномена, или найти аналогии в истории, привлечь знание из смежных наук, той же психологии.
Но, к счастью, психология как конкретная наука, добывающая факты, строящая на базе их свои теории и объясняющая поведение человека, а не только его психические явления, вполне может существовать и развиваться дальше, не дожидаясь окончательного решения указанной философской проблемы.
Современная же экономика включает в себя и социологию, и юридические науки, и психологию, и всякие специальные отраслевые знания.
Психологическая антропология (составной частью которой является «Психология образования человека») как психологическое учение о человеке, его становлении и развитии в универсуме образования строится как особая, антропная наука (в рамках наук о человеке).
Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.
Только блестящее знание различных наук — математики, физики, химии, естественных наук, психологии и др.
Широко используются в теории и практике логопедии данные физиологии высшей нервной деятельности, педагогики, психологии и ряда других наук.
Без причины врут, как говорит умная наука психология, только когда чувствуют внутреннюю потребность предстать другим, не таким, каким воспринимают человека люди со стороны.
Именно практика для развития реальной психологии сыграет ту же роль, что и медицина для физиологии и анатомии, техника для физических наук.
По мере развития науки и техники стало возможным использовать приборную базу в экспериментальной психологии вообще и при допросе — в частности.
Физическую культуру и физкультурно-спортивную деятельность изучают в настоящее время не только социология, но также теория физического воспитания, теория спорта, психология спорта, физиология спорта и многие другие науки.
Анализ общих тенденций этого целостного феномена по всем его направлениям — религия, философия, наука, психология — показывает, что найти для всех них единые основы — не плод воспалённого сознания, а реальная возможность, поскольку инвариантна их процессуальная динамика, а коли так, то и поиски единого источника — это не утопия, а к тому же ещё и жизненная необходимость.
Воздвигаемая на этом фундаменте психология связывается с основной мировоззренческой проблематикой всех других наук.
Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др.
Современная научная психология переживает глубочайший кризис своих методологических основ, подготовленный всем ходом исторического развития этой науки и охвативший всю область психологических исследований с такой полнотой и силой, что он непреложно знаменует начало новой эпохи в психологии и невозможность её дальнейшего развития на старых путях.
В результате образовалась целая наукапсихология.
Вдохновляемая успехами точных наук, психология обретает новый статус, отказываясь от отвлеченно-метафизических толкований души, раскрывая всевозможные зависимости поведения человека от его физиологической основы, позволяя обнаружить динамику душевной деятельности и увлекая исследователей перспективой точного измерения этих процессов.
Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности.
Таким образом, в настоящее время предметом психологии как науки является не размытое в своём толковании понятие души, а более строгое понятие психики.
Среди отраслей политики следует назвать прежде всего сравнительную политологию, политическую философию, политическую социологию, политическую экономию, политическую психологию, политическую антропологию, политическую географию, политическую историю, политическую экологию, политическую футурологию, международную политическую науку.
С одной стороны, изучение деятельности полушарий, подобно другим частям организма, как будто его дело, а с другой — выходит, что это есть предмет особой науки, психологии.
Психология личности снова процветает, представляя собой всеобъемлющую науку о личности, которая изучает широчайший круг факторов — от нейронов до нарративов — и основывается на достижениях таких удалённых друг от друга дисциплин, как биохимия, экономика и литературная биография.
Хотя трансперсональная психология обладала определённой внутренней связностью и стала в какой-то мере самодостаточной, она оставалась почти полностью изолированной от главного русла в науке.
Сущностная психология — это подлинная наука, отбросившая формальности и морализаторство и предлагающая путь эксперимента.
Только психологи делают исключение для своей науки, полагая, что психология имеет дело с вечными и неизменными явлениями, всё равно, выводятся ли эти вечные и неизменные свойства из материи или из духа.
Как самостоятельная наука психология была заявлена лишь во 2-й половине XIX в.
Ведь психология в точном переводе с греческого означает «наука о душе».
Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4 — 5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.
И психология, как наука о душе, разделяется на три части: психология ума-познания, психология чувства и психология воли.
Такой раздел, как ортопсихиатрия сплачивает подходы психиатрии, психологии и других медицинских наук к диагностике и лечению нарушения поведения.
Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.
В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права, политики и ряда других наук.
Конфликт между юнговской психологией и главным направлением механистической науки по поводу архетипов — это современный возврат к диспутам о платоновских идеях, что велись на протяжении веков между номиналистами и реалистами.
Это ещё раз подчёркивает, в каком сложном положении оказывается наука психология, не имея точного определения объекта изучения.
В этой высшей, истинной науке он видит ключ к разрешению основных вопросов бытия и основание всякого действительно научного знания в области космологии, математической физики, психологии и этики личной и социальной — истинной политики.
Нейробиология, квантовая физика, психология подсознательного и нейрофизиология наряду с другими отраслями науки взрываются громкими открытиями, углубляющими понимание истинной природы человека.
Его пытаются осмыслить и объяснить представители самых разных наук: истории, психологии, социологии, культурологии, политологии.
Ни чего не скажу плохого про психологию — это необходимая для людей наука, но на поставленные вопросы уж слишком широк спектр ответов и обоснований и они не стоят на месте, а постоянно растут, пропорционально возникающим не объяснимым ситуациям.
Нижний уровень составляют прикладные юридические науки: криминалистика, криминология, юридическая психология и некоторые другие, которые ближе всего стоят к практике и непосредственно её обслуживают.
Связь методов психологии с методами других наук.
Общая психология является базовой отраслью, на данные которой опираются остальные отрасли психологической науки.
Научная психология, изучающая сложнейшие формы сознательной деятельности, общественной по происхождению, опосредствованной по строению и осуществляемой мозгом, этим высшим продуктом естественной истории, рождается на границе естественных и общественных наук.
Существовал даже ещё недавно спор, можно ли вообще психологию считать естественной наукой и даже наукой вообще.
Помимо возрождения психологии личностных качеств, современная наука добилась прогресса ещё в четырёх областях, являющихся ключевыми.
Эти усилия, необходимые исторически и политически, совсем не считались с тем, что изучаемые психиатрией и психологией запутанные явления невозможно описать и объяснить во всей полноте концептуальными построениями наук, исследующих более простые и более фундаментальные аспекты реальности.
Современная психология, несмотря на целый ряд достигнутых успехов в познании человека, всё же является достаточно противоречивой наукой.
Многие думают, что психология как наука ещё не началась и начнётся лишь в более или менее отдалённом будущем.
По мере становления психологии как отдельной науки можно увидеть, что от изначального предмета «душа» исследователи пришли к предмету «психика».
Долгие разговоры с молодыми, полными творческой энергии людьми помогли мне осознать, что сейчас нужна уже другая, но также «занимательная» психология, излагающая современный уровень всей системы психологической науки в целом: сжато, кратко, интересно, но полно и современно.
Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются.
— Казалось бы, психология должна быть для историка основною наукою — недаром в университетах считалось необходимым включать её в число обязательных для исторического отделения предметов.
Итак, мы начинаем учиться обычной терапии, изучая людей и то, что известно в психологии, медицине, науке и шаманизме.
Таким образом, психология представляет собой разветвлённую сеть наук, которая продолжает активно развиваться.
Типология высшей нервной деятельности составляет общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г.
На данный момент развития психологии, как науки, считается нормальным, когда у ребёнка появляются страхи в период его детства.
Подобно тому как из лона натурфилософии постепенно вычленялись физика, химия, биология и другие естественные науки, так из лона моральной философии стали вычленяться юриспруденция, политическая экономия, социальная психология и другие общественные науки.
Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надёжность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями.
Специальная педагогика и её предметные области тесно связаны со смежными научными областями: философией, историей, общей педагогикой, социальной педагогикой, психологическими науками, особенно со специальной психологией, медициной, социологией, лингвистикой, психолингвистикой, естественными науками.
Наука о психическом развитии ребёнка — детская психология — зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в.
Поэтому прежде, чем перейти к непосредственной теме настоящего издания, уместно разобраться в том, что представляет собой перинатология как наука, какие помимо перинатальной психологии включает разделы.
Итак, психология как наука сформировалась, в первую очередь, изучая и наблюдая обыденного человека — его сознательные и безсознательные проявления, в т.
III этап — психология как наука о поведении.
То, что преподносится аудитории под маркой психологии, имеет весьма отдалённое отношение к нашей науке и зачастую просто дискредитирует её.
Вместе с тем, по моему глубокому убеждению, отечественная психология имеет свой, чрезвычайно мощный, самобытный и перспективный потенциал, использование которого принесёт плоды не только отечественной, но и мировой науке.
Понятие «интерес» является общенаучной категорией и исследуется различными науками (философией, социологией, психологией, экономикой, юриспруденцией), которые сформулировали своё представление об «интересе» с учётом целей, предмета и метода своего исследования.
Между тем ни основной метод классической психологии — интроспекция, — ни сам её предмет — явления сознания — ни в коей мере не являются объективными, а значит, наука ими заниматься не может.
Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках, поскольку от её правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще.
Возникли европейская психология и философия, вызвавшие развитие науки в нашем понимании, прогресс, научно-техническую революцию и так далее.
Социальная философия стоит в ряду таких наук об обществе и человеке, как (теоретическая) социология, политология, экономическая наука, этнология, история, лингвистика, социальная и индивидуальная психология и др.
Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социо-биология, социальная экология и пр.
Широкое распространение идеи исправления и перевоспитания преступников побудило юридическую науку обратиться к психологии для научного обоснования данных проблем.
Современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками.
Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.
Нельзя, напр., перенести метод естественных наук в психологию и в науки общественные.
Но самостоятельная наука о душевных явлениях — психология — оформилась, как мы уже знаем, только в конце XIX века.
Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной области знаний необходимо воспользоваться методами или приёмами, заимствованными из другой науки, для решения собственных задач.
История, старающаяся избегать оценок и всегда обсуждающая прошлое только с точки зрения настоящего, не может служить образцом для социологии или экономической науки, включающих явные и первые сравнительные оценки и использующих временной ряд «раньше-одновременно-позже», не предполагающий настоящего; политические науки не способны дать каких-то образцов для психологии или лингвистики и т.
Объект изучения истории педагогики вследствие этого состоит в научном осмыслении генезиса педагогики, воспитания и обучения в контексте не только разнообразных педагогических знаний, но и исследований по философии, гражданской истории, культурологии, социологии, антропологии, психологии и другим смежным наукам.
Задачи психологии в основном сводятся к следующим: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; освоить управление ими; использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; быть теоретической основой практики психологической службы.
Такие направления как бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ, гештальтпсихология — представляют собой не просто направления практических подходов, а, в сущности, разные науки.
Ко второй категории принадлежат науки гуманитарные, а психология и психофизиология (наука о функционирующем мозге) занимают неопределённое промежуточное положение — будучи науками экспериментальными, они отделились от остальных гуманитарных, но до уровня естественных наук так и не дотянули.
Отчасти это происходит потому, что психология и педагогика как науки организационно оформились и существуют раздельно.
Поэтому в силу имеющейся функциональной связи между гражданским процессом, между внутренним убеждением судьи (а также сведущего лица) и психологией, разработки последней могут с высокой степенью эффективности использоваться наукой доказательственного права.
Однако уже на уровне здравого смысла очевидно, что от этих наук требуются простые ответы на простые вопросы: что — с точки зрения психологии развития — должно происходить по норме развития и как эта норма может быть обеспечена средствами педагогики развития.
Таким образом, дословно психология — это наука о душе.
Так, например, разве не является косвенным признанием дуалистической природы живого само существование двух разных по сути наук — физиологии и психологии с разными специалистами, методологиями исследования, лечением патологий?
Парапсихология — это наука, которая изучает явления, выходящие за рамки общепринятой психологии.
Как относительно самостоятельный компонент правового сознания правовая наука отличается от правовой психологии прежде всего глубиной познания права и практики его реализации в конкретных правоотношениях.
Поэтому предмет психологии относится к области гуманитарных наук, требующих разработки собственной научной методологии.
Причём такую работу ведёт не только социогуманитарная наука — антропология, этнология, философия, психология, социология и др.
Основу работы кружков и обществ этого направления составляло чтение и обсуждение источников или интересных и спорных научных исследований в области богословия или соприкосновенных с ним наук: философии, психологии.
Исходя из вышенаписанного, что вежливость не что иное, как психопрофилактика, мы сможем рассмотреть психологию как самую перспективную науку прикладного характера в ближайшем будущем.
Тем самым она включает в себя и предметность традиционной педагогической психологии, связанной с изучением обучения и воспитания в детском периоде жизни, и андрогогики — науки об образовании взрослых.
Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.
Первая — разработка методологии психологии как фундамента построения науки нового типа, представляющей собой не описательное, а объяснительное знание.
Кроме того, многие из моих обобщений касаются области социологии науки или социальной психологии учёных, хотя по крайней мере несколько из моих выводов выдержаны в традициях логики или эпистемологии.
Соответственно, книга адресована студентам, изучающим психиатрию и психологию, а также всем, кто интересуется этими науками.
Иными словами, в настоящее время проблемы преступления и наказания прочно вошли в число изучаемых, обсуждаемых не только в криминологической и уголовно-правовой науке, но и в философии, социологии, психологии, богословии и т.
До последнего времени психология сводилась к психологической науке, а та, в свою очередь, строилась по подобию естественных наук, поэтому и называлась психология академической.
Для их устранения понадобилось использование инструментов многих наук и теорий, позволивших раскрыть разные стороны управленческого феномена и установить его природу, прежде всего, социологии, политологии, правоведения, психологии, организационной науки и особенно организационного поведения.
Для изучения своего объекта педагогика привлекает данные других наук: философии, психологии, социологии, медицины и др.
Всё же стоит заметить, что астрология — такая же сложная наука, как и её дочь — психология.
Студенты находись в ситуации, когда преподаваемая социология опиралась на фактический материал, подкрепляемый со стороны физиологии и психологии, а также рождённой среди точных наук статистики, история которой начинается намного раньше, чем история российской социологии.
Психология может, таким образом, закончить период своего «удельного» существования и, сбросив тяготеющий над ней провинциализм, совместно со всей системой наук органически включиться в построение общей картины мира.
Современная материалистическая наука, включая медицину, психологию, генетику и все другие науки, связанные с жизнедеятельностью человека, как духовно-телесного мыслящего индивидуума, никогда не раскроют тайны человеческого организма, ибо воспринимают человека как несовершенную «энергетическую машину».
Как известно, основное содержание психологического кризиса составляет борьба двух непримиримых и принципиально различных тенденций, которые на всём протяжении развития психологии в различном сплетении лежали в основе психологической науки.
Пусть он никогда не выходил из института, и практическая психология для него сводится к «прикладным аспектам» и «внедрению» его собственно научного исследования, он-то занимается настоящей наукой.
Кроме того, науки, как, например, гигиена, экспериментальная психология, помогают разбираться во многих практических затруднениях, указывают, как устраивать классы, как лучше распределять занятия, как составлять программы, расписания и т.
Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой.
Дидактика тесно взаимосвязана с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и пр.
Современные психология и педагогика, например, должны перестать быть пособием о способах духовного кодирования, о техниках социальной дрессуры и манипуляций; они должны становиться в подлинном смысле антропными, человеко-ориентированными науками, способными целенаправленно строить практики действительного выращивания «собственно человеческого в человеке».
Современная психология — это достаточно разветвлённый комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4 — 5 лет возникает новое направление).
Из вышесказанного становится понятным, что эта дисциплина опирается на целый ряд лингвистических наук, а также на логику, психологию, педагогику, социологию.
Но психология оказалась наукой о многокачественной, разномодальной сфере бытия.
Наряду с психоанализом бихевиоризм — это то, с чего начиналось становление психологии как науки.
Правовая наука отличается от правовой психологии и особыми методами познания.
Говоря о времени, я собираюсь подробно остановиться скорее на психологии и науке о мозге, чем на метафизике и поэтике, физике и философии, хотя иногда сложно понять, где заканчивается одна научная область и начинается другая.
Основными предметами по философии были: энциклопедическое введение в философские науки, логика, психология, история философии.
Разные науки могут изучать один и тот же объект (например, человек является объектом научного исследования ряда наук — физиологии, биологии, анатомии, педагогики, психологии и др.).
Комплексный системный подход, предусматривающий интеграцию экономической теории с социологией, психологией и другими науками, особенно важен в периоды трансформационных преобразований.
Плывёт сквозь потоки лжи, клеветы, лести, болота схоластического словоблудия, проваливается в неизвестные пустоты смежных наук — от психологии до юриспруденции.
Первый этап представляет собой разработку методологических и конкретно-научных проблем психологии, второй — обращение к собственно философской проблеме человека и её отстаивание как центральной проблемы человеческой жизни и перспективы развития гуманитарных наук.
В ходе автороведческой экспертизы с целью установления информации об авторе и идентификации автора эксперты используют познания в области филологии, лингвистики, психологии и иных наук, позволяющие выявить закономерности, динамическую устойчивость, вариационность письменной речи конкретного индивидуума.
Люди эти взирали на современную психологию как на науку, стоящую ещё на самой первоначальной ступени развития, находящуюся в совершенном неведении относительно «духовного человека» и, притом, отвергающую в лице многих своих представителей всё то, чего она сама не может разом объяснить по-своему.
Что же касается причин преступного поведения человека, то это проблема не криминологии, а других наук: философии, психологии, биологии, генетики, одним словом, всех тех наук, которые изучают сущность человека в широком смысле слова.
Ценностная ориентация естественно-научной психологии соответствует канонам всякой классической науки и «классической рациональности».
Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времён до наших дней, её пополнение теориями и методами других наук.
Ведь как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в.
Методы, используемые в педагогике, могут быть как педагогическими, так и привлечёнными из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и пр.
Науку в честь этого придумали — психология.
К сожалению, строгая наука была не в восторге от риторики гуманистической психологии, тем более что та считала требование сохранять объективность препятствием для глубокого понимания человеческой природы.
Вместе с тем все науки оказались бы объединёнными с психологией, поскольку в ведении психологии находится основная ткань мира — единственная первичная данность — ощущения или элементы, подобные им.
Точно так же и все современные теории, называемые гуманитарными науками — философия, социология, психоанализ и психология, — не дали человеку ответа на основной вопрос: «Кто я?».
Исторический метод мышления и исследования проникает в психологию позже, чем во все науки.
Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.
Им не нужна ни химия, ни астрономия, ни психология, ни наука.
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают её от других дисциплин.
Принимая во внимание сравнительно молодой возраст психологии управления как науки и области профессиональной практики, а также сложность и неравномерную разработанность отдельных её положений, мы обратились к идеям, изложенным в работах некоторых авторитетных специалистов из смежных областей, на которые в тексте практикума даются ссылки.
Одним из важнейших достижений отечественной психологической науки является введение в психологию исторического метода и подход к психике человека как результату общественной жизни.
Не ясно ли, что психология ещё не дошла до степени точной науки?
В-четвёртых, если ряд классических теорий личности делал акцент на патологии, новая наука в равной мере заинтересована положительными аспектами, такими как творчество, жизнерадостность и преуспевание, что роднит её с позитивной психологией.
По всей видимости, науки, изучающие человека — медицина, психиатрия, психология, парапсихология, антропология, танатология и другие, — уже собрали достаточно противоречивых данных для подтверждения подобного принципа дополнительности.
Необычайно разросшаяся разнообразными гипотезами психология как наука всё дальше отходит от единого понимания сущности человека и его психики, и становится разноплановой.
Расширение возможностей в использовании цвета вместе с ростом конкуренции между производителями товаров привело к развитию науки о психологии цвета.
Главный метод конструирования новых идей — создание собственного мировидения, основанного на глубоком знании науки и её истории, техники, философии, психологии.
Общенаучная категория «интерес» используется многими науками: философией, социологией, психологией, юриспруденцией, экономикой и т. д.
Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса.
Начиная с тех пор, как психология стала наукой, этот вопрос неизменно выступал на каждом новом, узловом этапе её развития.
Таким образом, с древнейших времён и до середины XIX в. психология развивалась в рамках других наук, чаще философии, медицины, биологии.
Поэтому ни одна из наук о человеке: биология, психология, социология, культурология, история — не рассматривает человека в целом, а только в определённой проекции.
I этап — психология как наука о душе.
Поэтому всё моё детство прошло в занятиях ботаникой, историей, химией, физикой, алхимией, астрономией, астрологией, психологией, геометрией, музыкой, магией и тысячью других наук и искусств.
Не в том поверхностном смысле, что философия стала больше, чем прежде, уделять внимание деятельности, опираться на методы социологии, психологии и других наук, изучающих поведение.
Примерами интеграции научного знания могут послужить математизация экономики, психологии, возникновение социобиологии, социальной экологии и других «современных» наук.
Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук.
Наука о характере в психологическом значении слова — характерология — имеет столь же длительную историю, как и сама психология.
Как любой раздел науки, появившийся на стыке других, перинатальная психология требует осмысления и обоснования теоретическими положениями смежных разделов, которые наиболее отвечают её цели и задачам.
Юридическая психология — это отрасль науки, которая изучает закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере отношений, регулируемых правом.
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Плана по созданию возрастной теории не было, более того, о существовании такой науки, как возрастная психология, до 1988 года я даже не слышал.
Но как неверно утверждать, что существуют не науки статистика или психология, а лишь методы статистический или психологический, так же точно социология и правоведение дают не методы познания, а самую научную материю знания.
В дальнейшем трактовка внутреннего опыта, будучи освобождена от религиозной окраски, слилась с представлением об интроспекции как особом методе исследования сознания, которым владеет психология в отличие от других наук.
Если психология хочет быть наукой, её предметом должно стать поведение и только поведение.
Он посвятил себя изучению многих наук, таких как философия, логика, физика, астрономия, психология, риторика и др.
Социальная философия стоит в ряду таких наук об обществе, как теоретическая социология, политология, история, экономическая наука, социальная психология, этика и др.
Критики всевозможных направлений, представители юриспруденции, медицины, естественных наук, философы и богословы усердно стремятся выказать свою проницательность и учёность на произведениях драматурга и находят в них одинаково богатый и поучительный материал для самых сложных вопросов нравственности и психологии и для специально-научных задач.
Ковалевский поставил вопрос о необходимости разделения психопатологии и правовой психологии, а также о введении этих наук в состав курса юридического образования.
Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые являются предметом дифференциальной психологии, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.
Уже психология готова была развиться в настоящую эмпирическую науку.
По сути дела, своим манифестом он предложил снести подчистую едва начавшее строиться здание психологии и на освободившемся месте построить другую психологию — точную, объективную, изначально свободную от родимых пятен метафизики образцовую естественную науку.
Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.
Внутри самих гуманитарных наук, ориентированных на образование, — прежде всего в педагогике, в педагогической психологии, в психологии развития и образования человека — происходит своеобразный парадигмальный сдвиг.
Сейчас, например, мы намного больше можем сказать об открытой системе психологии человека, причём, не только в деталях, но и в методологическом аспекте, поскольку, как оказалось, такой подход позволяет не только коренным образом реформировать психологию (как науку о человеке), но и философию (как науку об истине).
Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой — выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.