Вы здесь

Семейное право России. Глава 5 Институт заключения брака и признания брака недействительным (Л. Ю. Грудцына, 2006)

Глава 5 Институт заключения брака и признания брака недействительным

§ 1. Понятие брака

Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. С учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных социальных феноменов. Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию. Семейный кодекс Российской Федерации так же, как и ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР (КоБС РСФСР), не содержит определения брака. Вместе с тем в теории семейного права предпринимались попытки дать такое определение. Так, А.М. Белякова определяет брак как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. По мнению О.А. Хазовой, брак – это моногамный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. А.М. Нечаева определяет брак как союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия, форму отношений между лицами разного пола и своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства. Таким образом, очевидно стремление авторов как можно полнее охватить все стороны исследования, что ведет к некоторой громоздкости определения, однако позволяет раскрыть сущность этого явления.

Анализ норм действующего СК РФ, посвященных заключению брака, осуществлению супругами прав и обязанностей, позволяет определить брак как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, подлежащий обязательной государственной регистрации, порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности.

К юридическим признакам брака следует отнести характерные черты, позволяющие наиболее полно раскрыть его сущность. Анализируя определение брака и статьи СК РФ, регулирующие порядок и условия государственной регистрации заключения брака, основания и порядок его прекращения, можно выделить следующие юридически значимые признаки брака.

Брак – это союз мужчины и женщины, поскольку в Российской Федерации признается и охраняется государством союз только между мужчиной и женщиной.

Брак – это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак.

Брак – это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке.

Брак – это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту.

Так, исходя из основных начал семейного законодательства (ст. 1 СК РФ) в РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Целью заключения брака является создание семьи. Заключение брака лицами без намерения создания семьи влечет признание его недействительным. Брак порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов, которые возникают с момента государственной регистрации заключения брака. Брак заключается без указания срока его действия. Вступление в брак предполагает обоюдное желание супругов на сохранение брачных отношений в течение всей жизни. Однако это не означает невозможность прекращения брака, например, при изменении взаимоотношений между супругами в негативную сторону.

Правовое регулирование брачных отношений государством. Правовой комплекс регулирования брачных взаимоотношений состоит из нескольких основополагающих документов. Прежде всего необходимо отметить, что Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, установлено в ст. 7 п. 1, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Как мы знаем, важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи. В пункте 2 этой же статьи Конституции сказано, что «в Российской Федерации… обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства… развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Статьей 72 Конституции РФ предусмотрено, что семейное законодательство находится «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». После конституционной реформы 1993–1994 гг. законодательство Российской Федерации стало более «коррелировать» с международным, что подтверждает еще раз, что наше законодательство все более соответствует международным нормам и критериям. Все международные акты и договоры, подписантом которых является РФ, действуют на территории РФ так же, как и Федеральные законы, а в тех случаях, когда нормы общепризнанного международного права и договоров не соответствуют каким-либо нормативным актам РФ, то применяется международное законодательство (ст. 15 Конституции РФ). В связи с этим можно отметить два документа, регулирующих в некоторых частях семейное законодательство. Это прежде всего Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах». В частности, в ст. 23 Пакта говориться, что

«1. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

2. За мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью.

3. Ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак.

4. Участвующие в настоящем Пакте государства должны принять надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всех детей».

В статье 24 Пакта регулируется положение детей, родившихся в семье, в частности статья устанавливает, что каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства.

Вторым значительным документом, также частично регулирующим семейное законодательство стран-подписантов, является Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах»[11].

В статье 10 Пакта признается, что участвующие в Пакте государства признают, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.

Кроме того, в ст. 11 Пакта признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии. Участвующие в Пакте государства, признавая основное право каждого человека на свободу от голода, должны принимать необходимые меры индивидуально и в порядке международного сотрудничества, включающие проведение конкретных программ, для того чтобы:

а) улучшить методы производства, хранения и распределения продуктов питания путем широкого использования технических и научных знаний, распространения знаний о принципах питания и усовершенствования или реформы аграрных систем таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного освоения и использования природных ресурсов;

б) обеспечить справедливое распределение мировых запасов продовольствия в соответствии с потребностями и с учетом проблем стран как импортирующих, так и экспортирующих пищевые продукты.

29 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ под названием «Семейный кодекс Российской Федерации», который Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 140-ФЗ был подвергнут редакции.

В статье 3 Кодекса отмечается, что в соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Семейное законодательство состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее – законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в ст. 2 СК РФ, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации Кодексом, и по вопросам, непосредственно Кодексом не урегулированным. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Кодексу. На основании и во исполнение Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных Кодексом, другими законами, указами Президента РФ.

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В статье 4 и 5 СК РФ говорится о том, как соотносятся семейное законодательство и гражданское законодательство. Законодатель установил, что к названным в ст. 2 СК РФ имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (ст. 3 СК РФ), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

§ 2. Условия заключения брака

Заключение браков между гражданами РФ, проживающими за пределами российской территории, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, регулируется ст. 157 СК РФ. Законом допускается также возможность признания браков, заключаемых гражданами РФ за пределами РФ с соблюдением порядка регистрации брака, существующего в стране их пребывания, при условии соблюдения ими требований ст. 14 СК РФ.

Принимая во внимание то обстоятельство, что в СК РФ допущена возможность применения иностранного права при регулировании семейных отношений, осложненных иностранным элементом, информация о зарубежном законодательстве приобретает практический интерес.

В ряде развитых стран Запада, так же как и у нас, официально признается только брак, зарегистрированный в государственных органах. К их числу принадлежат, например, Франция, Германия, Бельгия и Голландия. В других странах наравне с гражданской формой брака правовые последствия порождает и брак, заключенный в церковной форме. Такой порядок существует в большинстве стран «общего права». Значительным своеобразием обладает порядок регистрации брака в странах с сильным влиянием католицизма. Например, в Италии заключение брака формально допускается как в гражданской, так и в церковной формах (в последнем случае при условии обязательного последующего уведомления государственных органов о состоявшейся церковной церемонии бракосочетания). Однако с учетом той роли, которую играет в этих странах католическая церковь, церковная форма брака по существу является обязательной для лиц католического вероисповедания, которые составляют абсолютное большинство населения.

Только зарегистрированный в органах загса брак порождает правовые последствия. В этом состоит конститутивное значение регистрации брака. Именно со дня государственной регистрации брака у супругов возникает целый комплекс взаимных прав и обязанностей, а ребенок, рожденный после государственной регистрации брака, считается рожденным в браке со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Согласно п. 1 ст. 1 °CК РФ на территории России действительным признается только брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. Именно юридическое оформление брака имеет конститутивное значение. Лишь зарегистрированный в органах загса брак порождает предусмотренные семейным законодательством права и обязанности супругов и подлежит правовой защите со стороны государства. Религиозный обряд брака (венчание), брак, заключенный по местным или национальным обрядам, не имеют правового значения и не влекут возникновения взаимных прав и обязанностей супругов. Этот принцип был впервые закреплен в нашем государстве декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния». Данная мера была направлена на исключение влияния церкви на семью. И в последующие годы развития брачно-семейного законодательства России проводилась линия полного отстранения церкви от регулирования брачно-семейных отношений. Более того, вплоть до принятия Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» лица, совершавшие обряды венчания, крещения в церкви, подвергались осуждению со стороны партийных, комсомольских организаций. Это привело почти к полному вытеснению церковных обрядов из нашей жизни. Однако действительность показала, что это было вызвано не изменением общественного сознания под влиянием научно-атеистической пропаганды, а чаще чувством страха перед моральным осуждением.

Резкое возрастание количества венчаний в церкви в последнее время говорит о признании обществом религиозного обряда, допускает его и закон. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» утратил силу с принятием Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», регулирующего права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В соответствии со ст. 16 указанного Закона богослужения, другие религиозные обряды и церемонии могут беспрепятственно совершаться религиозными организациями, созданными в соответствии с действующим законодательством. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды как в специальных культовых зданиях и сооружениях, так и в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Поскольку в настоящее время церковные венчания являются не единичными фактами, а представляют собой достаточно распространенное явление, думается, следует дать ему определенную правовую оценку. Можно пойти по пути признания правовой силы за церковными браками наряду с зарегистрированными в органах загса и предоставить врачующимся право выбора одной из двух форм социального признания брака. Однако данное положение вызовет трудности при изучении динамики заключения браков: не будет единого учета в государственных органах. Более того, венчание в церкви исключает государственный контроль за соблюдением условий заключения брака, что может повлечь возрастание количества браков, заключенных с нарушением условий их действительности. По данному вопросу видится два варианта предрегистрационного поведения: во-первых, в общем порядке, что предусматривает подачу заявления в загс с последующей регистрацией; во-вторых, венчание в церкви и последующий упрощенный порядок записи акта регистрации брака в загсе. Основаниями для внесения записи о регистрации брака в последнем случае должны быть церковное свидетельство о венчании и совместное заявление обвенчавшихся. Присутствие обеих сторон при этом не обязательно, поскольку свобода волеизъявления на вступление в брак уже была проявлена во время венчания.

Из общего правила о признании действительным брака, заключенного только в органах загса, существует исключение. Правовая сила признается за браком, заключенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния. Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах загса в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Говоря о значении государственной регистрации брака, необходимо отметить, что, во-первых, регистрация брака имеет правообразующее значение, поскольку именно с момента регистрации у супругов возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности; во-вторых, регистрация позволяет выделить супружеские отношения из общей системы общественных отношений, способствуя тем самым их официальному признанию. Это необходимо для осуществления государством правовой защиты не только брачных, но и иных семейных отношений. Наконец, регистрация позволяет контролировать соблюдение законности заключения браков.

Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст устанавливается в 18 лет.

Согласно ст. 1 °CК РФ регистрация брака на территории РФ производится органами записи актов гражданского состояния. Деятельность органов, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также порядок государственной регистрации актов гражданского состояния регламентируются Федеральным законом «Об актах гражданского состояния». Под актами гражданского состояния понимаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. В частности, к актам гражданского состояния, подлежащим государственной регистрации, относятся:

рождение;

заключение брака;

расторжение брака;

усыновление (удочерение);

установление отцовства;

перемена имени;

смерть.

Органы записи актов гражданского состояния образуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния». Государственная регистрация брака может производиться также консульскими учреждениями Российской Федерации, если врачующиеся являются гражданами России и проживают за пределами территории нашей страны. Консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами территории России, производят государственную регистрацию других актов гражданского состояния, вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, выдают повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные подтверждающие факты государственной регистрации актов гражданского состояния документы, выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния. Государственная регистрация актов гражданского состояния играет существенную роль при охране имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также она необходима в интересах государства. Регистрация производится органом загса посредством составления соответствующей записи, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Для составления записи акта гражданского состояния гражданином должны быть представлены документы, требующиеся для регистрации, а также документ, удостоверяющий личность заявителя. Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния подписывается руководителем органа загса и скрепляется печатью органа загса. В случае утраты свидетельства орган загса, в котором хранится первый экземпляр записи актов гражданского состояния, вправе выдать повторное свидетельство. Ответственность за правильность государственной регистрации актов гражданского состояния и качество составления записей актов гражданского состояния возлагается на руководителя соответствующего органа загса. Сведения, ставшие известными работникам органа загса в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными и относятся к категории конфиденциальной информации, следовательно, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

Законом установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации акта гражданского состояния. Во-первых, если государственная регистрация противоречит Федеральному закону «Об актах гражданского состояния». Во-вторых, если представленные документы для государственной регистрации не соответствуют требованиям действующего законодательства. Однако отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованными лицами в судебном порядке или в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ.

Действующее семейное законодательство не придает фактическим брачным отношениям юридического значения независимо от их продолжительности. Следовательно, фактическое сожительство мужчины и женщины не порождает прав и обязанностей, вытекающих из зарегистрированного брака. Ранее действовавшим законодательством (КЗоБС РСФСР 1926 г.) фактические браки признавались действительными так же, как и зарегистрированные, в соответствующем порядке. Впоследствии данное положение было отменено и фактическим супругам предоставлялась возможность до 8 июля 1944 г. зарегистрировать брак с указанием ими срока фактической совместной жизни (Указ Президиума Верховного Совета от 8 июля 1944 г.). Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов», если фактический брак не мог быть зарегистрирован вследствие смерти или пропажи без вести одного из супругов во время Великой Отечественной войны, другому супругу предоставлялось право обращения в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести. Указом не предусматривались сроки для обращения в суд с целью установления нахождения в фактических брачных отношениях, поэтому указанное заявление может быть подано и в настоящее время. Порядок государственной регистрации заключения брака регулируется ст. 11 СК РФ и гл. 3 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак, составленное в письменном виде. Заявление может быть подано в любой орган записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак. Это положение закона значительно упростило ранее существовавший порядок подачи заявления о регистрации брака. Так, согласно Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. № 592, заявление подавалось лично лицами, вступающими в брак, по месту жительства одного из них или их родителей. Данная процедура была затруднительной, поскольку возможны ситуации, когда будущие супруги не могут заполнить заявление о вступлении в брак одновременно и подать его в орган загса (например, если будущие супруги проживают в разных городах). В настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. При этом подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, обязательно должна быть нотариально удостоверена.

Что касается содержания совместного заявления лиц, вступающих в брак, то в нем должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также сведения, подтверждающие отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака, предусмотренных ст. 14 СК РФ. Кроме того, в заявлении должны быть указаны следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;

2) фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;

3) реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак. Совместное заявление подписывается лицами, вступающими в брак, указывается также дата его составления. Вместе с подачей совместного заявления о заключении брака будущие супруги должны представить в орган загса:

документы, удостоверяющие личности вступающих в брак; документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака (в случае, если один из будущих супругов (или оба) состоял ранее в браке);

разрешение органа местного самоуправления на вступление в брак до достижения брачного возраста (в случае если один из будущих супругов (или оба) является несовершеннолетним).

С момента подачи заявления о заключении брака и до момента государственной регистрации брака законом установлен срок ожидания в один месяц (п. 1 ст. 11 СК РФ). Указанный период ожидания установлен, с одной стороны, с целью предоставления дополнительной возможности для будущих супругов проверить серьезность своих намерений, с другой – позволяет любым заинтересованным лицам заявить о наличии препятствий к регистрации брака. При этом бремя доказывания существования препятствий возлагается на лицо, сделавшее соответствующее заявление, а орган загса лишь проверяет достоверность сообщенных сведений.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту подачи заявления о заключении брака может сократить месячный срок или увеличить его, но не более чем на один месяц. Уменьшение срока регистрации брака, согласно ч. 2 п. 1 ст. 11 СК РФ, возможно при наличии уважительных причин. Однако закон не предусматривает конкретных оснований сокращения срока, предоставляя тем самым органам загса возможность отнесения ситуации к уважительной самостоятельно. К подобным причинам могут быть отнесены следующие:

беременность будущей супруги;

рождение будущей супругой ребенка;

болезнь одного из будущих супругов;

отъезд одного из вступающих в брак в длительную командировку;

иные причины.

Семейным кодексом РФ впервые предусмотрена возможность государственной регистрации брака при наличии особых обстоятельств в день подачи будущими супругами заявления о заключении брака. В части 3 п. 1 ст. 11 СК РФ приведен примерный перечень обстоятельств, которые могут быть отнесены органом загса к особым. В частности, ими являются:

беременность невесты;

рождение невестой ребенка;

непосредственная угроза жизни одной из сторон, вступающих в брак;

иные обстоятельства.

Анализ указанных норм С К РФ позволяет сделать вывод о том, что у будущих супругов при беременности невесты или в случае рождения ребенка появляется возможность выбора срока регистрации брака. Так, лица, вступающие в брак, вправе обратиться в орган загса либо с просьбой о сокращении срока регистрации брака, либо с просьбой о регистрации брака в день подачи заявления.

Ранее действовавшее российское семейное законодательство не содержало указаний на круг лиц, которые могли бы ходатайствовать об изменении сроков регистрации брака. Данное упущение устранено с принятием Федерального закона «Об актах гражданского состояния», согласно которому срок регистрации брака может быть изменен по совместному заявлению лиц, вступающих в брак. В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона вопрос об изменении срока регистрации брака решается, по существу, руководителем органа загса в каждом конкретном случае по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 11 СК РФ. Как отмечалось выше, срок регистрации брака может быть не только сокращен, но и увеличен. Часть 2 п. 1 ст. 11 СК РФ предусматривает возможность увеличения срока регистрации брака при наличии уважительных причин, но не более чем на один месяц. Таким образом, общий срок регистрации брака с момента подачи заявления должен составлять не более двух месяцев. К уважительным причинам могут быть отнесены следующие:

болезнь одного из вступающих в брак;

отъезд одного из вступающих в брак в командировку;

смерть, тяжелая болезнь близких родственников жениха или невесты;

иные причины.

Решение об увеличении срока регистрации брака также принимает руководитель органа загса при наличии уважительных причин и заявления лиц, вступающих в брак, с просьбой об увеличении срока регистрации брака.

Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном гл. 3 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». Заключение брака и государственная регистрация заключения брака производятся органами загса по истечении месяца со дня подачи совместного заявления лицами, вступающими в брак. Регистрация брака производится в помещении органа записи актов гражданского состояния. Однако если лица, вступающие в брак (или одно из них), не могут явиться в орган загса вследствие тяжелой болезни или подругой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации. В случае нахождения одного из лиц, вступающих в брак, под стражей или отбывания им наказания в местах лишения свободы регистрация производится в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа загса. Государственная регистрация заключения брака производится в обязательном присутствии лиц, вступающих в брак. По их желанию регистрация может производиться в торжественной обстановке.

На территории Российской Федерации брак не может быть заключен без соблюдения условий заключения брака, предусмотренных ст. 12, 13 и 156 СК РФ, а также если существуют препятствия к заключению брака, предусмотренные ст. 14 СК РФ. При регистрации брака супругам предоставляется право выбора фамилии после заключения брака. Так, каждый из супругов может оставить свою добрачную фамилию либо супругами выбирается общая фамилия. В качестве общей фамилии может быть названа фамилия одного из супругов или фамилия, образованная посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа. При этом общая фамилия супругов может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.

В книге актов гражданского состояния производится соответствующая запись о заключении брака. Запись акта о заключении брака должна содержать следующие сведения:

1) фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства каждого из лиц, заключивших брак;

2) сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака, в случае если лицо (лица), заключившее брак, состояло в браке ранее;

3) реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак;

4) дата составления и номер записи акта о заключении брака;

5) наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация заключения брака;

6) серия и номер выданного свидетельства о браке.

В том случае, если брак впоследствии будет расторгнут или признан недействительным, органом загса, зарегистрировавшим этот брак, вносятся в запись акта о заключении брака сведения о расторжении брака или признании его недействительным. Внесение таких сведений производится на основании решения суда о расторжении брака или признании его недействительным либо на основании записи акта о расторжении брака при расторжении брака в органе загса. Документом, подтверждающим факт регистрации заключения брака, является свидетельство о заключении брака. Свидетельство, выдаваемое органом загса, должно содержать следующие сведения:

1) фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство и национальность (если это указано в записи акта о заключении брака) каждого из лиц, заключивших брак;

2) дата заключения брака;

3) дата составления и номер записи акта о заключении брака;

4) место государственной регистрации заключения брака (наименование органа записи актов гражданского состояния);

5) дата выдачи свидетельства о заключении брака. Руководитель органа загса вправе отказать лицам, вступающим в брак, в регистрации их брака, если он располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Вместе с тем отказ в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак, или одним из них.

Государственной регистрации брака предшествует процедура выявления соблюдения условий вступления в брак, производимая сотрудником органа загса, принявшим совместное заявление лиц, вступающих в брак. Традиционно под условиями вступления в брак в теории семейного права понимаются те обстоятельства, при которых брак может быть зарегистрирован и будет иметь правовую силу. Соблюдение условий заключения брака подтверждает его действительность. Если же хотя бы одно из условий нарушается, брак может быть признан недействительным.

В соответствии со ст. 12 СК РФ выделяются следующие условия заключения брака:

1) наличие добровольного согласия лиц, вступающих в брак;

2) возможность заключения брака только между мужчиной и женщиной;

3) достижение лицами, вступающими в брак, брачного возраста;

4) отсутствие препятствий к заключению брака, предусмотренных семейным законодательством.

Первое условие – добровольное согласие будущих супругов – предполагает свободно и независимо выраженное встречное волеизъявление лиц, вступающих в брак, подтверждающее их намерение заключить брак и создать семью. Добровольность заключения брака выявляется как в момент личного подписания будущими супругами совместного заявления о заключении брака, так и непосредственно в момент регистрации брака. Именно с целью выяснения выражения свободного волеизъявления требуется личное присутствие лиц, вступающих в брак, в момент регистрации брака. Согласие будущих супругов на заключение брака при его регистрации изъявляется устно и подтверждается их личными подписями в книге записи актов гражданского состояния. Заключение брака под принуждением, совершенным в любой форме (насилия, угрозы, психического давления, обмана и т. п.), влечет его недействительность. На территории России признается и охраняется государством только союз мужчины и женщины. В некоторых странах национальным законодательством разрешается регистрация сожительства однополых пар. Думается, что таким образом иностранные государства пытаются регулировать отношения сексуальных меньшинств в законодательном порядке. Нельзя отрицать существование и в нашей стране данного социального явления, однако в России пока отсутствует подобный опыт правового регулирования. Третьим обязательным условием заключения брака является достижение будущими супругами брачного возраста. Брачный возраст можно определить как возраст, с достижением которого у гражданина в соответствии с действующим законодательством появляется возможность вступать в брак и создавать собственную семью. Установление на законодательном уровне брачного возраста необходимо для соблюдения как интересов лиц, вступающих в брак, так и государства. Пребывание в браке предполагает не только взаимную любовь и уважение супругов, но и заботу друг о друге, рождение потомства без ущерба для здоровья женщины и ребенка, содержание своей семьи, воспитание детей и многие другие обязанности, поэтому будущие супруги должны осознать важность и серьезность своих поступков. Для этого необходима определенная степень физической и психической зрелости лица, вступающего в брак. Семейным кодексом РФ установлен одинаковый для мужчин и женщин нижний возрастной предел для вступления в брак, который согласно п. 1 ст. 13 СК РФ, составляет 18 лет. Семейным законодательством России не установлен какой-либо предельный возраст вступления в брак, а также не существует требования относительно разницы в возрасте между женихом и невестой.

Семейным законодательством предусмотрена возможность снижения брачного возраста (п. 2 ст. 13 СК РФ). При наличии уважительных причин вопрос о снижении брачного возраста несовершеннолетним, достигшим 16 лет, в каждом конкретном случае решается органами местного самоуправления. Для этого в органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, направляется заявление с просьбой о снижении брачного возраста. Законом не предусмотрен перечень причин, в связи с которыми брачный возраст может быть снижен. Практика показывает, что в качестве уважительных причин могут быть признаны следующие:

беременность невесты;

рождение невестою ребенка;

фактические брачные отношения несовершеннолетних;

призыв на военную службу;

иные причины.

При рассмотрении вопроса о снижении брачного возраста органами местного самоуправления может учитываться позиция родителей несовершеннолетнего лица, желающего вступить в брак. Однако их согласие или возражение не имеют принципиального значения. Решение органа местного самоуправления возможно в виде разрешения на заключение брака или отказа в выдаче разрешения. При этом отказ органа местного самоуправления может быть обжалован в судебном порядке в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Снижение брачного возраста возможно и ниже 16 лет. Согласно п. «ж» и «к» ст. 72 Конституции РФ вопросы семейного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии с этим положением Конституции и ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ субъектам РФ предоставлено право принимать законы, действующие на территории конкретного субъекта и устанавливающие порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста 16 лет. Однако это не означает всеобщей возможности вступления в брак до достижения 16 лет, все-таки такое возможно, согласно СК РФ, в порядке исключения и при наличии особых обстоятельств. Думается, что к таким обстоятельствам могут быть отнесены, например, беременность невесты, рождение ребенка и т. п. В случае вступления в брак лица, не достигшего брачного возраста, с разрешения органа местного самоуправления данное лицо приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме. Моментом возникновения дееспособности будет признаваться момент государственной регистрации заключения брака. Таким образом, со времени вступления в брак у такого гражданина возникает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их, т. е. самостоятельно участвовать в гражданском обороте.

Помимо соблюдения условий вступления в брак для государственной регистрации необходимо отсутствие препятствий к заключению брака, предусмотренных законом. Закрепленного в законе понятия «препятствия к заключению брака» так же, как и понятия «условия заключения брака», не существует. В теории семейного права под препятствиями к заключению брака понимаются те обстоятельства, при наличии которых заключение брака невозможно. В соответствии со ст. 14 СК РФ к обстоятельствам, препятствующим заключению брака, относятся следующие:

1) наличие другого зарегистрированного брака;

2) наличие близкого родства будущих супругов;

3) недееспособность одного из вступающих в брак;

4) наличие отношений, связывающих усыновителя и усыновленного.

Первым среди препятствий, перечисленных в законе, является наличие другого зарегистрированного брака. Это означает безусловный запрет лица, уже состоящего в зарегистрированном браке, к заключению нового брачного союза. Если лицо состояло ранее в зарегистрированном браке, то лишь при наличии документа, подтверждающего факт прекращения брака или признания его недействительным, оно вправе заключать новый брак. Данное положение не распространяется на фактические брачные отношения, поскольку семейное законодательство не придает им юридического значения. Следовательно, лицо, состоящее в фактических брачных отношениях, может беспрепятственно вступать в брак. Таким образом, в Российской Федерации запрет на заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке, вытекает из принципа единобрачия (моногамии), согласно которому мужчина и женщина могут состоять одновременно только в одном зарегистрированном браке.

Российское семейное законодательство запрещает заключение брака между близкими родственниками. Запрет на заключение браков между близкими родственниками продиктован прежде всего биологическими соображениями. Потомство, рожденное от таких браков, обладает повышенной предрасположенностью к наследственным заболеваниям, а также к порокам развития. Вместе с тем данный запрет объясняется и моральными соображениями. Во всех цивилизованных странах обществом осуждается кровосмешение. Запрет на заключение брака между близкими родственниками свойственен законодательству многих иностранных государств. Однако круг лиц, относимых к близким родственникам, варьируется, что, безусловно, связано с национальными традициями. Российское семейное законодательство впервые очерчивает круг лиц, относящихся к близким родственникам (ст. 14 СК РФ). К таковым относятся:

1) родственники по прямой восходящей и нисходящей линии – родители и дети, дедушки, бабушки и внуки;

2) полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Указанный перечень исчерпывающий, следовательно, другие родственные отношения между будущими супругами не являются препятствием к заключению брака. Так, возможны браки между сводными братьями и сестрами, между двоюродными братьями и сестрами и т. п. Препятствием к заключению брака также может служить недееспособность хотя бы одного из лиц, вступающих в брак. Согласно п. 1 ст. 29 ГК РФ недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Поэтому такой гражданин не способен проявить сознательную волю при вступлении в брак. Кроме того, многие душевные заболевания передаются по наследству, следовательно, данный запрет продиктован также и заботой о здоровом потомстве.

Недееспособным гражданин признается только в предусмотренном законом порядке по правилам гражданского судопроизводства (ст. 258–263 ГПК РСФСР). Недееспособность будущего супруга может служить препятствием к заключению брака лишь в том случае, если она была установлена до регистрации брака. Если на момент регистрации брака не существует решения суда о признании гражданина недееспособным, то у сотрудников органа загса отсутствуют основания для отказа в государственной регистрации заключения брака. Но при явных сомнениях относительно психического состояния лица, вступающего в брак, органы загса вправе увеличить срок ожидания регистрации брака и принять меры к установлению дееспособности лица. Например, рекомендовать заинтересованным лицам предъявить в суд иск о признании лица, желающего вступить в брак, недееспособным. Вместе с тем брак, заключенный с лицом, страдающим душевным заболеванием и после регистрации брака признанным недееспособным, может быть в дальнейшем расторгнут либо признан недействительным вследствие порока воли.

Брак между усыновителем и усыновленным по российскому семейному законодательству невозможен. Этот запрет вытекает скорее всего из требований общественной морали. Поскольку отношения, возникающие между усыновленными детьми и их усыновителями, приравниваются к отношениям, существующим между родителями и детьми по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ), а как отмечалось ранее, брак между близкими родственниками, в том числе между родителями и детьми, запрещен, то и брак между усыновленными детьми и усыновителями также невозможен.

Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, является новым положением семейного права России. Согласно ст. 15 СК РФ целью проведения такого обследования является освидетельствование состояния здоровья лиц, вступающих в брак, выявление заболеваний будущих супругов, а также медико-генетические консультации будущей семьи. Обследование проводится бесплатно учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту жительства будущих супругов в порядке реализации программы обязательного медицинского страхования, предусмотренной Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в редакции от 2 апреля 1993 г. Данное обследование является делом сугубо добровольным и должно осуществляться только с согласия лица, вступающего в брак. Результаты обследования каждого из будущих супругов составляют медицинскую тайну и поэтому могут быть сообщены другому лицу, вступающему в брак, только с согласия прошедшего обследование. Рассматриваемый институт пока не получил широкого распространения в России, хотя зависимость появления здорового потомства от здоровья будущих супругов очевидна. Безусловно, одной из причин недостаточности распространения медицинского обследования будущих супругов является отсутствие специализированных медицинских учреждений, способных обеспечить быстрое обследование граждан.

Семейный кодекс РФ не содержит определения брака, оно дается в теории семейного права. Перечень требований, которые должны быть соблюдены при заключении брака, позволяет определить брак как моногамный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Требование государственной регистрации брака означает, что по российскому законодательству ни церемония бракосочетания в церкви, ни брак, заключенный по местным или национальным обрядам, не являются браком с юридической точки зрения и не порождают никаких правовых последствий. Установление обязательной государственной регистрации означает также, что и фактические брачные отношения, сколь бы продолжительными они ни были, не являются браком в юридическом смысле и не порождают правовых последствий. Возникающие между фактическими супругами имущественные отношения регулируются нормами об общей собственности, установленными ГК РФ.

Государственными органами, регистрирующими браки на территории России, являются отделы записи актов гражданского состояния органов исполнительной власти субъектов РФ.

Документом, подтверждающим факт регистрации брака, является свидетельство о браке, выдаваемое отделом загса. Оно имеет доказательственное значение и подтверждает наличие у лица определенных субъективных прав, например на получение алиментов, пенсии, жилищных и наследственных прав.

§ 3. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак

Наряду с условиями заключения брака СК РФ устанавливает препятствия к заключению брака – обстоятельства, при наличии которых государственная регистрация заключения брака невозможна и неправомерна. Брак же, заключенный при наличии препятствий, может быть признан судом недействительным. Препятствия к заключению брака перечислены в ст. 14 СК РФ. Их перечень является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию и включает в себя следующие обстоятельства:

1) не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке. Под другим зарегистрированным браком понимается не прекратившийся в установленном законом порядке прежний зарегистрированный брак. Вместе с тем фактические (незарегистрированные) супружеские отношения не являются препятствием к заключению брака. Данный запрет вытекает из принципа единобрачия (моногамии), согласно которому мужчина и женщина имеют право одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке. Необходимо отметить, что принцип моногамии закреплен в законодательстве большинства зарубежных стран. Исключение составляют страны, где сильно влияние ислама и соответственно обычаев, традиций, допускающих многоженство. В целях предотвращения случаев многоженства законом ст. 26 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» предусматривается обязательное указание в подаваемом в орган загса совместном заявлении лиц, желающих вступить в брак, состояло ли каждое из них ранее в другом браке. Лица, состоявшие ранее в зарегистрированном браке, должны предъявить органу загса документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Это может быть свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо вступившее в законную силу решение суда о признании брака недействительным;

2) не допускается заключение брака между близкими родственниками: родственниками по прямой линии (восходящей и нисходящей), а также между полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами. К родственникам по прямой линии относятся лица, происходящие одно от другого (например, отец и дочь, бабушка и внук и т. п.). Прямая линия родства может быть восходящей и нисходящей. При восходящей линии родственная линия ведется от потомков к предкам, при нисходящей – от предков к потомкам. Полнородными являются братья и сестры, имеющие общих как отца, так и мать, а неполнородными – или общего отца (единокровные), или общую мать (единоутробные). Запрещение браков между близкими родственниками продиктовано медико-биологическими и морально-этическими соображениями, связанными как с заботой о здоровом потомстве супругов (поскольку в связи с накоплением патологических генов считается, что риск рождения детей с тяжелыми заболеваниями в результате подобных браков весьма велик), так и с естественным отвращением цивилизованного современного общества к кровосмешению.

Недопустимость браков между близкими по крови лицами относится к числу общепризнанных требований в современном обществе, хотя определение круга близких родственников в разных государствах неодинаково.

Родство более отдаленных степеней (дядя и племянница, двоюродные брат и сестра и т. п.) хотя теоретически может представлять опасность для здоровья детей супругов, но в меньшей степени, а поэтому, согласно СК РФ, не является препятствием к заключению брака. Не входят в число препятствий и отношения свойства, так как они не основаны на кровной близости, происхождении. В свойстве состоят каждый супруг с родственниками другого супруга, а также родственники супругов между собой;

3) не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Согласно ст. 29 ГК РФ недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими.

Вследствие того что недееспособные лица не могут понимать значения своих действий или руководить ими, они не способны выразить свою осознанную волю на вступление в брак. Указанный запрет также вызван заботой со стороны государства и общества о создании нормальной семьи и здоровом потомстве супругов, так как некоторые заболевания психического характера могут передаваться по наследству.

Препятствием к заключению брака является недееспособность лица, вступающего в брак, установленная решением суда до государственной регистрации заключения брака. Если же супруг признан недееспособным после заключения брака, то данное обстоятельство может рассматриваться в качестве основания для развода по инициативе другого супруга (ст. 19 СК РФ), но не для признания брака недействительным.

Ограничение дееспособности гражданина вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК) не является препятствием к заключению брака;

4) не допускается заключение брака между усыновителями и усыновленными, поскольку их отношения приравниваются к отношениям родителей и детей по происхождению (ст. 137 СК РФ). В основу данного запрета положены нравственные и этические факторы.

Рассмотренный перечень препятствий к заключению брака является исчерпывающим. Отказ органа загса в государственной регистрации заключения брака по иным основаниям будет неправомерным. Условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие заключению брака, должны устанавливаться органом загса на момент государственной регистрации заключения брака. Об отсутствии препятствий к заключению брака должно быть обязательно указано в совместном заявлении лиц, вступающих в брак. Кроме того, эти лица – как мужчина, так и женщина – предупреждаются органом загса об ответственности за сокрытие препятствий к вступлению в брак. Состоявшаяся государственная регистрация заключения брака при наличии предусмотренных ст. 14 СК РФ препятствий к этому дает основание лицам, указанным в законе, требовать признания такого брака недействительным в судебном порядке в соответствии со ст. 27, 28 СК РФ.

Для лиц, вступающих в брак, весьма важно знать о состоянии здоровья друг друга. Неосведомленность по данному вопросу может привести к негативным последствиям (заражение друг друга тяжелым инфекционным заболеванием, рождение больного ребенка и т. п.). В связи с этим ст. 15 СК РФ предусматривает возможность бесплатного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, а также их консультирования по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи. Подобные консультации могут даваться всем заинтересованным гражданам по самым различным интересующим их вопросам медико-психологического, медико-генетического и иного характера, перечень которых законом не ограничен. Так, в соответствии со ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I[12] каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Бесплатное медицинское обследование лиц, вступающих в брак, как и консультации по медико-генетическим и иным вопросам, проводится только при условии их согласия, т. е. на началах добровольности, учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения. Однако следует иметь в виду, что в ст. 15 СК РФ установлены определенные ограничения, заключающиеся в том, что результаты такого обследования составляют медицинскую (врачебную) тайну и могут быть сообщены другому лицу, вступающему в брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Эти результаты включают в себя сведения о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и любые иные сведения, полученные при обследовании.

§ 4. Принципы и порядок регистрации брака

Законодательством предусмотрено заключение брака только в государственных органах загса. Лишь такой брак признается действительным. В настоящее время много людей проживают вместе без заключения брака, что позже приносит определенные неудобства. Регистрация брака установлена не только в государственных и общественных интересах, но также с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Лишь с момента регистрации брака в органе загса у граждан возникают права и обязанности мужа и жены. Так, если граждане совместно проживали без регистрации брака, а потом решили разойтись, то возникают споры о разделе имущества, которые в данном случае трудноразрешимы, так как не имеют правовой основы – регистрации брака. Поэтому если мужчина и женщина фактически состоят в супружеских отношениях (проживают совместно, ведут общее хозяйство и даже имеют совместных детей), для признания таких отношений как брачно-правовых в обязательном порядке требуется регистрация брака в органах загса. В противном случае эти отношения не рассматриваются законодательством как отношения мужа и жены, в связи с чем не влекут за собой прав и обязанностей, установленных для супругов.

Основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак.

Государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

Лица, вступающие в брак, подают в письменной форме совместное заявление о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния.

В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. В совместном заявлении о заключении брака также должны быть указаны следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;

2) фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;

3) реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.

Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления. Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить:

документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;

документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее;

разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним.

В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния, должна быть нотариально удостоверена.

Заключение брака и государственная регистрация заключения брака производятся по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния. По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, этот срок может быть изменен руководителем органа загса по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 11 СК РФ.

Государственная регистрация заключения брака производится в присутствии лиц, вступающих в брак. По желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке. В случае, если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган записи актов гражданского состояния вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится в помещении, определенном начальником соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа записи актов гражданского состояния.

Государственная регистрация заключения брака не может быть произведена при наличии препятствующих заключению брака обстоятельств, установленных ст. 14 СК РФ.

Руководитель органа записи актов гражданского состояния может отказать в государственной регистрации заключения брака, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака. При государственной регистрации заключения брака супругам в записи акта о заключении брака по выбору супругов записывается общая фамилия супругов или добрачная фамилия каждого из супругов. В качестве общей фамилии супругов может быть записана фамилия одного из супругов или, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, фамилия, образованная посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа. Общая фамилия супругов может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.

В запись акта о заключении брака вносятся следующие сведения:

1) фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства каждого из лиц, заключивших брак;

2) сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица), заключившее брак, состояло в браке ранее;

3) реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак;

4) дата составления и номер записи акта о заключении брака;

5) наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация заключения брака;

6) серия и номер выданного свидетельства о браке.

В случае, если брак расторгнут или признан недействительным, в запись акта о заключении брака вносятся сведения о расторжении брака или о признании его недействительным. Внесение таких сведений производится на основании решения суда о расторжении брака или записи акта о расторжении брака при расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния либо на основании решения суда о признании брака недействительным.

Свидетельство о заключении брака содержит следующие сведения:

1) фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство и национальность (если это указано в записи акта о заключении брака) каждого из лиц, заключивших брак;

2) дата заключения брака;

3) дата составления и номер записи акта о заключении брака;

4) место государственной регистрации заключения брака (наименование органа записи актов гражданского состояния);

5) дата выдачи свидетельства о заключении брака.

§ 5. Порядок и последствия признания брака недействительным. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака

Семейные правоотношения между супругами при их жизни могут помимо развода прекратиться вследствие признания брака недействительным. В законе не дается понятия недействительности брака, а лишь указываются условия, нарушение которых влечет недействительность брака. В юридической литературе при определении недействительности брака большинство авторов указывают, что недействительность является правовым последствием нарушения условий заключения брака. Что касается правовой природы этого института, его сущности, то здесь взгляды не столь единодушны. По мнению одних ученых, признание брака недействительным представляет собой вид семейно-правовой ответственности. Другие полагают, что это санкция, являющаяся мерой защиты. Так, Е.А. Поссе и Т.А. Фадцеева считают, что конкретное проявление санкций как меры ответственности либо как неблагоприятных последствий зависит от основания признания брака недействительным. Они полагают, что в основном признание брака недействительным является санкцией, не влекущей ответственности лиц, состоящих в недействительном браке, т. е. представляют собой неблагоприятные последствия. Позиция Е.М. Ворожейкина по данному вопросу сводится к тому, что недействительность брака не может безоговорочно рассматриваться как семейно-правовая санкция. Этот вывод подтверждается несколькими аргументами. Прежде всего недействительность брака во многих случаях не содержит того главного признака, который характеризует правовую санкцию, – наличие неблагоприятных последствий. Признание брака недействительным означает возврат сторон в прежнее правовое положение. Точнее, согласно закону у лиц, состоящих в браке, признанном недействительным, никаких прав и обязанностей супругов не возникает (за отдельными исключениями). Но ведь в ряде случаев лица, заключающие недействительный брак, к тому и стремятся, чтобы между ними не возникло супружеских правоотношений. Это свойственно такой разновидности брака, как фиктивный. Значит, признание брака недействительным в ряде случаев соответствует интересам лиц, состоящих в таких браках, а иногда они сами добиваются признания их брака недействительным. Различие указанных концепций объясняется неадекватными взглядами на соотношение ответственности и санкции.

Существует три точки зрения по этому вопросу. Одни предполагают, что санкция является разновидностью ответственности. Другие относят ответственность к разновидностям санкций. Третьи считают санкцию и ответственность равнозначными понятиями. Полагаем, что признание брака недействительным в основном представляет собой семейно-правовую санкцию, относящуюся к мерам защиты, поскольку, в отличие от ответственности, она не содержит дополнительных обременений личного и имущественного характера (п. 1–2 ст. 3 °CК РФ). Если же при заключении брака один из супругов действовал недобросовестно, то это влечет применение к нему семейно-правовой ответственности в виде возложения обязанности по содержанию добросовестного супруга и применении в интересах последнего к имуществу, нажитому до признания брака недействительным, правового режима совместного имущества супругов (п. 4 ст. 3 °CК РФ). Некоторые авторы усматривают неблагоприятные последствия в лишении тех прав, благ и преимуществ, которые стороны стремились получить, заключая фиктивный брак, – права на жилплощадь, на прописку. Однако данные правовые последствия не предусмотрены в законе. Более того, при признании брака недействительным на основании фиктивности его цели суд устанавливает отсутствие намерения на создание семьи, а не мотивы заключения подобных браков и не выносит решения о прекращении прав не семейно-правового характера, возникающих в результате фиктивного брака. Таким образом, недействительность брака – это форма отказа государства от признания заключенного брака в качестве юридически значимого акта, выраженная в решении суда, вынесенном в порядке гражданского судопроизводства в связи с нарушением установленных законом условий заключения брака, что является по своей сути мерой защиты.

Содержащийся в п. 1 ст. 27 СК РФ перечень оснований для признания брака недействительным является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. К основаниям для признания брака недействительным относятся следующие:

1) нарушение условий заключения брака, предусмотренных ст. 12–13 СК РФ;

2) наличие при заключении брака обстоятельств, препятствующих его заключению (ст. 14 СК РФ);

3) сокрытие одним из вступающих в брак от другого наличия у него венерического заболевания или ВИЧ-инфекции (п. 3 ст. 15 СК РФ);

4) заключение фиктивного брака.

Среди установленных законом нарушений условий заключения брака можно выделить следующие. Во-первых, это отсутствие взаимного добровольного согласия на заключение брака. Согласно ст. 12 СК РФ обязательным условием заключения брака является свободно и независимо выраженное взаимное волеизъявление лиц, вступающих в брак, подтверждающее их намерение создать семью и заключить брак. Несоблюдение этого условия влечет его недействительность. В такой ситуации для признания брака недействительным необходимо наличие порока воли при его заключении.

Под пороком воли при заключении брака в семейном праве понимается отсутствие добровольного согласия на вступление в брак, заключение его под принуждением, под влиянием обмана, заблуждения, вследствие невозможности в силу своего состояния в момент заключения брака отдавать отчет своим действиям и руководить ими. Заключение брака под принуждением имеет место, когда согласие на вступление в брак гражданином было выражено под воздействием физического или психического насилия или под угрозой его применения. Принуждение к вступлению в брак может исходить как от одного из будущих супругов, так и от третьих лиц, действующих в его интересах либо в своих собственных.

Обман – это намеренное введение в заблуждение лица, вступающего в брак. Примером обмана может служить не только сообщение будущему супругу заведомо ложных сведений, но и сознательное умолчание некоторых фактов, имеющих существенное значение при заключении брака. Заблуждением является ошибочное представление лица, вступающего в брак, относительно определенных обстоятельств заключения брака. Заблуждение может сформироваться под влиянием различных причин, возможно, даже не зависящих от будущих супругов или действий третьих лиц. Ошибочное представление заблуждающегося лица может возникать как относительно личности другого супруга, так и относительно юридической значимости вступления в брак.

При определении степени влияния принуждения, обмана или заблуждения на принятие решения будущим супругом о заключении брака должен применяться только субъективный критерий, поскольку неизвестно наверняка, как те или иные обстоятельства могут повлиять на конкретного человека в определенной ситуации. Заключение брака с лицом, которое в момент регистрации брака в силу своего состояния не могло отдавать отчет своим действиям и руководить ими, также должно быть признано недействительным, так как по существу такой гражданин не мог выразить своего добровольного согласия на вступление в брак. Причинами данного состояния могут служить психическое расстройство, нервное потрясение, алкогольное или наркотическое опьянение, физическая травма, тяжелое заболевание. В случае признания брака недействительным по этому основанию, помимо свидетельских показаний, судом рассматриваются документы, подтверждающие состояние гражданина, а также может быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза. Во-вторых, возможным нарушением установленных законом условий заключения брака может явиться заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста и не получившим разрешения органов местного самоуправления на заключение брака до достижения брачного возраста.

Вторая группа оснований признания брака недействительным – наличие препятствий к заключению брака. Не допускается заключение брака, если лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке, так как нарушается прямой запрет ст. 14 СК РФ, а также основополагающий принцип семейного права – единобрачие. В случае заключения такого брака недействительным признается последний брак, поскольку на момент его заключения лицо уже состояло в другом зарегистрированном браке. Брак, заключенный между близкими родственниками, также признается недействительным. Наличие близкого родства и отношений усыновления является бесспорным препятствием к заключению брака (ст. 14 СК РФ) и, соответственно, основанием для признания брака недействительным в судебном порядке. Признание брака между усыновителем и усыновленным недействительным продиктовано нормами морали, поскольку данные лица приравниваются в правах и обязанностях к родственникам по происхождению, а браки между близкими родственниками запрещены.

Конец ознакомительного фрагмента.