Цвет и ритм
Пульсирующие световые реакции
К исследованиям хронобиологов подключились и химики. Тщательный анализ накопленного материала позволил биохимику Орландо Кьересу, проводившему свои эксперименты в Исследовательском центре в небольшом французском городке Жифе, высказать предположение, что материальной основой суточных ритмов в живой ткани является баланс между химическими реакциями, активируемыми светом или темнотой. Условно он назвал их световыми, или темновыми, реакциями.
Несколько десятилетий назад биофизик Борис Павлович Белоусов открыл особый вид пульсирующих окислительно-восстановительных реакций. Жидкость в пробирке прямо на глазах меняла свой цвет: она становилась красной, синей, затем снова красной и т. д. Окраска изменялась строго периодично.
О своем открытии Белоусов рассказал на одном из симпозиумов. Сообщение было выслушано с большим интересом, однако никто, в том числе сам автор, не придал особого значения тому факту, что исходными компонентами пульсирующих реакций являются органические вещества, весьма сходные по своему составу с веществами живой клетки. Позднее на это обратил внимание и разработал подробную рецептуру таких растворов другой отечественный ученый А. М. Жаботинский. И сегодня реакции такого класса вполне справедливо называют реакциями Белоусова – Жаботинского. Если осветить пробирку, в которой происходит подобная реакция, монохроматическим светом определенной длины волны, то яркость свечения пробирки будет меняться по закону синусоиды. А ведь синусоиду можно начертить с помощью маятника самых обычных механических часов.
Инженер-химик Е. Н. Москалянова при изучении химических реакций в растворах, которые содержат одну из необходимых человеческому организму аминокислот – триптофан, открыла еще одну разновидность пульсирующих реакций. Жидкость становилась то желтой, то красной или синей, фиолетовой… И самое удивительное – каждому цвету «радуги» соответствовало определенное время. Это еще одна разгадка многих тайн, окружающих работу биологических часов. Можно ли ждать подобной периодической реакции в живом организме? Во всяком случае, с большой степенью вероятности.
Таким образом, получается, что реакция Белоусова – Жаботинского представляет собой своеобразные «химические часы». В 1980 г. группа ученых во главе с Б. П. Белоусовым и А. М. Жаботинским была удостоена Ленинской премии. Дальнейшие исследования в США, Индии, Японии показали, что биохимические реакции вполне могут быть материальным фундаментом биологических часов.
Цветовое зрение человека
Мы решили несколько подробнее остановиться на «анатомии» цвета, так как эта область, во-первых, остается все еще мало изученной, а во-вторых, сетчатка глаза является одной из важнейших хронофизиологических систем. Недаром во всем мире «лечение» поврежденных биологических ритмов, равно как и профилактику десинхроноза, все чаще начинают со свето– и цветотерапии.
Глаз, вернее, его оптическая часть имеет практически неограниченную воспринимающую способность. Через миллион волокон, каждое из которых способно передавать 20 сообщений в минуту, поток информации поступает в мозг человека. Из всего обилия информации в сознании отфильтровывается наиболее важная часть.
Изображение внешней среды фокусируется на сетчатке – своеобразном экране, состоящем из чувствительных нервных элементов, расположенных на задней стенке глазного яблока.
Исследователи полагают, что в сетчатке глаза существуют три типа специальных приемников излучения. Одни обладают наибольшей чувствительностью в синей зоне спектра, другие – в зеленой, третьи – в красной.
Излучения обычно одновременно воздействуют на все три цветоощущающих приемника глаза. Затем в виде определенных импульсов, подвергшихся сложной трансформации, поступают в мозг и вызывают конкретные цветовые ощущения.
Человеческий глаз способен различать до 300 различных оттенков ахроматического цвета, т. е. белого, серого и черного, и десятки тысяч хроматических цветов (так называют все другие цвета) в различных сочетаниях. Специальными исследованиями установлено, что максимальное цветоразличение приходится на дневное время – 13–15 часов, а минимальное – на 2–3 часа ночи.
Сложившееся в результате многовековой эволюции человека цветовое зрение было создано как своеобразный механизм взаимосвязи человека с природой. Оно вовремя предупреждало его об опасности, заставляло радоваться или страдать.
Воздействие цвета на эмоциональное состояние человека
Жизнью наших далеких предков управляла смена дня и ночи, света и темноты. Дневное освещение давало мощный импульс к действию, ночь же приносила покой и общее замедление обмена веществ.
С состояниями покоя и активности у человека исторически ассоциируются два цвета: темно-синий (ночное небо) и ярко-желтый (дневной свет).
По утверждению цветопсихологов (сегодня существует и такая профессия), темно-синий – цвет покоя и пассивности, ярко-желтый – надежды и активности. Поэтому ночь как бы уменьшает активность и приносит покой, а день позволяет человеку быть активным и бодрым.
«Всё в жизни стремится к цвету» – так сказал когда-то великий Иоганн Вольфганг Гете. Действительно, наша жизнь немыслима без богатства и очарования цветовых форм. Цвет способен радовать и огорчать, он может влиять на наше самочувствие и трудоспособность. Силу воздействия цвета на человека, его здоровье и сознание давно заметили представители разных наук. Многие философы и физики, физиологи и врачи, вновь обращаясь к проблеме цвета, пытались ее решить – каждый по-своему, чаще интуитивно. У колыбели цветоведения стояли величайшие умы человечества – Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, ближе к нашему времени – И. П. Павлов, С. И. Вавилов и многие другие.
В 1876 г. итальянский врач-психиатр Понза выдвинул гипотезу о том, что цвет может существенно менять состояние больных. Он наблюдал, как в психиатрической клинике больные быстрее выходили из состояния депрессии, если их помещали в красную комнату, а беспокойные больные успокаивались в синей комнате.
Уже в Средние века использовали своеобразное предостерегающее значение желтого цвета (его не спутаешь с другим цветом, и он хорошо заметен издали). Для того чтобы изолировать прокаженных от общения со здоровыми людьми, их одевали в ярко-желтую одежду. В желтый цвет окрашивали карантинные отделения больниц. Люди старались использовать на практике возможности цвета, эмпирически постигая его роль в повседневной жизни. «Много утех и прохлад в жизни нашей от цвета зависит», – писал в 1756 г. наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов, внесший большой вклад в науку о цвете.
Яркое, живое описание основных цветов сделал Гете. Очерки гениального мыслителя, посвященные анализу основных цветовых оттенков, представляют несомненный интерес и в настоящее время. Многие мысли ученого получили экспериментальное подтверждение, а его научные предвидения еще долго будут привлекать самое пристальное внимание специалистов.
Существует распространенное мнение, будто бы выразительность цвета основана на ассоциациях. До сих пор даже в специальной литературе господствует утверждение, что красный цвет возбуждает потому, что он напоминает нам о явлениях, связанных с огнем и кровью. Зеленый цвет воскрешает мысль об освежающем воздействии природы. Недаром в очаровательной сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» только что появившиеся на свет утята первым делом стали разглядывать развесистые листья лопуха, и «…мать не мешала им», зная, что зеленый цвет полезен для глаз. Синий же цвет, возможно, вызывает у нас представление о прикосновении к холодной воде, дыхании темной ночи. Этот перечень можно легко расширить.
Исследователи установили, что зрение обладает удивительными качествами. Оно дает 90 % всей информации о внешнем мире. Специалисты утверждают: за один день человек видит так много, что если все увиденное перевести на пленку, то ее понадобится около 19 километров.
Однако, как справедливо утверждает известный американский психолог Рудольф Арнхейм, ассоциативная теория в изучении цвета дает столь же мало, сколь и в других областях знаний. Воздействие цвета оказывается довольно сильным и самопроизвольным только в том случае, если он является результатом интеллектуального истолкования. Сегодня, к сожалению, еще нет ни одной исчерпывающей теории о физиологическом процессе восприятия цвета, которая могла бы объяснить все многообразие вопросов, связанных с влиянием цвета на человеческий организм. Но усилиями различных специалистов наука о цвете продвинулась далеко вперед.
Современный человек постепенно окружил себя искусственной средой, весьма далекой от природы. Люди оказались отрезанными от естественных красок природы. Особенно остро это чувствуют жители больших городов. Цвет стал проникать всюду – в жилища, производственные помещения, кинотеатры, телеэкраны и т. п. За первой волной увлечения цветом раздались голоса ученых, призывающие к осторожности в цветовом оформлении искусственной среды обитания.
Однако представляет ли опасность цветовой дефицит или его излишек?
В комнате, оклеенной обоями с большими красными цветами, вплотную к стене стояла детская кроватка. Когда малыша клали лицом к стене, он начинал громко плакать и плакал до тех пор, пока перед ним не помещали белый экран (из наблюдений известного французского художника-декоратора).
Также известен опыт, проведенный в Чикаго. Во время одного из официальных обедов, когда завязался непринужденный разговор, над столом неожиданно изменилось освещение. С помощью специальных фильтров в потоке света остались только красный и зеленый цвета. На столе все стало неузнаваемым: сельдерей – ярко-розовым, бифштекс – сероватым, молоко – кроваво-красным, рыба – багровой, салат – грязно-зеленым. Разговоры и смех прекратились, аппетит исчез, некоторые гости, почувствовав приступы дурноты, вынуждены были уйти – обед был прерван.
Необходимо помнить, что яркий свет, как правило, возбуждает аппетит, пища кажется вкуснее, поэтому тем, кто хочет похудеть, возможно, лучше ужинать при тусклом свете.
Предприимчивый владелец одного ресторана выкрасил обеденный зал в желтый и красный цвет. После этого торговый оборот заведения значительно увеличился – посетители ресторана непроизвольно стремились быстрее закончить еду и покинуть непривычную обстановку.
Расширение возможностей в использовании цвета вместе с ростом конкуренции между производителями товаров привело к развитию науки о психологии цвета.
Например, производитель сахара теперь знает, что нельзя пытаться продавать этот продукт в зеленой упаковке, а владелец косметической фирмы никогда не расфасует свой товар в коричневые баночки.
Цвета природы оказывают на человека огромное влияние и, хотим мы этого или не хотим, формируют наши психологические и физиологические предпочтения. Когда мы приобретаем тот или иной товар, мы свободны в своем выборе и руководствуемся личными симпатиями и антипатиями, своим вкусом и привычками. Производитель товара должен это учитывать. Например, физиологически голубой цвет воспринимается человеком как сладость, а зеленый – как горечь.
Мы стараемся выбирать для себя привычное цветовое окружение. Оно имеет свою историю и подчинено вполне конкретным закономерностям. Например, жители сельских районов предпочитают яркие красные, оранжевые и синие цвета – те цвета, которых в природном окружении не так много. И это можно понять – глаз уже насытился красками природы. Горожане, напротив, оказывают предпочтение нежным природным тонам.
Конечно, цветовые предпочтения тесно связаны с социальными факторами, чертами характера человека. Молодым людям присуще стремление к ярким цветам (во всяком случае, в большей степени, чем пожилым). Это соответствует их большей жизненной энергии и социальной активности.
Если расположить основные цвета в порядке их предпочтения людьми, ориентируясь на многочисленные экспериментальные исследования, то получится приблизительно такая картина: голубой, фиолетовый, белый, розовый, пурпурный, красный, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый, черный.
Здесь не учитывается мода на тот или иной цвет, которая время от времени меняется.
В своих экспериментальных работах известный шведский психолог Макс Люшер обнаружил, что люди, эмоции которых находятся под полным самоконтролем, при выборе цвета отдают предпочтение синему и зеленому цветам и стараются избегать всевозможных оттенков красного. Это, в частности, проявляется в том, как люди оформляют свои квартиры, и, наконец, в том, как настраивают цветной телевизор.
Биографы и исследователи творчества выдающегося немецкого композитора Рихарда Вагнера неизменно упоминают об удивительном качестве музыканта. Он писал музыку только при красном свете. Видимо, поэтому его творческий энтузиазм очень напоминает ярко выраженное сверхвозбуждение.
Выдающийся русский психиатр и невролог В. М. Бехтерев, изучая влияние цвета на человека, устроил в своем доме несколько комнат с различной цветовой средой. Там он работал, принимал пациентов, читал.
Характерная цветовая гамма любого художника также может быть не только соотнесена с содержанием его произведений, но и явиться определенной информацией о чертах характера самого живописца. Например, смена «голубого» периода на «розовый» в творчестве Пикассо соответствует изменению настроения и тональности его картин.
В художественной литературе цвет присутствует как одно из выразительных средств. В книге «Солнечный луч» (издательство «Наука») В. А. Барабой справедливо приписывает ему тройную роль – смысловую, описательную и эмоциональную. Писатели, пишет он, широко используют цветовые эпитеты для характеристики настроения и состояния своих героев.
Для рассказов и повестей А. Грина характерны яркие, чистые, насыщенные цветовые тона, которые и у читателей вызывают такие же яркие и светлые эмоции.
В творчестве Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина можно отчетливо проследить процесс постепенного вытеснения цвета по мере перехода к более зрелому этапу творчества.
Исследователи творчества Ф. М. Достоевского подчеркивают почти болезненное пристрастие художника к желтому цвету. Это желтые цветы, желтые обои, желтая мебель.
Говоря о влиянии цвета, следует подчеркнуть, что сила его воздействия зависит от настроения, характера, восприимчивости человека и от целого ряда других факторов. Для иллюстрации можно привести таблицу, которая дает общее представление о сложном характере воздействия цвета на человека.
Под влиянием различных цветов у человека может возникнуть чувство тепла или холода, причем люди, находящиеся в комнате, окрашенной синей краской, будут ощущать прохладу, а в соседней, где та же температура воздуха 15 °C, но стены окрашены в оранжевый цвет, будут чувствовать тепло (см. табл. 1).
Таблица 1
Цвета и эмоциональное состояние человека
Совершенно неожиданное применение нашел цвет на аэродромах. Хорошо известно, какую опасность для самолетов представляют птицы и летучие мыши, которые нередко являются причиной серьезных аварий. Оказалось, что к аэродромам их влечет яркий свет прожекторов. Вернее, он привлекает насекомых, за которыми охотятся птицы и летучие мыши. Австралийские ученые, изучив экологическую обстановку на нескольких аэродромах, предложили поставить на прожекторах оранжевые фильтры. После этого количество пернатых в окрестностях экспериментального аэродрома сократилось на 30–40 %. Объяснение простое – оранжевый цвет не так манит к себе насекомых, как белый. А вот черная одежда привлекает к себе мошек в 8–9 раз сильнее, чем оранжевая или зеленая. Особенно ярко это проявляется в тайге, где от этих насекомых буквально некуда укрыться. Здесь значительно облегчает положение яркий оранжевый костюм.
Коричневые и желтые тона цветового окружения способствуют укачиванию, особенно в самолете, а зеленые и голубые, как правило, могут успокаивать, а в некоторых случаях и предотвращать дурноту. Например, пилоты рассказывают, что когда кабины некоторых самолетов внутри были окрашены в желтый цвет, то даже опытные летчики чувствовали себя значительно хуже. У них нередко появлялись симптомы «морской болезни». Поэтому некоторые авиакомпании приглашают консультантов по цвету, которые подбирают для салона авиалайнера цветовую гамму, снимающую напряжение у пассажиров и позволяющую им провести время в самолете в относительно спокойном состоянии.
Почти 100 лет назад в забытом ныне журнале «Здравие семьи» появилась интересная публикация, вот цитата из нее: «Те лица, которые в комнатах, где помещаются больные, носят платье из черных или темных тканей, гораздо более восприимчивы к различным испарениям и, может, даже к болезнетворным микробам, чем те, которые носят светлые материалы.
На основании точных исследований оказалось, что темные краски способны легче поглощать всевозможные неприятные запахи и испарения, чем светлые. В этом каждый может легко убедиться. Если кусок светлой и темной материи подвергать в течение пяти минут действию табачного дыма, то легко можно доказать, что темная ткань сильнее пахнет и сохраняет гораздо дольше этот запах, чем светлая. Следовательно, в случае заразной болезни ухаживающие за больными совершенно не должны носить платья из черных или темных тканей».
Сегодня цвет широко используется для стимуляции работоспособности, улучшения самочувствия и настроения людей. Для иллюстрации этого достаточно привести несколько примеров. Во многих санаториях и клиниках голубой цвет используют для лечения бессонницы, рассеивания навязчивых состояний. Его часто и весьма удачно применяют для окраски спален, операционных и больничных палат. Цветопсихологи установили, что после того, как на одном из американских заводов тяжелые черные ящики перекрасили в светло-зеленый цвет, они стали казаться намного легче. Использование всех возможностей рационального цветового оформления на одном из чугунолитейных заводов в штате Висконсин (США) позволило поднять производительность труда в два раза, уменьшить прогулы, снизить количество бракованных деталей и т. д.
Несмотря на то что эффект использования цвета за рубежом из коммерческих соображений часто преувеличивается, опыт показывает, что большая часть руководителей предприятий, обратившихся за помощью к цветопсихологам, удовлетворена результатами: возрастает качество выпускаемой продукции, растет производительность труда. Эти результаты говорят сами за себя. Удачная окраска производственных помещений и оборудования дает, как правило, положительный эффект.
Доказано, что удачная окраска школьных помещений имеет не только эстетическое значение. Она улучшает внимание школьников и приводит к положительным изменениям в физиологическом состоянии детей. Выводы двухгодичного эксперимента в трех школах Балтимора (США) свидетельствуют, что в результате правильного подбора окраски стен значительно улучшились успеваемость и поведение детей.
Много лет назад в одной из российских школ был проведен весьма любопытный эксперимент. Ученики получили арифметические задачи, текст которых был отпечатан на бумаге белого, светло-красного и светло-зеленого цвета. Наибольшее количество правильных ответов оказалось в тех случаях, когда задания были на светло-зеленой бумаге.
Существуют весьма интересные примеры влияния цвета на спортивные результаты. Футбольный тренер одной из немецких команд выкрасил помещения раздевалки в голубой цвет. Действия тренера вызвали иронические замечания со стороны его коллег, но вскоре ирония уступила место удивлению. Спортсмены вели себя в этой обстановке легко и непринужденно. Удивление стало еще больше, когда тренер добавил к этому факту физиологические доказательства. Многократно измеряя у спортсменов пульс, он установил, что в новой цветовой обстановке у них после игры быстрее восстанавливается сердечная деятельность. Окрыленный успехом, тренер окрасил коридор, ведущий на футбольное поле, в красный цвет. И футболисты, проходя «сквозь красный цвет», выходили на поле настроенными весьма решительно.
Рис. 1. Влияние на организм разных участков спектра (1 – световое воздействие, 2 – фотохимическое, 3 – тепловое)
Французские психологи предложили спортсменам носить очки с цветовыми фильтрами. Оказалось, что зеленые очки помогают снять предстартовое волнение. В поведении спортсменов появились элементы хладнокровия, они могли более спокойно анализировать соревновательные ситуации и принимали правильные тактические решения. Желтые фильтры дали ощутимый эффект в снятии подавленного настроения, чувства угнетенности и безразличия. Такие очки у гимнастов способствовали уменьшению психологических срывов и их последствий после неудачных подходов к снарядам.
Поучителен и опыт скандинавских специалистов, предложивших отделывать некоторые спортивные сооружения материалами теплых тонов, от оранжево-желтых до малиново-красных. В таких помещениях спортсменам и зрителям стало «теплее» и уютнее.
Цвет меняет представление о дальности и близости предметов. Эффект приближения предмета за счет окраски в соответствующие цвета был использован одним американским тренером, работавшим с группой метателей молота. Он окрасил линии разметки спортивного манежа в ярко-оранжевый цвет и таким образом помог своим воспитанникам преодолеть психологический барьер недосягаемости рекорда и показать высокие результаты на соревнованиях.
Среди важных функций цвета нельзя не упомянуть о его сигнальном значении. Этот факт знаком многим автолюбителям. Дорожная статистика утверждает, что реже всего в аварии попадают автомобили желтого и красно-оранжевого цвета. Как показывают специальные исследования, водителям встречного транспорта желтые автомобили кажутся намного ближе (до 4 метров), чем автомобили серого цвета. Еще Гете указывал на знакомое нам ощущение, когда темная одежда делает человека более изящным, а желтый цвет создает иллюзию расширения и выпуклости. Именно поэтому лобовая часть железнодорожных поездов окрашивается в яркий оранжевый цвет, а путевые и дорожные рабочие надевают ярко-оранжевые жилеты. По данным американской статистики, введение так называемых «предохранительных» красок, обозначающих опасные места, отдельные производственные зоны и многое другое, способствует уменьшению количества несчастных случаев примерно на 50 %.
Сегодня наука о цвете – цветоведение – обрела твердую почву. Новые научные открытия, несомненно, позволят улучшить всю среду обитания человека, сделать ее по-настоящему комфортной, внести существенный вклад в развитие науки и промышленности, культуры и образования. После небольшого отступления возвратимся к биоритмам.