Предложения в которых упоминается "изучение личности"
При изучении личности обвиняемого следует обратить внимание на его склонность к насилию, чтобы предупредить возможные попытки к уничтожению предъявляемых доказательств или побегу.
Если наше предположение верно и преступные, характерные общественно опасные свойства у таких водителей отсутствуют, то возникает вопрос, следует ли уделять внимание изучению личности в рассматриваемом контексте.
Франк в статье «Об изучении личности и поведения потерпевшего», вышедшей в свет в 1966 г.
Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений.
Между тем современная уголовная юстиция сосредоточивается именно вокруг преступления как юридической и философской сущности, с использованием результатов психологии, психиатрии, генетики, медицины при изучении личности преступника.
При изучении личности в качестве целостной структуры необходимо учитывать фактор, который призван обеспечивать эту целостность, т.
Это потребует как минимум тщательного выяснения взаимоотношений между этими лицами, углублённого изучения личности заявительницы и т.
Криминологическое изучение личности позволяет разработать типологию преступников в зависимости от их общественной опасности.
Гуковская также обратила внимание на важность выяснения указанных факторов: «Глубокое и всестороннее изучение личности подростка и условий его жизни и воспитания необходимо не только для выявления обстоятельств, способствующих совершению преступления, но и для правильного решения дальнейшей судьбы несовершеннолетнего».
Изучение биографических фактов в их целом, их связи создаёт условия для конкретно-исторического изучения личности выдающегося шестидесятника, предохраняет от модернизации, упрощения или вульгаризации.
Не стоит подходить к изучению личности допрашиваемого формально, ограничиваясь истребованием только характеристик с места работы, учёбы, жительства.
Прежде всего это один из логических методов изучения личности, опирающийся на эмпирические и статистические данные.
При изучении личности особенно важное значение социология, как отмечено выше, уделяет анализу процесса её социализации.
Однако на практике постоянный дефицит времени и ограниченные возможности, которыми располагает следователь, заставляют подходить к изучению личности допрашиваемого с учётом реальной обстановки.
Задачей виктимологии является детальное изучение личности пострадавших от преступления, их взаимоотношений с преступником (во время преступления, до него и после него).
Напротив, в последнее время изучение личности всё в большей степени направлялось по руслу психологии и социологии, где личность редуцируется к одному из своих уровней и разлагается в сумму тех или иных составляющих моментов.
Ролевая теория личности — это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения — ролей, которые вытекают из её социального статуса в данном обществе или социальной группе.
Криминологическое изучение личности предполагает учёт индивидуальных психических особенностей и социально значимых биологических свойств, которые играют важную роль в механизме преступного поведения.
У нас есть отдельное направление — «Криминалистическое изучение личности известного или неизвестного преступника», в рамках которого мы глубоко изучаем индивидуальные черты антисоциальных психопатичных личностей.
Таким образом, если в криминологии изучение личности преступников необходимо для разработки мер предотвращения преступлений другими лицами, то в уголовном праве данное изучение преследует цель предотвращения совершения новых преступлений этими же субъектами путём индивидуализации их ответственности и наказания.
Справедливости ради необходимо указать, что названные комиссии во многом переняли опыт деятельности царских судов в отношении несовершеннолетних, особенно в части организации социальных служб по изучению личности и условий жизни подростков.
В связи с этим можно рекомендовать наиболее тщательно подходить к изучению личности подозреваемого (обвиняемого), а когда у следователя возникают сомнения в наличии самого факта совершения преступления — к изучению личности потерпевшего (например, когда потерпевшая своим поведением сама провоцирует совершение изнасилования; кроме того, известны случаи, когда «потерпевшая» добровольно вступает в интимные отношения, а затем, после ссоры, обращается в правоохранительные органы с заявлением о якобы произошедшем изнасиловании).
Психологическое изучение личности преступника дало возможность установить, что расчёт на безнаказанность и некритическое отношение к возможности наступления нежелательных последствий входят в состав мотивационного комплекса большинства преступлений.
Для того чтобы воплотить подобную идею на практике, необходимо овладеть теориями и инструментами изучения личности.
Специалисты-психологи при изучении личности спортсмена условно делят её на шесть основных структурных компонентов.
Изучение личности творца представляет собой особый предмет исследования, и можно с уверенностью сказать, что и облик композитора, и его творческий почерк вызывают огромный интерес.
Другое направление западной этнопсихологии связано с изучением личности в различных культурах.
Духовно-гуманистический воспитательный аспект электронного обучения рассматривался в русле принципа гуманистической психологии — изучения личности как целостности, в основе которого лежит признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Духовно-гуманистический воспитательный аспект нами представлялся в контексте духовной культуры народа саха в соответствии с национальным менталитетом и гуманной идеей воспитания подрастающего поколения в духе этнопедагогики, распространения и сохранения лучшего опыта старшего поколения в русле гуманистической направленности изучения личности как целостности.
Профессиональная ориентация должна включать в себя изучение личности молодого человека, его склонностей, возможностей, особенностей интеллекта и характера, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать профессиональному становлению.
Формирование психологических парадигм изучения личности пожилого человека изначально базировалось на естественно-научной традиции и происходило, прежде всего, за счёт открытий в области биологии, физиологии и медицины, ставших фундаментом для геронтологии.
Исследователи подчёркивают особую необходимость и актуальность методических разработок для более глубокого, глобального изучения личности пожилых людей в социальном контексте жизни, не пренебрегая и их индивидуальными генетическими предпосылками.
Норрис, обобщая разные направления и подходы к изучению личности пожилого человека, подчёркивают, что только комплексный, ориентированный на весь процесс жизни анализ может дать исследователям возможность наметить свои теоретические перспективы на изучение, понимание процесса старения и личности пожилых и старых людей.
Изучением личности, межличностных отношений в социальных группах, коллективах занимается социальная психология.
Вопросы, связанные с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов, социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и представителей многих других отраслей науки.
Однако с появлением моделей предпринимательских намерений акцент стал смещаться с изучения личности предпринимателя на анализ его поведения.
На первом этапе основное внимание уделялось изучению личности предпринимателя и его индивидуальных черт.
Данный метод использовался для изучения личности в работе с детьми, подростками и взрослыми, страдающими заиканием.
Интерес к изучению личности во все времена развития человеческого общества психологической мысли был активным и содержательным, особое внимание уделялось и уделяется приближению теории к практике.
Он имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребёнка в реальных жизненных условиях с углублённым анализом его индивидуальных особенностей.
При этом дискутировались вопросы об изучении личности обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля.
Предлагались различные методы изучения лица, попавшего в сферу судопроизводства, рассматривались возможности назначения и производства судебно-психологической экспертизы при изучении личности обвиняемого, потерпевшего либо свидетеля.
Таким образом, можно констатировать, что определений личности много, но согласия между ними пока мало, и поэтому мы предпочитаем называть существующие разработки в области изучения личности скорее не теориями (в силу нечёткости и основных положений, и концептуальной основы таких теорий), а моделями личности или ориентирующими подходами к её исследованию.
Наличие относительно строгих методик, применяемых при изучении личности в рамках этого направления, оправдывает их в прагматическом смысле.
Важным при этом становится не столько изучение личности как субстанции, сколько понимание её внутренней противоречивости, а значит — изучение условий её возникновения и развития.
Функциональное изучение личности предполагает раскрытия механизмов её внутреннего функционирования как взаимодействия элементов и внешнего функционирования как её взаимодействия со средой, в которую она вписана.
Изучение личности в её развитии требует рассмотрения генетического и прогностического аспектов её развития как системы.
При этом ключевым вопросом изучения личности является исследование момента её возникновения как уникального сцепления предпосылок и возникновения её сущностного противоречия.
Абульханова, при изучении личности ребёнка.
Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах.
Изучение опыта правовой социализации позволяет разграничить процесс формирования правовой идентичности личности, идущей на протяжении всей её жизни, от культурных контекстов (национальных, религиозных, профессиональных и т.
Исходя из этого, целесообразным представляется изучение воспитательных процессов, направленных на формирование личности, и современных моделей личностно-ориентированного образования, выявление роли самовоспитания в становлении личности.
Диагностическая — выявление возможностей и особенностей семьи ребёнка; изучение индивидуально-психологических особенностей личности, процесса формирования социально-профессионального самоопределения; изучение социально-бытовых условий жизни ребёнка, его социального окружения; изучение социальной ситуации в рамках региона; определение категорий обучающихся, которые в первую очередь требуют особого социально-педагогического внимания.
Сознательно я мог быть кем захочу, применяя модели поведения других людей, через изучение их поведения я мог вообразить себя ими и, используя систему актёрского мастерства, воспроизводить через себя личность других людей.
В предмет изучения психологии управления могут также входить проблемы трудовой деятельности, отдельные теории общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), традиционные социально-психологические явления (психология общения, психологический климат, лидерство).
Во-первых, не всякий, кто пишет стихи, выражает свою личность: выражает её тот, кто родился поэтом; во-вторых, не всякая личность, но только замечательная, стоит изучения; в-третьих, не всякий человек есть личность, но многие люди, по своей безличности, походят на плохо оттиснутую гравюру, в которой, как ни бейся, не отличишь дерева от копны сена, лошади от дома, а деревянного чурбана от человека.
Нелегко сохранять беспристрастность при изучении такого субъективного вопроса, как существование личности после смерти, однако я попыталась представить всю собранную информацию максимально непредвзято.
Вместе с тем совершенно очевидно, что изучение этого вопроса является значимым и будет иметь свою специфику в сравнении с нормой в целях формирования саморегуляции личности.
Очарование личностей одновременно и манит, и губит военного историка, который обязан ограничиваться изучением полей сражений, описанием вооружения, штабной работы и развёртывания войск.
По словам специалистов, он исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами, позже — через попытку создания комплексной науки о человеке и обществе (получившей название рефлексологии).
За период развития тхэквондо в нашей стране с 1989 года (год официального разрешения занятиями тхэквондо) активно обозначился интерес к проблемам не только становления и развития двигательных качеств, изучения навыков, усвоения умений, совершенства действий, но и к личности профессионала тренера и спортсмена, его особенностям, качествам и свойствам, его готовностью к деятельности и своему развитию.
Для изучения индивидуально-психологических характеристик профессионального развития использовался методический комплекс, включающий исследование особенностей саморегуляции, планирования и целеполагания, уровня субъективного контроля, характерологических особенностей личности, характеристик самореализации и самоактуализации, совладающего поведения, характеристик здоровья и психофизиологического функционирования.
Образование, инициирующее возникновение личности и личностный рост, не может анализироваться и разрабатываться в этом наборе дисциплин, поскольку у них совершенно другой объект изучения.
При изучении индивида нельзя отделять явление, которое изучается, непосредственно от личности в целом, её направленности, системы отношений человека с существующей действительностью.
Глубокий такт, внимание к рассказу пациента, тщательное изучение особенностей его личности в большинстве случаев минимизируют возможности вредного влияния.
Перед предъявлением обвинения следователь удостоверяется в личности обвиняемого путём изучения его паспорта или иных документов, заменяющих паспорт.
Она является постоянным объектом исследования как при изучении психологии личности, так и других направлений психологии.
Сосредотачивая всё внимание на изучении юридических признаков преступления, «классики» по существу игнорировали уголовно-правовое значение причин совершения преступления и особенностей личности преступника, которые непосредственно не отражены в признаках преступления.
Не имея в виду главной цели знания — изучения того разумного закона, которому для его блага должна подчиняться личность человека, — так называемые учёные этого разряда самой целью, которую они ставят для своего изучения, изрекают приговор о тщете своего изучения.
Большинство отечественных психиатров в военные и послевоенные годы для дифференцированного рассмотрения клинического материала использовали критерий интенсивности и темпа течения процесса, а при изучении структуры дефекта учитывали тип изменений личности и мышления больного.
Мы являемся сторонниками бихевиорального подхода в изучении психологической модели, которая считает именно внешние воздействия одним из важнейших факторов развития личности.
Творческая активность учащихся на всех дисциплинах фольклорного цикла формируется на основе рассмотрения фольклорного искусства как объекта творческо-педагогического изучения, осмысления и освоения, как средства развития творческих способностей и как цели самопознания личности.
Изучение распространённости латеральных признаков и их сочетаний у возбудимых психопатических личностей представляет большой интерес, поскольку данная нозология также связывается с пре — и перинатальными поражениями головного мозга (Смулевич, 1983).
Каждая из двадцати тем раскрыта в пособии в виде плана-конспекта к которому прилагаются: список литературы по данной конкретной теме с указанием страниц, на которых в развёрнутой форме изложена информация, содержащаяся в плане-конспекте; контрольные вопросы по теме (для самоконтроля студента); необходимые для изучения темы карты и географические области на этих картах (карты включены в специальный раздел методического пособия); термины к теме (включены в специальный раздел пособия), значимые для данной темы личности (учёные, археологи, правители, архитекторы, включены в два специальных раздела пособия); изобразительный материал к теме (фотографии учёных, археологов, памятников искусства и архитектуры.
Особый интерес в плане изучения возрастного аспекта синдромокинеза при эпилепсии представили полученные нами данные о зависимости от возраста пациентов и типа течения болезни характера взаимосвязи основных клинических синдромов, таких как пароксизмальные расстройства, изменения личности, продуктивные психопатологические расстройства и эпилептическая деменция.
Волошенко (1983) по изучению связи теста на аплодирование с некоторыми показателями структуры личности.
Большинство исследователей сегодня склонны рассматривать ассоциативный эксперимент в качестве приёма для изучения интересов и установок личности.
Философы античности всегда отдавали приоритет личности человека при изучении общества, мира, истории.
Как уже отмечалось, обращение психологов к изучению мотивов поведения, механизмов регуляции действий и особенностям целеобразования у психопатических личностей обусловлено методическими трудностями и малой эффективностью традиционного патопсихологического подхода при изучении данной нозологии.
Наибольшие достижения российской научной мысли в исследовании права и иных правовых явлений с социологической позиции проявились в трёх сферах: 1) изучении причин преступности и личности преступника; 2) разработке социологической теории уголовного права; 3) социологическом объяснении социальной природы и сущности права.
Личностные качества больного, уровень зрелости личности, а также сформировавшиеся особенности характера играют большую роль в процессе оценки психического заболевания и его последствий, что наиболее отчётливо выявляется при изучении клинических вариантов неврозов.
Одним из условий решения этой проблемы является изучение и пропаганда конституционных прав и свобод личности, которая должна распространяться и на должностных лиц, и на всех лиц, проживающих на территории страны.
Дабы не оказаться в роли выставленного за дверь глупца, нам необходимо самым серьёзным образом приступить к изучению вопросов человеческого общества и личности.
Но тем более должно остерегаться приступить без особенного внимания к изучению великого поэта, в творениях которого отражается великая личность.
Изучение данной проблемы имеет жизненные основания, затрагивающие как индивидуальное бытие личности, так и судьбы социума в целом.
Современная психология противоречива: с одной стороны, она является продуктом позитивистской ориентации, нацеленной на изучение «объекта», а с другой — стремится проникнуть в глубины мира личности, исследовать субъективное.
Ведь при всём том, что педагог видит в ученике человека и уважает его, корректируя в зависимости от свойств его личности способ передачи знаний и даже взаимоотношения, все решения, как об изучаемом материале, так и о способе изучения этого материала, по-прежнему находятся в его руках.
В последний год он специально занялся изучением роли личности в истории — действительно ли устарела теория, согласно которой «великий человек» может определить судьбу страны?
Здесь ещё более серьёзное отношение к иностранным языкам в специальности, но об этом я расскажу в следующей главе, просто соблюдая хронологию, хотелось бы отметить одну личность, которая сподвигла меня на изучение второго иностранного языка, причём самостоятельно, тем самым сыграв немалую роль в становлении меня как лингвиста.
Но вместе с тем — вопрос правомерен: а кто, и какой специалист как личность, профессионал осуществляет сегодня и будет в дальнейшем развивать и совершенствовать главную цель — воспитывать, обучать и развивать личность, организовывать образовательный процесс изучения тхэквондо в российском обществе?
Иными словами, понятие «кадры» и «персонал» больше относятся к индивидуально-психологическому и социально-психологическому аспектам изучения человеческих ресурсов (уровень личности и уровень коллектива), понятие же «рабочая сила» и «трудовые ресурсы» характеризуют социологические и социально-экономические аспекты (уровень общества и его подструктур).
В процессе такого изучения человек доискивается до происхождения своего эмоционального и мыслительного образа поведения с целью осознанного структурирования собственной личности и подсознания.
Сведения из демографии, социологии и политологии необходимы криминологам при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов; данные психологического или психиатрического характера требуются для выявления и понимания причин и условий преступности и преступлений, так как на них базируются изучение и классификация личности преступника, без них невозможна грамотная разработка мер профилактического воздействия.
Производя психологическое исследование личности и процесса формирования у данной личности необходимых ей психических качеств, следует иметь в виду то, какую именно функцию выполняет конкретное психическое явление, которое подлежит непосредственному изучению.
Личность является центральным объектом изучения психологии и не только этой науки.
Получение глубоких знаний о стратегиях и изучение того, что мотивирует вас вести себя так, а не иначе, поможет вам убедиться в том, что вы правильно определили свой тип личности.
Наоборот, она чрезвычайно актуальна, поскольку его содержание требует использования не столько достижений науки уголовного права, сколько знаний других наук и в особенности тех, предметом изучения которых является личность, государственный служащий.
Изучение документации, связанной с этой регистрацией, позволяет развенчать некоторые из мифов, связанных с определёнными событиями или историческими личностями.
Такие женщины, обычно, бывают двух типов: либо очень тихие, хмурые и замкнутые личности, глубоко скрывающие свои личные проблемы и не допуская никого к своим секретам, либо — наоборот — весёлые и легко идущие на контакт: они удивительно быстро осваивают около моечное пространство, свободно и естественно общаются с рядовым персоналом, не утруждая себя всякого рода предварительной «разведкой» и изучением окружающей обстановки и т.
Поскольку преступность как социальное явление выражается в конкретных актах антиобщественного поведения людей, то в предмет криминологии входит также изучение закономерностей, определяющих индивидуальное преступное поведение, фактических общественных отношений, приводящих к формированию личности преступника и совершению преступления, выявление «механизма» преступного поведения.
Совершенно справедливо то, что знание видимого нами проявления существования людей в истории может быть поучительно для нас; что точно так же может быть поучительно для нас и изучение законов животной личности человека и других животных, и поучительно изучение тех законов, которым подчиняется само вещество.
Анализ представленных документов раскрывает лишь одну содержательную сторону личности, изучение комплекса их составляющих позволит сделать анализ полного объёма информации, получаемой из различных источников, в том числе и из документов, представленных кандидатом.
Он используется при изучении психических качеств разных субъектов права, личности преступника и направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемых явлениях.
Задачей общей медицинской психологии является изучение взаимоотношений личности больного и врача.
Изучение особенностей, характеризующих образование впечатления о другом человеке, позволило установить, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому (Бурлачук, 1979).
Целью изучения юридической этики является становление нравственной личности, способной к формированию собственной нравственной позиции, воспитание у профессиональных юристов гуманного, справедливого и культурного отношения к гражданам, совершенствование нравственных личностных качеств для эффективного выполнения служебных обязанностей.
Философия никогда не бывает в этом смысле безлична, она тесно связана с личностью своего творца — индивидуального или коллективного (народного); она поэтому не только признаёт историю, но она долгое время была в опасности отождествиться как отдельная теория, с историей философии; да и изучение её идёт по преимуществу историческим путём.
При осуществлении личностного подхода к изучению объекта необходимо проводить исследование каждого отдельного свойства в составе личности, поскольку целостность личности определяется её направленностью.
При изучении каждого великого человека мы должны обратить внимание на личность его, на почву, на которой он вырос, на время, в которое он действовал.
Работа над диссертацией потребовала основательного изучения философской литературы, особенно по проблеме детерминации поведения, литературы по психологии личности, трудов дореволюционных российских учёных и советских учёных особенно периода 20-х годов, когда проблематика общественной опасности личности была довольно популярной, доступной в то время иностранной литературы.
Вместо того чтобы изучать тот закон, по которому, для достижения своего блага, должна быть подчинена животная личность человека, и, только познав этот закон, на основании его изучать все остальные явления мира, ложное познание направляет свои усилия на изучение только блага и существование животной личности человека, без всякого отношения к главному предмету знания — подчинению этой животной личности человека закону разума, для достижения блага истинной жизни.
Изучение носа, его цвета, формы, размера, поверхности даёт возможность выявить заболевания и определить тип личности человека.
Более продуктивным в плане разработки критериев прогноза при эпилептической болезни оказалось выделение вариантов структуры личности, имевших значение для изучения динамики психической эпилепсии.
Изучение материалов уголовных дел позволило сделать вывод о том, что преступное поведение лиц с патопсихологическими отклонениями находится во взаимосвязи с антисоциальными установками личности.
Изучение всего этого важно для человека, показывая ему, как в отражении, то, что необходимо совершается в его жизни; но очевидно, что для знания того, что уже совершается и видимо нами, как бы оно ни было полно, не может дать нам главного знания, которое нужно нам, — знание того закона, которому должна для нашего блага быть подчинена наша животная личность.
Ими использовался метод вызванных потенциалов для изучения межполушарного взаимодействия у психопатических личностей возбудимого круга.
Было бы ошибочным, однако, отводить научной биографии роль конечного, исчерпывающего изучения творческой личности.
Согласно взгляду законодателя личность преступника не есть что-то застывшее, она продолжает изменяться после вынесения приговора и поэтому требует внимательного наблюдения и изучения.
Научная её сторона состоит в тщательном изучении деталей почерка, их оценке и определении критериев человеческой личности.
Изучение уголовного законодательства зарубежных стран, выявление их достоинств и недостатков создают основу для лучших правовых решений в части усиления правовой защищённости личности, для дальнейшего совершенствования и обновления национального законодательства.
Потому предмет педагогики можно определить как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования и обучения.
Профессиональная диагностика — изучение профконсультантом индивидуально-психологических особенностей личности ребёнка для решения вопросов, связанных с выбором будущей профессии, определение возможностей обучающихся в формировании социально-профессионального самоопределения.
Психологически-технократический подход к изучению социальных процессов в последнее время ещё более усилился, ведётся поиск таких их пружин, которые бы не были связаны с прямой выгодой для личности и обладали бы широтой охвата.
Таким образом, приступая к изучению поэта, прежде всего должно уловить в многоразличии и разнообразии его произведений тайну его личности, то есть те особенности его духа, которые принадлежат только ему одному.
Предметом настоящего курса является изучение конституционно-правового статуса личности.
В-третьих, современный подход психологов к изучению связи между личностью и мотивацией также очень сильно отличается от прежнего.
Основная направленность работ института заключалась во всестороннем изучении человеческой личности, условий её развития.
Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для этого при изучении произведений его?
Для изучения характеристик и показателей профессионального развития и кризисов был использован методический комплекс, включающий исследование профессиональной направленности личности, уровня сформированности профессионального самоопределения, удовлетворённости профессиональным обучением и деятельностью, изучение основных характеристик профессиональной жизни, в том числе эмоционального выгорания и привлекательности профессионального будущего.
Он первым в мире создал новое научное направление — психоневрологию и всю жизнь посвятил изучению человеческой личности.
Под учебной деятельностью психологии понимают деятельность учащихся, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приёмах решения связанных с ним задач и, следовательно, на развитие школьников и формирования их личности.
Памятники, созданные человеком или природой, оказывают неизменно благоприятное воздействие на сознание, психику людей, вызывают интерес к изучению прошлого, истории народа, страны, данной местности или отдельной личности, изучению окружающей природы.