Вы здесь

Предложения со словосочетанием "природа сознания"

Предложения в которых упоминается "природа сознания"

Основной, базисной, проблемой философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи.
Поистине, разность душ, разность внутри души и есть главная правда человека, ибо она восходит к природе сознания как чистого различения вне метафизических оппозиций.
На этой основе возникла дискуссия о природе сознания, а специалисты по этике и философы сделали следующий шаг в осмыслении того, какие формы неорганического интеллекта могут быть созданы человечеством — или уже существуют в космосе — и как люди могли бы с ними связаться.
Загадке происхождения жизни уделяется всё большее внимание, и она уже не входит в число вопросов (как, например, о природе сознания), которые, при очевидной значимости, считаются «слишком крепкими орешками».
В самой природе сознания не заложено на этот счёт никаких предписаний и ограничений.
По этому поводу существует отдельный раздел философии, изучающий природу сознания.
Наука, однако, говорит нам о небытии небытия, нереальность же несознательности станет более очевидной, когда будет лучше понята природа сознания.
Но это не означает, что в этом случае в низших частях природы сознание полностью отсутствует.
Тогда организованности сознания рассматриваются не как развёрнутые структуры «Я», а как «смутности», скрывающие истинную природу сознания и подлежащие растворению.
Чем больше я размышлял о пережитом опыте и чем больше я углублялся в научные изыскания и литературу о природе сознания, тем сильнее осознавал: наше привычное и традиционное понимание сознания не подкреплено никакими убедительными научными данными.
Они примитивны, огрублены и не годятся, чтобы объяснить подлинную природу сознания.
Точно так же, думаю, научное сообщество начинает понимать, что прежняя модель жизни и убеждение, будто неврология способна объяснить природу сознания, — неверны.
По сути, только знания о реинкарнации позволяют глубоко понять природу сознания.
Следует особо подчеркнуть значение исследований природы сознания (души, субъективного) в русской философии конца 19 начала 20 столетия.
Также как философский атомизм утратил значение после создания научного атомизма, так и философская спекуляция «о природе сознания» утратила бы своё значение, если бы удалось найти «проекцию» сознания в составе физической реальности.
Представители этого философского течения пытаются решить вопрос о природе сознания лишь путём тщательного логического анализа: как ментальных терминов, так и наших суждений о ментальном.
Любой другой человек на моём месте стал бы психоаналитиком, психологом — выбрал бы любую из профессий, связанных с изучением мозга и природы сознания.
Поэтому необходимо ясно представлять себе, как, в общем и целом, будет протекать этот новый эволюционный процесс и какие аспекты интегрального знания должны неизбежно при этом проявиться — или, другими словами, какова будет природа сознания, которое должно лежать в основе божественной жизни, и как будет выглядеть становление, формирование, материализация или, выражаясь иначе, «реализация» этой жизни.
Если мы продолжим придерживаться представления о бесплотной и непротяженной природе сознания, то столкнемся с ещё одной проблемой — психофизической, которая ставит вопрос об отношениях между сознанием и физическим миром.
Нам так и не удалось пока понять природу сознания человека — наука, опирающаяся на механистическое миропонимание, не позволяет заниматься этой темой, по крайней мере так, как она того заслуживает.
Что представляет собою сущностная природа сознания.
Совесть есть часть духовной природы сознания, точно такая же, как и мышление с волей.
Другим примером пограничной области является вопрос о природе сознания.
Загадочная природа сознания проявляется в нашей способности вести осмысленный разговор, способности математиков находить содержательные теоремы в необозримом море тривиальных математических утверждений и во многих других видах творчества.
Фактически наука подтверждает сингулярную природу сознания, его неисчерпаемые возможности.
Нам остаётся вникнуть в учения мудрецов о нравственной природе сознания, чтобы его неисчерпаемые возможности не обернулись для человека бедой.
Иными словами, наивный реализм, который приписывается ребёнку, указывает, очевидно, на то, что с самого начала самой природой сознания обусловлено то, что оно отражает объективную действительность.
Понимание всего, что касается природы сознания, принципов его формирования и возможностей развития, вызывает интерес у большинства людей и является одним из ключевых вопросов религии, науки и эзотерики.
В живой природе сознание проявляется в свойствах живой материи, упорядочивая мироздание.
Ответ на второй вопрос — это квазиалгоритмическое описание природы сознания, а ответ в такой форме, в сущности, является первым этапом разработки практических психотехнологий и компьютерных кодов искусственного разума.
Василий Терехов, Самая большая тайна разума. Что такое сознание, и как это работает, 2015
Конечно, всё это сложно было как-то увязать с природой сознания, однако в своих поисках учёные нащупали нечто важное и стали дальше работать в этом направлении.
Юэлль Андерсон, Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов, 2011
Для истории учений о сознании в европейской философии характерны две основные тенденции, которые в разных формах концептуально фиксируют подвижную и одновременно иерархическую природу сознания.
Основываясь на последних достижениях в области когнитивных наук, аналитическая философия сознания пытается дать ответы на самые различные вопросы касающиеся природы сознания.
Он всё усложняет и запутывает по привычке и не видит истинной природы сознания.
Так почему бы нам в рамках изучения природы сознания не обратиться к людям, которые культивируют его в чистейшем виде?
Это даёт нам второе фундаментальное проникновение в тоннелеобразную природу сознания.
Почему мы не отдаём себе отчёта о тоннелеобразной природе сознания?
Другие ведут долгие и жаркие споры об истинной природе сознания и нашей способности загрузить его в компьютер.
И поскольку всё, что относится к природе сознания, является обманчивым, необходимо принять, что любое сознание также обманчиво.
Социальная природа сознания проявляется в его связи с языком и с практической деятельностью, где продукты сознания, как и оно само, опредмечиваются и где сознание приобретает объективный характер, ориентацию на отражение, познание и изменение внешнего мира.
Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.
Природа сознания человека аналогична.
Необходима дальнейшая разработка вопросов о природе сознания.
Во втором случае данная инстанция трактуется как избыточная в силу изначальной фундаментально-темпоральной природы сознания.
Следует отметить, что представления о природе сознания складывались на основе рефлексии опыта восприятия идеальных и материальных форм проявления мира.
Дальнейшее исследование природы сознания в рамках феноменологии показало, что ментальные понятия, в отличие от понятий, характеризующих материальные объекты, имеют интенциональную природу.
Согласно биологически ориентированной стратегии, природа сознания кроется в способности мозга продуцировать ментальные свойства психики.
Прежде всего, обратимся к представлениям о природе сознания, сложившимся в философии неопозитивизма («проект трансляции»).
Однако определить генезис собственного сознания человек не может ни путём его редуцирования к деятельности нейрофизиологических систем мозга, ни посредством обращения к идеальным представлениям о природе сознания.
Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни — в труде, быту, политике, науке, в семейных, личных, внутригрупповых и международных отношениях, в отношениях человека с природой.
Нахождение определяющей структурной единицы системы есть собственно аналитическая задача, поскольку природа анализа состоит именно в способности сознания разлагать сложное целое на составляющие его элементы.
На наш взгляд, позиция выведения природы за пределы детерминант человеческого бытия привела к обеднению представления о человеке, что в свою очередь сказалось, например, на развитии, а точнее, на недоразвитии продуктивного экологического сознания.
Но, будучи трансцендентною моей психологически ограниченной мысли и моему психологически ограниченному сознанию, истина ни в каком случае не трансцендентна сознанию как такому, сознанию вообще, ибо по самой природе своей истина есть общезначимая мысль, содержание сознания, обладающее формой всеобщности и безусловности.
Поскольку в сознании явно есть «качества» (квалии) — которые объявляются несуществующими в природе, то отсюда уже следует невозможность истолкования сознания как чего-то производного от материи.
Если животное только приспособляется к условиям обитания, то человек благодаря сознанию способен преобразовывать природу и самого себя.
Отсюда следует, что сознание философа — не субъективный противополюс какой-то внесознательной объективности, а эволюционно продолженная природа: место свершения мировой эволюции, понятой уже не биологически, а психологически и пневматологически.
Инобытиё, инаковость, сознание заброшенности в чистой, анонимной вещественности есть сама его природа.
Но оно, вследствие именно этой сложности его духовной природы, не могло быть в нём продолжительно и, вслед за мгновением творческого наслаждения, он уже стоял выше своих произведений, он уже не мог довольствоваться этими неполными и потому не совсем верными, по его сознанию, отголосками его дум и ощущений; не мог признавать их за делание достаточно важное и ценное, достойно отвечающее требованиям его ума и таланта.
Окружающие человека природа, стихии и предметы воздействуют на его сознание и подсознание, вызывая определённые воспоминания, ассоциации, мысли и побуждая к некоторым действиям.
Поскольку целое, единое возникает раньше своих частей, постольку абсолютное тождество предшествует природе и мыслящему сознанию.
Породив сознание, природа создаёт тем самым предпосылки для прекращения процесса стихийного естественного отбора и, соответственно, ликвидации смерти как биологического явления.
Между тем подобная классификация представляется весьма перспективным и продуктивным направлением анализа бесконечногранной природы человека и его сознания, способно обеспечить системную целостность многочисленным исследованиям в области теории познания, антропологии, аксиологии, педагогики и других наук.
Ещё потемневший облик, облекающий старые картины, не весь сошёл пред ним; но он уже прозревал в них кое-что, хотя внутренно не соглашался с профессором, чтобы старинные мастера так недосягаемо ушли от нас; ему казалось даже, что девятнадцатый век кое в чём значительно их опередил, что подражание природе как-то сделалось теперь ярче, живее, ближе; словом, он думал в этом случае так, как думает молодость, уже постигшая кое-что и чувствующая это в гордом внутреннем сознании.
События, которые человек выделяет при наблюдении окружающей природы, отражаются в его сознании и оставляют след в памяти.
Пусть у меня вместо проводов нервы, по которым тоже бегают разные электрические импульсы, а природа наделила меня естественным, а не искусственным сознанием, но суть у нас с ним одна: даётся команда — ты должен выполнять.
Похоже, что причинно-следственные связи действуют в обоих направлениях, однако, честно говоря, мы всё ещё знаем слишком мало о природе отношений между нейрофизиологическими состояниями и состояниями сознания.
Этой первой попыткой была положена основа в сознании подражательности формам природы.
Учитель в произведениях классика больше всего любил одушевлённое изображение картин природы, действующее непосредственно на сознание читателя и производящее эффект присутствия в описываемых событиях.
Медитация — это путь мистического познания природы своего сознания.
Но этим не решается вопрос происхождения сказки и инициации, как и вопрос о природе самого сознания.
Для греческого сознания мёртвой природы не было: она вся была жизнью, вся — духом, вся — божеством.
Здесь неизбежно обнаруживаются все те черты, которые делают власть невыносимой; в неменьшей степени приводит в уныние облик толп, жаждущих повиновения, становящихся жертвой собственных импульсивных действий и по природе своей лишённых сознания.
Задача идеологии — не открытие новых истин о природе, обществе или человеке, а организация общественного сознания, управление людьми путём приведения их сознания к некоторому установленному общественному образцу.
Её природа берёт начало в глубинах нашего сознания, в центре внутреннего «я», поэтому есть одна из главных составляющих графологического анализа.
Причина кроется не только в природе медиуме, но и в расщепленности сознания людей XIX века с его непримиримыми оппозициями красоты-пользы, искусства-науки, натурализма-идеализма и т.
Один за другим являлись в истории пророки, провозглашавшие грядущее рождение нового человека и общества, ими основывались религии, порой откровенно социального толка, порой — на действительно духовных принципах; мы можем вспомнить случаи, когда начало того или иного из этих течений было многообещающим относительно выдвигаемых целей (в числе которых, например, развитие и совершенствование человека), но поскольку сознание людей по большей части серьёзных изменений не претерпевало, старые недостатки и изъяны, присущие самой человеческой природе, постепенно давали себя знать и по истечении определённого времени происходил откат почти к той самой отметке, рубежу, откуда с такими чаяниями и воодушевлением начиналась работа.
Эта материя сознания берёт силы из природы и выделяет их как мысль.
Другими словами, предметом его философских рассуждений являются человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников.
Если же, наоборот, мы станем отрицать возможность познать нечто так, как оно есть само по себе; если сущее есть лишь одна из тех мыслей, которые мы производим, то ведь это означает, что мы приписываем объективность тем самым представлениям, которые мы производим с сознанием необходимости, и что, полагая нечто как сущее, мы тем самым утверждаем, что все другие, хотя бы лишь гипотетически допускаемые мыслящие существа, обладающие той же природой, что и мы, должны были бы производить это нечто с той же самой необходимостью.
Ярко выраженная духовная материализация окружающего в величине сил окружения природы общего воспроизведения дала рост внутреннему духовному росту и образовала единицу по-новому сформировавшегося сознания или понятия сил той же природы.
Памятники, созданные человеком или природой, оказывают неизменно благоприятное воздействие на сознание, психику людей, вызывают интерес к изучению прошлого, истории народа, страны, данной местности или отдельной личности, изучению окружающей природы.
Все существовавшие в истории философские концепции человека охватывали, как правило, одну какую-либо его сторону: либо человек есть природа в духе классической философии истории, либо сознание, в понимании всех идеалистических теорий, либо решающей оказывается его связь с обществом в стиле современных социально-философских концепций, либо его отношение к (Божественной) природе и другому (общение) в религиозно-этическом ключе.
Я была тогда хрупкой не от природы — от смутного, но бесспорного для себя сознания неуместности собственного тела.
Ему приходится разбираться во всех этих изменениях, распределять их соответственно их источнику и узнавать через них подробности окружающих миров; организовать присвоенную для своих целей материю, то есть свои собственные тела в проводники все более усложняющиеся, все более восприимчивые, все яснее распознающие; ему приходится или вводить в них, или же выбрасывать из них те вибрации, которые ударяются о них извне, и под конец, с помощью тех же проводников, запечатлевать все изменения своего сознания на предметах внешней природы, делаясь таким образом её властелином вместо того, чтобы быть её рабом.
По мере того как человек повышается в своём развитии, его сознание переходит из низших плоскостей в высшие, и он всё более и более сознаёт свою высокую природу.
Научная мысль объединяла религиозное и суеверное сознания, видя в них общий корень — беспомощность человека перед силами природы, его попытку защититься от неведомого будущего.
Такие утверждения, как «Всё существующее по природе материально, и духовного мира нет» или «Сознание есть продукт материи», принадлежат, конечно, к этой категории, независимо от того, насколько самоочевидными они могут показаться носителю здравого смысла или механистически ориентированному учёному.
Если социальная действительность выступает второй природой существования человека, как результат его деятельности, материальной и духовной, в том числе правовой, но в любом случае в сознании личности остающейся, по крайней мере на современном этапе, объективной данностью, то правовое поле в сознании людей воспринимается как исходно субъективное, генерируемое волей определённым образом организованного социального образования.
Вместе с тем, отражая трансцендентно-имманентную природу состояния сознания присущим ему в качестве языкового явления способом (двойственной субъект-предикативной структурой), словесный миф изначально приспособлен тем самым к тому, чтобы иметь возможность стать естественной формой для вмещения в том числе и отрефлектированного религиозного содержания, тоже, как и неотрефлектированный миф, всегда «говорящего» о той или иной связи трансцендентного и имманентного.
Правда, благодаря тому что границы человеческого сознания значительно расширились, себя, судя по всему, человек уже выделял из мира дикой природы.
И человек путём развития духовного сознания может привести себя в тесную родственную связь и соприкосновение с этой высшей частью своей собственной природы и, таким образом, приобрести знания, о которых интеллект сам по себе даже не может мечтать.
Политическое сознание древних греков было космологично и вместе с тем связано этикой, нравственной верой в божество, подчинялось закону справедливости, которая разлита в космосе, природе и распространяется на личную жизнь человека.
Осмыслить природу человеческого сознания так и не удалось ни одному из учёных с мировым именем.
Критерий различения состоит в решении вопроса об отношении материи к сознанию, природы и духа, т.
Борьба материализма и идеализма в решении проблемы духа и материи, души и тела, сознания и природы продолжается и по сей день.
Мышление представляет собой процесс отражения в сознании личности закономерных связей и отношений между предметами и явлениями природы и окружающей действительности.
Принцип системности: системность деятельности характеризуется уровнями своей организации, компонентам внутренней психологической структуры соответствуют определённые динамические составляющие внешней, предметно-практической деятельности; развитие, динамика деятельности проявляется в подвижности отдельных её составляющих, изменении их иерархической взаимозависимости, в превращении одних элементов в другие; единство сознания и деятельности, когда принимается взаимообусловленность развития сознания в деятельности; регулирующее воздействие сознания на ход, способы осуществления и результаты деятельности; признание за психической деятельностью социальной природы, а в качестве исходной формы любой деятельности — совместную и практическую.
Современная психологическая наука рассматривает человека как материальный продукт природы, а его сознание — как функцию высокоорганизованной материи его мозга.
С другой стороны, «способность прозрения» (духовность) обогащает интеллект своими импульсами и стремится поднять его сознание до своей высоты, помогая человеку в его совершенствовании и развитии и вызывая в нём желание господства и контроля над своей низшей природой.
По отношению к такой системе как сознание, питающей и организующей её средой выступают природа (в том числе внутренняя природа, включая бессознательное) и окружающая культура.
Столь же удивительно найти сознание там, где мы его не искали — у низших животных, растений, в неживой природе.
Отказавшись от веры в предустановленный состав трансцендентных по природе платоновских идей (а, соответственно, и от веры в их прямое именование языком) и обратив взор исключительно на имманентную субъектную сферу и на «предметный» уровень чувственной реальности, сознание естественно пришло к абсолютной конвенционализации имён языка (и языка вообще), воспринимаемых в таких условиях как сугубо условные значки для установленного «состава» предметного и ментального миров, конвенционально же или неконвенционально при этом понимаемого.
Сложная природа реальности человеческого сознания допускает возможность того, что там, где существует любовь, всегда есть немного ненависти, там, где есть восхищение, обязательно присутствует немного зависти; там, где есть самоотверженность, всегда присутствует немного враждебности; там, где есть успех, всегда присутствует немного мрачных предчувствий.
Следует лишь знать, что эти энергетические центры по своей природе являются чувствительными областями, через которые энергии ангелов могут проникать в наше тело и сознание.
Особенности данного свойства обусловлены тем, что используемое для его формирования воздействие формируется с использованием сознания (и знаний) субъекта управления и принимается управляемым объектом в силу действия законов природы, то есть без всяких условий с его стороны.
Те же исследователи, которые отвергают плюралистический и механистический подходы и пытаются свести исторические комплексы к их внутреннему единству и качественной определённости, исходя из последовательно идеалистических позиций, вынуждены критерии установления комплексной исторической природы сопоставляемых образований искать непосредственно в различных формах общественного сознания, в элементах «духовной» культуры.
Не далее как два дня назад вечером я обдумывала природу деструктивного лидерства, в моём сознании всплывали образы моих прежних клиентов, которые не имели права на слабость, которым жизненно необходимо было стать самыми крутыми в их бизнесе.
В системах британских эмпириков (Беркли, Юм) смысл, как сверхчувственная онтологическая реальность, отсутствует даже в индивидуальном сознании, а мышление трактуется как процесс манипулирования представлениями, имеющими скорее чувственную, а не сверхчувственную природу.
Греческая онтология природы, космоса заменяется онтологией сознания.
Не писаный, а внушённый природой и разумным сознанием закон, или, вернее, обычай первохристианской массы был другой.
И в тантрической традиции, и в древнекитайском даосизме мы встречаем сходные представления о реальности как «несотворенном бескрайнем просторе»; это чистое пространство составляет природу всех живых существ и самого сознания, которое в этом качестве не имеет количественных характеристик, а представляет собой чистую текучесть без начала и конца.
Третий вопрос, входящий в проблему психического развития, — это вопрос о генезисе сознания человека... Вопрос о генезисе человеческого сознания — это, вместе с тем, вопрос о его природе...
Но главное — это высокое сознание каждого человека, потому что человек чаще всего остаётся один на один с природой, и за каждым уходящим в лес нельзя посылать дозорного.
Обычному человеку, который живёт на поверхностном уровне своего бодрствующего сознания, не ведая о глубинах собственного «я» и обширных пространствах, скрытых покровом внешней природы, его психологическое существование представляется относительно простым и очевидным.
Разнообразие психологической природы религиозного содержания обусловливает его особую «проникающую» в сознание силу.
Дело в том, что утверждения об искусственном интеллекте, как видно из самого названия, исходят из смешения понятий интеллекта как одной из форм проявления сознания и в целом сознания как единства интеллекта и духовности, как системообразующего параметра человеческой природы.
Защищая необходимость казни дворян, я рассуждал совершенно так же: пока народ будет искать доказательств, причинил ли какой-нибудь вред именно данный аристократ, эти паразиты разрушат всю ткань неокрепшей ещё республики; народ довольствуется сознанием, что аристократы по своей природе вредны новому строю; народ — не судья, он не мстит и не наказывает, а только охраняет свою родину.
Мы не предлагаем вам обложиться подушками и пытаться силой своего воображения изменять свою внешность, и всё же на любой тренировке, во время выезда на природу или похода в бассейн нужно заставлять работать не только тело, а ещё и сознание.
Лишь германские народы дошли в христианстве до сознания, что человек как таковой свободен, что свобода духа составляет самое основное свойство его природы; это сознание сперва появилось в религии, в сокровеннейшей сфере духа, но проведение этого принципа в мирских делах являлось дальнейшей задачей, разрешение и выполнение которой потребовали тяжёлой продолжительной культурной работы.
Полноценная реализация человеческой природы не только требует задействования материальных мер информации, материи и энергии, она также задействует и ин-формирующий аспект нашего бытия (который делает возможным наше сознание и наши отношения друг с другом).
А это возможно тогда, когда мы лишим все наши мысли мещанской мысли — сюжета — и приучим сознание видеть в природе всё не как реальные вещи и формы, а как материал, из массы которого надо делать формы, ничего не имеющие общего с натурой.
Всякая сила и всякий закон природы, каждый случай, в котором они проявляются, сначала должны быть непосредственно познаны рассудком, интуитивно восприняты, прежде чем абстрактно войти для разума в рефлективное сознание.
Она рассказала маленькому сыну о том, как неразрывно связаны сознание и природа, дух и материя, душа и тело.
Далее при исследовании причин победы большевиков в гражданской войне я обращаю внимание на те особенности русского национального сознания, которые прямо противоречат мифу о коллективистской природе русской души, но которые умело эксплуатировали в своих политических целях большевики.
Внимание помогает сознанию избегать греха, как бессловесные избегают ядовитого в снедях; у животных это от природы, а у человека и от рассудка (свт.
То же и с сознанием: когда оно спокойно, мы видим то, что составляет нашу собственную природу; не смешиваем себя ни с чем, но остаёмся сами собою.
Литература в том значении, в котором я употребляю здесь это понятие, не есть нечто более искусственное, условное, а только более сознательное, чем стихийное творчество поэзии, хотя столь же естественное, — как вообще культура не есть нечто противоречащее, а только продолжающее дочеловеческую природу в мире человеческого сознания.
Критическая философия есть послушное сознание необходимости не природы, а самого сознания, не материи, а разума, есть послушание необходимости через послушание категориям.
Они исследуют практики взаимодействия с природой и дискурсы о природе, экологическое сознание и ценности, энвайронментализм как социальное движение за качество среды обитания и теоретическую рефлексию огромного количества авторов из различных областей науки, политики и производства.
Нам необходимо узнать нашу основополагающую природу — изначальное необусловленное состояние, лежащее в самом сердце любого момента сознания.
Различные формы общественного сознания: этика, религия, искусство, философия, наука, эстетика и др., по-своему стремятся объяснить социальные законы, природу самого человека, тайны бытия и т.
Их сознания на некоторое время погружаются в природу, чтоб выйти из неё властелинами.
Природа органическая, лишённая сознания, мертва перед существами, одарёнными сознанием, но она полна жизни в сравнении с природой неорганической, которой в свою очередь уступает «состояние ничтожества».
Существо неверия заключается в сознании бессмысленности, незавершённости, слепой фактичности мира и потому одиночества и трагичности положения и судьбы человеческой души в мире, бессилия человеческих упований перед лицом равнодушных и потому жестоких сил природы (включая стихию природных страстей человека).
Разумеется, эта огромная тема — и можно разве только коснуться того, как пейзажи, картины, явления живой природы отображали развитие детского сознания.
Между сознанием и энергией существуют динамичные симбиотические взаимоотношения, природу которых учёным удалось выяснить лишь недавно.
Основой — быть может, самой глубокой — религиозного чувства древнего эллина было сознание таинственной жизни окружающей его природы.
В сознание общества настойчиво вколачивался стереотип: человек с вершей или намёткой — браконьер, смертельный враг природы и губитель всего живого, преступник, и место ему в тюрьме.
В чём природа моего сознания?
Два кошмара угнетают современное сознание в философии природы: механический материализм и идеалистический субъективизм.
Для разумного существа, связанного с животной жизнью, есть только два пути: путь следования разуму, подчинения ему своей животной природы, путь радостный, дающий сознание жизни вечной и радости этой жизни.
Когда сознание сосредоточено на элементах природы, думая об их начале и конце, это один: род савитарки.
Пламенная душа была призвана для широких наслаждений; в светлой природе было одно сознание, что человек сотворён для рая — и это был не софистический, философский вывод, и вдохновенный инстинкт прекрасного сердца, которого младенческая неопытность жизни не могла сделать анализа этого чутья — юноше снились чудные грёзы, в восторженном заблуждении он создавал из самого яда упоительный напиток, туманивший его сладким хмелем; и когда сквозь этот угар и мрак обаяния луч истины пробивался на него ненароком, она язвила его слабое зрение и пугала робкое воображение.
Святоотеческое сознание оставляет человека беспомощным в раскрытии его творческой природы.
Брак понимался и интерпретировался общественным сознанием как имитация божественных актов плодородия, универсальное проявление законов природы, необходимое следствие биологических и психических сил.
Каждый говорил тихо, будто желая слиться с природой — ни громких голосов, ни шагов, ни весёлого смеха — так, будто снег шёл не за окнами, а в сознании людей.
Далее он дал критику официального марксизма — положения о трёх составляющих его предмета — учения об обществе, о сознании (мышлении) и природе как «лоскутной» концепции, не имеющей единого основания интеграции.
Напротив, неистощимо изобретательная природа постоянно показывает нам всё новое и новое, когда ей вздумается; и это новое потом становится в нашем сознании так же неискоренимо, как прежде было неизобретаемо.
Это, в свою очередь, отвечает на наш второй вопрос, поскольку где бы мы ни нашли — в природе или в небе — повторение этой модели замысла, которая в случае с человеком, как мы знаем, соединена с возможностью разума и сознания, мы вольны предположить, что этот замысел включает возможность разума и сознания и на другой шкале, — так же как мы предполагаем, что проект динамо-машины даёт возможность вырабатывать электричество везде, где бы он ни был материализован.
Они были очень красивые и карие, а маааленькая родинка слева на нижнем веке, совсем рядом с уголком глаза, заставила его застыть в изумлении, и хотя мужественный и оценивающий взгляд ещё находился во власти испещрённых типографскими значками газетных листов и цветных обложек журналов, посвящённых в основном науке и технике, сознание сразу запаниковало и сдалось на милость неизвестной победительнице, одетой в чёрную, полностью скрывающую фигуру одежду с узкой прорезью для глаз, которая дополнительно подчёркивала и волнующе выделяла это чудо природы.
Мы связываем не только различные аспекты нашего нечистого сознания с чистыми формами, но также эти чистые формы с самой природой ума.
Иными словами, светская этика — это объективные законы природы, действующие в обществе независимо от нашего сознания и которые можно познать научным методом — экспериментом и разумом.
Наверное, ими заинтересуются антропологи, изучающие туземные культуры и шаманские практики, обряды инициации и церемонии целительства; танатологи, исследующие смерть и предсмертные переживания; практикующие терапевты, использующие различные мощные эмпирические техники психотерапии, работу с телом или неавторитарные формы гипноза; учёные, занимающиеся лабораторными исследованиями изменённых состояний сознания и использующие для этого сенсорную изоляцию и перегрузки, биообратную связь, холофоническое звучание и другую звуковую технику; психиатры-клиницисты, которые работают с пациентами, переживающими неординарные состояния сознания в острой форме; парапсихологи, исследующие экстрасенсорное восприятие, и физики, интересующиеся природой пространства и времени, применением квантово-релятивистской физики для понимания взаимоотношений материи и сознания.
Все граждане были пропитаны сознанием слабости человеческой природы и тою неопровержимою аксиомой, что «ведь свет не пересоздашь, а следовательно, и толковать об этом нечего».
Будучи таковой проекцией, миф редуцирует прагматические и эмоциональные составляющие обряда и придаёт фиксируемому и возобновляемому обрядом состоянию сознания соответствующую природе языка форму суждения с глагольным предикатом, чем «событизирует» его и придаёт ему специфическую образность.
Этика основ бытия, область прошлых существований и часть наблюдений над элементами видимой природы могут составить неутомительную триаду, очищающую сознание.
Эго находится в переходной стадия сознания, и борьба бывает по временам мучительна, но внутренне растущий человек с течением времени поднимается выше влечений низшей природы, и пробуждающееся духовное сознание даёт ему возможность понимать настоящее положение вещей, помогает ему овладеть низшим «Я» и стать в правильное активное отношение к нему.
Именно так работает глаз человека, независимо от его сознания, по программе, заложенной самой природой.
Здесь уместно оценить, что же следует из данных, полученных в квантово-релятивистской физике, в современных исследованиях сознания и в других областях науки двадцатого века, для понимания психики и человеческой природы.
При чувстве всеобъемлющей красоты, открывавшейся сознанию греков, силы природы мгновенно потеряли для них свой прежний мрачный, ужасающий, неотразимый характер; отрешились от своей необъятной, хаотической основы, приняв в воображении их кроткие, ласкающие или в самой серьёзности своей благодушные образы, близкие, дружественные людям, участвующие в каждом их чувстве, в каждой мысли и действии.
Одно единое в себе сознание с разных точек зрения предицирует либо один референт, либо, что никак дела не меняет, разные, но единые по природе референты.
Живопись и скульптура, изображая большей частью человека или какие-либо явления, существующие в природе, возбуждают в нашем сознании совершенно понятные и определённые представления.
Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим сознанием, не была обижена.
Другими словами, техническое свойство управления формируется на основе такого воздействия субъекта управления на его объект, которое базируется лишь на его сознании, известных ему законах природы и которое ничем больше, кроме этих законов, не обусловлено со стороны управляемого объекта.
По самой своей природе этническое сознание политически нейтрально, но может приобрести политическую (этнополитическую) направленность под влиянием элит, которые в науке принято называть «этническими антрепренёрами».
Не загружая сознание подростков философскими понятиями (которые, разумеется, часто им недоступны), в процессе преподавания предметов естественного и гуманитарного циклов у них формируются взгляды на происхождение растений, животных и человека, на развитие природы и общества.
Философии разума должна предшествовать философия природы, поскольку сознание есть продукт развития природы.
Достижение космического сознания сводится по сути к преодолению внутренних барьеров, связанных с природой нашего эго, и по меньшей мере к приобщению, а в лучшем случае — к самоотождествлению со скрытым духом-знанием, который незримо пребывает во всех формах жизни и во всём, что кажется нам неодушевлённым.
То же обстоятельство, что они имеют у человека форму явлений сознания, составляет их специфическую особенность, но эта особенность, конечно, не отменяет указанного фундаментального отношения, характеризующего их природу.
Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение.
И небесполезно обратить внимание на то, что во всех подобных случаях речь идёт не о самой природе, а о природе в сознании человека данной эпохи: природа не столько объясняет качество сознания, сколько согласуется, гармонизирует с ним.
Такой ход искусства оправдывается и самым умозрением: для младенствующего народа объективное воззрение на природу и жизнь, как на предметы сущие по себе, и мысль, как предание о прошедшем, должны предшествовать внутреннему созерцанию и мысли, как самостоятельному сознанию.