Вы здесь

Проблема сознания: разные ракурсы. Евгений Корсунский. Проблема единства сознания в американской философии середины ХХ – начала ХХI-го века: синдром разделенного мозга ( Коллектив авторов)

Евгений Корсунский

Проблема единства сознания в американской философии середины ХХ – начала ХХI-го века: синдром разделенного мозга

Современная философия сознания является практически ориентированным направлением. Основываясь на последних достижениях в области когнитивных наук, аналитическая философия сознания пытается дать ответы на самые различные вопросы касающиеся природы сознания. Одним из сложнейших вопросов в этой области является вопрос о характере и структуре феноменального сознания. Впервые о единстве сознания как онтологической характеристике бытия заговорил Рене Декарт. В трактате «Размышления о первой философии…» он писал: «Когда я рассматриваю разум, то есть, поскольку я всего лишь мыслящая вещь, я не могу отличить в себе каких-либо частей, но воспринимаю себя чтобы быть точным, единым и цельным»26. Он считал, что если любая физическая материя состоит из частей, то дух, который не является протяженной субстанцией, должен быть необходимо един. Именно поэтому единство сознания, формально воплощенное в Я, обеспечивало соотнесенность нашего опыта друг с другом.

Юм считал, что для возможности единства всех наших представлений (идей) не нужны больше никаких оснований, кроме как наличие в идеях смежных качеств, таких как сходство, смежность во времени или пространстве, причина и действие: «Столь же очевидно и то, что, как чувства, изменяя свои объекты, с необходимостью изменяют их, повинуясь известному правилу, и воспринимают эти объекты в их смежности друг к другу, так и воображение в силу длительной привычки должно приобрести такой же способ мышления и пробегать части пространства и времени, представляя свои объекты»27. Для Юма нет необходимости постулировать наличие единого для всех идей субъекта восприятия. Однако, причины отношения идей и чувственных данных их порождающие для Юма оставались загадочными и относились им к первоначальным качествам человеческой природы.

Конец ознакомительного фрагмента.