Вы здесь

Предложения со словосочетанием "меры принуждения"

Предложения в которых упоминается "меры принуждения"

Защита (восстановление) субъективного права достигается благодаря мерам принуждения (меры защиты, меры ответственности, меры самозащиты и меры оперативного воздействия), которые реализуются в рамках охранительных обязательств.
Сфера же исполнительной юрисдикции всегда уже сферы предписательной, ибо, распространяя правовую власть на своих граждан, находящихся за границей, государство не может, обыкновенно, прибегнуть к мерам принуждения в случае нарушения этими лицами его властно-правовых предписаний до тех пор, пока они не окажутся в пределах его исполнительной юрисдикции.
Таким образом, уголовная ответственность — это есть предусмотренная уголовным законом, возникающая в случае совершения преступления (юридический факт) правовая обязанность лица, виновного в этом преступлении, отвечать за совершённое в уголовном порядке, подчиниться той мере принуждения, которую государство имеет право применять за совершение подобных преступлений.
Уголовная ответственность и есть предусмотренная законом обязанность виновного лица отвечать в случае совершения им преступления в уголовном порядке, подчиниться той мере принуждения, которую государство имеет право применять за совершение подобных преступлений.
При этом защита (восстановление) нарушенного субъективного права достигается благодаря мерам принуждения, которые реализуются в рамках охранительных обязательств.
Мера принуждения — это лишь один из элементов механизма под названием «охранительное правоотношение» (причём необязательный, поскольку защита права может быть осуществлена в добровольном порядке).
Определённая степень, то есть количество такого подавления и есть мера принуждения — уголовное наказание, административные меры ответственности и т.
Требования указанной нормы направлены на защиту личности от злоупотреблений со стороны тех должностных лиц, которые обладают, в силу своего процессуального положения, властными полномочиями, позволяющими им применять к другим лицам меры принуждения и совершать иные действия, связанные с ограничением прав и свобод граждан.
Следовательно, административный процесс едва ли возможно свести исключительно к рассмотрению спорных ситуаций и применению мер принуждения.
Нормативно-регулятивная подсистема определяет нормативы политического поведения и регламентацию с позиций права допустимых действий, образцы политических поступков, ориентированных на выполнение властных предписаний, а также способы осуждения и меры принуждения по отношению к действиям, противоречащим принятым в обществе политическим нормам и установлениям.
При выборе конкретной меры принуждения следует учитывать абсолютно все обстоятельства, характеризующие общественную опасность данного виновного лица, с целью применения к нему наиболее разумных, экономных и целесообразных для предупреждения с его стороны новых преступлений мер, которые в то же время отвечали бы задаче общего предупреждения.
Меры принуждения к осуждённым могут быть применены не иначе как на основании закона.
Выше мы определили уголовную ответственность как правовую обязанность лиц, виновных в совершении общественно опасных деяний, отвечать за совершённое в уголовном порядке, подчиниться той мере принуждения, которую государство в лице соответствующих органов имеет право применять за совершение подобных общественно опасных деяний.
Восстановление нарушенного права в охранительном правоотношении достигается путём применения мер принуждения.
Применительно к проблеме соотношения принуждения и наказания определение наказания как меры принуждения означает, что наказание по отношению к принуждению, с одной стороны, выступает его разновидностью, а с другой — ограничивает принуждение, вводит его в определённые рамки, конкретизирует, создавая основания для защиты личности от произвола государства.
Стало быть, по объёму осуществляемой власти территориальная юрисдикция может быть представлена во всех её аспектах: предписательная юрисдикция (способность устанавливать правовые веления и требовать их соблюдения), судебная юрисдикция (возможность принимать решения по правовой оценке конкретных поведенческих актов и применению предусмотренных за их совершение санкций), исполнительная юрисдикция (возможность реализации мер принуждения в целях обеспечения соблюдения указанных правовых велений).
Уже сейчас им удалось договориться о резком ужесточении контроля за отдельными элементами экономической политики национального государства, придании ему обязывающего характера и мерах принуждения.
Уголовная ответственность — это предусмотренная уголовным законом, возникающая в случае совершения преступления правовая обязанность лица, виновного в этом преступлении, отвечать за совершённое в уголовном порядке, подчиниться той мере принуждения, которую государство в лице соответствующих органов имеет право применять за совершение подобных преступлений.
Любой народ или страна имеют армию для защиты и меры принуждения и наказания для нарушающих закон.
Охрана природы, безусловно, осуществляется в процессе её использования, но отнюдь не всегда это может происходить само собой, и государству приходится прибегать к определённым мерам принуждения, чтобы обеспечить сбережение природных ресурсов, предотвратить их уничтожение, преодолеть объективные противоречия между товарным производством и охраной природы ради более отвлечённых целей (в интересах будущих поколений).
Советское командование также не гнушалось подобными мерами принуждения.
Другие авторы считают, что это не только мера принуждения, но и следственное действие, поскольку в ст.
Такое доставление являлось бы обеспечительной мерой принуждения.
Отечественное уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осуждённых перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст.
Она определяет типичные черты жизненных ситуаций, в которых подлежит реализации, видовые признаки общественных отношений и их участников, чьё поведение регулируется нормой; само правило выражено в общей форме как модель поведения; в общей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям нормы.
Каждая правовая норма определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями его реализации и мерами принуждения к соблюдению; связь этих определений (элементов, атрибутов) правовой нормы образует её структуру.
Структура правовой нормы является применением к каждой из них общего правила, которое может быть выражено таким образом: «находясь на территории государства (или: будучи гражданином государства), необходимо соблюдать законы этого государства; в противном случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения».
Санкция одной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к правонарушителю; гипотезы также в определённом аспекте становятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение.
Этот особый субъект гражданского права обязан беспрерывно и без исключений издавать обязательные для исполнения всеми субъектами права законы, принимать административные акты, из которых возникают гражданские правоотношения независимо от воли другой стороны, сохранять властные функции (осуществлять меры принуждения), пользоваться нормами, направленными на защиту прав неопределённого круга лиц или целостности государства.
Так, например, если устанавливается диктатура какого-либо класса или лица, то будут востребованы меры принуждения, превалирующие над естественным процессом развития правовой или экономической системы.
И именно эта категория определяет также специфику мер принуждения, применяемых государством в отношении налогообязанных лиц.
Представители власти понимают, что поддержание налоговой дисциплины невозможно только с помощью убеждения и правового стимулирования (например, налоговых льгот), в связи с чем предусматривают применение в отношении недобросовестных налогообязанных лиц различных мер принуждения, в частности, мер юридической ответственности, за невыполнение последними своей налоговой обязанности.
Моментом возникновения статического государственного принуждения следует считать день опубликования нормативного правового акта, устанавливающего основания применения конкретной меры принуждения.
Лишь в случаях, когда правовых ограничений, налагаемых этими мерами принуждения, оказывается недостаточно для обеспечения законности в сфере налогообложения, «включается» механизм применения мер принуждения иной отраслевой принадлежности.
Кроме того, в рамках одного и того же налогового производства могут применяться меры принуждения, принципиально отличные по основаниям и целям применения.
Доначисление налогов (и взыскание на основании этого финансовой санкции в виде пени на сумму доначисленных платежей) как мера принуждения имеет ярко выраженную пресекательную направленность, поскольку применяется только в тех случаях и к тем налогоплательщикам, в отношении которых существует наиболее высокая вероятность предполагать наличие признаков недобросовестности.
Помимо обеспечительных мер, участники гражданского и арбитражного процесса могут в некоторых случаях претерпевать меры принуждения, имеющие характер процессуальной ответственности.
Контрольная функция реализуется через налоговые проверки, меры принуждения и наказания.
За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.
Меры принуждения и наказания, применяемые в отношении плательщика, уклоняющегося от своих обязанностей, также аналогичны.
Если коллективы формируются «сверху», в основе отношений лежит необходимость исполнять служебные обязанности, то есть в какой-то мере принуждение.
Это важное принципиальное начало закрепляет запрет применения мер принуждения к лицу без достаточных на то оснований и гарантировано ст.
Во многих случаях наши действия по применению целенаправленных санкций и прочих мер принуждения предназначены не только для отстаивания международных норм, но и для сдерживания серьёзных угроз стабильности и порядку на региональном уровне.
Пётр I упразднил такие меры принуждения, как правёж и отдача головою.
Наличные деньги, которые были в обращении, находились главным образом в руках этого гонимого племени, а дворянство не стеснялось следовать примеру своего монарха, вымогая их всеми мерами принуждения, не исключая даже пыток.
Меры принуждения к нарушителю бюджетного законодательства закреплены в гл.
При рассмотрении дел об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей о возвращении государственным органам в области применения мер принуждения принятых ими постановлений о взыскании за счёт имущества должника невозвращенных заёмных средств, платы за пользование этими средствами и пеней судам необходимо исходить из следующего.
Односторонние меры принуждения, осуществляемые государством, носят характер самопомощи.
Права потерпевшего государства на принятие односторонних мер принуждения весьма ограничены.
Надлежащий прокурорский надзор, не создавая сам по себе условий эффективного применения мер уголовно-процессуального принуждения, содействует тому, чтобы правоприменительные органы использовали их по своему прямому назначению и в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Но значение мер уголовно-процессуального принуждения сказанным не исчерпывается.
Итак, наказание есть принуждение, но не просто принуждение, а мера государственного принуждения.
Это ещё одно из подтверждений наших суждений о том, что эффективность мер уголовно-процессуального принуждения может рассматриваться лишь в плане эффективности их применения.
Несмотря на всё своё многообразие, эти внешние условия эффективности мер уголовно-процессуального принуждения можно классифицировать по их отношению: а) к правовому регулированию таких мер; б) к соответствующей правоприменительной деятельности; а также в) в зависимости от психологического отношения к мерам уголовно-процессуального принуждения и последствиям их применения со стороны лиц, подвергнутых воздействию таких мер.
Такие сведения не могут служить основанием для принятия процессуальных решений по уголовному делу о возбуждении уголовного дела, о применении мер процессуального принуждения (о задержании подозреваемого в совершении преступления), о производстве следственных действий, поскольку они не могут заменить конкретные оперативно-служебные документы.
Балашова отмечает, что неисполнение обязательственного правоотношения, являясь основанием применения мер гражданско-правовой ответственности, характеризуемых государственным принуждением, отрицательными для нарушителя последствиями и общественным осуждением, имеет место исключительно в рамках этого правоотношения, что нашло своё отражение в судебной практике.
Принуждение, обеспечивающее реализацию мер гражданско-правовой ответственности, исходит от специальных правоприменительных органов, не являющихся участниками гражданских правовых связей.
Из этих установок мы и должны исходить при оценке даже единичных случаев нарушения законности при применении мер уголовно-процессуального принуждения.
Обладая в отмеченном отношении прогрессивным характером, меры уголовно-процессуального принуждения наполняются действенной силой, если, будучи социально ценными, они становятся ещё и способными оказывать самое благотворное, социально полезное влияние на формирование и развитие общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства.
Разграничить эти разновидности правового принуждения по содержанию помогает понятие меры.
Под эффективностью же применения мер уголовно-процессуального принуждения, связанных с собиранием и исследованием средств уголовно-процессуального доказывания понимать способность этих мер максимально содействовать успеху такой деятельности и в целом достижению по уголовному делу объективной истины при наименьших социальных (материальных, духовных, а также вызванных стеснением гарантированных прав и свобод граждан) издержках, следующих при этом.
Видимо, здесь в какой-то мере сказалась превентивная природа принуждения в советском уголовном процессе, допускающая возможности применения конкретных мер уголовно-процессуального принуждения для предупреждения совершения определёнными лицами нежелательных действий.
Разрешение в постановлении о прекращении уголовного дела вопросов о вещественных доказательствах, об отмене мер уголовно-процессуального принуждения и пресечения является обязательным требованием закона.
Ненадлежащее исполнение обязательств должно обеспечиваться мерами государственного принуждения.
Все признаки уголовно-процессуального принуждения в равной мере имеют прямое отношение и к мерам пресечения.
Критерии же эффективности применения мер уголовно-процессуального принуждения необходимо искать прежде всего в степени их влияния на достижение стоящих перед ними целей.
Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.
Необходима чётко выверенная, социально обусловленная и понятная населению дифференциация воздействия на преступников, сочетающая в себе как меры уголовно-правового принуждения, так и меры уголовно-правового поощрения за позитивное поведение лиц, отбывающих наказание.
Подвергаемое же задержанию лицо сразу ставится в известность о причинах применения к нему такой меры процессуального принуждения и о своём процессуальном положении.
Требуется совершенствование механизма государственного принуждения и применение мер административной ответственности.
Они основываются на силе и авторитете государственной власти, включают меры запрета, разрешения, принуждения.
Такая позиция законодателя, объяснимая, на наш взгляд, лишь заботой о сужении сферы применения этой наиболее остро стесняющей личную свободу граждан меры уголовно-процессуального принуждения, приводит иногда к тому, что лица, совершившие даже злостные хулиганские действия, скрываются от правосудия и зачастую совершают новые преступления.
Причём эти цели могут выступать как общие для всего названного института, так и быть специфичными для отдельных видов мер уголовно-процессуального принуждения.
Сделано это применительно к отдельно взятой, конкретной мере уголовно-процессуального принуждения (задержания, обыска).
Таким важным признаком, позволяющим во многих случаях отличить уголовное наказание от иных мер государственного принуждения, является содержательный признак уголовного наказания, характеризующий его внешние связи — применение наказания только за совершение преступления.
Поскольку, как следует из совершенного преступления, угроза применения мер государственного принуждения не сдерживает определённые мотивы, то существует, как правило, возможность нового преступления именно по этим мотивам.
При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
Качественная правовая регламентация мер уголовно-процессуального принуждения является одним из важнейших условий их эффективного функционирования.
Кроме того, применение, к примеру, мер пресечения и отстранения от должности как мер уголовно-процессуального принуждения возможно, как правило, лишь при наличии сформулированного по делу обвинения (исключение составляют случаи применения мер пресечения к лицам, подозреваемым в совершении преступления).
Применение данной меры процессуального принуждения допускается только за преступления, наказуемые лишением свободы, при наличии чётко определённых оснований и в предусмотренном уголовно-процессуальным законом порядке.
Рассмотрим эти цели в рамках нашей классификации всех мер уголовно-процессуального принуждения: на направленные на предотвращение ненадлежащего поведения участников уголовно-процессуальной деятельности, которые связаны в основном с собиранием и исследованием средств доказывания.
Такой подход позволяет при измерении эффективности охватить все показатели эффективности применения мер уголовно-процессуального принуждения, выделить высшие и низшие их пределы, ранжировать на определённые уровни.
Последняя приводит, таким образом, к главенству мимолётности, поскольку в данном случае отсутствует какая-либо внутренняя ценность в достижении цели и в равной мере приводит к главенству глупости, по мере того как мы начинаем испытывать на себе влияние принуждения, обусловленного единственным примером, который многие представители общества нам подают, — раболепно подчиняться74.
При реализации охранительной функции административного права может быть использовано правовое государственное административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции и т.
При производстве судебно-следственных действий, применении мер уголовно-процессуального принуждения и обеспечения, включая производство личного обыска, освидетельствовании, судебно-медицинской экспертизе, получении образцов (крови, слюны, волос, соскобов из-под ногтей и т.
Имея соответствующую профессиональную подготовку, дополненную практическим опытом, следователь, проанализировав обстоятельства дела, может принять своевременное, правильное и обоснованное решение о применении той или иной меры уголовно-процессуального принуждения и провести его в жизнь.
Именно совокупность фактических данных (доказательств), позволяющих сделать вывод о необходимости применения той или иной меры уголовно-процессуального принуждения, является достаточным основанием для её применения.
Применяться рассматриваемая мера процессуального принуждения может только при наличии сформулированного по делу обвинения.
Привод как мера уголовно-процессуального принуждения преследует, как правило, две группы целей: во-первых, аналогичные тем, что имеют место при избрании мер пресечения; во-вторых, содействование успеху в деле собирания и исследования средств уголовно-процессуального доказывания.
Среднеэффективными мерами уголовно-процессуального принуждения будут такие, применение которых в основном обеспечивает достижение намеченных результатов при уровне издержек, не превышающих допустимого при данных условиях пределах.
В целях обеспечения нормального хода расследования следователь уполномочен производить задержание подозреваемого, применять меры пресечения и иные меры уголовно-процессуального принуждения.
Поскольку, как следует из совершенного преступления, угроза применения мер государственного принуждения не сдерживает определённые мотивы, то существует возможность нового преступления именно по этим мотивам.
Её сущность заключается в обязанности прокурора использовать предусмотренные законом средства для изобличения лица, совершившего преступления, привлечению его к уголовной ответственности и применения к нему необходимых мер процессуального принуждения.
Необходимость выделения этого принципа означает указание на действие в рамках саморегулируемой организации так называемых корпоративных норм, занимающих среднее положение между социальными нормами (исторически сложившимися правилами общественного поведения, соблюдение которых обеспечивается моральной ответственностью их нарушителей) и юридическими нормами (правилами поведения, установленными законом или иным нормативным правовым актом, распространяющими своё действие на неограниченный круг лиц, соблюдение которых обеспечивается государственным принуждением в виде меры наказания, установленной законом).
Этому содействует и сама процедура оглашения постановления (определения) о применении меры уголовно-процессуального принуждения.
Объём выраженности (удельного веса) ответственности (речь идёт не о перспективной, а о ретроспективной ответственности) в отдельных видах и мерах уголовно-процессуального принуждения, безусловно, различен.
Между тем они являются вполне самостоятельными мерами уголовно-процессуального принуждения.
Чёткость выражения непосредственной цели конкретно взятой меры уголовно-процессуального принуждения делает процесс применения её более стройным и планомерным, целеустремлённым и действенным.
Приведённая дифференциация уровней (степеней), на наш взгляд, позволяет объективно оценить эффективность деятельности следственно-прокурорских и судебных органов по применению мер уголовно-процессуального принуждения, вскрыть встречающиеся при этом наиболее типичные недостатки, определить возможные пути их устранения.
Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п.
Для того чтобы возникла конкретная уголовная ответственность лица — обязанность его подчиниться определённым мерам государственного принуждения (мерам определённого вида и размера) — необходимо не только, чтобы деянию была свойственна общественная опасность того или иного характера, но и чтобы лицо, совершившее это деяние, обладало общественной опасностью определённого характера и степени, или, иначе говоря, различные санкции в зависимости от состава преступления предусмотрены в законе потому, что элементы этих составов свидетельствуют о различиях в характере и степени опасности самих деяний и их субъектов.
Применительно к государственному принуждению споры идут только по вопросу о том, все ли меры государственного принуждения направлены на обеспечение реализации юридической ответственности или только те из них, которые закреплены в санкциях правовых норм.
Кроме того, они конкретизированы применительно к отдельным мерам уголовно-процессуального принуждения (ст.
Во вторую группу входят такие меры процессуального принуждения, как обыск и выемка (ст.
Мера государственного принуждения как признак уголовного наказания заключается в том, что по своему характеру уголовное наказание является разновидностью принуждения.
Форма применения мер уголовно-процессуального принуждения предполагает и строгую последовательность совершаемых при этом действий.
Здесь мы вплотную подходим к вопросу об условиях эффективности мер уголовно-процессуального принуждения.
Меры пресечения представляют собой способы процессуального принуждения предупредительного характера в отношении обвиняемого, а в исключительных случаях — подозреваемого.
Между тем в реальной истории «западное» государство постоянно выступало и по отношению к собственным подданным, и по отношению к внешнему миру в качестве неумолимой и последовательной силы принуждения к рынку у причём происходило это ещё до того, как само государство стало в полной мере буржуазным.
Иными словами, государство, согласованно выражая интересы общества, наделившего его соответствующими полномочиями, официально их закрепляет в установленных порядке и форме и обеспечивает мерами государственного принуждения, которые и являются гарантией их осуществления и развития.
Совершаемые при применении мер уголовно-процессуального принуждения действия должны осуществляться не только строго в рамках закона, но и тактически грамотно, с соблюдением этических норм.
Образуя в целом единый институт мер уголовно-процессуального принуждения, вместе с тем сами такие меры не теряют своего качественного своеобразия и различаются по: характеру принуждения; степени наличия в них элементов уголовно-процессуальной ответственности; своей целенаправленности; субъектам, к которым возможно их применение; органам и должностным лицам, наделённым правом их применения и т.
Уголовное наказание как социально-правовое явление современности предстаёт в виде правовой абстракции и меры индивидуального принуждения, применяемой к лицу, признанному виновным в совершении преступления.
Ориентируя на конкретное результаты применения мер уголовно-процессуального принуждения, цель вместе с тем ориентирует и на средства и способы её достижения.
Без тщательного анализа практики применения мер уголовно-процессуального принуждения (этому посвящается один из последующих разделов нашей работы) судить о степени их эффективности не представляется возможным.
Доказательств причастности задержанного к совершению преступления на момент принятия решения о задержании может быть ещё недостаточно для предъявления обвинения, но они, безусловно, должны быть на момент применения указанной меры процессуального принуждения.
Специфика уголовных законов состоит в том, что в них закреплены основания наиболее суровой формы ответственности — уголовной ответственности и предусмотрены меры самой острой формы государственного принуждения — наказания.
Наличие постановления, строгое соблюдение порядка производства действий, связанных с применением мер уголовно-процессуального принуждения, составление соответствующего протокола в совокупности и образуют всё то, что именуют, как отмечалось, процессуальной формой.
Не является в этом плане и институт мер уголовно-процессуального принуждения.
Более того, государственное принуждение возможно в виде мер безопасности или социальной защиты, предусмотренных специальными правовыми нормами, и даже вне правовых рамок в виде, например, оперативного внеправового принуждения — репрессий.
Как видим, достижению целей уголовно-процессуального принуждения (результата, эффекта) служит сложный социальный механизм, включающий в себя предусмотренные законом средства, способы, формы и условия правоприменительного процесса, деятельность лиц и органов, участвующих в процессе применения отдельных таких мер (субъекты правоприменения).
Отправляясь от понимания эффективности как способности всей системы уголовно-процессуального принуждения обеспечивать при наименьших социальных издержках достижение стоящих перед ними целей, под условиями эффективности применения таких мер понимаем те обстоятельства (факторы), которые влияют на развитие возникающих при этом отношений.
Заключение под стражу является самой строгой мерой уголовно-процессуального принуждения.
Однако при всех этих условиях преступление может быть совершено определённым субъектом только в том случае, если существующие социальные тормоза (меры общественного и государственного принуждения, в том числе и угроза применения мер уголовного наказания) не оказывают своего сдерживающего влияния в отношении этого лица.
Важнейшим условием эффективности применения мер уголовно-процессуального принуждения является режим социалистической законности.
Меры уголовно-процессуального принуждения уже в силу своего специального назначения оказывают обще — и специально-превентивное воздействие на поведение лиц, имеющих к ним то или иное отношение.
Это определение содержит также указание на то, что наказание — это мера государственного принуждения.
Данное определение подлежит своей конкретизации применительно к избранной нами классификации мер уголовно-процессуального принуждения.
Существующая система мер уголовно-процессуального принуждения, как нам представляется, достаточно полно охватывает весь тот круг общественных отношений, которые подлежат регулированию посредством названных мер.
При наличии оснований и в установленном уголовно-процессуальным законом порядке в отношении данного лица открывается возможность применения любых мер уголовно-процессуального принуждения на протяжении всего предварительного следствия.
В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к участнику налоговых правоотношений применяются различного рода меры государственного принуждения.
Меры гражданско-правовой ответственности могут быть реализованы и без принуждения, хотя им всегда обеспечены.
Таковы, на наш взгляд, основные условия эффективности мер уголовно-процессуального принуждения.
Что же следует понимать под эффективностью мер уголовно-процессуального принуждения; каково её содержание?
Аналогичные определения можно вывести применительно к каждому из видов мер уголовно-процессуального принуждения.
Весьма распространённой мерой процессуального принуждения в практике следственных органов является задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, состоящее в немедленном (безотлагательном) взятии последнего под стражу для решения в установленном законом порядке вопроса о возможности его ареста.
Если в постановлении о прекращении уголовного дела отменены меры уголовно-процессуального принуждения, определена судьба вещественных доказательств, то для реализации этих решений сторона обвинения должна направить копии постановления должностным лицам, которые ранее обеспечивали их исполнение либо осуществляли хранение вещественных доказательств.
Ограниченность экстратерриториальной юрисдикции и восполняется институтом выдачи преступников — такой формой взаимодействия между государствами, когда одно из них, испытывая потребность в применении мер уголовной ответственности к данному лицу, но не имея легальной возможности собственными силами обеспечить его физическое присутствие в судебном или исправительном учреждении, обращается за помощью к другому, которое имеет возможность осуществить юрисдикцию принуждения в отношении этого лица.
Мы полагаем, что в определении мер пресечения должны найти отражение лишь самые наиболее существенные их признаки — то, что они применяются лишь в сфере уголовного судопроизводства в отношении точно определённого в законе круга лиц, носят характер процессуального принуждения (включая и моральное воздействие), с целью достижения прежде всего конкретных, непосредственно отражённых в тексте закона (ст.
Заключаются они в соотношении между собой объективных состояний исходных, реально достигнутых и намечаемых регулируемых мерами уголовно-процессуального принуждения отношений и теми издержками, которые имели место при применении этих мер.
В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).
Многие из мер уголовно-процессуального принуждения связаны непосредственно с собиранием и исследованием средств уголовно-процессуального доказывания.
Вместе с тем в процессуальной науке нет ещё достаточно чёткой теоретической концепции принуждения в сфере уголовного судопроизводства, что ведёт к существенным различиям как в исходных позициях авторов, так и в определении тех или иных конкретных процессуальных мер в качестве принудительных.
Об установлении наблюдения командования воинской части в письменной форме уведомляется орган, избравший данную меру процессуального принуждения.
Все меры уголовно-процессуального принуждения носят, как отмечалось, превентивный характер.
Но потребности практики таковы, что приходится выявлять обычно эффективность совокупности общественных отношений, связанных с применением группы однородных видов мер уголовно-процессуального принуждения (эффективность всех проведённых за год задержаний в пределах одного региона и т.
Этой своей стороной рассматриваемый признак совпадает с парой признаков «преступление — это деяние человека, то есть поведение человека» и «наказание — это мера государственного принуждения (то есть действие, «поведение» государства)».
Наказание как реализация уголовной ответственности — это мера государственного принуждения, применяемая только судом за совершение преступлений к лицам, виновным в их совершении.
Масленников, — традиционно включается определённая совокупность его составляющих — производств, в числе которых называются сугубо управленческие (в том числе связанные с позитивной деятельностью органов государственного управления) и обязательно — производство по применению мер административного принуждения.
Рассмотрим их в аспекте применения мер уголовно-процессуального принуждения.
Но, как отмечалось, конкретно взятая мера уголовно-процессуального принуждения может быть применена только при наличии ситуации, обусловливающей необходимость её избрания.
Вместе с тем сфера применения этой меры процессуального принуждения, на наш взгляд, должна быть ограничена, а процессуальный порядок производства усовершенствован.
Использование же мер пересечения, к примеру, в целях принуждения к даче показаний несовместимо с требованиями закона и коммунистической морали и соответствующих условиях может повлечь за собой привлечение виновного к уголовной ответственности (ст.
Представляется, что эффективность мер уголовно-процессуального принуждения и эффективность соответствующей правоприменительной деятельности могут быть классифицированы на такие относительно-определенные степени (уровни), как высокая, средняя и низкая.
Вооружёнными силами считается как армия, так и милиция (полиция), которые осуществляют по мере необходимости принуждение по отношению к любому члену общества.
Но при всём этом, при наличии антиобщественных взглядов и установок у данной личности или её противоречивости, нравственной нестойкости, а также при наличии некоторых условий, способствующих выражению отрицательных социальных качеств личности в виде общественно опасного, умышленного или неосторожного действия (бездействия), преступление будет совершено этим лицом только в том случае, если существующие социальные тормоза (меры общественного и государственного принуждения, в том числе и угроза применения мер уголовного наказания) при определённых условиях или вообще не оказывают своё сдерживающее влияние в отношении этого лица, то есть не выполняют ту свою социальную функцию, для осуществления которой они создаются.
В правоотношениях в процессе применения мер административного принуждения к нарушителям порядка объектом правоотношения выступает ограничение прав или личной свободы.
Фактор слабого правового режима нейтрализуется, а платёжеспособность хозяйствующего субъекта улучшается в условиях понятного, справедливого и эффективно действующего правового режима, публично предопределяющего меры ответственности и механизмы принуждения к своевременному и полному исполнению денежных обязательств между контрагентами, обязанностей перед государством, к выполнению норм хозяйственного законодательства и планов бюджетного финансирования самим государством.
Для избрания же конкретной меры уголовно-процессуального принуждения нужны ещё и специальные условия в виде наличия определённых обстоятельств, делающих её необходимой: при оперировании мерами пресечении — это данные о возможности, например, ненадлежащего поведения обвиняемого; при освидетельствовании — это данные о возможности обнаружения на теле человека следов преступления или особых примет и т.
Эта общая цель конкретизируется применительно к непосредственным целям отдельных видов и мер уголовно-процессуального принуждения.
Применением названных мер уголовно-процессуального принуждения действительно достигаются в определённой мере сходные цели.
Цели таких мер уголовно-процессуального принуждения, как выемка, обыск, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, а также помещение обвиняемого в медицинское учреждение (а такое действие всегда связано с проводимой по делу судебно-медицинской, судебно-психиатрической или судебно-психологической экспертизой и представляет как бы их неотъемлемую часть), связаны главным образом с собиранием и исследованием средств уголовно-процессуального доказывания (см.
Мерами уголовно-процессуального принуждения низкой степени эффективности (малоэффективными) будут такие, положительные результаты от применения которых оказываются значительно ниже ожидаемых или связаны с большими издержками, недостаточно оправданными с точки зрения современного уровня правореализации.
Следователь обращается в суд с ходатайством принять судебное решение о применении мер процессуального принуждения, производстве следственных и иных процессуальных действий в случаях, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина и предусмотренных ч.
Анализ этих предпосылок преступления важен, ибо показывает, в каких случаях угроза применения определённых мер государственного принуждения в отношении рассматриваемых лиц не оказывает своё сдерживающее влияние, не служит необходимой детерминантой поведения.
Применение мер административного принуждения в связи с административным правонарушением осуществляется строго в пределах компетенции уполномоченных на то органов (должностных лиц) в соответствии с законом.
Интересные предложения в части совершенствования законодательного урегулирования такой меры уголовно-процессуального принуждения, как помещение лица в медицинское учреждение в связи с проводимой по делу судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ст.
Применение отдельных мер уголовно-процессуального принуждения (обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, привод) допускается и в отношении потерпевших и свидетелей.
Одной из наиболее эффективных мер уголовно-процессуального принуждения является кратковременное задержание лица, подозреваемого в совершении преступления.
Но каждая группа мер уголовно-процессуального принуждения, а также каждый отдельно взятый их вид имеют свои непосредственные, специальные цели.
При проводимой нами трактовке эффективности правовых установлений как их способности оказывать благотворное влияние на регулируемые общественные отношения характер показателей эффективности деятельности по применению мер уголовно-процессуального принуждения существенно не меняется от того, что на эти же общественные отношения, наряду и одновременно с соответствующей правовой нормой, постоянное влияние оказывают политические, моральные и т.
Филиппов также подчёркивал, что государство использовало труд не только тех, кто осуждён к наказаниям, связанным с лишением свободы (тогда это были заключение в тюрьме, смирительном доме, ссылка в каторгу, ссылка на поселение), но и тех, кто лишался свободы в качестве меры процессуального принуждения.
A. B. Малысо отмечает, что при невыполнении запретами и обязываниями своей функциональной роли в действие вступают другие ограничивающие инструменты — меры защиты (как первичная реакция на факт отклонения от должного поведения, заключающаяся в принуждении обязанного лица выполнить обязанности, предусмотренные законом или договором) и меры ответственности, предусматривающие обязанности претерпевать различного рода лишения за те или иные правонарушения.
Здесь прежде всего следует отметить, что на применение мер уголовно-процессуального принуждения законом уполномочен строго определённый круг органов и лиц: суд, судья, прокурор, следователи, лица, наделённые правом производства дознания по уголовным делам.
Наличие или отсутствие такой ситуации определяются в каждом отдельном случае совокупностью данных фактического характера, с которыми закон связывает использование той или иной меры процессуального принуждения.
Отстранение обвиняемого от должности как мера уголовно-процессуального принуждения, предусмотренная ст.
Если цели мер уголовно-процессуального пресечении определить не составляет особой трудности, то сделать это несколько сложнее в части других мер уголовно-процессуального принуждения.
Высокоэффективными мерами уголовно-процессуального принуждения будут такие, применением которых достигается запланированный законодателем результат в плане достижения непосредственных целей таких мер при допустимом (предусмотренном) законодателем или меньшем уровне социальных издержек.
Одновременно при определении особенностей процессуального положения следователя приходится считаться и с тем, что, поскольку в досудебном производстве существующего в настоящее время российского уголовного процесса в силу исторических и прочих особенностей его развития возможности собирания доказательств и применения необходимых для этого мер процессуального принуждения сосредоточены практически полностью в руках отнесённых к стороне обвинения органов предварительного расследования, на него, как ни парадоксально это выглядит в свете идей состязательности уголовного судопроизводства, возлагается обязанность осуществлять собирание доказательств по инициативе стороны защиты.
Поэтому применение к виновным мер общественного воздействия и государственного принуждения по отношению к этим лицам имеет своей целью выработку новых детерминант, новых мотивов в их сознании, которые нейтрализовали бы действие этих корыстных мотивов, хулиганских побуждений, способствовали бы выработке более заботливого отношения к общественным интересами т.
Прокурорский надзор за следствием и дознанием является фактором, ограничивающим применение мер процессуального принуждения установленными законом рамками.
Принятое о той или иной мере уголовно-процессуального принуждения решение должно по общему правилу находить своё отражение в мотивированном постановлении (ст.
Как видим, в одних случаях меры уголовно-процессуального принуждения предназначены для обеспечения надлежащего, соответствующего предписаниям процессуально-правовых норм поведения определённых субъектов уголовно-процессуальных отношений, в других — призваны обеспечить получение и исследование доказательственного материала.
Учитываемые при избрании этих мер процессуального принуждения обстоятельства также далеко не одинаковы.
Несмотря на недостаточно чёткое определение законодателем целей отстранения от должности как меры уголовно-процессуального принуждения, их можно определить посредством предварительного уяснения понятия должностного лица (примечание к ст.
Если, к примеру, в результате применения к определённому лицу в качестве меры пресечения общественного или личного поручительства поведение его изменится в худшую, чем было до этого, сторону (обвиняемый вообще перестал соблюдать не только какие-либо правовые предписания, но и обычные правила поведения, нормы морали), то, видимо, здесь надо вести речь об ущербности правоприменительного акта, о вредных его последствиях, являющихся, по общему правилу, следствием незаконности и необоснованности решения о применении той или иной меры уголовно-процессуального принуждения.
Применить меры процессуального принуждения в целях обеспечения его явки на данном этапе судопроизводства ни руководитель следственного органа, ни суд не вправе.
Позднее, по мере роста городов и изменения образа жизни, усложняющееся разделение труда изменит объективные отношения города и деревни, снижая потребность во внеэкономическом принуждении.
Более того, многие специалисты в области юридической ответственности говорят, что она есть мера государственного принуждения или же само применение таких мер (санкций).
Ход и результаты применения мер уголовно-процессуального принуждения должны находить отражение в соответствующих процессуальных документах, в том числе в протоколе.
Понимая, что любая классификация носит оттенок условности, в плане поставленной нами проблемы все меры уголовно-процессуального принуждения необходимо классифицировать по характеру их назначения: а) на направленные главным образом на предотвращение ненадлежащего поведения участников уголовно-процессуальной деятельности и б) на связанные преимущественно с собиранием и исследованием средств уголовно-процессуального доказывания.
Как мера государственного принуждения наказание применяется от имени государства специально уполномоченными на то органами государственной (судебной, исполнительной) власти, независимо от согласия лица, признанного виновным, подвергнуться наказанию.
Соответствуя требованиям законности, научной обоснованности, эти средства должны быть максимально эффективными, способными обеспечить максимальный результат в достижении целей мер уголовно-процессуального принуждения.
Измерение степени эффективности мер уголовно-процессуального принуждения, связанных преимущественно с собиранием и исследованием доказательств, представляется, на наш взгляд, более сложным, ибо предполагает обязательный учёт достижений как непосредственных целей в плане получения доказательственного материала по конкретному уголовному делу так и самих принудительных свойств этих мер, степень стеснения прав и интересов не только лиц, подвергаемых их непосредственному воздействию (например, при личном обыске), но и других граждан, в том числе не имеющих какого-либо существенного отношения к расследуемому делу (при обыске, выемке и т.
Чтобы применить к такому лицу данную меру процессуального принуждения, требуются особые условия (ст.
Принципы социалистического гуманизма и целесообразности при применении этой формы государственного принуждения требуют экономного, разумного применения наказания, и если цели, стоящие перед уголовным наказанием, могут быть достигнуты и иным, более мягким, и в то же время эффективным путём, то законодатель допускает и применение вместо уголовного наказания иных мер воздействия, в частности мер общественного воздействия.
Нравственность исключает возможность использования в процессе применения мер уголовно-процессуального принуждения обмана, грубости, угроз, насилия, других безнравственных действий, унижающих человеческое достоинство и подрывающих авторитет следственно-прокурорских и судебных органов.
Обслуживая свой непосредственный, более узкий участок уголовно-процессуальной деятельности, связанный со спецификой достижения конкретных целей, каждая из мер уголовно-процессуального принуждения в целом способствует выполнению названных задач советского уголовного судопроизводства.
Уже в силу такого разнообразия самых различных мер, входящих в понятие государственного принуждения, оно не может быть сущностным признаком уголовного наказания, ибо по такой сущности невозможно будет отличить уголовное наказание от других, даже внеправовых явлений.
Эффективность всей системы (института уголовно-процессуального принуждения) находится в прямой зависимости от эффективности его подсистем (института мер пресечения, каждого их вида, отдельных мер уголовно-процессуального принуждения — задержания, обыска, освидетельствования и т.
Именно социальная ценность (социальная значимость) как их имманентное свойство является основным внутренним условием эффективности мер уголовно-процессуального принуждения.
От соблюдения срока предварительного следствия зависит продолжительность применения различных мер уголовно-процессуального принуждения к участникам уголовного судопроизводства в стадии предварительного расследования.
Поэтому применяемые к виновным меры общественного воздействия и государственного принуждения имеют своей целью выработку новых детерминант, новых мотивов в их сознании, которые нейтрализовали бы действие корыстных мотивов, хулиганских побуждений, способствовали бы выработке более заботливого отношения к общественным интересам и т.
Меры ответственности сопряжены с принуждением, но принуждение в разных отраслях права имеет разное назначение.
Установленная уголовно-процессуальным законодательством система мер уголовно-процессуального принуждения в своей основе, на наш взгляд, вполне удовлетворяет потребностям в правовом регулировании соответствующих общественных отношений и не нуждается в каком-либо существенном дополнении.
Меры уголовно-процессуального принуждения имеют и большое воспитательное значение как в плане общей, так и специальной превенции.
При этом под эффективностью применения мер уголовно-процессуального принуждения, направленных на предотвращение ненадлежащего поведения участников уголовного судопроизводства, видимо, следует понимать способность таких мер при наименьших социальных издержках и максимально незначительном стеснении законных прав и свобод этих лиц обеспечить предписываемое законом их поведение в период производства по уголовному делу.
Сказанное относится прежде всего к формулировке основания для применения той или иной меры уголовно-процессуального принуждения.
Данное понятие означает временный перерыв при наличии указанных в уголовно-процессуальном законе оснований лишь в производстве следственных действий и применении связанных с ними мер уголовно-процессуального принуждения.
Среди всех мер уголовно-процессуального принуждения меры пресечения составляют весьма значительную часть.
Поскольку эффективность правовых установлений есть их способность обеспечить достижение стоящих перед ними целей, становится необходимым определить цели мер уголовно-процессуального принуждения.
Вне меры уголовное наказание существовать не может, оно теряет свою определённость и превращается в принуждение без границ, произвол и беспредел.
Здесь мы вплотную подходим к вопросу о показателях эффективности мер уголовно-процессуального принуждения.
Отдельные вопросы, связанные с жизнедеятельностью данной меры уголовно-процессуального принуждения, урегулированы целым рядом ведомственных актов (уставами, инструкциями, правилами).
Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определённое правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Первые хотят править «палицей», то есть принуждением и устрашительными мерами, вторые — на словах говорят о всеобщем счастье, но «есть ли счастие там, где есть смерть, болезни, пороки, страсти»?
Речь идёт о мерах процессуального принуждения: задержании, заключении под стражу в качестве меры пресечения, приводе, принудительном освидетельствовании и получении образцов для сравнительного исследования в принудительном порядке.
Заключение под стражу как мера процессуального принуждения состоит в предварительном лишении обвиняемого (в исключительных случаях — подозреваемого) свободы, применяемой на основаниях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом в целях воспрепятствования указанным лицам уклониться от органов расследования и суда, установлению истины по делу, заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.
Это поможет в определённой мере учесть степень влияния на эффективность различных параллельно действующих с самими мерами уголовно-процессуального принуждения факторов (изменения в сферах права, политики, идеологии и т.