Вы здесь

Предложения со словосочетанием "понятие философии"

Предложения в которых упоминается "понятие философии"

Таким образом, автор даёт ответ на философский вопрос о том, почему человек совершает преступление, и, тем самым, хочет он того или нет, подтверждает правильность использования понятия «философия преступления», а не «философия преступности».
Большое значение в этом имеет собственное самосознание медицинских сестёр, поэтому в науке «Сестринское дело» выделяется понятие «философия сестринского дела».
При этом следует отметить, что авторы не различают понятий «философия преступления» и «философия преступности».
Употребляя это понятие, автор, на самом деле, говорит о понятии «философия преступления».
Однако, чтобы убедиться в правильности применения понятий «философия преступления» и «философия преступности», на наш взгляд, следует рассмотреть взаимосвязь, самостоятельность и соотносительность понятий «преступление» и «преступность».
Отметим сразу, что автор, наряду с понятием «философия преступности», в работе неоднократно использует также понятие «философия преступления».
Главным же является вопрос о том, какие из четырёх групп понятий философия должна взять в качестве своих самых первых начал.
Понятие философии науки несёт в себе, по меньшей мере, три смысла.
Как известно, категория «бытия» принадлежит к основополагающим понятиям философии.
Одной из проблем, волновавших первых мыслителей ещё до того, как возникло само понятие философии, была проблема первоначала — корней мира.
Данное понятие, связанное с анализом категории «деятельность», позволяет проследить отношения между составляющими его сущность частными понятиями с понятиями философии, показать субординационную зависимость первых от вторых.
Сознание — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.
Истина — это одно из базовых понятий философии, универсалия субъект-объектного ряда, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления — с другой.
Итак, с чего начиналось древнее знание, обьединенное всеообщим понятием философии?
Рассмотрим соотношение понятий философия, этика, поступок.
При таком подходе понятие философии размывается порой до мировоззрений и субъективных мнений.
В качестве выхода из ситуации (хотя и сомнительного), некоторыми педагогами предлагается сократить часы преподавания истории философии в пользу большего раскрытия студентам самого понятия философии как таковой.
Корпускулярно-волновой дуализм даёт нам возможность конкретным образом связать друг с другом два понятия философии — духа и материи.
Он всего лишь ввёл термин, причём термин, который, к большому сожалению, уже давно не соответствует современному и истинному понятию философии, как мы уже говорили.
Истина, по-гречески «алетёйа» — одно из важнейших понятий философии на протяжении всего ее существования.
В этой книге использованы самые базовые законы жизни, простые понятия философии и психологии, так как, из них и состоит наш мир.
Против выставленного здесь положения нельзя ничего возразить: ибо большая посылка нашего вывода есть простой анализ выставленного нами понятия философии, из которой и выводится заключение.
Так как это единство бытия и ничто раз навсегда лежит в основе как первая истина и составляет стихию всего последующего, то помимо самого становления все дальнейшие логические определения: наличное бытие, качество, да и вообще все понятия философии служат примерами этого единства.
Снятие (Aufheben) и снятое (идеальное — ideelle) — одно из важнейших понятий философии, одно из главных определений, которое встречается решительно всюду и смысл которого следует точно понять и в особенности отличать от ничто.
Он стремится отстраниться от рационализма в теории познания, от представления о мире как о некоторой упорядоченной системе и приходит к выводу, что понятия философии и частных наук — это не итог некоторой рациональности, деятельности разума, а символы мира, такие, например, как «жизнь», «воля к власти».
Человеческий разум фальсифицирует познаваемый мир, каждое слово и понятие в каком-то смысле деформируют действительность, и это особенно касается понятий философии, которые, по мере их употребления, всё дальше и дальше отходят от того, что они когда-то обозначили.
Отсюда программа эмпиризма состояла в применении индуктивного метода и сведении всех понятий философии к данным опыта.
Поэтому его снятие возможно лишь как системное, в данном случае — как системы предметно-превращенных понятий философии западной цивилизации, снимаемых вместе с абстрактным трудом.
Хотя согласие между философами скорее исключение, чем правило, философский спор есть тем не менее спор между единомышленниками, ибо философы согласны друг с другом в, так сказать, отрицательном определении понятия философии.
Нет и не может быть общепринятого определения понятия философии.
Другая заключается в том, что при образовании философских нормативных понятий философия всё время должна иметь в виду возможность применения этих норм к исторической действительности.
Таким образом нам приходится, разбираясь с данной проблемой, начать что называется, ab ovo и поставить вопрос, из чего исходить в философии: что вперёд — метафизика ли, и тогда понятие философии сразу определяется как теория о трансцендентной реальности, о «коренной сущности» всего, или теория познания, и тогда точное понятие философии может быть дано только в результате гносеологического исследования?
Она, развивая последовательно все выводы из понятия познания и его необходимого условия, должна, в конечном счёте, привести к точному установлению понятия философии, её основ, целей и метода и вместе с тем решить судьбу метафизики как учения о трансцендентной реальности.
Мы привыкли охватывать одним общим понятием философии известные духовные произведения, возникающие на протяжении истории в большом числе у различных народов.
Выразив абстрактной формулой всё то, что является общим в отдельных фактах, именуемых в общежитии философией или философскими, мы получим понятие философии.
Дело в том, что одни понимают под философией основоположение отдельных наук; другие расширяют это понятие философии, присовокупляя к понятию об основоположении отдельных наук ещё и задачу нахождения при её помощи связи между отдельными науками; третьи сужают понятие философии до простой связи между отдельными науками; далее, философия определяется как гуманитарная наука, как наука внутреннего опыта; наконец, под ней ещё разумеют соглашение, касающееся образа жизни, или науку об общеобязательных ценностях.
Где же внутренняя связь, объединяющая столь различные оттенки понятия философии, столь различные представления о ней, где единая сущность философии?
Каждый из её историков будет в неё вкладывать различное содержание и придавать ей различные размеры в зависимости от того понятия философии, которое он себе выработает в общей связи своих философских систем.
К числу разнообразных общих понятий субъекта, служащих этой цели в гуманитарных науках, принадлежат также понятия философии, искусства, религии, права, хозяйства.
Понятие философии, как и понятия искусства, религиозности или права, может быть найдено нами лишь тогда, когда мы из данных, образующих философию, извлечём взаимоотношения тех признаков, которые и конструируют понятие.
Каждая из этих возможностей должна быть использована при определении понятия философии.
Круг, лежащий в основе метода определения понятия философии, неизбежен.
Эта неуверенность может быть устранена лишь тогда, когда мы установим прочные, хотя и неполные определения философии и затем, исходя из них, при помощи новых приёмов получим новые определения, которые постепенно исчерпают содержание понятия философии.
Теперь пред нами открывается метод, при помощи которого мы можем глубже заглянуть во внутреннюю связь этих черт, объяснить себе разницу в определениях понятия философии, отвести каждой из этих формул её историческое место и, наконец, точнее определить объём понятия.
Таким образом, все позиции философского сознания и все определения понятия философии, в которых находят себе выражение эти позиции, образуют одну историческую цепь.
Это понятие философии, согласно которому философия стремится поднять на уровень знания бытие, ценности, цели добродетели и имеет, таким образом, предметом своего знания истинное, прекрасное и хорошее, — это понятие, говорим мы, было первым плодом размышлений философии о самой себе; его дальнейшее влияние неизмеримо, оно содержит основное ядро истинного понятия сущности философии.
Этим изменениям в положении философии соответствует появление новых определений понятия философии.
Но, возвращаясь от нового понятия философии к новому её положению, выражением которого оно является, мы тотчас же заметим, что развитие её из великих метафизических систем совершилось вполне плавно и непрерывно и что её проблема выступает при новых только условиях.
Внутренняя диалектика задачи выработки такого понятия философии, в котором было бы подчёркнуто её самостоятельное значение, в противовес к отдельным наукам, ведёт и к другим возможностям.
Появлению идеи виртуальности в философии и науке предшествовало становление понятий «идея», «копия копии», «virtus» и возможных (множественных) миров в период античности и средневековья.
В китайской философии большинство понятий имеют свою противоположность и относятся либо к инь, либо к ян: ночь и день, горы и равнина, земля и небо и т.
Одно из самых примечательных обстоятельств в развитии теории научного познания (эпистемологии), являющейся частью современной философии, — отсутствие достаточно адекватного, общепринятого определения понятия «наука».
Из них люди черпают сведения о жизни далёких предков, об их нравственных ценностях, о господствовавших у них понятиях добра и зла, любви и ненависти, чувства долга и коварства, о философии.
Он создал философию «трансцендентального идеализма», основанного на понятии абсолютного тождества бытия (природы) и мышления, считал, что противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа снимаются в некоем абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального.
Немецкие мыслители, представители классической философии, понятие культуры развёртывают в целостные концепции.
Фокусирующий терминологический центр бахтинской философии языка — понятие двуголосия, из которого выведены противонаправленные смысловые радиусы к монологизму и полифонии.
Именно поэтому единственное понятие «деятельности», по своему смыслу подчёркивающее приоритет человека по отношению к изменяемому и создаваемому им миру, разрабатывалось преимущественно в психологии, а не философии.
Философия как наука — это систематизированное знание о сущностных проблемах бытия мира и возможностях человеческого познания, выраженное в научных понятиях и категориях.
Справедливости ради следует подчеркнуть, что философия порой пытается объяснить многие явления слишком сложными понятиями и категориями, не совсем доступными для юриспруденции.
Так, «философия пессимизма» делает экзистенциальными формами такие понятия, как «страх», «заброшенность», «пограничная ситуация» и т.
Вот почему понятия «культурность», «человечность» в философии культуры употребляются нередко как синонимы.
Отсюда, из признания понятий сущностью мира ясно и последовательно вытекало утверждение, что законы развития понятий выражают законы развития мира; логика стала и метафизикой или онтологией; диалектический метод, по которому развиваются понятия, превратился в настоящего мага и волшебника философии абсолютного духа.
Богданова «Авторитарное мышление» открывает, несомненно, новую эру в истории философии: после появления этой статьи, спекулятивная философия потеряла право оперировать со своими двумя основными понятиями «духа» и «тела»; было установлено, что последние сложились на фоне авторитарных отношений, и антитеза между ними отразила социальную антитезу — антитезу организующих верхов и исполнительских низов.
Статья «К понятию политического насилия» излагает моё представление о подходах к объяснению указанного парадокса и его значения для политической философии.
Причём подчёркивается, что данный курс не относится к числу курсов общей теории права в обычном смысле данного понятия, которые представляют собой смешение трёх совершенно различных наук: во-первых, философии права, во-вторых — социологии права, в-третьих — собственно общей теории права.
Указанные формы знания превратились в науки также через общий механизм выработки универсальных понятий; роль становящейся философии в возникновении данных наук состоит в методологической рефлексии их основ и предпосылок, определении общего «объёма» универсума, подлежащего исследованию.
По очень распространённому среди историков философии мнению, божество не играет никакой существенной роли в лейбницевой системе и автор «Монадологии» и «Начала природы и благодати» мог бы свободно обойтись без этого добавочного понятия, оставленного в наследие от средних веков.
Ещё древние греки ввели в философию такое понятие: «катарсис» — очищение через трагедию.
Поскольку понятие общества, взятое из обычного языка, не является достаточно ясным, иногда говорят, что социальная философия представляет собой анализ социального.
Основной вопрос философии как бы стоит на страже «чистоты» философии, не позволяет ей раствориться в других формах духовной деятельности, поскольку он формулируется в предельно общих понятиях.
Хотя этому понятию никогда не отказывали в философской глубине, в первостепенной философской важности и значимости, тем не менее, поныне не существует развитой философии личности, и даже нет, пожалуй, единой твёрдой основы для философской разработки понятия.
Они первыми создали и запечатлели на письме философию и законы, изобрели колонны и арки в архитектуре, ввели понятие нуля в математике.
Философия «реализма» движется в кругу предельно общих, а потому часто «пустых» понятий.
С помощью данного понятия китайская философия жизни описывает динамичную движущую силу всех физиологических функций и жизненных процессов в человеческом организме.
Удержать философию в границах тесного понятия науки тем более трудно, что они расходятся и в своём источнике.
Для меня это была первая книга такого абстрактного свойства, в которой описываются понятия общих закономерностей бытия, и при этом праксеология не является разделом философии.
Философия родственна науке в том, что стремится описывать и объяснять мир в системе понятий, используя специально разработанные логические правила и методологии.
Вот так мы дошли до так называемых семи отрицаний, благодаря которым буддийская философия отменяет понятие объекта, или, говоря нормальным языком, отнимает немного конкретности у окружающих нас предметов, на которые мы проецировали фантазии об их реальности и субстанциональности.
Заметим также, что в политологии широко используются понятия и категории ряда смежных с нею научных дисциплин — философии, социологии, экономической теории, социальной психологии и др.
Обобщая изложенные взгляды традиционной философии на понятие «жизнь», можно резюмировать, что критерием14, на основании которого ими разделяется «живое» и «неживое», являются внутренняя активность15 (как признак живого) и пассивность16 (как признак неживого) материи, на базе которых существуют соответственно одно и другое.
Гительсон (2001), само понятие «материнская школа» подразумевает комплексный подход, включающий освещение вопросов медицины, психологии, педагогики, культуры, искусства, философии, социальные вопросы.
Видимо, он впервые ввёл понятие «scientia experimentalis» применительно к философии, т.
Философия призывается на службу вере с тем, чтобы представлять и объяснять религиозные истины в категориях разума, то есть в понятиях, разработанных философией и доступных для понимания верующими.
Она отделяется от искусства тем, что она оперирует понятиями, что она дискурсивна и должна быть доказательна, но в своих глубинах философия покидает поле понятий и рассудочную доказательность, она творит и безусловно сродняется с искусством.
Вторым дополняющим первый, выводом к которому приводит анализ традиционно философии, является её серьёзное отставание от достижений современной науки за последние годы её развития, связанные с отображением в ней таких понятий, как система, информация, кибернетика, целостность, дуальность и т.
Кант, непосредственно опирается на философию при выработке не только основополагающих этических понятий («добро», «зло», «справедливость», «долг» и т.
Древняя философия, древнее искусство, римское право и античное понятие о государстве здесь прежде всего оказали своё обновляющее влияние и послужили толчком к новому развитию.
Автор считает, что существуют три важнейших категориальных понятия, которые заслуживают рассмотрения, выходящего за пределы традиционной философии, поскольку, несмотря на их важность она (традиционная философия) говорит о них лишь вскользь.
Finis philosophiae: чтобы первочеловек не был призраком и галлюцинацией, его сущность должна предваряться его реальным эмпирическим существованием, то есть он должен быть не только мыслью и понятием, но и прежде телом: не только мыслимым, но и прежде мыслящим: не только философией, но и прежде — самим философом.
Философия — это квинтэссенция мировоззрения, выраженная в понятиях.
Однако именно эта естественная напрашиваемость понятия «синтетического суждения» оборачивалась непредсказуемой смысловой многозначностью, заложенной в самом этом понятии, постепенно становившемся в философии и логике всё более и более аморфным.
— Ещё в восточной философии есть понятие «тройной меридиан», — который отвечает за иммунную систему и содержит резервную энергию, на случай непредвиденных, критических ситуаций.
Вспомним, какие роскошные цветы дивных религиозных представлений и понятий, какое искусство и какая философия благодаря грекам и германцам выросли на почве христианства, а с другой стороны, зададим себе вопрос: какими образами и мыслями мнимо-религиозный еврейский народ между тем обогатил человечество?
Все существующие в зарубежной и отечественной учебной литературе определения понятия маркетинга в качестве критерия касаются таких аспектов, как цель и задачи маркетинга; природа взаимоотношений; достигаемые результаты; приложение инструментария; философия деятельности.
Ведь очевидно, что любое лингвистическое понятие, которое ставится в центр интерпретации бахтинской философии языка, предопределено быть скоординированным в конечном счёте с категорией диалога.
Несмотря на то что понятие локальной культуры (в различных терминологических обозначениях) становится основной теоретической категорией западной философии истории и культуроведения XX в., оно остаётся недостаточно определённым.
Тем не менее философия обходит стороной понятие моды, вероятно, по той причине, что для этой «глубокой» науки последняя, несмотря на её важность, как предмет изучения ценности не представляет.
Методика исторического исследования в его осознании была тесно взаимосвязана с методологией, с понятием о философии истории.
Но просветители и классики философии культуры связывали с понятием разума свободу и безграничные возможности человека.
Ислам обеспечил его всеми абстрактными понятиями, относящимися к религии, философии, общественной жизни и политике.
И работа, посвящённая критике понятий и систем буржуазной философии, необходимо получает форму исторического исследования.
Понятие «общество» берётся социальной философией из повседневного знания, согласно которому очертания общества эквивалентны границам современных наций-государств.
Однако в такой трактовке есть существенный недостаток: смешиваются воедино, по сути, объективные и субъективные понятия; в результате наблюдаются противоречия со стороны как научной физики, так и философии.
Именно рационалистическая философия XVII — XVIII веков выработала целый ряд понятий и категорий, впоследствии сыгравших огромную роль в исследованиях поведения.
Такой подход ведёт к понятию качества в философии всеобщего управления качеством.
Хотя понятие эпохи широко употребляется как в истории, так и в социальной философии, не существует ни общепринятого определения данного понятия, ни устоявшегося деления истории человечества на основные эпохи.
Философия должна стать учением о том, как следует человеку жить, философия вырабатывает общее понятие о вещах, обнаруживает единую основу существующего, которая для человеческого разума оказывается благом — высшей целью.
Они посвящены философии ведьмы (если такое понятие допустимо в женском мировоззрении).
Как известно, личность не входила в круг понятий античной философии; появившись вместе с христианством и будучи столь близка именно к тому центральному, сердцевинному в христианстве, что для эллинов — безумие, она, по существу, так и не нашла себе места в корпусе базовых категорий европейской мысли.
Но означает ли сказанное, что перспективизм политической философии делает бессмысленным само понятие «истины», коли достижение в делах людей истины объективной и общезначимой невозможно?
История философии не есть процесс диалектического развития отвлечённой мысли и не определяется одним движением чистых понятий; в ней развивается конкретный разум человечества, в совокупности своих познавательных функций и в творческой деятельности отдельных индивидуальных умов.
Простейший способ решения этой проблемы, который, собственно, широко и использует современная философия, заключается в переопределении смысла понятия «сознание».
Нельзя при помощи средств, рекомендованных старой, школьной философией, получать истинные понятия о вещах.
Социальная философия многообразными способами уточняет данное понятие.
ДАО («путь») — одно из главных понятий древней китайской философии, особенно в даосизме.
Философия имеет дело с понятиями всеобщего, которые «ведут себя» особым образом.
При переводе буддийских сутр на китайский язык были использованы даосские термины, что существенно облегчило понимание буддийской философии и помогло преодолеть трудности акклиматизации, но привело к смешению даосских и буддийских понятий.
Понятие «либерализм» в данном контексте используется в своём изначальном определении — как политическая философия, подчёркивающая ценность индивидуальной свободы и роль государства в защите прав граждан.
Понятие сущности времени является одним из самых сложных в науке и философии и на протяжении веков вызывает множество толкований и споров.
Для этого прежде всего необходимо было определить целый ряд понятий, и главное среди них — понятия «сущность», «существование», которые в древней философии в разных школах получали разные оттенки.
Однако списывать у самого себя или кропотливо пересказывать ещё раз уже высказанное однажды мне было бы столь противно, что я предпочёл этот путь несмотря даже на то, что теперь я мог бы лучше изложить содержание своего раннего трактата и очистить его от некоторых понятий, вытекающих из моего тогдашнего чрезмерного увлечения кантовской философией, каковы, например, категории, внешнее и внутреннее чувство и так далее.
Чтобы решить вопросы о том, в каком смысле можно назвать философию наукой и в чём заключаются несходные черты, отличающие её от наук в обычном смысле, мы должны на момент остановиться на анализе понятия науки.
Иначе говоря, вопрос в том, получаем ли мы новые понятия, добавляя слово социальный, например, к таким существительным, как структура, связь, наука, философия и другие, и если да, то каково содержание понятий «социальная структура», «социальная связь» и иных в отличие от просто структуры, связи и др.
Но он делал это не для того, чтобы вместо опровергнутого положения предложить своё, более правильное воззрение (такового у него просто нет), но лишь для того, чтобы освободить ум от жёсткого корсета понятий, в котором реальность не умещается — она значительно богаче и разнообразнее любого описания, которые мы силимся создать в обычной жизни и в философии.
Поскольку даже краткое изложение представлений о бытии в истории философии от досократиков до современности выходит за пределы данной книги, я напомню только самое главное — роль и место понятий: процесс, становление, движение и активность внутри самого бытия.
Именно в философии так велика роль и ценность убеждения, потому что она обращается ко всем сторонам человека и говорит обо всей мировой и жизненной полноте: шаблонное понятие правильности и истинности уже не может вместить всей её глубины.
Кроме того, традиционная философия практически полностью игнорирует такие фундаментальные для раскрытия сути жизни понятия как «мышление» и «сознание», не только лежащие в основе жизни, но и, по глубокому убеждению автора, делающие её возможной.
Древнегреческая философия связана с активным оформлением понятийного аппарата (категории — язык философии): от чувственно-наглядных образов к словесно оформленным понятиям, к высокому уровню абстракции.
Кстати, именно греки и римляне соединили понятия магии и философии, предположив их общую астрологическую основу возникновения.
В библейском языке почти нет отвлечённых понятий, столь важных для спекулятивной философии: когда надо было обозначить какой-то промежуток времени, не говорили «эпоха» или «период» — говорили «час», «день», «год» или «век»; когда надо было сказать о материальном и духовном мире, не говорили «материя» и «духовная реальность», но — «небо» и «земля».
Само использование в философии (и далеко не только в философии) понятий «содержание» и «форма» предопределяет ви?дение объекта исследователем как сущности, имеющей дуальную основу — «два в одном».
Теперь сформулируем понятие, которое существенно отличается от того, что принято сегодня называть социальной справедливостью в философии, социологии и политологии.
Греческая философия зародилась в тесной связи с научными знаниями: математическими, естественно-научными — с зачатками политических понятий, а также во взаимосвязи с мифологией и искусством, выросшими на почве этой мифологии.
Поскольку это понятие далеко в философии от сколь бы то ни было однозначного понимания, постольку и для нас утверждение о наличии некой связи между символическими ивановскими референтами и «необъектным уровнем реальности» является пока только декларационным тезисом, выполняющим по сути лишь функцию демаркационной линии для ограничения смыслового поля дальнейших рассуждений и предполагающим, конечно, своё постепенное реально-содержательное насыщение.
Хотя в принятом официальной марксистской философией понятии отражения и подчеркивался, и раскрывался его «незеркальный» характер, но отражённое всё же оставалось производным, вторичным по отношению к объективному воздействию.
Реализм объектов гораздо более связан с реализмом понятий, чем это обычно утверждается в истории философии.
Поначалу философия преступления и наказания как предмет исследования казалась совершенно непонятной и требующей предварительного знакомства со множеством философских определений и понятий, что меня даже немного устрашило и чуть ли не отвратило.
Но ведь это понятие древнегреческой философии и культуры.
Авторы стремились дать понятие не только о научной и философской, но и о религиозной картине мира, о том, как философия и религия решают «вечные» человеческие проблемы.
Так, в античности оно стало понятием юриспруденции, в политической философии средневековья отражало различия с религиозными институтами, а в XVII в.