Предложения в которых упоминается "идея истории"
Мысль доиндустриальных обществ, в той мере, в какой она была способна возвыситься до идеи истории, неуклонно тяготела к циклизму.
Но тщательное исследование её основных черт показывает, что идея истории относилась кчислу её главных концепций.
Если мы отождествим идею истории с идеей духовной жизни или процесса, то тесная связь французского спиритуализма с философией истории станет вполне наглядной, ибо хорошо известно, что идея духовного процесса является ведущей идеей современной французской философии.
Коллингвуд в своей «Идее истории».
Орудие истории смешивается с идеей истории... Пролетариат, как выражение материальной нужды, как выражение ненормального положения низших классов народа, как выражение несоответствия между потребностями и средствами к их удовлетворению, этот вопрос голода должен служить мотивом, истинным историческим мотивом социализма?!
Этот закон можно понимать также и как идею истории, отражающуюся через отдельные судьбы — индивидуальные или народные.
Идея превосходства как идея истории основана на нашем «отставании» от западной ветви.
Сказочники любят повторения эпизодов — так лучше оттеняется идея истории.
Ещё одной причиной невозможности появления в античной мысли идеи истории стало отсутствие представления о внутреннем единстве человеческого рода.
Именно авторская «идея истории» и формирует главный конфликт исторического фильма.
Идея истории как теория объяснения происходит из признания того, что события социального, политического, морального или интеллектуального значения можно истолковать, только приняв во внимание восприятия, размышления, намерения, мотивы и понимание, свойственные тем, кто жил во время обсуждаемых событий.
Однако в рассуждении, из которого вытекает идея истории, говорится не обо «всем», а только о некоторых вещах — конкретно: о вещах чисто человеческих.
Сами же они искали идеал гармоничной и объединяющей всех одной идеей истории, истории торжества православия.
Это стимулирующая, творящая идея истории.
В попытке выразить всё это словами, как бы то ни было, он не смог выразить основную идею истории в полной мере.
Очень часто, прочтя сценарий, я с изумлением спрашивал себя: неужели автор так верил, что идея истории может показаться интересной кому-то ещё, кроме него самого и, может быть, его мамочки.
Коллингвуда «Идея истории», рискну огрублённо изложить интерпретацию этой дисциплины.
Олег Рогозовский, Записки ящикового еврея. Книга первая: Из Ленинграда до Ленинграда, 2017
Легенды путают имена, но сохраняют сюжет и идею истории.
История материализма показывает нам между тем, что в развитии таких учений — за известными исключениями — центральную роль играла идея оправдания жизни, обоснования ею радостного содержания и смысла, вообще оптимистическое задание было той направляющей силой, которая скрыто или явно вдохновляла многих материалистических философов.
Необходимость ответа на заявленные вопросы заставила авторов эксплицировать категорию «гражданское общество» в онтологической плоскости, рассмотреть историю идеи гражданского общества и её осуществления, исследовать социально-экономическую базу, политические характеристики, социокультурные и правовые основания гражданского общества.
Возможность оперировать готовыми смыслами, ограниченная тематикой история наилучшим образом демонстрируют силу комикса, идею того, что изображение может говорить там, где слова молчат.
Но проведённый автором анализ различных столкновений опровергает эту идею как один из многочисленных мифов, окружающих историю индейских войн.
Среди философских идей этой работы — идея всемирной истории, которая представляет смену состояний «закона» и «благодати» на пути человечества к «вечной жизни».
Соответственно постоянно вносились корректировки и в имперскую идею, которая содержала в себе обобщённые представления об истории, современном развитии и будущем империи, ценности, идеалы и программы поведения, необходимые для формирования имперского сознания.
Начиная изучение истории с современных государственных учреждений и общественных явлений, сторонники регрессивного способа изложения событий и фактов не учитывали «идею исторического развития» (120, 25).
Почти 10 лет преподавания дисциплины, которой я ранее никогда систематически не занимался, оставляли мне мало времени для более точного оформления идей, которые и подвели меня когда-то к истории науки.
Таким образом, на протяжении всей человеческой истории идея коммунизма была частью мироощущения религиозных людей.
Идея казачества в XVI в. вовсе не являлась новой, а слово «казак» (по-украински «козак») имело долгую и не до конца выясненную историю.
История — это ратное поле борьбы высших идей и идеалов, где идея и действие сопряжены и взаимообусловлены.
Это следует запомнить: история урбанистики и урбанизации доказывает, что от рождения идей до их реализации в ткани городов проходят десятилетия, иной раз многие десятки лет.
Несмотря на бесконечную противоречивость во взглядах на один и тот же предмет, несмотря на всю односторонность, происходящую от пристрастия и от ограниченности, — словом, несмотря на то, что до сих ещё пор нет двух исторических сочинений, сколько-нибудь замечательных, которые были бы вполне согласны между собою в изложении одних и тех же событий, — в истории тем не менее уже есть свои незыблемые основания, есть идеи, получившие значение аксиом.
Собственно, идея детского сада включала в себя не только учреждение для детей, но и связанное с ним учебное заведение по подготовке детских садовниц, знакомящее будущих воспитательниц с физиологией, психологией, естествознанием, историей культуры, педагогикой, теорией и практикой детского сада, а также издание журнала, объединяющего всех заинтересованных лиц, в котором бы родители и воспитатели могли высказать своё мнение, найти ответы на возникавшие вопросы.
История любого народа складывается из истории общения с другими народами, происходит заимствование передовых идей, развиваются связи в науке, культуре, торговле и промышленности.
Таким образом, наша «монархичность» свидетельствует в пользу того, что и наша государственная идея в своей основе очень древняя, исконная для многих индоевропейских народов древности, но утерянная ими на дорогах истории.
Главный метод конструирования новых идей — создание собственного мировидения, основанного на глубоком знании науки и её истории, техники, философии, психологии.
Изучение истории менеджмента может привнести первоисточники идей и подходов, проследить их развитие, выявить перспективу развития в условиях культурной среды.
В изложении современных авторов этот спор обычно трактуется как решительный бой старых креационистских взглядов с молодой эволюционной идеей — по странной прихоти истории завершившийся победой креационизма.
Здесь мы дадим краткий исторический экскурс в историю столиц и генеалогию современной идеи национальной столицы.
Результатом такого изучения истории должно стать «индуктивное укрепление в умах учащихся идеи эволюции культуры», «представление о текучести жизни общества» (261, 126 — 127).
Отсюда вытекала и идея бесконечного прогресса моральной истории, упраздняющая христианское сознание времени.
Разумеется, можно прибегнуть к различным уловкам; к примеру, публиковаться под вымышленным именем и менять имена персонажей, но, если бы даже эта идея не отталкивала меня (а это имеет место), толку всё равно было бы мало: слишком многие знают эту историю хотя бы частично — следовательно, легко могут вычислить и меня.
Он размышлял о том, что новая история искусства имеет совершенно иные представления о ценности и основывает свои суждения не на идее, стоящей за произведением, но на его стоимости.
Таким образом, впервые в истории политико-правовой мысли появляется идея применения силы.
Вообще история естественноправовых идей чрезвычайно богата и не поддаётся осмыслению в кратком экскурсе.
Что же касается вопроса, которую редакцию считать древнейшей, то и он не имеет для нас большого значения, так как то место устава, которое представляет интерес для истории государственных идей, находится во всех решительно редакциях почти в одном и том же виде.
Конечно, иногда понятию о расе придают слишком большое значение, этим умаляется значение отдельной личности и отвергается великое значение силы идей; кроме того, весь этот вопрос о расах гораздо запутаннее, чем думает человек непросвещённый, — он всецело принадлежит области анатомической антропологии и не может быть решён по произволу исследователей языка и истории.
Идея линейного прогресса отражается и в ступенчатой концепции истории, включающей также тезис об определённых стадиях развития.
В статье 3 «Возможные миры в истории науки» (1989) разрабатывается идея, высказанная, но не разъяснённая в «Структуре», о том, что несоизмеримые научные языки (называемые теперь словарями) дают доступ к разным множествам возможных миров.
Понятно, что история идей в их персонально-авторизованном выражении — не то же самое, что история заимствованных слов.
Изучение этого сближения могло бы дать ценные плоды в историческом плане, для истории идей, поскольку открывающиеся здесь филиации идей весьма интересны и необычны.
Ведь прежде всего они совсем не верят в жизненность и победность идей и верований, которые могут быть отнесены к духу средневековья, они убеждены в прочности и долголетии начал новой истории.
Разумеется, идеи и практики в истории педагогики не разделены непреодолимой пропастью.
Подталкивает к подобной «золотой середине» сама история педагогики, которая даёт убедительные образцы преемственности педагогических идей в условиях различных цивилизаций на протяжении одной и нескольких социально-экономических формационных стадий и укладов.
Из года в год создавались научные и партийные комиссии для расследования писем и жалоб «непримиримых борцов» против «лжеученых», протаскивающих в историческую науку неверные и вредные идеи и умозаключения, искажающие историю.
X., и вы увидите, что у нас другое начало цивилизации, чем у этих народов; вы увидите, что эти нации всегда жили жизнью одушевлённой, разумной, плодотворной; что им с самого начала дана была некоторая идея и что погоня за этой идеей, её развитие создали всю их историю; что, наконец, они всегда творили, выдумывали, изобретали.
Для этих маленьких-великих людей государство не есть живой организм, которого части находятся в зависимом друг от друга взаимнодействии, которого развитие и жизнь условливаются непреложными законами, в его же сущности заключёнными; для них государство не есть живая, индивидуальная личность, сама по себе и сама для себя сущая, имеющая свою свободную волю, которая выше воли частных лиц; для них государство не имеет ни почвы, ни климата, ни географии, ни истории, ни прошедшего, ни настоящего; для них оно не есть живое осуществление довременной божественной идеи, ставшей из возможности явлением и стремящейся развиться из самой себя во всей своей бесконечности; для них не существует миродержавного промысла, который управляет судьбами царств и народов и в разумно свободной необходимости указывает на путь, его же не прейдеши... Нет!
Баур был гегельянец и охотно говорил, даже в изложении истории догматов, о самодвижении идеи и об её имманентной диалектике.
Научные подходы к важнейшим этапам истории мировой и российской педагогики позволяют выявлять корреляции педагогики и образования и определённых социальных, культурных пространств; характер преемственности педагогического знания и образования: хронологические рубежи эволюции педагогических идей и учений; делать обоснованные объективные выводы и обобщения относительно историко-педагогического наследия.
Неосознаваемая распространённость «атмосферической» или «климатологической» (а затем — «эпидемиологической» и «бактериологической») метафорики не ограничивается, впрочем, исследованиями в области истории культуры и фольклора; она свойственна и гораздо более терминологически рафинированным подходам к истории идей со стороны науковедения, социологии и политической теории57.
Рубинштейна отличает столь нехарактерная для большинства отечественных религиозных философов методологическая отчётливость — неокантианская закалка и искушенность в теории познания требовали устранения, на его взгляд, фантастических предпосылок и отправных точек философствования, таких как, например, идея об утраченном абсолюте, находящемся «позади мира», вне истории и естественных законов, но парадоксальным образом предстающем также конечной целью развития человека и мира.
Однако можно с большой долей вероятности заключить, что это не так, что это лишь одна из многочисленных в истории науки идей, казавшихся изначально правдоподобными, однако затем потерпевших полный крах.
Имея в виду «перекличку» традиционных и нетрадиционных идей в истории педагогики, альтернативность и дихотомию при классификации истории педагогического знания и образования должно, по-видимому, рассматривать в конкретно-историческом контексте.
Эти критерии проявляются особенно в сосуществовании традиционного и нетрадиционного в истории педагогических идей и практики образования.
Можно, разумеется, ограничиваться исключительно историей идей (сейчас это применительно к лингвистике стали называть лингвистической эпистемиологией) и полностью отвлекаться от истории людей.
С наибольшим пренебрежением относились к величайшим идеям XIX века в области истории, литературы и естествознания.
Страна, численность населения которой является самой большой в мире, которая строит планы влияния на изменение политического миропорядка, имеет чёткую национальную идею и претендует на роль «второй сверхдержавы мира», заслуживает особого внимания в исследовании её истории и современной картины социально-политических преобразований.
Многочисленные издания начала 90-х годов, объявляя предметом своего интереса историю гражданского общества, в конечном итоге подменяли её историей идеи.
Вошёл учёный, желающий не подбирать факты к любезной его сердцу идее, но ищущий понять эту историю — разбросанную, кровавую, скрытную, выталкивающую на поверхность малозначащее и прячущую в глубине свои роковые движения.
Театр, как мы знаем, прошёл долгую историю развития. Сама идея разыгрывания театральных представлений появилась из религиозных обрядов.
Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всём остальном мире к его теперешнему состоянию, на нас не оказали никакого действия.
Автор проанализировал историю формирования и развития федералистских идей в конце XIX в.
Однако, как признавал сам автор идеи, при таком структурировании содержания есть опасность превратить историю в ряд отрывочных очерков права и отдельных сторон культуры, без показа динамики исторического процесса и движущих сил истории.
Проблемам психологии посвящено внимание многих исследователей, мы же продолжим разговор о психологии рассмотрением краткой истории психологических идей.
Нас будет интересовать история идей, однако не в традиционном её понимании как история неких абстрактных взглядов, якобы присущих декабристам в целом, а скорее история мыслящих людей.
Синтоизм, веками внедрявший идею целостности и единства живого и неживого, природы и истории, идею о том, что всё в мире проникнуто живой сущностью — будь то человек, животные, растения или вещи, дал людям веру в божества ками, которые живут везде и во всём.
Не промасливая стилистически не стыкующиеся реалии, не выстраивая обстоятельства жизни в задуманный узор, не прибегая к истории для воплощения желаемой идеи, документальное повествование позволяет умереть зерну литературности, чтобы тут же дать жизнь литературе в её изначальной форме, зачавшей поздние жанровые побеги.
Недооценивать силу идеи, её влияние на историю стало сейчас общим местом современной науки.
В течение сравнительно короткого по меркам истории времени происходит глобальное и уникальное в своём роде переосмысление в идеях и мировоззрении, создаются гениальные модели бытия и бессмертные творения, опередившие свою эпоху и повернувшие сознание людей на много столетий вперёд.
Свет истории высвечивает повсюду в глубинах времён несчётные человеческие жертвы, ну а вечный человеческий прогресс и без того был не более чем наивной идеей XIX столетия.
Таким образом, самое большее, на что может рассчитывать исследователь, изучающий историю идей, — это установление некоего общего поля, в котором особенности данного текста теряют свою специфику на фоне других соотносимых с ним текстов.
Остаётся, правда, непонятным, по крайней мере, при рационалистическом подходе к истории, как и почему фракция, наименее богатая идеями и наиболее отягощённая ошибками, одержала верх над всеми другими группировками и сосредоточила в своих руках неограниченную власть.
Достаточно изучить историю только тех стран и эпох, где основополагающие идеи получили наиболее яркое выражение.
Роль евразийского простора в истории иная и в своём роде чисто практическая, функциональная: он позволял и культурным артефактам, и идеям, и целым народам с лёгкостью видоизменяться, перемещаться во всех направлениях, то враждуя, то сотрудничая, но в любом случае свободно общаясь и перемешиваясь.
Ибо один из них выдвигает глобальные идеи, никем и ничем не подтверждённые, а другой открыто фальсифицирует отечественную историю в угоду своим религиозным взглядам.
Без изучения истории индивидуум имеет только свой ограниченный опыт как основу для идей и действий.
Вы умеете чётко формулировать идею, вокруг которой будет строиться ваша история.
Монографически предполагалось изучать наивысшие подъёмы в развитии цивилизации, когда нашли своё проявление важнейшие исторические идеи, «в точке высшего их напряжения», опуская периоды «отживания одних идей и недостаточно сильного развития других», то есть речь шла об изучении важнейших периодов истории (213, 61).
Разумеется, теперь вам нужно развить свою идею в общих чертах, представить главного героя или героев (пока безымянных), место и время действия, конфликт, основные события и завершение вашей истории.
История науки показывает нам, что многие гениальные идеи, великие открытия и изобретения появились не сразу, как говорится, не с неба упали к нам, а вырабатывались известным историческим путём — на более или менее благоприятной почве.
У греков в ранний период их истории доминировала Kleos — словесное возвеличивание подвигов, главным образом спортивных и военных, — и только с Kleos связывалась идея непреходящей славы.
Надо оговориться: церковный устав есть, собственно, памятник права, и потому можно было бы сказать, что идеи, в нём заключающиеся, выходят за пределы истории политической литературы.
Озабоченность сохранением своего родоплеменного лица не способствовала не только растворению в массе ромейского суперэтноса, но и усвоению римских правовых институтов, усвоению государственной идеи, самой высокой и развитой, возможно, за всю человеческую историю!
Прозорливый, начитанный и любивший историю, по идее он должен был предвидеть, что случается, когда человек засиживается на высоком посту.
Итак, как уже было сказано, в отличие от антиистористских концепций, отрицающих прогресс и саму возможность построения теории общественного развития, подход, связанный с появлением постиндустриального общества в эпоху своего рождения и расцвета, вовсе не выступал против идеи человеческого прогресса и, более того, достаточно решительно отрицал идею о капитализме как благостном завершении человеческой истории.
Ясно поэтому, что история слов, как и история идей (а значит, и история идеологии), так или иначе включает в себя и те научные пресупозиции, которыми приходится руководствоваться при написании самой этой истории55.
Прежде чем мы перейдём к анализу непосредственных и конкретных идей, концепций и историй, можно сделать несколько предварительных замечаний, которые отчасти предвосхищают наши выводы, а также высказать несколько гипотез и предположений, которые в известном смысле определили логику изложения материала.
Идеи эволюционистов были подтверждены на I съезде учителей городских училищ: 1) история должна помочь учащимся уяснить идею эволюции, познакомить с главнейшими этапами в развитии человечества; 2) ученики должны усвоить, что развитие каждого государства идёт по общим для всех государств этапам; 3) учащихся надо подготовить к пониманию действительности (18, 355).
Писатель не признаёт другого взгляда на историю, ведь только его собственные идеи имеют право на существование.
Благодаря многочисленным нововведениям Art Basel представила искусство, которое перестало быть только результатом творческой работы художника, частью истории идей и художественных направлений, но превратилось в стиль жизни, бесконечный конвейер закрытых показов, вечеринок и развлечений.
Появилась идея использовать повествовательную структуру историй в коммерческих целях: для создания рекламы, раскрутки бренда и т.
При хронологически-прогрессивном методе стирается идея причинности, внутренней связи и логики событий, на втором плане остаётся культурный фактор и социальная история, так как основу курса составляет история политическая.
Некоторые люди блещут искрами ярких идей чаще остальных, редкие таланты сияют в лучах славы, единицы из миллиардов озаряют светочем своего гения историю человечества.
В подтверждение своего мнения они с торжеством указывают на тех историков, особенно немецких; которые пишут историю по идее, заранее принятой ими, и, желая во что бы ни стало уложить факты на прокрустово ложе своего воззрения, поневоле искажают их.
Можно сказать даже, что в этот древнейший период истории русской политической литературы были уже высказаны все или, по крайней мере, все главнейшие идеи, которые потом составили содержание различных учений о царской власти.
Идеи этого выдающегося мыслителя в области истории сводятся к тому, что человечество движется необратимо и поступательно по восходящей линии, на каждом отрезке существования, повышая уровень своего развития.
Концепция Freigeld революционна для нового времени — между тем, не только сама идея, но и опыт её применения на практике имеет тысячелетнюю историю.
История символизма — это история самого человека, ибо вне символической формы он не может усвоить никакой идеи.
Приверженность научной теории и методологии даёт возможность анализировать историю педагогики как знаменатель культурных, политических, религиозных и иных социальных интересов, как следствие тесной взаимосвязи педагогической мысли и практики школьного дела, когда победы или поражения социальных, политических, педагогических идей, концепций, теорий оборачивались успехами или неудачами педагогики и образования.
Быть в активной любви, любви не фантазирующей, не теряющейся в неосуществимых мечтаниях, действующей прежде всего в том, что легко осуществить, если, конечно, есть желание, чтобы славянофильство в лучших своих стремлениях не осталось только одной из идей в истории мировой мысли, а чтобы стало живым маяком и реальной жизненной практикой, быть в этой любви значит сделать немедленно то, что наименее тяжело, что совсем не тяжело.
Рубинштейну всегда чужд, сотериологические идеи он рассматривал как оставляющие чувство неловкости попытки «вести речи за бога» — история первородного греха представлялась ему интересной разве что в метафорическом ключе.
Затем в истории бывали разные скиты (это имя из собственного сделалось нарицательным) с разными уставами, но общая идея всегда была одинаковой: монахи живут в труднодоступной местности каждый по одному, но при этом имеют регулярные общие богослужения и подчиняются общему уставу.
В общем виде круг интересов историко-педагогической науки достаточно определёнен — это в первую очередь история педагогических идей и образовательных институтов.
Ориентация на такие критерии позволяет с большой степенью объективности выявлять и классифицировать генезис сущностных идей и практики в истории педагогики.
Однако, занимаясь историей науки, сталкиваешься с тем, что те или иные идеи и концепции выдвигали интересные люди с яркими судьбами.
История философии — научное воспроизведение процесса возникновения и развития философских идей, теорий и взглядов в хронологическом порядке.
И тут в игру как раз может вступить так называемый «карман фокусника» — запас даже не вещей, а идей, каких-то историй, способов рассмешить, простых небольших веселящих предметов («носики», «язычки», мыльные пузыри).
Лавджоя «Великая цепь бытия» были одним из главных стимулов для формирования моего представления о том, какой может быть история научных идей.
Философ подчёркивал преимущество специфического, особенного по сравнению с общим, доказывал идею приоритета в истории национального над общечеловеческим18.
Но отсюда одно неудобство: представляемое ею целое — не просто идея, ибо оно реализуется, а не только абстрактно сформулировано, но реализуется оно не совсем объективно, ибо реальностью здесь является не само это целое, а частная речь частного произведения, которое тоже погружено в историю; иначе говоря, целое предлагает себя не как реальность, а как выдумка, то есть именно в целом: в перспективе мира, рассмотренного с такой воображаемой точки зрения, с которой мир может быть виден в своём единстве; речь идёт о таком взгляде на мир, который реализуется как нереальный, исходя из реальности самой речи.
История богата примерами типов ведения войны и ещё больше идеями на этот счёт.
Идеальной целью поэтики, ориентированной на поиск интертекстуальных связей, могла бы стать цепочка или веер, в которых прослеживалась бы история заимствований деталей и символов, их перетекание из одних текстов в другие: идея определения универсального символического контекста здесь скорее подразумевается, чем реально достигается.
Такие истории, как история #SEKTA, чаще всего начинаются с идеи или решения одного человека поделиться своей безумной идеей с другими.
Между тем, изучая историю этноса, его традиционную культуру, мы вступаем в мир идей, где материалистические характеристики лишь выступаю на поверхности массива духовных первооснов, которые заключены в идеи-формы.
Отправными точками предложенного исследования явились: обоснование предельных оснований бытия гражданского общества и определение его онтологического статуса; рассмотрение истории идеи гражданского общества и истории её осуществления; исследование социально-экономических, социально-политических, социокультурных и социально-правовых его аспектов; а также размышление о вероятной стратегии и тактике становления и развития гражданского общества в условиях переходного периода.
Прежде всего, это дуалистическое понимание бога и мира, утверждение о возможности познания, попытка объяснить основные категории времени (настоящее, прошлое и будущее), а также идея о единстве человеческой и божественной истории, которая совершается хотя и в противоположных (земном и божественном царствах), но неразделимых сферах человеческой жизни.
Массовое сознание любит украшать историю науки легендами о предметах или происшествиях, якобы подсказавших тому или иному великому учёному прославившую его идею.