Глава 1. Различные подходы к постижению истории
Циклическая, спиральная, линейная, ступенчатая модели истории и их создатели. Формационный и цивилизационный подходы к познанию исторического процесса: их достоинства и недостатки. Клиометрия и ее место в современной исторической науке.
Человечество выработало различные подходы к постижению прошлого. Условно можно выделить два основных направления познания истории. Для одного из них характерно чередование «светлых» и «темных» циклов. Основой другого является представление о необратимом поступательном развитии.
Первое из указанных направлений отражено в циклической модели истории. Ее изложил в своей поэме «Работы и дни» древнегреческий поэт Гесиод (конец VIII – начало VII в. до н. э.). Детальное развитие данная концепция получила в трудах древнегреческого историка Фукидида (471–400 гг. до н. э.), эллинистического историка Полибия (ок. 201–120 гг. до н. э.), выдающегося древнекитайского историка Сыма Цяня (140—90 гг. до н. э.) и других ученых. Согласно взглядам Гесиода, человеческая история делится на века – циклы, каждому из которых соответствует определенное поколение людей. Причем понятие «поколение» используется им скорее в широком антропологическом смысле, нежели в его обычной узкой трактовке. Ход истории изображается в поэме как последовательная смена пяти веков – Золотого, Серебряного, Медного, Героического и Железного. Поколениям первого и четвертого из них Гесиод дает положительную характеристику, второму и третьему – отрицательную. Таким образом, его концепция связана с идеей определенного регрессивного чередования, хотя и непоследовательного, «светлых» и «темных» вековых циклов. Более пессимистическую окраску эта модель истории получила в идеологии древних цивилизаций Нового света. Так, в ацтекском «Кодексе Риос» каждое из антропологически обособленных поколений человечества называлось за грехи божественной карой: голодом, ураганом, пожаром, потопом. Эти идеи нашли отражение и в Ветхом Завете.
Дальнейшим развитием циклической концепции истории явилась спиральная модель, которую ввел в круг научных представлений неаполитанец Джамбаттиста Вико (1668–1744), автор «Оснований новой науки об общей природе наций». Итальянский мыслитель разделил историю человечества на Век богов, для которого характерны догосударственный строй, появление семьи, религии, письменности, правовых представлений; Век героев – эпоху господства аристократии, ожесточенных столкновений феодалов и крестьянства; Человеческий век – времена буржуазных республик, «гуманной монархии», подъема городской жизни, царства разума. За каждым из этих циклов, развивающихся по восходящей линии, следует определенный упадок, переход к варварству, но следующий цикл по сравнению с предыдущим берет начало на более высоком уровне.
Второе направление познания истории нашло отражение в линейной концепции. Линейная модель развития мирового сообщества была воспринята современной наукой из сочинения Августина Блаженного (345–430) «О граде Божием». Идеи этого выдающегося мыслителя в области истории сводятся к тому, что человечество движется необратимо и поступательно по восходящей линии, на каждом отрезке существования, повышая уровень своего развития. В основе такой эволюции лежит, по Августину, божественное предопределение. Теологический провиденционализм господствовал в историографии Средних веков. Как однолинейный и прямолинейный прогресс рассматривали историю просветители XVIII в. и позитивисты XIX в.
Идея линейного прогресса отражается и в ступенчатой концепции истории, включающей также тезис об определенных стадиях развития. Она ярко прозвучала в сочинениях Ж.-А. Кондорсе (1743–1794), и в первую очередь в «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума». Кондорсе выделил три последовательные ступени эволюции хозяйства: а) охота и рыболовство, б) одомашнивание животных, в) земледелие. Каждому из трех типов экономики соответствовало специфическое общественное устройство. Ступенчатая модель получила дальнейшее развитие в исследованиях шотландца А. Фергюсона (1723–1816). В «Опыте истории гражданского общества» он ввел подразделение мировой истории на стадии дикости, варварства и просвещения. Такие мыслители, как Иоган и Георг Форстеры, Л.-Г.Морган, Ф. Энгельс и др., уделили внимание детализации этой классификации.
На рубеже XVIII–XIX вв. на основе предшествующих концепций исторического развития формируются формационный и цивилизационный подходы к постижению истории.
Формационный подход был детально разработан в XIX в. и стал основополагающим принципом марксизма-ленинизма. В отечественной историографии XX столетия такой подход был доминирующим.
Формационный подход – это познание исторического процесса на основе приоритета экономической и политической сфер жизни общества, рассмотрение исторических явлений в рамках пяти последовательно сменяющихся путем революций формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая), постижение поступательного развития мирового сообществ в целом.
Идеи цивилизационного подхода получили широкое распространение в научной среде в XIX–XX вв. Существуют две версии цивилизационного подхода. Стадиальная, рассматривающая всемирную историю в целом, и локальная, изучающая историю отдельных цивилизаций. Сходство основных черт этих вариантов позволяет следующим образом сформулировать сущность цивилизационного подхода к постижению различных проблем исторического процесса.
Цивилизационный подход – это познание истории как совокупности культурной, экономической, социальной, политический, духовной и других сфер жизни общества без выделения приоритета какой-либо из них, рассмотрение исторических явлений от момента возникновения цивилизаций до их заката, что позволяет постичь историю мирового сообщества в целом через историю отдельных цивилизаций.
Русский ученый Н.Я. Данилевский (1822–1885) в своем труде «Россия и Европа» применил цивилизационный метод изучения прошлого, согласно которому всемирная история складывается из механической смены замкнутых цивилизаций (культурно-исторических типов). Им было выделено 12 исторически сложившихся типов цивилизаций, причем каждая из этих цивилизаций имеет четыре разряда самопроявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. Н.Я. Данилевский рассматривает качественно новый тип цивилизации – «славянский».
В XX в. в рамках цивилизационного подхода творил Освальд Шпенглер (1880–1936). Он рассматривал семь цивилизаций, среди них египетская, китайская, семитская, еврейско-арабская, западная, греко-римская и мексиканская. В книге «Закат Европы» он определяет примерно тысячелетний срок жизни каждой цивилизации, подчеркивая, что развитию цивилизации характерна линейность, аналогичная стадиям жизни человека: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. Шпенглер подверг критике «птолемееву» систему исторического анализа, которая объясняла историю с точки зрения западной цивилизации, считала культуру Запада неким центром. Использованная им система исторического анализа – «коперниковская»: она не признавала привилегированного положения какой-либо цивилизации над другими.
Арнольд Тойнби (1881–1975)) посвятил исследованию цивилизаций 20 томов под общим названием «Постижение истории». Начал Тойнби с рассмотрения 100 цивилизаций, затем сократил их число до 21, а завершил исследованием 13 цивилизаций. Механизмом цивилизационного развития он считал взаимодействие «вызова», который поступает от окружающей среды, и «ответа», который дает общество. В качестве «вызова» могут выступать всевозможные природные катаклизмы, войны и т. п. Сила «ответа», по мнению Тойнби, зависит от потенциала общества. Тойнби сформулировал теорию энвайроменталъного детерминизма, т. е. причинно-следственной обусловленности процессов развития человеческого общества природно-климатическими факторами.
Существенный вклад в разработку цивилизациоиного подхода к постижению истории внес наш соотечественник Л.Н. Гумилев (1918–1992). Проблемам развития цивилизации посвящена его работа «Этногенез и биосфера Земли». Исследуя историю этносов, он установил, что любая цивилизация, общество, культура, государство, народ развиваются не более 1500 лет, причем он выяснил, что на протяжении этого срока общество проходит пять фаз эволюции: подъем, акматическая фаза, надлом, инерция, обскурация. Импульсом, лежащим в основе возникновения и развития этноса, Гумилев считал пассионарность. Это такое состояние общества, в котором интересы коллектива превышают уровень жажды жизни индивидуума и его заботы о собственном потомстве, ломают устоявшиеся традиции.
Сторонники цивилизациоиного подхода к познанию человечества определенное внимание уделяют обусловленности исторического развития ритмикой астрономических явлений. За этим подходом закрепилось название «клиометрия» – измерение исторического времени посредством физических единиц. Так, выявленные Л.Н. Гумилевым 300-летние ритмы внутри 1500-летнего срока развития цивилизации тесно связаны с таким астрономическим явлением, как совместное влияние Юпитера, Венеры и Сатурна на атмосферу Солнца.
Выдающийся отечественный экономист Н.Д. Кондратьев (1892–1938) выявил 60-летние ритмы развития экономических процессов в ряде стран мира. В частности, он дал характеристику следующих ритмов: ок. 1742 – ок. 1802 гг., ок. 1802 – ок. 1862 гг., ок. 1862 – ок. 1922 гг. В своих научных рассуждениях он затрагивает и другие сферы жизнедеятельности общества. Современные исследования позволяют утверждать, что изученные Кондратьевым 60-летние ритмы развития общественно-экономических процессов обусловлены действием планетарного явления, заключающегося в одновременном влиянии Юпитера и Сатурна на Солнце.
А.Л. Чижевский (1897–1964) – отечественный математик, астроном, историк занимался изучением влияния 12-летних ритмов солнечной активности на ход истории. Он проанализировал развитие человечества за 500 лет с XV по XX в. и убедительно доказал наличие тесной связи между ритмикой Солнца и поведением людей. В каждом 12-летнем ритме Чижевский выявил несколько фаз. Причем на разные фазы приходится различное число значительных исторических событий. Максимального «возбуждения» историческая активность человечества достигает в третьей фазе.
Величайший вклад в рассмотрение эволюции общества в тесном взаимодействии с развитием других реалий нашей планеты внес В.И. Вернадский (1863–1945), создавший учение о ноосфере. Это учение формирует философскую базу, на основе которой становится возможным комплексное использование построений Л.Н. Гумилева, Н.Д. Кондратьева, А.Л. Чижевского для осмысления системной ритмики общественной эволюции. Под ноосферой Вернадский понимал сферу разума, т. е. сферу жизнедеятельности людей на Земле. Как известно, наша планета имеет несколько сфер: литосфера, гидросфера, тропосфера, стратосфера, магнитосфера и т. д. Все они находятся во взаимодействии друг с другом. Вернадский ввел в их число ноосферу. Ученые-естественники выработали четкие знания о ритмике эволюции разных сфер Земли. Учение о ноосфере позволяет использовать эти знания для совершенствования построений историков, выяснения природы воздействия планетарных явлений на общество.
Исследователей давно интересовало наличие в ходе истории и более глобальных по длительности ритмов, в частности 25 с лишним тысяч лет. Астрономической основой ритмов таких хронологических параметров выступает явление прецессии во вращении Земли. Оно заключается в том, что условная ось вращения Земли не находится в строго перпендикулярном отношении к плоскости обращения Земли вокруг Солнца. Земная ось располагается под наклоном к означенной плоскости. При этом земная ось на протяжении 25 с лишним тысяч лет совершает конусообразное вращательное движение. В связи с этим меняется характер взаимодействия, например, геомагнитной сферы с магнитосферой Солнца, что отражается на эволюции человечества.
Овладение многообразием концепций исторического познания позволяет сформировать самостоятельное историческое мышление, что и является основной целью вузовского образования.
Хрестоматийные материалы задания и вопросы по теме
Какие концепции истории вам известны?
Какую модель истории использует Гесиод в освещении развития человечества?
Какое чередование циклов заложено в поэме «Работы и дни»?
Какие циклы истории по Гесиоду – «темные», а какие – «светлые»?
Назовите мыслителей, рассматривающих историю человечества в рамках аналогичной модели.
{1}
Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умерли, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, —
Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.
После того как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они наземельных
Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,
Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.
Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая
Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.
После того поколения другое, уж много похуже,
Из серебра сотворили великие боги Олимпа.
Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,
Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.
А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,
Жили лишь малое время, на беды себя обрекая
Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,
Как по обычаю людям положено. Их под землею
Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди
Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим.
После того как земля поколенье и это покрыла,
Дали им люди названье подземных смертных блаженных,
Хоть и на месте втором, но в почете у смертных и эти.
Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих,
Медное создал, ни в чем с поколеньем несхожее прежним.
С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили
Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.
Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться
К ним не решался: великою силой они обладали,
И необорные руки росли на плечах многомощных
Были из меди доспехи у них и из меди жилища,
Медью работы свершали: никто о железе не ведал.
Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.
Все низошли безыменно: и, как ни страшны они были,
Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца.
После того как земля поколенье и это покрыла,
Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион
На многодарной земле, справедливее прежних и лучше, —
Славных героев божественный род. Называют их люди
Полубогами: они на земле обитали пред нами.
Грозная их погубила война и ужасная битва.
В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,
Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных;
В Трое другие погибли, на черных судах переплывши
Ради прекрасной Елены чрез бездны морские.
Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло;
Прочих к границам земли перенес громовержец Кронион,
Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных.
Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно
Близ океанских пучин острова населяют блаженных.
Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым
Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит.
Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.
(Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.
Зевс поколенье людей говорящих погубит, и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.)
Дети – с отцами, с детьми – их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю – хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети
Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет
Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.
Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно
Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.
Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,
Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,
К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,
Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды
Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет.
В рамках какой модели излагает Августин Блаженный историю человечества?
Что, по мнению Августина, лежит в основе эволюции общества?
В трудах каких ученых данная концепция нашла свое дальнейшее развитие?
Августин блаженный Аврелий «О граде божием…»
{2}(Извлечение)
…Что же можно найти или более славного или более верного в сравнении с историей, которая победила весь мир с таким возвышенным авторитетом и в которой повествуется о таком будущем, из которого многое мы видим уже совершившимся, а что еще не совершилось, должно, или несомненно, надеемся, совершиться?
И вечное царство славнейшего Града Божия, наслаждающегося бессмертно лицезрением Бога. Из всего этого мы видим столь многое исполнившимся, что с истинным благочестием надеемся на исполнение и остального…
…Когда святые по внушению Божию желают и молятся, чтобы каждый получил спасение, то употребляя вышеуказанный способ слововыражения, мы можем сказать: «Бог хочет так, но не делает», называя в этом случае желающим Того, кто производит в них желание. Напротив, по той Своей воле, которая вечна одинаково с Его предвидением. Он сотворил уже все, что только хотел сотворить на небе и на земле, не только прошедшее и настоящее, но даже и будущее (Псалм. СХШ, 3). Но прежде чем наступит время, в которое по Его воле должно быть то, что раньше времени Он предусмотрел и предустроил, мы говорим: «Оно будет, когда захочет Бог». Если же мы не знаем ни времени, когда оно будет, ни даже того, будет ли оно, то говорим так: «Оно будет, если захочет Бог».
…Самое число веков, как бы дней, если будем считать их по тем периодам времени, указание на которые находим в писании, окажется субботствованием, потому что число это есть семь: так, первый век, как бы первый день, простирается от Адама до потопа, второй – от потопа до Авраама, равные впрочем не продолжительностью времени, а числом поколений, как и в том и в другом находится их по десяти. Затем, от Авраама до пришествия Христова, по исчислению евангелиста Матфея, следуют три века, из которых каждый заключает в себе по четырнадцати поколений, а именно: от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон и от переселения в Вавилон до рождества Христова. Всех, стало быть, пять. Теперь идет шестой, которого не следует измерять никаким числом поколений ввиду того, что сказано: Ниесть ваше разумиети времена и лета, яже Отец положи по своей власти (Деян. 1,7). После этого века Бог как бы почиет. <…> О каждом из этих веков подробно рассуждать теперь было бы долго. По крайней мере, этот седьмой век будет нашею субботою, конец которой будет не вечером, а Господним, как бы вечным осьмым, днем, который Христос освятил Своим воскресением, предъизображая тем вечный покой не только духа, но и тела. Тогда мы освободимся и увидим, увидим и возлюбим и восхвалим. Вот то, чем будем мы без конца! Ибо какая иная цель наша, как не та, чтобы достигнуть царства, которое не имеет конца?
Считаем долг настоящего великого труда при помощи Божией исполненным. Для кого он мал, а для кого слишком велик, пусть извиняет меня, а для кого удовлетворителен, пусть не мне, а вместе со мною возсылают благодарение Богу. Аминь.
Какой подход к постижению истории человечества использует А.Л. Чижевский?
Какие ритмы развития общества выявил и всесторонне исследовал А.Л. Чижевский?
Какие фазы выделяет А.Л. Чижевский внутри исследуемых им ритмов истории?
Назовите ученых, изучавших историю в рамках данного подхода.
А.Л. Чижевский «Физические факторы исторического процесса»
{3}(Извлечение)
…Пятнообразовательная деятельность солнца, помимо ясно обнаруживаемого 11-летнего периода, подвержена колебаниям иных периодов, которые не удалось еще точно установить, вследствие незначительного количества соответствующего материала.
Мы нашли возможным каждый исторический цикл, синхронный солнечному циклу, разделить на 4 периода, при чем приняли:
Период минимальной возбудимости равным 3 годам.
Период нарастания возбудимости равным 2 годам.
Период максимальной возбудимости равным 3 годам.
Период падения возбудимости равным 3 годам.
Произведенный нами за 500 лет (с XV по XX вв.) по указанному ранее методу статистический учет событий всемирной истории показал распределение их по четырем периодам цикла, а именно:
в I периоде цикла (3 года) имеют начало 5 % всех исторических событий;
во II периоде цикла (2 года) имеют начало 20 % всех исторических событий;
в III периоде цикла (3 года) имеют начало 60 % всех исторических событий;
в IV период цикла (3 года) имеют начало 15 % всех исторических событий.
…Возникшую на основе этих соображений новую отрасль знания мы называем историометрия. За первую, и основную, измерительную единицу отсчета исторического времени принимается один цикл солнцедеятельности, равный, в ср. арифм., 11 годам.
Эта единица отсчета исторического времени называется историометрическим циклом, по нашей терминологии. На основании некоторых данных, мы можем сделать допущение о существовании и других (кратных основному) периодов в исторической жизни человечества…
…Синтезируя собранный материал, мы получили для каждого периода историометрического цикла следующие, коротко излагаемые здесь, характеристики, – своего рода идеал формы, лежащей в основе каждого историометрического цикла, освобожденного от разнообразных случайностей и поверхностных явлений временного и местного значения.
Первый период историометрического цикла (период максимальной возбудимости).
Характерные черты этого периода следующие: разрозненность масс, индеферентизм масс к вопросам политическим и военным, миролюбивое настроение масс, устойчивость, терпимость и т. п.
…Такое поведение отдельных индивидов или целых групп принуждает правящие сферы государства к соответствующим мероприятиям: заключению с врагом ряда перемирий и наконец мира; капитуляции на тяжких условиях, открытию дипломатических сношений, объявлению нейтралитета, затем к роспуску войск и т. д.
…Поток общественной жизни. Попадая в русло успокоения и мира, получает возможность приложить свой тихий ход к достижению иных целей, к решению иных проблем. Здесь берет начало духовная деятельность человека, создаются культурные ценности, чистое искусство и наука становятся в край угла общественной жизни, сменяя бурную накипь недавних дней…
…Исследование исторических событий, имеющих место в I периоде, позволили установить ряд фактов, согласно которым период максимальной возбудимости способствует: 1) заключению мирных договоров; 2) завоевательным экспедициям немассового характера; 3) капитуляции; 4) оккупации; 5) максимальному сокращению парламентаризма; 6) усилению единовластия или правлению немногих.
Второй период историометрического цикла (период нарастания возбудимости).
…Уже начало этого периода в исторических сочинениях характеризуется значительно большим подъемом возбуждения масс, чем в предшествующий период. Единения масс еще нет; только мало-помалу начинают вновь организовываться распавшиеся в период минимальной возбудимости партии группы, намечаются вожди, определяются программы. Сила внушения снова проявляется на массах: государственные деятели, полководцы, ораторы, пресса восстанавливают свое значение. Вопросы политические и военные начинают показываться из-за горизонта общественной жизни и постепенно обостряются…
Еще в разрешении важнейших государственных вопросов замечаются колебания и нерешительность, еще выводы не созрели окончательно, но уже могут греметь приготовления к войне, международное положение осложняется…
В конце второго периода… мы замечаем одно из самых важных явлений военно-политической жизни сообществ, а именно: стремление к объединению различных народностей, составляющих данное сообщество, в целях защиты или нападения и слияние различных политических группировок для противодействия другим политическим группировкам.
Значение этого периода заключается в том, что он полагает основу дальнейшему развитию исторических событий на протяжении данного цикла в данном человеческом сообществе и, отчасти, даже предрешает их ход в период максимальной возбудимости…
В течение второго периода следует различать три главных фазы… их развития: 1) возникновение в массах идей, 2) группировка идей, и 3) выявление одной основной идеи в массах данного человеческого сообщества к начальному моменту III периода…
Третий период историометрического цикла (период максимальной возбудимости).
Это главный этап развития каждого цикла, разрешающий всемирно-исторические проблемы человечества и основополагающий новые исторические эпохи. Он побуждает человечество к величайшим безумствам и величайшим благодеяниям: он воплощает идеи в жизнь путем пролития крови и лязга железа. В этом периоде имели место величайшие революции и величайшие столкновения народов, начинавшие новые эры в жизни человечества.
…Параллелизм деятельности двух удаленных одно от другого веществ – солнечной и мозговой материи – с особенною яростью и наглядностью проявляется именно в течение данного периода.
…Укажем лишь на те главные факторы, наличие которых в массах обуславливает собою возникновение и развитие решающих событий в человеческих сообществах: 1) возбуждающее действие на массы народных вождей, полководцев, ораторов, прессы и т. д.; 2) возбуждающее действие настроений и идей, обращающихся в массах; 3) быстрота возбудимости от единства психического центра; 4) размер территориального обхвата массовым движением; 5) интеграция и индивидуализация масс.
…В этот период иногда бывает достаточно одного вовремя сказанного слова или одного жеста, чтобы двинуть целые армии и народные массы… Массы идут за вождем слепо, не рассуждая, увлеченные омутом острого возбуждения и экстаза.
…Историки становятся в тупик перед фактами, указывающими на то, что идеи, о которых не смели говорить год – два тому назад, теперь высказываются открыто и смело; массы становятся нетерпеливее, возбужденнее; они начинают возвышать голос, требовать и вооружаться.
…Величайшие революции, войны и прочие массовые движения, созидавшие системы государств, полагавшие начало поворотным пунктам истории и колебавшие жизнь человечества на территориях целых материков, стремятся совпадать с эпохою максимального напряжения солнцедеятельности и развить наивысшую интенсивность в моменты его наивысших напряжений.
Исследование исторических событий, имевших место в III периоде, позволило установить ряд фактов, согласно которым период максимальной возбудимости способствует: 1) объединению масс; 1) выдвижению вождей, полководцев, государственных деятелей; 2) торжеству идей, поддерживаемых массами; 4) максимальному развитию парламентаризма; 5) демократическим и социальным реформам; 6) народовластию и ограничению единовластия; 7) восстаниям, смутам, бунтам, мятежам, революциям; 8) войнам, походам, экспедициям; 9) эмиграциям, переселениям, гонениям и другим вспышкам массовой деятельности человека.
Сильнейшие эпидемии инфекционных болезней, как показали произведенные сопоставления, также очень часто совпадают с максимумами активности солнца.
Четвертый период историометрического цикла (период падения возбудимости).
Период падения возбудимости является как бы отголоском предшествовавшего ему бурного периода борьбы и волнений, высшая степень напряженности которых уже миновала, и чувствуется общая потребность в успокоении и мире. Если идет война – жар ее мало-помалу угасает, наблюдается вялость в военных действиях, темп их замедляется.
…Понижение степени единодушного общения масс вызывают споры и разлад в коллективах, союзах, государствах. Последнее обстоятельство делает все человеческие группировки небоеспособными и нерешительными.
Наконец, общий упадок возбудимости сменяется таким психофизическим состоянием, которое может быть названо энервацией. Народные собрания и представительства разгоняются без протеста, восстания подавляются с легкостью, войны не разгораются, и мирные переговоры механически вызываются депрессивным состоянием масс, чему зачастую способствует физическое истощение и усталость.
Такова в кратких чертах морфологическая тождественность всех исторических циклов – «универсальные» смены поведения действующих масс человечества в течение каждого историометрического цикла.
Здесь мы известным образом схематизируем исторические явления, связанные с состоянием солнцедеятельности. Не может быть сомнения в том, что все эти явления гораздо сложнее и запутаннее, чем они представлены у нас. Но, пользуясь этой схематизацией, которую во многих отношениях следует считать как предварительную, мы можем идти вперед в объективном изучении данного вопроса.