Вы здесь

Что вам снится? Учимся понимать язык сна. Глава 6. Сновидение и творчество (Дэвид Крисп)

Глава 6

Сновидение и творчество

Использование или отвержение

Только ощущение, а не сам сон, созидательно. Говоря это, я имею в виду, что, даже если сон может выразить совершенно незнакомую идею, новую силу, это основано на индивидуальности человека, который увидел сон, независимо от того, пытается или нет этот человек понять значение своего сновидения. По этой причине мы можем уподобить сновидения измерительным приборам и индикаторам на приборной доске автомобиля или самолета. Несмотря на показания приборов, водитель должен решить сам, обращать на них внимание или нет. В то же время существует другая крайность – стать слишком зависимым от показаний приборов, пожертвовав свободой воли, ощущением эксперимента или дерзостью. Но если сон подобен приборной доске, отражающей состояние всей машины с учетом изменений окружающей среды (высоты, температуры внутри салона и за бортом, скорости и т. п.), тогда каждое действие пилота также влияет на показание приборов. Истину этого утверждения легко подтвердить на примере сна. Любое изменение, которое мы совершаем при помощи осознанного решения, часто кардинально меняет содержание сна и его настроение. Другими словами, не сновидение предшествует переменам в нашей жизни, а осознанные решения влияют на символику сновидений. Это в большей степени применимо в тех случаях, когда внешние перемены влияют на наши чувства или испытывают на прочность основные принципы нашего поведения. Иногда причиной такой перемены становится появление новых друзей, или внезапное открытие новых идей в книге, или перемена ситуации под давлением внешних событий. Так, например, тех, кто просто записывает сны, но никогда не работает с ними, знакомство с идеями этой книги может привести к определенным переменам в их сновидениях.

Возможно, это легче усвоить на примере двух сновидений, о которых рассказано в книге Г. Хайера «Организм Разума». Первый сон – о человеке искреннем и общительном, интересующемся всеми событиями внешней жизни. Один из его друзей рассказал ему о практике медитации, и наш герой, несмотря на свой открытый характер, решил «заглянуть» в свой внутренний мир. Вот его сон: «Я стоял возле окна в своем доме и смотрел на сад, который никогда прежде не видел. Он очень сильно зарос, и я решил пойти и немного поработать. Взяв грабли и тяпку, стал копаться в саду, расправляясь с сорняками не хуже чем настоящий садовник. Внезапно я начал выкапывать на поверхность гранаты и бомбы. Я испугался, что все это может взорваться, и поспешил уйти обратно в дом».

Все это достаточно понятно. Сад, который наш герой никогда не видел прежде, представляет его собственные внутренние чувства и опыт. Сад зарос сорняками, потому что молодой человек никогда не «пропалывал» эту сторону своей природы. Он понял, что подобная работа требует огромных усилий. Также, продолжая работу, он постепенно осознает возможную опасность и угрозу со стороны эмоций, накопившихся внутри него, что заставляет его отказаться от медитации. Это вовсе не критика медитирования, просто описание того, с чем мы можем столкнуться, рьяно занявшись внутренней «прополкой». Ведь бомбы могут быть обезврежены, а гранаты вынесены туда, где не смогут причинить каких-либо разрушений.

Другой сон приснился молодой девушке, чья натура прямо противоположна характеру молодого человека. Она очень застенчива и скрытна. Большая часть ее жизни прошла в том саду, который он никогда не видел, – в мире ее собственных чувств. Она решила, что должна как-то изменить свою жизнь, став более общительной. Она начала выходить в свет – провела выходные в большом отеле, танцуя каждый вечер, засиживаясь подолгу в баре. Ей приснилось вот что: «Я стояла возле окна в комнате отеля и вдруг заметила, что пейзаж медленно движется по кругу. Затем движение начало ускоряться и я поняла, что это не пейзаж за окном кружился, а здание отеля. Я испугалась и поняла, что должна выбраться оттуда. Бегом спустилась к выходу и увидела, что отель стал подобен огромному дереву. Оно кружилось все быстрее и быстрее, отрываясь от своих корней. Я успела спрыгнуть на землю за мгновение до того, как оно упало».

Кружащийся отель напомнил нам веселую кутерьму, в которую попала девушка. Это карусель, новый круг общения. Но это отрывает ее от «корней» – привычного ей образа поведения, ее основных, характерных черт, от нее настоящей.

Оба этих сна откликаются на новые перемены или, по крайней мере, предупреждают о том потрясении, которые эти новшества могут причинить. Некоторые внешние перемены нарушают привычный ход событий, выбивая из колеи, по которой жизнь размеренно катилась. Из-за этого человек может находиться в постоянном пессимистическом настроении, которое отражается на его сновидениях. Неожиданные внешние перемены, внезапно разрешающие проблему, как, например, предложение новой работы, могут заставить человека сменить пессимизм, и его сны в ответ на это тоже изменятся.

Из того, что было сказано, и из аналогии между пилотом и приборной доской мы видим, что существует творческая взаимосвязь с нашими снами. Сны отражают наше состояние, они – приборная панель с данными о нас самих. Это знание о себе может быть использовано с пользой или проигнорировано. Если мы решили не обращать на него внимания, то должны быть готовы к последствиям, общественным и внутренним. То есть, если нас остановили и оштрафовали за превышение скорости, а значит, за нарушение закона, не стоит удивляться. В случае, если мы видим, что в нашей машине почти не осталось топлива, мы можем остановиться, отдохнуть и заправиться или, в крайней ситуации, ехать до тех пор, пока машина не остановится. Это возможные варианты решения, которые может принять водитель. Но чтобы сделать поездку более приятной и предсказуемой, нужно следить за показаниями приборов.

Таким образом, сон только тогда приобретает значение, когда мы обращаем на него внимание и желаем на благо использовать данную информацию. Творение лежит на границе наших осознанных чувств, воли, решения, концентрации ума и внимания, вместе с догадливостью, рассеянностью и интуицией подсознания. И только когда происходит слияние наших осознанных и неосознанных интересов, вспыхивает истинное созидательное пламя. Только союз этих двух составляющих производит на свет волшебного ребенка, божественное дитя. Сновидение – это всего лишь стрелка на приборной панели, отражающая скрытые события в нас. Увидим ли мы их? Все зависит от того, как воспользоваться предоставленной информацией, вдохновляющей или утомляющей нас.

Тысячи людей находили на вершинах холмов створки от раковин устриц. Но только для Леонардо да Винчи это стало поводом предположить, что они указывают на то, что эта поверхность когда-то была скрыта морской водой. Созидательная вспышка приходит лишь тогда, когда сознание борется, сражается, чтобы не быть сбитым с толку тем, что оно видит неизвестного, скрытого, противоречивого. Недостаточно просто увидеть. Человек должен также размышлять, экспериментировать, испытывать сомнения. Тогда неизвестное и знакомое смешаются и сольются, произведя на свет дитя. По этой самой причине, как говорит Блейк, «вечность существует в любви к производным времени», ибо время открывает скрытое содержание вечности.

Сказки и мифы

Любые попытки и удача в толковании или понимании сновидений являются актом творчества. Я сравнил это со слиянием сознательного и подсознательного, известного и незнакомого. В сновидениях это часто находит отражение именно в виде свадьбы, брака. Иногда один из партнеров одет в черное или темнокож, тогда он символизирует темноту подсознания. В то время как одетый в белое олицетворяет свет сознания и известности. И даже если мы не стремимся сделать какие-либо выводы, толкование уже является процессом творчества. Совокупление приводит к рождению ребенка. Другими словами, мы становимся немного более осведомленными о собственном внутреннем мире при помощи толкования. Таким образом, ребенок – это сознание, мы становимся более сознательными, мы растем в нашем знании! То, что мы теперь знаем, ранее не существовало, но существует сейчас. Раньше это принадлежало подсознанию и было скрыто в сознании. Сновидение выносило этот эмбрион, сознание поработало над ним и передало в мир. Панель приборов как запись событий. Они незначительны до тех пор, пока пилот не посмотрит на них и не прочитает их показания, основываясь на своих знаниях и с учетом ситуации. Слияние производит понимание ситуации и то, как в этих обстоятельствах следует действовать.

Это слияние отличается от всех предыдущих факторов. Использование наших знаний помогает нам интерпретировать наши сны. Мы может оглядеться вокруг себя и увидеть, что с момента осознания собственной индивидуальности человечество всегда пыталось объяснить сновидения. Но в этом случае я использую слово «сновидения» в самом широком его смысле. Я имею в виду не только видения ночи, но все ароматы, самоощущения, препятствия, ведущие к знанию. Все надежды, чувства, непонимание, волнения и побуждения, которые человек хочет прояснить. Все великие религии, все мифы и легенды, научные изыскания, мировая классическая литература – это все результат попытки человека понять сновидение. Музыка и искусство, поэзия, социальные происшествия – все это попытки понять истинную природу человечества. То есть мы постоянно боремся за то, чтобы существовать и знать, кто мы такие. Если мы стремимся к полному пониманию наших сновидений, то должны увидеть, что множество символов, появившихся в наших снах, также появляются во многих религиях мира. Они также присутствуют в искусстве и литературе всех времен и народов. Но что более всего удивляет, так это то, что, когда мы читаем о подвигах Геракла или приключениях Ясона, убийстве Митрой быка, крещении Христа, взаимоотношениях Шакти и Шивы, мы видим, что все герои сражаются с явлениями из наших собственных снов. С той лишь разницей, что в знаменитых легендах, мифах и религиях приключения героев всегда заканчиваются. Геракл добывает золотые яблоки, Ясон привозит домой золотое руно, Иисус достигает бессмертия и т. п. В то время как в вереницах наших снов мы продолжаем сражаться со змеями, или боимся встретиться с гигантской гусеницей с головой льва, или стремимся избежать неприятного нам человека. Очевидно, мы можем научиться, как все эти герои (ибо мы тоже герои наших собственных снов), всегда побеждать. Что они предпринимают для того, чтобы преодолеть свои собственные социальные и внутренние проблемы, находящие свое воплощение в виде монстров в наших ночных путешествиях?

Важно понять, что все мифы и легенды – это сновидение плюс сознание. Другими словами, это творческое выражение, которое возникает из правильной работы с подсознанием и неизвестным. Причина, по которой я решил прибегнуть к столь длинному объяснению, как бы то ни было, кроется в том, что, несмотря на предшествующее подробное изучение, наши собственные сновидения становятся более понятными. Также, поняв, как вы реагируете на встреченные трудности, вы можете найти возможный способ, как справиться с нашими проблемами, внешними и внутренними. Вот почему религии и мифы прошли испытание временем, откровенное недоверие чистого разума, сомнения людей, не знающих ничего о своих собственных внутренних процессах.

Дабы проиллюстрировать, что может быть взято из такого источника, рассмотрю с этой точки зрения две хорошо знакомые всем нам истории.

В общем говоря, образ Девы Марии в католической вере особенный. Даже когда критики указывают, что во многих более ранних верованиях также есть девственницы, давшие рождение святому ребенку, они все же часто упускают ее значение для всего человечества. Это не означает тем не менее, что ни один из них не обратил внимание на то, что Дева Мария выражает активный принцип в каждом человеке. Буквально каждый человек может обратиться к Деве Марии за помощью. Но позвольте мне объяснить. Увидев во сне определенный символ, члены Святого семейства сохранили свое историческое и религиозное значение. Но давайте представим Марию и Иосифа как обычных людей, вне каких-либо религиозных верований. Они достигли персонального, внутреннего знания. Мария узнала, что забеременеет от Святого Духа и даст рождение Христу, сыну Бога. Иосиф, как и было сказано, начнет сомневаться и задавать вопросы, что естественно, но во сне ему открылась правда. Теперь давайте рассмотрим данную ситуацию так, как будто это случилось с нами, и увидим результат.

МАРИЯ. Она говорила с ангелами и была девственницей. Из этого мы видим, что Мария представляет интуицию, восприимчивую часть нашей собственной природы. Наши чувства, наша собственная девственная природа (то есть часть нашего «я», не подвергнутая сомнениям, влиянию мыслей, устойчивых мнений, предубеждений и предвзятого мнения) открыта для новых идей, новых взглядов, новых ощущений. Святой Дух является невидимым выражением Бога. Это неизвестная часть нас, которая находит воплощение в энергии всей нашей природы, энергий, которые выносят нас в бытие. То есть Мария, зачавшая от Святого Духа, означает наше собственное состояние восприимчивости, свободу от предвзятости и предубеждений, когда мы можем постичь составляющие нашей природы, все еще неизвестные нам. Это представляет только общее ощущение. Новая идея не приходит в голову человека, закрывшего сердце и разум. Ни одно открытие не было сделано человеком, который верил, что уже знает все. Чтобы получить новое, мы должны, по крайней мере, часть нашего разума оставить «девственной».

ИОСИФ. Он сомневается и задает вопросы. Следовательно, Иосиф представляет ту часть нашей природы, которая всегда сомневается, столкнувшись с новым явлением, со всем, что кажется необъяснимым, рациональную часть нас. Он должен был заснуть и увидеть сон (то есть его сознание было «выключено»), чтобы ангел, интуитивная мудрость, смог обратиться к нему. Таким образом, мы видим, что Иосиф представляет интеллект, устойчивое мнение, открытые знания. Он строитель и плотник. Это символизирует, что он использует «мертвое» или видимое – что есть, известные идеи и факты, чтобы построить свое собственное мнение. Когда-то человек верил в тот факт, что мир плоский. И поэтому идея морского путешествия на Запад вызвала мнение, что корабль свалится за его пределы. Даже сегодня мы вынуждены признавать, что наше знание вещей пристрастно и неполно. Следовательно, мы должны остерегаться делать выводы, основываясь только на известных нам фактах. Мы должны проявить сочувствие по отношению к Марии, восприимчивости и интуиции, дающей рождение неизвестному и невидимому.

ИИСУС. Он не сын Иосифа, то есть разума, а сын Бога, внутреннего «я», существующего вне зависимости от всех живущих. Он является творением, возникшим из союза между сознанием и подсознанием. Он – Освободитель. Этот союз между нашими Истоками и нашим Сознанием может привести к осознанию наших истоков. Силы, которые заставляют нас дышать, думать, существовать, хотя движутся к смерти, тем не менее всегда существуют. Как говорит наука, энергия никогда не кончается, только изменяется. Символ Иисуса предполагает, что, несмотря на союз между сознанием и подсознанием, его производное ведет нас назад, к знанию наших истоков. Так как этот исток вечен, наше знание о нем означает, что мы не теряемся в смерти, но наше сознание теперь ушло за внешнюю, изменчивую часть нашей природы. Иисус, таким образом, является символом освобождения, потому что это присуще его природе, как сыну единого Источника и сознания жизни, освободителю неограниченного знания о себе, воплощению вечной, бессмертной природы каждого человека.

В христианстве существует множество различных направлений, каждое из которых в разной степени признает необходимость обрядов и внешнего проявления религиозности. Я надеюсь, что из сказанного выше стало понятно, вне зависимости от отношения каждого из нас к церкви: любой однажды задумавшийся об этом человек содержит Святое семейство в себе.

Нечто похожее можно обнаружить, обращаясь к мифам и сказкам, не имеющим никакого отношения к религии. Надеюсь, что история спящей красавицы хорошо вам известна и нет необходимости ее пересказывать, чтобы не затягивать наше повествование, так как с момента, как Принцесса заснула, требуется подробный комментарий. Представив сказку в виде сновидения, мы видим, что из-за определенных событий прекрасная и чувствительная часть нашего «я» уснула, или стала бессознательной. Так как эта часть подобна воспоминаниям детства, отошедшим в подсознание, все, что сопровождало эти способности, изображенное во сне в виде королевского двора, также оказалось потерянным для нашего сознания. Будучи юной, красивой и девственной, Принцесса очень похожа на Деву Марию. Но в сказке она не беременеет от Святого Духа, а засыпает из-за каприза ведьмы, представляющей эгоистичное, завистливое, склонное к интригам, злобное отношение. Следовательно, она может быть объяснена иначе, согласно содержанию сказки. Мы видим ее как восхитительную, прекрасную и счастливую сторону нашей собственной души, или внутреннего мира. Если у нас было обеспеченное счастливое детство и мы не чувствовали течения времени, удивляясь каждому событию своего детства, мы видим Принцессу как олицетворение этой части нашей жизни. Мы также видим, как эта красота засыпает, когда нам исполняется шестнадцать лет (или даже раньше, например в девять лет, в условиях современных городов и стандартов). Тогда мы более не можем жить без ощущения времени, или видеть удивительное в падении листа на дорогу, умении плыть против быстрого течения речки. Все имеющее отношение к этой изумительной способности также погружается в сон – засыпает. Бесконечное столетие проходит – огромный промежуток времени, жизни в мире времени, протекает до того, как Принц слышит легенду о спящей красавице. Но что означает эта легенда? И кто такой Принц?

Если, читая эту книгу, вы в первый раз открыли идею существования неосознанной, скрытой части вас самих, с ее обещанием великой любви, мудрости и красоты, тогда вы только слышали легенду. Но вы не слышали легенду, если чувства не взволновали вас, сказав, что там была спящая красавица, которую необходимо найти и разбудить. Легенда – это матовое, неуловимое, трудное для обнаружения чувство и надежда внутри нас, предполагающая спящую великую красоту, которую еще предстоит раскрыть. Легенда – это те надежды, которые говорят нам, что существует нечто большее в жизни, надо только захотеть достигнуть этого. Это легенда, потому что большинство людей не верит в нее, считая, что эта история годится только для детей. В свете этого Принц олицетворяет наше сознание, наш разум и мировой опыт, который чувствует себя неполным и пребывает в поисках своей второй половины. Он больше, чем просто наше сознание. Он – особенное состояние нашего сознания, ибо он отважился отправиться на поиски Мифа! Его настойчивость, его ощущение собственного несовершенства делает его храбрым, готовым узнать, правдива эта легенда или это всего лишь выдумка. Конечно же он не является олицетворением равнодушного сознания, случайно встретившегося со своей возлюбленной. Он вынужден продираться сквозь заросли гигантского шиповника и терновника, окружающие таинственный замок. В этих дебрях любой заблудился бы и погиб, ибо все эти заросли – замешательство, боль и неведение, что окружают и прячут нашу собственную спящую красоту. Чтобы достичь ее, мы должны испытывать, получать опыт, прорываться через дебри незнания, страха и цинизма, которые растут вокруг нашего собственного счастья и полноты жизни.

Но Принц прорывается через заросли и останавливается в изумлении перед спящим дворцом. Затем, найдя возлюбленную, цель своего путешествия, он будит ее поцелуем, и все придворные также просыпаются. Так, когда мы отваживаемся посмотреть в лицо отношениям ума, событиям, болям и страхам, которые отрезают нас от нашей целостности, тогда мы входим в наш внутренний мир и обнаруживаем, как много наших качеств еще спит, еще в подсознании. От поцелуя нашего сознания, которое спало и находилось в неведении, все это обращается в знание и бодрствование в нас. Затем возлюбленные женятся и живут долго и счастливо. Ибо, когда сознание объединяется с его источником, оно обретает целостность и счастье, вечную жизнь.

Толкование подобного сновидения может вызвать немного неверное представление, но только до тех пор, пока не будут добавлены необходимые пояснения. То есть Принцесса была вынуждена заснуть в нас на столетие для того, чтобы мог развиваться критический разум. Когда это развитие достигло определенного уровня, две части одного «я», рациональная и иррациональная, соединились.

Конечно же приведенное выше объяснение не может сразу и во всей полноте показать, как полезна информация, скрытая в сказке и мифах. Как только человек начнет познавать себя при помощи толкования снов, постепенно придет понимание того, что подобная информация обладает огромной ценностью. Попытка понять что-либо в символике древнегреческой мифологии, Госпела, сказок, таких, как «Красавица и чудовище» и «Белоснежка и семь гномов», и в другой классике может принести немалую пользу. Но вполне возможно, что они только воссоздают те ощущения, с которыми мы встречаемся в подобных ситуациях в самих себе.

Некоторые сновидения очень похожи на сказки, также, возможно, потому, что и те и другие появились из одного источника. Но сказки – это обычно «обработанные» или «истолкованные» сновидения. Сон редко приходит к такому простому завершению, как сказка. Это потому, что сказка зачастую может помочь нам увидеть, к какому возможному завершению нашего сна можно прийти.

Творчество, основанное на сюжетах сновидений

Итак, мы поняли, что сказка, миф или религия – это обработанные сновидения. Мы можем создать нашу собственную Легенду и нашу собственную Религию!

Возможно, здесь требуется некоторое пояснение, чтобы избежать непонимания. Если мы воспринимаем Иисуса, Мухаммеда или Будду как исторические персоны, их уникальность незаметна до тех пор, пока они не начинают демонстрировать в своей повседневной жизни то, что они увидели внутри себя как истину. Они жили и были честны в отношении своих внутренних чувств. Как только анализ сновидений был завершен, они полностью перешли к соглашению с внешним миром, их собственным миром инстинктов, чувств, сексуальных побуждений и тому подобного. Если мы воспринимаем жизнь как созидательный процесс, как живопись или рисование, тогда мы увидим, что великие художники изображали на своих холстах явления из ежедневной жизни людей. Их жизнь была в их холстах. Небеса, которые они нашли, отразились в их повседневной жизни.

Я пытаюсь сказать, что все, что мы находим и понимаем в наших снах, мы можем выразить во внешнем мире, каким-либо действием, например при помощи искусства. Этот фактор интерпретации сновидений уже был упомянут мной ранее, но не был раскрыт детально. Так как на самом деле он очень действенный, я приведу более пространное объяснение.

Итак, мы детально записали сюжет нашего сновидения. Теперь давайте посмотрим, как мы можем интерпретировать сон, на толкование которого однажды уже потратили свое время. В самом начале это продукт подсознания. Затем становится союзом сознания и подсознания. Для примера возьмем такой сон: «Было рождественское утро, когда мне приснился этот сон. Я почти проснулся и думал, стоит ли мне подняться и пойти посмотреть, забрали ли дети подарки из-под елки. Затем я, должно быть, снова заснул, и мне приснился этот сюжет. Я увидел, что проснулся. В спальне был свет, и я посмотрел в сторону двери, которая была приоткрыта. Снаружи было темно, но луч света падал из комнаты через приоткрытую дверь. В этом пятне света я увидел какое-то движение. Это привлекло мое внимание, и я стал присматриваться. Дверь теперь открылась шире, и снаружи комнаты уже не было так темно. Теперь я мог видеть, как маленькая белая мышка двигается там. Она направлялась прямо в комнату к детям. Наша семья остановилась на то Рождество в доме наших друзей на берегу моря. Я спросил свою жену, что белая мышка может делать в доме, и подумал, что, может быть, это был домашний любимец пары, останавливавшейся в этом коттедже до нас. Я захотел поймать мышку, встал с постели и направился к ней. Как только я сделал это, увидел, что мышка не просто белая, она светилась и была очень красивой. Еще мне показалось, что она немного подросла. Сначала она была размером с крысу, затем – с кошку. Я приблизился к ней, она выглядела огромной. Светилась изнутри, белым и лучистым свечением. Она была необычайно красива. Ее глаза особенно поразили меня – розовые, но тоже светящиеся.

Я повернулся к жене, чтобы рассказать ей об этом, и внезапно понял, что мышка совсем не увеличивалась в размерах, это я становился все меньше. Я также увидел, что та, кого я считал своей женой, также уменьшилась до размеров большой куклы и теперь сидела на краю кровати. Я помахал ей рукой. Это была не моя жена, а тоненькая девочка, очень привлекательная, с вьющимися каштановыми волосами, спадавшими на плечи. Она помахала мне в ответ, и я проснулся».

Без попытки самостоятельно объяснить это сновидение, мы последуем курсу размышлений, который предпринял человек, увидевший сон, после записи этого сна. Он не смог понять ни одного его символа. Это было так впечатляюще, почти фантастическое явление, что он изо всех сил старался понять его, а не получить уже готовые ответы, он старался найти ассоциации с этими символами. Это привело его к мысли, что пробуждение означает пробуждение для чего-то. То, что он проснулся, было, вероятно, символом освещенной спальни и загадочным движением. Что-то передвигалось по дому – то есть в нем самом. Сначала это был всего лишь намек на движение. Может быть, что-то шевельнулось в нем? Он не был уверен. Тот факт, что это была мышка и она излучала свет, он не мог объяснить совсем. Его отношение к жене изменилось, может быть, это и было причиной, он не мог сказать. И это произошло довольно давно, несколько недель назад. Он все еще продолжал думать об этом тем не менее и внезапно увидел значение этого в своем уменьшении в размерах и очевидном огромном росте мышки. Он размышлял над этим и вспомнил, что Алиса во время путешествия в Зазеркалье также уменьшалась. Это не объясняло ничего до тех пор, пока он внезапно не увидел, что в его сне мышка не изменялась в размерах. Она становилась все больше только потому, что менялось его отношение к ней. И тогда он увидел, что нечто внутри него может остаться незамеченным до тех пор, пока он не станет обращаться с этим правильно. И тогда то, что прежде казалось малозначимым, станет огромным. Например, человек может испытывать чувство любви к своей жене, но никогда не подумает о том, насколько велико это чувство. Если она умрет тем не менее, эти, казалось, незначительные чувства могут приобрести гигантские размеры. Так, он увидит, что, несмотря на различное отношение разума к происходящему внутри него, эти перемены могут быть очень важными. Так, например, он очень часто отворачивался от своих собственных идей и опыта, предпочитая больше доверять «великим авторам», чем самому себе. Теперь он увидел, что все эти «великие авторы» на самом деле имеют не больше опыта, чем он сам. Но каждая новая идея, каждая новая мысль или задумка, которая пришла в их голову, превозносилась как нечто грандиозное и бесценное. Они, таким образом, выражали свои идеи, добиваясь всеобщего признания, тогда как его собственные идеи воспринимались им как не имеющие значения.

Снова, это было задолго до того, как он увидел этот сон. Он говорил со своим другом Велтой Уилсон о символике светящейся мышки. Она сказала, что мыши в сказках и мифологии часто символизируют душу, внутренние чувства. Нечто, что светится внутренним светом, символизирует сокровенные стороны собственного внутреннего мира, энергию вне нашей жизни, дух или вечную часть нашего бытия. Это открыло новый мир понятий для него. Мышка – это нечто, что часто живет в нашем доме, а мы даже не знаем об этом. Это символизирует часть его самого, только едва мелькавшее прежде. Это был дружелюбный зверь, совсем не дикий, и он относился к центру его бытия, к его духу. Он был потерян предыдущими гостями дома. Когда кто-то проводит выходные, отпуск, он расслабляется и позволяет проявиться многим требованиям, которые прежде подавлялись. В такое время мы часто замечаем те части нашей природы, мечты и надежды, которые ранее были скрыты и задавлены. Очень часто мы не желаем возвращаться в повседневную жизнь, потому что это как раз то, что мы зачастую делаем через силу, с неохотой. Мы, возможно, совсем не любим нашу работу. Или мы не любим ее из-за влияния, которое она оказывает на нас. Так, мы замечаем или видим иные части нашего «я», которые по возвращении домой снова окажутся потеряны, спрятаны. Сновидение говорит нам, что предыдущие посетители коттеджа, или предшествующий период отдыха, привезли мышку и потеряли или оставили животное. Он открыл в себе что-то новое, связь со своим внутренним миром, и потерял его. Теперь оно снова появилось, было найдено. Очень трудно объяснить, что точно выражает маленькая мышка, не зная размышлений нашего героя относительно этого. Но возможно, мы можем назвать это неуловимым отношением в жизни. Также родственность со всеми нашими мыслями и стремлениями говорит ли нам о том, кто мы? В попытке выразить все это словами, как бы то ни было, он не смог выразить основную идею истории в полной мере. Сделанная им запись вполне удовлетворила его. Мышка стала центром внимания всех его внутренних чувств. Давайте же продолжим историю, чтобы помочь нашему герою вспомнить его переживания, понять символику сияющей мышки. Вот эта история.

Сияющая мышка

С давних-давних времен по сей день жил человек в небольшом доме. Он чувствовал себя вполне счастливым, потому что в его доме было все самое необходимое. Там было несколько комнат, погреб, пять окон и все, что было видно из этих окон. Он никогда не покидал своего жилища, но часто наблюдал за людьми, проходившими мимо. Это нисколько его не утомляло, потому что он мог доставать все, что было ему нужно, но иногда он чувствовал себя одиноким.

И однажды, во время такого прилива одиночества, он вдруг услышал шум. Это был звук, который он не мог описать, сказав, например, так: «А, это всего лишь стук капель дождя по крыше» или «Конечно же это дрова трещат в камине». Нет, это был неясный звук, который заставил его задуматься о том, что и где издает его. Он как раз подумал, что на самом деле не знает, как справиться со своим одиночеством. Человек поднялся, осмотрел дом и выглянул в окно, но не смог найти ничего, что могло бы быть причиной такого шума.

После этого случая он все чаще и чаще слышал этот звук, и даже почувствовал себя немного больным из-за того, что постоянно думал об источнике шума. Наконец, у него сильно разболелась голова, и он не мог даже приготовить себе чашку чаю.

Прошло достаточно много времени, у него постоянно болела голова, до тех пор пока однажды он не решил: «Это глупо, я не знаю, откуда исходит этот звук. Я искал всюду и не смог найти источник звука. И если я не знаю, что это и откуда, стоит ли об этом беспокоиться? Все, чего я добился, – это головная боль». Так, он перестал задумываться об этом и снова стал преспокойно распивать чай. И странная вещь произошла как раз в тот вечер, когда он сидел возле огня и штопал свои носки, пил чай, ел свой хлеб с медом. Он вдруг увидел шум.

Я знаю, что это звучит глупо, звук нельзя увидеть, но я имею в виду то, что он видел существо, производящее этот странный шум. Сидя возле огня, совершенно позабыв о звуке, он краешком глаза увидел что-то светящееся в углу комнаты.

Это была маленькая светящаяся мышка, яркая, как солнечный свет, не отбрасывающая тени. Она сверкала как бриллиант, но на нее можно было смотреть не отрываясь, ее сияние не слепило глаза. Теперь, когда он увидел сияющую мышку, больше не чувствовал себя таким одиноким. Его больше не тяготило штопанье носков, что раньше казалось ему утомительным занятием, и он даже не возражал против черного хлеба с медом вместо кремового пирожного. На самом деле, он не был против своего образа жизни и даже подумал пригласить кого-нибудь в гости.

Это напоминало вспышку. Вспомните, как вы, споткнувшись, удивляетесь, что же будет, затем каким-то чудом вам удается удержать равновесие, – все это в какие-то мгновения. Произошло примерно то же. Увидев мышку, он тут же подумал: «Я должен поймать сияющую мышку!» – и сорвался, чтобы поймать ее. Но произошло нечто очень странное, пока он приближался к ней, зверек становился все больше и больше. Сначала он стал размером с крысу, затем – с кошку. Потом стал огромным, размером с дом, размером с целый мир. Человек был так поражен этим, что остановился, огляделся вокруг и увидел, что это не мышка становилась все больше и больше, а он сам уменьшался в размерах. Тогда он оглянулся. Но мышка уже исчезла, и он снова приобрел свой привычный рост и снова находился у себя в комнате.

Зверек убежал, как будто его никогда и не было. Никакого шума, никакого сияния. Какое-то время человек продолжал штопать носки, не думая о том, какое это скучное занятие, ел свой черный хлеб с медом и размышлял, не стоит ли позвать кого-нибудь на чашку чаю? Затем это чувство постепенно прошло, и он возненавидел штопанье носков, захотел кремовых пирожных и перестал думать о том, чтобы пригласить кого-нибудь в гости.

Шли дни, и вдруг он вспомнил мышку. «Должно быть, это была волшебная мышка, – сказал он себе. – Если бы только поймать ее, я бы сделал массу чудесных вещей с ее помощью. Подумать только! Я всегда был бы счастлив. Я бы смог получить удовольствие от любого занятия, работать без устали, не мучаясь сомнениями. Я показывал бы ее другим людям, и она бы делала несчастных счастливыми, больных здоровыми, нелюбимых любимыми. Тогда я стану очень важным человеком, и все будут считать меня очень умным. Подумать только! Люди со всех концов света захотят прийти только затем, чтобы посмотреть на меня!»

С тех самых пор, нет, не головная боль, а бессонница мучила его по ночам. Все время он думал о том, как ему поймать волшебную мышку. Это так беспокоило его, что он даже установил мышеловки, чтобы поймать зверька. Теперь он часто слышал шум, иногда видел мышку, но животное всегда ускользало из его ловушек.

Человек совсем отчаялся. Он взял топор и стал прорубать дыры в стенах, отрывать доски от пола, опускаясь в погреб, сдвигая мебель наверх. Все это привело к ужасному беспорядку, потому что многие вещи очень сильно запылились за много лет. Он почти ничего не ел, мало спал, а только рушил свой дом. Но Боже, он не мог отыскать сияющую мышку. Он даже не мог найти ее гнездо, место, где она пряталась. И тогда неожиданно он заплакал. Он плакал на самом деле, и слезы оставляли на его щеках дорожки, потому что он долго не умывался и был очень грязным. Затем он уснул и проспал очень долго.

Проснувшись, человек понял, к чему привели его жадность и тщеславие. Он принялся ремонтировать сломанные вещи и чистить комнаты. Делая это, совершенно забыл о мышкином волшебстве. Теперь он испытывал радость от мысли, что она была где-то рядом и что он мог случайно ее увидеть.

И знаете что? Эта маленькая мышка оказалась ручной. Из-за того что он больше не хотел поймать ее, она стала проводить в доме почти все свое время. Последнее, что я слышал, – она стала есть черный хлеб и мед и пить чай. И человек считает себя самым счастливым на земле.

Итак, если вас когда-нибудь пригласят на чашку чаю к человеку, который не возражает против штопки носков или ест черный хлеб с медом к чаю каждый день, просто спросите его, если сможете, разрешения взглянуть на его сияющую мышку!


Подобные истории очень похожи на сказки. Так же как и в сказках, многое в них выражено при помощи символов или, по крайней мере, похожим образом, что расширяет сон, выражает его значение. В данном случае дом – это внутренний мир человека. Комнаты – различные стороны его характера, его качества. Окна – ощущения, погреб – подсознание. Шум – воплощение чего-то, что упущено в его жизни, проявился из-за его одиночества и так далее. Тем не менее разница между этой историей и сном состоит в том, что спящий осознает значение символов, использованных в его истории, тогда как символы сна требуют долгого копания в себе, чтобы их понять. История также продлевает сон, объясняя его, выносит в сознание. Но это вовсе не предполагает, что использование этого метода подходит ко всем снам. Существует определенная категория снов, которые отлично подходят для этого. Мы можем назвать их «большими» снами, они полны смысла, не скрывают предстоящие трудности, но таят в себе мудрость о нашей жизни в целом. Когда люди не могут сразу понять смысл сна, они могут работать над сновидениями таким образом. Если это возможно, данный метод приведет этих людей к пониманию вещей, которые оказывают большое влияние на их сознательную жизнь.

Для тех, кто решил записывать сновидения в форме историй, пытаясь объяснить сон самому себе в простом виде, – это то, что как раз необходимо. Мы тогда увидим символы, которые мы осознали, поняли, и позволим событиям продиктовать, как эти символы трактовать. Следовательно, сон обозначил, что я был свиноголовым на протяжении долгих лет, и подсказал мне, что исцеление придет через сочувствие и любовь. Тут же возникает сказочная история. «Жил человек. Он был очень уродливым. Взрослые находили его внешность чрезвычайно отталкивающей, а дети с воплями ужаса убегали от него, ибо он имел голову как у свиньи. Чем старше он становился, тем чаще замечал, как люди избегают его, и его желание выглядеть как все становилось сильнее. Однажды, уже отчаявшись, он отправился на прогулку в лес и заблудился. Раздумывая, на какую тропинку свернуть, он увидел маленькую девочку, крестьянку в простеньком платьишке. Она была очень милой. Увидев человека, возникшего перед ней совершенно неожиданно, она не испугалась и не убежала, выслушав его печальную историю, пожалела и отвела к себе в дом». И так далее. Девочка – это сочувствие, которое свиноголовый человек встретил в своем подавленном состоянии. Она – его симпатия, его собственное чувство, желание, чтобы его пожалели, приняли участие в его нелегком положении. Но если мы продолжим историю, человек из проявленного к нему сочувствия поймет, что другие несут схожее бремя и его сочувствие и жалость простираются вовне, и он станет обычным человеком, как только победит собственный эгоизм.

В записи истории, подобной той, что мы получили из нашего сна, мы отчетливо видим нашу внутреннюю ситуацию. Через выражение различных составляющих нашего «я» в виде разнообразных символов мы также поймем, как они взаимодействуют. Следовательно, можно классифицировать этот метод толкования сновидений также как искусство, как способ самовыражения.

Сны и поэзия

Некоторые люди видят во сне стихотворения и прозу. Самуэль Тейлор Коулридж увидел во сне свою поэму «Кубла Хан». К несчастью, он успел записать лишь часть приснившейся поэмы. Его внезапно позвали с улицы, он забыл, что следует дальше, и был вынужден записать оставшийся кусок поэмы уже более привычным способом.

Следующее стихотворение было также услышано во сне одним человеком, и он запомнил его полностью:

Моя дорогая, когда я уйду, думай

Обо мне иногда в молитве.

Сотвори эту молитву подобно дому,

Куда можно войти,

наполненному воспоминаниями,

как книгами, стоящими вдоль стен,

которые можно раскрыть и прочитать;

с картинами того,

что мы когда-то делали вместе.

Ковром на полу

и словами любви, сказанными мной,

и упавшими на него подобно осенним листьям,

опустившимся на тропинку пред тобой.

Ради света, отобравшего мудрость из моего

безрассудства.

Скоро станет тепло,

ибо пламя распространится

за пределы каминной решетки —

и мои чувства к тебе будут

как горячие угли.

И в тепле, в том мерцающем свете,

среди тех книг, люби меня и помни,

что я дал тебе сердце мужчины.

Как можно заметить, это нелегко поддается толкованию, так как это прямое выражение чувств. Но обычно стихотворения во сне также преподносят человеку новые идеи или показывают в нескольких словах весь смысл сновидения. В форме инструкции одна женщина услышала во сне слова: «Каждая жизнь – всего лишь небольшой отрезок вечности», которые приобрели очень глубокое значение для нее. Как будто ей сказали, что ее жизнь была всего лишь фрагментом ее всеобъемлющего «я». Все, что она знала о себе прежде, было только то, что она сознательно чувствовала, потерянность во времени, короткое забытье ее вечной природы, чтобы испытать проблемы индивидуальной жизни – перерыв в вечности. Та же женщина видела другой сон, который иллюстрируют слова стихотворения или проза, поймавшая суть сна. Ей приснилось, что группа людей искала Бога. Они решили, что один из них должен быть избран как оратор Господа. Это означало, что дух Бога завладеет телом этого человека и сможет говорить с ними. Так, они пытались избрать кого-либо, самого достойного по своей чистоте и другим душевным качествам. Пока они пытались выбрать, человек, стоявший среди них, очевидно, попал под влияние Духа. Это стало для всех неожиданностью, так как этот неуклюжий человек вовсе не был тем, кого они хотели избрать. Тогда он начал учить их под указанием Духа; и слова, которые запомнились спящей, были: «Судно, избранное Богом, – достойно, чаша, наполненная Господом, чиста». В этом сновидении женщина почувствовала, что это был выбор самого Бога, а не людей, тогда как предложение означало, что всякий, кто избран, чист духом.

Но основная причина, по которой мы обратились к поэзии, вовсе не в том, что это часть сновидения, а из-за того, что это – один из способов, который может быть использован для интерпретации снов. Так же как сказки и истории, поэзия и проза могут иногда помочь выразить непередаваемое. В своей книге «Живые символы» Герхард Адлер приводит поэму, написанную одной женщиной, его пациенткой. Она страдала клаустрофобией и искала помощи. В поэме она попыталась описать свое беспокойство и переживания. Она написала:

Молния ударила в гранитные вершины.

Они не могут скорчиться, не могут кричать.

Их раны кровоточат камнями, беспомощные валуны

Катятся с грохотом в ледяной поток.

Всю ночь сумасшедший, злобный ветер

Ударяет в гребни гор снова и снова,

И с высоты измученного гребня

Срывается с пронзительным криком лавина снега.

Мост из бревен сметен,

Тропинка теряется у обрыва.

И этот черный поток, где ничего не живет,

Кроме ночной нечеловеческой боли.

Ни голоса, никого, ни живой души —

Только нас двое здесь:

Глаз, смотрящий в Пустыню,

Пустыня, отражающая этот взгляд.

Поэма полна символов, но тем не менее наводит мостик над провалом между разумным пониманием и чистым чувством. Как Герхард Адлер замечает, это иллюстрирует проблему его пациентки предельно точно. Ее разум, представленный ее глазами, имеет только болезненное, полное страха отношение к пустыне ее природных сил, эмоций, инстинктов и тому подобному. Снег и скалы, стоящие под порывами дождя и ветра, могут также быть рассмотрены как ее отяжелевшие или замерзшие чувства и эмоции, подверженные ударам природных движущих сил роста и продолжающихся перемен.

Некоторые сновидения сложно объяснить. Несколько факторов препятствуют пониманию. Это может быть предпочтение оставаться в неведении относительно некоторых вещей, потому что они причиняют боль. Мы можем подсознательно сопротивляться силам перемен, как та женщина в ее стихотворении. Либо мы затрудняемся в прояснении и понимании тех сфер опыта, с которыми сон имеет дело. Если мы возьмем в руку карандаш и попробуем облечь в словесную форму «ощущения» сна, иногда слова приходят просто и легко.

Необходимо понять тем не менее, что мы не пытаемся стать известными и признанными поэтами. Человек просто старается выразить словами нечто мутное, непонятное и неоформленное внутри него. Следовательно, в стремлении выразить сновидение в стихах или прозе мы вовсе не обязаны твердо придерживаться сюжета сна. Подобное действие может помешать появлению интерпретации в виде поэмы. Помните, что было уже сказано, что интерпретация – это сон плюс сознание. Кто-то часто добавляет в сон что-либо, пытаясь лучше понять его. Кто-то совсем ничего не меняет, потому что считает это подобным исправлению текста уже напечатанной книги или искажением истины. Но кто-то может сказать: «Это напоминает мне то», нечто, что отсутствовало во сне, но дополняет его. Следовательно, когда мы стараемся выразить наши ощущения в поэзии, вынуждены обращаться к тем чувствам, но можем включить любые родственные материи или образы, которые кажутся нам необходимыми для придания поэме законченности. Может случиться даже так, что поэма «придет живьем», когда мы будем ее писать, и возникнет совсем в ином, своем собственном русле, что тоже неплохо. Это означает, что части нас, которые искали выражения и осознания, вышли наружу.

Далеко не все сновидения полезно облекать в стихотворную форму. Часто это совсем не нужно делать. Но иногда случаются сны особого качества, скрытое содержание которых мы стремимся уловить, значение которых мы нащупываем, когда неосознанный импульс возникает сам собой для выражения содержания сна в стихотворении или поэме. В такие периоды очень хорошо последовать побуждениям и ухватить идею.

Сновидения и живопись

Несколько лет назад была опубликована очень интересная книга о сновидениях и живописи. Ее написал психиатр об одной из своих пациенток, молодой женщине, у которой, вследствие ее нервного расстройства, на теле появилась сыпь. Во время лечения она показала доктору рисунки, которые она сделала по мотивам своих снов. Там были изображены птица, ворота и широкая тропинка, ведущая к горным вершинам. Ни она сама, ни ее доктор не могли понять символизма и значения рисунков в то время. Она объяснила, что птица хотела улететь в горы, но не смогла пролететь над воротами. Доктор посоветовал ей продолжать рисовать сны и постепенно, работая над изменением отношений птицы, ворот и гор, цветового решения и иных появлявшихся символов, сумел найти разгадку. Птица представляла женщину, горы – освобождение от болезни, ворота символизировали нечто, произошедшее с пациенткой еще в детстве. Ее дядя в шутку набросился на нее из ворот, и с тех пор страх преследовал ее. Женщина продолжала зарисовывать сны до тех пор, пока, наконец, птица не пролетела над воротами – пациентка выздоровела.

Это показывает, насколько рисование сновидений может быть эффективно в помощи понимания снов. Многое из того, что было сказано об историях и стихотворениях, также подходит для этого типа интерпретации. Но рисование очень часто приобретает более глубокий оттенок, чем наши слова, даже если это слова поэмы. Говоря это, я вовсе не имею в виду, что живопись более значительна, чем литература. Любое слово обладает вполне определенным значением, заставляя нас рассматривать символ сквозь призму нашего понимания этого слова. Фраза, написанная на немецком языке, будет совершенно бессмысленной для того, кто говорит по-английски, и наоборот.

Но немецкая живопись свыше словесной ограниченности, и картины немецких художников поймут и в Германии, и в Великобритании. Живопись, рисование, из-за многообразия своих форм и палитры, отношений нарисованных фигур, могут заставить нас выразить или воплотить вещи, которые нам было трудно описать словами. Если мы видим картину с изображенным на ней человеком, держащим на руках своего обиженного ребенка, со слезами на глазах, несмотря на кажущуюся внешнюю силу, это вызывает в нас чувство, для выражения которого словами потребовалась бы не одна страница текста. Картина более универсальна, тогда как слова не обладают подобным свойством.

Почему так происходит, вполне понятно. Это из-за того, что живопись – продление актуальных образов сновидения. Из-за того, что рисование или живопись использует те же формы и символы для выражения идеи, что и сновидение. Следовательно, когда мы пользуемся изобразительными приемами при описании сна, мы переносим его в осознанную реальность, переводя в форму, удобную для рассматривания. Мы также делаем его безопасным, удерживая образы в ловушке цветов или штрихах карандаша. Изображение образов сна во внешнем мире таким способом дарит нам возможность более кропотливо изучить их и увидеть, что заставляет нас испытывать то или иное ощущение. Так, рассматривание картины, где нарисованы мужчина и его ребенок, вызывает знакомые чувства, и мы понимаем их.