Предложения в которых упоминается "исторические процессы"
Место и роль тиранических режимов в историческом процессе — вот о чём эта книга.
При этом немаловажным представляется изучение основных тенденций мирового исторического процесса и специфики развития локальных цивилизаций в XX — начале XXI веков.
Есть два наиболее распространённых взгляда на интерпретацию исторического процесса.
Это создавало внутреннюю противоречивость всего учения, поскольку из-под концепции исторического процесса как борьбы классов периодически прорывалось более фундаментальное представление истории как борьбы народов.
В историческом процессе развития была потеряна целостность церковной природы собора.
Напротив, циклическое понимание исторического процесса приводит к выделению национальной (или региональной) идеи.
Он согласен со своеобразием русского исторического процесса.
Выдвигая и отстаивая идею переустройства общества на коммунистических началах, возвращения людям труда их достоинства, чести, всех ценностей культуры, марксизм утверждает тем самым антропоцентризм и гуманизм как главное её содержание, то есть весь исторический процесс преобразований осуществляется для человека, во имя человека.
Наконец, те же причины порождали и потребность в историософской рефлексии — осмыслении хода исторического процесса в целом, нахождении своего места в этом процессе.
Лаппо-Данилевским теория мотивации субъектов исторического процесса, в которой под мотивом понимается реальное основание или состояние сознания, которое обусловливает (вызывает, определяет) социальное движение.
Марксистская социология — это прежде всего материалистическое понимании истории, выработанное на основе изучения объективных закономерностей исторического процесса.
Этот исторический процесс сопровождался становлением и нового ценностного сознания, адекватного реальностям возникшего мироустройства, качественно иным социально-классовым отношениям.
Общий ход исторического процесса, согласно этим представлениям, выглядит как цепь, отдельные звенья которой представляют собой локальные образования — цивилизации, объединённые общим культурным ядром.
Выражаясь проще, исторический процесс, с одной стороны, развивается по объективным законам — самостоятельно, независимо от чьей-либо воли, а с другой — субъективно, ибо, говоря марксистским языком, историю делают сами люди.
Формационная теория, как никакая другая, применима при периодизации исторического процесса во всемирном и национальном масштабе.
Рассматривая эволюцию исторического метода, можно отметить, в частности, тот факт, что первоначально этот метод основывался на воспроизведении исторического процесса как эмпирически наблюдаемой, конкретно-хронологической последовательности сменяющих друг друга во времени явлений, без вскрытия внутренних закономерностей исторического процесса.
Определить историческое место какого-либо объекта — значит установить, является ли он результатом того или иного исторического процесса или его исходным пунктом, представляет ли он собой пережиток ранее существовавших явлений или зародыш будущего предмета, находится ли он в развитом или неразвитом состоянии и т.
В нашей истории было немало правителей, веривших в то, что исторический процесс, как металл, поддаётся технологическому воздействию.
Исследование этого сложного для равнозначной оценки вопроса является особо важным и выделено автором в отдельную главу, поскольку с ним связано изменение многих методологических принципов оценки идеологии русской эмиграции и появление новой парадигмы осмысления исторических процессов в ходе мировой войны 1939 — 1945 годов.
Признавая закономерный характер исторического процесса, марксизм признаёт и особо отмечает активную, творческую деятельность людей, которые являются не только продуктом исторических обстоятельств, но и сами активно изменяют эти обстоятельства.
Совершенно очевидно, что никакой исторический процесс не может быть изображён в виде простой синусоиды, в нём всегда можно выделить бесконечное количество осей, и по всем этим осям будут происходить изменения, описываемые самыми разнообразными кривыми.
Предпосылкой спора между указанными выше социологическими направлениями, чаще всего тайной и неосознанной, является, как мне кажется, в первую очередь предположение о том, что независимая переменная трёх факторов (кровь, политические отношения господства, хозяйство) — всегда одна и та же для всего исторического процесса, или даже — как предполагают методологические оппортунисты, сторонники чистого эмпиризма, — что вообще нет никакого твёрдого порядка формирующих историю сил: когда складывается так, а когда иначе.
Как правило, учёные лишены возможности непосредственного наблюдения изучаемого исторического процесса.
Кроме того, в философии истории, как и в исторической науке, обнаруживается общее стремление ответить на вопросы о духовно-нравственном смысле исторического процесса, путях реализации человека в истории и возможностях обретения общечеловеческого единства.
Нам важно сегодня объединить усилия всех профессиональных, заинтересованных и неравнодушных учёных самых разных специальностей — историков, политологов, экономистов, культурологов, социологов, философов и представителей других наук вокруг проблем формирования современной концепции и теории исторических процессов, а также явлений современной эпохи.
Это было связано с другой особенностью раннего периода советской исторической науки, которую впоследствии подвергли резкой критике, — увлечённость экономическим фактором исторического процесса.
Во-первых, формирование культурологических идей на конкретном этапе развития нельзя рассматривать как результат определённого исторического процесса.
Согласно этому подходу всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре.
Теоретико-методологической основой исследования является диалектический метод познания исторического процесса, включающий научные принципы историзма, объективности и системности в изучении проблем общественного развития.
Одним из ключевых вопросов современного исторического процесса является вопрос о соотношении тенденций к распаду и интеграции различных государственных образований.
Этот раздел философии занимается проблемой логики исторического процесса.
История рассматривается как наука, чей предмет — феномен человеческого мышления, человеческого познания, реализовавшего себя в ходе целостного и единого исторического процесса.
Подобная философия истории должна исходить из заранее заданных априорных идей, которыми определялось бы представление об историческом процессе.
Участником исторического процесса является, по сути, каждый человек.
Конечно, в реальном историческом процессе все эти факторы не проявляются в чистом виде.
От выступлений организованных сил эти коллективные действия отличаются своей внезапностью, стихийным характером, кратковременностью и тем, что они возникают и играют более или менее важную роль в историческом процессе только в исключительные периоды жестокой общественной борьбы, когда народная психика выходит из своего обычного равновесия.
Бердяев рассматривал исторический процесс как взаимодействие творческого духа и овеществлённых объектов его творчества.
Указанный «закон порядка каузальных факторов» (с оговорённым ограничением) я не только попытался индуктивно верифицировать в трёх фазах связных исторических процессов, но и — что я могу здесь лишь наметить, а не изложить детально — дедуктивно объяснить его из «учения о происхождении человеческих инстинктов» — которое я кладу в основу всей реальной социологии аналогично тому, как в основу социологии культуры я кладу учение о духе, — и одновременно из законов витально-психического старения, по которым определённые первичные инстинкты человека получают превосходство над другими первичными инстинктами в важнейших возрастных фазах.
Тем самым, данное исследование в итоге даст нам общую картину тех исторических процессов, которые послужили смешению совершенно разнородных понятий, прочно, хотя и бессознательно, засевших в голове современного русского человека, как русифицированный эквивалент заморских имён, что даже не вяжется с логикой, и никак не может соответствовать исторической реальности.
Заметка автора — противопоставить марксистскому учению об историческом процессе развития общества свою концепцию.
Это сражение укладывалось те рамки исторического процесса, которые ему наиболее импонировали.
Культурная политика, которая на всех уровнях — от школьных пособий до исторической документалистики — формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же как и потомок «красного комиссара» или «белого офицера», видел бы своё место.
Таким образом, общая схема исторического процесса по китайским источникам может рассматриваться как сочетание линейности и циклизма: циклы правления династий сменяют друг друга в линейной последовательности.
К ним приезжают именитые политики, философы, мудрецы, читают им лекции, говорят о теориях права, о теориях исторического процесса.