Раздел второй
Методология социологических исследований в сфере ФКС
/59/ В настоящее время имеется много учебных пособий и других научных публикаций, в которых раскрываются общие методологические основы социологических исследований ФКС, а также дается достаточно полная характеристика методологии и организации конкретно-социологических исследований этих социальных явлений. Во многих работах рассматриваются проблемы использования тех или иных методов в социологии ФКС, а также вопросы методологии и организации конкретно-социологического исследования отдельных объектов сферы ФКС.
Чтобы не повторять содержание этих пособий, в данном разделе учебника ставится задача в краткой форме познакомить читателя с основными понятиями, процедурами и принципами той методологии научного исследования, которая апробирована в социологической науке и которой целесообразно придерживаться при проведении социологических исследований в сфере ФКС.
Глава 5. Эмпирический и теоретический уровни социологического исследования
5.1. Общая характеристика
В современной логике и методологии науки обосновано положение о том, что важно различать два уровня научного исследования: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне:
• изучаются так называемые эмпирические объекты, т. е. объекты, которые либо непосредственно доступны для наблюдения и измерения, /60/ либо опосредованно – через наблюдение и измерение последствий их воздействия на другие объекты;
• в качестве основных средств (методов) получения знаний и обоснования (проверки) их истинности используются наблюдение, эксперимент и измерение с помощью приборов;
• на основе применения этих средств (методов) выявляются свойства изучаемого объекта и дается его описание, а также устанавливаются связи и зависимости между явлениями (эмпирические законы);
• эти связи и зависимости (законы) используются для объяснения и предсказания определенных явлений и событий, связанных с изучаемым объектом.
На теоретическом уровне:
• изучаются объекты, являющиеся логическими (идеальными) моделями реальных объектов и полученные путем абстрагирования от таких свойств последних, без которых они не могут реально существовать, – такие объекты принято называть "абстрактными" ("идеальными", "идеализированными");
• выясняются чувственно не наблюдаемые свойства и особенности изучаемого объекта, дается его теоретическое описание, а также строится "внутренний механизм " эмпирических связей и зависимостей, позволяющий объяснить их наличие, обосновать их необходимость;
• в качестве основных средств (методов) получения знаний и обоснования (проверки) их истинности используются абстракция, идеализация, а также гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез, истинное значение которых неизвестно (при исследовании объекта выдвигается предположение о его существенных связях или свойствах, затем из этого предположения выводятся эмпирически проверяемые следствия; когда эти следствия оказываются истинными, в определенной степени подтверждается и исходное предположение);
• на основе этого строится теория, которая формулирует законы, раскрывающие необходимые связи и зависимости явлений, – теоретические законы; они используются для теоретического объяснения эмпирически наблюдаемых явлений и предсказания новых явлений.
/61/ Важно учитывать многозначность термина «теория». В зависимости от контекста он может приобретать различные значения. Так, он может использоваться для обозначения:
а) познавательной деятельности в отличие от практической («теория-практика»);
б) научных знаний в отличие от обыденных знаний («теория-обыденные знания»);
в) знаний о сущности изучаемого объекта в отличие от знаний о его истории («теория-история объекта») и т. д.
Термин «теория», используемый для характеристики теоретического уровня научного исследования в отличие от эмпирического, обозначает систему научных знаний, полученных на основе изучения идеализированных объектов, выяснения «внутреннего механизма» эмпирических связей и зависимостей, что позволяет объяснить их наличие, обосновать их необходимость.
Теоретический уровень научного познания осуществляется на основе знаний, которые дает эмпирический уровень, и, в свою очередь, создает предпосылки для новых эмпирических исследований.
Положение о необходимости различения теоретического и эмпирического уровней научного познания учитывается в рамках методологии спортивных наук. Оно имеет важное значение и для социологии ФКС.
5.2. Роль и значение теории в социологическом исследовании
В рамках социологии спорта (особенно в зарубежной) в течение длительного времени господствовала преимущественная ориентация на сугубо эмпирическое исследование. Многие ученые подвергли критике такой подход и обосновали положение о том, что социологический анализ ФКС должен осуществляться не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровнях.
Целый ряд причин определяет необходимость органичного объединения эмпирического и теоретического анализа в рамках социологического исследования ФКС.
Это исследование начинается с изучения доступных для наблюдения, эксперимента и измерения эмпирических объектов сферы ФКС. Дается описание их различных характеристик, /62/ устанавливаются эмпирические зависимости (законы) между ними. Но для объяснения этих зависимостей социолог должен перейти с эмпирического уровня на теоретический.
Примером эмпирического уровня социологического исследования ФКС может служить получение исходной социологической информации об отношении разных групп населения к занятиям физкультурой или спортом, к своему здоровью, здоровому образу жизни и т. д. в ходе конкретно-социологических исследований, например, на основе анкетирования или интервьюирования. Нередко исследователи ограничиваются этой эмпирической информацией, полагая, что ее достаточно для решения изучаемых проблем. Так, получив в ходе конкретно-социологических исследований информацию о том, что большинство респондентов основными причинами своего неучастия в активных занятиях физкультурой и спортом считает отсутствие свободного времени и соответствующих материальных условий, полагают, что именно эти факторы действительно объясняют физкультурно-спортивную пассивность населения. Однако последующий теоретический анализ показывает ошибочность этого представления, укоренившегося в обыденном мнении людей, и позволяет установить действительные причины этой пассивности [подробнее см. гл. 12 учебника].
С помощью конкретно-социологических исследований можно установить фактическое соотношение различных форм деятельности в структуре свободного времени, досуга, образа жизни того или иного индивида, той или иной социально-демографической группы какой-то определенной страны, некоторого региона и т. д. и выяснить, какое место в этих структурах занимает физкультурно-спортивная деятельность, ее различные формы в тот или иной период времени. Но конкретно-социологические исследования не могут дать ответ на следующие важные вопросы: каким должно быть наиболее рациональное (эффективное) соотношение разных форм деятельности в жизни человека, в структуре его свободного времени (с учетом возраста, пола, профессии, места жительства, личных интересов, наклонностей, умений и т. д.)? Как целесообразнее расходовать это время и в каких пропорциях в нем должны сочетаться те или иные виды деятельности? /63/ Для ответа на эти и другие, связанные с ними, проблемы, необходим теоретический анализ.
Эмпирический анализ фактов современного спорта и истории его развития показывает, что он может иметь различное содержание, характер, направленность, играть как позитивную, так и негативную роль для человека, взаимоотношений людей, общества в целом. С одной стороны, спорт выполнял и выполняет целый комплекс важных социокультурных функций – сохранения и укрепления здоровья, физического совершенствования, формирования эстетической и нравственной культуры человека, укрепления мира, дружбы и взаимопонимания между народами и т. д. Вместе с тем, иногда спорт оказывает негативное воздействие здоровье человека, на нравственную культуру личности, на взаимоотношения людей, используется в качестве средства одурманивания масс, отвлечения их от насущных социально-политических проблем, манипуляции общественным мнением, решения узкокорыстных политических целей, разжигания межнациональных конфликтов и т. д. Однако эмпирический анализ сам по себе не может объяснить эти факты, ответить на вопрос о том, почему в одних случаях спорт имеет позитивную, а в других случаях негативную ценность. Это также можно сделать лишь на основе теоретического анализа.
Теоретический анализ играет важную роль в процессе социологического исследования ФКС и потому, что оно немыслимо без использования определенных понятий. Речь идет в первую очередь о понятиях, выделяющих и дифференцирующих объекты научного познания социологии ФКС, – «физическая (соматическая) культура», «физкультурная деятельность», «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация» и др., а также уточняющих социологические аспекты их исследования – «социальный институт», «социальное отношение», «социальная роль» и др.
При разработке и использовании понятийного аппарата социологического исследования ФКС важно учитывать логико-методологические принципы введения, оценки и унификации понятий.
В первую очередь речь идет о принципах, которые требуют: учитывать эффективность определений; четко разграничивать их содержательные и терминологические аспекты; принимать во внимание систему понятий, /64/ которая необходима для отображения всего многообразия явлений изучаемой области.
Эти логико-методологические принципы часто нарушаются при введении тех или иных понятий, используемых в социологическом исследовании ФКС: не учитывается необходимость четкого разграничения содержательного и терминологического аспектов определения понятий; содержательные вопросы пытаются решать на основе тех критериев, которые применимы лишь при анализе терминологических вопросов и наоборот; принимается во внимание только содержательная сторона обсуждаемых понятий или, напротив, все сводится только к спору о словах, об используемых терминах и т. д.
1. Каковы особенности эмпирического уровня социологического исследования ФКС?
2. Каковы объекты, цели и задачи, а также методы теоретического уровня познания ФКС?
3. Что такое теория и какую роль она играет в социологии ФКС?
4. Что такое понятия, как они определяются и какую роль играют в социологическом исследовании ФКС?
5. Какие логико-методологические принципы важно учитывать при введении, оценке и унификации понятий, используемых при социологическом исследовании ФКС?
Глава 6. Синхронический и диахронический методы в социологическом исследовании ФКС
/65/ В структуре научного познания важно различать два аспекта и связанные с ними методы исследования: синхронический и диахронический.
6.1. Особенности синхронического и диахронического методов
Синхронический анализ (для его обозначения используют также термины "логический", "статический", "пространственный" анализ) – предусматривает изучение состояния объекта в определенный момент времени, воспроизведение таких его сторон, которые характеризуют относительную устойчивость, инвариантность, постоянство объекта при абстрагировании от его изменений, истории, эволюции, генезиса.
Диахронический анализ (его называют также "историческим", "эволюционным", "генетическим", "динамическим" и т. п. исследованием) – предполагает изучение процесса возникновения, изменения и развития объекта, его истории (эволюции), генетических связей с другими объектами.
Правомерность органичного сочетания синхронического и диахронического аспектов (методов) научного исследования признается и в социологии.
Еще О. Конт – основатель социологии – выделял в ее структуре социальную статику и социальную динамику. Социальная статика – это как бы анатомический анализ структуры общества в определенный, конкретный период времени, а вместе с тем того взаимодействия элементов этой структуры, благодаря которому совокупность индивидов или семей превращается в коллектив, способный из множества существующих институтов организовывать единство. Социальная динамика, напротив, предусматривает изучение социальных изменений общества, исторических этапов его эволюции.
/66/ В социологическом исследовании ФКС также необходим не только их синхронический анализ, синхронический метод («статическое» изучение как особых социальных явлений, их места в социальной структуре, взаимоотношения с другими ее элементами), но и диахроническое исследование, исторический метод – анализ процессов их изменения и развития, истории (эволюции), генетических связей с другими социальными явлениями.
До сих пор широко распространено упрощенное и примитивное представление об историческом методе и его функциях в научном познании, в том числе в социологическом исследовании ФКС.
Так, в научных работах по истории ФКС его часто ограничивают описанием и подбором фактов, характеризующих эволюцию объектов сферы ФКС, понимают как воспроизведение конкретно-хронологической последовательности сменяющих друг друга во времени явлений этой сферы. Такое понимание исторического исследования и исторического метода ошибочно. Эмпирическое описание и подбор фактов, касающихся какого-либо исторического процесса в сфере ФКС, – лишь первоначальная стадия применения исторического метода, первый этап исторического исследования явлений этой сферы. Второй этап связан с воспроизведением исторического процесса в его внутренних закономерностях и понимание наблюдаемых хронологических событий, «зигзагов» истории ФКС как внешней формы проявления этих внутренних закономерностей в тех или иных конкретных условиях.
Исторический метод выполняет важные функции в социологическом исследовании ФКС.
Прежде всего он необходим в том случае, когда социолог собирается дать адекватное, правильное и полное представление о ФКС как социальных феноменах или ставит своей задачей рассмотреть процесс их изменения и развития.
Однако к этому не сводятся его функции, как это часто полагают. Исторический метод играет важную роль при решении и других задач в ходе социологического анализа сферы ФКС. Прежде всего он необходим при объяснении тех или иных явлений этой сферы. Нельзя, допустим, объяснить особенности современных Олимпийских игр, не учитывая и не рассматривая всей истории их проведения. Обращение к историческому методу /67/ в данном случае и при решении других аналогичных задач в социологическом исследовании ФКС – не прихоть ученого, а объективная необходимость. Если объясняемые стороны изучаемого объекта – как в случае с Олимпийскими играми – обусловлены определенным историческим процессом, то единственная возможность их правильного объяснения – воспроизведение данного исторического процесса.
Еще одна важная функция исторического метода в социологическом исследовании сферы ФКС – определение исторического места и исторической роли изучаемого явления этой сферы (их места и роли в изучаемом историческом процессе).
Определить историческое место какого-либо объекта – значит установить, является ли он результатом того или иного исторического процесса или его исходным пунктом, представляет ли он собой пережиток ранее существовавших явлений или зародыш будущего предмета, находится ли он в развитом или неразвитом состоянии и т. п. Решение этой задачи на основе использования исторического метода играет важную роль в социологическом исследовании сферы ФКС. Не применяя этого метода, социолог не сможет правильно оценить, какие из изучаемых им социальных явлений представляют собой «остатки», «пережитки», «рудименты» прежних, ранее существовавших явлений, а какие – «зачатки», «зародыши» тех социальных явлений, которые появятся в будущем, не сможет оценить изучаемое явление как «переходное состояние», как результат или исходный пункт определенного исторического процесса. Не применяя исторический метод, он не сможет дифференцировать изучаемые социальные явления сферы ФКС на развивающиеся, продуктивные и отмирающие, выяснить тенденцию, направление происходящих изменений.
Определить историческую роль какого-либо социального явления – значит, выяснить влияние, оказываемое им (оказанное или которое он будет оказывать) на тот или иной исторический процесс. Для этого также необходим исторический метод. Например, для выяснения исторической роли физкультурно-спортивной деятельности в историческом процессе постепенной гуманизации социальной жизни, формировании качества жизни населения, да и вообще в процессе изменения и развития общества, /68/ необходимо рассмотреть этот исторический процесс (хотя бы в его основных чертах), выяснить задачи, решаемые в ходе данного процесса, и показать, каким образом занятия физкультурой и спортом содействуют решению этих задач.
Исторический метод может применяться при решении и других задач социологического исследования сферы ФКС. В частности, он облегчает исследователю понимание того или иного явления этой сферы, когда оно рассматривается в неразвитом виде; в некоторых случаях данный метод необходим при определении структуры изучаемого явления и т. д.
В социологическом исследовании сферы ФКС диахроническое исследование, исторический метод должны выступать в органическом единстве с синхроническим исследованием, которое, как отмечено выше, предусматривает изучение состояния объекта в определенный момент времени, воспроизведение таких его сторон, которые характеризуют относительную устойчивость, инвариантность, постоянство при абстрагировании от его изменений, истории, эволюции, генезиса.
Необходимость в этом определяется прежде всего тем, что каждое изучаемое социальное явление сферы ФКС помимо истории имеет определенные стороны, характеризующие его относительную устойчивость. К такого рода сторонам относятся, например, функции данного явления, его структура, структурные связи и т. д. Воспроизведение этих сторон, например, при изучении спорта, дает ответ не на вопрос о его изменении и развитии, а на вопрос о том, что он представляет собой. При этом важно подчеркнуть, что само историческое исследование, связанное с выяснением изменений изучаемого объекта, может начаться лишь после того, как будут получены хотя бы некоторые знания о том, что он представляет собой. Известно положение, которое сформулировал Ф.Энгельс: «Надо сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происходят».
Для правильного понимания особенностей синхронического исследования объектов сферы ФКС важно учитывать два момента.
1. Этот аспект и метод исследования предполагает не любое абстрагирование от изменения и развития изучаемого объекта, /69/ а лишь такое, при котором исследователь четко осознает место, границы абстракции, ее функцию в процессе познания, т. е. сознательное отвлечение от изменения и развития объекта с целью выделения других характеристик изучаемого объекта, интересующих исследователя (например, его могут интересовать не изменения, а устойчивые, инвариантные параметры изучаемого объекта). Если же исследователь отвлекается от изменений изучаемого объекта, не осознавая этого, не понимая смысла и значения проделываемой абстракции, не обосновывая ее, это приводит к антиисторизму в понимании данного объекта.
2. Не только диахроническое, но и синхроническое социологическое исследование предполагает анализ процессов, происходящих в сфере ФКС.
К числу таких процессов, связанных со спортом, относятся следующие:
• процессы социализации личности под воздействием спорта;
• бюрократизацию, т. е. возрастающую кодификацию правил, дифференцирование ролей, функций и задач, связанных с различными формами поведения в спорте;
• процессы диффузии (например, проникновение ценностей спорта – принцип честного соперничества и т. д. – в другие сферы социальной жизни и наоборот);
• адаптацию, т. е. приспособление образцов поведения к требованиям спорта (например, изменение режима дня в соответствии со сроками спортивных мероприятий и наоборот, изменение отношения к спорту на основе новых идеалов здоровья и т. д.);
• социальную мобильность, т. е. перемещение спортсменов (прежде всего в рамках спорта высших достижений) вниз или вверх в системе социальных слоев общества;
• регулирование конфликтов, т. е. согласование действий для разрешения напряженных ситуаций, противоположных интересов, если они возникают у индивида и отражаются на межличностных отношениях;
• отклоняющееся поведение, иллюстрацией которого является не только нарушение правил в спорте, но также применение силы, агрессивные действия во время спортивных мероприятий; /70/
• тенденция к профессионализации: подведение спортсмена или спорта в целом под требования и закономерности профессии и рынка.
Специфика синхронического исследования явлений сферы ФКС состоит в том, что оно направлено на изучение процессов функционирования, которые происходят в рамках существующей социальной системы (структуры) и не приводят к ее изменению. Диахроническое исследование, напротив, предусматривает изучение процессов развития и которые связаны с изменением и преобразованием самой социальной системы (структуры).
В рамках социологического анализа явлений сферы ФКС важное значение имеет изучение как их функционирования (социальных процессов), так и развития (социальных преобразований).
К примеру, при социологическом анализе физической культуры целесообразны постановка и анализ связанного с синхроническим исследованием вопроса о том, какое место в общей структуре личностных особенностей современного человека занимают те из них, которые характеризуют его физическое состояние, о ценностных ориентирах личности, различных социальных групп и общества в целом в настоящее время по отношению к телесному бытию человека. Важное значение имеет и диахронический анализ эволюции этой системы ценностей, ее изменений в рамках современной культуры и в ближайшем будущем: насколько значимо будет физическое совершенство для человека в обозримом будущем, какие средства физического совершенствования выйдут на передний план и т. д.
6.2. Историзм и антиисторизм в социологическом исследовании ФКС
В 1973 г. Дж. Дюмазедье писал о том, что «социология спорта все еще далека от эмпирической социологии диахронического типа».
С того времени в рамках социологии спорта (и социологии ФКС в целом) произошли некоторые позитивные сдвиги. Все чаще здесь предпринимаются попытки диахронического (исторического) исследования.
/71/ Прежде всего имеется в виду анализ возникновения и развития древнегреческой агонистики, генезиса социального содержания Олимпийских игр и олимпийского спорта.
Предметом исследования ученых стали некоторые социологические проблемы возникновения и развития спорта, его взаимоотношения с игрой и культурой, отдельных разновидностей (спорта высших достижений и «спорта для всех») и видов спорта (например, футбола), нормативной системы спорта, связанной с принципами «честной игры».
Изучены отдельные аспекты эволюции физической культуры:
– общественно-исторический характер телесного бытия человека, историко-культурные типы отношения к телу, влияние современных тенденций социального развития на ценностные ориентации различных групп населения по отношению к телесности как общественной и индивидуальной ценности;
– процесс перестройки «телесного канона» в начале нового времени (XVI–XVIII вв.);
– изменение отношения к человеческому телу во французском обществе на протяжении последних десятилетий;
– эволюция структуры «ценностей и идей» физической культуры, ее особенности в условиях античного общества, феодализма, капитализма и социализма;
– влияние НТР на физическую культуру и т. д.
Проведены исследования с целью выяснить возникновение и развитие физического воспитания как социального явления, эволюции здоровья как социальной ценности, истории физической рекреации.
Вместе с тем до сих пор не изжито в полной мере представление о том, что диахроническим (историческим) исследованием ФКС должна заниматься не социология, а история ФКС. Упускается из виду тот факт, что исторический метод необходим и в социологии, и в истории ФКС. В каждой из этих наук он приобретает специфические черты и особенности.
Стремление ограничиваться синхроническим (статическим) социологическим исследованием физической (соматической) культуры и физкультурно-спортивной деятельности нередко приводит к явному антиисторизму в их понимании. Часто, например, /72/ признается некая абстрактная, неизменная сущность, вечная «природа» спорта как социального явления. Допускается, что социальные функции, роль и значение спорта предопределены этой его извечной, независимой от каких-либо обстоятельств и условий «природой». В последующем тексте будут указаны и другие проявления антиисторического подхода к понимания ФКС.
1. Что такое синхронические анализ (метод) в научном познании?
2. Каковы особенности диахронического анализа (метода) научного познания?
3. Какие функции выполняют синхронический и диахронический методы в социологическом исследовании ФКС?
4. Каковы проявления антиисторизма в социологическом исследовании ФКС?
Глава 7. Методология конкретно-социологических исследований[2]
/73/ С целью решения конкретной социальной проблемы в рамках социологии проводятся исследования, которые чаще всего называют «конкретно-социологическими исследованиями». Своей целью они отличаются от фундаментального социологического исследования, цель которого – приращение научно-теоретического знания. Ниже кратко излагаются основные положения методологии конкретно-социологических исследований, которые важно учитывать в рамках социологии ФКС.
7.1. Виды и программа конкретно-социологического исследования
В зависимости от глубины анализа предмета исследования, а также характера решаемых в ходе него задач различают три вида конкретно-социологического исследования:
• разведывательное (пилотажное) исследование;
• описательное исследование;
• аналитическое исследование.
Разведывательное или пилотажное исследование – это пробное исследование, предваряющее основное и предназначенное для проверки качества его подготовки. Но имеет упрощенную программу и сжатый инструментарий. В ходе данного исследования уточняются цели, гипотезы, задачи исследования, осуществляется «обкатка» инструментария, т. е. методических процедур и документов: наблюдения, анкет и т. д. Обследуемые совокупности в этом исследовании невелики (от 20 до 100 человек).
Описательное исследование – более сложный вид конкретно-социологического исследования. Его цель – получение эмпирических сведений, /74/ которые дают относительно целостное представление об изучаемом объекте и его структурных элементах. Данное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе уже апробированного инструментария.
Аналитическое исследование – наиболее углубленный вид конкретно-социологического исследования. Цель данного исследования – не только описание структуры изучаемого социального явления, но и определение тех факторов, которые обусловливают его основные количественные и качественные параметры, его характер и специфику.
В зависимости от потребности в получении информации о статике или динамике изучаемого социального явления, а также частоты проведения исследования различают два вида конкретно-социологического исследования: точечное (разовое) и повторное.
Точечное исследование дает как бы моментальный «срез» характеристик объекта, информацию о его состоянии в момент изучения. Повторное исследование рассматривает изучаемый объект в динамике, изменении. Это – исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию. Повторные исследования, в свою очередь, делятся на панельные (повторяющиеся с определенным интервалом) и лонгитюдные (длительные исследования, подготовка и проведение которых осуществляются в течение нескольких лет).
Повторные социологические исследования при соответствующей организационной работе обеспечивают новую форму получения социальной информации – социальный мониторинг, который представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе процессов на основе сбора, хранения и обработки информации через определенные промежутки времени.
/75/ В конкретно-социологическом исследовании выделяют три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:
• подготовительный (разработка программы исследования);
• основной (проведение эмпирического исследования);
• завершающий (обработка и анализ данных, формулирование выводов и рекомендаций).
Программа конкретно-социологического исследования – это теоретико-методическая основа процедур, осуществляемых на всех этапах исследования: сбора, обработки и анализа информации. Обычно она включает в себя следующие разделы:
1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);
2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);
3) организационный (план исследования, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).
Теоретический раздел – это характеристика цели, задач, предмета и объекта исследования, а также определение понятий.
Методический раздел программы – описание методики и организации исследования. Центральное место в этом разделе занимает определение обследуемой совокупности. Социолог должен решить, будет ли изучаться весь изучаемый массив или его часть. В первом случае исследование будет сплошным, во втором – выборочным. Если объект исследования небольшой (например 200–500 человек), то его изучение может быть сплошным, а если он достаточно велик (более 500 человек), то чаще всего применяется выборочное исследование. Оно предусматривает определение необходимой части изучаемой совокупности, которая называется «выборочной совокупностью» или «выборкой». В этом случае весь объект называется «генеральной совокупностью».
Наиболее строгие требования к выборкам предъявляются в аналитическом исследовании. Главное из них – репрезентативность: свойство выборочной совокупности правильно отражать основные характеристики генеральной совокупности. Ошибкой репрезентативности называются расхождения между двумя совокупностями – генеральной и выборочной. Разница в показаниях генеральной и выборочной совокупностей не должна превышать 5 %.
/76/ В социологии разработана система методов формирования выборочной совокупности: метод типичных случаев или монографическое исследование; статистические методы (квотные), методы случайной (вероятностной) выборки и т. д.
7.2. Методы сбора социологической информации
Основными и чаще всего применяемыми методами сбора социологической информации являются следующие:
1) Изучение документов:
а) традиционный метод;
б) контент-анализ;
в) комбинированный метод.
2) Социологический опрос:
а) анкетный опрос;
б) интервьюирование;
в) экспертный опрос;
г) социометрический опрос.
3) Социологическое наблюдение.
4) Социологический эксперимент.
Сбор информации обычно начинают с анализа документов.
Документом можно назвать любой предмет, специально созданный человеком или группой людей в целях хранения и передачи информации. В документах используются различные способы закрепления информации: с помощью слов, цифр, символов, рисунков. Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.
Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет: быстро и при минимальных затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования; узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.
/77/ В социологии применяют следующие методы изучения документов:
• традиционный (классический);
• формализованный, количественный (контент-анализ);
• комбинированный (синтез двух предыдущих).
Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки.
Традиционный метод анализа документов предполагает привычный способ осмысления содержания документа путем его прочтения, прослушивания, просматривания. Достоинством этого метода является его относительная простота. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов, трудностями использования технических средств. Эти недостатки преодолеваются с помощью количественных приемов исследования, характерных для контент-анализа. Контент-анализ – это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений. На практике контент-анализ лучше сочетать с традиционным методом.
Большая часть эмпирической информации добывается в социологии с помощью методов опроса. Назначение опроса – сбор сведений о состоянии общественного (коллективного) мнения больших или малых социальных групп через получение и последующее обобщение индивидуальных оценок (высказываний, суждений), сделанных отдельными респондентами в процессе личных контактов (бесед) с социологом.
Опрос является важнейшим, а в некоторых случаях единственным способом изучения субъективных взглядов людей. Но выводы из данных, полученных методом опроса, не всегда соответствуют объективному положению вещей, иногда отражают лишь оценочные мнения опрашиваемых. Поэтому надежность информации, полученной с помощью опроса, следует дополнительно уточнять и проверять другими методами: анализом документов, наблюдением, экспериментами, а также специальными приемами верификации.
Среди основных видов опросов, применяемых в прикладном социологическом исследовании, выделяют:
– анкетные опросы;
– интервьюирование;
– экспертные опросы;
– социометрические опросы;
– тестирование.
/78/ Две основные разновидности опроса: анкетирование (опрашиваемый заполняет вопросник сам, это может происходить как в присутствии анкетера, так и без него) и интервьюирование (при его проведении происходит личное общение интервьюера с респондентом; интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фиксирует полученные ответы).
Из всех видов опросов особенно часто в социологическом исследовании используются анкетные опросы. Он предполагает сбор данных с помощью бланка анкеты (опросного листа, вопросника), включающего в себя набор вопросов, определенным образом организованных и адресованных респонденту. Предметом опроса выступают субъективно-оценочные мнения опрошенных по поводу мотивов их поведения, ценностных ориентации, фактов повседневной деятельности, отношения к внешней обстановке (окружающей среде).
Основные части анкеты:
1. Вводная часть, в которой указывается: кем и с какой целью проводится анкетирование, какова цель опроса, как заполняется и как возвращается заполненная анкета.
2. Целевые вопросы, которые по своему назначению, в свою очередь, можно подразделить на три категории:
а) контактные вопросы; их цель – привлечь внимание респондентов к опросу;
б) основные вопросы – получение главной информации, соответствующей задачам исследования;
в) заключительные вопросы – снимают психологическое напряжение у респондента, формируют удовлетворение и уверенность в полезности проведенного опроса.
3. Паспортичка – содержит вопросы, ориентированные на выяснение социально-демографической структуры опрощенных (пол, возраст, образование и т. д.).
В практике конкретно-социологического исследования используются различные виды анкетных опросов.
Различают две организационные формы проведения опроса: по месту работы (занятий) и по месту жительства, а в зависимости от источника информации – массовые и специализированные опросы. /79/ Основной источник информации при массовом опросе – представители различных групп населения, чья профессиональная деятельность не связана непосредственно с предметом анализа, а специализированного опроса – компетентные люди, профессиональная деятельность которых или накопленный жизненный опыт дают возможность делать авторитетные заключения. Часто такой вид опроса носит название экспертного опроса.
В зависимости от того, какое количество людей будет опрошено, анкетирование бывает сплошным или выборочным. При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность, а при выборочном только ее часть – выборочная совокупность. Такой вид анкетирования наиболее распространен при получении первичной социологической информации.
Наиболее гибким методом сбора социологической информации является интервью. Его главное отличие состоит в том, что оно предполагает проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.
В практике социологических исследований используется также социометрический опрос. Его цель – получение данных о межличностных отношениях в малых социальных группах с помощью так называемых социометрических критериев. Они представляют из себя набор вопросов, связанных с возможными вариантами деятельности объекта исследования, сопровождаемых просьбой к респонденту выбрать из числа членов изучаемой группы тех, кто соответствует или не соответствует характеру этой деятельности.
При обработке социологической информации часто применяют социометрические индексы: индивидуальные (фиксируют вычисленные по формулам положительный или отрицательный статус индивида, уровень положительной или отрицательной экспансивности, оценку адекватности положения личности в данном коллективе); коллективные или групповые (определяют уровень интегрированности и сплоченности группы).
Обработанная и проанализированная социометрическая информация дает возможность диагностировать в обследованных группах точки психологической напряженности, определять их причины и своевременно влиять на структуру коллективов, /80/ изменяя их состав так, чтобы взаимоотношения индивидов базировались на чувствах симпатии, взаимной совместимости, исключающей антагонистические конфликты в процессе совместной деятельности.
Еще один метод сбора первичной социологической информации – наблюдение. Он основан на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта. Чаще всего этот метод применяется тогда, когда информация, необходимая социологу, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ (например, соревнований по футболу).
Достоинство социологического наблюдения – отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми. Недостатки: возможность неоправданного вмешательства исследователя в ход естественного процесса, так как присутствие наблюдателя в большинстве случаев накладывает определенный, чаще всего негативный, отпечаток на поведение изучаемых лиц; невозможность применения этого метода к большим социальным совокупностям таким, например, как нация; оно дает возможность получать, как правило, качественные, а не количественные характеристики изучаемых явлений и процессов социальной действительности.
Проникнуть вглубь причинно-следственных связей, объективных закономерностей процесса функционирования социального объекта часто бывает возможно только в результате искусственно созданных условий, изменяющих, усиливающих, обостряющих исследуемую ситуацию. Такие условия создаются с помощью социального эксперимента. Эксперимент – это метод получения информации, основывающийся на изучении поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в исследуемый объект или окружающую его среду.7 При проведении эксперимента важно учитывать, что он предполагает нарушение естественных связей изучаемого объекта, в результате чего может измениться и его сущность. Эффективность эксперимента как метода сбора социологической информации значительно повышается, если его сочетать с другими методами, особенно такими, как анализ документов, который обычно предшествует эксперименту, и различными видами опроса.
/81/ К числу новых методов получения социологической информации относятся качественные методы исследования.
В зависимости от используемой тактики эти методы приобретают определенную специфику.
Кейс-стади (case study) – традиционная тактика качественного исследования для изучения уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Таким объектом может быть замкнутая общность, труднодоступная для изучения другими методами: «дно» общества (преступные группировки, бомжи, нищие), социальные элиты, религиозные секты. Объектом изучения может быть и трудовое сообщество: например, производственная или учебная группа.
В тактике кейс-стади исследователи на протяжении длительного времени становятся участниками повседневной жизни данной группы, изучают систему взаимоотношений, значимость определенных событий. Длительное «погружение» в поле исследования дает возможность всесторонне рассмотреть «случай» в единстве его взаимосвязей и динамике развития, понять групповые нормы и ценности, структуру ролей, систему властных отношений в процессе повседневного обычного функционирования конкретного социального организма. Фокус направлен не только на наблюдаемые отношения и процессы, но, в первую очередь, на выявление их скрытого подтекста, субъективных значений.
В центре внимания кейс-стади может быть и более сконцентрированное, хронологически-детальное описание развития одного экстремального события в жизни сообщества и его последствий, а также социально-психологические особенности отдельной личности, представляющей самостоятельный интерес как «клинический» случай. Как правило, проблема сравнения, сопоставления с другими «случаями» является второстепенной по сравнению с изучением структуры данного уникального объекта. Источниками информации служат разноплановые методы интенсивного изучения ситуации: наблюдения, в том числе включенные, фотографии, фокусированные или экспертные интервью, архивные материалы, а в последнее время и видеоматериалы.
Этнографическое исследование, как правило, имеет описательный характер и представляет собой всесторонний анализ /82/ каждодневной коллективной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, традиции, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от основной массы населения. В настоящее время понимание этнографического исследования существенно расширилось и включает в себя изучение культурных образцов и символов не только национального, но и любого социального сообщества. Как и в любом культурологическом исследовании, цель состоит в том, чтобы представить публике нормы и образцы поведения данной общности «глазами чужого», так, чтобы любому незнакомому с данной средой стали понятны «правила игры» и традиции, принятые в данной культуре. Источниками информации в таком исследовании могут быть письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, а также групповые интервью.
Историческое исследование, или устная история (oral history), обычно описывает субъективный опыт переживания исторических событий. Интерес может быть направлен на изучение истории становления локальных сообществ (движений, организаций; населенного пункта) или описание опыта переживания крупного исторического процесса или события (войны, революции, репрессий, катастрофы). Историческое исследование может быть предпринято и в случаях, если отсутствует достаточная документальная информация об историческом событии общенационального масштаба.
Источниками информации в исторических исследованиях обычно служат как письменные источники: мемуары, дневники, письма, так и устные – интервью. Особенность данного направления – отношение к информанту как очевидцу исторических событий. Поэтому с точки зрения тактики важно, что исследователь изучает, прежде всего, воспоминания индивида о событиях прошлого, рассматривая их как субъективное свидетельство о прошлом. Исходя из этого, центральными задачами являются проблемы искренности информанта, адекватности его воспоминаний, возможности его памяти. Необходимым дополнением является тщательный анализ социально-исторического контекста события по различным официальным документальным источникам.
История жизни, или биографический метод – изучение индивидуального пути и жизненного опыта на разных стадиях /83/ (от детства к взрослению и старению). Это, пожалуй, одна из самых распространенных тактик качественного исследования. По объекту интереса это может быть история жизни великого или выдающегося человека, индивида, достигшего большого жизненного успеха, или история жизни обычного среднего человека. Исключительно редки автобиографические исследования. Основной метод получения информации – биографическое интервью или длительные диалоговые беседы с человеком. Используются также разнообразные документальные источники: от школьного сочинения, написанного на конкурс, до мемуаров.
История семьи. Эта тактика фокусируется на истории семьи как локального сообщества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической перспективе, которая в каждом поколении членится и перестраивается, что не исключает ее «непрерывности» как социального феномена. Анализируются процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи в длительной динамике нескольких поколений, преемственность или изменение ее социального статуса, передача «культурного капитала» семьи и трансформации ценностей. Источниками информации служат семейные архивы, глубинные интервью с представителями разных поколений, генеалогические графы.
Восхождение к теории (grounded theory). Цель такого исследования состоит в рассмотрении конкретной жизненной ситуации как формы проявления определенного феномена, который подлежит теоретизированию – обобщенному абстрактному представлению в виде теоретического утверждения или гипотез относительно данного феномена, наблюдаемого в реальной практике. Тактика состоит в следующем: исследователь собирает из разных источников информации многоаспектные данные о конкретных событиях, действиях или отношениях людей; группирует и связывает разнородные данные в обобщенные категории. Поэтапно поднимаясь ко все более абстрактным категориям и научным концепциям, он в результате конструирует их в абстрактный «теоретический случай». Это позволяет представить наблюдаемый случай в виде самостоятельной авторской версии относительно природы данного феномена.
/84/ Во всех тактиках качественного социологического исследования могут одновременно применяться несколько методов сбора данных, так называемый мультиметод сбора данных.
Степень использования качественных методов в разных отраслях социологии разная. Есть отрасли социологии, которые закономерно являются сферой применения качественных методов, другие используют их ограничено. К числу первых относятся деви-антология, тендерные исследования, социология семьи, социология личности, социология культуры, те области, где центральным объектом интереса является индивид как носитель социального и индивидуального опыта. Другие области, ориентированные преимущественно на изучение социальных институтов, используют эти методы ограничено: это индустриальная социология, социология социальных изменений, социальной стратификации, социология политики. Как правило, в этих сферах качественные исследования служат частным фрагментом рассмотрения более общих проблем и используются для конкретизации полученных результатов.
7.3. Методы анализа и интерпретации данных
Социологическое исследование – это не только сбор данных. Цель его состоит в том, чтобы дать научно обоснованную интерпретацию изученных фактов. Собранный первичный материал непригоден для теоретического анализа, его необходимо обработать (упорядочить, классифицировать).
Можно выделить два класса процедур анализа: дескриптивные и аналитика – экспериментальные процедуры.
Дескриптивные процедуры включают в себя ряд методов.
Простая группировка – это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т. д.
/85/ Перекрестная группировка – это связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью:
а) обнаружить какие-то взаимозависимости;
б) осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель, определить направление связей влияния одного явления на другое. Одна из задач перекрестной классификации – поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления, поиск тенденции, динамики процесса.
Эмпирическая типологизация – наиболее сильный прием анализа по описательному плану. Этот метод можно характеризовать как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Задачи многомерной эмпирической типологизации свойств решают с помощью математических процедур распознавания образов – таксономии и кластерного анализа.
Теоретическая типологизация — обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели, по теоретически обоснованным моделям и критериям. Такая типологизация, в отличие от эмпирической, есть условие прямой проверки теории путем сопоставления конструируемых типов с эмпирическими свидетельствами соответствия, или уклонений от идеальной модели. В отличие от эмпирической типологии в теоретической критерии свойств выявляются путем логического анализа. Анализ эмпирических данных, согласно теоретической типологии, предполагает, во-первых, определение частот распределения по каждому типу; во-вторых, изучение распределения отклонений от идеализированных моделей по отдельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений.
Статистический метод в социологии – совокупность методов и моделей прикладной статистики, используемых в социологии при сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении данных разных исследований. Большинство этих методов применяется в ряде социальных и гуманитарных наук, часть из них развита применительно к нуждам социологии. Эти методы можно разделить на две большие группы.
К первой группе можно отнести выборочный метод (выборка), описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирования экспериментов.
/86/ Вторая группа включает ряд методов многопеременной статистики, различных методов шкалирования, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей, таксономические процедуры (математико-статистические методы многомерной типологизации социальных объектов, дополняющие корреляционный и факторный анализ).
Использование статистического метода с учетом специфики социологии позволяет проводить обработку больших массивов информации (единиц наблюдения, переменных операций), а следовательно, расширяет эмпирическую базу социологических исследований и сферу их приложения.
Выбор методов обработки и анализа информации зависит от целей и задач исследования, а также от способов измерения используемых показателей. Как правило, при решении реальных задач не удается обойтись одним каким-либо методом, поэтому их применяют комплексно – последовательно, на разных стадиях решения задачи, или параллельно, на одной и той же стадии, для более глубокого анализа материала.
Методы математической статистики имеют важное значение для выявления закономерностей и фактов, но они лишь средство, которое не должно заслонять собою цель. Достоверная статистическая тенденция – это все же не социологическая закономерность; выпадающие из общей картины индивидуальные значения – возможно являются отражением закономерностей иного порядка, чем те, что выявляются с помощью математических методов.
1. Какие виды конкретно-социологических исследований ФКС вы знаете?
2. Что такое программа конкретно-социологического исследования ФКС?
3. Какие основные методы применяются для сбора социологической информации о ФКС?
4. Дайте краткую характеристику каждого из этих методов.
5. Уточните требования к составлению анкет в социологическом исследовании ФКС.
4. Что такое выборка в социологическом исследовании ФКС и какие требования к ней предъявляются?
5. Какие методы используются в социологии ФКС для анализа и интерпретации данных?
Литература к разделу 2
1. Античная агонистика и олимпизм. Хрестоматия: для студентов институтов физической культуры / Сост. Ефременков К.Н., Егоров А.Е., Пирожников Р.А. – Смоленск, 2003.
2. Бабосов Е.М. (2000). Е[рикладная социология: Учебное пособие. – Ми.: Тетра-Системс.
3. Батыгин Е.С. (1995). Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – М.: Аспект Пресс.
4. Виноградов П.А., Жолдак В.И., Чеботкевич В.И. (1995). Социология физической культуры и спорта: Уч. пос./ред. В.И. Столяров. – Пенза.
5. Еречихин В.Е. (1988). Лекции по методике и технике социологических исследований: Уч. пособие. – М.: Изд-во МЕУ.
6. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Е.М. Андреевой. – М.: Изд-во Моек, ун-та, 1972.
7. Лубышева Л.И. (1998 а). Введение в социологию физической культуры и спорта (курс лекций). – М.
8. Лубышева Л.И. (2000). Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. – М.: Теория и практика физической культуры.
9. Лубышева Л.И. (2001). Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия».
10. Мильштейн О.А., Прокопчук Ю.А. (1991). Анкетирование как средство общения социолога с респондентами в сфере физической культуры и спорта: Методические рекомендации для студентов института физической культуры. – Краснодар: ГЦОЛИФК, Краснодарский ГИФК.
11. Новикова С.С. (1996). Методика составления социологической анкеты по физической культуре (курс практической социологии): Учебно-методическое пособие. – М.: РГАФК.
12. Новикова С. С. (2000 а). Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. пособ. – М.: «СпортАкадемНресс».
13. Пономарев Н.А., Утишева Е.В. (1991). Социология физической культуры: Методические рекомендации. – Л.
14. Селуянов В.И., Шестаков М.П., Космина И.П. (1997). Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Уч. пособие. – М.
15. Социология (2004): Учебное пособие. Под ред. Д.С. Клементьева. – М.: Филол. о-во «СЛОВО» Ж Изд-во Эксмо.
16. Социология для студента. – Свердловск, 1991.
17. Столяров В.И. (1984 г). Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта: Уч. пос. для аспирантов и соискателей ГЦОЛИФКа – М.
18. Столяров В.И. (1999 г). Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции). Часть I. Объекты исследования социологии физической культуры и спорта: Уч. пособие. – М.: РАО, РГАФК.
19. Столяров В.И. (1999 д). Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции). Часть II. Предмет, значение и история развития социологии физической культуры и спорта: Уч. пособие. – М.: РАО, РГАФК.
20. Столяров В.И. (2002 д). Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику и новая концепция): Науч.-методич. нос. – М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК.
21. Шаленко В.И. (2003). Социология: Учебник для вузов. – М.: Проект.
22. Шикун А.И. (2000). Социологический практикум: Учебное пособие. – Ми.: Амалфея.