Часть первая. Мир Традиции
1. От истоков к миру модерна
В наиболее общем смысле термин «традиция» в настоящее время используется для обозначения обычаев или привычек. Если копнуть глубже, он призван делать отсылку к тому, что принадлежит далекому прошлому, память о котором сохранилась только в фольклоре. Один из примеров этого – Рождество: сегодня мы можем видеть только потребительский аспект праздника, так как для большинства людей он потерял изначальный сакральный смысл. Однако, это ни в коем случае не является смыслом «традиции» – термина, который подразумевает вечные, святые и нетленные ценности.
Традиция основана на союзе (или прочной связи) между божественной и человеческой реальностью, между духом и материей. Это единство не зависит от расхождения (уникальной черты современности) между сакральным и профанным1. Согласно Традиции, действие в области духа представляет собой основу любой жизни, как личной, так и коллективной, выражающейся в постоянном стремлении к тому, что лежит выше. Сама природа с ее ритмами и законами здесь представляется как видимое проявление высшего порядка. Не существует реального разделения между небом и землей, между Богом и человеком: только степень «сходства», посредством которого основа отражается в своем продолжении. В рамках традиционалистской доктрины явления и силы природы воспринимаются как выражения высшей реальности, как символы, которые нельзя истолковать «человеческим» знанием. Учитывая эту предпосылку, можно утверждать, что традиционный человек, в отличие человека современности, обладает символическим и духовным, а не элементарным и буквальным восприятием природы. Понимание символов природы помогает тем, кто хочет вступить на путь к Высшему.
Вместо того чтобы основываться на материализме, утопии прогресса и эволюции, мир Традиции исходит из противоположной истины: видения вечности как череды циклов. От благородного истока берет свое начало процесс инволюции. Падение вниз от изначального совершенства произошло через деградацию человека, который не был (как пытается заставить нас поверить современный эволюционизм) неразумным созданием. Он был существом лучшим, чем он есть сейчас, «supra-человеком» или полубогом. Современная наука, основанная на подрывной теории эволюции, считает, что человечество постепенно пришло от низших форм организации жизни к высшим. В соответствии с культурой Традиции человек пал вниз к более земному и материальному с первоначально превосходного уровня бытия. Такое падение, вызванное преобладанием в нас черт смертных, известно в культурах многих народов как «сумерки богов»: отступление от божественного влияния и растущая неспособность большинства людей ощущать его.
Есть два наиболее распространенных взгляда на интерпретацию исторического процесса. Современная прогрессистская точка зрения видит время как упорядоченную череду последовательных событий, которые могут быть количественно измерены и расположены в соответствии с технологической и хронологической последовательностью. Традиционалистская парадигма времени носит циклический, символический характер и объясняет взлет и падение цивилизаций.
Античное видение истории с разделением ее на четыре эры можно увидеть в сочинении Гесиода «Труды и дни». Как показывает Гесиод, время для человека античности не течет равномерно и бесконечно, но скорее делится на циклы и периоды, каждый из которых обладает своим собственным смыслом и спецификой. Каждый цикл отличается по продолжительности, а их сумма создает совокупность времени. Различные периоды символически представлены разными металлами – золото, серебро, медь и железо – в соответствии с отношением каждой эпохи к началу цикла. Перечисленные четыре металла иносказательно воплощают процесс духовного перерождения, охватывающий четыре периода или поколения. Как уже упоминалось, в соответствии с традиционалистской точкой зрения человечество изначально существовало в том же состоянии, что и «боги», а позже перешло к формам общественной жизни, где доминируют нечестие, жадность, насилие и обман. Идеальное в начале, человечество спустя время переживает отход от воинской и священнической власти, что впоследствии приводит к господству торгового сословия (буржуазии). Таким образом, единство изначального (примордиального) принципа нарушается, происходит процесс инволюции.
Вышеупомянутая истина подтверждается многими текстами Священного Писания, которые сохраняют память о происхождении человека – блистательном и бессмертном. Эти места Писания говорят о мифической расе, существующей в вечном свете, вечном контакте с космическими и божественными силами. В то время боль и труд были неизвестны, земля щедро и обильно плодоносила, а человечество было свободно от смерти и старости. Мужчины той эпохи были мудры и счастливы: они «знали» и «могли». Примордиальная (первоначальная) эпоха, известная как «цикл Стражей», связана своим центром с районами Крайнего Севера, «вечно зеленой, светлой землей Стражей». Она была родиной гипербореев. Она известна также как Туле, Авалон, Белый континент, Сад Эдема и Золотого века, из которого берут свои корни все возникшие цивилизации. Применительно к этой эпохе можно говорить о «мужчинах, подобным богам, и богах, подобных бессмертным мужчинам». Люди и боги примордиальной эры жили в полной гармонии, в условиях господства истины и справедливости.
Потомки гипербореев называли себя Арья, или «благородные», обладавшие олимпийской и царственной природой. Некоторые из символов, связанные с этой эрой, способствуют более глубокому пониманию ее ценностей: ось, ступень, центр, недостижимые высоты, жизнь, огонь и солнце. В современную нам эпоху единство божественного и человеческого утрачено, и мы все падаем все ниже и ниже под натиском материальных сил. Лишенный какой-либо высокой точки отсчета, человек оказался лицом к лицу с нестабильностью и тоской от повседневной жизни. Его первоначальная преданность и единство с Высшим постепенно теряется, что приводит к современному состоянию.
Историческая информация, оставленная народами древности, показывает, что переход от одной эпохи к другой характеризуется мощными катаклизмами. Неоспоримым примером является изменение наклона оси мира (земного шара) и климатические изменения, связанные с этим. Упоминания об этом событии сохранились во многих традициях. В них рассказывается о мифическом ледниковом периоде, который сделал родину гипербореев непригодной для жизни, что заставило ее жителей уйти. Символически наклон оси мира представляет собой падение, духовное изменение и потерю «точки опоры» (то есть потерю первоначальной сущности). Вследствие этого падения то, что было ранее известно всем, стало сокрытым. Первая эпоха (Золотой век, или Древний цикл) уступила второй – Серебряному веку, или Атлантическому циклу. Это была еще одна благородная эпоха, хотя и, безусловно, менее царственная, чем первая. Именно в этот период возникает религия в ее теистических, молитвенных и мистических формах, как реакция на утрату изначальной сущности (термин «религия» происходит от латинского «re-ligo», что значит буквально «восстановить связь»). Символы, связанные с этой эрой, воплощают женское начало – это «луна», «ночь» и «змея» (как символ плодовитости). Женщина как мать была выбрана главным символом этой эпохи, а мужской аспект божественности понимался как символ смерти и смертности. Общество в это время в основном управлялось священством, в то время как царские функции ограничивались политической сферой; так началось разделение власти на политическую и духовную.
Однако история на этом не заканчивается. Серебряный век уступил место Бронзовому, также известному как эпоха титанов. Эта фаза характеризуется утверждением дикой и материально ориентированной мужественности; духовная сфера на тот момент уже подверглась секуляризации. В эту эпоху – эпоху насилия и узурпации – власть уже не обладала своей подлинной сутью. Была актуальна только власть, подкрепленная силой.
Наконец наступил Железный век (Темный век) – четвертая эпоха, в которой несправедливость, смерть и боль стали основой порядка. Этой эпохой правит экономика: человек занят только погоней за «процветанием любой ценой» и забыл свою связь с божественным. Темные силы, выражающие повсеместное утверждение только материальных ценностей, берут верх. Система прав и обязанностей царей, совершенно естественная для Золотого века, сейчас разрушена. Пятая эпоха, которая должна последовать за четвертой, должна стать эрой героев, или Арийской эпохой, ведущей человечество к возвращению Золотого века. Этот последний период ознаменует преодоление предшествующих этапов и создание нового звена в цепочке священной истории человечества. Обязанность человека Традиции – действовать, чтобы эта эпоха могла увидеть воинов фронта Традиции, готовых лицом к лицу встретить своих темных врагов и добиться окончательной победы.
2. Традиция и сакральное
Божественность, как правило, понимается современным человеком как нечто абстрактное и далекое от его повседневной жизни. Наш мир, в котором все приносится в жертву Молоху производства и массового потребления, лишен сакрального и святости.
Термин «сакральное» используется не только для обозначения того, что превосходит человека, время и жизнь, но и того, что существует вечно. Сакральное – это то, что связывает земное с невидимыми сверхъестественными силами; то, что регулируется законами, которые выше человеческих; то, что ориентировано на связь с божественными силами.
Этимологически термин «традиция» происходит от латинского tradere, глагола, образованного от trans («за пределами», «вне») и dare («передать»). Следовательно, термин указывает на акт передачи чего-то высшего, и его следует понимать как «то, что передается». Традиция заключается не в сохранении или укреплении внешних проявлений или вещей, которые больше не имеют значения. Традиция указывает на прямую и эффективную передачу наследия, не созданного человеком и имеющего духовное происхождение. Действие в рамках Традиции всегда предполагает динамику, потому что любой акт передачи есть связь между дарующим и получающим, причем последний является ответственным за сохранение наследия предков. Из поколения в поколение это наследие принимает форму властного наставления, которое пронизывает всю реальность, превосходя материальную и биологическую сторону существования.
Было бы правильно в этом контексте говорить об «имманентной трансцендентности» – духовной силе, которая действует через живое, динамичное и творческое присутствие в институтах, культурах, обычаях, законах, религии и т.п., которая придает духовное и надындивидуальное значение оси и высшей точке отсчета для формирования общего Порядка. Это утверждает основополагающие принципы, передающиеся от одного поколения к другому таким образом, который позволяет сделать направление всех человеческих действий единым, устремленным к Высшему, в соответствии с общим идеалом.
Чтобы идентифицировать себя сегодня как человека Традиции, следует стремиться к передаче полученного наследия будущим поколениям.
3. Метафизика
Термин «метафизика» (происходящий от греческого meta («за пределами», «вне») и physis («природа») используется для описания того, что находится за пределами простого человеческого видения; того, что превосходит рамки воздействия на человеческие чувства и обусловленность границами времени и пространства, а также имеет непреходящий характер.
Время и пространство обусловлены материальностью, которая ограничена природными законами. Для преодоления границ мира ощущений было бы неправильно говорить о времени, пространстве или каких-либо других рамках. Согласно доктрине традиционализма, материя и становление соответствуют тому, что меняется и может быть создано по образу с отклонениями и разнообразием, а мир является циклом рождения, роста и смерти. Напротив, то, что является сакральным, связано с бытием, порядком и гармонией. В сознании тех, кто способен чувствовать и признать сакральное, оно является наиболее подлинным выражением действительности: эталоном, данным Богом, предками или мифическими героями, который должны быть принят и неукоснительно соблюдаться. Когда сакральное исчезает, остается лишь преходящее, иллюзорное и бессмысленное.
Традиция вечна, универсальна и открыта для всех тех, кто способен понять и принять ее опыт. Различия в языке, обычаях, законах или религиях не противоречат базовому единству Традиции. То, что подвержено изменениям, является лишь способом выражения Истины: ее суть остается неизменной, а каждая традиционная форма может рассматриваться как специфическая адаптация потенций, заложенных в примордиальной Традиции, из которой произрастают все существующие Традиции. Такие адаптации необходимы для того, чтобы Истина была доступной народам, населяющим разные местности и континенты, обладающим различными системами символов.
Традиция не имеет ни начала, ни конца. Она всегда была и всегда будет, ее основы будут нерушимы во все эпохи и во всех обществах. То, что имеет черту вечности, не следует путать с тем, что существует в течение даже очень длительного времени: вечное находится вне времени и не может претерпеть хоть какие-нибудь изменения.
4. Состояния бытия: архетип – душа – дух – тело
В соответствии с парадигмой Традиции все сущее происходит из первоначального единого принципа. Этот принцип может быть назван по-разному: архетип, высшее существо, Божественная воля, первичная материя и т. д. Высший принцип является универсальным и неопределенным. Он представляет собой абсолютное единство за пределами всех квалификаций и различий, общий источник материи и духа, который превосходит их.
Метафизический принцип одновременно и единственен, и является всем: это то единственное, что суть все, и все есть оно. Принцип снимает все противоречия. Как суть, предшествующая всему, он удаляет различия и объединяет все в дихотомии (добро-зло, любовь-ненависть, свет-тьма, начало-конец и т.д.).
Метафизический принцип не может быть постигнут рациональными способами – по причине их обусловленности временем и, следовательно, не подходящих для понимания того, что является вечным. Современные ученые теряются, когда сталкиваются с гармонией и порядком космоса, несмотря на все усилия. Принцип существует вне двойственности, и за пределами его ничего нет: нечто либо проявляется, либо остается непроявленным2. На самом деле невозможно описать принцип, ибо он не имеет ни имени, ни формы: по своей природе он не может быть выражен, любое определение будет ограничивать его. Было бы лучше даже не говорить о принципе как о корне всех вещей, чтобы не создавать ложное и узкое представление о нем.
Принцип находится на невидимом, абсолютном уровне и проявляет себя в мире в виде божественной модели и божественной воли. Этот второй универсальный уровень является тем, что связано с душой, сверхъестественным субъектом, находящимся выше всех индивидуальных существ (материальных или психических). Преодолевая отдельные формы, душа является частью отдельных существ, которые она допускает к участию в божественном действии, что говорит нам: в универсальном бытии – источник всего сущего. Два других состояния бытия принадлежат к индивидуальному уровню: один – дух, другой – тело.
Душа представляет собой неуловимое единство нематериальных жизненных сил. Она включает в себя воспоминания, импульсы, чувства, восприятие, удовольствие, боль, страх, любовь, ненависть, привычки, желания, инстинкты и т. д. Физическое тело – грубое материальное вещество, внешняя оболочка, одержимая земными и материальными формами проявления бытия.
Для человека Традиции индивидуальность воплощает лишь временное и условное проявление подлинного бытия. Жизнь человека есть лишь одно из неопределенного множества состояний, являющихся частью одной сути, которая полностью независима от всех ее проявлений.
Сочетание души и тела порождает эго (личность, или условное Я), которое представляет собой горизонтальную проекцию человека. Дух, напротив, представляет собой высшее Я, или самость человека, его метафизическое и вечное ядро, его вертикальное измерение и подлинное бытие. В соответствии с этим разделением человеческой реальности на три части (душа-дух-тело), невежественный человек управляется страстями. Забыв свою истинную суть, он отождествляется с эго, которое сковывает его в психофизическом, материальном измерении.
Таким образом, человек Традиции чувствует необходимость внутреннего развития. Для достижения этой цели человек должен усиленно работать на уровне своего тела и духа для того, чтобы разорвать узы смертности, которыми сковано человечество. Процесс аскезы требуется для освобождения от материальности путем достижения ясности ума и принятия дисциплины, которая является видимым проявлением стиля Традиции и внутреннего порядка. Необходима кропотливая работа, чтобы избавиться от всех присущих человеку недостатков, таких, как эгоизм и своекорыстие, и заменить их положительными чертами. Работа над телом и духом дает каждому человеку возможность постичь более тонкий аспект бытия: измерение души.
5. Эзотеризм и экзотеризм
Все традиционные системы формулируют свои доктрины на двух уровнях: один – популярный, внешний уровень (экзотеризм); другой – внутренний, символический и аллегорический уровень (эзотеризм). Последний выражает самую высокую и самую подлинную суть любого учения; он содержит метафизическое учение и открыт меньшинству. Только образованная элита способна понять его. Элита сохраняет метафизическое ядро учения и преобразует его, чтобы помочь обычному человеку лучше постичь духовное знание.
Не существует контраста между эзотеризмом и экзотеризмом: они отнюдь не противостоят друг другу, но на двух уровнях представляют собой различные выражения одного и того же учения. В символизме креста (см. Приложение I) экзотеризм представлен горизонтальной осью, эзотеризм – вертикальной. Два уровня и противоположных направления способствуют формированию единой Истины. Экзотеризм является уровнем религии, религиозных догм, преданности и эмоций, которые никогда не выходят за рамки индивидуальности и включают в себя то, что элементарно и может быть доступно большинству людей. Таким образом, каждая религия адаптирована к условиям жизни конкретного народа и конкретной эпохи. В сфере экзотеризма может наблюдаться религиозная нетерпимость, но ничего подобного не может произойти на уровне эзотеризма, поскольку эзотерическая доктрина едина, универсальна и вечна. Экзотеризм часто поддерживает религиозный фундаментализм, эзотеризм же всегда утверждает трансцендентное единство религий и традиционных форм. Символизм горы может точно передать эту идею: «Многие пути ведут наверх, к одной и той же цели»3. Эту аллегорию единства не следует путать с «синкретизмом»4 и уж тем более с какой-либо имитацией сакрального, вроде неоспиритических (нью-эйдж) движений, таких, как теософия, антропософия, уфология и оккультизм. В лучшем случае синкретизм и неоспиритизм этих движений сводится к мешанине элементов разных традиций, просто «надерганных» людьми по своему вкусу. Эти псевдорелигиозные пути эксплуатируют и калечат правила и символы разных форм Традиции, что приводит их последователей к гибели.
Ограждение себя и от компании религиозных фундаменталистов, которые содействуют братоубийственной розни, и от «сделай сам» нью-эйджеров является одним из лучших шагов, который может предпринять любой человек, верный Традиции, чтобы не стать жертвой подрывной деятельности. Ведь именно эти два явления способствуют ей: столкновение между последователями законных религий и распространение неоспиритических верований.
6. Власть
Традиция является синонимом истины и справедливости, поскольку она представляет собой утверждение Порядка вопреки лжи и мятежности, которые пропагандирует современный взгляд на жизнь.
Еще одна характерная черта Традиции – ее прямая связь с властью, термином, происходящим от индоевропейского корня aug – «возрастать». Традиция возвращает понимание феномена власти, непосредственно связанного с идеей Империи – суверенной, приказывающей силы. Империя – это власть, дарованная Божественным, связывающая воедино добродетель и царствование фигуры царя, воплощающего собой политическую, военную, законодательную и религиозную власть. Один из примеров Империи – аристократическое общество, в котором власть естественным образом дифференцирует людей в соответствии с их значением, ролью, призванием и личными качествами.
Власть порождает иерархию. Это термин происходит от греческого hieros – «святой», «священный» и arche – «принцип», «порядок»: порядок, который ставит лучших людей выше всех остальных. Каждый человек – это маленькая вселенная. Он как таковой не может быть идентичен никому, кроме себя. Иерархия и особый отбор регулируют это разнообразие: «В некоторых мужчинах высокого порядка важно найти то, что в других существует только как смутные стремления, предчувствия или тенденции, потому как последние неизбежно притягиваются к первым и принимают подчиненную роль»5. Низший в конце концов уступает требованиям высшего.
Иерархия – не бюрократическая шкала возрастания по старшинству; это скорее следование традиционным принципам. Находящийся на ее вершине лучше, чем любой другой, воплощает эти принципы, зная, как понимать и применять их. Он – лучший представитель эпохи, первый среди равных, тот, кто обладает высшими качествами. Таким образом, есть меньшинство – высокообразованная элита, и есть большинство. Величие – это качество, которым обладает малая часть людей. Основной принцип власти – это ее священный, сакральный характер, происходящий непосредственно от Бога. Власть, которая воплощает порядок, мир и гармонию, основана на иерархии, в которой каждый человек, осознавая свое значение, может принимать активное участие в органичной жизни государства.
Это органичное видение позволяет разделять общество на части (отдельные личности, семьи), чтобы они способствовали гармонии Целого – при условии сохранения каждым человеком степени автономии, необходимой для реализации его собственной специфики и природы. Противостоя любым злоупотреблениям одной из сторон, удается избежать распада единства. Таким образом, каждый человек свободно развивает себя в соответствии с собственной природой и призванием. Этот хорошо отлаженный порядок увеличивает, а не ограничивает потенциал каждого.
7. Касты
Идеальное, органичное и традиционное государство регулируется четырьмя кастами: священников, воинов, производителей и слуг. Эти касты символически соответствуют разделению человеческого тела на голову-ум (священники), грудь-сердце (воины), желудок-печень (производители) и конечности (слуги).
Традиционный порядок – не причуда. Деление на касты – не просто произвольный продукт человеческой воли. Не рождение определяет природу человека, но природа определяет его рождение и, как следствие, касту. Каста является символом закона и порядка, потому что считается отправной точкой для любой попытки духовного возвышения. Каждый человек имеет свое место в мировом Порядке и сверхъестественное начало, оставаясь верным собственной природе и касте. В социальной системе, устремленной вверх, природа каждого существа иерархически упорядочена в соответствии со справедливостью, так что любое неравенство между людьми имеет свое обоснование – отразить более глубокое неравенство: каждый человек, найдя свое место, следует древнему закону «каждому свое». Каждое человеческое действие, с другой стороны, дает возможность духовного возвышения: выполнение долга следует идее реализации порядка и, следовательно, метафизического принципа.
Политическое и социальное отражение этой парадигмы можно найти в примерах общественного устройства индоевропейских народов, которые разделили свои общества в соответствии с тремя главными функциями, соответствующими трем аспектам бытия (душа, дух и тело), добавив к ним четвертую функцию – служения.
Первая функция соответствует мистерии управления Вселенной с ее божественными законами и ритуалами. Она воплощает в себе утверждение общего космического порядка в мире людей. Это функция священников, которые охраняют примордиальное, священное знание и актуализируют его посредством ритуала. Священники сохраняют эти знания и практики, используемые для освящения и жертвоприношения, и являются посредниками между небом и землей, сакральным и человечеством.
Вторая функция воплощает мощь, дисциплину, мужество, героизм и силу. Эти качества даруют победу через действие, что приводит к восстановлению Порядка. Эти задачи решает каста воинов, представленная аристократией: силой и энергией она выступает в защиту общества.
Конец ознакомительного фрагмента.