Вы здесь

Исторический метод познания в современной науке. Понятие исторического метода (В. И. Столяров, 1973)

Понятие исторического метода

Исторический метод применяется в процессе познания изменяющихся и развивающихся объектов. Познание такого рода объектов – сложный и многосторонний процесс, в ходе которого исследователь осуществляет разнообразные действия. В частности, исследователь делает предметом познания различные стороны и особенности изменяющихся (развивающихся) объектов, решая в связи с этим определенные познавательные задачи.

Для решения различных познавательных задач, возникающих в ходе, познания изменяющихся и развивающихся объектов, исследователь изучает различные объекты и их стороны, делая материалом изучения какое-либо одно или несколько состояний изменяющегося предмета, его развитое или неразвитое состояния, сам процесс изменения и т. д., а также выводит из одних знаний другие знания. Решение различных познавательных задач требует получения различных знаний об изменении и изменяющихся объектах, воспроизведения в знании их различных сторон. В частности, при решении ряда познавательных задач исследователю приходится воспроизводить историю изучаемого предмета. В других же случаях нет необходимости в этом и требуется рассматривать иные его стороны.

Под историческим методом мы понимаем метод решения задач, встающих в ходе познания какого-либо предмета, путем воспроизведения (т. е. путем получения знания о его истории).

Для уяснения сущности исторического метода важно разъяснить, что мы имеем в виду под историей предмета. С этой целью рассмотрим прежде всего некоторые особенности того процесса, который мы называем процессом изменения предмета.

/7/ На каждом шагу мы постоянно сталкиваемся с самыми разнообразными процессами. Наблюдая эти процессы, мы говорим об изменении того или иного человека, об изменении погоды я т. д. Многочисленные науки специально изучают те изменения, которые претерпевают предметы и явления реального мира. В физике анализируют, например, атомные, электронные и нуклонные движения, изменения поля, квантовые флуктуации. В биологии рассматриваются изменения веществ, связанные с жизнедеятельностью организмов, исследуются преобразования, претерпеваемые организмами в индивидуальном развитии и в ходе эволюции видов. Геологи исследуют минералы, процессы образования и разрушения горных пород. Лингвисты изучают трансформации словарного и звукового состава языка, грамматического строя, значения слов. Всевозможные изменения в структуре общества и отдельных составляющих его элементов являются предметом исследования целого ряда общественных наук.

Такой интерес к анализу изменений не случаен. Научное исследование этих процессов имеет громадное практическое значение для управления. Исследование тех процессов, которые происходят в живых организмах, позволяет управлять эволюционным развитием, создавать новые виды растений и животных. Изучение изменений, претерпеваемых химическими веществами в тех или иных условиях, взаимопревращений элементарных частиц и т. п. служит основой практического использования этих процессов.

Однако не всякий человек, и даже не всякий ученый, может однозначно и точно ответить на вопросы о том, что такое изменение и чем оно отличается от других процессов. Допустим, мы рассматриваем такие разнообразные явления, как возникновение новых видов растений животных, превращение веществ в результате химической реакции, смена деталей на станке, обращение планет вокруг Солнца, социальные революции и др. Можно ли эти явления, казалось бы столь различные, объединить в одно понятие «изменения»? И что в таком случае понимается под ним? На эти вопросы дает ответ материалистическая диалектика.

Формулируя понятие изменения, диалектика исходит из того, что изменяется всегда некоторое явление, /8/ некоторый предмет, будь то живой организм, планета, общество, минерал и т. д.[1]

Что значит «предмет изменяется»? Прежде всего это означает, что у него появляются некоторые новые признаки, а ряд ранее присущих ему признаков исчезает. Так, в результате нагревания серы до температуры 112,8°C у нее вместо желтого появляется красновато-бурый цвет, последний, в свою очередь, при температуре 444,5°С сменяется оранжево-желтым. Наука установила, однако, что ничто не возникает из ничего и ничто не исчезает бесследно. Еще античные философы школы Эпикура утверждали, что «на ничего ничто не творится». Лукреций, например, так истолковывает этот принцип:

Если бы из ничего в самом деле являлися вещи,

Всяких пород существа без всяких семян бы рождались:

Так, например, из морей возникали бы люди, из суши —

Рыб чешуйчатых род и пернатые, с неба срывался б

Крупный и мелкий скот, и пород бы диких животных

Разных, неведомо как, появлялись в полях и пустынях.

Претерпевая изменение, предмет не исчезает бесследно. От него всегда нечто остается. Так, азотная кислота под влиянием света претерпевает определенное изменение, постепенно разлагаясь на воду, кислород и двуокись азота. В этом процессе изменения у азотной кислоты исчезают присущие ей физические и химические свойства, разрушаются связи элементов ее структуры, вследствие чего и сама эта кислота, как таковая, исчезает. Вместе с тем некоторые ее элементы сохраняются. В частности, атомы кислорода, водорода и азота, входившие ранее в ее состав, после разложения азотной кислоты не исчезают бесследно, а продолжают существовать, образуя новые вещества: воду, кислород и двуокись азота.

/9/ Вот почему для всякого изменения, как учит диалектика, характерно не только появление нового, новых признаков и исчезновение старого, но и сохранение каких-то сторон, черт, признаков прошлого этапа развития предмета. В этом проявляется та важнейшая особенность изменения, что данный процесс всегда неразрывно связан с относительной устойчивостью изменяющегося предмета.

Нельзя поэтому отождествлять процесс изменения просто с процессом, упускать из виду неразрывную связь данного процесса с сохранением, устойчивостью изменяющегося предмета. На самом деле процесс изменения предмета будет иметь место лишь тогда, когда наряду с исчезновением некоторых сторон данного предмета, появлением у него новых сторон и т. д. этот предмет сохраняет некоторые свои стороны (элементы сторон и т. п.), т. е. в какой-то форме продолжает существовать, сохранять относительную устойчивость.

В результате изменений, происходящих с каким-либо предметом, он либо переходит из одного состояния в другое, либо преобразуется в совершенно иной предмет. Поясним различие этих двух возможных типов изменения, происходящих с каким-либо предметом.

При определенных условиях у изменяющегося предмета могут сохраняться его основные закономерности, элементы структуры, связи, короче – все наиболее существенные стороны предмета, без которых невозможно его существование, как такового. Вместе с тем, Поскольку данный предмет все же изменяется, постольку наряду с. сохранением указанных сторон у него исчезает (появляется, сменяется) ряд несущественных сторон. В этом случае предмет переходит из одного состояния в другое. Такое изменение претерпевает, например, капиталистическое общество, когда домонополистический капитализм преобразуется в империализм. В процессе этого изменения сохраняются основная структура и главные закономерности капиталистического общества, хотя и происходит исчезновение некоторых старых его особенностей и появление новых:

Однако изменения предмета могут привести к замене основных элементов структуры данного предмета, к коренному преобразованию всей его структуры, к смене всех его главных – закономерностей. /10/ В результате данный предмет преобразуется в предмет, обладающий качественно иной структурой, специфическими закономерностями, иной сущностью. Например, в процессе развития капиталистического общества происходит не только преобразование домонополистического капитализма в империализм. В ходе социалистической революции на смену этому общественному строю приходит совершенно иной по своей сущности общественно-экономический строй-социализм.

Два предмета, один из которых возник из другого, находятся в генетической связи. Генетическая связь – не просто временная связь, как иногда полагают, а связь, характеризующая процесс изменения, процесс перехода одного предмета в другой. В этой связи находятся, следовательно, не просто такие предметы, одни из которых появился раньше, а другой позднее, но я такие, одна из которых возникает из другого, в результате его изменения и по времени следует за ним (в такой генетической связи находятся, к примеру, капитализм и социализм).

На основе введенных выше понятий теперь можно разъяснять понятие истории предмета и исторического метода. Говоря об истории предмета, мы имеем в виду изменения, в ходе которых, он возникает на некоторого предмета, переходят из одного состояния в другое и преобразуется в иной предмет.

Исторические метод выступает, следовательно, как метод решения задач, возникающих в ходе познания какого-либо предмета, путем воспроизведения истории данного предмета, т. е. изменений, в ходе которых он возникает из некоторого предмета, переходит из одного состояния в другое и преобразуется в иной предмет. Когда экономист в процессе познания капиталистического общества для решения определенных задач воспроизводит историю данного общества (процесс его возникновения, процесс его перехода из одного состояния в другое и процесс преобразования в другой по сущности общественный социальный строй – социализм), он пользуется историческим методом познания. Когда биологи в процессе изучения живых организмов обращаются в истории того или другого живого организма (какого-то вида живых организмов), они также пользуются историческим методом.

/11/ Применение исторического метода предполагает, следовательно, познание изменения и развития изучаемых предметов и. явлений. При этом ученым приходится решать целый ряд сложных проблем, связанных с уяснением сущности этих процессов, их «механизма», причин и т. д. Так, например, ученые лишь в настоящее время начинают приходить к уяснению подлинной сущности, «механизма» и причин таких сложнейших процессов, как процесс образования планет и других небесных тел, процесс развития поверхности Земли, эволюции живых организмов, и т. д.

Решение упомянутых проблем нередко затрудняется и теми условиями, в которых ученым приходится изучать изменение и развитие, историю изучаемых предметов. Так, например, лишь относительно редко имеется возможность непосредственного наблюдения изучаемого процесса изменения и развития – главным образом, в таких науках, как физика, химия и др. Как правило, ученые лишены возможности непосредственного наблюдения изучаемого исторического процесса. Это может иметь место, в частности, вследствие того, что изучаемый процесс протекает в гигантски большие по сравнению с жизнью исследователя сроки. Так, в астрономии за все время существования этой науки не удалось зафиксировать сколько-нибудь существенные изменения наблюдаемых небесных тел (за исключением изменений сравнительно небольшого числа объектов, находящихся в неустойчивом состоянии, как, например, образование туманностей из продуктов взрыва новых и сверхновых звезд, дезинтеграции комет и т. п.).

При воспроизведении какого-либо исторического процесса ученые зачастую имеют дело лишь с современным состоянием изменяющегося и развивающегося предмета, т. е. с определенным результатом данного истерического процесса, и лишены возможности непосредственно изучать его исходный пункт.

Так, при познании истории изучаемых в геологии объектов ученые имеют дело лишь с современным состоянием земной коры; астрономы лишены возможности непосредственно исследовать прошлое состояние Солнечной системы ит. и. В таких случаях возникает необходимость в применении определенных приемов реконструкции неизвестного прошлого элемента генетической связи на основе изучения одних лишь результатов процесса.

/12/ При изучений истории ученым нередко известий лишь отдельные элементы прошлых состояний; изменяющегося и развивающегося предмета, находимые им в современном состоянии этого предмета, в частности, различного рода «пережитки», «следы» прошлых явлений т. д. Например, историк может изучать формирование человека и человеческого общества лишь на основе археологических данных, не имея возможности непосредственно наблюдать или экспериментально воспроизвести данный процесс. Аналогичные трудности встают при изучении эволюции растений и животных. Биологи располагают лишь различными палеонтологическими данными. Поскольку эта «палеонтологическая летопись» подвергалась в течение многих миллионов лет различным Геологическим воздействиям, в ней образовалось много «разрывов», неопределенностей.

При познании истории изучаемых предметов и явлений, в ходе применения исторического метода ученым приходится сталкиваться и со многими другими трудностями. Длительная практика изучения процессов изменения и развития в самых различных науках показывает, однако, принципиальную возможность преодоления этих трудностей, адекватного отражения исторического Процесса в логике понятий, успешного применения исторического метода. Применение этого метода дало блестящие результаты и при познании общественных явлений, сознания человека, живых организмов, поверхности Земли и других предметов явлений.

При этом важно учитывать, что в ходе развития науки се́м исторический метод постоянно видоизменялся, уточнялся, совершенствовался, т. е. претерпел длительную и сложную эволюцию.