Предложения в которых упоминается "философская логика"
Так складывается антология и философская логика культуры.
Ho каждый раз философия будет иметь дело с такого рода архитектоникой и парадоксальными опытами обоснования отвечающей ей необходимости мысли, развёртывая особую философскую логику этого обоснования.
Следует очередная жертва — отказ от философской логики и механистического (наглядного) принципа объяснения всех физических явлений.
В силу того, что в основе формирования этих выводов, прежде всего, лежит философская логика, будем называть их просто — философские выводы.
Язык дежурит в реальности, свободный и бесконтрольный, ловит возможность с кем-нибудь посоревноваться в философской логике догм.
До поры существовал очень удачный союз философской логики, научной практики, механицистской модели мира.
Философия культуры, 2016
Так, рациональное философское знание — проблемы начал мироздания, логика как наука о мышлении, теория познания, т.
Попивая свой адский кофе, царь чертей, преутонченный гастроном, страстно любил пожирать наши несчастные книги в стихах и прозе; толстые и тонкие различного формата произведения наших земных словесностей; томы логик, психологий и энциклопедий; собрания разысканий, коими ничего не отыскано; историй, в коих ничего не сказано; риторик, которые ничему не выучили, и рассуждений, которые ничего не доказали; особенно всякие большие поэмы — описательные, повествовательные, нравоучительные, философские, эпические, дидактические, классические, романтические, прозаические, и проч.
Средневековая логика является, по большей части, трактовкой и анализом античных философских теорий.
Его положительные качества: принципиальность, чувство долга, пунктуальность, сдержанность, трудолюбие, невозмутимость, хладнокровие, упорство, терпение, стабильность, логика, любовь к порядку, уважение к традициям, самоконтроль, ответственность, жертвенность, мудрость, последовательность, методичность, осмотрительность, надёжность, организаторский талант, философский склад ума.
Основными предметами по философии были: энциклопедическое введение в философские науки, логика, психология, история философии.
Но и это понятие, как и вообще понятие логики, требует глубокого разграничения с психологией, чтобы удовлетворить тем требованиям, какие мы предъявляем к этим отраслям философского знания.
Хотя повторяю: графология ближе к интуиции, нежели к логике, и если у вас есть способность к схватыванию сути вещей в их целостности (простите за философский слог), то дело пойдёт куда быстрей, даже если вы не обзавелись дипломом по психологии.
Помимо постепенного подъёма новых философских дисциплин, в числе которых были математическая логика и история науки, были и другие признаки наступающей «оттепели».
Таким образом, «классическая» логика и «классическая» философская психология были не совсем неправы, утверждая, что законы логики в какой-то мере выражают и фактическую структуру мышления.
— Создатель структурной логики, основополагающие принципы которой представитель одной из традиционных философских школ назвал «ожиданием того, что колокол без языка зазвонит».
Но такое положение логики требует глубинного, то есть философского, обоснования.
Общую методологию, применённую в исследовании по данной работе, составили материалистическая диалектика и диалектическая логика как теория познания; философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, деятельности как способа самореализации человека; концепции рассмотрения объекта в его развитии, противоречивости, количественной и качественной определённости, взаимосвязи количественных и качественных изменений; взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторов развития личности, соотношения стихийного и управляемого в процессе общественного развития, многофакторного характера развития личности.
Ноосферизм расширяет основания рефлексии над логикой ноосферогенеза человечества, дополняя естествоведческие, натурфилософские основания, которые обеспечиваются комплексом наук естествознания, социальными (социологическими), гуманитарными, культурологическими, духовно-нравственными, экологическими, философскими комплексами знаний.
Сторонники такого подхода не останавливаются на выявлении социальных корней и социальной функции философской концепции, некоторые из них пытаются всю логику движения философской мысли вывести из социальной ангажированности мыслителя.
Такая логика выглядит по меньшей мере удивительной: ведь приходится допустить, что алхимик — в одном и том же трактате — описывает новое вещество, способы его изготовления и свойства, то есть выполняет подлинно научный труд, а затем, словно вульгарный шарлатан; принимается рассказывать байки о создании философского камня!
Не исключено, что на логику этих мыслителей оказали влияние национальные философские традиции, а в какой-то мере, возможно, и языки, на которых они писали.
Если логика останется без всякого практического применения, она ни на одну минуту не перестанет быть ни логикой, ни наукой, — даже выиграет в своей философской ценности.
Преимущество классификации, основанной на выделении двух главных типов историко-философского процесса, видится в том, что она соединяет его социокультурную детерминацию с внутренней логикой развития философского знания.
Под методологией понимается и «логика познания», и «теория мышления», и отдельные философские трактаты, вплоть до художественных произведений, например, Сартра, Камю, Гессе, Борхеса, Эко.
Но изложение того, что единственно может быть истинным методом философской науки, входит в состав самой логики; ибо метод есть сознание формы внутреннего самодвижения её содержания.
Мы исходим из того, — и будем этого держаться в наших исследованиях, — что основная философская наука даёт логике указание на вид и бытие предмета.
Совершенно «безликие» философские категории, выражающие собой вечность, холодность космоса и безразличие логики, стали насыщены трепетом эмоционального христианского разума.
Эта установка уже дезавуирована не только философскими исследованиями, но и работами в области собственно научной рефлексии, логики и методологии науки, однако она была популярной, а у части не особенно осведомленной публики популярна и сейчас.
Дело в том, что позитивистическая логика составляет один из элементов того самого момента в развитии истории, который мы назвали философской историей, которая, — как было указано — то, что может быть принимала за то, что должно быть и за то, что было.
Если же философ обособляет, как это делает, например, позитивизм, проблемы познания от иных аспектов человеческой деятельности, то изучение познания теряет философскую направленность, превращается в технологию познания — логику и методологию науки.
Но надо сразу учесть природу дискурса данного направления: ядро этого дискурса составляет созданный им специфический философский строй (заметно разнящийся у разных классиков направления) — особый спекулятивный метод, особый арсенал понятий и логика понятий; и потому обоснованные философские утверждения в его рамках — лишь те, что введены, претворены в этот «ядерный дискурс», выражены на его языке и по его правилам.
Наличие философской терминологии ещё не означает, что сам текст подчинён законам и принципам логики.
Для суждения о философском и логическом значении своей науки у специалиста учёного нет ни нужной опытности в философской рефлексии, ни даже нужного запаса философской и логической терминологии, фактическое совмещение в одном лице историка и логика, разумеется, ни малейшим образом не колеблет принципиального различия их задач.
Ласк очень остроумно потребовал логики самой философии, напомнив о том, что кроме логики научного познания, которой почему-то только и занимались философы, должна быть логика самого философского познания и соответствующее учение о категориях.
Если бы он не сделал этого, мы не избежали бы путаницы столь различных философских категорий, что неизбежно привело бы к нарушению логики и неправильному выражению мыслей с помощью языка на очень глубоком уровне.
Существует ли общая логика этого философского процесса, который постоянно дробится, рождает новые подходы?
Правда, эмпиризм в силу своей внутренней логики переходит в феноменализм и английская философия прошла весь логический круг, который предначертывается внутренним смыслом эмпиризма, как философского мировоззрения, и в этом отношении она, действительно, попадает в конфликт с «историей», поскольку действительность объекта последней идёт прямо против феноменалистических схем.
Да, если мы опираемся на различные исходные понятия и действуем по различной логике, вообще если в основе разных теорий лежат различные методологические и философские представления.
Первой основной философской дисциплиной является наука об основных законах не только формальной, но и материальной или предметной, истинности теоретического познания, именно логика, или критика познания.
Если считать, что это так, тогда, по логике вещей, мы должны будем допустить, что в древности жил какой — то сверхмыслитель, стоявший у истоков всех философских систем.
Под это неравенство подводилась и философская база, и логика государства как такового, и логика общественного принуждения.
Учитель математики удивлялся его необыкновенной логике, цельности его умозаключений — иными словами, философским подходом.
Кроме первоначальных общих предметов гимназического курса, здесь преподавались из языков: латинский, французский, немецкий и, в угоду местным потребностям, татарский; из философских наук: логика и практическая философия; из физико-математических: геометрия и тригонометрия, механика, гидравлика, физика, химия, натуральная (естественная) история, землеведение, то есть землемерие, и гражданская архитектура; преподавались также науки юридические и военные, наконец, рисование, музыка, фехтованье и танцы.
Полное изменение, которое претерпел у нас за последние лет двадцать пять характер философского мышления, более высокая точка зрения относительно себя, которой в этот период времени достигло самосознание духа, до сих пор ещё оказали мало влияния на облик логики.
Это был философский метод, который придавал целостность и логику историческому процессу и сообщал моим этическим стремлениям, как и самому революционному движению, силу и достоинство исторического императива.
Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.
Ушинский относил анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, географию, изучающую землю как жилище человека и человека как жильца земного шара, статистику, политическую экономию и историю как историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств, воспитания.
Выходом из кризиса общественных наук начала XXI века, по всей видимости, послужит переход на другие философские подходы (эпистемологию, логику, аксиологию, праксеологию) и на синергетическую парадигму.
Так, Кант осуществлял в основном анализ границ познавательных способностей человека для построения своего философского учения, для обоснования своих этических категорических императивов и создания теории познания; Гегель рассматривал мышление человека как частное проявление абсолютной идеи и превозносил прусское государство как воплощение высшего разума; Маркс не усмат ривал в человеке главного предмета исследования, а если о нём упоминал, то подходил к человеку с сугубо социальной стороны — как совокупности общественных отношений, и в его будущем коммунистическом обществе человек представлялся безликим, бездуховным винтиком, а слова «о свободном развитии свободной личности» представлялись только бездоказательной фразой; Фрейд в своём учении исходил из психоанализа физиологического состояния ограниченного круга неадекватных лиц, в основном, мужского пола с отклонениями к физическому удовольствию с позиций либидо; Шелер хотел видеть в человеке существо любящее, действующее по «логике сердца», обязанное «укреплять человеческое самосознание»; Кассирер представлял человека не во всей его реальной целостности, а существом, живущим среди символических форм; Фромм разрабатывал философию нравственного совершенствования человека на основе развития различных форм любви людей друг к другу и т.
Теоретико-методологическая позиция позволит приблизиться к целостному (интегральному) пониманию логики первоначального библейского мировоззрения, его (не побоюсь этих для читателя преждевременных слов) по форме и содержанию философского языка, когда философия рассматривается как наука о мышлении, а не как филодоксия, которая выражается в необоснованных высказываниях, основываясь на мнениях субъективного характера.
Прежде были годы учёбы на старших курсах, и наша студенческая группа, объединявшая малочисленных логиков и малочисленных «философов естествознания», стала моим первым философским сообществом.
Идеи о том, что центр изучения человека — это мир человека, что его социальная сущность заключена в ансамбле всех общественных отношений, вступили в противоречие с традиционной логикой понимания человека в обыденном сознании, а также с разными историческими и современными философскими течениями — философской антропологией, персонализмом, экзистенциализмом, позитивизмом, структурализмом и др.
Логика как критерий истинности основополагающих философских понятий проста и доступна.
Такова «логика и структура философского знания», если выразиться стандартным языком.
Среди них — философские труды, исследования в области логики и медицины, романы и мистические трактаты.
Основным его философским трудом была энциклопедическая «Книга исцеления», разделявшаяся на логику, физику, математику и метафизику.
А для этого он предлагал людям в совершенстве овладеть тремя философскими дисциплинами: логикой, физикой и этикой.
К сожалению, представления данной философской школы в области логики лишь частью дошли до нашего времени.
Расчёт был сделан на то, что уяснив основную логику рассуждений, студент получит своеобразный «план местности», а детали сможет уточнить сам, если появившийся интерес побудит его отправиться в самостоятельное путешествие по ландшафтам философской мысли.
Для этого педагогикой должны быть использованы различные философские науки — этика, логика, эстетика, эпистемология, социальная философия и др.
Эмпирически не подтверждаемых философских категорий также немало, ибо многие философы, как правило, исходя из рассудочной логики, создавали свои философские системы, категории и законы, которые имели мало общего с реальной действительностью.
Российская философская мысль увлеклась времениподобным измерением реальности (история и логика событий как последовательность необходимостей, развитие, иерархии) в ущерб пространственноподобному.
Так, например, уже в 1955 году из школьных программ была исключена логика как самостоятельный предмет обучения, чуть позже та же участь постигла и высшие учебные заведения не философской специализации.
Наконец, очевидны и связи этики как философской дисциплины с религиоведением и теологией, аксиологией и философской антропологией, логикой и философией культуры, а также с оккультными науками — теософией, антропософией и т.
Его теоретико-познавательные установки подразумевают отказ от претензии достигнуть абсолютного знания в рамках философского анализа, основанного на законах логики и рассчитанного на человеческий масштаб восприятия.
Он изобрёл формальную логику, применив математический метод доказательства к философской проблеме о сущности бытия и небытия.
Философские теории скорее плод интуиции и логики, чем опыта и расчёта, но познавательная ценность их от этого не становится менее значимой.
В своих собственно философских воззрениях он развивал идеи восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии, логики и отчасти онтологические концепции неоплатонизма.
Была ли русская софиология не более чем инфантильным порывом русской мировоззренческой рефлексии соединить в одном дискурсе богословские, философские и поэтические размышления, придавая им очаровательную свободу, но поступаясь логикой и определённостью?
Помимо общих философских вопросов он разрабатывает логику, обращается к вопросам психологии, зоологии, космологии, педагогики, этики и эстетики, физики, политической экономии, риторики.
Эта логика, как мы доказываем, связана со сменой фаз конституционного цикла, каждая из которых берёт из мирового философского наследия и теории права именно тот ряд понятий, который оказывается актуальным для данной фазы большого конституционного цикла.
Его последователи (перипатетики), относя логику к философии, определяли её не как составную часть последней, а как орудие философского познания.
Но ведь логика тоже философская дисциплина, в каком же отношении стоит философия истории к логике?
Философская интуиция предшествует всякой логике и всякому учению о категориях как изначальная и пользующаяся логикой лишь в качестве своего подчинённого инструмента.
С этого момента наш проект начал становиться более философским, что бывает, когда на масштабные проблемы и обобщения выводит даже не логика рассуждений, а жизненные коллизии и социальные катаклизмы.
Это касается не только различных сфер философии — теории познания или логики, философской антропологии или эстетики, этики или истории философии.
Для рассматриваемого нами момента характерно, что в попытке теоретического оправдания науки мы сталкиваемся с такой своеобразной диалелью: эмпирическая по существу история рационализируется, а рациональная по существу логика излагается как «философская история».
Философские головы, набитые мыльною пеной милевской логики, до сих пор не могут объять, как можно, обратно, толковать природу в социально-культурном аспекте.
Философская абстракция и аристотелевская логика в осмыслении понятия «универсум» не исключают, а дополняют друг друга.
Этот признак раскрывает содержание логики и отличает её от других философских наук.
Ею оказалась логика вечной повторяемости, логика круговорота, напоминающая естественную цикличность смены времён года и подтвердившая старую философскую истину о единстве мироздания и о подчинённости всех естественных, социальных и духовных форм бытия единым ритмам и общим законам.
Философские размышления при этом подчиняются определённым правилам логики, опираются на наблюдение и обобщение реальных фактов, всего духовного опыта людей.
Итак, мы различаем: 1) внефилософское, религиозное мифотворчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию догматов; 3) религиозную философию как философское творчество на религиозные темы; 4) «общую» философию, которая представляет собой искание «естественного», языческого ума, но, конечно, всё же оплодотворённое какой-либо интуицией; 5) канон философии, её поэтику и технику, куда относятся разные отрасли «научной философии» (гносеология, логика, феноменология, наукоучение).
Никакие философские доводы и логика здравого смысла уже неспособны отвернуть науку от пути материализма.