Философски-лирическое отступление № 1
Когда этот путеводитель существовал еще в виде разрозненных заметок, один из первых его скептических читателей задал мне въедливый вопрос: Вы так безапелляционно судите об устройстве мира, а у Вас есть хотя бы образование физика или астронома?
Конечно, какого-то специального образования в области естественных наук я не получал. Если не считать постоянного самообразования и погруженности в мир идей и знаний, связанных с космологией и вообще мироустройством. Однако куда важней то, что я философ.
Естественные науки изучают актуальное состояние мира. Они описывают с помощь формул и чисел действующие в нем законы и существующие в нем объекты, но все исследовательские операции проводятся учеными фактически только на «подручном» материале, т. е. с объектами и закономерностями данного мира и верифицируются[6] сопоставлением с опытными данными, почерпнутыми из него же.
Т.е. физические науки могут охватить лишь весьма короткий временной отрезок Бытия, который начинается от большого взрыва и растворяется в неопределенности не такого уж по космологическим меркам отдаленного будущего.
В отличие от физиков и космологов философский взгляд старается охватить Вселенную какой она была, есть и будет в процессе вечных метаморфоз. Философы обращаются не столько к закономерностям, объектам и данным актуального Мира, сколько к фундаментальным принципам эволюции вечного Бытия.
Конечно, такая картина мира может легко быть объявленной чисто спекулятивной, умозрительной. По крайней мере, ее опытная проверка представляется невозможной в принципе, потому что представляемая философами картина выходит далеко за рамки актуального Бытия, фактически во временную ± бесконечность, а процесс верификации может опираться только на опыт актуального мира.
Философские теории скорее плод интуиции и логики, чем опыта и расчета, но познавательная ценность их от этого не становится менее значимой. К тому же философский взгляд на мир все же может быть подвержен опытной проверке. По крайней мере, в той его части, которая касается космологии и космогонии[7].
Я уверен, что совсем в недалеком будущем мы станем свидетелями новых фундаментальных открытий, которые утвердят наше представление о процессе эволюции Вселенной как пульсации вечного «маятника». А потому уже упомянутые нами теории интернационального коллектива физиков из США, Канады и Италии и Мартина Боджовалда получат не только космологическое и физическое, но и философское подтверждение.