Вы здесь

Почерк, портрет, характер. Скрытая психодиагностика в практическом изложении. Часть 1 (Владимир Тараненко)

Часть 1

ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ… МИСТИФИКАЦИЯ? ИСКУССТВО? ОРУЖИЕ? или НА КОРОТКОМ РАССТОЯНИИ… (Небезынтересный монолог о применении графологии в бизнесе)

– Мадам, еще одно ваше письмо и я не выдержу!

– Мсье, наконец-то!!

– Мадам, вы не поняли. Я не выдержу и убегу!

К. Прутков-сценарист. Сцена № 5235 из телесериала «Роковая жертва переписки»

– Эй, погодите! У вас подпись Наполеона!

– Что вы ко мне пристали!? Я всю жизнь так подписываюсь!

К. Прутков-логистик. Случай № 117 из практического руководства «Родная наша таможня»

Вступление

Составление психологического портрета человека по тому, КАК он пишет буквы и строки любого вида письма, в том числе и собственной подписи, принято называть ГРАФОЛОГИЕЙ (просьба не путать с графоманией или дактилоскопией: первое созвучно, а второе аналогично, так сказать, по исходному материалу). Профессиональный графолог в принципе может выдать заключение по любому предоставленному объему рукописного материала; например, мне приходилось работать только по адресу на конверте или строке из записной книжки. Определенную информацию можно добыть даже из одного слова, правда, если в нем есть «информативные буквы». В принципе чем больше рукописного текста, тем лучше.

На «выходе» графолог предоставляет определенную психологическую информацию, чаще всего в текстовом виде (возможно наговаривание на аудиокассету или даже видеозапись диалога «заказчик – графолог»). Объем раскрываемой информации, ее качество, а это прежде всего степень прогностичности, максимальная понятность формулировок и отсутствие малозначимого словесного «мусора», – как раз и демонстрируют квалификацию специалиста-графолога. Однако, если заказчик заранее не определяет, ЧТО ОСОБЕННО его интересует в будущем психологическом анализе, то на выходе получается нечто смахивающее на описание психологического портрета человека, правда, с изрядным креном в раскрытие интимных или тщательно скрываемых личностных черт, невротических комплексов, индивидуальных своеобразий и т. п. Последний момент принципиален. Если вы имеете «обычное» психодиагностическое описание человека, которое можно получить, например, путем наблюдения, беседы, заполнения анкет и различных опросников, значит, у вас, может быть, и хороший материал, но никак не графологическое заключение. Графолог должен непременно сообщить (таковы достоинства метода!) вам о человеке что-нибудь из того, о чем вы лишь смутно догадываетесь, причем сделать это более системно и прогностично. Таким образом, вы не только поймете, ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ТАК СЕБЯ ВЕДЕТ, но и сможете ПРОГНОЗИРОВАТЬ его поведение в той или иной ситуации.

Графолог обязан также ответить на все УТОЧНЯЮЩИЕ и КОНКРЕТИЗИРУЮЩИЕ вопросы, но лучше, если заказчик подготовит перечень таких вопросов ЗАРАНЕЕ и предоставит графологу вместе с рукописным текстом. В то же время САМ графолог никаких наводящих вопросов относительно характера и психологических мотивов человека, почерк которого он берется анализировать, ЗАДАВАТЬ НЕ ДОЛЖЕН. По опыту знаю, что чужая интерпретация фактов будет только мешать «чистоте» работы; максимум, чем интересуюсь, – служебной или житейской биографией (когда получаю заказ от службы управления персоналом фирмы). Учтите также, что заказчик, который не знает, о чем спросить (или скрывает свои вопросы), заметно снижает мотивацию графолога к труду над предоставленным текстом.

Немного об истории графологии

Слово «графология» впервые появилось в 1871 г. в сочинениях французского аббата Ипполита Мишона. В 1879 г. аббат начал издавать журнал «Графология», а затем организовал и первое графологическое общество, которое в настоящее время носит его имя. Однако первый известный истории трактат по исследованию почерка принадлежит перу итальянца Камилло Бальдо, жившего в Болонье и издавшего в 1622 г. свой труд под названием «Trattato come da una lettera missiva si conoscano la natura e gualita dello scrittore» («О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего»). Эпиграфом к своему сочинению Бальдо взял пословицу «по когтям узнают льва». К сожалению, книга Бальдо не получила широкого распространения. Объяснение тому простое: в те времена мало кто мог свободно писать. И только на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков графология становится модным явлением светских салонов: таинственность графологического заключения казалась сродни магизму, будоражившему в те времена многие умы.

Развитие психиатрии и психологии в преддверии психоанализа только подкинуло дровишек в костер графологии – она становится одним из методов в этих науках и в то же время продолжает развиваться самостоятельно. Книга известнейшего русского графолога Зуева-Инсарова «Почерк и личность», неоднократно переиздававшаяся в 20-е годы уже прошедшего столетия в России, – тому яркое подтверждение. Сам же графолог, увы, советской графологической школы так и не создал. После 1935-го он, что называется, канул в лету… Последнее упоминание о нем в книге А. Рыбакова «Дети Арбата»: нищий старик, зарабатывающий на жизнь своим искусством под стенами ресторана «Метрополь». В 1936-м в Советском Союзе начался тотальный разгром всех психодиагностических и педагогических инновационных лабораторий. Как итог – прочно укрепившееся со времен «лысенковщины» мнение, что графология – это «лженаучная теория о возможности на основе изучения почерка судить о психических особенностях человека и даже о его внешности» (Энциклопедический словарь, 1953 г.). Может быть, потому-то графология до сего дня так и не вышла из подполья, став ремеслом одиночек.

На Западе графологии повезло больше: она приносит и научную, и практическую пользу людям. Кроме Франции, графология получила развитие во многих странах и особенно в Германии, Голландии, Израиле и США. В Голландии имеются две профессорские кафедры (в университетах Лейдена и Утрехта) и два графологических общества (в Амстердаме и Гааге). В США создан Институт почерка (Нью-Йорк), а также Американское графологическое общество.

В свое время в газете «За рубежом» были напечатаны выдержки из графологического анализа почерка… Саддама Хусейна, проделанного графологами по заказу администрации Буша. Их ответ гласил: «Этого человека остановит только сила, поскольку любую попытку договориться он воспринимает как слабость». До начала военных действий оставалось более полугода. В Израиле графологический метод – один из обязательных методов тестирования при обучении и прохождении государственной службы. Впрочем, многие фирмы во всем мире пользуются услугами графологов так же часто, как и услугами консультантов по персоналу.

От автора: о личном опыте, ошибках и находках

В моей достаточно продолжительной практике на поприще графологии мне часто приходилось отвечать на те или иные вопросы ответственных лиц из сферы бизнеса и госуправления. Чаще всего это были: а) руководители фирм или управлений; б) начальники служб управления и подготовки персонала фирм или более крупных подразделений; б) руководители служб безопасности фирм. Вот некоторые из таких вопросов.

1. ГРАФОЛОГИЯ, ЭТО ЧТО – НА ПОЛНОМ СЕРЬЕЗЕ? КТО-ТО ЭТИМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЛЬЗУЕТСЯ В БИЗНЕСЕ?

Представьте себе – да. Свои слова как практикующий психодиагност могу подтвердить документально. Графология как разновидность психодиагностики обеспечивает актуальную потребность современного бизнесмена – свободно ориентироваться в людях и в человеческих взаимоотношениях. В бизнесе последние отнюдь не просты.

2. ПОЧЕМУ ВЫ ТАК УВЕРЕНЫ, ЧТО МОЖЕТЕ УЗНАТЬ О НАШЕМ ЧЕЛОВЕКЕ НЕЧТО ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ НАС?

Это очень легко проверить. По фрагменту текста, например малозначащей служебной записки, я делаю для вас примерный графологический анализ деловых и личных качеств вашего работника. Первый раз – бесплатно, но если вы заказываете второй анализ, вам придется оплатить и эту проверку.

3. ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ПОЧЕРК. ВАС ЭТО НЕ СМУЩАЕТ?

Смущает, но не настолько, чтобы отказаться от проведения графологического анализа. Дело в том, что почерк очень индивидуален и графологические приемы позволяют увидеть нужные мне «черточки» и «закорючки», даже если человек в процессе письма их сознательно подретушировал. Метод защищен от подобных подводных камней.

4. А ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ПИШЕТ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ?

Это уже похуже, но не смертельно. Определенную информацию можно будет добыть и в этом случае. Кстати, людей, которые «по жизни» пишут печатными буквами даже письма любимому человеку, можно заподозрить в шизофренических наклонностях в сочетании с ненормальным педантизмом и коммуникативной закомплексованностью. Так что отучивайте ваших сотрудников от «печатности». Неравен час…

5. А ЧТО ОЗНАЧАЕТ, ЕСЛИ У РАБОТНИКА НА РАЗНЫХ ДОКУМЕНТАХ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЙ ПОЧЕРК? ОН ЧТО, ДВУЛИЧЕН?

Иногда бывает и так. Но не обязательно. «Разность» почерка для графолога и неискушенного человека приобретает иногда совершенно различный смысл. Вы когда-нибудь пытались писать письмо, сидя на спине у бодро шагающего верблюда? Думаем, почерк слегка изменится. А если серьезно – то в зависимости от ситуации почерк претерпевает изменения. Зная, какая была ситуация, графолог может сделать ценнейшие заключения. В таком применении графологический метод сродни известному «детектору лжи». Что же касается двуличности, равно как и трусливой агрессивности, скупости, малодушия в экстремальных ситуациях, чрезмерной осторожности в деловых контактах, – то графология один из немногих психологических методов, который ОСОБО ориентирован на поиск именно таких качеств. В дознании «человеческих негативов» графологию традиционными психологическими способами не заменишь. (Может оттого и неприязнь к графологии психологов, знающих о ней только понаслышке?)

6. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ УХОДИТ НА ОДИН ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ?

По-разному. Графология чем-то напоминает искусство, поскольку и в ней многое зависит от вдохновения. Иногда «видишь» человека сразу, а бывает, уходит много часов на то, чтобы добыть нужную информацию. Одним словом, занятия графологией – психически напряженный ручной труд, после которого выглядишь ничуть не лучше выжатого лимона. А чего стоит публичный сеанс на каком-нибудь семинаре?

7. КАК НАУЧИТЬСЯ ГРАФОЛОГИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ?

Точно так же, как научили в свое время, например, меня. С помощью сведущего учителя и что называется «из рук в руки». Многие, вероятно, смотрели очень известный фильм о Леоне-киллере. Есть там эпизод, когда главный герой обучает киллерству девочку и говорит приблизительно такие слова: «Все начинают с винтовки с оптическим прицелом. Затем приходит очередь пистолета. А потом высший уровень – работа на коротком расстоянии». Так вот, в деле психодиагностики графология – работа на коротком расстоянии. Можно, конечно, за день-два выучить значение тех или иных «закорючек». И по-крупному ошибиться в диагнозе, не учтя какой-то комбинации факторов. Всегда есть некая внутренняя логика развития человека, и ее надо через почерк каким-то образом почувствовать и осмыслить. Для этого следует знать определенные аспекты психологии, и чем больше таких знаний, тем лучше. К примеру, умения (то бишь знания, соединенные с практикой) распознавать акцентуированные черты личности по психиатрическим критериям, механизмы психологической защиты из психоанализа и гештальттеории – более чем желательны. Хотя повторяю: графология ближе к интуиции, нежели к логике, и если у вас есть способность к схватыванию сути вещей в их целостности (простите за философский слог), то дело пойдет куда быстрей, даже если вы не обзавелись дипломом по психологии. Пару деньков (ну может чуть больше) интенсива, и появятся первые результаты. Дальше – дело индивидуальной практики и периодических консультаций по «трудным случаям». Хотя, если быть откровенным, учеников у меня было немало, еще больше желающих заняться графологией, а вот дельных специалистов в итоге… Безработица по причине переизбытка трудовых ресурсов в этой сфере нам, видимо, не грозит.

8. НУ, И ОДИН ВОПРОС ОТ АВТОРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛАМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ИЗЫСКАМ:

К какой категории психодиагностических методов можно причислить графологию? Что это: опрос-анкетирование, «классический» психологический тест, проективная методика, инструмент особого вида психоанализа или детекция психофизиологических качеств человека?

Вопрос принципиально оставляю открытым.


За долгие годы практики разные бывали случаи. Уже будучи не новичком в графологическом деле, но еще при «Союзе нерушимых…», как-то удосужился проанализировать почерк господина Владимира Ульянова, благо томов полного собрания сочинений хватало, а там, как вы помните, отличные фотографии с почерком. Слегка преждевременно полюбопытствовал. Сейчас на практических семинарах демонстрирую некоторые «закорючки» Ильича как яркий пример так называемой реактивной психопатии. Когда вождя «доставали», силен был в бою товарищ. Сталин, говорят, Ленина за это очень даже побаивался и уважал.

Кстати, о книгах по самообучению. Есть неплохое репринтное издание Зуева-Инсарова «Почерк и личность» (Киев, 1992). Пришлось в одном профессиональном споре обсудить почерк Максима Горького, а затем сравнить полученное с текстом самого «метра». У Зуева-Инсарова – вполне респектабельная личность; у меня – гораздо ближе к подлецу, самовлюбленному эгоисту и просто сломленному человеку. Видимо, Зуеву-Инсарову не все дозволено было говорить, но по его книге многие учатся. Мораль приведенного случая такова: никогда не просите графолога рассказывать вам, что называется «в лицо», все, что он узнал по вашему почерку. Он все равно всю правду не скажет, особенно если от этого зависит его благосостояние, а то и жизнь. Под дулом пистолета правду не говорят.

В бизнесе наиболее частые заказы – анализ почерка работника, которого выдвигают на более ответственную должность. Это – самые распространенные заказы, поскольку требуют только честного и квалифицированного результата. Какая-либо наводящая информации, типа «подходит ли человек или есть определенные сомнения», при этом не сообщается. Я как графолог сам решаю, «темная» или «светлая» лошадка передо мной.

Впрочем, один раз был у меня такой «наводящий» заказ. Представьте себе глубоко верующего (имеется в виду христианина, т. е. почитателя того святого писания, где предписано всегда делиться с ближним) специалиста. Вопрос был поставлен конкретно: жаден в меру или жаден до безумия (легкость подкупа и «сдача своих» ради собственной выгоды)? От меня требовалась очень и очень тщательная проработка именно этого аспекта и максимально обоснованное резюме. Как вы думаете, какой ответ получился?

Приходилось также составлять «досье» на делового партнера. В одном, забравшем много сил и нервов, случае пришлось дать однозначно резко отрицательный ответ: агрессивность и излишняя подозрительность, внешне умело прикрытая лестью и компанейством; интриганство и шантаж; истеричность в случае поимки «на горячем» и в придачу ко всему властолюбие в нездоровой, прямо-таки в маниакальной форме, опять же – мстительность и злопамятность в самом мрачном виде. Даже я, ко многому привыкший, был удивлен, как такому руководителю удается находить заказы и держаться «на плаву». Вообще-то, это был памятный анализ, поскольку я получил немалое моральное удовлетворение, что смог буквально предотвратить беду.

Попадались и более легкие, в чем-то даже забавные заказы. Например, когда в течение 20 минут из 30–40 анкет предлагают отобрать по почерку достойную девушку на должность секретаря-референта. Лучшую из них не составляет труда отыскать, но посмотрели бы вы на предлагаемый контингент! Одним словом, бизнесмен оказался удручен.

А вот отбирать профессионалов, скажем, для аварийной команды – работа более приятная и значимая. Приходилось, и гораздо чаще, заниматься именно таким отбором.

Один ревнивец как-то притащил пачку писем своей возлюбленной. «Как вы думаете, она мне изменяет?» Ну что в таких случаях можно сказать человеку? Графология здесь бессильна…

В архиве воспоминаний – вполне серьезный анализ почерка маниакального незнакомца. Письмами он изводил молодую одинокую женщину. Нужно было не только понять, что он из себя в действительности представлял, но и выработать оптимальную тактику поведения по отношению к нему, как ему отвечать и как, вообще, действовать. Из этой же серии – разбор кое в чем нетривиальной ситуации «мать – сын – невестка». Но эти случаи – почти исключения в моей практике. Моя специализация – все-таки бизнес, управление и подготовка персонала, стратегия принятия решения и тому подобные деловые аспекты.

9. БЫЛИ ЛИ ПРОВАЛЫ В ВАШЕМ ДЕЛЕ?

Увы, графолог обречен с первого же раза поразить хоть чем-то клиента, иначе заказа ему не видать. Так что начинающим графологам не стоит сразу бросаться в пучину бизнеса – может необратимо пострадать профессиональное реноме. А из трудновыполнимых заказов? Когда-то мне предложили буквально изобразить почерк человека, который идеально подходил бы в качестве делового партнера моему клиенту. Задача не из легких. Я теперь стараюсь по возможности избегать заказов такого рода. Помнится еще один «прокол» – один уважаемый знакомый, что называется, подсунул почерк своего знакомого, который оказался неизлечимым алкоголиком, личностью почти распавшейся. Однако в анализе я не смог этого показать. Спасибо за науку, после легкого конфуза я стал как-то смелее высказывать предположения. Парадоксально, но тяжелее всего мне давались и даются анализы обычных «заурядов», т. е. унифицированных до полной взаимозаменяемости невзрачных сереньких личностей. Когда просто даешь оценку – еще терпимо, но когда от тебя требуют увидеть в таком почерке интересную и незаурядную личность… Начинаешь шарахаться от таких заказов. Может, потому я избегаю заниматься модными нынче сеансами психотерапии и индивидуального тренинга. Мне все же ближе развивающее обучение и практическое применение психодиагностических методов в жизни и бизнесе.


И напоследок, прошу всегда принимать в расчет будущих «графологических акций» следующее. Никогда не стоит использовать способности графолога для сведения с кем-то счетов, шантажа или провокаций. То, что меня и моих коллег еще не забросали камнями, подтверждает наше благоразумие и наличие определенной этики проведения дел. Желаем вам удачи и процветания!

БЕЗ ОБМАНА (Уроки практической графологии)

Глава 1. АРМИЯ ПРОРЫВА

Мы можем обмануть только самих себя. Не более.

К. Прутков-востоковед. Созерцание танца живота

Научиться искусству угадывать характер человека по почерку не сложно. Просто в обществе тотальной дрессуры и прогрессирующего вырождения правда о самом себе не только не нужна, но иногда и просто… вредна. Какая разница, кто рядом со мной плечо к плечу, если мы идем строем все равно непонятно куда и зачем. Впрочем, команда «Врассыпную!», кажется, уже прозвучала. От того, с кем рискуешь рискнуть, зависит порой слишком много. Потемки человеческой души рано или поздно высветит сама жизнь, но, право, не всегда стоит платить такой высокой ценой за откровение истины. Человек выдает себя сам, а точнее – человека выдает его же тело, ибо еще никому не удалось тотально подчинить свое телесное обиталище, а посему, увы (или к счастью?), все мы смертны, бренны и тленны. Графология занимается изучением микронюансов движения руки при письме, и та скрываемая информация, которая добывается графологическим методом, порой поражает. Воистину, люди слепы, ибо сами хотят таковыми быть… Предлагаемый вашему вниманию практический курс графологии апробирован многолетней практикой. И поверьте, автору этих строк еще ни разу не пришлось пожалеть о том, что в его арсенале имеется такое мощное оружие против скрытности человеческой натуры. Впрочем, я предлагаю в этом убедиться всем читателям, применив на практике все изложенные далее сведения.

Итак…

Для графологического анализа берутся все буквы, однако информационная нагруженность у разных букв совершенно разная. И начинать психологический анализ почерка советую с букв, которые имеют либо верхние, либо нижние отростки: «р», «д», «у», «б», «в», «ц». Дело в том, что любые выступающие детали из общего ряда букв в прямом смысле являются зонами экстремума и поэтому как нельзя лучше характеризуют поведение человека в особых или экстремальных случаях. При этом нужно проанализировать не только характер выступающих отростков, но и степень их прорисовки, а точнее, степень нажима руки на ручку в момент написания буквы. Конечно, существуют артефакты нажима, а именно: тип ручки (карандаша, фломастера и т. д.), тип бумаги и условия написания (при письме лист может лежать на мягкой подкладке, например картонной папке, или, наоборот, на жесткой поверхности полированного стола). Естественно, поначалу вы будете иногда ошибаться, принимая жирную надпись чернилами за твердый нажим руки пишущего, но с опытом ваш глаз сможет отличать псевдонажимы от действительно таковых. Вообще, анализ почерка чем-то очень напоминает грибную охоту: поначалу ничего не замечаешь, а только удивляешься, как ловко у других получается что-то там находить.

Как бы там ни было, но без оценки нажима вам не обойтись: воля и работоспособность определяются именно по тому, насколько тверда и уверенна рука пишущего. Малодушие, склонность к компромиссам, а то и безвольное разгильдяйство всегда выдает слабая прорисовка определенных букв. Каких именно, об этом и пойдет дальнейший разговор.

* * *

Графологический психоанализ лучше всего начинать с буквы «р». Рычащий звук «р-р-р» – это сигнал нападения и угрозы. По тому, как человек рисует в своем почерке букву «р» можно узнать о его агрессивно-бойцовских качествах. Прежде всего принципиальна длина отростка. Поскольку величина букв бывает различной (т. е. у кого-то крупный почерк, а у кого-то мелкий), то оценку длины отростков следует производить относительно таких «нейтральных» букв, как «о», «а» или «с». Если почерк крупный, длина отростка буквы «р» кажется весьма выраженной, но если пересчитать ее по относительной шкале, то нередко оказывается, что отросток не особенно и длинный. Вот характерные примеры:

Рис. 1.1
Рис. 1.2

Понятно, что в примере на рис. 1.1 нижний отросток буквы «р» гораздо более выражен, нежели в более крупном почерке, как на рис. 1.2.

Чем длиннее отросток буквы «р», тем выше агрессивно-бойцовский потенциал. Люди малодушные и трусоватые пытаются как бы «поджать хвост» у этой явно упрямой и драчливой буквы. Ну а демонстративные или истероидные личности, наоборот, рисуют у этой буквы сверхдлинные концы, эдакие палки, в которых, увы, уже нет достаточной силы и жесткости (рис. 1.3).

Рис. 1.3

Наиболее опасный вариант – это когда буква «р» изображается таким образом, как на рис. 1.4.

Рис. 1.4

Так обычно пишут люди явно выраженного психопатического склада характера. Либо фрондеры, для которых ввязаться в хорошую драку – почти пустяк. Рука в момент написания такой буквы «р» остановиться уже не может, это чисто импульсивное и очень резкое движение. Такой человек нанесет удар, не задумываясь о личной безопасности, и уж тем более не стоит его дразнить: мобильность перехода в агрессивное состояние крайне высока. Примеры? Владимир Ульянов и Александр Пушкин. Посмотрите, как они писали букву «р», и вы поймете, почему я советую быть поосторожнее с владельцами такого почерка.

Особо обратите внимание на степень нажима (рис. 1.5).

Рис. 1.5

Есть разница? Чем сильнее нажим, тем опаснее бойцовские качества.

Ну а если сам отросток буквы изогнут, как на рис. 1.6, тогда вы имеете дело с человеком, который, хотя и резок и импульсивен, но в глубине души боится наносить сильный удар.

Рис. 1.6

Изогнутость отростка – всегда намек на слабость. Втянутость или поджатость ударного отростка буквы «р» свидетельствует о наличии жесткого самоконтроля и подавления своих агрессивных потенций (рис. 1.7). Так случается, когда у человека уже были проблемы из-за его чрезмерной резкости и агрессивности.

Рис. 1.7

Теперь рассмотрим вариант буквы «р», представленный на рис 1.8.

Рис. 1.8

Как вы, вероятно, догадались, в данном случае принципиальна острота кончика, который внешне очень напоминает узкое и хорошо заточенное лезвие кинжала. Мы так его и классифицируем: «ударный кончик по типу обнаженного кинжального лезвия». Аналогия в данном случае весьма корректная: люди, которые пишут букву «р» именно так, по натуре бойцы и накопители агрессии, к тому же они весьма выносливы и нередко применяют силовой метод решения проблем. Чувства лидерства им также не занимать. Легко активируются отрицательными эмоциями. Злопамятны и обидчивы. Умеют концентрироваться и могут упрямо разить в одну точку. Заметным их минусом является пониженная мобильность и невозможность выйти из критического состояния, а плюсом – то, что они крайне редко бросают начатое дело. Боятся оказаться трусами, поэтому иногда ведут себя чрезмерно жестко и вызывающе. Воевать для них – почти то же, что и дышать. Понятно, чем сильнее нажим и длиннее «нож» у такой буквы «р», тем ярче проявляются описанные выше характеристики.

Однако, если нажим отсутствует, то, увы, всю силу заменяет банальная злость. Работоспособность и воля явно деградированы. По-видимому, кроме неприятностей от такого работника вам ждать нечего. Относительно отростков буквы «р» существует хорошее правило: чем слабее нажим, тем отрицательнее характеристика. Понятно, почему. Там, где проецируется поведение в экстремальных, иногда весьма опасных и агрессивных ситуациях, действовать нерешительно – значит, обречь не только себя, но и окружающих на неприятности. И не важно, почему, т. е. какие потом будут приведены оправдания.

Заметьте, еще один важный принципиальный нюанс: графолог не говорит, хороший человек или плохой, он просто описывает поведение исследуемого индивида в тех или иных обстоятельствах. Судить, как вы понимаете, может только Господь Бог и, возможно, суд присяжных.

Таким образом, по конфигурации (а именно – разящей остроте) отростков, как на рис. 1.9, мы можем сделать лаконичное заключение: такой тип людей представляет собой ударную пробивную силу и бегство для таких – только для того, чтобы сменить оружие и подкопить ресурсы. Кстати, процент людей с таким типом написания буквы «р» – отличный индикатор так называемой пассионарности нации, т. е. способности ее к отстаиванию своих жизненных интересов.

Рис. 1.9

Иную характеристику можно дать человеку, у которого буква «р» будет иметь вроде бы и «агрессивный» отросток по весьма распространенному варианту, как на рис. 1.10, т. е. классическую «школьную» палочку.

Рис. 1.10

Любители социального психоанализа, внимание: именно так писать эту букву нас дотошно приучало это общество и государство. Сейчас вы поймете, почему. Суть в том, что как такового агрессивного заряда в такой конфигурации буквы «р» немного: она может лишь больно «уколоть», но уж никак не «прошибить». Отражать подобную атаку не опасно: будет много шума и крика и сравнительно мало драки. Или иначе: явно выраженная истеричность и демонстративность при отсутствии «ударного потенциала» как такового. Обществу такие люди нравятся: если и герои, то только в толпе, которую обратить в бегство не представляет особого труда. Носители такой «р»-палочки отсутствие должной смелости и упорства пытаются компенсировать ехидством, язвительностью и вредностью. Чем длиннее палочка, тем сильнее оные качества проявляются, особенно в быту и там, где не опасно.

Рис. 1.11

Укороченная «р» (рис. 1.11) – абсолютно верный признак зажатости и подавленности индивида с раннего детства, эдакая «канарейка в клетке», но при этом со слегка испорченным характером. Кстати, возможен также намек на скупость. В целом палочкообразная «р» характерна для людей с обедненной и примитивной эмоционально-волевой сферой, побуждаемых к действиям и поступкам чисто утилитаристскими мотивами.

Рис. 1.12

Если же палочкообразный отросток «р» в самом конце изогнут, как на рис. 1.12, то перед вами «страдалец», который чрезмерно комплексует по поводу своей несостоятельности, прикрываясь весьма повышенным уровнем самооправдания и тратя при этом свой боевой задор на кукиш в кармане или изощренный сарказм где-нибудь в отхожем месте.

Рис. 1.13

Бывают случаи и похлеще: острие буквы «р» увенчано какой-нибудь петелькой, например, как на рис. 1.13.

Здесь вы сталкиваетесь с целым «букетом»: вредность, заносчивость, себялюбие и… кокетство. Да-да, именно кокетство. Согласитесь, встречаются же мужчины, которые вместо того, чтобы показать свои кулаки, перед дракой вдруг начинают… строить глазки. На генетическую бисексуальность тут нечего валить, такую жизнь они сами делают, и их главная роковая черта – чрезвычайное самолюбие при повышенном инстинкте самосохранения.

Забегая вперед, сразу скажем: любые рюшки, украшения, завитушки в почерке с психологической точки зрения – это всегда плохо.

Рис. 1.14

И еще по поводу изгибов любых отростков вправо или влево. Уклон влево (рис. 1.14) свидетельствует о наличии проблем в прошлом, человек тащит на себе груз прошлого, и оттого некоторые детали его почерка прогибаются влево.

Рис. 1.15

Изгиб (или прогиб) вправо (рис. 1.15) встречается реже, но и психодиагностика здесь похуже: индивид практически не верит в будущность своих свершений. Вывод – либо он постоянно делает не то, что хотел бы, и ненавидит то, что делает; либо он внутри себя серьезно психически «поломан» и для достижения своих целей готов попрать любые свои принципы.

Народная мудрость гласит: «Бойтесь людей с гибкой совестью!». «Графологически» мы бы ее переделали так: «Избегайте людей с изогнутыми отростками букв «р», «д», «у». Однако бывает так, что отросток упомянутых выше букв нормально продавлен, даже более того – он жесткий и четкий (рука, что называется, «отвечала» за свои действия). Но вот что сразу бросается в глаза графологу: продолжение буквы, ее отросток, прописан не под тем углом относительно общего наклона строки. Маленькая иллюстрация демонстрирует этот феномен (рис. 1.16).

Рис. 1.16

Во втором случае буква «р» прописана с нормальным наклоном, а в первом – с явно измененным. Характерно, что точка перегиба всегда – у основания отростка. Он жесткий и энергичный, но… идет не совсем туда, куда надо. То же происходит с этим индивидом и в жизни. Вследствие ряда неудач или проблем у него выработался своеобразный комплекс, назовем его «смещение цели». Не самый плохой вариант, скажем сразу. Если «лобовая» цель почему-либо недостижима, индивид готов идти на небольшой компромисс с самим собой и с той же энергией бросается на нечто похожее. Для работы качество почти идеальное, не правда ли? Вот только не стоит такого работника чрезмерно искушать – неравен час польстится. Или давать заведомо «не пробивные» задания: уйдет туда, где можно реально чего-то достигнуть. Или, упаси Боже, подвергать сомнениям деловые качества такого работника – обидится сходу и очень сильно. Впрочем, переубедить таких всегда есть шанс, да и на лидеров-«штурмовиков» они, к счастью, не претендуют. Ну, а в общем-то, синдром «смещения цели» – достаточно серьезная вещь и вам не стоит класть все яйца в одну корзину такого напарника. Подстрахуйтесь.

Несколько необычно выглядит отросток длинный, с уверенным нажатием, но с округлым кончиком, как на рис. 1.17.

Рис. 1.17

Такой тип написания буквы «р» характерен для людей с неагрессивным темпераментом, но при этом весьма чувственных и эмоциональных. Их еще называют акцентуированными эмотивными личностями, и совершенно справедливо, поскольку глубина развитости чувств и эмоционального темперамента дает на то полное право. Эмотивные люди нередко от чувств переходят к действиям, но никогда – вопреки своим чувствам. Зато, когда мысли, действия и чувства взаимоподкреплены – перед вами чистейшие гипертимы (врожденная склонность к преувеличенным реакциям), которые с жаром начнут продвигать ваше дело. Как определить, сколько энергии и чувств переходит в действие? Очень просто: по степени «раздутости – сжатости» отростка (рис. 1.18 и 1.19).

Рис. 1.18
Рис. 1.19

Согласитесь, несложно заметить разницу, в обоих случаях площадь нижних отростков различна. Поэтому очень полезно усвоить еще одно графологическое правило: чем шире в поперечине отросток букв «р», «д», «у», «з», тем более эмоциональный человек и тем больше энергии эмоций переходит в стадию неврастении, а не продуктивных действий. Короче: перечисленные выше буквы-«пузатики» – намек на неврастеническую личность. Конечно, нужно обязательно помнить об относительности величин букв.

К примеру, длинный отросток и слегка закругленный кончик буквы «р» с хорошей «продавкой» (рис. 1.20) – человек не прибегает к силовым методам, но упрям и привык руководствоваться определенными принципами и никогда не пойдет против своих чувств.

Рис. 1.20

Совсем иную характеристику можно дать человеку с таким вариантом написания буквы «р», как на рис. 1.21.

Рис. 1.21

Склонность к переживаниям, доходящая до невроза или истерии, и абсолютная неэффективность действий в экстремальных условиях. Внимание мощно сконцентрировано на собственных переживаниях. В целом, как вы понимаете, такие люди мало пригодны для серьезного дела: «тянут» на себя много внимания, а фронт с ними тем не менее не прорвешь. Впрочем, там, где нужно эмоциональное отношение, так сказать, «чувственно-экзальтированная аура», без них совершенно не обойтись. Каждому овощу – свой огород.

Стоит также отметить, что люди с длинным, но закругленным отростком «р» – достаточно совестливые и переживающие за то, что они делают. На них всегда можно положиться, если не заниматься принуждением и не требовать от них за гроши предавать своего ближнего.

Еще одно замечание о длине отростков. Чрезвычайно длинные отростки у букв «р», «д», «у», «з» (скажем, в 2,5–3 раза и более от их верхней части), увы, ударной силы не придают, как уже говорилось. Зато налицо демонстративность, истероидность, позерство и подмена энергии просто шумом. Бывает, например, что человек потихоньку спивается, но еще в силе поразмахивать руками и покричать. На большее, увы, его уже не хватает.

В то же время чрезмерная продавленность отростков – повышенный расход энергии. Это не лишнее в экстремальных ситуациях.

Бывает так, что нажим буквы «р» неоднороден и, дойдя до вершины с сильным нажимом, далее рука возвращается как бы «по воздуху» (рис. 1.22).

Рис. 1.22

Здесь налицо экономия усилий, то бишь весьма дозированная концентрация «ударной энергии». Но в то же время таким людям следовало бы почаще осматриваться и не расслабляться после прохождения трудного этапа. Чрезмерная самоуверенность и отсутствие методичности в усилиях – вот что их может погубить.

Обратите внимание также на особо компромиссный, а если не играть словами – то просто трусливый вариант «ударной» буквы «р» (рис. 1.23).

Рис. 1.23

Отросток не просто поджат, но и изогнут, т. е. двойная подстраховка: чтобы, не дай Бог, не пришлось рисковать. Что же, можно прожить жизнь и так.

Мы намеренно не рассматриваем довольно часто встречающийся верхний бунчук буквы «р», как на рис. 1.24.

Рис. 1.24

Этот вариант целесообразнее разобрать после того, как мы рассмотрим особенности верхних отростков таких букв, как «б», «в», «д», «т».

Глава 2. «ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ…»

Напиши слово «дом» и я скажу, что ты можешь построить.

К.Прутков-аналитик. Каверзные вопросы

Написание буквы «д» – это подсознательная проекция отношения к делу. Слова «дом», «дерево», «дело», «движение», «действие», «дать», «деньги» и т. д. – ключевые понятия в нашей жизни. Иными словами, наш базис, наша деловая сущность – это написание буквы «д». Буква «д» менее мобильна, но зато более основательна. Через букву «д» как нельзя лучше проявляется деятельностный аспект человека. Еще можно сказать, что буква «д» – это тот след, который мы оставляем после себя, это то дело, к которому мы призваны. В начертании буквы «д» нет основания для резких рывков руки пишущего. Но тем не менее каждый пишет эту букву по-своему, так, как привык делать дело.

Начнем, пожалуй, с самой неприятной версии. Итак, буква «д» с длинным, продавленным и треугольным отростком (рис. 2.1).

Рис. 2.1

Быстро, кстати, такую букву «д» не напишешь, поэтому о мобильности в деле не может быть и речи. Основательность – да, но опять же с явным «тяжеловесным» уклоном. Для наглядности представьте быка на «тормозе», когда он топчется на месте перед атакой. Иными словами, налицо установочность как необходимое условие действий и дела. Плюс готовность держать круговое нападение и круговую оборону в зависимости от того, как все сложится. А потому возможен взгляд исподлобья: все ли предусмотрено и нет ли рядом врагов?

Вот здесь мы и подошли к самому неприятному, а именно: владельцам почерка с такой буквой «д» присуща сильно развитая обидчивость и паранойя (подозрительность), причем проявляются эти качества именно в тот момент, когда нужно спокойно действовать, а не искать обидчиков. В случае неудачи такой вот индивид выльет ушаты грязи и обвинений на окружающих, притом в предельно агрессивной форме. В случае успеха – навсегда обидится, если мало похвалили и не достаточно почестей воздали. Когда-нибудь обязательно это припомнит. Вообще, излишним человеколюбием владелец такой «треугольной» буквы «д» не страдает и, что примечательно, не любит даже самого себя. Последнее может успешно вытесняться, проецироваться вовне и не осознаваться.

Все дело в «треугольности» отростка, два острия – это уже нонсенс, при этом рука тратит слишком много энергии, чтобы изобразить еще один угол, который к тому же направлен влево, в прошлое, на себя или на тех, кто, к примеру, отдал приказ. Энергия второго острия (рис 2.1а) абсолютно деструктивна и вряд ли когда-нибудь окажется полезной в деле.

Рис. 2.1а

Как правило, такие люди всем недовольны, а все потому, что им так и не удалось в жизни добиться самоуважения своими делами. Бывает, но, как говорится, при чем тут мы?

Вот еще вариации этой версии (рис. 2.2).

Рис. 2.2

«Треугольная» и поджатая буква «д». Синдром поджатости объясняется так же, как и в случае буквы «р» (см. рис. 1.11 и 1.23), т. е. осторожность, переходящая в малодушие или трусость. Но, что примечательно, в агрессивно-обидчивой форме, чтобы никто и не заподозрил неладное, ведь амбициозность при этом отнюдь не уменьшается (рис. 2.2а).

амбициозность
Рис. 2.2а

Существует такое правило: чем шире «треугольник» кончика буквы «д», тем сильнее будут «обидки» и тем меньше дела, особенно в опасных ситуациях. Еще один фактор, резко ухудшающий подобный диагноз: нажим отростка. Впрочем, об этом уже шла речь, когда мы рассматривали букву «р». Чем слабее нажим, тем меньше на такого человека можно рассчитывать. Плохо, если боковое острие продавлено сильнее, нежели основное нижнее. Энергия растрачивается на обвинения, но уж никак не на дело.

Особенно следует отметить вариант, представленный на рис. 2.3.

Рис. 2.3

Очень жесткий и острый отросток у буквы «д», не правда ли? Хозяин такой буквы «д» никому полностью не доверяет, готов скорее к бою, нежели к домостроительству. Таких больше уважают, нежели любят, за что часто им приходится расплачиваться одиночеством. Кстати, такая буква «д» – ближайший родственник «кинжальной» конфигурации буквы «р» (см. рис. 1.8).

Еще заметнее перечисленные качества у человека с более коротким вариантом буквы «д» с плотно насаженной верхушкой буквы на предельно выверенное треугольное «лезвие» (рис. 2.4).

Рис. 2.4

Сравните с рис. 2.4а.

Рис. 2.4а

Заметим, у отростка нет «шейки» и длина его очень точно сбалансирована. В данном случае мы имеем дело с очень жестким человеком, который умеет не только точно дозировать удары, но при этом не забывает и о подстраховке. Мобилизационная готовность – выше всяческих похвал, а сами действия – напрочь лишены сантиментов. Знает свою цель и догадывается о ее цене, а потому готов всегда за нее платить. Как вы уже поняли по букве «р», чем уже «лезвие» отростка, тем меньше эмоций расходуется на побочные переживания, здесь все работает на концентрацию и постоянство усилий. Представьте мерно врубывающуюся в толпу варваров когорту центурионов. Они просто делали свое дело, как кто-то строил дома. С одним уточнением: они чаще нападали, нежели оборонялись, и горе помешавшему им на их пути!

Конечно, можно достигать своего, минимально продуцируя направленную вовне и на себя самого агрессию. Тогда отросток буквы «д» видоизменяется и становится мягче, как на рис 2.5.

Рис. 2.5

Сглаживается второе острие, «треугольник» превращается в «скальпель». Хирург делает очень больно, но иногда спасает. Плакаться в жилетку во время операции ему тоже вроде бы не положено, да и не с руки. Люди-«хирурги» встречаются не только в медицине. Можно доверять такому человеку: лишний кусок одеяла тянуть на себя он не станет, но и своего тоже не отдаст. Просто не стоит излишне его прогибать, можно когда-нибудь за сие поплатиться. В оценке происходящего владельцы такой скальпелеобразной буквы «д» – отличные критики, поскольку не трусят и не слишком амбициозны. Чем мягче «овал» отростка, тем душевнее ваш «хирург». Только не путайте, пожалуйста, мягкость и душевность с уступчивостью, малодушием и конформностью.

Люди, которые не провоцируются на агрессию, но тем не менее могут настоять на своем, обладают примерно таким отростком буквы «д», как на рис. 2.6.

Рис. 2.6

Мягкая полуокружность вершины отростка свидетельствует о твердом желании не наломать дров в моменты пиковых ситуаций. Расхожее правило: «цель оправдывает средства» здесь, увы, неприемлемо. В наше время исключительно товарно-денежных отношений как-то не принято говорить о главенствующей роли ментальности человека, но здесь как раз тот случай, когда с чувствами и принципами, по-видимому, придется считаться.

Когда индивид осознает, что ареал его личной самореализации сужается, отросток буквы «д» неминуемо укорачивается, как бы подтягивается к строчке. В общем, по длине отростка буквы «д» можно судить о субъективном представлении индивида о степени «широты» зоны его индивидуального влияния на внешнюю среду. Или еще точнее: постоянной величине «жизненного пространства». Буква «р» – это сила атаки, а буква «д» по величине своего отростка – степень самореализации, так сказать, закрепленной экспансии личности в мир сей. Поджатый отросток «д» – однозначно невозможность себя отстоять (даже невзирая на атаки) и минимизация индивидуального ареала. В подобном случае в почерке вы увидите следующее (рис. 2.7):

Рис. 2.7

Характер отростка (его конфигурация) покажет степень обидчивости и самооправдания, но в целом здесь важен явно укороченный отросток. И не важно, что о себе думает индивид и каким образом он оправдывается; важно, что он кому-либо или чему-либо подотчетен, т. е. не обладает «нормальным» правом голоса. Согласитесь, такое бывает сплошь и рядом: на работе вроде бы и начальник, а по жизни – подчиненный обстоятельствам человек. Если с такого снять «служебные погоны», то голый король из него все равно не выйдет. Не тот калибр. Впрочем, есть и положительное «но»: если укороченная «д» прописана четко и с выраженным нажимом, то такой индивид хотя бы готов носить кулак в кармане и защищать свой маленький огород у крыльца. По принципу: «Вот этого уж, пожалуйста, не троньте!»

Иногда встречается такое написание буквы «д», при котором отростка нет вовсе, т. е. почти что нет (рис. 2.8).

Рис. 2.8

Верхушка буквы, ее «овал» вполне приличных размеров, а вот отросток почему-то усох, съежился и готов исчезнуть. В этом случае об отстаивании своего дела или своего ареала речь уже не идет. Так, по-видимому, спокойнее, когда еще есть желание, но нет принципов. Безвольная жена или безропотный муж в тупой покорности к своей дальнейшей судьбе. Бывает, человека один раз, но сильно напугали. Или с раннего детства непрерывно «строили», по ходу «обламывая». И уж очень редко бывает, когда человек сам себя глубоко загоняет в пассивную подчиненность, например из-за большой привязанности или непереносимого отвращения к любым формам сопротивления. Казалось бы, удобно иметь под рукой покладистого и послушного, но не переусердствуйте при отборе персонала, изучите почерк. Люди с редуцированной «д» в лихую годину не станут надежным подспорьем. И упаси Бог от подобной «дрессуры» собственного ребенка. Полюбопытствуйте по строчкам в его дневнике или школьной тетрадке результатами вашего воспитания.

Рис. 2.9

Вариант написания буквы «д» подобный тому, который представлен на рис. 2.9, реже встречается у подрастающего поколения, но гораздо чаще у взрослых «детишек», весьма капризных, с разного рода нервными расстройствами из-за того, что не все у них идет так, как того хотелось бы. Они что-то там делают, отстаивают, но все это – не по призванию, в результате – «обидки», обвинения. Жертвы собственной компромиссности, не способные простить другим свою слабость. Объяснение неудач и несостоятельности исключительно рационально: «потому-то и потому-то…» В случае скандала с такими людьми лучше всего предоставить им возможность сделать первый шаг, выговориться, а затем можно ответить на нападение даже вполсилы, будет достаточно. Им ведь нужна видимость драки, но не поле боя, усеянное трупами. Хотя вреда такие на отходе, в спину, могут причинить немало.

Встречается и более откровенный вариант демонстрации собственных потенций, которые пожизненно так и остаются потенциальными. Обладатели ниже следующих отростков (рис. 2.10а-г) о деле-то никогда особо и не задумывались.

Рис. 2.10а
Рис. 2.10б
Рис. 2.10в
Рис. 2.10 г

Как видно невооруженным глазом, вершины у таких отростков, прямо скажем, никудышные. Ежели «рюшки», «петельки», «крючки» прорисованы вправо (рис. 2.10б, в) – то имеем дело с неуверенностью, повышенным самокопанием наряду с демонстративностью: «Вы от меня многого хотите!» Если верхушечные элементы повернуты влево (рис. 2.10а), то налицо неуверенность в становлении дела, в будущих шагах по его реализации и, как следствие, – заготовка эскиза грядущего самооправдания. Вариант рис. 2.10 г – мало усердия и энергии, но много злости и обвинений. «Спиногрыз», короче, который никогда не был настоящим работягой. В целом, «палочковидный» отросток буквы «д» выдает любителя упрощенно-директивных подходов к любому делу. Здесь важно, чтобы подручные оказались сметливыми или оно (т. е. дело) само как-то обустроилось.

Рис. 2.11

Ну а носители такого варианта отростка буквы «д», как на рис. 2.11, просто достойны восхищения. Это ж надо так себя поставить, чтобы тобой восхищались только за то, что ты есть! Правда, подача этого «я есть» происходит чаще всего в сверкающей и нередко эстетизированной обертке. Короче: артистизм, себялюбие, эстетика пространства и переживаний, а что до дела, то какое иное может быть дело? Во всяком случае строить «корчагинскую узкоколейку» с такими личностями вам не придется. Как, впрочем, и участвовать совместно с ними в делах, которые требуют прежде всего напряжения сил при отсутствии благодарностей и похвал. Чем затейливее «финтифлюшки» у буквы «д», тем больше своеобразия проявит человек на пути к тому, чтобы ничего не делать и при этом что-нибудь да значить (рис. 2.12). Иногда получается.

Рис. 2.12

Есть еще достаточно распространенный вариант написания буквы «д», когда отросток не внизу, а вверху, примерно так, как на рис. 2.13.

Рис. 2.13

Иногда так пишут те, для кого вторым обиходным языком стал английский, в котором буква «д» пишется отростком вверх. Однако причина предпочтения подобного написания все же несколько глубже. Здесь налицо классическая инверсия, когда вместо «быть» человек предпочитает «казаться». Иными словами, процесс реализации собственного пути заменяется карьеризмом и удовлетворением честолюбия. Что особо примечательно, сие происходит, так сказать, мирным путем с высокой долей компромизма. Представим эдакого сноба, избегающего острых углов, но крайне обидчивого и болезненно реагирующего на снижение своего реноме. Проще говоря, с таким человеком придется постоянно угадывать, достойно ли ему воздается за его труды. В противном случае приготовьтесь к затаенной обиде и неизбежному уходу работника. Впрочем, оно, может, и к лучшему. И еще один аспект: в изначально жестких условиях такой индивид становится весьма послушным и работящим, ведь конформность – вторая черта его натуры после амбициозности.

* * *

Буквы «у» и «з» анализируются абсолютно аналогично букве «д», поэтому нет надобности перебирать те же варианты. Графология – это скорее блочное сооружение, но уж никак не дактилоскопия алфавита. Буквы «д», «у» и «з» – функционально единый блок по диагностированию. Но некоторые отличия букв «у» и «з» все же стоит учитывать.

Буква «у» отражает прежде всего эмоциональные и зачастую неосознаваемые процессы внутри нашего «я», которые имеют ментальную или экзистенциональную окраску. Тем, кто увлекается астрологией, уместно будет вспомнить, что именно курирует в наших судьбах Луна. Буква «у» – «Ид-овская» и «архетипная» в концепции классического психоанализа и «экзистенционально-эмоциональная» в неопсихоаналитическом подходе (Франкл, Фромм). Заумно? Тогда попроще: страх, тоска, уныние, чувства одиночества и сопричастности, переживания по поводу смысла собственной жизни – вот приблизительный перечень проекций через букву «у». Хотите знать действительный уровень сентиментальности вашего окружения? Проанализируйте все виды отростков буквы «у», пользуясь «трафаретами» отростков буквы «д». Пожалуйста, пример (рис. 2.14а, б).

Рис. 2.14а

Вариант рис. 2.14а: человек глубоко переживающий, чувственный, с хорошо развитым эмоциональным подсознанием, чувства мотивируют поступки и служат неотъемлемой смысловой частью жизни индивида. В чувствах, по крайней мере, не идет на компромисс, предпочитает переживать «в полную силу».

Рис. 2.14б

Вариант рис. 2.14б: чувства задавлены и подвергаются внутренней цензуре, отчасти вытесняются, отчасти подавляются. В чувственных сферах индивид готов идти на компромисс (вопреки своим переживаниям). Из-за этого склонен к неврозам и истериям, возможна определенная неадекватность эмоциональных реакций в провоцирующе-нагнетающих ситуациях (например, «плаксив» по пустякам, вследствие накопленных ранее обид по более серьезным причинам).

Стоит также принять в расчет при анализе, что буква «у» в определенной степени выдает также интуицию человека, а именно его способность чувствами охватить суть происходящего в настоящем и в вероятном будущем. Интуитивность тем выше, чем длиннее и тверже продавлен отросток (по типу 2.14б). Про таких людей говорят: «Он сердцем чует…»

В написании буквы «з» (в отличие от буквы «у») проецируются не глубинные, а более ситуационные эмоции, что называется, на злобу дня. Бурная радость, вплоть до экзальтированности, или же язвительность, капризность – все, что человек выплескивает эмоционально наружу, все это проецируется посредством буквы «з». Конечно, если в строчке мало или совсем мало букв «з», то эмоции находят выход и через другие отростки. Однако собственную специализацию этой буквы стоит все же учитывать. Да, если вам нужно оценить эмоциональную непосредственность (раскрепощенность), а также коммуникативность человека – обязательно исследуйте отростки буквы «з». Если они «недоразвиты» (простите за термин) или слишком угловаты, резки – то от PR-овских акций такого работника держите подальше. Если отросток буквы «з» не в меру пузатенький, как на рис. 2.15, то вас просто замучают изливаниями души в рабочее и нерабочее время. Неврастеники, они ведь только о своем…

Рис. 2.15

В заключение можно сказать, что стилистика начертания отростков букв «д», «у», «з» чаще всего совпадает, но если вдруг обнаружатся кардинальные различия, тогда применяйте указанные аспекты специализации. Человек бывает многолик, и тут уж ничего не поделаешь. Поэтому советуем: учитывайте абсолютно все варианты начертания отростков букв «р», «д», «у», «з»; обязательно также анализируйте слова, в которых они встречаются. Как вы понимаете, семантика слов и предложений для пишущего, безусловно, «что-то» определенно значит. (Сравните, например, написание фраз «пошел прочь!» и «добрый день!»)


Отдельный разговор о нижних отростках таких букв как «щ» и «ц». Согласитесь, иногда встречается и такой почерк, когда отростки букв «у» и «ц» практически одинаковы, так что лишь по смыслу слова догадываешься, «кто у них что». Скажем сразу: для графолога сие различие весьма и весьма принципиально. Получается, что пишущий подсознательно ужимает, укорачивает «экстремальный» отросток буквы «у» и в то же время непропорционально увеличивает мини-отросток буквы «ц». Но! Нижние мини-отростки букв «ц» и «щ» ни в коем случае не являются проекцией каких-либо экстремальных или эмоционально-значимых процессов! Это в графологическом понимании сугубо «бытовые» буквы, отражающие повседневность, а точнее, «нормальность» обыденной жизнедеятельности человека. Иными словами, то, насколько он эту обыденную жизнедеятельность драматизирует или гипертрофирует эмоционально (и деятельностно-поведенчески тоже).

Никто не станет оспаривать, что сплошь да рядом встречаются индивиды, для которых «что ни день, то бой». Конечно же, в их микропонимании. А если дело доходит до серьезного испытания, такой боец может оказаться тише воды и ниже травы. Если буквы «у» и «д» имеют уменьшенный отросток, а буква «ц» – гиперувеличенный до их соразмерности, то такой тип людей можно назвать «героями кухонного стола». Обычно это домашние тираны, а на работе – законченные снобы, отличающиеся выраженной пугливостью перед начальством и «командностью» по отношению к подчиненным. Гиперувеличение мини-отростков «ц» и «щ» – заполнение властностью тех сфер жизни, где, по большому счету, она особенно и не нужна. В результате возникает лишь изводящая окружающих нервозность. Когда происходит сплошная драматизация всего и всех, скорее всего, мы сталкиваемся с личностной несостоятельностью «драматурга». Не повезло с морем, так пусть хоть буря в стакане. Как ни странно, но часто такие люди успешно поднимаются по служебной лестнице, обрастая по ходу непробиваемой стеной бюрократизма и «нажуханных» помощников. В одиночку да в дикое поле они не выходят.

Вот вам симптоматический пример, чтобы легче было «раскусывать» таких псевдобойцов (рис. 2.16):

Рис. 2.16

В этом примере буква «ц» выглядит точь-в-точь как «д» по описанному ранее типу (рис. 2.1.). Обратите внимание, что рядом стоящая с «ц» буква «д» явно «поджатая» (см. рис. 2.2.).

Тот же вариант, но сравниваются буквы «у» и «ц» (рис. 2.17):

Рис 2.17

Ну а если мини-отростки явно бросаются в глаза, но при этом буквы «д», «у», «р» также развиты и прописаны с хорошим нажимом? Тогда перед вами либо а) почерк гипертима; либо б) почерк «солдата», который даже в мирное время уже не может расслабиться. В общем, преувеличенные отростки букв «ц» и «щ» – это всегда чрезмерная потеря энергии и ненужная напряженность. Особенно, когда отростки выраженной треугольной формы, как на рис. 2.18.

Рис. 2.18

Если же отростки букв «ц» и «щ» гипертрофированы и округлы (рис. 2.19), то перед вами «законченный» неврастеник, для которого даже микростресс – уже проблема.

Рис. 2.19

Или же это истероид-«артист», умеющий муху превратить в слона. В таком случае преувеличенные округлые отростки букв «ц» и «щ» сочетаются с пропорционально развитыми отростками букв «д», «у», «з». Примерно так, как на рис. 2.20.

Рис. 2.20

Это почерк «классической» демонстративной личности (истероида, гипертима).

Диаметрально противоположная ситуация, когда отростки у букв «ц» и «щ» уже не мини, а что ни на есть – микро, т. е. они почти незаметны (рис. 2.21).

Рис. 2.21

В данном случае вы сталкиваетесь с синдромом или комплексом тотального самоконтроля. Бывает, что человек вообще не может себе позволить расслабиться или дать волю. Так его воспитали или так сложились обстоятельства. Бедняга запуганный, что называется, до предела. Так, что и вполне безобидные отростки рука не решается прописать. Если вам нужны безропотные и безынициативные подчиненные – выбирайте их по отсутствию выраженных отростков букв «ц» и «щ». Чтобы домашний кот был совсем ручным, его иногда кастрируют. Простите, сорвалось не к месту…

Глава 3. «КУДА ТЫ ЛЕТИШЬ, КРЫША МОЯ?»

Не споткнись!

К. Прутков – любителям ковровых дорожек

Если нижние отростки букв – «корни» почерка, то верхние – его «крона». Мечты, фантазии, стратегическое планирование, честолюбивые перспективы, амбициозность, увлекающие мании – вот полный перечень того, что заставляет нашу руку тянуть бесконечно вверх отростки и отросточки букв «в», «б», «г», «п». Впрочем, для профессионального графолога ставить в один недифференцированный ряд эти буквы – нонсенс, если не абсурд. Поэтому начнем анализировать снова строго поэлементно, пристально вглядываясь в индивидуальный «портрет» каждого отростка этих ни в чем не дублирующих друг друга букв.

Букву «в» можно по праву считать инверсией наверх буквы «д». Они действительно зеркально похожи. Буква «в» – это буквально внедрение, вхожесть, вовлечение. Заметьте, «мы» – «во что-то», то есть, классическое «субъект-объектное» противопоставление с явным устремлением экспансии первого. Если попроще, то – стратегическое планирование, честолюбие, самореализация, целеустремленность, карьеризм, в конце концов. Сюда же можно отнести и прагматизм. Помните «лучше синица в руке, нежели журавль в небе». У тех, кто погонится за журавлем, верхний отросток буквы «в» будет явно удлиненным, ну а у «синичников», наоборот, отросток прижмется к строке, ну точь-в-точь как подкрадывающийся к пернатой добыче на кусте дворовой кот-охотник. Графологический «портрет» по букве «в» реалиста-прагматика будет выглядеть, примерно как на рис. 3.1.

Рис. 3.1

Ну а стратегическое, эдакое «штабное» отношение к планированию своей индивидуальной судьбы выразится в написании буквы «в», как на рис. 3.2.

Конец ознакомительного фрагмента.